Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
31 мая 2005 г., № Ю З (22481) ЛИПЕЦКАЯ А Л О Т О В Ы Й ШЕ0Е№85 Выпуск подготовлен пресс-службой управления ФНС РФ по Липецкой области О налогах на официальном сайте Управления ФИС но Липец кой области 1шр:, , х\х\\х. г48.па1о,цли ^Проф ессионалы Оправдывая доверие | В последние годы основной движущей силой в деятельности налоговых подразделений области становятся молодые специалисты, пришедшие на смену ветеранам, которые пятнадцать лет назад стояли у истоков новой государственной службы. ФОТО ГЕННАДИЯ ЛУКИНА. Руководство смело выдвигает молодых на руководящие должности, июни достойно оправдывают, такое доверийсЦ .05 Ольга Алексеевна Бирюкова вот уже два года возглавляв4 ет отдел ввода и обработки данных ИФНС России по Цент ральному району г. Липецка, а начинала она специалистом второй категории, старшим госналогинспектором. В ее отделе ежедневная нагрузка на каждого из семи работников составляет более двухсот пятидесяти компью терных операций. Чтобы полностью обработать поступающую в инспекцию электронную и бумажную информацию, прихо дится максимально оптимизировать рабочий график, но мо лодые налоговики под руководством своей Ольги Алексеев ны достойно преодолевают возникающие трудности. ^Консультационный пункт Прибыль и расходы на рекламу Актуальная тема учитываются в целях нало- “Какие расходы на гообложения прибыли' И. Маковец, г. Липецк.” — Нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что все расходы на рекламу делятся на нормируемые и ненормируемые, закрытый перечень ко торых установлен абзацами 2-4 пункта 4 статьи 264 НК РФ. Перечень нормируемых расходов является открытым. К ним, например, относятся расходы организации на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгры шей таких призов во время проведения массовых реклам ных кампаний. При отнесении к нормированным расходам затрат на про паганду товаров, выпускаемой продукции или иных видов деятельности необходимо, чтобы выбранная форма такой пропаганды подпадала под понятие «реклама», определен ное законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ, и отвечала требо ваниям статьи 252 НК РФ. “Наша организация занимается реализацией продуктов питания. В торговых залах магазинов проводится дегуста ция продаваемой продукции. Являются ли расходы орга низации на проведение дегустации нормируемыми расхо дами на рекламу? В. Кромешная, г. Липецк.” —Да, относятся, так как дегустация в магазинах являет ся способом рекламы продаваемых товаров. Расходы орга низации на такой вид рекламы, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% вы ручки. При этом выручка определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ. “Организация оптовой торговли тратит средства на уча стие в экспозиции своих товаров. Какие из этих расходов относятся к ненормируемым расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли методом начисления? Считают ся ли при этом рекламными расходы, связанные с компен сацией затрат дилеров и покупателей (магазинов, рестора нов, гостиниц) на демонстрацию на их экспозиционных площадях (в торговых точках или точках питания) наших товаров? Л. Попова, г. Елец.” — В целях налогообложения прибыли методом начисле ния организации оптовой торговли к ненормируемым расхо дам на рекламу по участию в экспозиции товаров относятся только экономически обоснованные и документально подтвер жденные расходы на оплату услуг для участия в подобных выставках (согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодек са РФ). При этом размещенные в составе экспозиции товары или образцы должны быть приобретены для реализации оп товой торговли, нести информацию о деятельности рекламо дателя, его товарном знаке и знаке обслуживания. Информация о товарах и их стоимости должна даваться в привязке к конкретной коммерческой точке. Она призвана формировать интерес и привлекать внимание к качеству то варов и к возможности их приобретения в конкретном месте по конкурентоспособным (наиболее привлекательным) ценам. Вследствие этого к вашим расходам на рекламу не относятся расходы, связанные с компенсацией затрат дилеров на де монстрацию товаров на их экспозиционных площадях. Валентина МАЙОРНИКОВА , советник налоговой службы РФ II ранга . О н а л о г о в ы х « т е р р о р и с т а х » и н р а в с т в е н н ы х с т а н д а р т а х Совершенствование работы налоговых и таможенных органов названо Президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ системообразующей задачей в сфере развития государства Приоритетом в деятельности фискальных органов страны, по мнению главы государства, должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства. И в то же время говорится, что «налоговые органы не вправе «терроризировать» бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам». ' О том, как эти требования воплощаются в практике работы налоговиков, рассказывает руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области Владимир БЕРБЕНЕЦ. В Послании Президента подчеркивается, что налого вая система должна быть нео бременительной для бизнеса как по уровню ставок, так и в части процедур расчета и уплаты налогов. Уменьшение налогового бремени нагляд но проявляется в специаль ных режимах налогообложе ния. Это упрощенная систе ма, единый налог на вменен ный доход и единый сельс кохозяйственный налог. На логоплательщики области охотно применяют эти режи мы налогообложения. В 2004 г. на них работали более 26 тысяч юридических и физи ческих лиц. По сравнению с 2003 г. их число возросло на две с половиной тысячи. Налоговая н агрузка в среднем на одно предприя тие, применяющее специаль-. ный режим налогообложе ния, составляет 35 тысяч рублей, в то время как на среднестатистическое малое предприятие, применяющее общую систему налогообло жения, — 433 тысячи руб лей. Снижение налогового бремени более чем в десять раз! На одного индивидуаль ного предпринимателя в 2004 году приходилось в среднем в месяц по 315 рублей нало говых платежей. В то же время при росте числа налогоплательщиков, применяющих спецрежимы, на 11 процентов, налоги от этой категории увеличились более чем в два раза и соста вили 267,4 миллиона рублей. Это подтверждает, что сни жение налоговой нагрузки способствует оживлению предпринимательства и поло жительно влияет на динами ку налоговых поступлений. Уменьшается бремя пла тежей и по другим налогам. В прошлом году с 20 до 18 процентов снижена ставка налога на добавленную сто имость, в этом — с 35,6 до 26 процентов — единого со циального налога. Кроме того, отменен один из трех местных сборов — налог на рекламу. Уменьшая налоги, госу дарство рассчитывает на доб росовестность налогоплатель щиков, на то, что они, доро жа своей деловой репутаци ей, будут соблюдать законо дательство. В Послании 2004 года в качестве положитель ных результатов в налоговой сфере отмечается снижение масштабов уклонения от уп латы налогов. Однако эта проблема все еще остается. Не случайно и в Послании этого года подчеркивается: «Фискальные органы не дол жны проходить мимо нару шения законов». Такая вот двуединая задача: не «терро ризировать» излишними про верками, но и «не проходить мимо». В нашей области каких- либо серьезных нареканий на то, что налоговые инспекции замучили проверками, от представителей бизнеса нет. Мы стараемся проводить комплексные проверки. По вторно в прошлом году вы ходили на предприятия толь ко в рамках контроля за ра ботой подведомственных ин спекций, как требовало от нас министерство. С этого года обязательность таких перепроверок отменена. В области внедряется си стема автоматизированной камеральной проверки, что позволяет меньше выходить на предприятия, но, в то же время, усилить контроль за соблюдением налогового за конодательства. Создается автоматизированный банк данных, так называемое «До сье налогоплательщика», куда поступают данные из самых различных организа ций, с которыми взаимодей ствует предприятие или пред приниматель. Такой обмен информаци ей позволяет использовать в аналитической работе кос венные сведения о хозяй ственной деятельности нало гоплательщиков для контро ля исполнения ими налого вых обязанностей. Это уже сегодня позволяет нам, не выходя на предприятия, вы являть значительную часть нарушений: 49 процентов всех дополнительно начис ленных платежей дают нам именно камеральные провер ки. На текущий год мы ста вим задачу довести доначис ления по результатам каме ральных проверок до 60 про- центов, не снижая при этом * эффективность выездных на логовых проверок. В том, что эта задача ос тается актуальной, мы каж дый раз убеждаемся в ходе контрольной работы. Так, из 1372 выездных проверок юридических лиц, проведен ных в минувшем году, нару шения налогового законода тельства установлены в 1247, то есть в 91 проценте. В ре зультате камеральных и вы ездных проверок дополни тельно начислено в бюджет 1 миллиард 686 миллионов рублей, что на 597 милли онов больше доначислений 2003 года. Значительную проблему для контрольной работы со ставляют так называемые проблемные организации — те, что не отчитываются или показывают в отчетах отсут ствие доходов. Количество таких организаций снижено за 2004 год на 324, за 4 ме сяца текущего года —еще на 42 организации. В прошлом'‘гд’ду1'25 орга низаций из этой категории возобновили свою деятель ность и уплатили налоги в сумме 7 миллионов рублей. В текущем году приступили к работе еще 18 таких орга низаций, уплативших 139 тысяч рублей налогов. Предприятия малого биз неса, к сожалению, в значи тельной своей массе еще нельзя назвать законопос лушными. Не случайно в Послании этого года Прези дент говорит о необходимос ти для современного россий ского бизнеса следовать об щепринятым в цивилизован ном обществе нравственным стандартам. Несомненно, что законопослушность в таких стандартах занимает одно из первых мест. Мы же пока вынуждены, вместо того, что бы проверить правильность уплаты налогов, нередко ра зыскивать самих налогопла тельщиков. Значительная часть По слания и прошлого, и этого года посвящена идеологии демократического государ ства, в котором основопола гающее место занимают пра вовые гарантии. В налоговых взаимоотношениях они выра жаются в разрешении споров в судах. В 2004 г. судами рассмотрено 6824 дела по за явлениям налоговых орга нов. В сравнении с 2003 го дом их число выросло на 20 процентов. Подавляющее ко личество заявлений связано с необходимостью принуди тельного взыскания налогов с физических лиц, не испол няющих свою обязанность самостоятельно. Это такие налоги, как транспортный, земельный, налог на имуще ство. Наряду с этим, судами рассмотрено 100 исков нало гоплательщиков к налого вым органам. Из них 65 удов летворено в их пользу. Боль шинство споров возникает в ходе проверок и вызвано не совершенством налогового законодательства, постоянно вносимыми изменениями, последующими разночтения ми, наличием «двойных фор мулировок». В Послании Президента 2005 года ставится задача повышения эффективности государственных структур, повышения качества предос тавления публичных услуг населению. Й в этом плане нам еще предстоит порабо тать. В связи с реорганиза цией налоговых органов в ряде районов вместо полно ценных инспекций остались участки, где заняты по не скольку работников. Это, ' ^ЙЪ'ЙйЧёо, не могло нё'соёдатЪ определенные трудности и для нас, и для налогопла тельщиков. Но, тем не менее, мы всё стараемся сделать для того, чтобы каждого налогопла тельщика обслужить по мес ту жительства. Принимаем налоговые декларации, ведем информационную работу, проводим семинары. Изменения в налоговом законодательстве, в регла менте проведения проверок должны, как говорится в По слании Президента, «создать дополнительные гарантии... для обеспечения большей свободы предприниматель ства и справедливого отноше ния к нему со стороны госу дарства». Но нельзя забы вать, что отношение государ ства к бизнесу и отношение бизнеса к государству —- воп росы взаимосвязанные. И если от первого зависит ус тановление разумных зако нов и необременительных ставок налогов, то от второ го — обязательность выпол нения этих законов. Будут своевременно пре доставляться документы на логовой отчетности, полнос тью уплачиваться налоги, — то есть, будет цениться соб ственная деловая репутация, — не понадобится никого «терроризировать» проверка ми и, тем более, перепровер ками. ^ П л а т е ж и Четыре шага до ... банкротства К сожалению, многие предприниматели и частные фирмы имеют долги перед бюджетом, Кто по своей “забывчивости” не уплачивает налоги и сборы, а кто по каким-либо другим соображениям. Как бы там ни было, государство предусмотрело подобные ситуации и дает шанс налогоплательщику самостоятельно исправить состояние своих дел. При наличии у налого плательщика недоимки нало говые органы направляют письменное извещение-требо вание о неуплаченной сумме налога и причитающихся пеней, в котором также ука заны сроки их уплаты в со ответствии со статьей 69 На логового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Направление требования является первоочередной ме рой и достаточно эффектив ной. Возьмем, к примеру, Ок тябрьский район г. Липецка. Анализ этой работы за пос ледние два года показал, что налогоплательщики-должни ки после получения требова ний об уплате налогов пога сили 98 миллионов 900 ты сяч рублей долга. Однако многие из долж ников не используют возмож ность рассчитаться по неуп лаченным ранее платежам са мостоятельно. В таких слу чаях начинает работать ста тья 46 НК РФ, по которой на логовые органы обязаны взыскивать недоплату в при нудительном порядке. Только за 2003-2004 годы в результате принудительных мер по взысканию недоимки по налогам и сборам в бюд жет поступило свыше 222 миллионов 20 тысяч утаен ных от бюджета рублей. Меры принудительного взыскания начинаются с на правления в банк инкассовых поручений на перечисление налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Если у должника от сутствует счет в банке или денежных средств недоста точно, то взыскание налога производится за счет имуще ства, в том числе за счет на личных денежных средств (статья 47 НК РФ). За невыполнение требо вания об уплате задолжен ности по налогам и сборам налоговые органы вправе привлекать должностных лиц предприятий-недоим- щиков к административной ответственности, а также направлять материалы в УВД Липецкой области - Управление по налоговым преступлениям, для привле чения предприятий, имею щих задолженность по на логам, к уголовной ответ ственности, предусмотрен ной статьей 199 Уголовного кодекса Российской Федера ции. За уклонение от уплаты налогов в соответствии с дан ной статьей предусматрива ется штраф в сумме от 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей, за те же деяния в особо крупных размерах - штраф от 200 тысяч рублей до 500 тысяч рублей. В 2004 году для привлечения к от ветственности предприятий- должников в УВД был на правлен материал по восьми предприятиям, по одному из них возбуждено уголовное дело. В случае отсутствия у организации имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, налоговый орган вправе воз будить процедуру банкрот ства. Таким образом, как толь ко должник игнорирует тре бование об уплате налогов и сборов, вероятность того, что он станет банкротом, увели чивается. Ведь от неуплаты до банкротства всего четыре шага: взыскание за счет де нежных средств, арест иму щества, взыскание налога за счет имущества и... банкрот ство. Антонина ИВАНОВА, советник налоговой службы РФ III ран га . ^ргМалый бизнес В «теремках» идет «перепись населения» “Кто-кто в теремочке... не живет?” - так называлась корреспонденция, опубликованная в № 81 “Налогового курьера” (“ЛГ” от 20 января т. г.). Речь в ней шла о результатах проверки организаций малого бизнеса, зарегистрированных в областном центре по адресу: ул. Ленина, 23. Но не только нарушения в соблюдении налогового законодательства выявила эта проверка. Оказалось, что одних предприятий, указавших в своих учредительных документах этот адрес, здесь нет и никогда не было, а некоторые из тех, что расположили в этом здании свои офисы, зарегистрированы совсем по другим адресам. Налоговые органы решили провести аналогичные проверки и по другим “ густонаселенным” адресам Липецка. В ходе рейдов обследованы более тысячи предприятий, распо ложившихся по адресам: Доватора, дом 14; Водопьянова, дом 21; Толстого, дом 1; Советская, дом 4; Алмазная, дом 6; 9 Мая, дом 14; на площади Мира, дом 16, в ряде-строений по Универсальному и Поперечному проездам... Установлено, что по месту регистрации фактически отсутствуют более половины организаций. Из тех, что находятся по зарегистрированным адресам, большая часть уплачи вает налоговые платежи в незначительных размерах, подчас значи тельно меньших, чем сумма арендной платы за помещения, снима емые под офис. Так, ряд организаций, зарегистрированных по Универсальному и Поперечному проездам, вообще не уплачивают налог на доходы физических лиц, несмотря на значительное количество работников. Проверка установила, что на этих предприятиях официальная зара ботная плата составляет 700 - 800 рублей. Понятно, что с учетом стандартных налоговых вычетов, составляющих 300 рублей на ра ботника и 600 - на одного ребенка, на положенные 13 процентов подоходного налога ничего не остается. Каким же бизнесом занимаются эти организации, держащие своих работников на такой нищенской зарплате? Наверное, бедные, еле концы с концами сводят... Ан нет, многие ничего даже живут. Вот, например, расположенная в этих проездах ООО “Т .-Л Л Это обще ство с ограниченной ответственностью занимается оптовой и роз ничной торговлей табачными изделиями. За прошлый год организа ция уплатила почти 100 тысяч рублей налогов. Только от розницы чистый доход превысил 1 миллион рублей. Это те суммы, что официально прошли по документам. Однако в ходе проведения рейдов и бесед с работниками установлено, что организация, кроме реализации табачной продукции в стационар ной точке, ведет торговлю с арендованных автомобилей. Курсируют такие “моторизированные коробейники” по всему городу, однако выручка от этой мобильной торговли нигде не фиксируется. Следо вательно, и налогом не облагается, оседая чистой прибылью в кар манах владельцев. Однако своим работникам, если- судить до уплаченному налогу на доходы физических лиц, общество платит в среднем лишь по 500 рублей в месяц. Трудно предположить, что люди работают здесь за такую невеликую зарплату. Скорее всего, действует популярная схема “конвертов” . Другое общество с ограниченной ответственностью “Оптово-снаб женческая фирма “Электросервис” участники рейда вообще не об наружили по адресу: Универсальный проезд, 2а, где оно было заре гистрировано. Оказалось, что расположено ООО на другом конце города - на улице Механизаторов. Такое несоответствие в учреди тельных документах послужило поводом проведения выездной на логовой проверки. В результате предприятию дополнительно на числено к уплате в бюджет более 2 миллионов 65 тысяч рублей, из которых 1 миллион 58 тысяч - недоплаченные налоги, остальное - пени и штрафы за нарушение налогового законодательства. В ходе инвентаризации выявляются самые разнообразные нало говые, шрущения,, -щ.втдашвш чонлняеи } нн . Снимая уголок в “теремке” , организации нередко в свою оче редь пускают на эту территорию квартирантов. Оформляется, как положено, договор аренды, оговаривается размер платы. А вот даль ше эта цепочка непонятным образом прерывается. Деньги от “под селенца” , несмотря на официальное оформление, на счет арендо дателя не поступают. А раз этой статьи дохода как бы и нет, то нет и налогов... Именно с такой ситуацией столкнулись проверяющие “теремка” по адресу: ул. Осипенко, 17. Расположенное здесь ООО “Татос” арен дует помещение у ЗАО “Инженер” с момента регистрации и предо ставляет часть этого помещения в субаренду ООО “Навелюст” . Вы яснилось, что через банк арендная плата от “квартиранта” не посту пала. Это дало основание предположить, что расчет осуществлялся наличными и не включался ООО “Татос” в полученный доход. Поэтому предприятие было включено в число тех, где планиро валось провести выездные налоговые проверки. Недавно такая про верка прошла. Но и она вопрос “ Где деньги, Зин?” оставила откры тым. Договоры субаренды заключались и в 2003, и в 2004 году, причем месячная арендная плата на 2004 год была повышена на 230 рублей. Однако ни в один, ни во второй год так и не поступила. Встречная проверка ООО “Навелюст” также показала: никакие сум мы за аренду предприятие никому не платило. Такая вот интересная благотворительность. Возможно, “ квартирант” действительно задолжал “Татосу” и со временем рассчитается. И тогда предприятие добросовестно упла тит с полученного дохода налог. Но, к сожалению, в ходе проверки выявились некоторые факты, которые позволяют усомниться в доб росовестности этого налогоплательщика. ООО “Татос” работает на упрощенной системе налогообложе ния, следовательно, уплачивает единый налог. Но проверка правиль ности его исчисления и своевременности внесения в бюджет за пос ледние три года показала, что предприятие завысило расходы за 2002 год, включив в них затраты, которые на самом деле не произ водило. В итоге ООО “Татос” дополнительно начислено к уплате в бюджет 23,6 тысячи рублей, из которых 14,6 тысячи - недоплачен ный налог, а остальная сумма - штрафные санкции и пени. Инвентаризация предприятий малого бизнеса продолжается. Ее цель не только добиться полного соответствия местоположения орга низаций зарегистрированным адресам, но и напомнить: соблюде ние налогового законодательства, своевременность и полнота упла ты налогов - обязательны для всех. Игорь ЧУМ АК , советник налоговой службы РФ III ран га . ^Ш трафная арифметика Контрольно-кассовая техника: применение обязательно Управление ФНС России по Липецкой области напоминает: кассовые аппараты, выпуска по 1997 год включительно, исключены из Государственного реестра, сняты с налогового учета и не подлежат эксплуатации с 1 января 2005 года. За применение таких ККТ налагается административный штраф в размере до 400 минимальных размеров оплаты труда. Контрольно-кассовая техника 1998-го года выпуска подлежит замене до 1 января 2006 года. С начала 2005 года налоговыми инспекциями области совмест но с правоохранительными и другими контролирующими органами проведено 1169 проверок соблюдения Закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуще ствлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт». Выявлено 240 нарушений. Так, не применяли ККТ при наличных денежных расчетах 37 юридических лиц, среди кото рых ООО “Липецкопт Плюс” , аптека ООО “Самед” , магазин “ Гастро ном № 92” , ООО “Лиина” , ЗАО “Мясокомбинат Данковский” , ООО “Карими” , ООО “Хлеб” . Оказались среди нарушителей и 203 част ных предпринимателя. Это Яценко В.А., ЧП Мирзоев Н.А.О., Вер бицкая О.В., Владимиров В.Е., Хавронич Ю.В., Сидорин О.Г., Лень- шина Л.И., Анохин В.А. и другие. Общий размер административных штрафов, предъявленных нарушителям, составил 547 тысяч рублей. В текущем году проведено 62 проверки полноты оприходования выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники. Выявлено три нарушения порядка работы с денежной наличностью, в том числе — неоприходование в кассу денежной наличности на сумму 86 тысяч рублей. 4 Юрий Ш АЦКИХ , советник налоговой службы РФ III ранга .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz