Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
24 мая 2005 г., № 98 (22476) ЛИПЕЦКАЯ газета ^ргДжаз Всплески стали потоком... Три года назад музыканты под руководством бас-гитариста Алекса Ростоцкого выступили в финале впечатляющего разножанрового фестиваля искусств, организованного Липецкой государственной филармонией. А в минувшее воскресенье во Дворце культуры металлургов трио А. Ростоцкого (он вместе с легендой советского джаза Юрием Парфеновым —труба и Павлом Чекмаковским —гитара) вновь показало в Липецке свое искусство практически под занавес филармонического сезона. После концерта лидер трио, руководитель Джаз Бас Театра, ответил на вопросы журналиста «ЛГ». — Как артист, музыкант, вы, похоже, добиваетесь со трудничества с каждым, кто необходим для осуществления ваших замыслов. Захотели включить в альбом стихи на фарси — пригласили дикторшу из Ирана. Захотели, чтобы вам аккомпанировал камерный оркестр Большого театра — он к вашим услугам. Захотели сделать фильм как видео ряд к вашему шоу — и сделали... — Когда что-то представляется мне необходимым, я обя зательно нахожу людей, которые пойдут мне навстречу и I помогут. Наверное, я умею их убедить. Они понимают: тут Случайная прихоть, не каприз, они действительно нужны. Без них проект не реализуется. Да, мне порой кажется: од ной музыки мало, надо «усилить» ее то тем, то этим, чтобы ощущения, переживания слушателей и зрителей стали еще полнее. Не все в итоге получается органично. Кому-то видео ряд мешает сосредоточиться на музыке. Но тут, по-моему, причина не в самой идее, а в ее не совсем удачной реализа ции. — Помимо новых, вы показали композиции прошлых лет. Они по-прежнему вам дороги, вы затратили на их со здание много сил и поэтому никак не можете с ними рас статься? — Да не в том суть. Некоторые композиции просто не исполнялись, скажем, пять лет. Было не до них, появилась масса других. И вот они тихо пролежали, записанные на диске. А сегодня я почему-то про них вспомнил и захоте лось, чтобы они прозвучали. Не считайте меня хвастуном, но если бы я выступал у вас в течение недели каждый вечер, вы на семи моих концертах не услышали бы ни одной повто ряющейся вещи. — Последний вопрос, который, вероятно, надо было за дать в начале: какую все-таки музыку вы играете — камер ную, этническую или джаз? — Мы играем фьюжн, то есть сплав, синтез, нечто моза- ично-калейдоскопичное. Представьте анекдотическую ситу ацию. Я прихожу в японский ресторан и прошу принести китайский суп. Мне отвечают: любезный, вы ошиблись адре сом. Я говорю: ребята, вы должны быть современными про фи и уметь приготовить любое блюдо по желанию заказчи- ка. Они отвечают: о’кей, мы вам сейчас приготовим китайс кий суп». То есть суть проблемы в том, насколько ты владе ешь современным — разнообразнейшим! — музыкальным языком, дабы выразить то, чего от тебя требуется сегодня, сейчас, в начале двадцать первого века. Архаика — исклю чается. Но тут есть проблема еще и с партнерами. Прекрас ных музыкантов хватает, но не все мне подходят, если они «чистые» джазмены. Для моих идей лишь этого недостаточ но. Программа Алекса Ростоцкого называлась «Всплески». На деле это был скорее поток. Ведь за два часа нон-стоп- парада виртуозное трио с завораживающей самоотдачей ис полнило дюжину блестящих номеров — от компьютеризи рованной пееаи про Саратов до обработок Мусоргского,-от реквиема амстердамскому бас-гитаристу Нильсу Педерсе ну до пасодобля мбёковским таксистам. Неделя А. Ростоц кого в Липецке — конечно, из области фантастики. Хоро шо бы сохранилась хотя бы наметившаяся периодичность его приездов к нам — раз в три года. Константин КЛЮТКИН. гСобытие Истоки старины глубокой Вчера в ЕГУ имени И.А. Бунина начала работу IV научная конференция «Археология Юго-Востока Руси» В старинный древний город Елец съехались ученые-историки и археологи, известные своими открытиями далеко за пределами России. Спектр рассматриваемых вопросов вдни форума достаточно широк. На пленарном и секционных заседаниях знатоки «старины глубокой» — академики и доктора наук из Москвы и Курска, Белгорода и Воронежа, Тамбова, Липецка и Ельца —делились самыми свежими открытиями из прошлого «прародины» славян и суздальской земли, подводили итоги и определяли перспективы дальнейшего изучения Старой Рязани. Они вспоминали вехи археологического изучения Юго-Востока Древней Руси, его этнокультурные процессы и памятники. А также этапы исторического развития южных земель Чернигово-Рязанского порубежья XII —XV веков. Нынешняя конференция проводится в Ельце в четвертый раз. Но интерес к проблеме, конечно же, возник раньше: все началось четверть века тому назад, когда региональный со вет по комплексной программе Отделения истории Акаде мии наук страны «Древние общества, взаимодействие со сре дой, культура и история» определил одной из важнейших исследовательских тем в своей деятельности изучение архео логии и истории Юго-Востока Древней Руси. Этой теме были посвящены встречи, проведенные в Курске, Воронеже и Ель це, университет которого активно проводит комплексные археолого-этнографические исследования по междисципли нарной научной программе «Елец и его округа — уникаль ная историко-культурная территория России». Очередной диалог ученых будет еще более способствовать выходу их научных поисков на Фэвый уровень и дальнейшему станов лению крупного исследовательского центра Елецкого госу дарственного университета. К слову, археология в стенах ЕГУ появилась уже к нача лу 1990 года. Возникла она не на историческом факультете, которого тогда еще не было в вузе, а на базе созданной на филфаке первой в России кафедры историко-культурного на следия. И еще добавим, что большую роль в этом сыграл заведующий кафедрой археологии Воронежского госунивер- ситета, профессор с мировым именем ельчанин Анатолий Пря хин, оказывающий большую помощь коллегам-землякам. Они же в конце 90-х годов с целью проверки гипотезы о местона хождении летописного Ельца в ходе поисковых работ на тер ритории бывшего Знаменского монастыря обнаружили ос татки рва предположительно раннего железного века и нача ла XVII в. и нашли единичные фрагменты керамики домон гольского периода древнерусского времени. Эти и другие изыс кания в черте города дали право ученым сделать предполо жение о том, что исторический центр современного города был освоен древнерусским населением. г. Елец. Милада ФЕДЮКИНА. ту К 100-летию Михаила Шолохова Терновый венец гения Когда Михаил Шолохов приступил к работе над романом «Тихий Дон», ему шел 21-й год. Это и ряд других обстоятельств (прежде всего, политического характера) легли в основу беспрецедентной в истории отечественной и мировой литературы травли писателя, которая длится вот уже более семи десятилетий (теперь уже посмертно). Основное «обвинение»: «Шолохов не мог написать роман-эпопею, потому что был слишком молод!» При этом почему-то не принимается во внимание, что возраст в литературе —фактор не первостепенный: художественный гений Лермонтова, например, прервался в 27 лет, Пушкина —в 37... Шлейф обвинений тянул ся весь XX век и перетек в XXI столетие. Кого только не пытались «утвердить» в ав торстве «Тихого Дона»! Дон ского писателя Федора Крю кова, безымянного казачьего офицера, якобы убитого в годы Гражданской войны, целый коллектив авторов под контролем НКВД и так да лее. К безосновательному и циничному ш ельмованию подключился Александр Сол женицын, в 1965 году зая вивший по поводу вручения Нобелевской премии Шоло хову: «...осенью сунули и Нобелевскую премию в пала ческие (!) руки Шолохова». Он же в 1974 году напи сал предисловие к книге не коего «Д*» — «Стремя «Ти хого Дона» (Загадки рома на)», изданной в том же году в П ариж е и зд а тел ьс твом ИМКА-ПРЕСС. В нем Солже ни цы н пафосно з а я в и л : «Если мы не проанализиру ем эту книгу («Тихий Дон» — авт.) и эту проблему («пла гиата» — авт.) — чего будет стоить все наше русское ли тературоведение XX века?» Авторство «Д*» вскоре обнаружилось — им оказа лась И. Томашевская-Медве дева, жена небезызвестного историка Роя Медведева, ко торый, в свою очередь, сочи нил другой пасквиль «Куда течет “Тихий Дон”», издан ный в Лондоне. Позже появились более весомые (по объему) версии- «доказательства». В частно сти, в 1990 году в израильс ком журнале «22» (а затем в латвийской «Даугаве», 1991 год) было опуликовано «рас следование» Зеева Бар Сел лы “Тихий Дон” против Шо лохов!!». А уже в новом сто летии «литературоведческий ряд» подобного рода попол нили опусы неких А. Мака ровой и С. Макарова (кто они — неясно до сих пор) — «Вокруг «Тихого Дона»: от мифотворчества к поиску ис тины» (2000 г.) и «Цветок- татарник» (в поисках автора «Тихого Дона». От Шолохо ва к Ф. Крюкову)», где в оче редной раз была предприня та попытка «научно» ошель мовать русского гения. При этом не принимают ся во внимание работы, от вергающие беспрецедентные в упорстве обвинения. В час тности, вывод группы швед ских и норвежских ученых X. Хьетсо, С. Густавссона, Б. Бекмана и С. Гила «Кто на писал "Тихий Дон"», провед ших электронное исследова ние текста, и который на прочь опровергает выводы той же И. Томашевской. Или глубоко аргументированную работу профессора Принстон ского университета Г. Ермо лаева, доказывающую автор ство именно Шолохова... Поиски рукописей рома на, исчезнувших в годы вой ны, наконец-то увенчались успехом: их обнаружил жур налист Лев Колодный, издав ший в 2000 году книг}? «Как я нашел "Тихий Дон '» . Но достоянием государства эти рукописи стали лишь спустя 15 лет. Однако и это не убе дило «упертых» противников авторства Шолохова, работа ющих по принципу чеховско го героя: «Этого не может быть потому, что не может быть никогда!» Впрочем, та кая позиция уже выходит за рамки научных споров и пе реходит в плоскость полити ческую: кому-то выгодно и далее гнуть линию очернения автора русского эпоса, по мощи сопоставимого с немно гими вершинами человечес кого духа и разума. Однако в последние годы появилось немало ярких сви детельств, опровергать кото рые непросто. Они-то, как и обнаруженные рукописи ро мана, лучше всяких гипотез д о ка зы в аю т — авторство Шолохова бесспорно. Имеют ся в виду воспоминания тех, кто был непосредственным участником кровавой брато убийственной смуты на Дону и Кубани. Уже вышло 23 тома великолепно издавае мой серии «Россия, забытая и неизвестная», посвященная Белому движению. Назовем, в частности, два тома, в ко торых идет речь о тех собы тиях, что отображены в «Ти хом Доне»: это «Донская ар мия в борьбе с большевика ми» и «Дневники казачьих офицеров» Кубанского каза чьего войска (2004 г.). Читая их, словно погружаешься в атмосферу «Тихого Дона», видя происходящее глазами уже не автора, не героев его, а прототипов — конкретных людей того смутного времени. Сам Шолохов, как извес тно, при работе над романом использовал периодические издания белой армии, обра щался к «Очеркам Русской смуты» А. Деникина и вос поминаниям других очевид цев событий на Дону. После прочтения воспо минаний становится очевид ным — ни один самый ода ренный участник событий того времени не мог быть ав тором «Тихого Дона». По одной причине: они видели лишь часть, лишь осколки мозаики в калейдоскопе сму ты, а «романный» взгляд, объединяющий их в художе ственно-историческое целое, возможен лишь при отстра нении от происходящего. И еще: воспоминания бе лого офицерства особенно убедительно подчеркивают, насколько точен, докумен тально выверен шолоховский роман — эпическое полотно драматической русской исто рии... * * * Ну а как был воспринят «Тихий Дон» за рубежом? В среде русской эмиграции, в том числе участников Бело го движения, в литературном мире зарубежья? Наиболее полное представление об этом дает уникальный сборник «Шолохов и русское зарубе жье», изданный в 2003 году. Приведем здесь лишь фраг мент высказываний и оце нок, прозвучавших в разные годы, в разных странах. В русском зарубежье о Шолохове говорили гораздо меньше и не столь продуман но и системно, как о Зощен ко, Бабеле, Олеше, Леонове, Федине и других. Он был не понятной, непроясненной фи гурой и для левых, и для пра вых. Так, бывшая народница Екатерина Кускова сокруша лась: «Несчастная страна... не сумевшая выделить если не Толстых и Тургеневых, то хотя бы честных людей, сме ющих иметь свое собственное суждение. Даже их великий писатель Шолохов отказыва ется его иметь. Стадо... Всё еще октябрьское стадо... Ка кое это горе. И какой позор для великой страны...». Борис Зайцев, никогда не говоривший и не писавший о Шолохове, был неприятно поражен присуждением ему Нобелевской премии. Тем не менее замолчать в эмиграции появление такого шедевра, как «Тихий Дон», было невозможно. Многое из того, что было высказано в пылу политической полеми ки, устарело и принадлежит истории. Но многие оценки русской критики имеют непре ходящее значение, любопыт ны и современному читателю. Вот статья Константина Зайцева (арх. Константина), который в эмиграции внима тельно следил за тем, что происходило в русской лите ратуре, и написал ряд содер жательных работ о Пушки не, писателях-современни- ках , в частности о Бунине. Его статья о Шолохове начи нается с признания сенсаци онности появления «Тихого Дона». В чем же она? В том, что центральное место рома на занимает описание Бело го движения. Но главное до стоинство Зайцев увидел в другом — художественном открытии казачьего быта в русской литературе: «Семья казака Мелехова, стоящая в центре излож ения , живет под пером автора, и вы сле дите за судьбой её членов, как за судьбой знакомых вам лю д ей , во сп ри ним а емы х вами как яркие индивиду альности. Столь же выпуклы ми чертами обрисована окру жающая семью Мелехова ка зачья среда. Пред вами про ходит масса лиц , но даже если это совершенно эпизо дические встречи, вы запоми наете их , вы видите этих людей, и у вас ни на минуту не возникает сомнения в их подлинности. Портреты, жи вые портреты!» Таким обра зом, делает вывод он, перед нами — рука настоящего ма стера. В сборник «Шолохов и русское зарубежье» вошла Д е к а б р ь 6 5 - г о . премию. Ш о лохову вручаю т Н об ел ев скую и статья В. Елисеева (В. Пет рова) «Большая человеческая правда» и «казачий национа лизм». Автор прочитал «Ти хий Дон» с чисто казачьих позиций, не примешивая к ним ничего инородного. В результате получился эф фект, на который вряд ли рассчитывал. По его рассуж дениям , Шолохов был вы нужден задавить в себе и сво ем герое ростки казачьей са мостийности в угоду «мос ковским владыкам», которые всегда — не только в советс кий период — настороженно относились к вольным тради циям Дона... В статье есть еще один аспект, представляющий ин терес для современного чита теля. Это соотношение Пра вославной монархии и неза висимой от нее Казакии, ко торая видится автору в диа логе двух казачьих офице ров: Листницкого и Атарщи- кова. Однако если казачий национализм выступал в ка честве идеала донцов, то как объяснить события Верхне донского восстания, в кото ром казаки боролись за не зависимость Дона от красных и белых, но в итоге утонули в собственной крови? Согрешили все сословия бывш ей ц ар ск ой России , принимавшие участие в меж доусобице, и единственным путем выхода из тупика было взаимное прощение и покая ние в грехе убийства Госуда ря — Божьего помазанника, символа общенационального единства. И здесь следует вспом нить финал «Тихого Дона», борьба за который шла у Шолохова с самим Стали ным. Последний настаивал на том, чтобы в финале ро мана Григорий все-таки стал большевиком. Однако Шоло хов не заставил своего героя дожидаться советского праз дника — Первого мая, когда ож и д ал а с ь ам н и с ти я п о встанцам, а вернул его домой накануне Пасхи — главного христианского торжества... Именно христианские ос новы художественного мира Шолохова послужили причи ной категорического непри ятия его творчества в Китае времен культурной револю ции. В 1966 году в Пекине состоялась конференция иде ологических работников во оруженных сил Китая. В ее протоколах существует по становление, где зачинателем ревизионистской литературы объявлялся автор «Тихого Дона», «Поднятой целины», «Судьбы человека», которые оказывали большое влияние на китайских писателей и читателей. «Почти 14 лет тщательно отделы вал Ш олохов свой ядовитый сорняк «Тихий Дон», — писала «Жэньмин жибао». — В этом обширном романе, содержащем полто ра миллиона слов, октябрьс к а я револю ция ... ядовито описывается как «великая трагедия», сломавшая «спо койную, зажиточную жизнь донского казачества»... Шо лохов ненавидел социалисти ческую колл екти ви зацию потому, что с «безграничным обожанием» взирал на капи талистическое сельское хо зяйство. После поездки по Дании , Ш веции , Англии , Франций он «бесстыдно при зывал учиться у этих капи талистических стран»... До сталось и «Судьбе человека»: Шолохов был объявлен про тивником народной войны, поскольку он воспел «преда теля и крайнего индивидуа листа» Соколова... Как ни странно, этот ис терический тон перекликает ся с оценками поздних дис сидентов. Статьи того же Солженицына не уступают разоблачениям ки тай ских левых. Сейчас их обвинения Шолохова в плагиате пред ставляются анахронизмом, а их версии убедительно опро вергнуты аргументами ряда авторов русского зарубежья, среди которых — Д. Воро тынский, Б. Ширяев, Г. Кли мов, Г. Ермолаев и другие. Но оценки авторов-ниспро- вергателей уместно приведе ны в сборнике, поскольку по зволяют рассмотреть «меха низм» клеветы и попытки уничтожения честного имени Шолохова-писателя и Шоло- хова-человека. В сборник вошли и ста тьи-воспоминания, показы вающие Шолохова как пат риота, самозабвенно любяще го донской край. Одна из них принадлежит внучке Леони да Андреева, живущей во Франции, — Ольге Карлайл- Андреевой. Когда она увидела Шоло хова, ее поразили улыбка пи сателя и блестевшие необык новенным блеском голубые глаза. О. Карлайл-Андреева вспоминает: «М. Шолохов не выносил ничего западного, но русский человек, родив шийся и воспитанный в чу жой стране, был для него ин тересен». Его высказывания об Америке не утратили сво его значения до сих пор. Шо лохову не нравилось то, что сделала с людьми американ с к а я ц и в и л и з а ц и я : «Н а сколько я понял, там просто та не в почете. Это лишает жизнь смысла. Всё, включая и труд, и отдых, механизи ровано». Шолохов допускал острые выражения о Западе, в частности: «Вся западная литература и зн еж енн ая» . Спорить или называть таких писателей, как Хэмингуэй, было бесполезно, поскольку он не проявлял к этому ин тереса. Но о России и рус ских Шолохов говорил с про ницательностью и любовью. Карлайл-Андреева пишет: «Никто в России из его поко ления не выразил столь про никновенно ностальгию по ус кользающему времени. Шо лохов — властитель в царстве чувств и мимолетных ощуще ний. Рождающееся под его пером мгновение пронизано меланхолией. Речь же его была полна точных штрихов, колоритных, но нежных»... Завершает сборник очерк Г. Е рм ол аева «Ш олохов: жизнь и творчество». Рабо ты этого автора о Шолохове пронизаны не только любо вью к творцу донской «Или ады», но и высочайшим про фессионализмом, который с течением времени приобрета ет все большее значение. Это добросовестные, научно вы веренные труды, и следует при знать , что именно эта ч асть « зеркал а» русской эмиграции наиболее точно и объективно отразила истин ную роль Шолохова — ху дожника общенационального и мирового масштаба. Людмила САТАРОВА, Владимир ПЕТРОВ. Ритм нашей жизни: В М И Р Е «Сан» унижает Саддама из принципа Британская газета «Сан» принципиально продолжает публикацию фотоматериалов, унижающих честь и достоинство Саддама Хусейна, а также находящихся в заключении его сподвижников. Эту позицию руководства издания изложил управляющий редактор «Сан» Грэм Дадмен. Он заявил, что речь идет о «сен сационной новости», добытой «профессиональными журнали стскими методами», и что он гордится этой публикацией. Накануне «Сан» поместила на своих страницах серию сним ков, запечатлевших Хусейна в трусах стирающим белье. Бывший нацист судится с Уо!к$шдеп Бывший нацистский художник, 86-летний Николай Борг, подал в суд на компанию Уо1к5жадеп, утверждая, что именно он является автором знаменитого символа Уо1кзжадеп, состоящего из двух букв. Борг утверждает, что в 1939 году высокопоставленный государственный чиновник Франц Тод дал ему задание раз работать логотип для Уо1кз^а§еп. По словам бывшего наци ста, у него есть соответствующие письма Тода. Однако ника ких эскизов у художника не сохранилось. Вместе с Боргом в суд придут двое свидетелей, знавших о том, что именно этот художник разрабатывал логотип для У\У. Художник не требует от Уо1кз\га§еп никакой компенса ции. «Я не охочусь за деньгами, я просто хочу, чтобы моя работа была признана», — заявил Борг. Батончик «Марс» - убийца шотландцев Обжаренные во фритюре шоколадные изделия завоевали желудки шотландцев. Среди самых популярных —жареный во фритюре шоколадный сандвич и конфеты «Баунти» во фритюре с ананасом. Замыкает тройку обжаренный в масле батончик «Марс». Диетологи называют эти специфические деликатесы «кош маром» за катастрофические последствия, которые они мо гут оказать на здоровье человека, вплоть до закупорки арте рий. Сегодня Шотландия считается страной с самым высо ким процентом хронических болезней сердца в Западной Ев ропе. Однако вопреки предупреждениям спрос на жареные шоколадные изделия остается высоким. По информации электронных СМИ. гАвиашоу Высота, ты великое таинство... ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Парашютист парит с флагом Липецкой области; Ольга Комарова после своего первого прыж ка с парашютом; как там в небе? Во время субботнего праздника, прошедшего в Грязях на летном поле аэроклуба РОСТО, его участники и зрители смогли полетать на параплане, прыгнуть с парашютом, обозреть землю с самолетов Ан-2 и Як-52, полюбоваться выступлением мастеров парашютного спорта, планеризма, а также танцевального клуба «Мисс»... А 10 победителей акции фирмы «Связь-Стандарт» из числа абонентов сотовой связи компании «РеКом» получили подарки от организаторов и спонсоров, главный из которых —экстремальный прыжок с парашютом. Несколько смельчаков не побоялись рискнуть жизнью ради незабываемого ощущения полета. Особенно сильное впечатление от парения над землей получили отчаянные девушки Юлия Потанина, Надежда Золотарева, Людмила Мартынова и Ольга Комарова, решившие даже заняться парашютным спортом! — Летный праздник прошел в рамках торжеств, посвя щенных 60-летию Победы, — отметил председатель комите та по делам молодежи администрации области Владимир Плешков. — Мы сделали попытку приобщить юношей и де вушек к занятию спортом, здоровому образу жизни. Сотни зрителей сопереживали парашютистам, впервые поднявшимся в небо, радовались их успешному дебюту в экстремальном виде спорта. Кстати, Ольга Комарова прыга ла вместе с мужем Дмитрием, так что для них парашютный спорт теперь — увлечение семейное. Ярким получилось показательное шоу парашютистов аэро клуба РОСТО и Липецкого авиацентра, где опытные спорт смены парили в небе с флагами России, Липецкой области, города Липецка. А парапланеристы и вовсе летали в небе, как птицы... Все любители острых ощущений имели возмож ность подняться в воздух на параплане и самолетах. Многие участники праздника впервые приобщились к летному делу и «заболели» высотой навсегда. В завершение торжества победителям акции были вруче ны подарки и призы, о которых позаботились компания «Ре- Ком», фитнес-клуб «Озон», областная и Грязинская район ная администрации... Как заметила директор по рекламе «Связь-Стандарта» Елена Андриянова, уже в июне компания планирует очеред ную акцию для абонентов «РеКома», где разыграют полеты на парапланах и дельталетах. Николай РОЩУПКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz