Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ У гЖ ■ » газета — Щ г ННЬ ^ Н а малой родине поэта «Выпьем за мужество * павших героями, выпьем за встречу живых!..» Заметки горожанки Елена БРЕДИС, обозреватель «Липецкой газеты» Старые песни о главном Его творчество сегодня мало известно широкой читательской аудитории, даже сборники стихов этого автора, последний раз переизданные в восьмидесятых годах прошлого века, —в единственных экземплярах на полках библиотек. А между тем наш земляк Павел ШУБИН может с полным правом считаться ^классиком отечественной фНитературы, а тем более — классиком фронтовой поэзии. На родине писателя —в древнем измалковском селе Чернава —как нигде хранят память о нем, гордятся им, читают и перечитывают его стихи... Стыдно, конечно... Вот, кажется, и читал много, в истории литературы не профан — изучал когда-то, и в хорошей поэзии кое-что смыслю, а Павла Шубина открыл для себя лишь недавно. Впрочем, знал, что есть та­ кой поэт, родом из Чернавы, — да мало ли у нас поэтов, но с творчеством Шубина зна­ ком не был, не прочитал ни одного стихот­ ворения... А тут открыл в «читалке» девственной нетронутости сборник восьмидесятого года издания — и не мог оторваться! Скажу боль­ ше, не вдаваясь во всякие там литературные анализы и оценки, — лучшего я за после­ днее время не читал! Военная же поэзия Павла Шубина — фронтовика, военного кор­ респондента — это вообще необъятная тема для разговора и художественного исследова­ ния. И не только. Павел Шубин из тех по­ этов Великой Отечественной, кто лучше дру­ гих рассказал правду о ней, — не о подви­ гах, славе, победах... Нет, совсем о другом. Художественной силой слова и образов рас­ сказал о страшных своей прозаичностью буд­ нях войны. Это вам — не о «подвигах» при­ дурка Чонкина, похождениям которого сре­ ди произведений о войне нашлось даже мес­ то в школьных учебниках литературы. Надо самому быть на передовой, в око­ пах, ходить в атаку, чтобы написать такое: Погоди, дай припомнить... Стой! М ы кричали «ура!»... Потом Я свалился в окоп пустой С развороченным животом. Крови красные петушки Выбегали навстречу дню, : : Сине-розовые кишки Выползали на пятерню... ...Я хозяином шел на смерть, Сам приученный убивать, Д ля того, чтобы жить и сметь, Чтобы лучшить и открывать. Это — из шубинской «Атаки». А «Пол- мига», «Жена приехала на фронт», «Солдат», «Ненависть» и многие-многие другие стихи, где вся правда о войне и правда о несокру­ шимой вере в Победу!.. Имя этого русского советского поэта вне­ сено в Большую Советскую Энциклопедию. Там говорится о нем как об авторе несколь­ ких поэтических сборников и уроженце села Чернавск. Конечно же — Чернавы. Чернавск — это древнее поселение, город. Но именно так называл свое родное село Павел Никола­ евич Шубин. А одно из самых знаменитых его стихотворений начинается словами — «Санная дорога до Чернавска...» В биографической справке к одному из сборников Шубина говорится, что сведения о детстве и юношестве автора крайне скуд­ ны. На самом же деле это не так. В Чернав- ске-Чернаве о поэте-фронтовике известно если не все, то очень многое. Село уже давно Памятник Павлу Ш убину во дворе Никольской школы с. 'Чернава. стало местом паломничества писателей, фи­ лологов, ценителей творчества Шубина со всех уголков страны. Даже, рассказывали мне, приезжала сюда за сбором материалов для диссертации преподавательница вуза с Сахалина. А за четверть века материалов этих в музее Никольской школы, которую кон­ чал поэт, собрано столько, что хватит не на одну научную работу. Инициатором создания в нем шубинской экспозиции была учитель­ ница русского языка и литературы Евдокия Васильевна Паршина — страстная почита­ тельница таланта Чернявского поэта. Ныне она на пенсии, но с томиками Шубина не расстается. На домашних книжных полках— практически все, что было издано шубинс- кого в послевоенное время. А рядом со сбор­ никами — новенькая медаль в коробочке. Учительница-пенсионерка удостоена ее в честь 60-летия Победы как участница трудо­ вого фронта, который начался для нее на Чернявских полях в двенадцать лет... Свой рассказ о Шубине Евдокия Василь­ евна сопровождает чтением его'стихов — «И степь открыта от Сосны до Ромен...», «Роди­ на! В подробностях простых для меня откры­ лась ты однажды...» и что-то еще лирическое о тех самых «подробностях простых», что красной нитью проходят через все творчество поэта — и довоенной, и военной поры. — Сильно и красиво писал, — говорит Евдокия Васильевна. — И почерк у него был красивый. В нашем музее есть рукописи Шубина. Даже есть первый вариант концов­ ки «Санной дороги до Чернавска...». Замеча­ тельная концовка!.. Не знаю, почему автор ее не^оставил. Вот она — «Я молю: в конце путей моих перед тем, как я глаза закрою, дай тебя увидеть вот такою, Родина моя, в последний миг». — ...Шубин обладал феноменальной па­ мятью, — продолжает Евдокия Васильевна. — В школьном музее хранятся воспомина­ ния его фронтового товарища: открывали в землянке том «Войны и мира», читали вслух начало любой страницы романа, и Павел Николаевич сразу же наизусть — слово в слово — ее продолжал... Да и все крестьянс­ кие дети, Шубины, талантливы, стали вра­ чами, преподавателями вузов. А Павел в се­ мье был младшим, двенадцатым ребенком. И еще один штрих к биографии поэта- фронтовика, о котором поведала Чернявский шубиновед Евдокия Паршина: — Несмотря на свою талантливость, он был очень скромным человеком. Не обладал пробивной силой... Так в один голос говори­ ли его друзья. Кто знает, может, и поэтому при жизни поэта так мало издано его книг. К сожалению, в Чернаве уже не осталось в живых тех, кто знал Шубина. Но остались их воспоминания, собранные школьными энтузиастами. Воспоминания друзей, учи­ тельницы, первой любви будущего поэта... В музейной экспозиции — многочисленные фото, первые издания сборников стихов с автографами поэта, рукописи, ноты к песням на его стихи и многое-многое другое, по кру­ пицам собранное за четверть века. К слову, музей Боевой славы Никольской школы села Чернава в год 60-летия Победы удостоен второго места в областном конкур­ се, а по исследовательской работе чуть рань­ ше занял второе место в России. И к месту в этом музее органично вписавшаяся литера­ турная экспозиция о знатном земляке. В ней широко и полно представлены вся фронто­ вая биография Павла Шубина и его журна­ листский, писательский труд в годы Вели­ кой Отечественной. Вот одна из фотографий. Статный майор с орденом Отечественной войны и медалями... А вот другое фото — Павел Шубин с сотруд­ никами фронтовой газеты «В бой за Родину» и рядом же — документальные снимки тех самых боев на Волховском фронте. Живым и павшим военный журналист, участник и свидетель боев, посвятит «Волховскую зас­ тольную», ставшую известной среди ветера­ нов песней: ...Встанем и чокнемся круж ками , стоя, мы — Братство друзей боевых, Выпьем за мужество павших героями, Выпьем за встречу живы х ! — Интересно одно из воспоминаний бое­ вых товарищей Шубина, — рассказывает нынешняя хранительница музея, учитель русского языка и литературы Наталья Че- четкина. — Однажды при выполнении редак­ ционного задания на передовой Павел Нико­ лаевич вместе с бойцами пошел в атаку... Но такого приказа сотруднику фронтовой газе­ ты никто не давал. Потом Шубину за «само­ вольство» пришлось держать ответ перед сво­ ими командирами. Вот такой он был чело­ век... И еще, в ту же тему, любопытный доку­ мент, показанный Натальей Владимировной. Оказывается, Павел Шубин до войны был признан непригодным к воинской службе. Соответствующая запись в графе о «воинс­ кой обязанности» имеется в трудовой книж­ ке поэта, заведенной на Ленинградском ме­ таллургическом заводе, где рабочим начинал свой трудовой путь будущий выпускник Ли­ тературного института, поэт и офицер-фрон­ товик. Кто знает, может именно война окон­ чательно подорвала здоровье Шубина, ушед­ шего в расцвете лет и поэтического творче­ ства — на 37-м году жизни?.. 14 марта в Никольской школе — тради­ ционный праздник. Отмечается день рожде­ ния поэта. В классах звучат его стихи, к па­ мятнику Шубину, стоящему у входа в шко­ лу, ложатся цветы... Впрочем, стихи земля- ка-чернавца звучат здесь не только на Шу- бинских чтениях, на которые съезжаются представители творческой интеллигенции. Творчество Шубина изучается на уроках ли­ тературы, истории — ее раздела о Великой Отечественной войне... — У нас не забывают, — говорит дирек­ тор школы Любовь Федоровна Пешехонова, — что древняя Чернава — колыбель шубин­ ской поэзии и патриотизма. Замечательно! Но еще замечательнее было бы в год юбилея Победы переиздать в нашей области сборник стихов поэта-фронтовика — классика русской и советской литературы, патриота Родины. Его стихи этого заслужи­ вают! Александр ДЕМЕНТЬЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Измалковский район, село Чернава. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Школьные музейные экспонаты — письма с фронта; первая хранительница и основательница музея в Чернаве учительница Евдокия Васильевна иаршина; «Здесь вся моя жизнь» — издание стихов поэта советской поры; у шубинской экспозиции. Пить мгновении большой войны Фоторепортер у Бранденбургских ворот Он стоит у этих легендарных ворот в самом сердце Берлина — молодой, веселый, с неразлучным фотоаппаратом на ооку — и шутливо повторяет жест регулировщика. Снимков, на которых запечатлен Иван Александрович Нарциссов, немного. Нечего фотографировали, а он всю войну фотографировал — бойцов, окопы, орудия, перестрелки и минуты затишья, генералов и рядовых, друзей по фронтовой редакции. А потом привез домой в Липецк бесконечные метры бесценной пленки запечатлевшей долгий путь советского солдата от Ельни до Берлина. Архив, оставшийся после Ивана Александровича, похоже, неисчерпаем. Фоторепортер много лет после войны публиковал свои фронтовые снимки в липецких газетах, сотрудничал в «Фотохронике ТАСС», журналах, его работы попали на страницы пятитомника «Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах». Сегодня, в канун юбилея Победы, мы просим вас, читатель, всмотреться в лица этих людей, которых, вероятно, уже нет в живых, но которым обязаны жизнью нынешние россияне. Это малая часть из наследия Ивана Александровича, скромного, честного и бесстрашного хроникера Великой Отечественной войны... ___ __ Признаюсь честно: в этот раз мне было очень трудно начать писать. Такая тема, как 60-летие Великой Победы, требует чего-то светлого, воодушевляющего. А я никак не могу в себе этого найти и не очень-то понимаю, почему. Вроде бы вся страна готовится к празднованию юбилея. Ветераны войны не обойдены вниманием, в том числе и в материальном выражении. Смотрю программу телевидения на эту неделю: главные каналы каждый день транслируют передачи и фильмы о войне. Причем чем ближе к выходным, тем больше плотность военной тематики на телеэкране. Стоп! А может, в этом-то все и дело? Почему эти фильмы и передачи появляются у нас исключительно к датам? Поче­ му этих фильмов не было в сетке вещания год-полтора на­ зад? Да что там — пару месяцев назад в «прайм-тайм» мы смотрели исключительно «бандитские» или «дамские» сери­ алы. Вы можете себе представить, чтобы какой-нибудь ка­ нал рискнул показать в семь вечера «Семнадцать мгновений весны»? Да они ведь сразу убытки подсчитают! Тем более, что такой фильм ну просто невозможно рекламой прерывать. Кстати, новые фильмы о войне прерывают. И я бы не сказала, что меня это сильно раздражает. Фильмы разные. Я не кинокритик и не рискну оценивать их профессиональные качества. Знатоки в газетных рецензиях особых восторгов не высказывают. Снимали в основном с размахом: взрывы, бомбежки, рушащиеся здания. Отдадим должное — ни на­ мека на малобюджетное кино. Средства были. А вот как на­ счет вдохновения? Почему это у стольких режиссеров разом «взыграло ретивое» снять фильм о войне? Случайность, со­ впадение? Или твердая уверенность, что уж к юбилею фильм точно выйдет на экраны? Советскую эпоху не раз упрекали, да и продолжают упре­ кать в формализме. Дескать, по указке партии и правитель­ ства снимались фильмы, сочинялись песни, писались стихи. Возможно. Вот только качество почему-то было несоизмери- мовыше. Вы можете мне назвать хоть одну новую песню о войне, которая бы запала в душу и запомнилась? Да и по­ явились ли они? Лично я не заметила. По-моему, самая «со­ временная» для нас песня - это «День Победы», написанная все в те же советские времена. Я уже не говорю о таких шедеврах, как «Землянка», «Эх, дороги», «Соловьи» и мно­ гие другие. Это сочинялось не по указке, не к дате. Это рож­ далось из души. Простите уж высокопарный стиль. А что рождает душа современных поэтов-песенников и эстрадных композиторов? Ладно, обойдемся без цитат. Самый яркий пример патриотизма - это разудалый марш «Москва, звонят колокола» в исполнении Газманова. Только где же там душа- то? К слову сказать, у Марка Бернеса тоже не было голоса, но он ему и не нужен был: пел сердцем, да так, что никто другой повторить бы не смог. Мне вдруг крамольная мысль пришла в голову: а может, порой указания партии и правительства необходимы? Ну, когда у людей молчит сердце или не хватает сообразительно­ сти. Почему бы было не порекомендовать тем же владельцам магазинов хотя бы неделю перед праздником включать не современную «попсу», а старые песни о войне? Не думаю, что это вызвало бы протест у покупателей. Более того, не сомневаюсь: и молодежь бы начала прислушиваться и от­ крывать для себя что-то новое. Почему было бы не попро­ сить водителей общественного транспорта произносить толь­ ко одну фразу: «Пожалуйста, уступите место ветеранам!» Впрочем, велика ли тому будет ценность, если всего на неде­ лю перед юбилеем? Все та же «галочка» для отчета: вспом­ нили, подсуетились. Все-таки без сердца ничего стоящего не получается. Только сердце и совесть должны были бы подсказать, что недопустимо начинать пересматривать роль Советского Со­ юза во Второй мировой войне и значение нашей Победы. Тем более, когда еще живы те, кто проливал за эту Победу кровь. Недопустимо накануне Дня Победы публиковать в одной из центральных газет статью, где говорится, что в этой войне вообще никто не победил. Непристойно и недостойно актеру Олейникову изображать в «Городке» Сталина, превращая его в карикатуру. Хотя бы потому, что передачу могут смотреть те, кто с его именем шел в атаки. Больно и обидно узнать, что в твоем любимом театре «Современник» как раз перед празднованием 60-летия Ве­ ликой Победы поставлен спектакль «Голая пионерка», где главная героиня - малолетняя проститутка в одной из фрон­ товых дивизий. Это что, та правда о войне, которая так необходима народу? Вот думайте обо мне все, что хотите, а я убеждена, что подобные «экзерсисы» надо было просто запретить «сверху». Скажете, ущемление свободы слова и творчества? Пускай. Не все слова можно и нужно произно­ сить вслух. В Германии существует уголовная ответственность за про­ паганду фашистской идеологии. И в то же время существует негласная установка на уровне государства поменьше гово­ рить о преступлениях нацизма. Они оберегают своих стари­ ков. которые в^далекие годы были вынуждены выполнять свой солдатский долг и далеко не все заслужили ярлык «на­ цистский преступник». Так что, в Германии ущемляют сво­ боду слова? Там это называют иначе —политкорректность. Почему же мы-то своих стариков не бережем? Вот вам и «светлая, воодушевляющая» тема. Простите. Простите нас за то, что в суете каждодневных забот вспоми­ наем о вас «про свят день до обеда». Что редко кому из нас удается быть достойным того подвига, который вы соверши­ ли. Хотя если бы не вы, нас бы просто не было. Мы живем лишь благодаря тому, что вы в то страшное время были го­ товы, не задумываясь, отдать свою жизнь: Подарок к празднику К60-летию Победы - 60 березок и60 орхидей В поселке Лески Краснинского района у обелиска, установленного в память о земляках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, появилась березовая аллея. Заложили ее в середине апреля старшеклассники мест­ ной школы вместе со своим учителем биологии Сергеем Мазуровым и при активной поддержке главы Яблоновской сельской администрации Виктора Бартенева. Сейчас 60 мо­ лоденьких березок уже покрылись нежной зеленой листвой, и аллея, ведущая к обелиску Памяти, видна издалека. И еще один подарок сделали школьники родному посел­ ку и его жителям. Сразу в нескольких местах они высадили 60 кореньков заранее выращенной рассады... орхидеи. Не оранжерейной, а реликтовой, обильно цветшей когда-то в наших местах, а сегодня почти исчезнувшей и потому зане­ сенной в Красную книгу под названием «пальчатокоренник мясокрасный». Обнаружил и научился размножать это ред­ кое растение все тот же учитель биологии Мазуров. Ну а вырастить рассаду орхидеи и высадить ее накануне праздно­ вания Дня Победы помогли педагогу его ученики. (Соб. инф.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz