Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

5 МАЯ 2005 ЧЕТВЕРГ № 17(213) СОЮ 3 Беларусь—Россия Встречаемся на улице Купапы! В Минске открылась IX Международная выставка «СМИ в Беларуси» форум Ирина Завадская М И Н С К 3 МАЯ в Национальном выста­ вочном центре «БелЭкспо» от­ крылась IX Международная спе­ циализированная выставка «СМИ в Беларуси», посвящен­ ная 60-летию Победы, Многие белорусские издания использовали в оформлении своих стендов военную фото­ хронику из собственных архи­ вов и пригласили на праздник старших коллег —■ветеранов- журналистов, встретивших по­ беду как в известной песне: с «лейкой» и блокнотом. Изобре­ тательность презентующих себя средств массовой информации, как и количество участников форума, растет с каждым го­ дом. Международный статус ме­ роприятию придает участие в нем представителей белорус­ ской диаспоры в Америке и странах Балтии, а также других зарубежных гостей, занимаю­ щихся медиабизнесом. Впервые на выставке пред­ ставлены печатные издания правительства Москвы и регио­ нальная пресса России. — Вот уже полгода мы сот­ рудничаем с правительственны­ ми и общественными организа­ циями Беларуси, — говорит ме­ неджер общественной организа­ ции «Альянс руководителей ре­ гиональных СМИ России» Елена ЧЕРНЫШЕВА. — Российские журналисты теперь постоянно приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть, что происходит у соседей. Россиянам реально не хватает объективного осве­ щения событий в Беларуси. Сотрудники газеты «Вечер­ няя Москва» рассказали кор­ респонденту «СОЮЗа»: участ­ вуя в выставке, они надеются привлечь внимание к своему из­ данию белорусских деловых кругов и выяснить возможности сотрудничества с местными массмедиа. Наладить профес­ сиональные контакты в Белару­ си рассчитывает и делегация журналистов Калининградской области, прибывших сюда пока лишь в качестве гостей, но уже планирующих полноценное уча­ стие в следующем белорусском форуме СМИ. Для ветеранов билеты со скидкой Новая авиалиния сократила путь в Калининград транспорт Владимир Яковлев М И Н С К — М О С К В А ПОЕЗДКА по железной дороге в Калининград и обратно для рос­ сиян и белорусов — дело хло­ потное. Прежде всего требуется получить в Литве транзитную визу, которая стоит недешево — 25 евро. Добавьте двойную про­ верку на границах — при выезде из Беларуси в Литву и из Литвы в Калининградскую область. А россиян, не имеющих загран­ паспорта, на границе Литвы и вовсе ждет закрытый шлагбаум. Недавнее расширение Евросо­ юза, несмотря на многосторон­ нее обсуждение щекотливого вопроса о внутрироссийском транзите, так и не привело к его решению. Зато его нашли авиаторы. Ведь чтобы попасть в Калинин­ градскую область воздушным путем через Литву, оформлять визы не надо. Технически осу­ ществить такой проект неслож­ но, благо еще в советское время были проложены воздушные трассы в российский анклав на Балтике. Есть и самолеты с под­ готовленными экипажами. На днях открыт ежедневный марш­ рут Москва (Внуково) — Минск — Калининград. А бело­ русские авиакомпании после распада СССР уже проложили воздушные пути из Беларуси в Калининград. Транспортное пространство Союзного государства обретает все более цивилизованные чер­ ты. Вот и вопрос о тарифах на билеты решен с учетом интере­ сов всех заинтересованных сто­ рон. Чтобы не порождать нездо­ ровую конкуренцию, найден компромисс — тарифы будут одинаковыми у всех. К этому можно лишь добавить, что с уче­ том стоимости транзитных виз через Литву стоимость переле­ та из Минска в Калининград ста­ новится вполне сравнимой с за­ тратами на путешествие туда же по железной дороге. , Первый рейс по новому мар> шруту, встретить который на летное поле вышел и коррес­ пондент «СОЮЗа», оказался востребован пассажирами. Де­ ловой человек, прибывший из Москвы, отметил: еще только 3 часа дня, можно решить много вопросов. К слову, в эти пред­ праздничные дни ветераны Ве­ ликой Отечественной войны по­ лучат на открывшейся авиали­ нии солидную скидку. Рязань— Минск: счет до 300 миллионов долларов Рязанские и белорусские промышленники готовы существенно увеличить взаимный товарооборот прямые связи Аркадий Михайлов М О С К В А — Р Я З А Н Ь С 11 ПО 14 МАЯ в Минске прой­ дет Белорусский промышлен­ ный форум, в котором, в частно­ сти, впервые примут участие ря­ занские промышленники. В рамках выставки запланирова­ на презентация Рязанской обла­ сти, ее промышленного потен­ циала и новейших научных раз­ работок (прежде всего в радио­ электронике, которой по праву славится Рязань). А на прошлой неделе в Рязани побывала де­ легация белорусских промыш­ ленников и предпринимателей во главе с Чрезвычайным и Пол­ номочным Послом Республики Беларусь в Российской Федера­ ции Владимиром ГРИГОРЬЕ­ ВЫМ. Как было отмечено в ходе ереговоров с губернатором Ря­ занской области Георгием ШПАКОМ, по итогам 2004 года товарооборот между Беларусью и Рязанской областью увели­ чился почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, составив 77 миллионов долларов. По оценкам экспертов, за два бли­ жайших года вполне возможно довести взаимный товарообо­ рот до 300 миллионов долларов. Так, у руководства Рязанской области вызвало интерес пред­ ложение создать в Рязани центр по продаже и сервисному обслу­ живанию белорусской сельско­ хозяйственной техники. В свою очередь, генеральный директор Рязанского комбайнового заво­ да предложил, в частности, соз­ дать на базе возглавляемого им предприятия совместное произ­ водство тракторов и навесных орудий к ним. Как было отмече­ но на переговорах, при наличии соответствующих условий Бе­ ларусь готова пойти на органи­ зацию сборочного производст­ ва в этом российском регионе. Кроме того, обсуждались воз­ можности поставок из Беларуси в Рязанскую область семян раз­ личных видов культур: картофе­ ля, кукурузы, зерновых. Пред­ ставитель рязанского облпо­ требсоюза предложил создать совместный торговый оптово- розничный комплекс, торговые площади для которого предос­ тавит рязанская сторона. Обсу­ ждались также условия поста­ вок в торговую сеть Рязани бе­ лорусских продуктов питания. В ходе визита белорусские гости ознакомились с работой ряда предприятий Рязани, посетили выставку «Промышленный по­ тенциал Центра России». Однако не только вопросы экономики были в центре вни­ мания белорусской делегации в Рязани. Ведь белорусов и рос­ сиян объединяет общая исто­ рия, в том числе совместная ге­ роическая борьба против не­ мецко-фашистской агрессии. Накануне празднования Вели­ кой Победы В. Григорьев и Г. Шпак вручили 45 ветеранам Ве­ ликой Отечественной войны из Рязанской области медали «60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашист­ ских захватчиков». — Белорусы помнят и чтят каждого, кто защищал нашу зе­ млю в годы Великой Отечест­ венной войны, — подчеркнул В. Григорьев. По словам белорусского по­ сла, всего медалью «60 лет ос­ вобождения Республики Бела­ русь от немецко-фашистских захватчиков» награждена 31 тысяча ветеранов, живущих сейчас в бывших республиках Советского Союза и за рубе­ жом. В свою очередь, рязанские ветераны передали слова бла­ годарности руководству Бела­ руси и всему белорусскому на­ роду за награды. Равные и правые Окончание. Начало на стр. I Бесплатную же плановую помощь получают Герои Совет­ ского Союза, инвалиды Вели­ кой Отечественной войны, ка­ валеры орденов Славы трех степеней. Думаю, после подпи­ сания межправительственного соглашения данный перечень .Может быть расширен. Уверен * что будут разрешены проблемы предоставления медицинской помощи белорусам, временно проживающим на территории России, и россиянам, временно проживающим в Беларуси. — Те граждане, которые не полу­ чили в России и в Беларуси вид на жительство, имеют право на льгот­ ные лекарства? — Пока нет. Не исключено, что эта проблема будет рассмо­ трена в рамках Соглашения. — Уже почти год прошел с введения единой миграционной карты. Теперь при въезде в Россию белорусам не надо ее заполнять, и это уже хоро­ шо. А как будут решены в рамках но­ вого двустороннего Соглашения о свободе передвижения, выборе мес­ та пребывания и жительства щепе­ тильные вопросы регистрации бело­ русских и российских граждан? — Планируется, что сроки ре­ гистрации в обеих странах будут увеличены до 30 дней, так что в течение месяца наши граждане могут жить и путешествовать по городам и весям и спокойно за­ ниматься своими делами. В Бе­ ларуси необходимые документы по этой теме уже согласованы, со всеми заинтересованными ведомствами. Что касается рос­ сийской стороны, то сейчас их рассматривают в МВД и в МИ­ Де. В мае нынешнего года на за­ седании Межведомственной группы в Минске эти документы пройдут еще одну экспертизу. — Как сегодня, на ваш взгляд, чув­ ствуют себя белорусские гастар­ байтеры в России? Все работают легально? Со всеми заключаются трудовые договоры, обеспечивает­ ся страховка, в срок выплачивает­ ся заработная плата? — Поскольку разрешений им на работу не требуется, то офи­ циально работающих в России белорусов неизмеримо больше, нежели тех же таджиков, украин­ цев или молдаван. И это понятно — работодателю не надо платить за них, как за мигрантов, допол­ нительные сборы. Другое дело— ставка подоходного налога, кото­ рым облагаются иностранные граждане, временно пребываю­ щие на территории другого госу­ дарства. Сейчас она для всех не­ резидентов повышенная — 30 процентов вместо 13. И сохраня­ ется таковой на протяжении по- лугода, то есть 183 рабочих дня налогового периода. Это связано со сроками регистрации времен­ ного пребывания. Поэтому устра­ иваться на работу «в светлую» людям невыгодно. Подоходный налог съедает почти треть зар­ платы. А если учесть, что подав­ ляющее большинство работни­ ков приезжают, к примеру, в Рос­ сию на сезонные заработки, на три месяца, на полгода, то устра­ иваться легально им вообще нет смысла. В результате бюджеты недополучают налоги, а среди работодателей процветают «зар­ платы в конвертах». Соглашение расставит точки над I При расче­ те подоходного налога нё будут учитываться сроки нахождения временного работника на соот­ ветствующей территории. — Известны случаи, когда, уезжая в Россию на заработки, граждане Беларуси исчезают. Трудно ли их родственникам сегодня подать зая­ вление в розыск на территории Рос­ сии? Могут ли граждане двух стран обращаться в суды, в прокуратуру для защиты своих интересов на тер­ ритории сопредельных государств? — Что касается правоохрани­ тельной, надзорной деятельно­ сти, то здесь никаких ограниче­ ний в правах нет. Есть цивилизо­ ванный порядок решения всех проблем, в том числе и с розы­ ском граждан. Кроме того, граж­ дане обеих стран беспрепятст­ венно могут обращаться в суды, если их законные интересы уще­ мляются на территории России или Беларуси. — И все же главной проблемой в реализации равных прав граждан России и Беларуси является то, что они рассматриваются как ино­ странцы. Есть ли готовность наших стран «исключить» в своих нацио­ нальных законодательствах наших граждан из столь обидного стату­ са? — Конечно, чтобы проблему решить-в полном объеме, необ­ ходимо внести в национальные законы «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» одну поправку — изъять из категории иностран­ цев наших граждан. С процедур­ ной, юридической стороны, сде­ лать это несложно. Дискуссия на Высшем Госсовете при обсу­ ждении вопроса о равных пра­ вах показала, что к его положи­ тельному решению страны уже близки. — Обсуждается ли проблема рав­ ных прав в странах Европейского союза? — Там все гораздо проще. У граждан Евросоюза проблем с равными правами нет, поскольку все европейские нормативные акты имеют характер прямого действия. Как заметил на засе­ дании Высшего Госсовета Госсе­ кретарь Союзного государства Павел Бородин, Евросоюз мно­ гое позаимствовал из опыта ра­ боты бывшего Советского Сою­ за и Конституции СССР. Единая граница, единая таможня, еди­ ное платежное средство, единая нормативно-правовая база для людей и капиталов. Все это — правила игрыСоветского Союза. ■ с решением вопроса о равных правах выгодней станет работать легально. — Можно ли все-таки, на ваш взгляд, обеспечить равные права граждан без принятия Конститу­ ции Союзного государства, без единых органов власти? Или это утопия? — В Договоре о создании Со­ юзного государства есть статья о гражданстве Союзного госу­ дарства, согласно которой наро­ ды двух стран одновременно яв­ ляются гражданами Союзного государства. И конечно, если бы был принят Конституционный Акт, создан Союзный парламент и действовал механизм приня­ тия законов Союзного государ­ ства, то с вопросами равных прав граждан не было бы проб­ лем. А пока правительства на­ ших стран вынуждены решать эти задачи путем заключения межгосударственных соглаше­ ний, о которых я вам только что говорил. Через Высший Госу­ дарственный совет. Через изме­ нения текстов национальных за­ конодательств. — Как в сегодняшних вариантах проекта Конституционного Акта Со­ юзного государства прописаны равные права? — Пока об этом трудно гово­ рить. Дело в том, что на Выс­ шем Госсовете утвержден но­ вый состав Комиссии по подго­ товке Конституционного Акта. С белорусской стороны ее воз­ главит председатель Палаты представителей Национально­ го собрания Владимир Коноп­ лев, со стороны России — спи­ кер Государственной Думы Бо­ рис Грызлов. С учетом опыта предыдущих комиссий и будут работать над проектом новые эксперты. А ход подготовки Конституционного Акта Выс­ ший Госсовет обсудит на своем следующем заседании, в нояб­ ре 2005 ГО Д Э ; За общий труд Российским орденом награждены специалисты гомельских предприятий награды Виолетта Дралюк Г О М Е Л Ь — М О С К В А НА МИНУВШЕЙ неделе Чрезвы­ чайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Рес­ публике Беларусь Александр БЛОХИН побывал в Гомеле с по­ четной миссией. Российский ор­ ден Дружбы дипломат вручил за успешное экономическое сот­ рудничество семи представите­ лям гомельских предприятий, которые на протяжении десяти­ летий участвуют в совместных российско-белорусских проек­ тах. Для многих предприятий Го­ меля в отношениях с российски­ ми партнерами не существовало понятия «до СССР и после». Го­ мельский радиозавод, конструк­ торское бюро системного про­ граммирования и конструктор­ ское бюро «Луч» экономические связи поддерживали всегда. Ди­ ректор Гомельского радиозаво­ да Александр ГОРБАЧ рассказал корреспонденту «СОЮЗа», что работа в структуре российской межгосударственной корпора­ ции «Вымпел» позволяет сохра­ нять и развивать статус предпри­ ятия, которое решает стратеги­ ческие задачи в области ракет­ но-космической обороны. На протяжении многих лет радиоза­ вод выполняет российские зака­ зы по производству современ­ ной техники специального назна­ чения. — В этом году корпорация планирует вдвое увеличить объ­ ем заказов для нашего предпри­ ятия, — сказал руководитель за­ вода. — Для нас это очень важ­ ное направление как с точки зре­ ния развития производства, так и экономической составляющей. Награды и новые заказы— лишь подтверждение тому, что свою работу мы делаем профессио­ нально и качественно. Одним из последних совмест­ ных проектов, не так давно бла­ гополучно реализованным тремя гомельскими предприятиями, стало открытие российской ра­ диолокационной станции «Вол­ га» в Ганцевичах Брестской об­ ласти. Начинался проект еще 25 лет назад, когда заказ на проек­ тирование военного объекта по­ лучили сотрудники гомельского конструкторского бюро «Луч». У истоков работы тогда стоял ны­ нешний начальник отдела КБ Ни­ колай САННИКОВ, уроженец се­ ла Кулыги Вятско-Полянского района Кировской области, при­ ехавший в Гомель после распре­ деления в 1968 году. Результаты «мозгового штурма» Николай Егорович увидел уже будучи пен­ сионером. «Приятно, что моя первая родина так высоко оцени­ ла наш коллективный труд», — не скрывал эмоций во время на­ граждения главный разработчик антенных секций станции. Ордена Дружбы удостоены директор Гомельского радиоза­ вода Александр Горбач, его за­ местители Александр Аверков и Владимир Кеченков, начальник отдела КБ «Луч» Николай Сан­ ников, сотрудники конструктор­ ского бюро системного програм­ мирования Александр Жевнов, Николай Назаров и Владимир Яцко. Посол России А. Блохин, вру­ чая награды, отметил: — Эти люди сделали гораздо больше в укреплении интеграци­ онных процессов между Россией и Беларусью, нежели многие из нас. «МАЗ» набирает скорость Минские грузовики в России называют отечественными честь марки Владимир Бибиков М И Н С К — М О С К В А ЛУЧШИМ отечественным авто­ мобилем года назван на москов­ ской выставке «Коммерческий транспорт-2005» автопоезд для международных перевозок «МАЗ-5440», созданный на Мин­ ском автозаводе. Россияне не случайно счита­ ют «МАЗ» отечественным авто­ мобилем. Дело не в ностальгии по прошлому, когда автопро­ мышленность была единой на всю страну. И сегодня минские грузовики на 65—70 процентов состоят из российских узлов, аг­ регатов и материалов. К приме­ ру, победивший на выставке ав­ топоезд, отвечающий, кстати, экологическим стандартам Ев­ ро-3, оснащен двигателем Яро­ славского моторного завода. В свою очередь, до 80—90 процен­ тов продукции Минского автоза­ вода реализуется в России. Уже несколько лет подряд предпри­ ятие устойчиво наращивает про­ изводство. Сегодня здесь выпу­ скается около 250 моделей и мо­ дификаций всевозможных гру­ зовиков, автобусов, троллейбу­ сов. Во многом это результат ре­ ализации союзной программы развития дизельного автомоби­ лестроения, вдохнувшей жизнь в предприятия отрасли обеих стран. Видимо, поэтому жюри все­ возможных конкурсов в России относятся к белорусской авто­ продукции абсолютно непред­ взято, как к своей. Лучшим гру­ зовиком года в свое время был признан в Москве среднетоннаж­ ный минский грузовик «МАЗ- 4370». А международный авто­ бус «МАЗ-251» завоевал в про­ шлом году на мотор-шоу в рос­ сийской столице победу сразу в двух номинациях. Больше знать друг о друге Во всероссийском пробеге, посвященном 60-летию Победы, приняла участие белорусская молодежь сотрудничество Илья Макаров М О С К В А — М И Н С К НА СТРАНИЦАХ «СОЮЗа» мы не раз рассказывали о том, как сегодня решаются проблемы мо­ лодежи в Союзном государстве. Сегодня ситуацию с молодежной политикой в Беларуси и России комментирует второй секретарь Белорусского Республиканского Союза молодежи Игорь ВУЗОВ­ СКИЙ: — Нас связывают давние тра­ диции со многими молодежными организациями на постсовет­ ском пространстве. Сегодня на­ конец вырисовались конкретные общественные молодежные структуры и организации, кото­ рые способны реализовать госу­ дарственную молодежную поли­ тику. Поскольку БРСМ является одним из основных исполните­ лей программы «Молодежь Бе­ ларуси», нам приходится в своей деятельности постоянно контак­ тировать с различными моло­ дежными организациями. У нас, в частности, хорошие контакты с Российским Союзом молодежи, мы ведем работу в рамках Рос­ сийско-Белорусского Союза мо­ лодежи, вместе составляем и ре­ ализуем планы мероприятий, стремимся вовлечь в свое влия­ ние молодежь обеих наших стран. — Какие проблемы стоят сегодня перед молодежь» Союзного госу­ дарства? — Сегодня их немало. Есть проблема по трудоустройству молодых ребят. Наши сегодняш­ ние контакты с организациями- партнерами позволяют отправ­ лять молодежь Беларуси на ра­ боту в Россию. Удалось возро­ дить студенческие отряды. Бело­ русская молодежь имеет воз­ можность увидеть Черное море, Краснодарский край. Конечно, возникают вопросы к работода­ телю при заключении с ним дого­ воров по соблюдению условий работы. Думаю, для того чтобы работодатель не экономил на мо­ лодой рабочей силе, молодеж­ ным организациям нужно объе­ диняться и отстаивать свои пра­ ва. Причем эти права и гарантии должны быть закреплены на за­ конодательном уровне. Сегодня реализуется немалое количество молодежных про­ грамм, о которых, увы, далеко не каждый знает. В Беларуси в этом отношении проще — там есть га­ зета «Знамя Юности», радио­ станция «Пилот-РМ» и еще це­ лый ряд СМИ. В России, к сожа­ лению, о контактах белорусских Я И. Бузовский. и российских молодежных орга­ низаций знают мало. Думаю, не­ плохо было бы создать совмест­ ный молодежный проект в рам­ ках Телерадиоорганизации Со­ юзного государства. — Какие совместные молодежные проекты реализуются в нынешнем году? — Совместно с Российским Союзом молодежи и Союзом за прогресс молодежи Латвии мы постоянно проводим в конце ию­ ля традиционный лагерь «Бе-1_а- Русь», который устраивается на Кургане Дружбы, на границе Латвии, России и Беларуси. Кро­ ме того, в прошлом году мы впер­ вые провели еще один междуна­ родный лагерь «Дружба сла­ вян» — на границе Украины, Бе­ ларуси и России. Кроме того, на протяжении многих лет совмест­ но с Российским Союзом моло­ дежи мы реализуем конкурс гра­ ции «Королева Весна» и еще один лагерь «Русская Зима», ко­ торый проходит под Ярославлем. В прошлом году мы сделали еще один шаг вперед — наша моло­ дежь приняла участие в «Сла­ вянском Базаре» в Витебске. Нельзя не упомянуть и о еще одном проекте, связанном с 60-ле­ тием Победы в Великой Отечест­ венной войне; Нашими молодеж­ ными организациями планируется немало совместных мероприятий. Белорусский Республиканский Союз молодежи уже получил при­ глашение принять участие в фи­ нале всероссийской эстафеты «Равнение на Победу». В этом со­ ревновании примет участие моло­ дежь городов-героев. Будут воз­ лагаться памятные венки и цветы к различным монументам. Также мы провели пробег, отправной точкой которого стала площадь Победы в Минске. Эта эстафета финишировала в мемориальном комплексе «Хатынь». Грузы— без помех транзит Инна Корнелюк К А Л И Н И Н Г Р А Д МЕРЫ, предпринятые админист­ рацией Калининградской облас­ ти вотношении перевозки грузов через территорию Беларуси, принесли положительный ре­ зультат. Проблема возникла в январе нынешнего года. Мини­ стерство транспорта и коммуни­ каций Республики Беларусь при­ няло положения о порядке пропу­ ска тяжеловесных и крупногаба­ ритных транспортных средств через государственную границу. Для калининградских автопере­ возчиков это создало значитель­ ные сложности в осуществлении грузовых перевозок «из России в Россию». По территории Белару­ си был запрещен проезд авто­ транспортных средств весом бо­ лее 38 тонн. Разрешения на про­ езд по территории Беларуси крупногабаритных и тяжеловес­ ных транспортов можно было по­ лучить только на неделимый груз в Минске. Разумеется, сложившаяся си­ туация осложнила грузовой евро­ пейский транзит из Калининград­ ской области. Сейчас действо­ вавшее ранее положение 2001 го­ да, касающееся проезда тяжело­ весных и крупногабаритных транспортных средств, возобнов­ лено. Для Калининградской обла­ сти, в которой транзит значитель­ ной части грузов идет с помощью автомобильного транспорта, это имеет огромное значение. Заместитель главы админи­ страции Калининградской обла­ сти Игорь КРАСНЯНСКИЙ, в ча­ стности, сообщил, что вопрос удалось решить. Заместитель министра транспорта и коммуни­ каций Беларуси Владимир УЛА- СЕНЬ с пониманием отнесся к заявлению калининградской сто­ роны. Постановление нынешне­ го года сначала было приостано­ влено, а затем отменено. Ситуа­ ция нормализована, грузооборот будет идти в прежних объемах. •н.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz