Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
5 МАЯ 2005 ЧЕТВЕРГ № 17(213) СОЮ 3 Беларусь—Россия Встречаемся на улице Купапы! В Минске открылась IX Международная выставка «СМИ в Беларуси» форум Ирина Завадская М И Н С К 3 МАЯ в Национальном выста вочном центре «БелЭкспо» от крылась IX Международная спе циализированная выставка «СМИ в Беларуси», посвящен ная 60-летию Победы, Многие белорусские издания использовали в оформлении своих стендов военную фото хронику из собственных архи вов и пригласили на праздник старших коллег —■ветеранов- журналистов, встретивших по беду как в известной песне: с «лейкой» и блокнотом. Изобре тательность презентующих себя средств массовой информации, как и количество участников форума, растет с каждым го дом. Международный статус ме роприятию придает участие в нем представителей белорус ской диаспоры в Америке и странах Балтии, а также других зарубежных гостей, занимаю щихся медиабизнесом. Впервые на выставке пред ставлены печатные издания правительства Москвы и регио нальная пресса России. — Вот уже полгода мы сот рудничаем с правительственны ми и общественными организа циями Беларуси, — говорит ме неджер общественной организа ции «Альянс руководителей ре гиональных СМИ России» Елена ЧЕРНЫШЕВА. — Российские журналисты теперь постоянно приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть, что происходит у соседей. Россиянам реально не хватает объективного осве щения событий в Беларуси. Сотрудники газеты «Вечер няя Москва» рассказали кор респонденту «СОЮЗа»: участ вуя в выставке, они надеются привлечь внимание к своему из данию белорусских деловых кругов и выяснить возможности сотрудничества с местными массмедиа. Наладить профес сиональные контакты в Белару си рассчитывает и делегация журналистов Калининградской области, прибывших сюда пока лишь в качестве гостей, но уже планирующих полноценное уча стие в следующем белорусском форуме СМИ. Для ветеранов билеты со скидкой Новая авиалиния сократила путь в Калининград транспорт Владимир Яковлев М И Н С К — М О С К В А ПОЕЗДКА по железной дороге в Калининград и обратно для рос сиян и белорусов — дело хло потное. Прежде всего требуется получить в Литве транзитную визу, которая стоит недешево — 25 евро. Добавьте двойную про верку на границах — при выезде из Беларуси в Литву и из Литвы в Калининградскую область. А россиян, не имеющих загран паспорта, на границе Литвы и вовсе ждет закрытый шлагбаум. Недавнее расширение Евросо юза, несмотря на многосторон нее обсуждение щекотливого вопроса о внутрироссийском транзите, так и не привело к его решению. Зато его нашли авиаторы. Ведь чтобы попасть в Калинин градскую область воздушным путем через Литву, оформлять визы не надо. Технически осу ществить такой проект неслож но, благо еще в советское время были проложены воздушные трассы в российский анклав на Балтике. Есть и самолеты с под готовленными экипажами. На днях открыт ежедневный марш рут Москва (Внуково) — Минск — Калининград. А бело русские авиакомпании после распада СССР уже проложили воздушные пути из Беларуси в Калининград. Транспортное пространство Союзного государства обретает все более цивилизованные чер ты. Вот и вопрос о тарифах на билеты решен с учетом интере сов всех заинтересованных сто рон. Чтобы не порождать нездо ровую конкуренцию, найден компромисс — тарифы будут одинаковыми у всех. К этому можно лишь добавить, что с уче том стоимости транзитных виз через Литву стоимость переле та из Минска в Калининград ста новится вполне сравнимой с за тратами на путешествие туда же по железной дороге. , Первый рейс по новому мар> шруту, встретить который на летное поле вышел и коррес пондент «СОЮЗа», оказался востребован пассажирами. Де ловой человек, прибывший из Москвы, отметил: еще только 3 часа дня, можно решить много вопросов. К слову, в эти пред праздничные дни ветераны Ве ликой Отечественной войны по лучат на открывшейся авиали нии солидную скидку. Рязань— Минск: счет до 300 миллионов долларов Рязанские и белорусские промышленники готовы существенно увеличить взаимный товарооборот прямые связи Аркадий Михайлов М О С К В А — Р Я З А Н Ь С 11 ПО 14 МАЯ в Минске прой дет Белорусский промышлен ный форум, в котором, в частно сти, впервые примут участие ря занские промышленники. В рамках выставки запланирова на презентация Рязанской обла сти, ее промышленного потен циала и новейших научных раз работок (прежде всего в радио электронике, которой по праву славится Рязань). А на прошлой неделе в Рязани побывала де легация белорусских промыш ленников и предпринимателей во главе с Чрезвычайным и Пол номочным Послом Республики Беларусь в Российской Федера ции Владимиром ГРИГОРЬЕ ВЫМ. Как было отмечено в ходе ереговоров с губернатором Ря занской области Георгием ШПАКОМ, по итогам 2004 года товарооборот между Беларусью и Рязанской областью увели чился почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, составив 77 миллионов долларов. По оценкам экспертов, за два бли жайших года вполне возможно довести взаимный товарообо рот до 300 миллионов долларов. Так, у руководства Рязанской области вызвало интерес пред ложение создать в Рязани центр по продаже и сервисному обслу живанию белорусской сельско хозяйственной техники. В свою очередь, генеральный директор Рязанского комбайнового заво да предложил, в частности, соз дать на базе возглавляемого им предприятия совместное произ водство тракторов и навесных орудий к ним. Как было отмече но на переговорах, при наличии соответствующих условий Бе ларусь готова пойти на органи зацию сборочного производст ва в этом российском регионе. Кроме того, обсуждались воз можности поставок из Беларуси в Рязанскую область семян раз личных видов культур: картофе ля, кукурузы, зерновых. Пред ставитель рязанского облпо требсоюза предложил создать совместный торговый оптово- розничный комплекс, торговые площади для которого предос тавит рязанская сторона. Обсу ждались также условия поста вок в торговую сеть Рязани бе лорусских продуктов питания. В ходе визита белорусские гости ознакомились с работой ряда предприятий Рязани, посетили выставку «Промышленный по тенциал Центра России». Однако не только вопросы экономики были в центре вни мания белорусской делегации в Рязани. Ведь белорусов и рос сиян объединяет общая исто рия, в том числе совместная ге роическая борьба против не мецко-фашистской агрессии. Накануне празднования Вели кой Победы В. Григорьев и Г. Шпак вручили 45 ветеранам Ве ликой Отечественной войны из Рязанской области медали «60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашист ских захватчиков». — Белорусы помнят и чтят каждого, кто защищал нашу зе млю в годы Великой Отечест венной войны, — подчеркнул В. Григорьев. По словам белорусского по сла, всего медалью «60 лет ос вобождения Республики Бела русь от немецко-фашистских захватчиков» награждена 31 тысяча ветеранов, живущих сейчас в бывших республиках Советского Союза и за рубе жом. В свою очередь, рязанские ветераны передали слова бла годарности руководству Бела руси и всему белорусскому на роду за награды. Равные и правые Окончание. Начало на стр. I Бесплатную же плановую помощь получают Герои Совет ского Союза, инвалиды Вели кой Отечественной войны, ка валеры орденов Славы трех степеней. Думаю, после подпи сания межправительственного соглашения данный перечень .Может быть расширен. Уверен * что будут разрешены проблемы предоставления медицинской помощи белорусам, временно проживающим на территории России, и россиянам, временно проживающим в Беларуси. — Те граждане, которые не полу чили в России и в Беларуси вид на жительство, имеют право на льгот ные лекарства? — Пока нет. Не исключено, что эта проблема будет рассмо трена в рамках Соглашения. — Уже почти год прошел с введения единой миграционной карты. Теперь при въезде в Россию белорусам не надо ее заполнять, и это уже хоро шо. А как будут решены в рамках но вого двустороннего Соглашения о свободе передвижения, выборе мес та пребывания и жительства щепе тильные вопросы регистрации бело русских и российских граждан? — Планируется, что сроки ре гистрации в обеих странах будут увеличены до 30 дней, так что в течение месяца наши граждане могут жить и путешествовать по городам и весям и спокойно за ниматься своими делами. В Бе ларуси необходимые документы по этой теме уже согласованы, со всеми заинтересованными ведомствами. Что касается рос сийской стороны, то сейчас их рассматривают в МВД и в МИ Де. В мае нынешнего года на за седании Межведомственной группы в Минске эти документы пройдут еще одну экспертизу. — Как сегодня, на ваш взгляд, чув ствуют себя белорусские гастар байтеры в России? Все работают легально? Со всеми заключаются трудовые договоры, обеспечивает ся страховка, в срок выплачивает ся заработная плата? — Поскольку разрешений им на работу не требуется, то офи циально работающих в России белорусов неизмеримо больше, нежели тех же таджиков, украин цев или молдаван. И это понятно — работодателю не надо платить за них, как за мигрантов, допол нительные сборы. Другое дело— ставка подоходного налога, кото рым облагаются иностранные граждане, временно пребываю щие на территории другого госу дарства. Сейчас она для всех не резидентов повышенная — 30 процентов вместо 13. И сохраня ется таковой на протяжении по- лугода, то есть 183 рабочих дня налогового периода. Это связано со сроками регистрации времен ного пребывания. Поэтому устра иваться на работу «в светлую» людям невыгодно. Подоходный налог съедает почти треть зар платы. А если учесть, что подав ляющее большинство работни ков приезжают, к примеру, в Рос сию на сезонные заработки, на три месяца, на полгода, то устра иваться легально им вообще нет смысла. В результате бюджеты недополучают налоги, а среди работодателей процветают «зар платы в конвертах». Соглашение расставит точки над I При расче те подоходного налога нё будут учитываться сроки нахождения временного работника на соот ветствующей территории. — Известны случаи, когда, уезжая в Россию на заработки, граждане Беларуси исчезают. Трудно ли их родственникам сегодня подать зая вление в розыск на территории Рос сии? Могут ли граждане двух стран обращаться в суды, в прокуратуру для защиты своих интересов на тер ритории сопредельных государств? — Что касается правоохрани тельной, надзорной деятельно сти, то здесь никаких ограниче ний в правах нет. Есть цивилизо ванный порядок решения всех проблем, в том числе и с розы ском граждан. Кроме того, граж дане обеих стран беспрепятст венно могут обращаться в суды, если их законные интересы уще мляются на территории России или Беларуси. — И все же главной проблемой в реализации равных прав граждан России и Беларуси является то, что они рассматриваются как ино странцы. Есть ли готовность наших стран «исключить» в своих нацио нальных законодательствах наших граждан из столь обидного стату са? — Конечно, чтобы проблему решить-в полном объеме, необ ходимо внести в национальные законы «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» одну поправку — изъять из категории иностран цев наших граждан. С процедур ной, юридической стороны, сде лать это несложно. Дискуссия на Высшем Госсовете при обсу ждении вопроса о равных пра вах показала, что к его положи тельному решению страны уже близки. — Обсуждается ли проблема рав ных прав в странах Европейского союза? — Там все гораздо проще. У граждан Евросоюза проблем с равными правами нет, поскольку все европейские нормативные акты имеют характер прямого действия. Как заметил на засе дании Высшего Госсовета Госсе кретарь Союзного государства Павел Бородин, Евросоюз мно гое позаимствовал из опыта ра боты бывшего Советского Сою за и Конституции СССР. Единая граница, единая таможня, еди ное платежное средство, единая нормативно-правовая база для людей и капиталов. Все это — правила игрыСоветского Союза. ■ с решением вопроса о равных правах выгодней станет работать легально. — Можно ли все-таки, на ваш взгляд, обеспечить равные права граждан без принятия Конститу ции Союзного государства, без единых органов власти? Или это утопия? — В Договоре о создании Со юзного государства есть статья о гражданстве Союзного госу дарства, согласно которой наро ды двух стран одновременно яв ляются гражданами Союзного государства. И конечно, если бы был принят Конституционный Акт, создан Союзный парламент и действовал механизм приня тия законов Союзного государ ства, то с вопросами равных прав граждан не было бы проб лем. А пока правительства на ших стран вынуждены решать эти задачи путем заключения межгосударственных соглаше ний, о которых я вам только что говорил. Через Высший Госу дарственный совет. Через изме нения текстов национальных за конодательств. — Как в сегодняшних вариантах проекта Конституционного Акта Со юзного государства прописаны равные права? — Пока об этом трудно гово рить. Дело в том, что на Выс шем Госсовете утвержден но вый состав Комиссии по подго товке Конституционного Акта. С белорусской стороны ее воз главит председатель Палаты представителей Национально го собрания Владимир Коноп лев, со стороны России — спи кер Государственной Думы Бо рис Грызлов. С учетом опыта предыдущих комиссий и будут работать над проектом новые эксперты. А ход подготовки Конституционного Акта Выс ший Госсовет обсудит на своем следующем заседании, в нояб ре 2005 ГО Д Э ; За общий труд Российским орденом награждены специалисты гомельских предприятий награды Виолетта Дралюк Г О М Е Л Ь — М О С К В А НА МИНУВШЕЙ неделе Чрезвы чайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Рес публике Беларусь Александр БЛОХИН побывал в Гомеле с по четной миссией. Российский ор ден Дружбы дипломат вручил за успешное экономическое сот рудничество семи представите лям гомельских предприятий, которые на протяжении десяти летий участвуют в совместных российско-белорусских проек тах. Для многих предприятий Го меля в отношениях с российски ми партнерами не существовало понятия «до СССР и после». Го мельский радиозавод, конструк торское бюро системного про граммирования и конструктор ское бюро «Луч» экономические связи поддерживали всегда. Ди ректор Гомельского радиозаво да Александр ГОРБАЧ рассказал корреспонденту «СОЮЗа», что работа в структуре российской межгосударственной корпора ции «Вымпел» позволяет сохра нять и развивать статус предпри ятия, которое решает стратеги ческие задачи в области ракет но-космической обороны. На протяжении многих лет радиоза вод выполняет российские зака зы по производству современ ной техники специального назна чения. — В этом году корпорация планирует вдвое увеличить объ ем заказов для нашего предпри ятия, — сказал руководитель за вода. — Для нас это очень важ ное направление как с точки зре ния развития производства, так и экономической составляющей. Награды и новые заказы— лишь подтверждение тому, что свою работу мы делаем профессио нально и качественно. Одним из последних совмест ных проектов, не так давно бла гополучно реализованным тремя гомельскими предприятиями, стало открытие российской ра диолокационной станции «Вол га» в Ганцевичах Брестской об ласти. Начинался проект еще 25 лет назад, когда заказ на проек тирование военного объекта по лучили сотрудники гомельского конструкторского бюро «Луч». У истоков работы тогда стоял ны нешний начальник отдела КБ Ни колай САННИКОВ, уроженец се ла Кулыги Вятско-Полянского района Кировской области, при ехавший в Гомель после распре деления в 1968 году. Результаты «мозгового штурма» Николай Егорович увидел уже будучи пен сионером. «Приятно, что моя первая родина так высоко оцени ла наш коллективный труд», — не скрывал эмоций во время на граждения главный разработчик антенных секций станции. Ордена Дружбы удостоены директор Гомельского радиоза вода Александр Горбач, его за местители Александр Аверков и Владимир Кеченков, начальник отдела КБ «Луч» Николай Сан ников, сотрудники конструктор ского бюро системного програм мирования Александр Жевнов, Николай Назаров и Владимир Яцко. Посол России А. Блохин, вру чая награды, отметил: — Эти люди сделали гораздо больше в укреплении интеграци онных процессов между Россией и Беларусью, нежели многие из нас. «МАЗ» набирает скорость Минские грузовики в России называют отечественными честь марки Владимир Бибиков М И Н С К — М О С К В А ЛУЧШИМ отечественным авто мобилем года назван на москов ской выставке «Коммерческий транспорт-2005» автопоезд для международных перевозок «МАЗ-5440», созданный на Мин ском автозаводе. Россияне не случайно счита ют «МАЗ» отечественным авто мобилем. Дело не в ностальгии по прошлому, когда автопро мышленность была единой на всю страну. И сегодня минские грузовики на 65—70 процентов состоят из российских узлов, аг регатов и материалов. К приме ру, победивший на выставке ав топоезд, отвечающий, кстати, экологическим стандартам Ев ро-3, оснащен двигателем Яро славского моторного завода. В свою очередь, до 80—90 процен тов продукции Минского автоза вода реализуется в России. Уже несколько лет подряд предпри ятие устойчиво наращивает про изводство. Сегодня здесь выпу скается около 250 моделей и мо дификаций всевозможных гру зовиков, автобусов, троллейбу сов. Во многом это результат ре ализации союзной программы развития дизельного автомоби лестроения, вдохнувшей жизнь в предприятия отрасли обеих стран. Видимо, поэтому жюри все возможных конкурсов в России относятся к белорусской авто продукции абсолютно непред взято, как к своей. Лучшим гру зовиком года в свое время был признан в Москве среднетоннаж ный минский грузовик «МАЗ- 4370». А международный авто бус «МАЗ-251» завоевал в про шлом году на мотор-шоу в рос сийской столице победу сразу в двух номинациях. Больше знать друг о друге Во всероссийском пробеге, посвященном 60-летию Победы, приняла участие белорусская молодежь сотрудничество Илья Макаров М О С К В А — М И Н С К НА СТРАНИЦАХ «СОЮЗа» мы не раз рассказывали о том, как сегодня решаются проблемы мо лодежи в Союзном государстве. Сегодня ситуацию с молодежной политикой в Беларуси и России комментирует второй секретарь Белорусского Республиканского Союза молодежи Игорь ВУЗОВ СКИЙ: — Нас связывают давние тра диции со многими молодежными организациями на постсовет ском пространстве. Сегодня на конец вырисовались конкретные общественные молодежные структуры и организации, кото рые способны реализовать госу дарственную молодежную поли тику. Поскольку БРСМ является одним из основных исполните лей программы «Молодежь Бе ларуси», нам приходится в своей деятельности постоянно контак тировать с различными моло дежными организациями. У нас, в частности, хорошие контакты с Российским Союзом молодежи, мы ведем работу в рамках Рос сийско-Белорусского Союза мо лодежи, вместе составляем и ре ализуем планы мероприятий, стремимся вовлечь в свое влия ние молодежь обеих наших стран. — Какие проблемы стоят сегодня перед молодежь» Союзного госу дарства? — Сегодня их немало. Есть проблема по трудоустройству молодых ребят. Наши сегодняш ние контакты с организациями- партнерами позволяют отправ лять молодежь Беларуси на ра боту в Россию. Удалось возро дить студенческие отряды. Бело русская молодежь имеет воз можность увидеть Черное море, Краснодарский край. Конечно, возникают вопросы к работода телю при заключении с ним дого воров по соблюдению условий работы. Думаю, для того чтобы работодатель не экономил на мо лодой рабочей силе, молодеж ным организациям нужно объе диняться и отстаивать свои пра ва. Причем эти права и гарантии должны быть закреплены на за конодательном уровне. Сегодня реализуется немалое количество молодежных про грамм, о которых, увы, далеко не каждый знает. В Беларуси в этом отношении проще — там есть га зета «Знамя Юности», радио станция «Пилот-РМ» и еще це лый ряд СМИ. В России, к сожа лению, о контактах белорусских Я И. Бузовский. и российских молодежных орга низаций знают мало. Думаю, не плохо было бы создать совмест ный молодежный проект в рам ках Телерадиоорганизации Со юзного государства. — Какие совместные молодежные проекты реализуются в нынешнем году? — Совместно с Российским Союзом молодежи и Союзом за прогресс молодежи Латвии мы постоянно проводим в конце ию ля традиционный лагерь «Бе-1_а- Русь», который устраивается на Кургане Дружбы, на границе Латвии, России и Беларуси. Кро ме того, в прошлом году мы впер вые провели еще один междуна родный лагерь «Дружба сла вян» — на границе Украины, Бе ларуси и России. Кроме того, на протяжении многих лет совмест но с Российским Союзом моло дежи мы реализуем конкурс гра ции «Королева Весна» и еще один лагерь «Русская Зима», ко торый проходит под Ярославлем. В прошлом году мы сделали еще один шаг вперед — наша моло дежь приняла участие в «Сла вянском Базаре» в Витебске. Нельзя не упомянуть и о еще одном проекте, связанном с 60-ле тием Победы в Великой Отечест венной войне; Нашими молодеж ными организациями планируется немало совместных мероприятий. Белорусский Республиканский Союз молодежи уже получил при глашение принять участие в фи нале всероссийской эстафеты «Равнение на Победу». В этом со ревновании примет участие моло дежь городов-героев. Будут воз лагаться памятные венки и цветы к различным монументам. Также мы провели пробег, отправной точкой которого стала площадь Победы в Минске. Эта эстафета финишировала в мемориальном комплексе «Хатынь». Грузы— без помех транзит Инна Корнелюк К А Л И Н И Н Г Р А Д МЕРЫ, предпринятые админист рацией Калининградской облас ти вотношении перевозки грузов через территорию Беларуси, принесли положительный ре зультат. Проблема возникла в январе нынешнего года. Мини стерство транспорта и коммуни каций Республики Беларусь при няло положения о порядке пропу ска тяжеловесных и крупногаба ритных транспортных средств через государственную границу. Для калининградских автопере возчиков это создало значитель ные сложности в осуществлении грузовых перевозок «из России в Россию». По территории Белару си был запрещен проезд авто транспортных средств весом бо лее 38 тонн. Разрешения на про езд по территории Беларуси крупногабаритных и тяжеловес ных транспортов можно было по лучить только на неделимый груз в Минске. Разумеется, сложившаяся си туация осложнила грузовой евро пейский транзит из Калининград ской области. Сейчас действо вавшее ранее положение 2001 го да, касающееся проезда тяжело весных и крупногабаритных транспортных средств, возобнов лено. Для Калининградской обла сти, в которой транзит значитель ной части грузов идет с помощью автомобильного транспорта, это имеет огромное значение. Заместитель главы админи страции Калининградской обла сти Игорь КРАСНЯНСКИЙ, в ча стности, сообщил, что вопрос удалось решить. Заместитель министра транспорта и коммуни каций Беларуси Владимир УЛА- СЕНЬ с пониманием отнесся к заявлению калининградской сто роны. Постановление нынешне го года сначала было приостано влено, а затем отменено. Ситуа ция нормализована, грузооборот будет идти в прежних объемах. •н.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz