Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
Оля Будина родилась в семье далекой от искусства, но это не помешало ей стать одной из самых ярких звезд совре менного российского экрана. За корот кий срок она сыграла в фильмах «Рома новы. Венценосная семья», «Дневник его жены», «Граница. Таежный роман», «Баязет», «Московская сага», «Идиот». - Лидия Игнатьевна, у вас не было со мнения, что Ольга станет звездой? —Оля с детства росла необычным ре бенком. Семья у нас простая. Муж — электромонтер, я — бухгалтер, в по следнее время, пока не сократили, ра ботала товароведом. Когда мы только поженились с Са шей, жили в бараке без удобств: ни ван ны, ни горячей воды, а ребенка надо каждый день купать, стирать пеленки. Но ничего, выдержали. К вечеру я с ног валилась от усталости. Подойду к Оли ной кроватке, а она так посмотрит на меня, как будто все понимает, сочув ствует, и я сразу успокаиваюсь. Сейчас я смотрю на 7-месячного внука Наума, ее сынишку, у него тоже очень выраз ительные глаза. В 6 лет объявила, что хочет учиться музыке. Переехали из барака, Оля как раз в первый класс пошла. Приходит как-то и говорит: «Мама, ты думаешь меня в музыкальную школу записы вать?» А набор уже закончился, я упро сила педагога ее послушать. Он послу шал, говорит, девочка одаренная, но набор на фортепьяно уже закончен. Взяли на аккордеон. Но Оля хорошо играет и на фортепьяно. - Наверное, Оля, как все девочки в ее возрасте, мечтала стать актрисой? —Вы знаете, вся ее натура к этому стре милась. Она играла в театре теней при лицее, где училась. И даже сама там ста вила Гарсиа Лорку. Репетировать всей группой приходили к нам домой. Я ви дела, она выделяется среди ребят. На школьных вечерах читала Цветаеву, Ах матову, очень поэзией увлекалась. Она и сама, кстати, пишет. Ей было 14 лет, когда она мне написала стихи ко дню рождения. В них была какая-то взрос лая мудрость, совсем не по годам. Оля вообще рано взрослела. Однажды ска зала: «Мама, мне не нужно ни нарядов, ни украшений, ничего такого. Лучше создай мне хорошую библиотеку». Кни ги тогда, вы помните, были дефицитом. Я вступила в общество книголюбов и потихоньку, по списку, составленному Олей, собрала неплохую библиотеку. В 15 лет она читала Ницше, других философов. Под их влиянием у нее формировался свой взгляд на жизнь. - Но разве у нее в этом возрасте не было компаний сверстников, с которы ми она бы просто, как сейчас говорят, тусовалась в подъезде? —Что вы... Оля никогда не сидела по подъездам, у нее и времени на это не было. То репетиция, то спектакль, то концерт в музыкальной школе. Она окончила курсы экскурсоводов, а по том вдруг увлеклась поделками из ко жи, посещала какие-то занятия. А еще она очень много помогала мне по дому. Приводила из садика младшего брата. Накормит, простирнет колготки, но сочки и ждет меня с работы. Един ственное, что меня беспокоило, — она мало спала, ночи напролет читала. Я пыталась бороться, выключала свет. Она читала... со спичками под одеялом, пока я не забила тревогу. - Оля всегда необычно и стильно оде та. Говорят, многие наряды она приду мывает сама. —Хороший вкус у нее с детства. В 8-м классе сшила себе юбку, никто не ве рил, что не фирменная: «хоть в мир, хоть в пир», никуда не стыдно было надеть. Сейчас она, конечно, пользует ся услугами стилистов, но никогда не наденет то, что ей не идет. Такое же от ношение и к костюмам. Она так погру жается в мир своей героини, что сама придумывает костюмы, рисует эскизы. Когда работала над ролью Аглаи в «Идиоте», объездила десяток магази нов, чтобы найти подходящую ткань для платьев. - Оля приглашает вас с отцом на свои премьеры? — Конечно, мы были на всех показах. Наш папа всегда так волнуется, когда смотрит, очень переживает за дочь, осо бенно, когда она снимается в эротичес ких сценах. Помните, в «Московской саге» был эпизод, когда ее героине де- 1 0мсродителями вдень30-летня и брагачетавнв. 2004год. лали аборт? Он сам не свой был, весь исстрадался. Я говорю: «Саша, ну что ты так переживаешь, это же не Оля де лала аборт, а ее героиня Нина Градова». А он: «Ну зачем это показывать, нельзя как-то иначе?». Точно так же с трудом он переносит ее любовные сцены с по целуями. Ему трудно отделить дочь от образа, который она играет. - Лидия Игнатьевна, вы легко поддер жали желание дочери стать актрисой? —Нет, я была против и отец тоже. Он говорил: «У нас в роду артистов никогда не было, зачем тебе проживать чужую жизнь, живи своей?» Я уговаривала по ступать в медицинский на врача-лого- педа, сама когда-то мечтала получить эту профессию. Оля решила по-своему, год пропустила, хотя с ее оценками могла пойти в любой институт. На сле дующий год поступила в Щукинское училище. Причем ее взяли сразу после первого тура, хотя набор в тот год был очень большой. Она училась на курсе с Марией Порошиной, Олей Погодиной, Антоном Макарским, сейчас они много снимаются в сериалах. - Щукинское училище - лучшая теат ральная школа в стране, попасть туда - само по себе выигрышный билет для девочки из подмосковного Одинцова. Интересно, как к этому отнеслись ваши знакомые, соседи? — Вы знаете, сейчас все гордятся. Но сначала, естественно, была зависть. Многие у нас в Одинцово не верили, что Оля сама поступила. Вот уж сколь ко лет прошло, думала слухи утихли, а тут знакомая приводит своих родствен ников, чтобы мы поделились, сколько кому денег надо дать, чтобы поступить в Щукинское. Я говорю: да разве та лант купишь? За плату могут зачис лить, но учиться-то надо самому. По- моему, они даже обиделись на меня. Но я, пока Оля училась, видела, как все непросто. На четвертом курсе начала сниматься у Глеба Панфилова в фильме «Романо вы. Венценосная семья». Съемки в Праге затянулись на четыре месяца. Вернулась, распределение уже состоя лось, всех ребят разобрали по театрам. Оле места не нашлось. А, может, и к лучшему, что так получилось. Сейчас у нее больше 20 фильмов, она снимается у лучших режиссеров. - Кстати, как Ольга попала на роль Анастасии в картине Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», пос ле которой ее заметили? — Это просто счастливый случай. На роль Анастасии сначала пригласили другую девочку, но та отказалась и предложила попробовать Олю. Она по ехала на студию и сразу была утвержде на. Но в какие-то детали ее не посвяти ли, видимо, чтобы не пугать. Звонит из Праги: «Мама, меня так обкорнали, не узнаешь. Голову обрили, но, говорят, мне даже идет». С волосами, конечно, было жаль расстаться. Но ежик на Оли ной голове смотрелся действительно неплохо. Да ей все хорошо, и с длинны ми волосами, и с короткими. Для сериала «Граница. Таежный ро ман» ее и вовсе перекрасили в какую-то жуткую пергидрольную блондинку. Олины волосы так пережгли, что я сильно расстроилась. Потом, когда съемки закончились, мы с ней сожжен ные волосы состригли, восстановили свои темно-русые. - Эти страдания не прошли даром, ведь за роль в сериале «Граница. Таеж ный роман» Ольга Будина удостоена Го сударственной премии России. Она де лилась своими впечатлениями от рабо ты над фильмом? — Роль была трудная, съемки очень сложные. Снимали под Калугой, места там лесистые, но комаров —тьма. Акте ры работали по 24 часа, спали мало, но картину сняли всего за четыре месяца. Я ездила туда к Оле, подкармливала ее, поддерживала чем могла. - Во всех фильмах Ольги были замеча тельные партнеры-мужчины, ей припи сывали романы то с одним, то с другим, как она к этому относилась? —Расстраивалась. Я говорила: «Оля, если про тебя говорят, значит, ты чего- то стоишь, не переживай». Оля — чистый, цельный человек, у нее всегда было серьезное отношение к браку, поэтому она никогда не путала съемочную площадку с жизнью. Если бы захотела, она могла бы раньше вый ти замуж. Поклонников у нее было много, ей достаточно было бы сказать «да». Но она медлила, ждала своего че ловека. - Ее брак с бизнесменом Александром Наумовым был для вас неожиданнос тью? —По-моему, он был неожиданностью для нее самой. Не пригласи ее Никита Михалков в жюри Московского между народного кинофестиваля два года на зад, где ей предложили снять докумен тальный фильм о киноактерах, может, и не было бы ничего. Возможно, она бы долго еще не встретила свою судьбу. Я удивилась, когда Оля рассказала, что один человек приглашает ее отдохнуть на Лазурном Берегу. Она действительно была измучена, снялась в пяти фильмах, работала в жюри на фестивале и очень нуждалась в отдыхе. Я только сказала, что хочу на него взглянуть. И представь те, на следующее утро раздался звонок в дверь, Оля тогда снимала квартиру в Крылатском, я была у нее, мы открыли дверь, на пороге стоял Саша. Я только сказала: «Ладно, езжайте». Почему-то я сразу прониклась к нему доверием. Мо жет, потому, что он повел себя по-муж ски. Саша старше Оли на 11 лет, он биз несмен, по образованию юрист, сейчас работает над докторской диссертацией. Конечно, он очень занятой человек, но все равно старается Олю разгрузить от домашних забот, помогает по хозяйству и с маленьким Наумом. - У вас с дочерью сохранились довери тельные отношения или она, став взрослой, отдалилась от вас? —Нет, мы стали еще ближе. Мы не по други, а как бы наоборот, поменялись ролями. Уже не я, а она ведет меня по жизни. Она дает мне глубину, ощущение полноты жизни. Оля очень изменилась, став женой и мамой. Она тоньше чув ствует, больше понимает. Раньше, когда я днями жила у нее в Крылатском, она не сильно волновалась, что папа дома один. А теперь, когда я приезжаю помочь ей с Наумом, она то и дело спрашивает: «Ма ма, как там папа, не скучает?» - Сейчас Оля живет в затворничестве в своем загородном доме, занимаясь только ребенком, но как долго это мо жет продолжаться? Актерская профес сия слишком зависимая. Не опасае тесь, что вдруг ее перестанут пригла шать сниматься? — У нее было много предложений в прошлом году, когда она ждала сына. Присылают сценарии и сейчас, но она всем отвечает: «Не могу, сижу с ребен ком. Позвоните через полгода, лучше, через год». Когда Оля забеременела, она решила, что сниматься больше не будет, посвятит себя семье и ребенку. Я всегда считала, что призвание лю бой женщины —семья и дети, а теперь тоже сомневаюсь, надо ли бросать то, к чему так стремилась. Многие актрисы не решаются на ребенка, боясь за карь еру. Оля не побоялась рискнуть, потому что, во-первых, очень любит детей, во- вторых, она человек очень творческий. Перестанут приглашать, найдет, чем заняться. Доснимет наконец свой фильм, там осталось немного. Кроме того, в последнее время она начала петь. По-моему, у нее великолепно по лучается. Жаль, в кино ей не пришлось показать эту сторону своего таланта. Только в «Московской саге» спела. Сейчас вышел саундтрэк из этого сери ала, и многие открыли для себя новую Олыу Будину. У нее есть небольшая студия, где она записывает свои песни. Боюсь сглазить, но, по-моему, материала у нее набра лось уже на целый альбом. ■ Беседовала Нелли ПРОТОРСКАЯ Фото из семейного альбома БУДИНЫХ и Натальи НЕЧАЕВОЙ Соблазн никаких решений X ЮМ, что ничегоне |потом; что все Характерно, что реакция на Послание президента со стороны либеральной оппозиции к а к внутренней, кремлев ской, так и антикремлевской была та ким радостным чириканьем. Одни чи рикают, что они одержали идеологиче скую победу, а другие — что прези- дент, хотя бы на словах, раскаялся. Л Мол, раньше надо было думать и т.д. ™ Бросается в глаза, что послание склеено из разных кусков. И это тот случай, когда совсем нетрудно дога даться, откуда эти куски взялись. Преамбулы писали одни люди, кото рые считали, что перед страной сто ят какие-то глобальные задачи, а текст - другие, которые полагают, что задачи эти ни в коем случае вы полнять не следует. Отсюда мы име ем заявление президента о том, что эта программа рассчитана на 10 лет, и о том, что политика стабилиза ции себя исчерпала и нужна полити ка будущего. Президент сказал, что для полити ки будущего нужно эффективное го сударство, а эффективное государ ство мы пока не создали. А дальше идет крайне жесткая оценка чиновничества как, по сути, касты воров. Это, действительно, ар гумент. Другое дело те выводы, кото рые делаются из этого аргумента. Есть в этом по слании, на мой взгляд, ключе вой момент: ес ли сейчас, когда есть все предпо сылки для мас штабной рабо ты, государство поддастся со блазну простых решений, то верх возьмет бюрократичес кая реакция. И далее президент говорит, что вместо прорыва мы получим ста гнацию, а кор рупция, безот ветственность и непрофессионализм будут стреми тельно нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала. Я абсолютно уверен, что этот пассаж принадлежит перу господина Грефа и его людей. Разговор о том, что ниче го не нужно делать, потому что все украдут, — это вечная история. Но если кто-то против соблазна простых решений — предложите сложные ре шения. Это не повод вообще не предлагать никакого решения, пото му что это тупик. Нельзя вернуться на путь дегра дации, если мы с этого пути и не схо дили. Больному тифом незачем бо яться заразиться тифом. Единствен ным и достаточным основанием для принятия сложных и серьезных ре шений служит то, что отсутствие та ких решений является гарантией дег радации. Если состояние институтов государства является основанием для принятия очень жестких, в том числе и кадровых решений, я абсо лютно поддерживаю все, что сказа но. Если же это является основани ем ничего не делать, то я категори чески не согласен. Ноелсикто-то |против соблаз напротсых НАНСИДИТСЯ, ДОРОГОЙМИШ Б 0 РИСЫЧ? ГОПАНАТОЛИЙТРЕТЬЯКОВ «Уважаемый Анатолий! Простите, что не успеваю вам отвечать сразу. Здесь у меня довольно много рабо ты, но не так.уж много инте ресных событий, о которых хотелось бы рассказывать. Хотя в целом все нормально. Уверяю вас, люди везде оди наковы. Просто у нас много лет людей учили не высовы ваться, самые инициативные уезжали или их высылали. Сейчас дело не в деньгах, деньги можно найти под ус пешного человека, а вот с людьми - проблема. Спаси бо за присланные газеты. Я здесь читаю более 50 изда ний, так что имею более-ме нее точную картину. Сейчас лучшая информация в Ин тернете, но, к сожалению, у меня нет доступа к нему. Многое вижу по ТВ. Сопере живаю. С уважением, Миха ил Ходорковский». Это одно из первых писем, которое Анатолий Третья ков, школьный сторож из деревни Лодейка, что под Великим Устюгом Вологод ской области, получил от опального олигарха. Их пе реписка длится с ноября 2003 года. Правда, более ак тивно пишет Третьяков. Он отправил в Матросскую Ти шину 22 письма, а в ответ получил только три. Первое письмо от Ходор ковского пришло в Лодейку в июле 2004 года. С того вре мени Третьяков в одночасье стал местной знаменитос тью. По деревне даже слухи пошли, что по выходу из тюрьмы олигарх пообещал Анатолию справить новый дом. Другие, наоборот, ре шили, что теперь и Третья кова посадят за общение с опальным бизнесменом. Но прошел год, перепис ка продолжилась, а Третья кова никто не трогал. Дере венский народ успокоился. К Толе стали заходить ве черком на чаек, справлять ся о здоровье Михаила Бо- рисыча. Как говорит Анатолий, они с Ходорковским обсуж дают судьбу России. Третья ков рассказывает, как разва ливается деревня, как гибнут от пьянства мужики, каким ленивым и неспособным к работе стал народ... А заклю ченный в ответ делится сво ими соображениями, как ис править это положение. Впервые Ходорковский написал ответ Третьякову после того, как тот выслал ему в тюрьму фотографии развалин местной фермы и описал, что раньше на этом месте было процветающее хозяйство — зерноток, фер ма на 200 голов, птицефаб рика. Олигарх, очевидно, проникся печальной судь бой русской глубинки. Правда, Третьяков решил больше не пугать его страш ными картинами разрухи, а присылать фотографии сель ской природы, предлагает даже украсить пейзажами стены в камере й медитиро вать. Однажды, будучи безра ботным, он написал письмо итальянскому профессору, адрес которого был опубли АРХОМ1111 Щ0РШ1Л кован в одной из централь ных газет. Послание так про няло итальянца, что тот вы слал ему 300 долларов. На эти деньги Третьяков две не дели поил всю деревню. Третьяков считает, что у них с Ходорковским много общего: «Я тоже сделал себя сам — работал и техником- электриком, и продавцом, и секретарем парторганиза ции». «Народ у нас страдает от четырех напастей, — пи шет он олигарху, — от лени, зависти, пьянки и любви к халяве». Ходорковский, по хоже, согласен с этим: «Надо строить гражданское обще ство, учить детей работать и не завидовать». «Уважаемый господин Третьяков! Большое спасибо за ваши письма и фото. Очень рад узнавать «вести с воли», смотреть на природу через ваши заметки. Погода действительно удивляет и даже немного пугает. По мо им ощущениям, эти измене ния России будут на пользу, хотя, конечно, придется приноравливаться. Что по делаешь?! С уважением, Ми хаил Ходорковский». В последних письмах Ана толий приглашает бизнесме на к себе в гости: «А что? Дичь, рыба! Пойдем на ры балку, на охоту, будем в па латках жить. Отдохнем на славу», — мечтает деревен ский сторож. А еще хочет попросить немного денег на поездку деревенским детиш кам в Москву. Третьяков ис кренне верит, что Ходорков ский страдает напрасно. «У кого он украл, у тебя? У ме ня? — заступается за подсу димого в спорах с деревен скими жителями. — Или у государства? А сам ты у госу дарства никогда не воро вал?» Последний аргумент действует железно, и дере венские спорщики замолка ют —крыть нечем. ■ Елена БАТУЕВА (Соб. корр. «Трибуны») Фото автора Вологодская область / /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz