Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Оля Будина родилась в семье далекой от искусства, но это не помешало ей стать одной из самых ярких звезд совре­ менного российского экрана. За корот­ кий срок она сыграла в фильмах «Рома­ новы. Венценосная семья», «Дневник его жены», «Граница. Таежный роман», «Баязет», «Московская сага», «Идиот». - Лидия Игнатьевна, у вас не было со­ мнения, что Ольга станет звездой? —Оля с детства росла необычным ре­ бенком. Семья у нас простая. Муж — электромонтер, я — бухгалтер, в по­ следнее время, пока не сократили, ра­ ботала товароведом. Когда мы только поженились с Са­ шей, жили в бараке без удобств: ни ван­ ны, ни горячей воды, а ребенка надо каждый день купать, стирать пеленки. Но ничего, выдержали. К вечеру я с ног валилась от усталости. Подойду к Оли­ ной кроватке, а она так посмотрит на меня, как будто все понимает, сочув­ ствует, и я сразу успокаиваюсь. Сейчас я смотрю на 7-месячного внука Наума, ее сынишку, у него тоже очень выраз­ ительные глаза. В 6 лет объявила, что хочет учиться музыке. Переехали из барака, Оля как раз в первый класс пошла. Приходит как-то и говорит: «Мама, ты думаешь меня в музыкальную школу записы­ вать?» А набор уже закончился, я упро­ сила педагога ее послушать. Он послу­ шал, говорит, девочка одаренная, но набор на фортепьяно уже закончен. Взяли на аккордеон. Но Оля хорошо играет и на фортепьяно. - Наверное, Оля, как все девочки в ее возрасте, мечтала стать актрисой? —Вы знаете, вся ее натура к этому стре­ милась. Она играла в театре теней при лицее, где училась. И даже сама там ста­ вила Гарсиа Лорку. Репетировать всей группой приходили к нам домой. Я ви­ дела, она выделяется среди ребят. На школьных вечерах читала Цветаеву, Ах­ матову, очень поэзией увлекалась. Она и сама, кстати, пишет. Ей было 14 лет, когда она мне написала стихи ко дню рождения. В них была какая-то взрос­ лая мудрость, совсем не по годам. Оля вообще рано взрослела. Однажды ска­ зала: «Мама, мне не нужно ни нарядов, ни украшений, ничего такого. Лучше создай мне хорошую библиотеку». Кни­ ги тогда, вы помните, были дефицитом. Я вступила в общество книголюбов и потихоньку, по списку, составленному Олей, собрала неплохую библиотеку. В 15 лет она читала Ницше, других философов. Под их влиянием у нее формировался свой взгляд на жизнь. - Но разве у нее в этом возрасте не было компаний сверстников, с которы­ ми она бы просто, как сейчас говорят, тусовалась в подъезде? —Что вы... Оля никогда не сидела по подъездам, у нее и времени на это не было. То репетиция, то спектакль, то концерт в музыкальной школе. Она окончила курсы экскурсоводов, а по­ том вдруг увлеклась поделками из ко­ жи, посещала какие-то занятия. А еще она очень много помогала мне по дому. Приводила из садика младшего брата. Накормит, простирнет колготки, но­ сочки и ждет меня с работы. Един­ ственное, что меня беспокоило, — она мало спала, ночи напролет читала. Я пыталась бороться, выключала свет. Она читала... со спичками под одеялом, пока я не забила тревогу. - Оля всегда необычно и стильно оде­ та. Говорят, многие наряды она приду­ мывает сама. —Хороший вкус у нее с детства. В 8-м классе сшила себе юбку, никто не ве­ рил, что не фирменная: «хоть в мир, хоть в пир», никуда не стыдно было надеть. Сейчас она, конечно, пользует­ ся услугами стилистов, но никогда не наденет то, что ей не идет. Такое же от­ ношение и к костюмам. Она так погру­ жается в мир своей героини, что сама придумывает костюмы, рисует эскизы. Когда работала над ролью Аглаи в «Идиоте», объездила десяток магази­ нов, чтобы найти подходящую ткань для платьев. - Оля приглашает вас с отцом на свои премьеры? — Конечно, мы были на всех показах. Наш папа всегда так волнуется, когда смотрит, очень переживает за дочь, осо­ бенно, когда она снимается в эротичес­ ких сценах. Помните, в «Московской саге» был эпизод, когда ее героине де- 1 0мсродителями вдень30-летня и брагачетавнв. 2004год. лали аборт? Он сам не свой был, весь исстрадался. Я говорю: «Саша, ну что ты так переживаешь, это же не Оля де­ лала аборт, а ее героиня Нина Градова». А он: «Ну зачем это показывать, нельзя как-то иначе?». Точно так же с трудом он переносит ее любовные сцены с по­ целуями. Ему трудно отделить дочь от образа, который она играет. - Лидия Игнатьевна, вы легко поддер­ жали желание дочери стать актрисой? —Нет, я была против и отец тоже. Он говорил: «У нас в роду артистов никогда не было, зачем тебе проживать чужую жизнь, живи своей?» Я уговаривала по­ ступать в медицинский на врача-лого- педа, сама когда-то мечтала получить эту профессию. Оля решила по-своему, год пропустила, хотя с ее оценками могла пойти в любой институт. На сле­ дующий год поступила в Щукинское училище. Причем ее взяли сразу после первого тура, хотя набор в тот год был очень большой. Она училась на курсе с Марией Порошиной, Олей Погодиной, Антоном Макарским, сейчас они много снимаются в сериалах. - Щукинское училище - лучшая теат­ ральная школа в стране, попасть туда - само по себе выигрышный билет для девочки из подмосковного Одинцова. Интересно, как к этому отнеслись ваши знакомые, соседи? — Вы знаете, сейчас все гордятся. Но сначала, естественно, была зависть. Многие у нас в Одинцово не верили, что Оля сама поступила. Вот уж сколь­ ко лет прошло, думала слухи утихли, а тут знакомая приводит своих родствен­ ников, чтобы мы поделились, сколько кому денег надо дать, чтобы поступить в Щукинское. Я говорю: да разве та­ лант купишь? За плату могут зачис­ лить, но учиться-то надо самому. По- моему, они даже обиделись на меня. Но я, пока Оля училась, видела, как все непросто. На четвертом курсе начала сниматься у Глеба Панфилова в фильме «Романо­ вы. Венценосная семья». Съемки в Праге затянулись на четыре месяца. Вернулась, распределение уже состоя­ лось, всех ребят разобрали по театрам. Оле места не нашлось. А, может, и к лучшему, что так получилось. Сейчас у нее больше 20 фильмов, она снимается у лучших режиссеров. - Кстати, как Ольга попала на роль Анастасии в картине Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», пос­ ле которой ее заметили? — Это просто счастливый случай. На роль Анастасии сначала пригласили другую девочку, но та отказалась и предложила попробовать Олю. Она по­ ехала на студию и сразу была утвержде­ на. Но в какие-то детали ее не посвяти­ ли, видимо, чтобы не пугать. Звонит из Праги: «Мама, меня так обкорнали, не узнаешь. Голову обрили, но, говорят, мне даже идет». С волосами, конечно, было жаль расстаться. Но ежик на Оли­ ной голове смотрелся действительно неплохо. Да ей все хорошо, и с длинны­ ми волосами, и с короткими. Для сериала «Граница. Таежный ро­ ман» ее и вовсе перекрасили в какую-то жуткую пергидрольную блондинку. Олины волосы так пережгли, что я сильно расстроилась. Потом, когда съемки закончились, мы с ней сожжен­ ные волосы состригли, восстановили свои темно-русые. - Эти страдания не прошли даром, ведь за роль в сериале «Граница. Таеж­ ный роман» Ольга Будина удостоена Го­ сударственной премии России. Она де­ лилась своими впечатлениями от рабо­ ты над фильмом? — Роль была трудная, съемки очень сложные. Снимали под Калугой, места там лесистые, но комаров —тьма. Акте­ ры работали по 24 часа, спали мало, но картину сняли всего за четыре месяца. Я ездила туда к Оле, подкармливала ее, поддерживала чем могла. - Во всех фильмах Ольги были замеча­ тельные партнеры-мужчины, ей припи­ сывали романы то с одним, то с другим, как она к этому относилась? —Расстраивалась. Я говорила: «Оля, если про тебя говорят, значит, ты чего- то стоишь, не переживай». Оля — чистый, цельный человек, у нее всегда было серьезное отношение к браку, поэтому она никогда не путала съемочную площадку с жизнью. Если бы захотела, она могла бы раньше вый­ ти замуж. Поклонников у нее было много, ей достаточно было бы сказать «да». Но она медлила, ждала своего че­ ловека. - Ее брак с бизнесменом Александром Наумовым был для вас неожиданнос­ тью? —По-моему, он был неожиданностью для нее самой. Не пригласи ее Никита Михалков в жюри Московского между­ народного кинофестиваля два года на­ зад, где ей предложили снять докумен­ тальный фильм о киноактерах, может, и не было бы ничего. Возможно, она бы долго еще не встретила свою судьбу. Я удивилась, когда Оля рассказала, что один человек приглашает ее отдохнуть на Лазурном Берегу. Она действительно была измучена, снялась в пяти фильмах, работала в жюри на фестивале и очень нуждалась в отдыхе. Я только сказала, что хочу на него взглянуть. И представь­ те, на следующее утро раздался звонок в дверь, Оля тогда снимала квартиру в Крылатском, я была у нее, мы открыли дверь, на пороге стоял Саша. Я только сказала: «Ладно, езжайте». Почему-то я сразу прониклась к нему доверием. Мо­ жет, потому, что он повел себя по-муж­ ски. Саша старше Оли на 11 лет, он биз­ несмен, по образованию юрист, сейчас работает над докторской диссертацией. Конечно, он очень занятой человек, но все равно старается Олю разгрузить от домашних забот, помогает по хозяйству и с маленьким Наумом. - У вас с дочерью сохранились довери­ тельные отношения или она, став взрослой, отдалилась от вас? —Нет, мы стали еще ближе. Мы не по­ други, а как бы наоборот, поменялись ролями. Уже не я, а она ведет меня по жизни. Она дает мне глубину, ощущение полноты жизни. Оля очень изменилась, став женой и мамой. Она тоньше чув­ ствует, больше понимает. Раньше, когда я днями жила у нее в Крылатском, она не сильно волновалась, что папа дома один. А теперь, когда я приезжаю помочь ей с Наумом, она то и дело спрашивает: «Ма­ ма, как там папа, не скучает?» - Сейчас Оля живет в затворничестве в своем загородном доме, занимаясь только ребенком, но как долго это мо­ жет продолжаться? Актерская профес­ сия слишком зависимая. Не опасае­ тесь, что вдруг ее перестанут пригла­ шать сниматься? — У нее было много предложений в прошлом году, когда она ждала сына. Присылают сценарии и сейчас, но она всем отвечает: «Не могу, сижу с ребен­ ком. Позвоните через полгода, лучше, через год». Когда Оля забеременела, она решила, что сниматься больше не будет, посвятит себя семье и ребенку. Я всегда считала, что призвание лю­ бой женщины —семья и дети, а теперь тоже сомневаюсь, надо ли бросать то, к чему так стремилась. Многие актрисы не решаются на ребенка, боясь за карь­ еру. Оля не побоялась рискнуть, потому что, во-первых, очень любит детей, во- вторых, она человек очень творческий. Перестанут приглашать, найдет, чем заняться. Доснимет наконец свой фильм, там осталось немного. Кроме того, в последнее время она начала петь. По-моему, у нее великолепно по­ лучается. Жаль, в кино ей не пришлось показать эту сторону своего таланта. Только в «Московской саге» спела. Сейчас вышел саундтрэк из этого сери­ ала, и многие открыли для себя новую Олыу Будину. У нее есть небольшая студия, где она записывает свои песни. Боюсь сглазить, но, по-моему, материала у нее набра­ лось уже на целый альбом. ■ Беседовала Нелли ПРОТОРСКАЯ Фото из семейного альбома БУДИНЫХ и Натальи НЕЧАЕВОЙ Соблазн никаких решений X ЮМ, что ничегоне |потом; что все Характерно, что реакция на Послание президента со стороны либеральной оппозиции к а к внутренней, кремлев­ ской, так и антикремлевской была та­ ким радостным чириканьем. Одни чи­ рикают, что они одержали идеологиче­ скую победу, а другие — что прези- дент, хотя бы на словах, раскаялся. Л Мол, раньше надо было думать и т.д. ™ Бросается в глаза, что послание склеено из разных кусков. И это тот случай, когда совсем нетрудно дога­ даться, откуда эти куски взялись. Преамбулы писали одни люди, кото­ рые считали, что перед страной сто­ ят какие-то глобальные задачи, а текст - другие, которые полагают, что задачи эти ни в коем случае вы­ полнять не следует. Отсюда мы име­ ем заявление президента о том, что эта программа рассчитана на 10 лет, и о том, что политика стабилиза­ ции себя исчерпала и нужна полити­ ка будущего. Президент сказал, что для полити­ ки будущего нужно эффективное го­ сударство, а эффективное государ­ ство мы пока не создали. А дальше идет крайне жесткая оценка чиновничества как, по сути, касты воров. Это, действительно, ар­ гумент. Другое дело те выводы, кото­ рые делаются из этого аргумента. Есть в этом по­ слании, на мой взгляд, ключе­ вой момент: ес­ ли сейчас, когда есть все предпо­ сылки для мас­ штабной рабо­ ты, государство поддастся со­ блазну простых решений, то верх возьмет бюрократичес­ кая реакция. И далее президент говорит, что вместо прорыва мы получим ста­ гнацию, а кор­ рупция, безот­ ветственность и непрофессионализм будут стреми­ тельно нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала. Я абсолютно уверен, что этот пассаж принадлежит перу господина Грефа и его людей. Разговор о том, что ниче­ го не нужно делать, потому что все украдут, — это вечная история. Но если кто-то против соблазна простых решений — предложите сложные ре­ шения. Это не повод вообще не предлагать никакого решения, пото­ му что это тупик. Нельзя вернуться на путь дегра­ дации, если мы с этого пути и не схо­ дили. Больному тифом незачем бо­ яться заразиться тифом. Единствен­ ным и достаточным основанием для принятия сложных и серьезных ре­ шений служит то, что отсутствие та­ ких решений является гарантией дег­ радации. Если состояние институтов государства является основанием для принятия очень жестких, в том числе и кадровых решений, я абсо­ лютно поддерживаю все, что сказа­ но. Если же это является основани­ ем ничего не делать, то я категори­ чески не согласен. Ноелсикто-то |против соблаз­ напротсых НАНСИДИТСЯ, ДОРОГОЙМИШ Б 0 РИСЫЧ? ГОПАНАТОЛИЙТРЕТЬЯКОВ «Уважаемый Анатолий! Простите, что не успеваю вам отвечать сразу. Здесь у меня довольно много рабо­ ты, но не так.уж много инте­ ресных событий, о которых хотелось бы рассказывать. Хотя в целом все нормально. Уверяю вас, люди везде оди­ наковы. Просто у нас много лет людей учили не высовы­ ваться, самые инициативные уезжали или их высылали. Сейчас дело не в деньгах, деньги можно найти под ус­ пешного человека, а вот с людьми - проблема. Спаси­ бо за присланные газеты. Я здесь читаю более 50 изда­ ний, так что имею более-ме­ нее точную картину. Сейчас лучшая информация в Ин­ тернете, но, к сожалению, у меня нет доступа к нему. Многое вижу по ТВ. Сопере­ живаю. С уважением, Миха­ ил Ходорковский». Это одно из первых писем, которое Анатолий Третья­ ков, школьный сторож из деревни Лодейка, что под Великим Устюгом Вологод­ ской области, получил от опального олигарха. Их пе­ реписка длится с ноября 2003 года. Правда, более ак­ тивно пишет Третьяков. Он отправил в Матросскую Ти­ шину 22 письма, а в ответ получил только три. Первое письмо от Ходор­ ковского пришло в Лодейку в июле 2004 года. С того вре­ мени Третьяков в одночасье стал местной знаменитос­ тью. По деревне даже слухи пошли, что по выходу из тюрьмы олигарх пообещал Анатолию справить новый дом. Другие, наоборот, ре­ шили, что теперь и Третья­ кова посадят за общение с опальным бизнесменом. Но прошел год, перепис­ ка продолжилась, а Третья­ кова никто не трогал. Дере­ венский народ успокоился. К Толе стали заходить ве­ черком на чаек, справлять­ ся о здоровье Михаила Бо- рисыча. Как говорит Анатолий, они с Ходорковским обсуж­ дают судьбу России. Третья­ ков рассказывает, как разва­ ливается деревня, как гибнут от пьянства мужики, каким ленивым и неспособным к работе стал народ... А заклю­ ченный в ответ делится сво­ ими соображениями, как ис­ править это положение. Впервые Ходорковский написал ответ Третьякову после того, как тот выслал ему в тюрьму фотографии развалин местной фермы и описал, что раньше на этом месте было процветающее хозяйство — зерноток, фер­ ма на 200 голов, птицефаб­ рика. Олигарх, очевидно, проникся печальной судь­ бой русской глубинки. Правда, Третьяков решил больше не пугать его страш­ ными картинами разрухи, а присылать фотографии сель­ ской природы, предлагает даже украсить пейзажами стены в камере й медитиро­ вать. Однажды, будучи безра­ ботным, он написал письмо итальянскому профессору, адрес которого был опубли­ АРХОМ1111 Щ0РШ1Л кован в одной из централь­ ных газет. Послание так про­ няло итальянца, что тот вы­ слал ему 300 долларов. На эти деньги Третьяков две не­ дели поил всю деревню. Третьяков считает, что у них с Ходорковским много общего: «Я тоже сделал себя сам — работал и техником- электриком, и продавцом, и секретарем парторганиза­ ции». «Народ у нас страдает от четырех напастей, — пи­ шет он олигарху, — от лени, зависти, пьянки и любви к халяве». Ходорковский, по­ хоже, согласен с этим: «Надо строить гражданское обще­ ство, учить детей работать и не завидовать». «Уважаемый господин Третьяков! Большое спасибо за ваши письма и фото. Очень рад узнавать «вести с воли», смотреть на природу через ваши заметки. Погода действительно удивляет и даже немного пугает. По мо­ им ощущениям, эти измене­ ния России будут на пользу, хотя, конечно, придется приноравливаться. Что по­ делаешь?! С уважением, Ми­ хаил Ходорковский». В последних письмах Ана­ толий приглашает бизнесме­ на к себе в гости: «А что? Дичь, рыба! Пойдем на ры­ балку, на охоту, будем в па­ латках жить. Отдохнем на славу», — мечтает деревен­ ский сторож. А еще хочет попросить немного денег на поездку деревенским детиш­ кам в Москву. Третьяков ис­ кренне верит, что Ходорков­ ский страдает напрасно. «У кого он украл, у тебя? У ме­ ня? — заступается за подсу­ димого в спорах с деревен­ скими жителями. — Или у государства? А сам ты у госу­ дарства никогда не воро­ вал?» Последний аргумент действует железно, и дере­ венские спорщики замолка­ ют —крыть нечем. ■ Елена БАТУЕВА (Соб. корр. «Трибуны») Фото автора Вологодская область / /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz