Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ПМ1№ШШ1 18 января 2005 года Почему на улицах Липецка пасется «троянский конь»? Немного о философии градостроительства На Руси всегда любили и умели строить. Не случайно первые европейские путешественники называли северные территории её «страной городов». За века сформирова лась своя, особая, градостроительная философия, учиты вавшая и опыт западных мастеров, переосмысленный к суровым континентальным условиям государства Россий ского. Застройка велась отнюдь не стихийно: средневеко вые российские города поднимались по единым градо строительным планам, которые утверждались на «самом верху». Так было и до татаро-мопгольского нашествия, так продолжалось при Петре I, Екатерине II и далее до правления Никиты Хрущева (сталинский «державный стиль» — особая страница). Это вовсе не было унифика цией облика городов — так достигалось единство красоты и целесообразности. Строили с умом и на века. А о том, какое внимание отдавали эстетической стороне Градо строительства, убедительней всего доказывают сохранив шиеся кварталы старинных городов — того же Ельца, на пример. Образно говоря, во всем был стиль, гармонично сочетавшийся с особенностями ландшафта и климата. Разрушение русского стиля началось сразу же после революции: внедрением западного модерна и конструкти визма. Второй, не менее мощный и разрушительный, удар нанес Хрущев. Именно в его «царствование» города Рос сии особенно активно зачищались от старины, в их облик был привнесен, скажем так , узко-прагматичный стиль, ; стали доминировать прямая линия и угол. Дома лиши лись кровли, а заодно — ради «экономии» — всех зодчес ких «украшательств». В облике стала преобладать эк л е к т и к а . Все эти краткие размышления имеют прямое отноше ние и к теме сегодняшней статьи. Бесстилье, эклектизм, отсутствие ярких , своеобразных градостроительных идей, опирающихся на проверенные национальные традиции, неизжитый волюнтаризм прошлых лет — по-прежнему живы в градостроительной практике. Как при многоэтаж ной, так и «коттеджной» застройке. Утратив элементы национальной архитектуры в возведении зданий, города наши являют смешение эпох, стилей, произвола и глупо сти. Это не вина, а беда наша. Но Где взять государствен ный ум Екатерины Великой? Потому чаще всего преобла дает градостроительное «обезьянничание» — в идеях, про ектах, деталях... А теперь — к теме. Не горбаты, не покаты, а «ступенчаты» и «лоскутны» Именно таковы тротуары сегодняшнего Липецка. Р а зумное решение администрации города украсить улицы города тротуарной плиткой вполне укладывается в зна менитую формулу Черномырдина «Хотели к ак Лучше...» На первый взгляд , вроде бы успех налицо: предприни матели исправно вымостили и мостят «свои» участки, ссор «за межу» меж соседями вроде бы не наблюдает ся, все довольны. Только вот в целом выходит нечто фантастическое. Мостили-то каждый в меру фантазии и возможностей. Разумного, единого подхода, увы , не было — ни со стороны власти, ни тех, кто определяет архитектурный облик города. Вот и сформировался стиль «лоскутное одеяло». Более того — тротуарная плитка настлана в разных уровнях: эдакие огромные ступени на всю длину улицы . Далее обратим внимание на абсолютно стихийно сложившуюся ее цветовую гам му. Но это еще не все сюрпризы, о которых знают специ алисты . Тротуарное «партизанство» еще напомнит о себе чуть позже... Зададимся вопросом — почему так происходит? Одна из причин уже названа — отсутствие единой градостро ительной политики (берем лишь частную, тротуарную, проблему). Второй вопрос таков: откуда и какого каче ства взято все то, что «украшает» сегодняшние тротуа ры? Наверное, каждый хозяин торговой точки, устилав ший площадку перед ее фасадом, даст свой ответ. А между тем благое начинание могло бы пойти по иному пути: выдержан единый стиль, обеспечено высо кое качество, экономичность, дизайн наших улиц. Все для этого в Липецке есть. Есть желание , в достатке светлых архитекторских голов, творческих мастерских, есть предприятия , про изводящие разнообразную продукцию. Нет, увы , объединяющей идеи или, скорее, коорди нирующего центра для приложения интеллектуальных возможностей наших зодчих и товаропроизводителей! О производственной стороне проблемы — разговор ниже. Очевидный факт — Липецк, районные города, районные центры в последнее время разительно изменили свой облик. В немалой мере это обусловлено все более масштабным использованием на улицах, площадях, в местах отдыха и так далее разнообразной тротуарной плитки вместо выщербленного и редко обновляемого асфальтового покрытия. Тут действительно ценный европейский опыт перенимается активно. Но вот всегда ли умело? Так как его «перенимают» сегодня у нас — вряд ли можно - назвать умелостью. И это не огульный вывод. Давайте посмотрим на проблему повнимательней. Завод-автомат, или Чудо под боком До сих пор непонятно: почему об уникальном предприя тии Липецка и продукции, там изготовляемой, так мало зна ют прежде всего в самом городе? Почему от 80 до 100 про центов изделий его поглощает столица? Конфликт интере сов?! Наверное, и это есть. Отсутствие хорошей рекламной «раскрутки»? И с этим нельзя не согласиться. Но главное, думается, упирается во все тот же эклектизм градостроительной политики, не изжитый и за годы «сво бодного» творчества. Итак, представляем: ООО «Завод по производству виб- ропрессованных стеновых блоков и тротуарной плитки «ТЕХНО-СЕРИК». Чтобы убедиться в уникальности его, Сле дует побывать там и воочию понаблюдать за работой. Нет, не людей — комплекса автоматов, объединённых в единую технологическую линию. В пустынном производственном помещении трудятся лишь два оператора — за центральным пультом управления всем сложным, высокоавтоматизированным организмом, да по складской территории снуют электрокары. Завод полностью укомплектован оборудованием французской фирмы «АД ЛЕР», входящей в состав крупнейшей компании «СЕРИК» (отсюда, кстати, и «странный» логотип в названии его). Прежде чем подробнее рассказать об особенностях уни кального производства, перечислим, что выпускается на за воде. Это несущие стеновые и перегородочные блоки; облицо вочные блоки, включая «рубленые» под природный камень; тротуарная плитка, в том числе двухслойная и цветная; бор дюрный камень, элементы благоустройства различных форм. Мощность предприятия — 3,5 млн. штук блоков в год или 200 тыс. кв. метров плитки в год. Подробнее об автоматизированной линии, на которой можно изготавливать вибропрессованные изделия широко го ассортимента и назначения, рассказывает начальник ре монтного цеха Игорь Владимирович Чураков: — Управлять всем технологическим процессом — от заг рузки сырья до выхода готовой продукции на склад — факти чески может один оператор. Предприятий, подобных наше му, то есть полного технологического цикла, в России нет (есть только «усеченные» варианты). Технологический про цесс можно разделить на три этапа — подготовка бетонной смеси, вибропрессование в матрицах, затем - тепло-влажнос тная обработка (пропарка). Все они полностью автоматизиро ваны и компьютеризированы. Этим достигается главное — абсолютно точное и неизменное дозирование компонентов смеси и соблюдение технологических режимов по всем опе рациям. Таким образом обеспечивается высочайшее качество блоков, плитки, прочих изделий. Особенно важно это при из готовлении цветной плитки — равномерность заданного про граммой цвета сохраняется в каждом образце. Бетон высоко го качества изготовляется в планетарных бетономешалках со встроенным электронным влагомером. Затем готовая смесь (с неизменной влажностью) поступает на пресс фирмы «АД ЛЕР» («сердце линии»), где подвергается мощному вибро прессованию. Кстати, пресс оборудован вторым постом, по зволяющим изготавливать двухслойную плитку. При виброп рессовании достигаются повышенные технические парамет ры готовых изделий (с учетом наших климатических и эксп луатационных условий): если французы удовлетворяются проч ностью 35-40 кгс/кв. см, то на предприятии оно достигает 75 кгс/кв. см. Это для стеновых блоков. При изготовлении же плитки прочность — от 400 кгс/кв. см до 600 кгс/кв.см, что намного превышает требования ГОСТа. После пресса полуфабрикаты поступают в пропарочные шкафы - на тепло-влажностную обработку, способные сразу выдавать 352 поддона блоков. Это огромное количество. И если бы не использование автомата-трансбордера, осуществ ляющего все загрузочно-погрузочные операции, то на этом участке потребовалось бы 200 человек рабочих! Их мы, повторяю, не увидим в пустынном помещении: только ровный шум бетономешалок и периодический вибри рующий гул пресса... Казалось бы, что производство вибропрессованных изде лий должно быть энергоемким. Но вот такая особенность ли нии: в себестоимости продукции энергетическая составляю щая достигает всего 0,3 процента! А если учесть, что людских трудозатрат и того меньше, то нетрудно понять, как все это отражается на цене изделий. Вопрос лишь в том, что она тем ниже, чем полнее загружены мощности завода. То есть, если город и область хотят приобретать дешевые стеновые блоки, тротуарную плитку и другие изделия, — надо увеличить По требительский спрос. Такова рыночная экономика... Не все дело в «упаковке», дело — в качестве! Ну а теперь о главном — об изделиях, производимых на заводе «ТЕХНО-СЕРИК». Серьезное место в производствен ной программе предприятия занимает производство стеновых блоков, применяемых как в одноэтажном, так и многоэтаж ном строительстве. Как уже сказано, почти все блоки, здесь изготовляемые, поглощает рынок Москвы. И не случайно: они прежде всего несущие (а не утеплители). При этом тепло физические характеристики очень высоки: один блок (39 см) по теплосохранноети равен одному метру силикатного кирпи ча в кладке. Надо ли говорить об экономичности применения их? Кроме того, на заводе могут изготавливать блоки различ ных несущих параметров — по желанию заказчика. Липчане от очевидной выгоды почему-то отказываются. Хотя в кооперации с нашим ДСК предприятие готово уча ствовать в масштабном возведении каркасно-блочного жи лья, как это делают в столице. Кстати, сообщил директор завода В л а д и м и р А л е к с е е в и ч К о п е й к и н , есть возможность привлечь в область и Московскую Межрегиональную строи тельную компанию, готовую создать холдинг с организаци ями Липецка. Она же готова предоставить бесплатный про ект на первоначальном этапе совместного строительства. Что, думается, существенно расширит жилищный рынок Липец ка и серьезным образом повлияет на стоимость квадратного метра жилья. Экономическая логика и здесь та же: больше строишь — дешевле жилье — выше спрос. Если, конечно, не мерить процесс одним недалеким «аршином» — побыстрее взять «свою» прибыль! В минувшем году, по словам Владимира Алексеевича, положено на улицах города около 30 тыс. кв. метров троту арной плитки. Это — всего лишь трехнедельный объем рабо ты завода. Но, может быть, плитка «ТЕХНО-СЕРИКА» низкого ка чества или плохого дизайна? О том — наша беседа с Н а т а л ь е й Г е о р г и е в н о й К у к и н о й , технологом предприятия. — Очень важно при изготовлении нашей продукции каче ство используемого песка: определенного размера частиц и чистоты. К сожалению, пески липецких карьеров Для этих целей не годятся: они или мелки, или с наличием примесей. Вы, наверное, видели уложенную плитку, которая вскоре по крывается раковинами — это как раз за счет песков, имею щих глиняные примеси. Вот почему мы используем песок только Вяземского месторождения, отвечающего самым вы соким требованиям при изготовлении тротуарной плитки. Высоки требования и к соблюдению всех технологических параметров изделий. Уже на стадии приготовления сырья идет контроль влажности компонентов при поступлении в мешал ку, где она выдерживается на заданном параметре постоян но. Бетонная смесь получается абсолютно однородной. С по мощью компьютера задается время перемешивания, при фор мовке — параметры вибрации. Таким образом достигаются высокие и неизменные прочностные характеристики изделий. При пропарке их используются энергосберегающие камеры: термообработка ведется «методом термоса». Задается темпе ратура не более 40 градусов, время — не более 4 часов, давле ние пара 0,4 кг. Это оптимальные режимы, благодаря кото рым достигается высокая экономия электро- и теплоэнергии (пара). При штабелировании готовой продукции полностью ис ключены затраты физического труда. Точное соблюдение всех технологических параметров и режимов определяет и высо чайшее качество нашей плитки. Аналогов ей в России — единицы. Чистые цески, высокие марки цемента, уникаль ное сочетание давления и вибрации при прессовании — в этом секрет ее прочности, морозостойкости, долговечности. Линия позволяет изготавливать плитку различной цветовой гаммы. Что особенно важно — цвет нашей плитки не «вы горает» от воздействия солнечных лучей, не подвержен температурным изменениям. Практически мы готовы поставлять товар для реализа ции любого архитектурного замысла. Налажено сотрудни чество с предприятиями-изготовителями матриц различ ных форм, разработаны каталоги для взаимодействия с архитектурными мастерскими, что позволяет обеспечивать их запросы изделиями любой номенклатуры. Как уже сказано, мы готовы делать и двухслойную плит ку: скажем, верхний слой можно делать на белом цементе, с кварцевой (сверкающей) крошкой и так далее. И не толь ко цветную, но и белую плитку. Хотя в эксплуатации ее надо периодически мыть особыми смесями, но такие воз можности наши коммунальные службы вряд ли имеют. Сейчас завод способен обеспечивать плиткой потребно сти всей области. Однако возникает ряд проблем. И не только спроса. Городу, очевидно, необходим иной подход к тому, как используется тротуарная плитка. Нет факти чески архитектурно-технологического контроля, очевидно отсутствие единства в стилевом украшении наших улиц -— подход сугубо эклектичный, используется некачественная плитка, зачастую просто опасная (скользкая). А ведь за этим не просто чисто эстетическая сторона дела. Срок экс плуатации нашей плитки — 30 лет и более. Она экологич на. При ремонтных работах ее можно укладывать вновь. И при правильной укладке плитка может использоваться вечно. Важно добиваться ровного покрытия, чтобы не со здавалось луж, влага сквозь швы должна проникать под слой плитки и уходить в дренажный слой. Сухая плитка более морозостойка и долговечна. Вот здесь-то и необходим архитекторский надзор. Как и за соблюдением уровня укладки. Ведь у нас порой плит ку ухитряются укладывать, не сняв предварительно ас фальтового покрытия. А это заведомый брак, поскольку влаге некуда уходить. Или разноуровневые тротуары: что это, как не «ходьба с барьерами»? Почему не ведутся геодезические съемки, не задается единая отметка строителям? Не решается и эстетическая задача — ни по форме, ни по цветовой гам ме. А ведь это не пустяк. Во всем должны быть вкус и стиль! Нельзя сочетать несочетаемое. Пока же по улицам Липецка гуляет «троянский конь» самодеятельности: кто во что горазд! Отсутствие архитекторского надзора усугубляется еще и тем, что некоторые организации (например, «Юговос- токцемпром») намерены организовать собственную дизайн- студию и вопрос эстетического оформления тротуаров го рода решать самостоятельно, Липецк город европейский, основанный Петром Вели ким, и его улицы не должны уподобляться «восточным коврам» или «павлиньим хвостам». Сейчас установилась, на наш взгляд, странная практи ка: горархитектура предлагает разрабатывать проекты оформления нам, производителям. Да, мы в состоянии это сделать. Но не разумнее ли поступать наоборот, исходя из видения эстетического оформления города (улиц, площа дей, скверов и т.д.) в целом? Завод готов выпускать не только стеновые блоки и бо- гатый ассортимент простой и цветной тротуарной плитки. В его «багаже» — изделия малых архитектурных форм: скамьи, цветочницы, подпорные стенки, газонные решет ки, бордюры, дренажные лотки... Каталог подобной про дукции огромен — было бы желание использовать это бо гатство! Или отделочные блоки («колотый бетон»). На заводе имеется специальный агрегат, на котором после пропарки изделию придается форма «колотого» бетона, прекрасно го архитектурного элемента для отделки цоколей зданий, первых этажей, для декоративных заборов, подпорных сте нок и так далее. «За морем телушка — полушка...» Все это мы рассказали о необычном предприятии вовсе не для того, чтобы лишний раз упрекнуть власти, архитек торов города, инвесторов в нерасторопности. Или выделить уникальность предприятия среди других производителей. Вовсе нет! Цель в другом: в условиях экономической ситу ации, требующей рационального подхода к использованию внутренних возможностей товаропроизводителей области (а это рабочие места, налоги, удешевление строительства и т.д.), не использовать огромные возможности ООО «Завод по производству вибропрессованных стеновых блоков и тро туарной плитки «ТЕХНО-СЕРИК» неразумно. Вот, скажем, приглашают в город белгородских умельцев. Нормально, но почему не на конкурсной основе? Зачем идти к соседу за топором, когда свой под лавкой лежит? И второе: мощности нашего предприятия, способность выпускать изделия различной номенклатуры и ассортимен та «подталкивают» к необходимости утверждать в городе свой, «высокий стиль» в оформлении улиц, площадей, мест отдыха. Да, не путем создания монопольных преимуществ, а отдавая предпочтение качеству, высоким эксплуатацион ным, экологическим и эстетическим достоинствам продук ции, дешевизне и долговечности ее. С этим, как мы увидели, на заводе «ТЕХНО-СЕРИК» все в порядке. Значит, прежде чем бросать взоры «за моря», стоит поискать выгоду поближе. У себя под боком. Владимир ПЕТРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz