Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

ПМ1№ШШ1 18 января 2005 года Почему на улицах Липецка пасется «троянский конь»? Немного о философии градостроительства На Руси всегда любили и умели строить. Не случайно первые европейские путешественники называли северные территории её «страной городов». За века сформирова­ лась своя, особая, градостроительная философия, учиты­ вавшая и опыт западных мастеров, переосмысленный к суровым континентальным условиям государства Россий­ ского. Застройка велась отнюдь не стихийно: средневеко­ вые российские города поднимались по единым градо­ строительным планам, которые утверждались на «самом верху». Так было и до татаро-мопгольского нашествия, так продолжалось при Петре I, Екатерине II и далее до правления Никиты Хрущева (сталинский «державный стиль» — особая страница). Это вовсе не было унифика­ цией облика городов — так достигалось единство красоты и целесообразности. Строили с умом и на века. А о том, какое внимание отдавали эстетической стороне Градо­ строительства, убедительней всего доказывают сохранив­ шиеся кварталы старинных городов — того же Ельца, на­ пример. Образно говоря, во всем был стиль, гармонично сочетавшийся с особенностями ландшафта и климата. Разрушение русского стиля началось сразу же после революции: внедрением западного модерна и конструкти­ визма. Второй, не менее мощный и разрушительный, удар нанес Хрущев. Именно в его «царствование» города Рос­ сии особенно активно зачищались от старины, в их облик был привнесен, скажем так , узко-прагматичный стиль, ; стали доминировать прямая линия и угол. Дома лиши­ лись кровли, а заодно — ради «экономии» — всех зодчес­ ких «украшательств». В облике стала преобладать эк­ л е к т и к а . Все эти краткие размышления имеют прямое отноше­ ние и к теме сегодняшней статьи. Бесстилье, эклектизм, отсутствие ярких , своеобразных градостроительных идей, опирающихся на проверенные национальные традиции, неизжитый волюнтаризм прошлых лет — по-прежнему живы в градостроительной практике. Как при многоэтаж­ ной, так и «коттеджной» застройке. Утратив элементы национальной архитектуры в возведении зданий, города наши являют смешение эпох, стилей, произвола и глупо­ сти. Это не вина, а беда наша. Но Где взять государствен­ ный ум Екатерины Великой? Потому чаще всего преобла­ дает градостроительное «обезьянничание» — в идеях, про­ ектах, деталях... А теперь — к теме. Не горбаты, не покаты, а «ступенчаты» и «лоскутны» Именно таковы тротуары сегодняшнего Липецка. Р а ­ зумное решение администрации города украсить улицы города тротуарной плиткой вполне укладывается в зна­ менитую формулу Черномырдина «Хотели к ак Лучше...» На первый взгляд , вроде бы успех налицо: предприни­ матели исправно вымостили и мостят «свои» участки, ссор «за межу» меж соседями вроде бы не наблюдает­ ся, все довольны. Только вот в целом выходит нечто фантастическое. Мостили-то каждый в меру фантазии и возможностей. Разумного, единого подхода, увы , не было — ни со стороны власти, ни тех, кто определяет архитектурный облик города. Вот и сформировался стиль «лоскутное одеяло». Более того — тротуарная плитка настлана в разных уровнях: эдакие огромные ступени на всю длину улицы . Далее обратим внимание на абсолютно стихийно сложившуюся ее цветовую гам­ му. Но это еще не все сюрпризы, о которых знают специ­ алисты . Тротуарное «партизанство» еще напомнит о себе чуть позже... Зададимся вопросом — почему так происходит? Одна из причин уже названа — отсутствие единой градостро­ ительной политики (берем лишь частную, тротуарную, проблему). Второй вопрос таков: откуда и какого каче ­ ства взято все то, что «украшает» сегодняшние тротуа­ ры? Наверное, каждый хозяин торговой точки, устилав­ ший площадку перед ее фасадом, даст свой ответ. А между тем благое начинание могло бы пойти по иному пути: выдержан единый стиль, обеспечено высо­ кое качество, экономичность, дизайн наших улиц. Все для этого в Липецке есть. Есть желание , в достатке светлых архитекторских голов, творческих мастерских, есть предприятия , про­ изводящие разнообразную продукцию. Нет, увы , объединяющей идеи или, скорее, коорди­ нирующего центра для приложения интеллектуальных возможностей наших зодчих и товаропроизводителей! О производственной стороне проблемы — разговор ниже. Очевидный факт — Липецк, районные города, районные центры в последнее время разительно изменили свой облик. В немалой мере это обусловлено все более масштабным использованием на улицах, площадях, в местах отдыха и так далее разнообразной тротуарной плитки вместо выщербленного и редко обновляемого асфальтового покрытия. Тут действительно ценный европейский опыт перенимается активно. Но вот всегда ли умело? Так как его «перенимают» сегодня у нас — вряд ли можно - назвать умелостью. И это не огульный вывод. Давайте посмотрим на проблему повнимательней. Завод-автомат, или Чудо под боком До сих пор непонятно: почему об уникальном предприя­ тии Липецка и продукции, там изготовляемой, так мало зна­ ют прежде всего в самом городе? Почему от 80 до 100 про­ центов изделий его поглощает столица? Конфликт интере­ сов?! Наверное, и это есть. Отсутствие хорошей рекламной «раскрутки»? И с этим нельзя не согласиться. Но главное, думается, упирается во все тот же эклектизм градостроительной политики, не изжитый и за годы «сво­ бодного» творчества. Итак, представляем: ООО «Завод по производству виб- ропрессованных стеновых блоков и тротуарной плитки «ТЕХНО-СЕРИК». Чтобы убедиться в уникальности его, Сле­ дует побывать там и воочию понаблюдать за работой. Нет, не людей — комплекса автоматов, объединённых в единую технологическую линию. В пустынном производственном помещении трудятся лишь два оператора — за центральным пультом управления всем сложным, высокоавтоматизированным организмом, да по складской территории снуют электрокары. Завод полностью укомплектован оборудованием французской фирмы «АД­ ЛЕР», входящей в состав крупнейшей компании «СЕРИК» (отсюда, кстати, и «странный» логотип в названии его). Прежде чем подробнее рассказать об особенностях уни­ кального производства, перечислим, что выпускается на за­ воде. Это несущие стеновые и перегородочные блоки; облицо­ вочные блоки, включая «рубленые» под природный камень; тротуарная плитка, в том числе двухслойная и цветная; бор­ дюрный камень, элементы благоустройства различных форм. Мощность предприятия — 3,5 млн. штук блоков в год или 200 тыс. кв. метров плитки в год. Подробнее об автоматизированной линии, на которой можно изготавливать вибропрессованные изделия широко­ го ассортимента и назначения, рассказывает начальник ре­ монтного цеха Игорь Владимирович Чураков: — Управлять всем технологическим процессом — от заг­ рузки сырья до выхода готовой продукции на склад — факти­ чески может один оператор. Предприятий, подобных наше­ му, то есть полного технологического цикла, в России нет (есть только «усеченные» варианты). Технологический про­ цесс можно разделить на три этапа — подготовка бетонной смеси, вибропрессование в матрицах, затем - тепло-влажнос­ тная обработка (пропарка). Все они полностью автоматизиро­ ваны и компьютеризированы. Этим достигается главное — абсолютно точное и неизменное дозирование компонентов смеси и соблюдение технологических режимов по всем опе­ рациям. Таким образом обеспечивается высочайшее качество блоков, плитки, прочих изделий. Особенно важно это при из­ готовлении цветной плитки — равномерность заданного про­ граммой цвета сохраняется в каждом образце. Бетон высоко­ го качества изготовляется в планетарных бетономешалках со встроенным электронным влагомером. Затем готовая смесь (с неизменной влажностью) поступает на пресс фирмы «АД­ ЛЕР» («сердце линии»), где подвергается мощному вибро­ прессованию. Кстати, пресс оборудован вторым постом, по­ зволяющим изготавливать двухслойную плитку. При виброп­ рессовании достигаются повышенные технические парамет­ ры готовых изделий (с учетом наших климатических и эксп­ луатационных условий): если французы удовлетворяются проч­ ностью 35-40 кгс/кв. см, то на предприятии оно достигает 75 кгс/кв. см. Это для стеновых блоков. При изготовлении же плитки прочность — от 400 кгс/кв. см до 600 кгс/кв.см, что намного превышает требования ГОСТа. После пресса полуфабрикаты поступают в пропарочные шкафы - на тепло-влажностную обработку, способные сразу выдавать 352 поддона блоков. Это огромное количество. И если бы не использование автомата-трансбордера, осуществ­ ляющего все загрузочно-погрузочные операции, то на этом участке потребовалось бы 200 человек рабочих! Их мы, повторяю, не увидим в пустынном помещении: только ровный шум бетономешалок и периодический вибри­ рующий гул пресса... Казалось бы, что производство вибропрессованных изде­ лий должно быть энергоемким. Но вот такая особенность ли­ нии: в себестоимости продукции энергетическая составляю­ щая достигает всего 0,3 процента! А если учесть, что людских трудозатрат и того меньше, то нетрудно понять, как все это отражается на цене изделий. Вопрос лишь в том, что она тем ниже, чем полнее загружены мощности завода. То есть, если город и область хотят приобретать дешевые стеновые блоки, тротуарную плитку и другие изделия, — надо увеличить По­ требительский спрос. Такова рыночная экономика... Не все дело в «упаковке», дело — в качестве! Ну а теперь о главном — об изделиях, производимых на заводе «ТЕХНО-СЕРИК». Серьезное место в производствен­ ной программе предприятия занимает производство стеновых блоков, применяемых как в одноэтажном, так и многоэтаж­ ном строительстве. Как уже сказано, почти все блоки, здесь изготовляемые, поглощает рынок Москвы. И не случайно: они прежде всего несущие (а не утеплители). При этом тепло­ физические характеристики очень высоки: один блок (39 см) по теплосохранноети равен одному метру силикатного кирпи­ ча в кладке. Надо ли говорить об экономичности применения их? Кроме того, на заводе могут изготавливать блоки различ­ ных несущих параметров — по желанию заказчика. Липчане от очевидной выгоды почему-то отказываются. Хотя в кооперации с нашим ДСК предприятие готово уча­ ствовать в масштабном возведении каркасно-блочного жи­ лья, как это делают в столице. Кстати, сообщил директор завода В л а д и м и р А л е к с е е в и ч К о п е й к и н , есть возможность привлечь в область и Московскую Межрегиональную строи­ тельную компанию, готовую создать холдинг с организаци­ ями Липецка. Она же готова предоставить бесплатный про­ ект на первоначальном этапе совместного строительства. Что, думается, существенно расширит жилищный рынок Липец­ ка и серьезным образом повлияет на стоимость квадратного метра жилья. Экономическая логика и здесь та же: больше строишь — дешевле жилье — выше спрос. Если, конечно, не мерить процесс одним недалеким «аршином» — побыстрее взять «свою» прибыль! В минувшем году, по словам Владимира Алексеевича, положено на улицах города около 30 тыс. кв. метров троту­ арной плитки. Это — всего лишь трехнедельный объем рабо­ ты завода. Но, может быть, плитка «ТЕХНО-СЕРИКА» низкого ка­ чества или плохого дизайна? О том — наша беседа с Н а т а ­ л ь е й Г е о р г и е в н о й К у к и н о й , технологом предприятия. — Очень важно при изготовлении нашей продукции каче­ ство используемого песка: определенного размера частиц и чистоты. К сожалению, пески липецких карьеров Для этих целей не годятся: они или мелки, или с наличием примесей. Вы, наверное, видели уложенную плитку, которая вскоре по­ крывается раковинами — это как раз за счет песков, имею­ щих глиняные примеси. Вот почему мы используем песок только Вяземского месторождения, отвечающего самым вы­ соким требованиям при изготовлении тротуарной плитки. Высоки требования и к соблюдению всех технологических параметров изделий. Уже на стадии приготовления сырья идет контроль влажности компонентов при поступлении в мешал­ ку, где она выдерживается на заданном параметре постоян­ но. Бетонная смесь получается абсолютно однородной. С по­ мощью компьютера задается время перемешивания, при фор­ мовке — параметры вибрации. Таким образом достигаются высокие и неизменные прочностные характеристики изделий. При пропарке их используются энергосберегающие камеры: термообработка ведется «методом термоса». Задается темпе­ ратура не более 40 градусов, время — не более 4 часов, давле­ ние пара 0,4 кг. Это оптимальные режимы, благодаря кото­ рым достигается высокая экономия электро- и теплоэнергии (пара). При штабелировании готовой продукции полностью ис­ ключены затраты физического труда. Точное соблюдение всех технологических параметров и режимов определяет и высо­ чайшее качество нашей плитки. Аналогов ей в России — единицы. Чистые цески, высокие марки цемента, уникаль­ ное сочетание давления и вибрации при прессовании — в этом секрет ее прочности, морозостойкости, долговечности. Линия позволяет изготавливать плитку различной цветовой гаммы. Что особенно важно — цвет нашей плитки не «вы­ горает» от воздействия солнечных лучей, не подвержен температурным изменениям. Практически мы готовы поставлять товар для реализа­ ции любого архитектурного замысла. Налажено сотрудни­ чество с предприятиями-изготовителями матриц различ­ ных форм, разработаны каталоги для взаимодействия с архитектурными мастерскими, что позволяет обеспечивать их запросы изделиями любой номенклатуры. Как уже сказано, мы готовы делать и двухслойную плит­ ку: скажем, верхний слой можно делать на белом цементе, с кварцевой (сверкающей) крошкой и так далее. И не толь­ ко цветную, но и белую плитку. Хотя в эксплуатации ее надо периодически мыть особыми смесями, но такие воз­ можности наши коммунальные службы вряд ли имеют. Сейчас завод способен обеспечивать плиткой потребно­ сти всей области. Однако возникает ряд проблем. И не только спроса. Городу, очевидно, необходим иной подход к тому, как используется тротуарная плитка. Нет факти­ чески архитектурно-технологического контроля, очевидно отсутствие единства в стилевом украшении наших улиц -— подход сугубо эклектичный, используется некачественная плитка, зачастую просто опасная (скользкая). А ведь за этим не просто чисто эстетическая сторона дела. Срок экс­ плуатации нашей плитки — 30 лет и более. Она экологич­ на. При ремонтных работах ее можно укладывать вновь. И при правильной укладке плитка может использоваться вечно. Важно добиваться ровного покрытия, чтобы не со­ здавалось луж, влага сквозь швы должна проникать под слой плитки и уходить в дренажный слой. Сухая плитка более морозостойка и долговечна. Вот здесь-то и необходим архитекторский надзор. Как и за соблюдением уровня укладки. Ведь у нас порой плит­ ку ухитряются укладывать, не сняв предварительно ас­ фальтового покрытия. А это заведомый брак, поскольку влаге некуда уходить. Или разноуровневые тротуары: что это, как не «ходьба с барьерами»? Почему не ведутся геодезические съемки, не задается единая отметка строителям? Не решается и эстетическая задача — ни по форме, ни по цветовой гам­ ме. А ведь это не пустяк. Во всем должны быть вкус и стиль! Нельзя сочетать несочетаемое. Пока же по улицам Липецка гуляет «троянский конь» самодеятельности: кто во что горазд! Отсутствие архитекторского надзора усугубляется еще и тем, что некоторые организации (например, «Юговос- токцемпром») намерены организовать собственную дизайн- студию и вопрос эстетического оформления тротуаров го­ рода решать самостоятельно, Липецк город европейский, основанный Петром Вели­ ким, и его улицы не должны уподобляться «восточным коврам» или «павлиньим хвостам». Сейчас установилась, на наш взгляд, странная практи­ ка: горархитектура предлагает разрабатывать проекты оформления нам, производителям. Да, мы в состоянии это сделать. Но не разумнее ли поступать наоборот, исходя из видения эстетического оформления города (улиц, площа­ дей, скверов и т.д.) в целом? Завод готов выпускать не только стеновые блоки и бо- гатый ассортимент простой и цветной тротуарной плитки. В его «багаже» — изделия малых архитектурных форм: скамьи, цветочницы, подпорные стенки, газонные решет­ ки, бордюры, дренажные лотки... Каталог подобной про­ дукции огромен — было бы желание использовать это бо­ гатство! Или отделочные блоки («колотый бетон»). На заводе имеется специальный агрегат, на котором после пропарки изделию придается форма «колотого» бетона, прекрасно­ го архитектурного элемента для отделки цоколей зданий, первых этажей, для декоративных заборов, подпорных сте­ нок и так далее. «За морем телушка — полушка...» Все это мы рассказали о необычном предприятии вовсе не для того, чтобы лишний раз упрекнуть власти, архитек­ торов города, инвесторов в нерасторопности. Или выделить уникальность предприятия среди других производителей. Вовсе нет! Цель в другом: в условиях экономической ситу­ ации, требующей рационального подхода к использованию внутренних возможностей товаропроизводителей области (а это рабочие места, налоги, удешевление строительства и т.д.), не использовать огромные возможности ООО «Завод по производству вибропрессованных стеновых блоков и тро­ туарной плитки «ТЕХНО-СЕРИК» неразумно. Вот, скажем, приглашают в город белгородских умельцев. Нормально, но почему не на конкурсной основе? Зачем идти к соседу за топором, когда свой под лавкой лежит? И второе: мощности нашего предприятия, способность выпускать изделия различной номенклатуры и ассортимен­ та «подталкивают» к необходимости утверждать в городе свой, «высокий стиль» в оформлении улиц, площадей, мест отдыха. Да, не путем создания монопольных преимуществ, а отдавая предпочтение качеству, высоким эксплуатацион­ ным, экологическим и эстетическим достоинствам продук­ ции, дешевизне и долговечности ее. С этим, как мы увидели, на заводе «ТЕХНО-СЕРИК» все в порядке. Значит, прежде чем бросать взоры «за моря», стоит поискать выгоду поближе. У себя под боком. Владимир ПЕТРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz