Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
■---------------- — ....... газета — ^Творчество ^ М а с т е р а ^ В с е дети — наши Тепло родной земли Арожалею, что небольшой этот отклик о сборнике ^^тихов, изданном становлянской учительницей Людмилой Красновой, пишу с запозданием. В суете будней порой упускаешь отметить события пусть негромкие, но привносящие в жизнь капельку добра и любви. А это так важно в нашем переполненном ложью и злом мире. Свою книгу Людмила Николаевна назвала глубокими по смыслу словами: «Родник моей жизни». В них многое заклю чено. Прежде всего — мировоззрение автора, русской женщи ны-матери, педагога, труженицы. Строки ее непритязатель ных, искренних и чистых стихов — живой отклик на жизнь своих земляков, на текущие события в стране, раздумья о предназначении человека, о малой своей родине и шире — о России. Мать четверых детей, учительница, она более чем кто-либо другой знает цену настоящей русской семьи с ее теплом, ла дом, трудолюбием, заботой друг о друге, и я бы сказал — общей, семейной, соборной душой. И этот бесценный опыт и дар жизнеустройства, которым обладает она сама, также на ходит отражение в строчках-размышлениях. Не в дидакти ческом нравоучении читателям, а в неназойливом примере. А коль есть лад в семье, в душе — и мир раскрывается во всей своей глубине, многообразии, божественной красоте. Она • сем — в людях, в природе, в улицах родного Станового, в ком беззаботном смехе, в гордости ученика, добившегося пусть маленькой, но победы —над собой, в преодолении труд ностей. Есть в стихах Людмилы Красновой то, что присуще именно русскому человеку: надеяться и верить в лучшее бу дущее. Эта вера помогает не только выстоять, но и уберечься от пошлости, грязи и зла, временно одержавших верх в наши годы. Есть в творчестве ее, на мой взгляд, и перекличка времен: чудится сквозь строчки стихов негромкий голос Алексея Кольцова. Да, жизнь изменилась, и другие приметы ее на поминают о действительности. Но в глубине-то строк, что отражают окружающий мир, все та же незлобивая, певу чая , жаждущая счастья и добра русская душа-христи- анка. Д ля меня быть счастливой — Значит в радости жить... Это не просто слова для Людмилы Николаевны: это ее глубинная суть. Она так и жи вет: утверждая, оберегая и даря радость людям, своим ученикам. «Родник моей жиз ни» бьет из родной земли, со гретый ее теплом. А что мо жет быть драгоценнее и спа- сительней тепла родины, зем ли, на которой живешь? Владимир ПЕТРОВ. ч у Ж и л ь е Ветеранам войны - беспроцентная ссуда Как известно, Правительством России разработана программа доступного жилья, „ ^ в которой предполагается участие на равных условиях различных строительных организаций, а также банков, фондов, государственных структур. Свой вклад в эту программу вносит и потребительский ипотечный кооператив «Строим вместе», который предлага ет привлекательный для населения вариант приобретения жилья. В честь 60-летия Победы для ветеранов Великой Отече ственной войны кооператив вместе со своими деловыми парт нерами, среди них, в частности, ЗАО СУ-11 «Липецкстрой», «Кантри», «ВИСТ», «Спецфундаментстрой» и другие, объя вил акцию, суть которой заключается в предоставлении этой социальной категории беспроцентной ссуды сроком до девя ти лет. Правом участия в акции обладают члены семей вете ранов Великой Отечественной войны. Воины-интернациона листы и участники боевых действий получают при вступле нии в кооператив 50-процентную скидку. (Соб. инф.) Да чтоим «Павел Буре»!.. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Константин Лыков за работой и Станислав Африканов во время «перекура». Чаплыгинские часовщики Константин Лыков и Станислав Африканов называют себя последними из могикан. Они —единственные, кто может починить карманные часы фирмы «Павел Буре», которым от роду больше века. Они оживят и советскую «Победу» — наручные часы, выпуск которых был налажен в 1943 году. Их чутким рукам подвластен механизм часов швейцарской фирмы «Омега» —с номерными знаками механизма и корпуса, изготовленными полтора столетия назад. Других часовых дел мас теров на чаплыгинской зем ле нет. Не замечены таковые в последнее время в соседних районах Тамбовской и Рязан ской областей. Но что чело веку делать, если перестали крутиться стрелки раритет ного «Павла Буре»? Выбросить? Положить на дальнюю полку кладовки? Но ведь с этими часами свя заны какие-то воспомина ния, дорогие сердцу момен ты жизни. Да и надежны в эксплуатации старинные часы фирмы «Павел Буре» — не то, что сегодняшние квар цевые однодневки или меха ническая штамповка, кото рая сверху-то блестит, да на чинка может в любой момент подвести. О так называемой штам повке — о часах, сошедших с равнодушного заводского конвейера, мой собеседник, мастер ООО «Раненбург» Константин Лыков говорит так: — Часы ширпотреба практически не подлежат ре монту. Но если они по каким- то обстоятельствам клиенту дороги, то берем. Конечно, повозиться приходится, по мозговать. Но на то мы и ма стера... А не так давно, — продолжает Константин Пет рович, —принесла к нам жи тельница деревни Ржевки китайский будильник. Посмотрели по паспорту: срок отслужил — можно выбрасывать. А клиент умо ляет: отремонтируйте, мол, не ради денег — ради памя ти. Такое, оказывается, быва ет нередко. И не потому, что заказчик не наскребет не скольких сотен рублей на по купку новых часов — да-да, той самой штамповки, но вот памяти ради... А чтобы уважить клиента, сколько надо перебрать мель чайших колесиков и винти ков, которые у настоящих ча совщиков всегда есть в запа се! Ищут нужную детальку. Кустарным дедовским спосо бом — ручной шлифовкой — подгоняют по месту. И вот вам — пожалуйста: обретают от тыкавшие свое часы вторую жизнь. А в «Книге жалоб и предложений» —неизменном атрибуте бытовки еще с совет ских времен — появляется очередная запись: «Выражаю благодарность часовым масте рам Константину Лыкову и Станиславу Африканову за чуткость, профессионализм, человечность и взаимопонима ние». Эти слова много доро же тех 60—80 рублей, кото рые в среднем берут чаплыгин ские мастера за починку ус ловно среднего часового меха низма. — Зарплата и у нас ма ленькая, — говорит Лыков. — К тому же нас «подсека ют» коммунальные услуги, арендная плата. Но рука не поднимается бросить все: мы ведь в часовой мастерской с конца семидесятых годов — еще с «Облрембыттехники» начинали... Так что пока го лова и руки работают, в от ставку уходить не собираем ся. Привыкли к землякам своим... Они нас уважают. Да и вообще, кто, кроме нас, в Чаплыгине часы починит? Анатолий ЕСИН. ^ Вера Отрекаясь от жизни мирской... Великолепный ансамбль Свято-Троицкого монастыря, расположенный в живописном уголке Лебедяни и отгороженный от мира высокой кирпичной стеной, едва ли не самая заметная достопримечательность города. Правда, о нем, удаленном от центральных городских магистралей и утопающем весной в яркой зелени и белизне цветущих яблонь, последние десятилетия забыли совсем, будто и не было этой святыни вовсе. А ведь его история уходит в седую глубину веков. З тот самый древний лебе дянский монастырь был ос нован в 1621 году по бла гословению Патриарха Филаре та в царствование первого ве ликого государя из династии Ро мановых. Михаил Федорович из дал указ о юридическом закреп лении за обителью всего принад лежащего ей имущества, что оз начало признание за монасты рем официального статуса. Оби тель разместилась на террито рии военной крепости, постро енной в конце XVI столетия. По некоторым источникам, крепость стояла почти на границе государ ства и являлась форпостом борь бы с татарскими набегами... Время неумолимо: монас тырская стена рассыпается, словно песочная, рушатся цер ковные постройки, каким-то чу дом сохраняя лишь внешнее до стоинство и величие. На терри тории монастыря располагается сельскохозяйственный техникум, и будущие специалисты-агра рии, возможно, не осознают, в каком райском уголке им посча стливилось учиться. И вот наконец-то, к великой радости не только верующих, но и людей, неравнодушных к па мяти своих предков, русским православным традициям, нача лось возрождение святыни. Уже вначале нынешнего года после восстановительных работ (а дел тут предстоит еще немало) по селились в обители три монахи ни. И будто не из Задонского монастыря они приехали, а из далекого, славного православ ными традициями прошлого. И теперь здесь все, как встарь: длительные богослужения, мона шеские черные одеяния, сми рение, написанное на светлых лицах... Ожила обитель! Церковные службы в монас тыре совершаются буквально с первого дня поселения матушки игуменьи Агриппины и монахинь Анимаисы и Иоанны. И как сим волично, что первый праздник в обители пришелся на Рождество Христово! Ведь и здесь произош ло второе рождение святыни. В монастырь я отправлялась с некоторой боязнью. Наве янные литературные обра зы строгих благочестивых мона хинь вызывали трепет и волне ние. Но мои опасения не оправ дались. Матушка игуменья Аг риппина встретила доброй улыб кой, будто родную. Охотно рас сказывала о жизни в обители, о монашестве, ничуть не удивля ясь моим подчас наивным воп росам. — Когда принимают постриг, то отрекаются ото всего — от своего имени, воли.... Куда по сылает Господь, туда и иду. Я послушница владыки Никона, по его велению и оказалась в Ле бедяни, — пояснила матушка игуменья предысторию поселе ния здесь с двумя монахинями. Теперь предназначение слу жительниц способствовать воз рождению Свято-Троицкой оби тели. С наступлением весны вос становительные работы здесь практически не затихают. Расчи щена от мусора площадка для монастырского кладбища (увы, тут уже белеет крестик — в фев рале умерла одна из монахинь). Но не все идет гладко. Реставрировали, было, по мещение, где находилась биб лиотека, да случился пожар, ви димо, чья-то недобрая рука со вершила поджог. Игуменья не винит злоумышленника, привыч но полагая, что на все воля Бо жья. По мере возможности (ког да присылают технику и выде ляют материалы) кипят строи тельные работы. Очень хотели к Великой Пасхе уже перейти в храм Живоначальной Троицы, где значительно просторнее для богослужений, да не получилось — там стала протекать крыша. Теперь, наряду с ее ремонтом, параллельно штукатурят стены. В стенах обители расположе- ны Успенский храм и самый древний — храм Пророка Илии. По переписной книге 1702 года за монастырем значились: «...церковь Живоначальная Тро ицы, каменная о пяти главах. Главы опаяны железом. У церк ви с трех сторон рундуки камен ные, паперти деревянные. Цер ковь Успения Божией Матери... Около всего монастыря ограда каменная без башен... перед ней каменная стена... а в той стене ворота, на воротах Деисусы... По правую сторону святых ворот колокольня деревянная, по левую сторону церковь Илии Пророка. Под церковью палата каменная — кладовая». Чтобы все это довести до ума, нужны люди. И они находят ся. Это и студенты сельскохозяй ственного техникума, и школьни ки, которых присылает отдел на родного образования, и просто добровольцы. Трудятся не по принуждению, а от души. Мно гим лебедянцам полюбились и здешние камерные богослуже ния. Студенты доброжелательны, непременно здороваются с мо нахинями, обращаются к ним за советом. Сегодня ежедневные службы проходят в небольшом помеще нии церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Как и надлежит по монастырским канонам, они весьма продолжительны. Утром и вечером их проводят батюш ки, служители Ново-Казанского собора. Неукоснительно выпол няется монастырский устав и все требы, кроме крещения и вен чания (они здесь не положены). Однако монашество — это не только огромный труд, но, преж де всего, полное самоотрече ние. В обители сейчас прожива ют восемь монахинь вмес те с игуменьей. Пока им приходится тесниться: в малень кой келии живут две, а в чуть большем помещении — пять на- сельниц. На дверях изречения: «Господь Иисусе Христе, Сыне Божий, поминай меня грешно го» на церковно-славянском языке. У настоятельницы от дельное помещение и прием ная. Со временем комнат будет больше, и обитель сможет при нять еще нескольких женщин. Многие интересуются: когда и на каких условиях можно посе литься в обители? Матушка игу менья только радуется такому стремлению. Она заверяет, что здесь будут рады и молодым женщинам, и пожилым, и с удо вольствием приняли бы певчих на клиросе. Однако монахиня ми сразу не становятся. Ведь не каждому человеку дано отречь ся от мирской жизни. Послуша ние считается превыше поста и молитвы. И как бы в подтверж дение этого монашеского посту лата настоятельница привела пример, ставший своеобразной притчей. Будущим монахиням было дано задание высадить рассаду капусты, причем корня ми вверх. Одна из них ослуша лась приказа, сделав все «как надо». Однако посаженная ею капуста, погибла, остальная же росла. Ослушавшись приказа и проявив собственную волю, эта женщина не годилась в монахи ни. — Бог гордыне противится, а смиренным дает благодать. От людской гордыни и все беды на земле, — твердо убеждена ма тушка игуменья, проповедующая добро, человеколюбие и смире ние. Правда, вобители не все так категорично. И строгих религи озных догм здесь придержива ются с точки зрения целесооб разности, подходя ко всему муд ро и взвешенно. Как и обычные миряне, монахини пользуются услугами врачей, в случае болез ни и недомогания возможно по слабление в послушании. В монастыре имеются все удобства — ванная и туалетная комнаты — не каменный же век! Весной намереваются завести корову, кур, присматривают зе мельный участок для выращива ния овощей. Это на первых по рах новых поселенцев всем не обходимым снабдил Задонский монастырь. Теперь продукты придется выращивать самосто ятельно. Хотя помогают и мест ные жители. Приходят в уютную церквушку помолиться, да и при носят, кто чем богат. Монахини благодарны и возносят к небе сам молитвы за чутких лебедян- цев. О трекшись от мирской жиз ни, здешние насельницы мир не покинули. Они лю бят людей и неустанно молятся за них. Благодарят епископа Ли пецкого и Елецкого Никона, бла гочинного округа отца Игнатия, депутата Госдумы Николая Бор цова, руководителей предприя тий и частных предпринимателей за их заинтересованность и ог ромную помощь в восстановле нии прекраснейшей обители. До полного процветания мо настыря еще предстоит много трудов. Поэтому монахини на деются, что вклад в восстанов ление Свято-Троицкого монас тыря, а значит, и в духовное возрождение России, внесут и предприятиями просто добрые люди. Марина ПЕРЕВЕРЗЕВА. Найди меня, мама! Люда Н. Родилась в июне 1996 года. В детский дом по пала в 2001 году. Причины для грусти случаются, однако повод для улыбки она нахо дит гораздо чаще. Девочку ра дуют краски весны, улыбчи вое солнце непременно «выхо дит» из-за туч на ее рисунках. Кстати, на Всероссийском кон курсе среди юных художников воспитанников детских до мов — работы Людмилы по лучили высокую оценку. В учебе — успехи поскромнее. С девочкой надо больше за ниматься. Трудолюбия у нее на двоих хватит. Проблем со здоровьем практически нет. Волосы у Люды темно-ру сые, густые. И есть да коса-краса... 4 Павел С. Мальчик очень стеснялся фотографировать ся, потому как в детском доме он прожил всего три дня и пока не привык к новой при ческе, белоснежной рубашке, бабочке. Не привык, впрочем, и к вкусным обедам и полдни кам. Новая жизнь без потря сений только начинается. Однако страданий и детско го горя в глазах столько, что мы не решились спрашивать о том, что было до этих дней в жизни Павлика. Глаза у него голубые, во лосы русые, очень худенький, но были бы, как говорят, ко сти, мясо нарастет. Речь у Павлика хорошая. А родил ся он 12 марта 2001 года. прг в детский дом — 26 сентяб ря 2003 года. Воспитатели разглядели артистический талант девочки и поручают ей только ведущие роли. Лиза этим не бравирует, дабы случайно не ранить сверстни ков. Умница и очень добрая, симпатичная девочка. Воло сы русые, глаза голубые. Навещают Лизу ее двою родная бабушка и отчим, ко торому в силу медицинских показаний по здоровью нельзя взять под опеку девоч ку и ее брата. ■4 Юля Б. Сейчас ей 12 лет. Светлые волосы, голубые глаза , открытая улыбка. Шла на встречу с нами с большой надеждой — ей хо чется жить с мамой, в семье. Это, как призналась Юля, самое большое счастье! Любит музыку, танцы. Трудолюбива, старается учиться, но непросто дается математика. Помнит и лю бит сестру. А мама и папа умерли. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ. Ведущая рубр| Галина КОЖУХА1 ики ,РЬ. ^гВчера Еще один мемориальный комплекс Он открыт в Липецке в несть сотрудников управления Федераль ной службы исполнения наказаний Минюста РФ по Липецкой облас ти, погибших в годы Великой Отечественной войны и при выполне нии служебного долга в наши дни. Он представляет собой скульпту ру скорбящей матери, рядом с которой на мраморных досках увеко вечены фамилии 57 погибших сотрудников управления. Мемориальный комплекс был возведен в Липецке, на.территории управления исполнения наказаний, на добровольные пожертвования сотрудников всей уголовно-исполнительной системы области. Накану не торжественного открытия комплекса иерей Олег, благочинный Ус- манского церковного округа, совершил обряд его освящения. Агентство «Липецк-Инфоцентр». Игра становится жизнью... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Последний раз Знамя Боевого братства выносилось в этом году, 15 февраля, на митинге у памятника воинам-интернаци- оналистам. После митинга родители погибших воинов собра лись у Поста № 1. И место это было выбрано не случайно. История Поста — это не только победы в конкурсах-смот рах, не только грамоты и награды. Это даже не самое главное. История Поста — это прежде всего судьбы тех мальчишек, что стояли когда-то у обелиска, это история тех, для кого серьез ная игра стала предисловием к жизни. Около трех тысяч юно шей, ставших у Вечного огня, теперь кадровые офицеры. Ва лентина Шадрина, как сыновей, вспоминает и Павла Желту- хина, ставшего вертолетчиком, гвардии майором, и Алексея Калягина, нынешнего капитана I ранга, а в прошлом —учени ка 44-й школы, и многих других. Но, к сожалению, не все бывшие часовые смогут вернуться на Пост. Несколько лет на зад клялся до конца дней своих быть достойным памяти лип чан, погибших в годы войны, Сергей Добрин. Никто не знал тогда, что клятву он выполнит буквально. Сережа погиб в Чеч не в мае 2003 года, прикрывая отход своих товарищей. Ему было 18. Только 20 исполнилось Владиславу Панову, погибше му у стен Белого дома в октябре 1993 года. Ему присвоили звание Героя России. Немного старше был Борис Каданцев, умерший в июле 1987 года в кабульском госпитале. 24-летний офицер сумел вывести из-под удара военную технику и спас жизнь 23 сослуживцам. Себя уберечь, видно, не успел. Память о них и еще о почти двадцати ребятах, погибших на полях сражений, хранят материалы музея Боевой славы, который дей ствует в здании Поста. Здесь стираются грани десятилетий, и рядом с именами героев Великой Отечественной войны отли ты имена героев новой России: Андрея Теперика, Эдуарда Бе- лана, Игоря Свиридова. Сегодняшним мальчишкам и девчон кам надо знать, что форму, которую они надевают, не так дав но носили люди, совершившие подвиг. Что клятва, которую они произносят, — не просто слова. Но все же сжимается сер дце, и в горле — комок, а в голове одна мысль: а как же мамы тех, кто не вернулся? И еще: а если бы это был мой сын? «Их путь к подвигу начинался на Посту № 1» — так называется выставка, посвященная бывшим часовьм, погибшим в горя чих точках. Боже, как хочется, чтобы путь тех, кто несет Вах ту памяти сегодня, не оборвался. Пусть их ждет подвиг, но подвиг трудовой, подвиг материнства, подвиг любви. О чем думают юные часовые, замерев на 20 минут у обелис ка Вечной славы? Наверное, о том же что и их сверстники. О новом диске, о классном фильме, о красивой девчонке, что прошла через площадь. Но среди всех этих мыслей обязатель но всплывают воспоминания и о тех, кто стоял на их месте раньше, и о тех, чей покой они охраняют. А значит, игра пере стает быть игрой, и Пост № 1 станет частью их жизни навсегда. Софья ВОБЛИКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz