Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
газета ^Собеседник «ЛГ» редактор журнала «Отечественные записки» Никита СОКОЛОВ: Объективной истории не существует в природе» ^Музейное дело Жемчужины в ожерелье В последнее время публичные исторические дискуссии как-то поутихли. Обычному россиянину, уставшему от безрадостных сообщение? о происках террористов и монетизации льгот, по большому счету безразлично, как строили свои отношения с Ордой русские князья или какие цели преследовал Иван Грозный, вводя опричнину. Интерес общества к своему прошлому заметно угас, реже стали появляться серьезные публик*Ф$ии на эти темы, историков не часто увидиш^ н'а телеэкране, даже любимые многими исторические романы давно потеснились на книжных полках, уступив место дётёктивам'о приключениях сыщиков-дилетантов и псевдоэзотерическим опусам. Мы по-прежнему в большинстве своем “ленивы и нелюбопытны”. А между тем историческая наука не стоит на месте. Исследователи подвергают сомнению казавшиеся еще вчера незыблемыми концепции, предлагают совершенно новые подходы к оценке множества фактов. С одним из них, историком и публицистом, редактором журнала “Отечественные записки” Никитой СОКОЛОВЫМ, я познакомился в Москве на семинаре Клуба региональной журналистики “Из первых уст”. Безусловно, с ним хочется спорить, но собеседник “Липецкой газеты” и не претендует на обладание истиной в последней инстанции, отстаивая, однако, право на свое видение. — Никита Павлович, вы очень скептично относитесь к карамзинскоб концепции оте чественной истории, которая до сих пор лежит в основе большинства наших школь ных учебников. В чем же, на ваш взгляд, её слабые сторо ны? — Николай Михайлович был действительно великим ис ториографом. Тогда, в начале девятнадцатого века, власти нужна была национальная ис тория, неразрывно связанная с имперской мощью государства. И эту задачу он блестяще вы полнил. Карамзин писал, как вы помните: “Россия основа лась победами и самовластием, гибла от разновластия, спас лась мудрым самодержавием”. Этот образ истории вполне от вечал и интересам власти, и тогдашнему состоянию истори ческой науки. Николай Михай лович был убежденным монар хистом, искренне считая, что России при ее огромных про странствах нужна твердая рука и сильная власть. Интересно, что при этом он был настоящим русским либералом, показав в “Записках русского путеше ственника”, как можно запро сто поговорить с жирондиста ми о политических свободах. С тех пор прошло почти два сто летия, историческая наука ра ботала очень упорно и ушла да леко вперед, государство у нас совершенно другое и имперс ких целей вроде бы не ставит, а нас до сих пор учат согласно карамзинской модели. Меня, как историка, такой подход очень огорчает. — Какие же моменты в трактовке отечественной исто рии нуждаются, на ваш взгляд, в пересмотре? — Давайте начнем с самого начала. В любом учебнике на первых страницах дается опи сание политической конструк ции Древней Руси и указыва ется , что “во главе стоял князь”. Однако, если вы отло жите учебник и заглянете в летопись или научную моногра фию, то обнаружите странные вещи. Князь, конечно, стоял, но вовсе не во главе. Если они такие самодержцы, наши древ ние князья, почему же им на месте не сидится? Они непре рывно переезжают из одного города в другой. Об этом еще Ключевский язвительно писал. Сергей Соловьев в середине по запрошлого века попытался объяснить это доктриной оче редного порядка о старшинстве городов и соответственно — старшинстве князей. Увы, эта схема в большинстве случаев не работает, факты ей противоре чат. Вот уже лет пятьдесят как в науке установился иной взгляд на Древнюю Русь. Ни какая это не монархия, не дер жава Рюриковичей, а доволь но сложная конфедерация зе мель, областей, городов. Самая мощная власть — власть горо да, недаром земли называются по именам городов — Муром ская земля, Новгородская и так далее. Управлялись они вече вым собранием старшего горо да, с которым князь вступал в договорные отношения. Да, бес спорно, он был важным элемен том политической системы, но не самодержцем, а военным специалистом, нанятым вла стью. Первоначально ему при надлежали две функции —обо рона в случае неожиданного набега и суд по делам людей, не принадлежащих к этой тер ритории. Понятно почему? Только чужак не будет никому “норовить”, как говорится в на ших летописях. В случае, если князь нарушает городские пра ва, вмешивается куда не пола гается, вече “кажет ему путь”. И «самодержец» послушно то пает куда сказано. Самый из вестный случай такого рода: новгородцы дважды изгоняли князя Александра Невского. Вече —на юге аналогичный институт назывался думой — повсеместно собиралось для решения важных вопросов, из гнания и призвания князей. В этом смысле наша история ни чем не отличается от западно европейской истории периода раздробленности. В то время было технически невозможно управлять огромной территори ей. Наиболее жизнеспособное объединение — это волость в границах трех дней скачки, то есть около 90 верст. Чем занимается князь в мирное время? Он пирует. Это его главное занятие, имеющее ритуальный, политический смысл. Во время пира он раз дает своим дружинникам мечи, кубки, кольца — это знаковые вещи, по представлениям той эпохи, в них заключена части ца его удачи. Именно ради неё шли служить к князю дружин ники. Земельные пожалования появились гораздо позднее, в четырнадцатом веке. Даже у удачливого князя дружина ред ко превышала полторы сотни человек. Основной военной си лой был городской полк, бла годаря эффективной мобилиза ционной системе, города Киев, Чернигов, Новгород могли мгновенно выставить до 20 ты сяч человек. Могла ли княжья дружина оказать такой силе эф фективное сопротивление? Да ее элементарно шапками заки дали бы! Князья занимают сто лы по своему достоинству, уда ли, заключив договор с вечем. Термин “усобица” возник, ког да князя воевали “особе”, то есть о себе, ради своей чести. Едут несколько десятков чело век в чистом поле, меряются силами, потом пируют. Если же на пастбища заходят полов цы, то поднимается городской полк и вместе с дружиной идет на бой с ними. Военное устрой ство весьма точно отражает со отношение политических сил. — Согласно вашей теории получается, что феодальная раздробленность Руси была закономерным следствием тог дашнего политического устрой ства и не была, как принято считать, бедствиемдля народа? — Княжеская династия чрезвычайно размножилась, «считаться честью» стало труд но, они решили разделить сфе ры влияния. В 1197 году на зна менитом Любичевском съезде князья договорились, что каж дый будет держать свою отчи ну, то есть не претендовать на престол, где не правил его отец. Это нисколько не нарушило тра диционного порядка. Точно так же они должны были договари ваться с вечем. Скажем, в 1212 году псковичи призвали князя Владимира Мсти-славовича — нужно было заключить торго вый договор с немцами, а у кня зя с ними сложились хорошие отношения. Князь зазнался, задрал нос, через год его выгна ли. Совершенно нормальная ев- Й шейская политическая жизнь. редставлять эпоху раздроблен ности величайшим бедствием было бы неправильно. Ну да, распалась династия, князья пе рестали считаться с киевским престолом. А если не смотреть на князей, народу только луч ше стало. Обратите внимание, эта короткая эпоха до монголов —период расцвета местного ис кусства. Вырабатывались новые стили, новые политические мо дели, шла разработка законода тельства. Это чрезвычайно яр кий этап исторического творче ства. — А как же быть с наше ствием на Русь кочевников? Принято считать, что именно из-за раздробленности русские земли ие смогли дать отпор монголам и на несколько ве ков попали под власть Орды. Вы согласны с такой точкой зрения? — Что за зверь такой — иго? Этот вопрос меня волно вал еще с юности. Когда я учил ся, иго было монгольским, по том из Улан-Удэ прислали про тест. Иго стало татарским. Тут в Казани забеспокоилось. Иго стало ордынским, потеряв на всегда свою этническую при надлежность. Термин “иго” в научный лексикон ввел Карам зин, имея в виду гнет, порабо щение, ужас. Иго абсолютно не вписывается ни в марксист скую схему истории с класса ми и формациями, ни в приня тый сейчас цивилизационный подход. В массовом сознании эти 240 лет каких-то отноше ний выстраиваются по модели непрерывного батыева погрома. Позвольте заметить, что этого не выдержали бы даже китай цы, а славянские женщины столько не рожают! Нация бы исчезла с лица Земли. А она почему-то не исчезла, а наобо рот — расширилась до Урала. Что-то не так получается с игом. Так что же реально оп ределяло в эти отношения? 240 лет князья северо-восточной Руси были обязаны выплачи вать дань ордынскому хану и поставлять воинов в монгольс кие войска. В обмен на это они получали ярлык на княжение — такую серебряную овальную бляху с надписью, своего рода удостоверение, что податель сего находится под защитой и покровительством Монголь ской империи. В науке такие отношения принято называть вассальными, они были широ ко распространены в Западной Европе, Азии, Японии. Отно шения эти симметричные и до говорные. Вассал обязан сюзе рену службой и деньгами до тех пор, пока тот выполняет свои обязательства. Если все упрос тить, то сейчас такие отноше ния описывают словечком “крыша”. Взятие города не оз начает установление ига, кто- то должен был принести при сягу вассала, а кто-то ее при нять. Никакой фатальности в установлении монгольской за висимости не было, значитель ная часть русских земель ее из бежала. Странные выясняются вещи. Великое и могучее Вла димирское княжество попало под иго, а княжество Тарапец- кое, вот такусенькое, километ ров двадцать в поперечнике, от билось. Это как? — Почему же, на ваш взгляд, часть князей вместо того, чтобы сплотиться и ока зать сопротивление монголам, предпочла искать у Орды по кровительства? —Это чрезвычайно интерес ный вопрос. Когда на Руси ус тановилось иго? Батый прошел с 1237 по 1240 год, потом ушел в Венгрию и Чехию, не оста вив на Руси гарнизонов. Там ему сильно надавали, пришлось вернуться на Нижнюю Волгу и основать кочевую ставку Сарай между современной Астраха нью и Волгоградом. Штука вся в том, что не все князья даже в северо-восточной Руси считали правильной ориентацию на сближение с Ордой. На Руси было достаточно сил, чтобы противостоять ей. По расчетам современных демографов, на Русь пришли порядка 70 ты сяч монголов. Большое войско, но не подавляющее. На битву при Левице чехи с венграми со брали 60 тысяч бойцов и силь но потрепали нервы Батыю. Так что можно было сражать ся. Брат Александра Невского Андрей Ярославич готовил ан- тимонгольскую коалицию кня зей, заключил союз с Данилом Галицким, вел переговоры с за падно-европейским рыцарским орденом, Папой Римским, но был горазд выпить, не хватало ему энергии и дееспособности довершить начатое. Александр Невский решил, что это ему невыгодно, и повел на брата Не- врюеву рать монголов, позднее вернулся из Орды с ярлыком на княжение и начал крепить союз с Ордой. Современные ис торики объясняют это двумя основными мотивами. Первый — князь отстоял Русь от като лического натиска. Орда, как известно, в то время была язы ческой и совершенно веротер пимой. В Сарае на одной ули це помещались костел, право славный храм и еврейская си нагога. Католики же горели чрезвычайным миссионерским задором. Вторая причина — Невскому было невыгодно сближаться с Европой. Там го рода уже освободились от вла сти сеньоров, городской воздух делал человека свободным, а монгольская система основыва лась на беспрекословном под чинении нижестоящего выше стоящему, это было очень удоб но князьям, стремившимся к самовластию. Есть основания считать, что, объединись кня зья тогда против монголов, наша история могла бы раз виться совсем по иному сцена рию. — Значит, вы не согласны с мнением, что в силу нацио нальных особенностей у рус ских не могло быть иного, кро ме самодержавия с жестокой авторитарной властью, госу дарственного устройства? —Далеко не все знают, что в период так называемой феде ральной раздробленности с XII по XV век на Руси было по строено как минимум два на циональных государства — Московское государство и Ве ликое княжество Литовское с правящей династией Гидеми- нов. Главный политический принцип князь Гидемин про возглашал так: “Мы старину не рухаем, новин не вводим” . Каждая область в составе кня жества сохранила свою автоно мию, местное законодатель ство, традиционные права и обычаи. Это была, по сути, кон федерация, объединенная об щей династией и языком — русским, по этой модели раз вивались все демократии Запад ной Европы. А Московское княжество всячески подавляло подобные вольности, все вопросы реша лись в центре. Государственная конструкция была очень жест кой. Литовская модель была привлекательна для прогрессив ных московских людей. Имен но на нее опирался кружок Ада шева, проводя в середине XVI века государственные реформы. Появились суд присяжных, земское самоуправление. Иван Грозный быстро понял, к чему в перспективе они могут приве сти —- к умалению княжеской власти, возникновению обще русского земского собрания для решения важных вопросов. Грозный этого не хотел. Нужен был эффективный инструмент, чтобы остановить перемены. Так появилась опричнина — воен ный корпус, сформированный исключительно на основе лич ной преданности. Почему я должен восхи щаться славными делами царя- государственника, покоривше го Казань, как его преподносит школьный учебник? Мои пред ки —мужики-новгородцы, сто явшие насмерть за свободу и святую Софию, которых Гроз ный нещадно гробил. Почему мои дети должны молиться на него, а не на них? Борьба меж ду сторонником различных по литических идей позднее выли лась в так называемую смуту, а на самом деле в гражданскую войну. С воцарением в Москве Романовых литовская партия русских людей окончательно проиграла. Государство надол го все закрепостило. Оконча тельно торжество самодержа вия наступает в 1783 году, ког да Екатерина П, напуганная пу гачевским бунтом, ликвидиру ет казачество —по-следний со циальный слой изначально стремившийся к свободе. Ин тересно, что казаки, не смирив шиеся с новым общественным устройством, продолжали борь бу. Не многие знают, что ата ман Платон Некрасов во главе 200 тысяч русских казаков ушел в Турцию. Их потомки живут там до сих пор, ходят в русских нарядах XVIII века, го ворят таким же языком, отсто яв свою свободу веровать и вы бирать атаманов. Ни одна те лекомпания до сих пор не до бралась туда, неинтересно, на верное. Позже, в конце восем надцатого века, появится воль нодумствующий дворянин. Но говорить он будет уже по-фран цузски, и русский мужик на чнет считать его за иноземца. Вот это и есть великая траге дия либерализма на русской по чве. В обществе так и не сфор мировалось стремление к “зо лотой середине”. Как рассуж дает герой Достоевского: “Тварь я дрожащая или право имею?” Или я Наполеон и имею право на все, или навсегда сижу с та раканами. И такая проблема су ществует по сей день. А искус ственно вырастить новую поро ду людей нельзя, она должна исторически сложиться. — Некоторые отечествен ные либералы придерживают ся мнения, что многие пробле мы России связаны с Право славием, в частности об этом говорил в своем интервьюВла димир Познер. Вы разделяете эту точку зрения? — Видимо, это отсылка к Чаадаеву. Он считал, что Пра вославие не творческая, не энер гичная ветвь христианства в отличие от католицизма. Я не согласен с этим. А как же нов городские ушкуйники, которые уходили за камень, за Урал, осваивали Сибирь? Поразитель ная вещь — русская колониза ция Сибири. Про колонизацию Америки знают все. Но где эти индейцы, кто теперь их видит? А в итоге нашей “кровавой ко лонизации” все народы сидят на своих местах, у всех нацио нальные республики, свои зако нодательства. Нам есть чем гор диться в своей истории, кроме опричнины Грозного. Только, увы, мы не всегда помним о нашем славном прошлом. Вооб ще только в России существует такое дикое несовпадение меж ду либералами и патриотами. Их пути разошлись в 30-х го дах^ XIX века, когда знамени тый Сергей Уваров, министр просвещения, сформулировал новую идеологию — “Правосла вие, самодержавие, народ ность”. Большая ошибка либе ралов в том, что они оставили народность официозу. Я считаю, что совершенно спокойно либе рально мыслящий человек мо жет быть патриотом. Я люблю свое Отечество, его историю и хочу ему добра. И считаю себя патриотом. — У вас свой взгляд на многие события отечественной истории. На основании каких источников литературы он сформировался? — Какой-то одной книги, в которой все собрано, просто не существует. Я регулярно рабо таю в архивах, читаю книги коллег. Древняя Русь описана в трудах декана истфака Санкт- Петербургского университета Игоря Фроянова и его учени ков. Почитайте несколько их монографий, и вы увидите адекватную, не карамзинскую, картину. Об ордынском перио де есть хорошие работы Игоря Данилевского, Максима Со кольского, Джона Фенела. Очень толковая монография ученика Ключевского Матвея Любавского “Великое княже ство Литовское”, выпущенная еще в 1913 году и недавно пе реизданная. Про опричнину надо читать у профессора Вла димира Кобрина. Главное, по нять: никакого объективного взгляда на историю не суще ствует в природе. Некоторое представление об исторической истине возникает у читателя только после того, как он вник в две-три существенные, проти воречащие друг другу точки зрения. Тогда в голове начина ет брезжить не истина, напи санная в одной книге, а неко торое объемное представление о реальности, которое и есть историческая правда. Не дол жно быть одной, раз и навсег да правильной, проштампован ной государственным грифом “одобрить” исторической прав ды. Человек должен думать. Прочтите пару монографий, и вы. мгновенно обнаружите, где аргументы основательные, а где, извините, фуфло. Гражда нин страны должен иметь пра во трактовать исторические со бытия в соответствии со свои ми взглядами. Беседовал Сергей МАЛЮКОВ. Что такое ИКОМ? Ответить на этот вопрос, наверное, сможет далеко не каждый. А между тем это одна из самых известных международных негосударственных профессиональных организаций, которая работает в составе ЮНЕСКО. Международный Совет музеев, а именно так расшифровывается ИКОМ, объединяет более 15 тысяч коллективных и индивидуальных членов из 159 стран. Недавно члены президиума Российского комитета ИКОМ побывали на липецкой земле. Гости знакомились с музеями областного центра, Ельца, Задонска и Чаплыгина. Своими впечатлениями с корреспондентом поделился председатель Российского комитета ИКОМ, директор Государственного музея Л.Н. Толстого Виталий РЕМИЗОВ. — Музеи — это, прежде всего, явление духовного ряда. Можно сказать, что в их коллекциях сосредоточен генофонд нации. Поездка по вашей области получилась ин тересной. ИКОМ России намерен помогать развитию музейного дела в регионе, оказы вать сотрудникам ваших музеев помощь в повышении квалификации. Мы также пре доставим Липецку одно из мест при поездке делегации ИКОМ России в Корею. Полу чит особый подарок от нас елецкий музей Бунина: мы позаботимся об установлении там новой охранно-пожарной сигнализации. — Для большинства гостей это было первое знакомство с липецкой землей. Но вам, наверное, нередко приходится бывать в поселке, который носит имя великого русского писателя, в филиале Государственного музея Льва Толстого. Там сейчас идет реконструкция. Когда бывший домик начальника железнодорожной станции Астапово вновь распахнет свои двери? — Начну с того, что, наверное, было бы неплохо вернуть станции ее изначальное имя. Ведь именно как Астапово это место знают во всем мире. Богу угодно было, чтобы создатель «Анны Карениной» и «Войны и мира» умер именно в самом сердце России. Вспомните, что в последние семь дней жизни Льва Толстого на земном шаре прекратились войны, потому что люди следили за тем, что происходит на той самой маленькой станции. Но вот в 2000 году приезжаю я сюда — и что вижу? Обшарпанные стены, поломанные ограды, разрушенный сквер. К 175-летнему юбилею писателя наш музеи затратил т{ж миллиона рублей, и сквер был восстановлен. Сейчас мы ежегодно вкладываем в свой филиал около десяти миллионов. Реставрация — серьёзная вещь и денег требует много. Мы решили сделать в Астапово культурно-исторический центр. Когда-то здесь был крупный железнодорожный узел, но сегодня станция умирает. Масса людей осталась не у дел. А музей может изменить жизнь населения в лучшую сторону. Посмотрите, например, на Испанию, где большинство малых городов живут за счет туристов. Липчанам сейчас важно разработать стратегию и тактику культурно-истори ческого туризма, продумать маршруты. Рядом с вами Воронеж, Рязань, Куликово поле. Нужно, чтобы жемчужины малых музеев стали частью одного большого ожере лья. Астапово — это оазис железнодорожной культуры начала XX века. Мы восстано вили здесь пятьсот метров пути, от которых отказалась железная дорога, чтобы не платить налоги. Будет ходить специальный поезд — один-два вагона. У нас уже был такой проект в Ясной Поляне. Скоро вновь откроется филиал в Астапово, и я обещаю, что мы представим такую экспозицию, какой Липецкая область не знала. Скажу толь ко, что традиционных витрин и книжек в филиале музея Толстого не будет. А осталь ное сами увидите. — Виталий Борисович, почему, на ваш взгляд, известные музеи сейчас столь охотно сотрудничают с провинцией? — Да, крупнейшие музеи стремятся к контактам с регионами. Они готовы показы вать там свои сокровища. Нам сегодня нужно возвращаться к большой передвижни ческой выставочной работе, поскольку большинство соотечественников не имеет средств, чтобы приехать и познакомиться с сокровищами прославленных музеев в столицы, большие города. Почему бы не устроить для регионов пусть небольшой, но праздник; Разве не прекрасно будет, если в Липецк привезут знакомую всем со школьной скамьи по репродукциям картину Саврасова «Грачи прилетели»? Кстати, я полагаю, что к такому же сотрудничеству готовы и многие зарубежные музеи. —Следует ли понимать вас так, что в ближайшее время жителей области ожида ют интересные сюрпризы? — Безусловно. Уже сейчас мы обсудили с директором вашего краеведческого му зея, так сказать, «гастроли» Государственного историко-художественного и природно го музея-заповедника Поленова. Его руководитель Наталия Грамолина предлагает на выбор две экспозиции. Первая — «Поленов и художники его круга Исаак Левитан и Константин Коровин». Вторая — «Лики России». Это рисунки матери .Поленова Ма рии Васильевны, урожденной Воейковой, отец которой Василий Петрович Воейков в свое время давал деньги на постройку собора в Задонске. Что касается музея, которым руковожу я, то мы сейчас готовим для Японии выставку «Толстой и русские художни ки», а Америка заказала нам экспозицию «Толстой в фотографиях». А почему бы все это не показать и липчанам? Все зависит только от вашего желания. — ИКОМ России намерен сотрудничать только с областным краеведческим музе ем или у вас есть и другие проекты? — Я думаю, уже можно говорить, что в скором будущем будет налажен культур ный обмен между вашим чаплыгинским краеведческим музеем и Государственным музеем-заповедником «Ораниенбаум». Дело в том, что и Раненбург-Чаплыгин, и Ора ниенбаум тесно связаны с именем светлейшего князя Александра Меншикова. В со ставе нашей делегации приехал директор Санкт-Петербургского Фонда культуры, за меститель директора музея-заповедника «Ораниенбаум» Юрий Мудров. Он познако мился с меншиковскими местами вашего региона и собирается привезти в Чаплыгин фотовыставку, посвященную Ораниенбауму. — Итак, музейное дело требует больших затрат. Это и реставрация, и современ ная система охраны, и пополнение фондов. Есть ли теперь в России меценаты, гото вые вас поддержать? — Я думаю, что богатым русским надо хоть немного внимания обратить на музеи. Уверен: со временем у нас появятся новые Мамонтовы и Третьяковы, но пока мы до этого не доросли. В Норильске, например, создали совет олигархов, которые обсужда ют вопросы культуры. Но от обсуждения до реального финансирования, уверяю вас, куда как далеко. Моя коллега по ИКОМ советник аппарата Комитета Государственной Думы^России по культуре Лариса Грамолина говорила, что при Министерстве культу ры сейчас есть совет по культурному партнерству, в него входят олигархи и деятели культуры. Думаю, нужна такая структура и в регионах. Но меценат и спонсор — это не одно и то же. Меценат на Руси никогда не освобождался от налогов, а спонсору нужны реальные налоговые льготы, и проект такого закона был, но против него тут же выступило Министерство финансов. Остается еще моральный аспект спонсорства, когда при входе в музеи устанавливают мраморные доски с именами жертвователей, устраивают для спонсоров спецпоказы. Это богатым людям приятно, они чувствуют себя исключительными фигурами... — Немало «новых русских» сегодня не прочь собрать собственные коллекции. Даже идут разговоры о приватизации музеев. Произойдет ли это? — Я решительно против этого, но такой закон готовят за нашими спинами. Слава Богу, пока весь музейный фонд государственный, и нельзя позволить, чтобы егораз- грабили так же хамски, как в годы перестройки разворовали промышленность. Если частный капитал берет на себя ответственность выкупить музеи и содержать его, это хорошо. Но где гарантия, что завтра «новому русскому» не взбредет в голову выста вить коллекцию на аукцион? И тогда национальное достояние может вообще оказать ся потерянным для России. Я считаю, что ныне просто некому отдавать музеи. У новых русских богачей нет для этого достаточной культуры. — И напоследок несколько слов о планах Российского комитета ИКОМ на бли жайшее время. — Прежде всего скажу о том, что следующий, 2006-й, год для нас будет юбилей ным: ИКОМ России отметит свой полувековой юбилей. Мы вошли в состав ЮНЕСКО в эпоху «оттепели» и за все истекшие годы проделали колоссальную работу. Было проведено огромное количество конференций, симпозиумов, выставок. Особо отмечу тот факт, что именно по инициативе ЙКОМ СССР с 1977 года во всем мире 18 мая празднуют Международный день музеев. Отмечу, что статус ИКОМ СССР был очень высокий, мы занимали вторые места в президиуме. К музейному делу России в мире всегда относились с уважением. И сегодня кандидатура Москвы выдвинута на прове дение XXII Генеральной конференции ИКОМ в 2010 году. Это очень солидное мероп риятие, на которое приедут более 5000 музейных работников со всего мира. Среди других претендентов на проведение этой конференции Сингапур, Швеция, Дания. И нам предстоит немало сделать для того, чтобы этот колоссальный музейный форум все же состоялся в столице России. Беседовал Фёдор КУЧУМОВ. ^И здано в Липецке Взгляните на лицо Положа руку на сердце, надо признаться: не многие из нас видели портреты людей, чьи дела принесли славу земле липецкой. Не многие с первого взгляда способны узнать создателя электросварки Славянова, поэтессу Анну Бунину, корифеев отечественной науки Чаплыгина, Лодыгина, Басова, легендарного генерала Н.Н. Муравьева, историка Иловайского, писательницу Марко Вовчок. Между тем не зря говорят, что лицо, глаза —это зеркало души. Поэтому в рамках проекта «Липецковедение», о котором «ЛГ» уже рассказыва ла, управление культуры и искусства администрации области и научно-просвети тельский центр «Липецкая энциклопедия» решили издать комплекты с портретами наших выдающихся земляков. Первый выпуск, так и названный — «Честь и слава земли липецкой», уже подготовлен. Его можно использовать для различных экспо зиций. — Мы сочли необходимым, — сказал корреспонденту «ЛГ» один из инициаторов проекта «Липецковедение» профессор Василий Шахов, — снабдить серию из портре тов короткими справками, чтобы дать первоначальное представление о жизни, лич ности и заслугах тех, кто изображен. Думаю, наше издание будет кстати и в музеях, и в школах, и в клубах, и в библиотеках.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz