Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
Г Поэтический островок Виктор Осколков чуК 100-летию со дня рождения писателя Слово об усталых победителях Комбат Светлой памяти нашего земляка, Героя Советского Союза комбата Владимира Сап рыкина, дважды погибшего, оклеветанного на Родине и наконец обретшего покой в род ной земле. Земля моя! Прими меня, прими В сопровождении скорбного эскорта. Как мать, меня укрой и обойми. Прости, что я к тебе вернулся мертвым. Ты изболелась, высохла, скорбя О сыновьях, потерянных до срока. О, как мне было трудно без тебя, Как холодно лежать в стране далекой! В ушах грохочет тотпоследний взрыв, Я все еще воюю, как когда-то. Прости, что я один остался жив, Когда погибли все мои ребята. На этой безымянной высоте Они легли, укрыв ее телами. Во мне сегодня в вечной темноте Еще горит их душ святое пламя. Мне приговор был вынесен людьми, И в этом ты совсем не виновата. О Родина, пойми меня, пойми, Прими, как сына, блудного солдата. Защитники ледовых перевалов Через много лет после окончания войны на восточном побережье Черного моря в со шедших с гор льдах были найдены тела со ветских солдат, охранявших перевалы от фашистских захватчиков. Вас льды Кавказа бережно спустили С обрывистых заоблачных высот. Вы спали в братской ледяной могиле Там, где так близок ясный небосвод. Защитники ледовых перевалов! Над пропастью, где рядом рай и ад, Вы превратились в ледяные скалы, Чтоб ни на шаг не отступать назад. Вмерзая в лед, Вы избежали тлена, Лежали б так в течение веков, Предпочитая вражескому плену Посмертный плен нетающих снегов. В глазах у нас — Виденье грозовое: Не в хронике военной, Не в кино — Картина схватки, Подлинного боя, Во льдах запечатленного давно. Из тех времен вы с гор спустились сами, Чтоб по-солдатски прямо показать, Как вы своими мертвыми телами Остановили вражескую рать... Завещание Памяти героя Сталинграда маршала Василия Ивановича Чуйкова. Ад прошел до девятого круга, Не дай Бог испытать никому... И в Кремлевской стене по заслугам Предназначено место ему. Но старик пребывает в печали, Избегая речей и похвал. Все настойчивей снятся ночами Те, кого он на смерть посылал. А она уж давно не сводила И с него своих пристальных глаз. И, собрав ослабевшие силы, Отдает он последний приказ: — Ни к чему мне кремлевская урна В тесной ямке среди кирпичей. Схороните под небом лазурным Возле павших моих сыновей. На Мамаевом древнем кургане Мне вольготней и ближе до звезд. Пусть же вечной обителью станет Этотратный российский погост. Там во имя солдатского долга Землю сплошь устилали тела, И, от крови багровая, Волга, Как сестричка, их в Каспий несла. Мы с ребятами вышли из боя, Все отдав той проклятой войне. Нам, оглохшим отлязга и воя, Хорошо полежать в тишине, Посмотреть на заволжские дали, На спасенный от ворога край. Что ж, в аду мы уже побывали, Уготовь же нам, Господи, рай... У Вечного огня Они пришли к собратьям павшим, Сюда, где речи не нужны, К ребятам, так и не узнавшим Исхода страшной той войны. Стоят бывалые солдаты, Не поднимая головы: Они как будто виноваты, Что живы, А друзья — мертвы. Что их собою не прикрыли, Отпули вражьей не спасли, Не прорвались к ним, Не отбили И до своих не донесли. Горит огонь, и чист, и светел, Не меркнет в ярком блеске дня. Колышет стяги легкий ветер, Касаясь бережно огня... «Золотое слово» Шолохова «Тихий Дон» и духовные традиции русской литературы Явление Михаила Александровича Шолохова в русской литературе XX века не только глубоко закономерно, но и составляет итог ее многовекового развития, теснейшим образом связанного с жизнью народа и государства. В романе «Тихий Дон», как в океане, слились воедино многочисленные реки и ручейки русского национального мироощущения, которое зародилось в древности, расцвело в классический период отечественной культуры и во многом исчерпало себя в XX веке. П одлинно духовная история России началась с её кре щения князем Владимиром и подвига его сыновей, Бориса и Глеба, которые пожертво вали жизнью, приняли венец мученичества ради того, что бы на Руси не разгорелась междуусобица. А уже в «Сло ве о полку Игореве» накану не татарского нашествия князь Святослав «изронил золотое слово», которое ста ло программой выживания Руси на века. Это был не только способ существования славянских племен, но и за лог духовного призвания Свя той Руси, которая должна стать одним из земных уде лов Пресвятой Богородицы, освященным идеалом вза имной любви и согласия. Свет религиозно-нрав ственного выбора русских князей — святых Бориса и Глеба, тверского князя Миха ила, прекратившего своим жертвенным подвигом рас прю между Москвой и Тве рью, — тянется к XX веку, к судьбе последнего русского царя, который пошел на са мозаклание ради оправдания России в очах Божиих и ее спасения. Трагические события са мой разрушительной русской смуты, во время которой на род не только не понял под вига царской семьи, высот ее смирения перед Крестом, но и оказался сопричастным ее уничтожению, легли в осно ву великого романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Ро ман наиболее глубоко вопло тил заключительный аккорд той драмы, которую на про тяжении многих веков гото вили враги самодержавной монархии России, народу, нашей национально-культур ной самобытности. Для осознания современ ного положения России по учительно проследить этапы борьбы двух противопо ложных начал и тенденций в русской истории и культуре, которые получили глубокое, всеобъемлющее разрешение в творчестве М.А. Шолохова. В «Слове о полку Игоре ве» сталкиваются своеволие князя Игоря, его желание личной славы и победы лю бой ценой с государственны ми интересами и идеалами Руси, которые всегда проти воположны тщеславию гордо го человека. Самочинство князя и противление воли Божией , выраженной в затмении солнца перед похо дом, неминуемо приводит к трагедии. Врачевать эту рану призвано «золотое слово» князя Святослава, которое предполагает религиозное единение — в смирении, са моумалении и укреплении со борного целого. «Механизм» соборности поистине бесце нен, поскольку всегда выру чал Россию из, казалось бы, безнадежных катастрофичес ких ситуаций. Потому-то «зо лотое слово» Святослава не тленно, оно хранится в ирра циональной глубине нашего национального самосознания. Символично и то, что про износит его князь-отец, обра щаясь к сыновьям, ведь про блема отцов и детей является также архетипичной для рус ской литературы. Она восхо дит к образу Пресвятой Тро ицы, где Отец, Сын и Святой Дух исполнены величайшей любви и смирения друг перед другом. «Золотое слово» Свя тослава Киевского насквозь религиозно: О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою, На врага не вовремя напали, Не с великой честию в бою Вражью кровь на землю проливали. Ваше сердце в кованой броне Закалилось в буйстве самочинном. В «Капитанской доч ке» А.С. Пушкина, повести об очеред ной русской смуте, все то же противо стояние порочной личной воли человека и Божьего Про мысла. Поэтика повести че рез образы метели-беснования подводит автора к формуле русского бунта, «бессмыслен ного и беспощадного». При чем бесы разрушения граж данской войны XVIII века равнозначны бесам револю ции на Донщине в XX веке: природа бунта едина. Пушкин и Шолохов родственны в са мом художественном способе осмысления исторических со бытий, предполагающем их духовные первопричины. В «Капитанской дочке» есть ряд эпизодов, раскрывающих извечный смысл противосто яния двух начал: своеволия и законопослушности. Новая смута, разделение на Руси ковались ее истори ей: Пугачева окрыляет при ме Отрепьева (заметим, выполнявшего волю католи ческого Запада). Но устрем ления и Пугачева, и князя Игоря в какой-то степени пе рекликаются: на первый план выходят честолюбие, жела ние успеха любой ценой. Пу гачев говорит: «Лучше раз напиться живой крови, а там — что Бог даст!». Эту сомнительную «муд рость» Гринев отвергает чи сто русским, христианским пониманием проблемы: «Но жить убийством и грабежом — значит, по мне, клевать мертвечину». Законопослуш ность, понимаемая как по сильное следование Божьим заповедям, является един ственно верным путем пре одоления смуты, будь то Древняя Русь, век Екатери ны или XX век. Осмысление соборного и индивидуалистического на чал в жизни казачества при надлежит Н.В. Гоголю в по вести «Тарас Бульба». Про шлое Запорожской Сечи не просто романтизировано в ней. Гоголь продолжил раз работку ключевого архетипа нашей культуры — понятие соборности, которое является определяющими в казачьем братстве. Сыновья Бульбы — бывшие киевские бурсаки, получившие духовное об разование. Однако разница между ними велика. Остап — целостная нату ра, соответствующая идеалу своего времени: он «считался всегда одним из лучших то варищей». Никакие плети и розги не могли заставить его предать ближнего. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал» (то есть был чист в помыслах). Казачьему братству в по вести противопоставлена лю бовь к женщине. Андрий, покидая родной дом, весь по глощен мечтами о прекрасной полячке. Он — страстная на тура, именно это подчеркива ет Гоголь. Сладострастие, не чистота, нецеломудрие в по мыслах превращают казака в игрушку бесовских сил, хотя «в тогдашний век было стыд но и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отве дав битвы». Противоположные духов ные установки сыновей Тара са Бульбы вмещают в себя такое глубокое и трагическое содержание, что развить его впоследствии окажется по плечу только Шолохову. По весть Гоголя пронизана ду хом христианской жертвенно сти и патриотизма, она при зывает к самоотказу в служе нии Истине, высшей идее, за которую не жаль отдать и саму жизнь. Эта сущность жертвенного служения, дохо дящая до желания положить жизнь «за други своя», будет отражена Шолоховым в ряде эпизодов «Тихого Дона». Во время одного из сраже ний Первой мировой войны Григорий Мелехов, «опален ный радостной решимостью», спасает личного врага Степа на Астахова, который триж ды в этом бою стрелял ему в спину. (Заметим, что оба ге роя страстно любят одну жен щину). Но любовь-страсть преодолевается Григорием ради общего дела, ради той идеи «товарищества», кото рая составляет пафос и пове сти Гоголя. Мелехов жертву ет собой, спасая Астахову жизнь, поскольку принцип: сам погибай, а товарища вы ручай — лежит в основе ка зачьего братства. Если это понятие разруш ается, то постепенно уничтожается и сам смысл существования казачества. Таких христиан ских движений души немало у шолоховского героя. И это своеобразное казац кое мировоззрение, определя емое как чувство целого, идет в натуре героя из глубины веков, связывая таким обра зом «Тихий Дон» с «Тарасом Бульбой». Ощущение себя частью большой казачьей се мьи у Мелехова уходит кор нями в тяжелый XV век, ког да «... бранным пламенем объялся древлемирный сла вянский дух и завелось каза чество — широкая , р а з гульная замашка русской природы, и когда все поречья, перевозы, прибрежные поло гие и удобные места усеялись казаками, которым и счету никто не ведал... Это было, точно, необыкновенное явле ние русской силы: его вы шибло из народной груди ог ниво бед». Гоголь также под черкивает христолюбив каза чества и его ненависть к «не христианским хищникам», ты мою вынаешь! Сгубилась что выразилось в поэзии то варищества и братских отно шениях в казачьей общине. «Одни только обожатели жен щин не могли здесь найти ничего, потому что даже в предместье Сечи не смела по казываться ни одна женщи на». Женщина и казачество во многом были несовместимы. Ж енщина необходима только как мать семейства, а не как предмет вожделения. И в этом плане показательна речь Тараса, в которой выра жена философия товарище ства, его религиозно-нрав ственная основа: «Нет уз свя тее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но пород ниться родством по душе, а не по крови, может один толь ко человек». В речи Тараса звучат горь кие, но справедливые мысли, которые актуальны и сего дня. Тарас обличает стяжание, чужебесие, предательство род ной культуры : «Милость чужого короля, да и не коро л я , а паскудная милость польского магната... дороже для них великого братства. Но и у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в по клонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства». В ответ на смуты и разде ления, поглощенность земной суетой, казачество сплачива ется духом борьбы с «князем века сего», дьяволом, кото рый засевает человеческие души соблазном мирского благополучия, прививая рав нодушие к высшим ценнос тям. Но при этом знамена тельно, что сопротивление злу возможно при наличии хотя бы «крупицы русского чув ства»! Оно уподобляется ма лой закваске, которая в состо янии поднять все тесто, а в аллегорическом смысле — изменить общественную ситу ацию. Образ Григория Мелехова — это образ-итог, в котором напряженно пульсирует борь ба Добра и Зла. Он как бы вбирает в себя всю изощрен ную борьбу этих начал из ли тературы прошлого, не толь ко гоголевского наследия, но и Достоевского, Толстого. Идеи, носителями которых выступали те или иные герои классической литературы, у Шолохова вместились в одно создание, поэтому трагичес кая судьба Григория достойно завершает «золотой век» рус ской литературы. И стория турчанки неоднократно со относилась в кри тике с запретной любовью Григо рия и Аксиньи. И надо ска зать, что образы-символы не чистой силы учитывались Шолоховым. Мотив «женс кой чары» начинает звучать с первого же комплимента Григория Аксинье: «Волосы тебя дурнопьяном пахнут», ночь сближения Аксинью сотрясает дрожь, и она одно временно «полыхает жаром» — так Шолохов передает одержимость человека страс тью. Замороченность ею так велика, что Аксинья «переро дилась» после покоса. «Буд то кто отметину на лице сде лал, тавро выжег». Сущность человеческая смешивается с бесовской. В разговоре с от цом Гришки слова Аксиньи сыплются «одно другого страшней и бесстыжей». Ав тор считает нужным подчер кнуть, что «Аксинья беснова лась». Да и сама героиня чув ствует свою любовь к Ме лехову как наваждение, злые чары, она скажет ему: «Душу I я...». Но лечение души кол довством, которое предприни мает Аксинья, еще сильнее запутывает ее в клубок стра сти. Аксинья не пытается об легчить душу исповедью в Церкви, покаянием, что яв ляется единственным сред ством уничтожения греха. Наоборот, не столько отлить тоску по Гришке, сколько желание присушить его к себе, отнять у всех и владеть безраздельно становится ее сокровенным помыслом. Наталья в противовес Ак синье является верной женой и матерью. И в этом контра стном противопоставлении об разов многое идет от Гоголя, который разделял чисто жен ское очарование и семейный материнский долг. Подобно матери сыновей Бульбы Шо лохов подчеркивает в своих героинях: Наталье, Ильинич не, верующей матери Бунчу ка — не только самоотвер женность, но и желание ос тановить заблудшую душу на путях греха. Особенно ярко это сказывается в эпизоде прощания Бунчука с мате рью, которая хочет молитвой, иконой, крестным знамением оградить сына от пагубного выбора. Следует заметить, что на Дону исстари складыва лась традиция нежного и бе режного отношения казака к матери. Донской писатель Ф. Крюков отмечал , что у ка зака на чужбине в горе и пе ред смертью было принято вспоминать не жену или лю бушку, но мать, мысленно просить у нее молитв, проще ния и благословения. Если метафизика жерт венности и своеволия создает в образах Аксиньи и Натальи постоянное напряжение борь бы за счастье, то в образе Да рьи, погрязшей в блуде, Шо лохов выпукло выделяет мо тив нечистоты, присущей ее характеру. Сама Дарья гово рит о себе, что она живет, как придорожная белена. Образ ядовитого цветка не случаен: общение с женщиной-блудни- цей так же смертоносно для души, как отрава для тела. Да и конец Дарьи символичен: ее плоть становится ядом для окружающих. Напомним, что именно Дарья пожелала зла Наталье, завидуя ее чистоте и цело мудрию. Она как воплощение нечистой силы стремится ув лечь за собой в погибель как можно большее количество людей. Так, если Аксинья только на миг представила себе возможность избавиться от Степана, то Дарья хладно кровно убивает Котлярова, хотя он приходится ей кумом: при крещении ребенка они породнились во Христе. Похоть и смерть идут рука об руку в художественном мире Шолохова, ибо «все позволено», если нет веры в высшее, абсолютное начало, которое связано с понятием праведного суда и возмездия. В романе есть женский образ, который напрямую со отнесен с гоголевскими ведь мами. Это образ Елизаветы Моховой, которая росла, «как в лесу куст дикой волчьей ягоды». Она продолжает ряд женских характеров, реали зующих себя вне дома и се мьи. У этих героинь выстра ивается определенная цепоч ка сравнений: Аксиньи с дур- нбпьяном, Дарьи с беленой, Лизы с волчьей ягодой. Мо хова сначала заморочила го лову Митьке Коршунову, ко торый предлагал ей «венцом» покрыть грех, потом очарова ла безвестного казака-студен- та. Двойственность женской красоты в ее образе достигает апогея, что проявляется в портрете: улыбка «жалит» или «жжет», как крапива, у нее очень красивые глаза «с ореховым оттенком, но в то же время неприятные». Герои легко сходятся с Елизаветой, причем без всяких чувств с ее стороны. Пожалуй, это самый циничный вариант отноше ний мужчины и женщины в романе, который к тому же сопровождается инферналь ной образностью: «Это не баба, а огонь с дымом!» Характеризуя Мохову, писатель прибегает к прямым цитатам из Гоголя. Вот вос клицание студента: «Она дья вольски хороша». Тут почти дословно повторяется выска зывание кузнеца Вакулы об Оксане: «... отчего она так чертовски хороша? Е!е взгляд, и речи, и все, ну, вот так и жжет, так и жжет...»; Но если у героев Гоголя любовь-страсть заканчивал <?я тихой семейной идиллией, ^ героиня Шолохова презирает - семейный очаг, который свя зал бы ее обязанностями жены и матери. Студент-ка зак пишет в дневнике: «Она гордится совершенством форм своего тела. Культ самопочи тания — остального не суще ствует». Перед нами женщи на, в душе которой произош ла подмена: вместо «образа и подобия Божия» правит бал сатана, доводящий культ пло ти до самообожествления. Ат мосфера «арцыбашевщины», в которой пребывает герой и его избранница, настолько удушающая, что тот предпо читает уйти на войну. И записывает в дневнике: «Выход! Иду на войну. Глу по? Очень. Постыдно? Полно же, мне ведь неку да деть себя. Хоть крупицу иных ощущений». Но ведь и в «Тарасе Буль бе» Гоголь писал о «крупице русского чувства», которое способно преобразить челове ка, сделать его из обывателя героем. С ледует отметить, что русские писатели XIX века многое сде лали в изображении характеров, которые реализуются в «искусстве» разделения и противостоя ния. К типу Ярославны, бла говерной княгини, верной, преданной жены, хранитель ницы домашнего очага, тяго теют немногие образы: Тать яны Лариной, Маши Мироно вой, Марьи Волконской, На таши Ростовой. К ним же примыкают женщины, испо ведующие' жертвенный само- отказ, — Лиза Калитина, Соня Мармеладова и другие. Но уже вал «прогрессис ток» и инфернальниц разно го толка стремительно нарас тает в творчестве И.С. Тур генева и И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, И.С. Лескова и А.П. Чехова. Шолохов говорил о том, что на него влияют все рус ские писатели. Правда, твор ческие связи автора «Тихого Дона» с романами Достоев ского, в частности с «Беса ми», почти не выявлены. А ведь метафизика своеволия, виртуозно развенчанная в романе Достоевского, получа ет не менее выразительную и духовно глубокую трактов ку в «Тихом Доне». Идеи ли бералов и социалистов-рево- люционеров, которые движут сюжеты в «Бесах» и «Тихом Доне», стары, как мир. Про грамма расшатывания «ос нов», которая излагается у Достоевского, повторяется Шолоховым, только масшта бы преступного эксперимен та различны. У Достоевско го — это губернский город, у Шолохова — «тихий Дон», место векового противостоя ния Добра и Зла, место зарож дения казачества. При чтении романа «Бесы» трудно отделаться от впечатления, что гоголевские ведьмы и «чаровницы» — предшественницы многих ге роинь Достоевского. Но вме сто самоуслаждения они ре шили заняться политикой, судьбой уже не отдельных личностей, а целых госу дарств. Так, Варвара Петров на, мать главного «беса» — Ставрогина — обнаруживает свою инфернальную сущность с первых страниц повествова ния: она хочет полностью подчинить своей воле старше го Верховенского. Но терпит поражение: «Желтое лицо ее почти посинело, губы были сжаты и вздрагивали по кра ям. Секунд десять полных смотрела она ему в глаза мол ча, твердым, неумолимым взглядом и вдруг прошепта ла скороговоркой: «Я никог да вам этого не забуду!». Нереализованные амби ции, отсутствие смирения выливаются в желание разру шать всё и вся. Люди с «но выми» идеями оказываются как нельзя кстати. «Она, конечно, понимала, что ей нельзя водиться с эти ми людьми, но все-таки при нимала их с жадностью, со всем женским истерическим нетерпением и, главное, всё чего-то ждала... Говорили об уничтожении цензуры и бук вы Ъ, о замене русских букв латинскими... о полезности раздробления России по на родностям с вольною федера тивною связью , об унич тожении армии и флота, о восстановлении Польши по Днепр, о крестьянской рефор ме и прокламациях, об унич тожении наследства, семей ства, детей и священников, о правах женщин...» и пр. Оз вученные планы тотального разрушения пока с жадно стью впитывает в себя рус ская дворянка, но в «Тихом Доне» они уже становятся программой действий Шток мана, Гаранжи, Бунчука, Из- варина, Подтелкова, Кошево го, Котлярова, Валета и дру гих — целого легиона бесов, которые ополчились на пра вославную Россию... Ч то же в состоянии п р о т и в о с т о я т ь «злому упору» большевиков, на правленному на разрушение святынь? Ритм православной жизни, в кото ром особое внимание автора романа привлекают два вели ких праздника — дни Пасхи и Св. Троицы. Мистическое, глубинное в е я н и е ^собыхдя Ш схи и Троицы на духовную жизнь «тихого Дона» выдержано у Шолохова, в определенной симметрии. Пантелей Проко фьевич твердо решил прими рить Григория с Натальей и перед Пасхой в письме к сыну прямо поставил об этом воп рос. «Григорий ответ задер жал. После Троицы получи ли от него коротенькое пись мо». Великим постом движет ся отряд Подтелкова по дон ским степям: необходимо вов лечь в революционную борь бу всё новых и новых людей. Вот тут-то и роняет свое «зо лотое слово» автор, мастерс ки перелагая его в хор народ ных голосов, которые отказы ваются осквернять Светлое Христово Воскресение. Крас ные казаки заявляют Бунчу ку: «— Иди воюй, Аника, а мы с родными братьями сра жаться не будем! — Мы им и без оружия доверимся. — Святая Пасха — а мы будем кровь лить?» Белые и красные казаки братаются на Пасху, тем са мым отбрасывая прочь соци ально-классовые противоре чия. Так Пасха становится центральным духовным собы тием романа, указывающим единственно верный путь вы хода из гражданской между- усобйцы. «Мнениенародное», слагающееся из реплик про стых людей, свидетельствует о том, что казаки начинают осознавать искусственность своего разделения по полити ческим интересам. Заключительная книга «Тихого Дона» пронизана мотивами вины, покаяния и смирения. После смерти На тальи и Ильиничны хозяйкой мелеховского куреня стано вится Д уняш ка , которой предстоит примирить в одном доме героев-антагонистов: Мелехова и Кошевого. Ду няш ка — особенно при влекательный женский образ в романе. В смутное время даже Наталья не удержалась от страшного поступка, погу бив дитя во чреве, Дуняшка же лишена пагубных разру шительных страстей. Не слу чайно ее сравнение в романе с лазоревым цветком — по этическим символом красоты донской степи. В ее образе оживают черты Ярославны, плачущей о непутевом муже и несчастном брате, одинако во дорогим ее сердцу. Григорий Мелехов в фина ле романа возвращается в но вую семью, где его сына вос питывает сестра-христианка. В мелеховском курене нет Кошевого —человека-дороги, нет женгцин-соперниц. Траги ческое разделение казачества, начавшееся в романе на Тро ицу, должно быть преодоле но в Светлое Христово Вос кресение. Дуняшка, Григорий и Мишатка объединятся в пасхальной радости, ибо именно Великим постом берет на себя крест добровольного возвращения домой Григо рий, чтобы стать опорой сыну. Возвращение героя в се мью как малую Церковь про ецируется на идею объеди нения всего народа, выстра данную в годы гражданской войны и выраженную устами старика Чумакова: «С черке сами воевали, с турками вое вали и то замирение вышло, а вы все свои люди и никак промежду собой не столкуе тесь... Ну, мыслимое ли дело: русские православные люди сцепились между собой, и удержу нету. Ну, повоевали бы трошки, а то ить четвер тый год на драку сходитесь. Я стариковским умом так сужу: пора кончать!». Призыв мудрого казака к миру в «Тихом Доне» не что иное, как вариация на тему «золотого слова» князя Свя тослава, сказанного в древно сти, а в XX веке ставшего убеждением простого челове ка из народа. Оно же является и автор ским словом-завещанием, ко торое не только венчает «зо лотой век» русской литерату ры, но и обращено к нам, пе реживающим непростое вре мя, когда так важно духов ное самоопределение. Вот по чему необходимо понимать и хранить шолоховское Слово как национальную святыню: для спасения культуры и дер- жавности государства Россий ского! Людмила САТАРОВА, профессор, доктор филологических наук. г. Липецк. ' ~Ч- I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz