Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
^Послесловие к Дню весны и труда 0 чем беспокоятся имиджмейкеры Жизнь постоянно возвращает меня к старому анекдоту. После визита делегации иностранных журналистов в передовое хозяйство секретарь райкома звонит председателю колхоза, спрашивает, видели ли корреспонденты рухнувший коровник, сломанные тракторы, пьяных комбайнеров? А услышав «да», обреченно восклицает: «Ну и пусть себе клевещут!». Новых анекдотов на ту же тему не слышал. И, судя по всему, не услышу: сегодня шутки кончились... Когда-то заграничных журналистов изгоняли за пределы страны с формулировкой: «Выдворен из СССР за клеветнические измыш ления». Не соответствовавшие образу. Сегодня в политическом лек сиконе используется более благопристойное иностранное заимство вание - «имидж». А выдворять журналистов — нехороший способ, он как раз и может испортить имидж России. Проще — не пускать. Депутаты Госдумы загодя позаботились об этом, приняв в январе в первом чтении законопроект «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федера цию». В посещении нашей гостеприимной страны предлагается от казать наркоманам, инфекционным больным, людям с просрочен ным паспортом и без справки, что они прошли ВИЧ-проверку. Что .справедлива Кроме того, не надо пускать иностранцев, «совершивших дей ствия явно неуважительного характера», равно как и тех, кто не ува жает «исторически сложившиеся и общепризнанные в РФ духовные, культурные или общественные ценности». Это тоже справедливо. Нужно сперва спросить желающего погостить: «Ты меня уважаешь?». Нерешенной проблемой остается борьба с отечественными «неува жающими» — не вышлешь же их, как в свое время Александра Со лженицына. Председатель Государственной Думы Борис Грызлов не так давно вынужден был выступить со статьей, в которой доходчиво объяснил, что живем мы хорошо, только вот нам этого не показывают и об этом не пишут. «Страна оценивается по телевизионной картинке, а ■втелевизионных репортажах почти никогда не увидишь благополуч ных людей, — уверен спикер Госдумы. — Будучи запрограммиро ванным на негатив, сознание людей отказывается замечать что-либо положительное, в результате чего социальное напряжение остается опасно высоким». Мы можем жить счастливой жизнью, если нам перестанут пока зывать голодовки людей, требующих выплаты зарплаты, митинги пенсионеров, очередные террористические акты. И будут демонст рировать довольных своим заработком крупных бизнесменов, оли гархов на отдыхе и вездесущую рекламу дорогих иномарок. Давайте договоримся о терминах. Власть волнует прежде всего имидж: восприятие России за рубежом. Нас беспокоит в первую голову образ: то, что каждодневно происходит на ее суверенной территории. Тем временем Всероссийский центр изучения общественного мнения не так давно сообщил: более трети россиян не могут купить нужные лекарства. 38 процентов опрошенных часто не могут приоб рести необходимое им лекарство из-за его высокой цены. ...А замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов известил: «По-прежнему негативным фактом является то, что большую часть бедного населения составляют работоспособные граждане, многие из которых не безработные — они просто заняты в бюджетных сек торах». Кто работает — тот не ест. Ох, вряд ли эта формулировка будет поднимать престиж России за рубежом. ...Эксперты Всероссийского центра уровня жизни рассчитали, что для достойной жизни средний россиянин должен зарабатывать не менее 30 тысяч рублей в месяц. При том, что по итогам прошлого года средняя зарплата в России составляла около семи тысяч руб лей... ...Аналитический центр Юрия Левады еще в декабре объявил: 67 процентов россиян считают, что политическая обстановка в стра не напряженная либо находится на грани взрыва, а менее чем за год количество недовольных возросло почти в полтора раза. Наши пре тензии к правительству просты: оно не справляется с ростом цен, не заботится о социальной защите населения и не может обеспе чить людей работой. Но председатель Госдумы, работу которой по итогам года не одобряют уже 64 процента опрошенных, считает, что депутаты «обя заны продолжать поиск механизмов доведения минимальной зара ботной платы до прожиточного минимума». Выражение «продолжать поиск механизмов доведения» — шедевр лексикона, на котором на родные избранники говорят со своими избирателями. В марте в комиссии Совета Федерации по делам молодежи со общили о возможном создании специального органа власти, кото рый будет отвечать за патриотическое воспитание общества. Обыч но к недовольным традиционно относят «ворчащих стариков» да «ком муняк, тоскующих по старым временам». Сегодня зловредные соци ологи выяснили: половина молодых людей в России «не видят осно ваний гордиться своей страной». Но это поправимо. Советник ми нистра культуры Александр Ильин произнес загадочную фразу о том, что власть должна сделать патриотизм «выгодным делом для граж дан». Для тех, судя по всему, которые станут работать в очередном, бюрократическо-патриотическом «органе». Давайте купим имидж и патриотизм. Два в одном. Одним махом, разумеется, с причитаю щейся скидкой. В ноябре прошлого года замдиректора департамента информа ции и печати МИД РФ Михаил Троянский заявил, что, по оценкам экспертов, на формирование позитивного образа нашей страны за рубежом потребуется от трех до двадцати лет и от одного до полуг тора миллиардов долларов ежегодно. В феврале года нынешнего помощник Президента РФ Сергей Ястржембский в дипломатичной форме напомнил: «У нас нет осоз нания на уровне власти того, что у страны должна существовать общенациональная программа развития имиджа России. Отсутствие долгосрочной программы по формированию имиджа страны меша ет экономическому развитию России и ее инвестиционной привле кательности». Но для этого, пояснил он, необходимы большие фи нансовые 'средства. Но вот м<че почему-то кажется, что мы ищем не там, где потеря ли. И находив не то, что ищем. Скажем, руководители российских предприятий постоянно се туют на отсутствие у подчиненных мотивации к труду. Работники жалуются на отсутствие у руководителей желания достойно оплачи вать их труд. А чтобы система мотивации работников начала дей ствовать, в них нужно пробудить аппетит, создать жесткую связь «кто хорошо трудится — тот хорошо получает». Требовать от подчи ненного трудового энтузиазма, платя ему зарплату в пределах про житочного минимума, можно. Но заведомо бессмысленно. Зарпла та, даже чуть превышающая прожиточный минимум, не может быть инструментом мотивации. Человеку нужно одеваться, дарить подарки родным, ездить в отпуск. Именно эти «излишества» дают рабочему возможность почувствовать определенный статус, то есть перево дят его с уровня физических потребностей на социальный уровень. Вот Япония — образец отлаженного механизма взаимоотношений труда и капитала. Прежде всего потому, что бизнесмены применяют как экономические, так и психологические стимулы. Простые. Глав ный экономический стимул повышения трудовой активности — зара ботная плата. Помимо основной работники получают денежные пре мии («бонусы»), размер которых зависит от результатов деятельнос ти компании. Система «бонусов» широко практикуется не только круп ными фирмами, но многими средними и даже некоторыми мелкими предприятиями. Величина этих единовременных выплат на предпри ятиях с числом занятых более 30 человек достигает в среднем трех с половиной месячных зарплат. Обычно «бонусы» выплачиваются дважды в год. Практически все крупные компании возводят собственные жи лые дома, значительная часть квартир в них предоставляется работ никам бесплатно или за минимальную плату. Хочешь чего-то «своего» — возьми долговременную ссуду на строительство собственного жи лья. Это не коммунизм, а капитализм, понимающий: голодная ло шадь хозяина далеко не увезет. Соответственно японская экономи ческая модель считается одной из самых эффективных в мире. Наши бизнесмены — не все, разумеется — уже приступили к изучению системы мотивации. И пока пребывают в заблуждении, будто мате риальное вознаграждение гарантирует полную отдачу сил работни ками. Заблуждение — потому что зарплата и жалованье только тог да подстегивают к труду, когда они постоянно увеличиваются. Выбор у нас невелик. Либо начать бессмысленно вбухивать мил лиарды в создание «имиджа на экспорт», либо потратить эти не лишние для страны деньги, чтобы привлекательному имиджу соот ветствовать в реальности. Никто из нас и не догадывается, куда пойдут «финансовые пото ки». Виктор ГРИБАЧЕВ, парламентский обозреватель «Липецкой газеты». г. Москва. Р.5. Кстати, о Японии и ее совершенной экономической модели. Мне было радостно узнать, что по-японски слово «м'уда» означает деятельность, которая потребляет ресур сы, но не создает ценности. У японского языка так много общего с русским... ^Деньги С к у п о й п л а т и т д в а ж д ы , или Почем ныне похищенная электроэнергия? КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Наверное, ни одно достижение научно- технического прогресса так органично не вошло в нашу жизнь, как электричество. Осознание того, что электроэнергия —тот же рыночный товар, постепенно становится нормой в отношениях ее поставщиков и потребителей. Сложность лишь в том, как за этот товар, отпускаемый по потребности, получать деньги в полном объеме. Три проблемы представля ют на сегодня трудности для энергетиков: устранение пере крестного субсидирования (когда одна группа потреби телей доплачивает за других), ликвидация неплатежей за уже потребленную энергию и предотвращение ее хищений. Но они, в конечном ито ге, будут решены и для дос тижения этих целей делает ся немало... Мы же коснемся лишь одного вопроса: что делается для максимальной защиты карманов поставщиков элек троэнергии от недобросовест ных потребителей, а точнее — любителей попользоваться ею бесплатно. В нашей области индиви дуальных абонентов (физичес ких лиц) ОАО «Липецкэнер го» насчитывается свыше 190 тысяч. И, надо сказать, «ша лунов» среди них не так уж мало. Вот некоторые цифры. В прошлом году специали стами «Липецкэнерго» в ходе контрольных проверок было зафиксировано более четырех тысяч самовольных (то есть в обход счетчика) подключений к сетям электропередачи. Ук раденная электроэнергия оце нивается суммой в 4,2 млн. рублей. Первый квартал те кущего года не стал менее «урожайным» — 875 энтузи астов бесплатного (безучетно го) пользования электроэнер гией принесли ущерб на сум му в 1,7 млн. рублей. Что за этими суммами сто ит? Специалисты подсчитали, что на эти деньги можно за ново комплексно электрифи цировать 2-3 крупных сельс ких населенных пункта, то есть установить опоры, про тянуть изолированный про вод на линии электропереда чи в 12 км, осуществить под ключение домов. Или же за менить 30 комплексных трансформаторных подстан ций. Такова цена электроэнер гии и таков «эффект» от энер гетического партизанства. Малоосведомленный обыва тель, разумеется, выдумает такое оправдание: мол, в ве домстве Чубайса денег много, оно не обеднеет! Но беда в том, что Чубайс тут ни при чем: электроэнер гия крадется у самих себя. И это не парадокс... В нашей области до 70 процентов ее закупается на федеральном рынке электроэнергии и мощ ности (ФОРЭМ). Таким обра зом, купленная за полновес ный рубль у производителя, она становится «нашей». Что значит не платить за нее по ставщику и во что может обойтись «ловкость рук» не добросовестному потребите лю? Расчет таков. Сельский индивидуальный потребитель сегодня платит за кВт-час 70 копеек, а ОАО «Липецкэнер го» приобретает ее по цене 2 рубля 87 копеек (с НДС). За питав дом минуя счетчик, такой абонент использует электроэнергию именно по цене 2,87 рубля, то есть чу жую. Естественно, экономичес кие санкции со стороны ак ционерного общества не толь ко законны, но и необходи мы. В случае обнаружения безучетного потребления электроэнергии расхититель обязан оплатить ее стоимость из расчета 230 рублей в ме сяц. Такая схема действует в течение всего года, и есть у кого-то «шанс» заплатить за 12 месяцев 2760 рублей (если вор пойман за руку, допус тим, в декабре). Как видим, механизм за щиты жесткий, но справед ливый, поскольку воровство электроэнергии у «Липецк энерго» наносит серьезный финансовый ущерб и энерго системе, и потребителям, ведь инвестиционная состав ляющая развития региональ ных энергосистем заложена именно в тарифах. Недобор средств (в том числе и из-за краж электроэнергии) влечет финансовый дефицит, пре пятствует масштабному про ведению плановых ремонтов и дальнейшему перспектив ному развитию. Компенсиро вать их можно лишь увели чением тарифов или вынуж денным использованием кре дитов, ослабляющих финан совую устойчивость предпри ятия. Справедливости ради надо отметить, что все пре дыдущие годы ОАО «Липецк энерго» спасало положение именно за счет огромных кре дитов, позволявших вести расчеты с поставщиками. Се годня финансовое положение акционерного общества пос ле ряда мер значительно улучшилось, и в текущем году объем банковских кре дитов ее превысит 150 млн. рублей. В последнее время в про цессе реформирования энер гетики России в ОАО «Липец кэнерго» произошли серьез ные структурные изменения: 11 января текущего года из общества выделены энерго сбытовая и генерирующая компании. А 27 декабря 2004 года правительственным постанов лением № 861 утверждены два новых документа: «Пра вила недискриминационного доступа к передаче электри ческой энергии» и «Правила технологического присоеди нения объектов к электричес ким сетям». Что нового в них для потребителей, особенно сельских и проживающих в частном секторе городов? Все мы являемся облада телями договора на электро снабжение с . той или иной соответствующей организаци ей, хотя и не зафиксирован ного на бумаге (то есть в уст ной форме). В частности, в сельских населенных пунктах такой организацией всегда было «Липецкэнерго». С 11 же января электро энергию селам области прода ет Липецкая энергосбытовая компания, а ОАО «Липецкэ нерго» осуществляет переда чу электроэнергии по своим сетям для этой кампании. Все договоры (но факту), реализовавшиеся'до 11 янва ря, по-прежнему считаются действующими. А вот в слу чае нового строительства или расширения построек, влеку щих увеличение мощности электропотребления, абонен ту необходимо заключить с «Липецкэнерго» договор тех нологического присоедине ния. Что в данном случае не обходимо сделать? Вначале оформить заявку в «Липецк энерго». С этой целью разра ботан соответствующий рег ламент, и любое физическое лицо может обратиться с за явкой в районные электросе ти (РЭС) по месту прожива ния. В заявке должны быть отражены следующие сведе ния: фамилия, адрес заяви теля, наименование объекта, техпаспорт или проект стро ительства объекта подключе ния, ожидаемая потребляе мая мощность и разрешение контролирующей организа ции (Управление по техноло гическому и экологическому надзору по Липецкой обла сти). РЭС, получив заявку, в течение шести дней обязаны ‘ направить заявителю замеча ния, а если их нет, то в тече ние тридцати дней выдать проект договора, включающе го технические условия на присоединение объекта к сети. После заключения догово ра, выполнения технических условий со стороны «Липецк энерго» и проверки выполне ния их со стороны присоеди няемого лица производится подключение к сети, которое затем отражается в соответ ствующем акте. Стоимость договора будет составлять примерно 500 руб лей (в зависимости от место расположения объекта подсо единения). Действие его — бессрочное. Он уточняется лишь в случае серьезных пе рестроек или изменения мощ ности потребления электро энергии. Принятый регламент, раз работанный в соответствии с постановлением № 861, в ко нечном итоге является одним из факторов, препятствую щих расхищению электро энергии. Из всего сказанного выше читатели, надеемся, сделают правильный вывод: воровать электроэнергию и невыгодно, и безнравственно но отноше нию прежде всего к добросо вестным плательщикам, сво им же односельчанам. Разумеется, не способ ствует снижению тарифов и продолжающееся хищение «цветных металлов» с линий электропередачи и объектов электроэнергетики. В про шлом году, например, разво ровано 17 тонн провода, ра зукомплектованы четыре опоры электропередачи , одиннадцать КТП — имуще ство ОАО «Липецкэнерго», но платим за него мы. И эту истину надо хорошо усвоить. Владимир ПЕТРОВ. ^Секреты экономики «Не укради!»« В том числе и коммерческие секреты Как показывает исторический опыт, конкуренция способствует развитию производительных сил. Однако это происходит лишь тогда, когда она осуществляется в цивилизованных формах: преимущество получает тот из соперников, чья стратегия направлена на повышение качества товаров и услуг, снижение цен, предоставление дополнительных льгот потребителям. Но противоборство между конкурентами может происходить и нецивилизованно, недобросовестнно, незаконно. К сожалению, в сегодняшней России это не редкость. Основной принцип недобросовестной конкуренции заключается в стремлении укрепить свое положение за счет ослабления позиций конкурентов, вплоть до полного вытеснения их с рынка, либо за счет обмана потребителей, или * путем сочетания того и другого. В ход идут экономический шпионаж, коррупция, ложная I реклама, компрометация сотрудников и фирм в 4 целом, фальсификация и подделка продукции конкурентов и так далее... В жестких условиях конкурентной борьбы с применени- ем недобросовестных методов наиболее важной становится информация, причем не любая,, а имеющая действительную или потенциальную коммерческ5^5^!®нщ1ежгйапрйаг?рг^^” формация об условиях сделки, используемом сырье, сведе ния о перспективных рынках сбыта и выгодных партнёрах, об управлении, финансах, методах ценообразования, об орга низации труда и подборе работников. Обладатель такой ин формации, как правило, старается не допускать к ней по сторонних лиц, принимая меры к её охране. В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Гражданского кодекса РФ такого рода информация определена как «составляющая коммер ческую тайну». От кого и почему приходится охранять коммерческие секреты фирмы? Первая и наиболее многочисленная группа — конку ренты. Это предприятия и организации, а также индивиду альные предприниматели, занимающиеся производством (сбытом) аналогичных товаров, работ или услуг и имеющие сходные цели. Задача конкурентов — занять выгодное по ложение на рынке сбыта. Наибольший интерес конкуренты проявляют к финан совым отчетам и прогнозам, маркетингу фирмы и страте гии цен; перспективным планам развития производства; ус ловиям заключенных контрактов; финансовому положению компаний и так далее... Ко второй группе, создающей угрозу для коммерчес кой тайны, относятся криминальные структуры. Активное участие криминальных структур в экономи ческой жизни приводит их к необходимости также вести конкурентную борьбу самыми безжалостными средствами и методами. Организованные преступные группировки пред ставляют серьезную угрозу, так как довольно часто стре мятся к захвату бизнеса либо к фактическому его краху. К третьей группе субъектов, представляющих опасность для коммерческих секретов, относятся иностранные спец службы. В 1994 году Институт по исследованию проблем мира в Вейльхайме (Германия) подготовил аналитический матери ал на тему «Будущее служб разведки стран-участниц Сове щания по безопасности и сотрудничеству в Европе». Этот документ заканчивается выводом о том, что шпионская ра бота во всём мире ведётся гораздо активнее, чем во времена «холодной войны», только центр тяжести переместился с военных секретов на экономический шпионаж. За'спиной зарубежных фирм и'корпораций всё чаще стоит государство, стремящееся к захвату рынков для сбыта то варов национальной промышленности, и к установлению кон троля над товарооборотом. Правительствам конкретных стран требуется надёжная информация о глобальных эко номических процессах и тенденциях, о перспективах тех нологического развития других стран, а также о положе нии на внутренних рынках. Соответственно они ориентиру ют свои разведслужбы на оказание поддержки нацио нальным предприятиям и фирмам. Как следует из открытых источников («Белая книга рос сийских спецслужб», В.М. Земляное, «Своя контрразвед ка: практическое пособие»), в США добыванием коммер ческих секретов занимается ЦРУ и АНБ (Агентство нацио нальной безопасности); в Германии создан своего рода центр промышленного шпионажа — «Центральное ведомство по безопасности и информационной технике», которое на на учной основе выведывает научно-технические секреты... Определить точную цифру финансового ущерба от утра ты коммерческой секретной информации непросто. Однако в прессе все-таки можно встретить данные, характеризую щие такой ущерб в России и за рубежом. Например, известно, что ущерб российского бизнеса от несоблюдения сотрудниками компаний коммерческой тай ны составляет, по оценкам одних экспертов, миллиарды дол ларов, по оценкам других — миллионы. По данным швей царских экспертов, финансовые потери в странах Западной Европы, связанные с кражей конфиденциальной информа ции из ЭВМ, составляют около 60 миллиардов долларов в год. А утрата 20 процентов конфиденциальной информа ции в Западной Европе и в США приводит к разорению фирмы в течение одного месяца. Таким образом, у коммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей потребности в охране коммерческой тайны очень высоки. В России законодатель ную основу ее определяет Федеральный закон № 98-ФЗ от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне», являющийся пра вовой базой для охраны коммерческих секретов предпри ятий и фирм. В нем нашли отражение важнейшие вопросы в сфере охраны коммерческих секретов: урегулирован по рядок отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну; определены правила организации до ступа к такой информации и порядок её предоставления различный категориям лиц. Определены также меры по охране коммерческой тайны и порядок установления режи ма коммерческой тайны, прописана ответственность за на рушение норм о коммерческой тайне, урегулирован ряд дру гих важных вопросов. Каким образом нормы закона реализуются в практичес кой деятельности? Судебная практика здесь пока отсутствует. Однако ясно одно: новые экономические отношения требуют серьезной охраны коммерческой тайны. Как дальше будут развиваться события, покажет время. Петр ПРУСАКОВ, юрист. г. Лебедянь. Экология Отделался штрафом, или Ущерб природе дорогого стоит С каждым годом все более актуальными становятся проблемы охраны окружающей среды. И единственная узаконенная мера по предотвращению ущерба, наносимого природе, а значит, и человеку в связи с хозяйственной деятельностью иных «субъектов» —это проведение экологической экспертизы. В ходе ее выявляются усло вия, экологические ограничения, в рамках которых допустимо осу ществлять те или иные проекты без нанесения вреда окружаю щей среде. Данные управления по тех нологическому и экологическо му надзору по Липецкой обла сти: в первом квартале текуще го года для проведения госу дарственной экологической эк спертизы поступили материалы по 99 проектам различной на правленности. Речь идет о строительстве, реконструкции, расширении, техническом пе ревооружении объектов — по тенциальных загрязнителей природы, об обеспечении бе зопасности лицензируемой де ятельности с опасными отхода ми, подготовке технической до кументации на новые техноло гии, технику. Положительные заключения выданы уже по 58 объектам, 11 проектов возвращены заказчи кам на доработку, остальные еще рассматриваются. Наиболее значимые из прошедших эколо гическую экспертизу проектов — строительство скотомогильника с биотермическими ямами для г. Липецка, базовых станций со товой связи филиала «Мобиком- Центр» в районах, модерниза ция и усовершенствование тех нологических процессов ОАО «НЛМК». Одобренные экологической экспертизой проекты включают меры, позволяющие предотвра тить убытки, связанные с загряз нением окружающей среды. Только за первый квартал этого года такой предотвращенный экологический ущерб исчисляет ся 8 миллионами 348 тысячами рублей. Удручает то, что не все ма териалы по строительству, ре конструкции и ликвидации объектов поступают на государ ственную экологическую экспер тизу. Меж тем нарушения зако нодательства об этой эксперти зе чреваты наложением штрафа на должностных лиц от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Юридические же лица наказываются еще более стро го: их штрафуют от 400 до 500 МРОТ. Комитет экологии админи страции области проводит ре гулярные проверки на предпри ятиях и в организациях, выяв ляя нарушения природоохран ного законодательства. В част ности, ООО «Липецкоблмака- ронпром» без положительного заключения экологической эк спертизы осуществляло техни ческое перевооружение и рас ширение производства на Ли пецком хлебокомбинате и Ли пецкой макаронной фабрике, ликвидировало здание магази на на Липецком хлебозаводе № 3, приступило к строитель ству автомехмойки на Липец ком хлебозаводе № 5. За все эти нарушения на начальника отдела проектирования, техпе ревооружения и капитального строительства В. Тихомирова наложен штраф в размере 3500 рублей. По материалам комитета экологии администрации области подготовила Эмма МЕНЬШИКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz