Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
30 апреля 2005 г., № 85 (22463) Ведущая рубрики - Галина КА Й ДАШ КО . Можно с листочком, можно в крапинку... Понятно, Пасха, понятно, куличи и, конечно же, яйца. Лучше всего красить их с помощью естественных красителей! Тогда яйца получаются такими эффектными и так красиво блестят... Но все по порядку. Первый способ окраски: при помощи луковой шелухн. Загодя соберите как мож но больше шелухи. В зави симости от цвета самой ше лухи окраска яиц получает ся светло-рыжей, рыжей и даже коричневой. Варить яйца в шелухе надо 30-40 минут. Если вы хотите, что бы цвет был более насыщен ным, то возьмите побольше шелухи и варите ее около получаса. Шелуху в этом случае варите до того, как в этот «бульон» опустите яйца. После варки яиц про трите их насухо и натрите растительным маслом. Все. Способ номер два: при помощи линяющей ткани. Возьмите какую-нибудь ли няющую ткань, неважно ка кого цвета, главное, чтобы эта ткань красилась хорошо. Обложите яйца кусочками этой цветной линяющей тка ни и плотно обмотайте нит ками. Поварите минут 20... Способ номер три: быст рая окраска. 10 минут, варите яйца с каким-нибудь овощем. Для зеленого цвета подойдет шпинат. Если же вы хотите получить ярко-красный эф фект, варите яйца в порезан ной свекле. Ну, что там у нас из овощей еще красится? Вот, в том и варите. Способ номер четыре: яйца с рисунком. Подготовительная работа до окрашивания: обложите яйца листьями смородины, петрушки или крыжовника, туго завяжите их в марлю. Нет марли? Да хоть в чулок. Да, после можно красить. Ага, красить яйца в чулке. Если хотите получить яйца «в крапинку» : намочите яйца, обваляйте их в рисе, заверните в марлю, потуже, чтобы рис плотно прилип к яйцам, и варите в луковой шелухе обычным способом. После окрашивания: для красоты и для мраморного эффекта оберните яйца в лу ковую шелуху и сверху за вяжите каким-нибудь хлоп чатобумажным материалом. Способ номер пять: кра сим вручную. Если у вас есть художе ственные способности, кис ти и акварельные краски, то попробуйте реализовать свои фантазии на пасхальных яй цах. Рисунки и узоры мож но, конечно, вывести и по трафаретам, но лучше при думать самим. По материалам электронных СМИ. ^ Когда тебе семнадцать... Музыка правит миром? Желанное время для сельских жителей, особенно молодежи, вечера. Вечером люди тянутся в клуб, в Дом культуры, в гущу людскую —себя показать, на других поглядеть. Нередко встречи, танцы заканчиваются за полночь. Но это нико го не страшит. — Ребятки, приходите завтра, — добродушно зазывает к себе в гости директор ДК Любовь Хрипункова. — Будет весело. — Конечно, будем, — слышит она в ответ. И... приходят. Парочки, компании. Одинокие — редкость! Собира ются школьники, по выходным, во время каникул, студенты возвраща ются на родной порог из Липецка, Воронежа, Москвы. Даже бабушки, которые пренебрежительно относятся к современной тусовке, благо дарят руководство ДК: «Спасибо за клуб. Он чуть ли не единственная «приманка» для внуков в нашей-то глуши. Просторный холл Дома культуры... Дискотека только-только нача лась, поэтому молодежь в большинстве своем топчется у входа: кто-то ждет друзей, кто-то не любит танцевать и просто стоит в уголке, погру- А - « женный в свои думы, а у кого-то не хватает денег на билет. Его сто имость смехотворна —6 рублей, но вся мелочь в карманах у некоторых потрачена на горячительные напитки. Увы... Молодежь прибывает! Для посетителей клуба две дороги, два пути. Одни, самые отчаянные и горячие, идут на танцпас, где гремит зажига тельная танцевальная музыка. Другие прямой наводкой направляются к лавочке и занимают ее до отказа по периметру холла. Крутятся раз резы, демонстрируются вырезы, светятся замысловатые тэту. Пока я наблюдаю за всем, представляю картины годов 70-х, 90-х. Мама в клетчатом коротком платьице, папа в длинном желтом гал стуке. Танцы вообще были центром существования. Тогда, в начале 50-х, имелись танцы «рекомендованные» —вальс, и «нерекомендован- ные»—твист, танго, фокстрот. Если оглянуться, то нехитрым движени ем глаз можно увидеть стилягу в узких, коротких брюках, больших бо тинках и длинном клетчатом пиджаке, белой рубашке и галстуке. Он шикарно отбивает шейк, просочившийся в молодежные массы в нача ле 60-х. Моя мама училась еще в школе. «Танцевать хотела, —вспоми нает она, — когда музыка начинала играть твист, мы выскакивали на площадку, и... начиналось! Откуда эти движения взялись — ума не приложу. Танцы «в стиле» чем-то напоминали буги-вуги...» «Как и сейчас, — продолжает уже отец, — мы гонялись за модой. Все, правда, было самодельным, даже галстуки: яркие и длинные, с пальмами и девушками. Холл был открыт до пяти утра —сейчас такого уже нет... Шалит молодежь: пивко, сигареты. Да и посещаемость по добных мест была в два раза выше. А уж если где-то звонко вздохнет гармонь...» В 70-е, 80-е этот инструмент оказался неоправданно забытым. Появились проигрыватели, магнитофоны. По-современному смелые, они вытеснили скромницу гармонь. Вслед за новинками, где-то в 90-е годы, укрепляет свои позиции новый зарубежный стиль — диско. А затем другая музыка начала будоражить умы й воображение... О, вре мя!.. Вернувшись в не менее удивительную реальность, поняла, что мир гламура и дикого света привлекателен для молодежи всегда. Музыка правит этим миром. Она заполняет пространство, живет в тебе и во мне, в каждом. Елена БОЖЕЙКИНА, ученица 11-го класса. с. Октябрьское. Усманский район. ^Экслибрис «ЛГ» ЛИПЕЦКАЯ газе та уЗемляки Всего одна жизнь Иногда жизнь создает сюжеты настолько завершенные, лепит образы настолько точные, что руками разведешь — ни добавить, ни убавить. Шедевр! Право же, самые смелые домыслы не могут сопер* правдой жизни самых 001 И сегодня наш рассказ о Е ничать с ычных людей. них. А для начала скажем, что все живут в Добровском районе, земляки то есть. Эндрю и е го Команда В двадцатом столетии литература осмеяла буколическую традицию изображать детей ангелочками, чьи невинные души не пропитаны грязью мира. Поставленный Достоевским человеку диагноз (неизбывное подполье, двойничество, непредсказуемость) распространяется теперь и на ребенка, подростка. Хуже того: именно в них страсть к разрушению, злое своеволие расковываются особенно легко и, увы, естественно. И тогда благополучное, благовоспитанное чадо делается подручным любого бесстыдного авторитета —в гитлерюгенде, скаутском лагере, уличной банде или компании футбольных фанатов, скандирующих «Спартак»-чемпион!» Английский писатель Тоби Литт сочинил новую вариацию на эту уже не новую тему под сумрачным, чуть ли не мисти ческим названием «Песни мер твых детей». Четверо пацанов хотят быть мужчинами. Они сколачивают свою Команду (не пременно с большой буквы!), горланят солдатские песни, сно ровисто укладывают солдатские вещмешки (шоколадные батон чики вместе с финками) и неус танно проверяют, достаточно ли они храбры, решительны и без жалостны. Прежде чем вынес ти смертный приговор двум ста рикам, они терпеливо трениру ются, умерщвляя лягушек и кошек, а также иногда пытают друг друга. Разрушительные и, что очень важно для Тоби Литта, одно временно саморазрушительные инстинкты мимикрируют, на девают пристойные маски, мифологические одежды патриотиз ма, стойкости, верности, дружбы. Тут уж на помощь детям приходят отцы, подсовывая им апробированные формулы для оправдания насилия. Поскольку роман возвращает нас в эпоху «холодной войны», малолетние англосаксы разучивают с голо са соответствующие лозунги типа «Русские идут!» или «Лучше быть мертвым, чем красным». До русских, однако, им пока не дотянуться, и маниакальная игра в войну становится просто войной против всех. Сильный и шокирующий роман Тоби Литта, только что выпущенный на русском языке в переводе Игоря Алюкова из дательством «Фантом Пресс», прямо напрашивается на сопос тавления и параллели. Ну, конечно, и с «Душевными смутами воспитанника Терлесса» Музиля, и с «Повелителем мух» Гол динга. А для российского читателя очевидна близость с «Чуче лом» или талантливой повестью рано умершего Евгения Дуб ровина «В ожидании козы». Но я бы рискнул отметить пара доксальное сходство «Песен», казалось бы, с совсем другим по сути произведением. Мальчишки у Литта упиваются романти кой тайны, обособленностью от старших, секретными сборами и ритуалами. Узнаете? Эндрю и его Команда, по-моему, не мо гут не вызвать в памяти гайдаровского Тимура и его команду. Особенно если учесть, что английские ровесники Тимура, зате яв операцию «Вымирание» против семьи стариков, для маски ровки совсем по-тимуровски начинают шефствовать над буду щими жертвами: и огород им вскопают, и в магазин сбегают... Как бы сегодня кого ни коробила хрестоматийная совет- скость повести Гайдара, усугубленная позже канонизацией ти муровского движения, из коего бестрепетно изъяли и романти- « ку, и тайну, но та старая^книга была, а может, и остается пора- '**- зительно проницательной. Ее автор, на собственной шкуре ис пытав, какая колоссальная энергия насилия высвобождается в человеке на войне и войной, задался вопросом: а есть ли шанс и способ перенаправить ее в иное русло, преобразить этикой добра? Сочиненная им игра в защиту слабых и одиноких ро мантизировала сострадание и рыцарскую помощь. Вся вторая половина двадцатого века отмечена, однако, другими знаками, насыщена упорно навязываемыми обществу страхами, подозрительностью, ксенофобией. Хочешь уцелеть, победить, самоутвердиться — будь сильным и безжалостным. Герои Тоби Литта хорошо усвоили этот урок. Доброта и жа лость для них — постыдная слабость. А сейчас тот же урок жадно усваивают уже их дети. Они не отрываясь смотрят «Сла бое звено» и долгие телекадры, когда камера, смакуя, показы вает с разных точек убитого чеченского боевика. Говорят, даже питбультерьеры, эти ужасные, попавшие под запрет псы, бывают добрыми и дружелюбными, если их не ра стравливают и не озлобляют. Коли признать правоту Голдинга и Литта, заставляющих нас заглянуть в темные провалы соб ственной души, то звериное в человеке, в ребенке тоже можно растравить, подпитать, поощрить. Но можно, вероятно, все- таки и не растравливать, и тогда подросток не станет трениро ваться на кошках, чтобы убивать людей? Я ставлю вопроси- тельный^знак, ибо в «Песнях мертвых детей» есть повод для сомнений, есть горькая и страшная гипотеза о неистребимости, о всевластии тех самых черных дыр и провалов... И. НЕВЕРОВ. . Публикуется в рамках всероссийской акции «Читают все!» ^ Н а житейских перекрестках Счастье на тринадцати квадратах С невестами Александру явно не везло. Все в отношениях с противоположным полом складывалось у него по женскому принципу: то уедет, то уйдет, то подружка отобьет. Из троих детей семьи Зубовых младшему ласки больше доставалось. Домашние считали его баловнем и на опасение матери «как бы бобылем не остался» успокаивали: небось устроится. Сам Александр на своих неудачах не зацикливался. С детства мечтал стать трактористом, и когда представилась возможность, работал, что называется, «на износ». А разрывы с девчатами глушил то уборочной, то посевной. Однако же ни кому не ведомо знать, где его судьба подстережет. И, отправля ясь на свадьбу к другу в елецкие Черкассы, был беспечен и чист душой. Оттого, наверное, и запечатлелись на ней в мгно вение ока ясные глаза совсем еще молоденькой девушки с пуш кинским именем Татьяна. Поженились в 93-м, и пошли у них ребятишки один за другим, как грибы после дождя: Ваня, Саша, Коля, Наташа, Настя. Завела хозяйка корову, домашнюю птицу и из швеи КБО переквалифицировалась в доярки. С годами сложился у нее свой жизненный ритм — к пяти утра на дойку. По возвра щении — стирка. В обед полощет, а вечером, пока еда варится, вяжет. Два вечера — пара носков. Всю семью обеспечила мать свитерами и жилетами. И было в семье Зубовых все, как у многих на селе — не хуже и не лучше. Если б не случайность, заставившая на себе испытать действие поговорки «не делай добра, не получишь зла». Двадцать лет отпахал Александр без сучка без задоринки, в том числе в СПК «Рассвет». Однажды откликнулся на просьбу престарелой односельчанки привезти с поля соломы, той, что после уборки все равно сжигают. Попался на глаза начальству. В итоге трактор —- на прикол и расчет в руки. Так в одночасье кормилец большой семьи стал безработным и вынужден жить на зарплату жены и 750 рублей детского пособия. Ну как тут не опустить руки, как не удариться во все тяжкие? Но не таков оказался Зубов. Худощавый, кряжистый, он, благо собствен ная лошадь имеется, как встарь, сохой пашет односельчанам огороды, зарабатывая там считаные гроши: вокруг такая же, как они, голь. С зимы развозит по селам хлеб, а в апреле устро ился молокосборщиком по сдельной оплате труда. Теперь вро де и при деле, нЬ заработком для семьи явно недоволен. Средств едва хватает детям на самое необходимое. Прику пили мальчишкам обувь к зиме, а она «горит», не напасешься. У старшего из сыновей — Ивана — в 14 лет 42 размер ноги, как у отца. До обновки пришлось с ним по очереди ботинки носить. В результате остался глава в тапочках. —А что делать, —вспоминает себя в юности Александр, — раз-два в футбол сыграешь — и капут! Дом у Зубовых четыре на четыре квадрата — всего шест надцать. Три из них занимает дровяная печь, куда уж меньше. Когда-то, вспоминает Татьяна, руководство выделило семье квартиру в доме на два хозяина, да безденежье помешало дове сти строительство до конца. Со временем рачительные одно сельчане разнесли все что можно по личным подворьям, а Зу бовы остались при своих интересах. Глядя на, прямо скажем, скудный интерьер крохотного дома в одну комнату, остается только удивляться способности многодетной семьи выживать в немыслимых условиях на скудные средства. А те, не видя в том ничего зазорного, о бедах своих и злосчастьях говорят без жалоб и недовольства. Овощи-де, молоко, картошка — свои. О большем и не помышляют, сохраняя в себе доброту и отзывчи вость. Не так давно умерла у них при окоте крольчиха. Через день, убирая клетку, нашла Татьяна трех крохотных крольчат. Вы кормила с дочками сирот из пипетки и бутылочки. Может быть, и воздает семье Бог за долготерпение и отзывчивость благопо лучными детьми? Средний — Саша — в школе хорошист. Опекает сестер в учебе, подтягивая их до своего уровня. Обязанности свои вы полняет строго, но последовательно. Он же из всех детей са мый требовательный к одежде: ни за что во вчерашней сорочке в школу не пойдет. Грамоты и благодарности за учебу собирает в отдельную папку и мечтает с одноклассником Димкой вы учиться на водителя. Хочет стать дальнобойщиком и мир по смотреть. А то ведь за свою, пусть и короткую, жизнь дальше Задонского монастыря, Плющани и Ельца никуда ребята не выезжали. И то благодаря средствам СПК «Рассвет» и автобу су, который райотдел культуры выделил. Вообще роптать на жизнь в семье Зубовых не принято. Нет работы — будут искать. Нет настроения — сами друг друга развеселят и о горестях забудут. И все-таки нет-нет, а закопо шатся у Александра в голове вопросы: отчего это кому два лома, кому ни одного и как это при несметных богатствах народ в стране такой обделенный? И пока занимают его подобные раз думья, запрягает он свою лошадку, отправляется на молоко- сбор. И сейчас нет для него главнее мысли, чем принести в семью дополнительный заработок. Ну а беспокоящие его «от чего» да «почему» он и ночью успеет додумать. — Не было бы войны, — добродушно кивает он с порога. Татьяна провожает мужа, как и подобает хозяйке, серьезно и заботливо, напутствуя на дорожку добрым словом. Ей и са мой вот-вот на очередную дойку. Дети, чем бы ни был занят отец, должны уважать его труд. И что это, если не воспитание моральных основ, которые многие годы сохраняют уклад се мей из сельской глубинки. Может быть, потому и чувствует хозяйка дома себя спокойной за будущее детей. Они сегодня, сейчас, без отрыва от родного дома, уже проходят свои жиз ненные университеты. Наталья АРКАТОВА. с. Гудаловка, Краснинский р-н. Выбираю высоту! З а Галиной Бочаровой, дежурной по лесхозу, которая каждую смену весной, летом, осенью взби рается на 36-метровую выш ку, я еле успеваю. Она, поглядывая, крепко ли я держусь за поручни и правильно ли ступаю по пе реходам, ободряет: «Для пер вого раза хорошо! У некото рых после второго пролета голова начинает кружить ся!..» Наконец мы на месте. На рабочем месте Галины, где лежат бинокль, карта участка, теплая куртка, бу тылки с водой и стоит теле фон, по которому она звонит в случае тревоги. На высоте не мини-домик со стеклами, а открытое мес то, пост для обзора добровско- го, кривецкого лесного мас сива, площадь которых 27 тысяч гектаров. А еще й тру- бетчинского. Сберечь его от пожара, возгораний — глав ная задача Галины. А для это го надо быть всегда начеку. К тому же иметь терпение. Не так-то просто провести здесь 12-часовую смену, подняться, спуститься и опять поднять ся, когда надо. В 40 с лиш ним не каждая женщина ре шится стать «скалолазной». А Галина Бочарова, ровесни ца моя, мать троих детей, ко торая и дровишек ловко на рубит, если надо, и корову по доит, и покосит с утра порань ше, по росе, ничего необыч ного в этом не видит. Улыба лась, когда я, отдышавшись после подъема, вспомнила слова из песни Владимира Высоцкого «Скалолазна»: «Ах, какая ж ты нежная и ласковая... Сколько раз ты меня из пропасти вытаскива ла...» От лирики переходим к серьезному разговору о том, что нужно беречь и охранять лес —легкие земли —так же, как малое дитя от простуды. «Порой бросит кто-то окурок, когда сушь стоит, или решит подпалить листву, костерок развести для шашлычка, дым замечу, —рассказывает Гали на, —сразу тревога, сообщаю на участок. Пока не поздно — надо принимать меры. Вырастить деревцо нелегко, а спалить гектары леса можно по беспечности быстро. На помните об этом, пожалуйста, через газету людям». Как тут еще убеждать, если горожанам дышать не чем, если лес, вблизи ли он, или вдали, принимает на себя все удары цивилизации терпеливо, фильтруя все вы бросы и выхлопные газы. Я прощаюсь с дежурной по лесхозу после того, как осматриваю окрестности в ее мощный бинокль. Березы, сосны, ольха вблизи и вдали стоят, как единая семья. Села Липовка, Борисовка, Кривец, Капитанщино, Кореневщино, Богородицкое с высоты, из «глаз» бинокля — рядом. Даже до цемзавода, кажется, рукой подать. Однако ближе всех — Галина, одна из сотен добросовестных хранитель ниц леса, которая пребывает на своем посту в самую раз ную погоду. Только когда ве тер в шесть баллов и более, и начинается гроза, пуская стрелы молний, дежурная по лесхозу, как положено по технике безопасности, спус кается с 36-метровой высо ты. Не на лифте или эскала торе (на себе испытала, в чем отличие). Но такова служба, за которую, к слову, полу чает она по современным меркам скромные деньги. Но не жалуется. Гордится сво ей работой, доверенным ей делом. А работает Галина Васильевна в поселке Двой ня, в котором ранее «вари ли» смолу. Сие, братцы, не сгущенка, на хлеб не нама жешь. Но об этом — в сле дующий раз. Ф О ТО АНАС ТАСИИ М ЕНЬШ И КОВОЙ Хо р ош о ходить по те б е , земля! М алинка — так ласково зовут сес тры Овчинниковы, Анна и Ма рия, свою корову, к которой от носятся, как к человеку. Лелеют, хо лят кормилицу. Не ради даже высоких надоев и прибыли. Она у них, не таких теперь сильных, как член семьи. Детей нет, замуж не выходили — война мно гое перевернула и не дозволила. Разве только работать для Победы, для вос становления страны, для высоких уро жаев имевшегося ранее колхоза... Да и не только у них одних так сло жилась судьба. Хотя... На нее они не ропщут. Не по причине того, что во все времена с верой в Бога жили и научи лись терпеть и радоваться. На редкость трудолюбивы, а если кто им поможет — щедры. Такими, как говорит стар ш а я—Мария, ей уже за 80 лет, воспи тали родители. Вспоминает их добрым словом: «Мама всегда рано будила и определяла, кому каким делом занять ся. Приговаривала: «Неленивый всегда с хлебом будет. Кто рано встает, тому Бог дает». Палашка конюхом работал в колхозе много лет. У каждого жеребца норов знал, о каждой кобылке заботил ся. И дома скотину не хлестал, как дру гие. Скажет иногда, будто невзначай: «Сердце, девки, оно не токмо у людей имеется...» И замолчит, наблюдает: по няли мы напутствие или нет...» — Да что-то я с вами тут сижу, — спохватилась вдруг старшая из сестер, — некогда. Надо капусту определять, дожди пошли, полопается. Тыква вон какая уродилась!.. И она подняла на колени сред ненькую, обхватив ее руками. В этот момент и щелкнула фотокамера моей коллеги. Вышла вслед за хозяйкой в огород (дело было осенью). Дождь, словно сквозь сито, моросит, стежка и та раз мякла, скользит. Навстречу нам с меш ком на спине Анна. Идет аккуратно, хотя заметно, что устала. Возраст. Не намного моложе сестры. Я к ней с воп росом, с предложением отдохнуть, а она наотрез отказалась и сестру пожурила, что та в таком виде фотографировалась. А нам наказ дала: «Вдруг в сельсовет поедете. Так Михалычу передайте, чтоб соломы для Малинки привез. Зажда лись. С транспортом у них, наверное, загвоздка. Корове-то это не объяс нишь...» И уже мягче добавила: «Сколь ко лет для государства, для людей мо локо сдаем, не для своего богатства. Вот оно у нас какое: дом да огород». Так и есть: капиталов сестры не на жили. Все сданное или проданное с огорода невеликий доход приносит. Пенсию летом тратят, чтобы сена ку пить. Сами уже не косцы. Задумали корову перевести. Тяжело стало управляться. Объясняли это Ма линке, обхватив кормилицу за шею. А та, видно, почувствовала волнение чело веческих сердец, и ее большие, доверчи вые глаза наполнились влагой, шерша вый язык коснулся мокрых щек хозяек. Больше при Малинке сестры не пла кали , лишь при закрытых дверях, дома. Определились, что не по совести ее под нож пускать. А это значит, что будут трудиться и ходить по родной земле сестры Мария и Анна, насколь ко хватит сил. Не только для кружки молока для себя, но и для нас с вами, горожан. В честь Светлой Пасхи позвольте сказать вам, труженики: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему Вышний» (Псалом 65,4). Галина КОЖУХАРЬ. ту Взяли ложки-поварешки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz