Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

30 апреля 2005 г., № 85 (22463) ЛИПЕЦКАЯ га зе та ^Похвальное слово коллеге Миш ка , улыбка? Профессия в личном его деле указана не совсем точно: худож­ ник. В действительности Михаил Михайлович Ковалев — газетчик широкого профиля. Ну да, конеч­ но, он умеет за двадцать минут нарисовать в номер смешную ка­ рикатуру, проиллюстрировать рассказ или очерк. Но, кроме того, наш Миша способен сочинить юмореску, фельетон, забавный афоризм, подобрать хохмаческую страничку для приложения к «ЛГ» — еженедельника «Добрый ве­ чер!», проследить за процессом верстки, заменить дежурного ре­ дактора, поговорить с графома­ ном и объяснить ему, не обидев, почему нельзя напечатать стихи, где рифмуются слова «шел» и «по­ шел»... Причем все это у него получается легко, без суеты, даже весело. Кажется, никто ни разу не видел М.М. раздраженным, сердитым, разнервничавшимся. Ну разве что однажды он появился на работе несколько растерянным: это когда у него родилась двойня, две оча­ ровательные девчушки Оля и Олеся. Он им, конечно, радовался, но и был озадачен: как разместить семью в тесной квартирке? Ведь кроме дочек и супруги есть еще сын Валерка... С жильем ему редак­ ция, разумеется, помогла, поскольку дело было еще в советские времена. Сейчас детишки подросли. А сам М.М. почти не изменился, хотя нынче и отмечает 60-й год рождения. Такой же улыбчивый, легкий на подъем, такой же доброжелательный и с друзьями-коллегами, и с самыми докучными посетителями, такой же надежный и верный человек. Любая журналистская команда может позавидовать, что он с нами. Сотрудники «ЛГ» и «ДВ!», друзья и поклонники Михаила Михайловича. Р.З. А теперь мы предлагаем маленькую юбилейную пуб­ ликацию Михаила Михайловича: пять анекдотов «от Ковале­ ва». Так что не надо спрашивать: «Мишка, Мишка, где твоя улыбка?» Вот же она, прямо на газетной странице! Четыре правила счастливой семейной жизни 1. Надо найти женщину, которая хорошо готовит и убирает. 2. Надо найти женщину, которая любит заниматься любовью. 3. Надо найти женщину, которая зарабатывает много денег. 4. Надо, чтобы эти женщины никогда не встретились! Прогноз погоды На севере города Липецка 20 градусов тепла, на западе +50. Там прорвало трубы горячего отопления. * * * Едут в купе четыре женщины. Оказывается, все — с курорта, домой. Завязался разговор... Первая говорит: — Приеду — и все-все расскажу мужу. «Во дура!» — подумала вторая. «Во смелая!» — подумала третья. «Во память!» — подумала четвертая. к к к От Ковалева ушла жена. Шла она, шла... Пришла в магазин. Ку­ пила разного пять сумок. Пошла опять. Пришла к мужу, Ковалеву, а там уже белье высохло. Гладить пора. к к к — Господа, я требую тишины! Итак, я поднимаю этот бокал... И медленно выпиваю его! Благодарю за внимание. У меня все. ^гИз глубины веков Кружевная песня «Ой, страданье, ты страданье! Пришел вечер, нет свиданья», —заводит Клавдия Васильевна первую пришедшую на память частушку и берется за деревянные палочки, за десятилетия отшлифованные руками до блеска. Кому нужен аккомпанемент оркестра, кому —балалайка, а ей, уроженке села Морево Краснинского района, кроме коклюшек, ничего не надо. Когда-то их село кружевным промыслом не меньше Ельца сла­ вилось. В местной артели почитай все женщины состояли. Рукоде­ лие (за метр кружева платили три рубля, а воротничок, в зависимо­ сти от сложности, — от 15 до 20 рублей стоил) давало небольшой, но стабильный приработок в многодетные по тем временам семьи. С детства заворожила Клавдию мамина работа. Когда та отлуча­ лась, сама садилась за туго набитую соломой подушку. Бывало, коклюшки с рисунка собьет, нитки напутает. Да лиха беда начало. Мудрая Прасковья Филипповна поощряла тягу дочери к рукоделию. Теперь уже Клавдия Васильевна Трофимова на пенсии, а полто­ ра метра кружев за вечер сплести ей, что вздохнуть и выдохнуть. Жаль, спрос на такие изделия поубавился да мастерицы в селе пе­ ревелись. Хранится теперь ее штучный товар как экспонаты на вы­ ставках да в музеях. Что делать, кружево нынче не в моде. Им все больше ночные сорочки отстрачивают, на парчу с бархатом загля­ дываясь. Но у самой старой мастерицы любовь к рукоделию с годами все равно крепнет. Важна каждая мелочь. Начиная с иголок. Тонкие с разноцветными головками-шариками годны для метражного круже­ ва. Для воротничков — хороши более толстые с головками уже в виде шляпок. Сколько раз в кровь раздирала ими пальцы Клавдия Васильевна, а видели бы лучше глаза, все равно безотрывно кок­ люшками бы гремела. У любой из них, между прочим, своя история. Одни с нехитрым точечным рисунком-орнаментом одноклассник выточил. Другие рез­ ным узором украсили братья. Есть среди них и гладкие, отмеченные лишь инициалами автора. Но это из области симпатий юности, и о них моя собеседница распространяться не любит. Зато о самом кружеве она готова говорить сколько угодно! «Вот это, — ловкими пальцами она показывает прием — «павлиночка» называется. Несколько перебросов коклюшек, и перед вами «ре­ шетка». А это — «мушка». В одном узоре, если сплести ее в виде треугольничка, она действительно напоминает муху. В другом, зак­ ругляясь книзу, превращается в «огурчик». Считается, чем больше в изделии «мушек», тем оно сложней. Без них кружево — не кружево. — Сейчас, — сокрушается мастерица, — мы перестали гордить­ ся своим народным богатством. Как будто даже стыдимся его. А вот однажды увидела я на заезжей певице платье из елецких кружев. Какая красота! Статная, высокая, она в их пене на Царевну-лебедь была похожа... — Сяду чай я пить, Где же ложечка? Я обижена Тобой немножечко... Клавдия Васильевна словно укоряет частушкой нынешнее поко­ ление за беспамятство. А может, грустит по прежним временам, когда все дорогие ей люди были живы и молоды. Неожиданный стук в дверь нарушает наступившую после час­ тушки тишину. Это пришли к мастерице юные ученицы — глаза на­ распашку, ахи-охи при виде тончайшего, будто нерукотворного узо­ ра. И хотя подступиться вплотную к подушке девочкам не давала робость, но руки уже тянулись к голосистым коклюшкам. —Не боги горшки обжигают, — кивает на девочек Клавдия Васи­ льевна, — все у них получится. Были бы интерес, усидчивость да прилежание. Наталья АРКАТОВА. Миш ка , где твоя ^Юбилей Мастера И все-таки жизнь прекрасна!.. Завтра у народного художника России Юрия Дмитриевича Гришко юбилей. «Народный художник России» —это официальное и очень высокое звание. В Липецком крае его удостоены были лишь он да великолепный живописец Виктор Сорокин, которого с нами уже нет. Но даже если бы Гришко не имел соответствующего знака и удостоверения, он все равно был бы народным. По духу, по взгляду на мир и человека он воистину народный русский художник. Юрий Дмитриевич —скульптор. Его работы украшают улицы Липецка и Ельца, хранятся в Третьяковке, Русском музее, за рубежом. Они действительно очень русские. Всматриваясь в выполненные им фигуры Бунина или рабочего с НЛМК, понимаешь что-то важное о России. Сегодня мы предлагаем читателям не портрет Мастера, а скорее эскизы, впечатления о Юрии Дмитриевиче его друзей и собратьев по искусству. А в конце подборки —отрывки из монолога самого Юрия Дмитриевича о времени и о себе. Эти фрагменты, немного сократив, мы взяли из выходящего в свет альбома Гришко. Его презентация пройдет третьего мая. Дмитрий ШАХОВСКОЙ, художник, лауреат Государ­ ственной премии РФ, г. Мос­ ква: — Мне всегда нравилась у Гришко постоянная без лу­ кавства и вымысла опора на жизненную правду. Но чтобы стать произве­ дением искусства, чувство и зрение, какими бы честными они ни были, должны прой­ ти проверку художественной правдой. В это входит много разных составляющих — правда материала, правда времени и много еще разно­ го для разных художников. И с этой стороны я иногда к Юрию Дмитриевичу приди­ рался. Я был очень счастлив и рад за него, увидев в после­ днее посещение мастерской мощное нарастание этого бес­ ценного качества — слияния правды жизни с художествен­ ной правдой. Можно бы на­ звать это зрелым мастер­ ством, артистизмом —но мне кажется, что эти определения все же допускают и кокет­ ство, и суперменство, чего, к счастью, у Гришко нет. Я спросил себя: а кто из известных мне современных скульпторов мог бы соревно­ ваться с ним в жанре неболь­ ших портретных фигур? И с удовольствием ответил — и себе, й ему сказал — что не вижу таких (в прошлом вижу — высоко поднятую планку Трубецкого). Ну и еще он мне очень нравится просто как мужик — и прямотой, и хитрецой, и острым словцом (на язык ему лучше не попадаться!), а может прикинуться смирен­ ным. А поет как — всей ду­ шой, по-деревенски, прямо умереть готов на месте. Альбина АКРИТАС, ху­ дожник , действительный член Российской Академии художеств, г. Москва: — В своих работах Юрий Дмитриевич всегда остается самим собой независимо от сюжетов: жестким и душев­ ным, грубым и лукавым, не- боящимся и всегда талантли­ вым. Юмор у него славный, индивидуальный, едкий. Вот слово «страхота» — оно в мою речь так и влепилось. Жаль, интонацию нельзя пе­ редать па бумаге. Мы с Гришко вместе на секретариатах СХ заседали. Всегда он умел заставить себя слушать, не только слушать — слушаться, так никто не умел. Защищал свое мнение категорически, чем вызывал некоторую оторопь и недо­ вольство любителей порядка. Его выпады мне очень нра­ вились. Нет, не из-за спек­ такля, а потому, что обычно он был прав, и было прият­ но поддержать его. Татьяна НЕЧАЕВА, ис­ кусствовед, г. Липецк: — На мой взгляд, наибо­ лее полно и ярко творческая суть Юрия Дмитриевича Гришко реализуется в пласти­ ке малых форм, в небольшого размера портретных фигур­ ных композициях. Для скуль­ птора, наделенного острой на­ блюдательностью, метафори­ ческим видением формы и об­ раза, главный интерес пред­ ставляет индивидуальность че­ ловека. Гришко так увлечен поиском и анализом уникаль­ ного, особенного в людях, что похож на страстного коллек­ ционера человеческих типов, характеров, состояний. Ка­ жется, для него не существу­ ет некрасивого: неповтори­ мость — физическая, духов­ ная —уже есть для него пред­ мет эстетизации. Перед ним, как перед творцом, все имеют свою ценность. Быть может, это и объясняет стремление Гришко к камерности, к че­ ловеческим масштабам. Ему претят высокопарность и крайние проявления чувств. Он берет, как правило, срез обыденной жизни, где человек пребывает в своем естествен­ ном, наиболее присущем ему состоянии. В произведениях Гришко явственно ощутима та мера, с которой он подходит к по­ ниманию своих персонажей. Эта мера — его собственное «я», выраженное также само­ бытно, поэтому образ автора явственно виден сквозь его творения. И главные черты этого образа — доброжела­ тельность, способность радо­ ваться красоте и восхищать­ ся достоинствами человека. Он несет в своих произведе­ ниях любовь к реальной, не рафинированной жизни. Он — земной человек, приводя­ щий в мир своего искусства жизнь, увиденную по-своему. Юрий Гришко сам о себе: —В современном художе­ ственном мире я ощущаю себя не во времени. Конечно, сейчас надо добывать другие формы выражения, по-друго­ му жить и чувствовать себя в новой жизни. Но мне слож­ но с ней согласиться: много подлого, пошлого, много тяжкого, и не хочется, и по­ здно перекраиваться. Но, ду­ маю, традиционное искусст­ во вполне может быть совре­ менным. Сорокин никогда не был раздражающе авангард­ ным, но всегда был совреме­ нен. Современный язык — это чувство времени и чув­ ство трансформации тради­ ции, интерпретации тради­ ций. А вообще, как мне гово­ рил Дмитрий Михайлович Шаховской, авангард — это шустрая разведка, которая бежит впереди войска и до­ бывает необходимую инфор­ мацию. А арьергард — это могучие ветераны, которые широкими плечами прикры­ вает этих молодых петушков. Значит, в жизни нужно и то, и другое. Значит, да здрав­ ствует художник, если он на­ стоящий, искренний и беру­ щий на вооружение то, к чему он более всего предрасполо­ жен. Искренность вывезет и спасет художника, даже если его арсенал очень скромен, спасти может только искрен­ ность и чистота побуждений. Мне кажется, что я могу философски относиться к че­ ловеку, к жизни, но в моем искусстве с философией слож­ новато. Я просто люблю че­ ловека, пытаюсь вытащить лучшее, что в нем есть. В та­ ких случаях говорят, что это портрет человека не какой он есть, а каким он должен быть. Но когда смотришь на луч­ шие достижения портретного искусства всех времен и осо­ бенно на портреты эпохи Воз­ рождения, думаешь: неужели эти люди были так прекрас­ ны, значительны, столь мону­ ментальны в своих помыслах 'и внешнем физическом выра­ жении? А на самом деле та­ кими были художники, это они так подняли своего совре­ менника, они из человека сде­ лали выдающуюся личность, героя. Глядишь на их порт­ реты и задаешь вопрос: боги это или люди? Боги были ху­ дожники. Я очень люблю людей и думаю, что в моих работах есть перебор этого любова­ ния. Может, был бы смысл быть к человеку чуть суро- Ф О ТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА вее, они у меня все немно­ жечко лучше, чем в жизни. Я их чуть-чуть приукраши­ ваю, а это грех. Но это я де­ лаю непроизвольно. Я сла­ боват но натуре. Помощнее бы, помощнее. И форма дол­ жна бы быть помощнее, и взгляд на человека . Это было бы правдивее. А у меня все хорошие, все бла­ гополучные. Это слабая сто­ рона. Но уважение к чело­ веку — это наилучшая сто­ рона моего творчества. Я к людям чересчур доверчив. В каждом втором я вижу хо­ рошего человека, и бывает, натыкаюсь на подлецов. Но лучше видеть хорошее — и в природе, и в человеке. Все- таки жизнь прекрасна, и ради этого можно чем-то поступиться. Жизнь промчалась очень быстро, вроде как бы итог подходит 70 лет, 45 лет работы. От этого больше гру­ стно, чем оптимистично. Это же прожитые годы, они в прошлом. Много было всего, и это все назы вается «жизнь». И когда жизнь идет к завершению, радость здесь небольшая. И, тем не менее, мне самому интересно на себя посмотреть на юбилейной выставке — что удалось? Подготовила Татьяна НЕЧАЕВА. ^ Р е п о р т а ж Сказка про старые инструменты, юных музыкантов и мудрых наставников В одном старом-старом районе, на старой- старой улице, взбирающейся прямо к небу, стоит старый-престарый дом. Два этажа, красноватая штукатурка. В одной половине этого домика живут старые-престарые музыкальные инструменты. Наверное, ночью, когда луна или фонарь заглядывают в окна, они вспоминают прожитое, их струны, клавиши, клапаны начинают светиться от тепла тысячи детских пальцев, что коснулись их за эти годы. Днем все иначе. Старый дом, где живут инструменты, сверкает белоснежными ра­ мами. Оказавшись по ту сто­ рону таких же дверей, о воз­ расте здания вообще забыва­ ешь напрочь. Стены, пол и потолок, мебель — все ново, светло, красиво. И кажется, у любого должны пробудить­ ся в душе интерес и добрые чувства... Но тут сказка за­ канчивается... — Представьте, но нашу радость разделяют не все, — Роман Хацкевич, директор детской школы искусств № 4, возвращает меня на зем­ лю. — Недавно одна бабуш­ ка привела внучку на танцы и все возмущалась: у народа денег нет, а они такой ремонт отгрохали. Да, бывает. Может быть, у бабушки в этот день про­ сто было плохое настроение или спину ломило? Во вся­ ком случае, с ней не согла­ сятся почти полторы тысячи выпускников этой школы. А среди них Антон Жуков — один из лучших молодых балалаечников России, обу­ чающийся сейчас в Гнесин­ ке, Анна Пропорова и Татья­ на Кот — домристки, лауре­ аты всероссийских конкур­ сов. Несколько лет учился здесь и нынешний студент Московской государственной консерватории, лауреат меж­ дународных конкурсов пиа­ нист Артем Пилоян. Сего­ дняшние ученики тоже мно­ гое обещают. Например, уче­ ница первого отделения Катя Костеева недавно стала побе­ дительницей всероссийского конкурса «Орлята России». Так что в ДШИ № 4 ко­ личество переходит в каче­ ство в полном согласии с за­ коном диалектики. Конечно, выдающиеся ученики — это прежде всего дарованный природой талант. И потому школа, помимо общего набо­ ра, целенаправленно ведет поиск одаренных детей. Но даже прекрасные способнос­ ти могут так и не раскрыть­ ся, не обнаружиться, если за дело не возьмутся професси­ ональные кладоискатели-пе­ дагоги. Трудно сказать, как бы сложилась судьба Антона Жукова или Татьяны Кот, каких успехов достигла бы Катя Костеева, если бы не их учителя Владимир Шеланов, Нина Талубьева, Наталья Агаркова. Кстати, директор школы взращивает юных скрипачей, и среди них тоже есть непло­ хие «побеги». — Смотрю на учеников и удивляюсь: как они научи­ лись? Я сам с годами все больше понимаю, какой это трудный инструмент — скрипка. А насчет препода­ вательского дара — приду­ майте сами что-нибудь. Скромничает Роман На­ умович о своей более чем двадцатилетней деятельнос­ ти. А что же тогда говорить Владимиру Шеланову, кото­ рый работает уже около трид­ цати лет? Или Нине Сергеев­ не, также опытнейшему пе­ дагогу? Вообще педагогичес­ кий опыт, как хорошее вино, — со временем только цен­ нее становится. Но любая коллекция время от времени все же должна обновляться. И вот с этим-то в школе как раз и проблемы. — Нет, вы только не по­ думайте, что я из-за вреднос­ ти не люблю молодых, —пре­ дупреждает Роман Наумович. — Просто им нужно деньги зарабатывать, а у нас в этом плане не очень... Да и, знае­ те, не каждый молодой быва­ ет по-настоящему молод. Безвременно состарив­ шийся душой учитель — что может быть хуже? Пожалуй, только выработавший все сроки инструмент. Старый рояль — это романтично, но только не для музыканта. Ведь школьные инструменты — чернорабочие, будь они людьми, им бы «горячий» стаж полагался. Но служат они по десять, двадцать, а то и тридцать лет, и конца их службе не предвидится: но­ вые инструменты стоят очень дорого. И в этот момент вдруг вспомнилась та самая сварли­ вая бабуля с сакраментальным вопросом: «Да на что же та­ кие деньги тратить?» Действи­ тельно, зачем? Большинство учеников артистами или пре­ подавателями музыки все же не становятся. А некоторые даже не заканчивают школь­ ный курс. Вот и занимались бы только с одаренными. Но Роман Наумович смеется: — О, об этом я могу до утра говорить. Человек с дет­ ских лет должен быть погру­ жен в искусство. А уж ста­ нет он профессионалом или нет — другое дело. К слову говоря, в Японии декан буд­ дийского университета, кро­ ме прочего, обязан быть еще и профессиональным худож­ ником: живописцем, поэтом, музыкантом. А зачем? Знае­ те ли, чем выше у человека уровень культуры, тем вер­ нее он находит свое место в жизни. Даже неожиданные и нежеланные перемены пере­ носить легче, если душе есть на что опереться. Ну а кроме этого, уже давно доказано: чем больше трудятся детские пальчики над инструментом, тем быс­ трее развиваются умственные способности ребенка. Так что, дорогие родители, хоти­ те видеть свое чадо умным, духовно богатым, а значит, и успешным в жизни — при­ водите его в школу искусств. Не пожалеете! Софья ВОБЛИКОВА. г. Липецк. ^ И з дальних странствий Корейцы аплодируют «Казакам России» В Северной Корее в честь дня рождения ее вождя Ким Ир Сена в апреле ежегодно проходит фестиваль «Праздник солнца». Это один из самых крупных в мире праздников музыки и танца. В чем убедились и наши земляки —артисты Государственного ансамбля танца «Казаки России». В этом году на фестиваль съехались 850 коллективов из 38 стран. Липчане вошли в состав российской делегации вместе с хором Свешникова и студентами Московской консерватории и завоевали на фестивале пять наград, в том числе —Гран-при. Художественный руководитель ансамбля заслуженный артист России Леонид МИЛОВАНОВ поделился своими впечатлениями с корреспондентом «ЛГ»: — Начну с того, что на границе у всех артистов забрали мобильники. Там так боятся шпионов, что иностранцам зап­ рещено иметь даже отключенный телефон. Но остальное было очень здорово. Мы выступили дважды - сначала на самом фестивале, а затем в президентском дворце перед главой го­ сударства, председателем комитета обороны КНДР товари­ щем Ким Чен Иром, который был просто в восторге. Он по­ жал мне руку и все недоумевал, почему мы до сих пор не выступали в Северной Корее. Нас пригласили в следующем году снова участвовать в «Празднике солнца», а уже в ок­ тябре зовут на гастроли. Мы были очень удивлены, когда узнали, что очень мно­ гие в КНДР говорят по-русски практически без акцента, поют наши песни. Русскую культуру здесь хорошо знают и любят. И сейчас здесь нередко выступают ансамбль песни и пляски Игоря Моисеева и другие наши коллективы. Ну, мы решили сделать ответный жест и исполнили на корейском языке пес­ ню, прославляющую товарища Ким Чен Ира. Больше всего поразило и меня, и моих товарищей отно­ шение государства к культуре. Уровень корейских артис­ тов, высочайший. Это было настоящим открытием. Корея ведь очень бедная страна, питаются люди плохо, частного транспорта мало, а троллейбусы переполнены. И в то же вре­ мя государство лелеет культуру. Так что тут есть чему по­ учиться. И еще: корейцы чтят память русских воинов, по­ гибших в Великой Отечественной войне. У них есть мемори­ ал, посвященный нашим бойцам. Это большая стела, к кото­ рой возлагают цветы. Каковы наши планы? Ну, 9 Мая мы будем праздновать дома и только дома. Мы уже отказались от гастролей в Швей­ царии, на которые нас приглашали как раз в мае. И в День Победы покажем липчанам премьеру — новый номер, кото­ рый мы специально подготовили к юбилею. Записал Фёдор КУЧУМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz