Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 26 апреля 2005 г., № 81 (22459) Повышение эффективности государственного управления (Окончание. Начало на 1-й стр.) В-третьих, российское государство, если хочет быть спра ведливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоиму- наша основная задача были бы для них доступными. Все эти функции и обязанности прямо поручены государ ству обществом. И, наконец, свободное и справедливое общество не имеет внутренних границ, ограничений на передвижение, а оно само открыто для остального мира. Это дает гражданам нашей стра ны возможность в полной мере пользоваться богатствами всей человеческой цивилизации, включая достижения образования, науки, мировой истории и культуры. Именно наши ценности определяют и наше стремление к росту государственной самостоятельности России, укреплению её суверенитета. Мы — свободная нация. И наше место в со временном мире, хочу это особо подчеркнуть, будет опреде ляться лишь тем, насколько сильными и успешными мы бу дем. Я подробно остановился на этих ключевых и в целом об щих понятиях, чтобы показать, как названные принципы должны отражаться в нашей каждодневной практике. Пола гаю, что эти действия должны условно осуществляться как минимум в трех направлениях: первое — меры по развитию государства; второе — укрепление закона и развитие политической си стемы, повышение эффективности правосудия; и, наконец, третье — развитие личности и гражданского общества в целом. Сначала — о государстве. Вы знаете, что в течение последних пяти лет мы были вынуждены решать трудные задачи по предотвращению де градации государственных и общественных институтов. Но в то же время обязаны были создавать основы для развития на годы и десятилетия вперед. Мы вместе разбирали завалы и постепенно продвигались дальше. И в этой связи политика стабилизации фактически была политикой реагирования на накопленные проблемы. Эта политика в целом оправдала себя. Но к настоящему времени себя уже исчерпала. Теперь ей на смену должна прийти политика, устремлен ная в будущее. И для этого нам крайне необходимо эффектив ное государство. Однако, несмотря на многие позитивные из менения, эта —действительно центральная проблема —в пол ной мере не решена. Наше чиновничество еще в значительной степени представ ляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, по нимающую государственную службу как разновидность биз неса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему оста ется повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению. Особенностью последнего времени стало то, что наша не добросовестная часть бюрократии (как федеральной, так и местной) научилась потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах. Стала использовать появившие ся у нас наконец благополучные условия и появившийся шанс для роста не общественного, а собственного благосостояния. Кстати сказать, партийная и корпоративная бюрократия в этом смысле ведут себя не лучше бюрократии государствен ной. И если сейчас, когда созданы предпосылки для серьезной и масштабной работы, государство поддастся соблазну про стых решений, то верх возьмет бюрократическая реакция. Вместо прорыва мы можем получить стагнацию. При этом потенциал гражданского общества останется невостребован ным, а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать, возвращая нас на путь дегра дации экономического и интеллектуального потенциала на ции и всё большего отрыва власти от интересов общества, не желания госаппарата ^слышать запросы людей. Повторю, наша действительность не может нас удовлетво рить. Ведь, освободив крупнейшие средства массовой инфор мации от олигархичёекои цензуры, мы не защитили их от нездорового рвения отдельных начальников. Направляя пра воохранительные органы на справедливую борьбу с преступ лениями, в том числе налоговыми, то и дело обнаруживаем грубые нарушения прав предпринимателей. А порой и просто откровенный рэкет со стороны государственных структур. Многим чиновникам кажется, что так будет всегда. И что подобные издержки — это и есть результат. Должен их огорчить. В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии. Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демо кратические процедуры не просто необходимо, но и экономи чески выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге — политически целесообразно. И поэтому современный россий ский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудниче ства. Языке общественной заинтересованности, диалога и ре альной демократии. Это —наша базовая позиция, и мы будем ей строго следо вать. Следующая по значимости крупная задача в сфере госу дарственного строительства —это укрепление Федерации. При этом главный результат, которого мы добиваемся, — это по строение эффективного государства в существующих грани цах. Вы знаете: в последнее время все активнее проявляется желание субъектов Федерации объединяться. Это — положи тельная тенденция. И важно не превратить ее в очередную политическую кампанию. При этом следует помнить, что субъекты объединяются не ради самого объединения, а ради оптимизации управления, более эффективной социально-эко номической политики, а в конечном счете ради роста благосо стояния людей. Конечно, процесс объединения субъектов Федерации дело сложное, но иначе в отдельных случаях — хочу это подчерк нуть, не всегда и не везде, а в отдельных случаях — мы не сможем сконцентрировать ресурсы государства для управле ния огромной и уникальной по своему составу территорией. Ведь многие субъекты у нас являются сложноподчиненными, проблемы распределения властных полномочий между их го сударственными органами (в первую очередь в налоговой и бюджетной сферах) возникают постоянно. Однако вся энер гия пока что уходит на споры и согласования. А порой — даже на выяснение отношений в судах, в том числе в Консти туционном. И это происходит тогда, когда уже появились и новые возможности, и необходимость реализовать целый ряд крупных национальных проектов. Конкретные примеры вам хорошо известны. Идущее сей час объединение Красноярского края, Таймырского и Эвен кийского автономных округов должно помочь освоению но вых месторождений и энергообеспечению восточных регио нов Сибири. Ясные и четкие административные решения дол жны открыть выгоды масштабных инвестиции в развитие российских территорий. Третьей серьезной задачей считаю проведение активной по литики либерализации предпринимательского пространства. И здесь прежде всего выделю меры по стабилизации граждан ского оборота, кардинальному расширению возможностей для свободного предпринимательства и сферы приложения капи талов. Во-первых, надо принять меры по укреплению гражданс кого оборота. Я уже говорил, что мы должны в ближайшее время сократить до трех лет срок давности по применению последствий недействительности ничтожных сделок. Этот срок в настоящее время составляет десять лет. Такое предложение уже широко обсуждается, и потому хотел бы еще раз подчер кнуть мотивы, которыми мы руководствовались. Незыблемость права частной собственности — это основа основ ведения всякого бизнеса. Правила, которых придержи вается в этой области государство, должны быть ясны для всех и, что немаловажно — быть стабильны. Это позволяет нормально планировать и ведение бизнеса, и жизнь каждого, кто развивает свое дело. Это позволяет гражданам спокойно, без опасений, заключать соглашения по таким жизненно важ ным вопросам, как, например, приобретение жилья или его приватизация, которая в основном уже прошла в нашей стра не. Это в целом мотивирует к приобретению имущества и к расширению производства. В то же время нельзя безразлично относиться к тем, кто, совершая сделки, отступал от закона. Конечно, государство должно на это реагировать, но обязан заметить: три года — это тоже большой срок, который вполне позволяет и заинте ресованным лицам, и государству выяснить в суде свои взаи моотношения. Подчеркну также, что именно трехлетний срок исковой давности был самым длительным в нашем законода тельстве в течение последних ста лет. Десять лет — это не оправданно долго, исходя из общеэкономических и правовых соображений. Такой срок порождает массу неопределеннос тей, расхолаживая прежде всего государство, но не только государство, но и других участников процесса. Кстати говоря, соответствующие предложения по поправкам в законодатель ство внесены нами в Правительство Российской Федерации. К сожалению, пока — ни ответа ни привета, — а поправить-то нужно только одно слово в одной статье. Я прошу ускорить формальное согласование. Во-вторых, надо помочь гражданам легализовать в упро щенном порядке принадлежащие им фактически объекты жилой недвижимости. А именно — гаражи, жилье, садовые дома в различных кооперативах и садоводческих товарище ствах и соответствующие земельные участки. Такой порядок легализации должен быть максимально прост для граждан. А само оформление документов не долж но создавать для них дополнительных проблем. Это, кстати, даст и такие дополнительные возможности, как законная пе редача имущества в наследство, получение кредитов в банках под залог данного имущества. И в-третьих, необходимо простимулировать приход капи талов, накопленных гражданами, в нашу национальную эко номику. Надо разрешить гражданам задекларировать в упро щенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий период. Такой порядок должен сопро вождаться только двумя условиями: уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки. Эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не «болтаться» в оффшорных зонах. Остановлюсь еще на одной, на мой взгляд, системообразу ющей задаче в сфере развития государства. Она касается ра боты налоговых и таможенных органов. Считаю, что приори тетом в их деятельности должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было «планов» по сбору налогов и пошлин. Очевидно, что фискальные органы в любой стране должны проводить контроль за правильностью уплаты налогов. Но справедливо будет признать и то, что в последние годы наша налоговая система находилась в стадии формирования. По требовались время и богатая правоприменительная, судебная псыр . актика, чтобы у нас появились четкие ответы на все вопро Фискальные органы не должны проходить мимо наруше ния законов, ни в коем случае не должны. Вместе с тем долж ны быть найдены такие формы погашения налоговой задол женности прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бизнес в тупик. Налоговые органы не вправе «терроризиро вать» бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам. Они должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения, при этом главное внимание уделяя проверкам текущего периода. Полагаю, что все вышеназванные меры помогут стабили зировать гражданский оборот, создать дополнительные гаран тии для долгосрочного развития бизнеса. В конечном счете — для обеспечения большей свободы предпринимательства и спра ведливого отношения к нему со стороны государства. И, наконец, еще один важный вопрос. Россия крайне за интересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных, инвестиций. Это — наш стратегический выбор и стратегический подход. Однако на практике инвесторы подчас сталкиваются с са мого разного порядка ограничениями, в том числе и теми, которые объясняются соображениями национальной безопас ности. При этом все это не оформлено юридически. Такая не определенность создает проблемы как государству, так и ин весторам. . И нам пора четко определить те сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со сто роны национального, в том числе государственного капитала. Имею в виду некоторые объекты инфраструктуры, предприя тия, выполняющие оборонный заказ, месторождения полез ных ископаемых, имеющие стратегическое значение для бу дущего страны, для будущих поколений россиян, а также инфраструктурные монополии. Необходимо разработать и закрепить на законодательном уровне систему критериев, определяющих ограничения для иностранного капитала по участию в таких сферах экономи ки. И одновременно — обязательно определиться с соответ ствующим перечнем отраслей или объектов, который не будет подлежать расширению и не будет расширительно толковать ся. Именно такой подход используется сегодня в ряде стран с развитой рыночной экономикой. И мы его тоже должны ис пользовать. Сохраняя такой контроль и ограничения в ряде секторов экономики, мы должны в целом создавать благоприятные ус ловия для прихода частного капитала во все привлекатель ные отрасли. И, думаю, вы со мной согласитесь, нужно прямо сказать, что пока, к сожалению, в этом отношении сделано слишком мало. Повторю, все эти решения должны быть закреплены на законодательном уровне. Цель таких мер очевидна: инвесто рам не нужны загадки и шарады. Их деньги придут только туда, где есть стабильность, а правила игры ясны и понятны. И такой подход будет справедлив и по отношению к обще ству, и к государству, которое обязано защищать свои перс пективные интересы, думая о развитии страны на годы и де сятилетия вперед. Уважаемые коллеги! Необходимым условием развития в стране демократии яв ляется создание эффективной правовой и политической сис темы. Но ценой развития демократических процедур не мо жет быть ни правопорядок, ни столь трудно достигнутая ста бильность, ни устойчивое проведение взятого экономического курса. В этом вижу самостоятельный характер выбранного нами демократического пути. И потому мы будем двигаться впе ред, учитывая наши собственные, внутренние обстоятельства. Но в обязательном порядке — опираясь на закон, на консти туционные гарантии. Разумеется, сама власть также не должна злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами. И она обя зана открывать всё новые возможности для укрепления в стра не институтов реальной демократии. Отказывать собственному народу, самим себе в способнос ти жить по демократическим законам — это значит не ува жать себя, своих сограждан. Это значит не понимать прошло го и не видеть будущего. «Государственная власть, —писал великий русский фило соф Иван Ильин, —имеет свои пределы, обозначаемые имен но тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку... И все творческие состояния души и духа, предполагающие лю бовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государ ственной власти и не могут ею предписываться... Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, любви, добро ты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религи озное и художественное творчество... Оно не должно вторгать ся в нравственный, семейный и повседневный быт и без край ней надобности стеснять хозяйственную инициативу и хозяй ственное творчество людей». Давайте не будем забывать об этом. Россия — это страна, которая выбрала для себя демокра тию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом —с учетом своей исторической, геополитической и инои специфики —можно обеспечить реа лизацию принципов свободы и демократии. Как суверенная страна, Россия способна и будет самостоятельно определять для себя и сроки, и условия движения по этому пути. Однако последовательное развитие демократии в России возможно лишь правовые законным путем. А всякого рода внеправовые методы борьбы за национальные, религиозные, иные интересы противоречат самим принципам демократии. Государство будет на них законным, но жестким образом реа гировать. И нам нужны такие правоохранительные органы, работой которых добропорядочный гражданин будет гордиться, а не переходить на другую сторону улицы при виде человека в погонах. Тем, кто ставит своей главной задачей собственную наживу, а не защиту закона, не место в правоохранительных структурах. И потому мотивация сотрудников этих органов должна быть прежде всего связана с качеством защиты прав и свобод граждан. И, наконец, если часть российского общества будет по-пре жнему воспринимать судебную систему как коррумпирован ную — говорить об эффективном правосудии будет просто не возможно. В целом отмечу, что организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов. Соответству ющие решения будут подготовлены. Укрепление правопорядка неотделимо от устранения ис точников террористической агрессии на территории России. За последние годы нами было сделано достаточно много серь езных шагов в борьбе с террором. Но иллюзий быть не долж но —угроза еще очень сильна, мы еще пропускаем очень чув ствительные удары, преступники совершают еще ужасные злодеяния, целью которых является устрашение общества. И нам нужно набраться мужества и продолжить работу по иско ренению террора. Стоит только проявить слабость, мягкоте лость — потерь будет неизмеримо больше, и они могут обер нуться общенациональной катастрофой. Рассчитываю на энергичную работу по укреплению безо пасности на Юге России и утверждению там ценностей свобо ды и справедливости. Условиями этого являются развитие экономики, создание новых рабочих мест, строительство объек тов социальной и производственной инфраструктуры. Поддерживаю проведение уже в этом году парламентских выборов в Чеченской Республике. Они должны стать основой и стабильности, и развития демократии в этом регионе. Отмечу, что уже сейчас в Северо-Кавказском регионе есть неплохие предпосылки для опережающего экономического роста. Он обладает одной из самых развитых в России транс портных инфраструктур, качественным потенциалом трудо вых ресурсов, а число желающих заняться здесь предприни мательством, как показывают опросы, превышает среднерос сийский показатель. И в то же время здесь гораздо более вы сокая доля теневой экономики, криминализации хозяйствен ных отношений в целом. В этой связи органы власти должны не только укреплять правоохранительную и судебную систе му в этом регионе, но и содействовать развитию деловой ак тивности населения. Мы не в меньшей степени должны заниматься и другими стратегически важными регионами Российской Федерации. Имею в виду Дальний Восток, Калининградскую область, дру гие приграничные территории. Здесь необходима концентра ция государственных ресурсов на расширении транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктур (включая создание трансконтинентальных коридоров). И имен но эти регионы должны стать опорными при сотрудничестве России с сопредельными государствами — нашими соседями. Уважаемое Собрание! Уже^очень скоро, 9 мая, мы будем праздновать 60-летие Великой Победы. Этот день по праву можно считать днем тор жества цивилизации над фашизмом. Общая Победа позволи ла отстоять принципы свободы, независимости, равенства всех людей и народов. Для нас очевидно, что Победа была достигнута не только силой оружия, но и силой духа всех народов, объединенных в то время в союзном государстве. Их сплоченностью против бесчеловечности, геноцида и претензий одной нации помы кать другими. Между тем страшные уроки прошлого диктуют нам свои императивы и сегодня. И Россия, связанная с бывшими рес публиками СССР, а ныне независимыми государствами, един ством исторической судьбы, русским языком и великой куль турой, не может оставаться в стороне от общего стремления к свободе. Сегодня, когда на постсоветском пространстве образова лись и развиваются самостоятельные, независимые государ ства, мы вместе хотим соответствовать гуманистическим цен ностям, широким возможностям личного и коллективного успеха, выстраданным стандартам цивилизации. Стандартам, которые могут дать нам единое экономическое, гуманитар ное, правовое пространство. Отстаивая российские внешнеполитические интересы, мы заинтересованы в развитии экономики и укреплении между- народного авторитета государств — наших ближайших сосе дей. Заинтересованы в синхронизации темпов и параметров реформаторских процессов в России и государствах Содруже ства. И готовы перенимать действительно полезный опыт на ших соседей, а также делиться с ними своими идеями и свои ми результатами в работе. Наши цели на международной арене предельно понятны — безопасность границ и создание благоприятных внешних условий для решения внутренних российских проблем. Мы не изобретаем никаких новшеств, а стремимся использовать все то, что было накоплено европейской цивилизацией и ми ровой историей. Безусловно и то, что цивилизаторская миссия российской нации на евразийском континенте должна быть продолжена. Она состоит в том, чтобы демократические ценности, помно женные на национальные интересы, обогащали и укрепляли нашу историческую общность. Для нас, кроме того, остается важнейшим вопросом меж дународная поддержка в обеспечении прав российских сооте чественников за рубежом. И это не предмет для политическо го или дипломатического торга. Мы рассчитываем,.что новые члены НАТО и ЕС на постсоветском пространстве на деле до кажут свое уважение к правам человека, включая права на циональных меньшинств. Не имеют права требовать соблюдения прав человека от других те, кто сам их не уважает, не соблюдает и не может обеспечить. Мы также готовы к эффективному партнерству со всеми странами в решении глобальных проблем — от поиска дей ственного ответа на ухудшение окружающей среды до освое ния космоса, от предотвращения глобальных техногенных катастроф до устранения угрозы распространения СПИДа. И, конечно, к единению усилии в борьбе с такими вызовами со временному миропорядку, как международный терроризм, трансграничная преступность и наркоторговля. Несколько слов о приоритетных задачах в (Лере развития гражданского общества. Витте как-то писал: «Государство не столь созидает, сколь восполняет, истинными же созидателя ми являются все граждане... Не налагать руку на самостоя тельность, а развивать ее и всячески помогать ей». Этот совет актуален и по сей день. Полагаю, что мы прежде всего должны обеспечить право граждан на объективную информацию. Это —- важнейший по литический вопрос, и он прямо связан с действием в нашей государственной политике принципов свободы и справедли вости. В этой связи определенные надежды возлагаю на обсужда ющийся сейчас законопроект об информационной открытос ти государственных органов. Важно, чтобы он был принят как можно быстрее. Его реализация позволит гражданам по лучать больше объективной информации о деятельности госу дарственного аппарата, поможет им защитить свои интересы. Хотел бы сегодня поговорить и о другой, вполне конкрет ной теме. А именно: что надо сделать, чтобы на национальном телевидении были в полной мере учтены самые актуальные потребности российского гражданского общества и обеспече ны его интересы. Мы должны создать гарантии, при которых государственное телерадиовещание будет максимально объек тивным, свободным от влияния каких-либо отдельных групп и отражать весь спектр общественно-политических сил в стра не. Предлагаю усилить полномочия Общественной палаты в части обеспечения гражданского контроля за соблюдением телеканалами принципов свободы слова. Для этого в составе Палаты может быть создана Комиссия из числа уважаемых профессиональным сообществом людей, которые будут обес печивать независимость вещательной политики, привлекать для работы квалифицированные кадры. С этой целью плани рую внести в ГосударственнуюДуму соответствующие поправки в законодательство. Кроме того, доступ к СМИ необходимо обеспечить и всем парламентским фракциям. Уверен, что предлагаемые меры повысят качество и объек тивность информации, которую сегодня получает наше обще ство, интенсифицируют культурную жизнь, позволят любому гражданину, проживающему даже в самом отдаленном угол ке нашей страны, иметь доступ к тем достижениям, которы ми так богат современный мир. И, наконец, несколько слов о гарантиях деятельности по литических партий в парламенте. Считаю, что каждая фрак ция должна иметь возможность в равной мере высказывать свою позицию по ключевым вопросам развития страны, пред лагать^ своих представителей в руководство комитетов и ко миссий, добиваться включения в повестку дня интересующих её проблем. Полагаю также, что надо утвердить законом процедуру парламентских расследований. Кроме того, в целях дальнейшего укрепления роли партий в формировании государственной власти предлагаю внести на обсуждение Государственного совета России вопрос об уточне нии нового порядка наделения полномочиями глав исполни тельной власти субъектов Федерации. В качестве кандидата на этот пост Президентом страны мог бы предлагаться пред ставитель победившей на региональных выборах партии. Уважаемые коллеги! Говоря о фундаментальных проблемах развития государ ства и гражданского общества, не могу не затронуть ряд кон кретных вопросов, решение которых давно назрело. Глубоко убежден, что успех нашей политики во всех сфе рах жизни тесно связан с решением острейших демографи ческих проблем. Мы не можем мириться с тем, что россий ские женщины живут почти на 10, а мужчины — на 16 лет меньше, чем в странах Западной Европы. Между тем многие из ныне существующих причин смерт ности не только устранимы, но даже не требуют особых за трат. Так, в России почти 100 человек в день погибает в до рожно-транспортных происшествиях. Причины этого хорошо известны. И нам следует реализовать целый комплекс мер, позволяющих преодолеть эту ужасную ситуацию. Мы постоянно возвращаемся и к вопросам состояния здра воохранения. Пути улучшения ситуации в этой сфере в насто ящее время активно обсуждаются. Не предвосхищая оконча тельных решений, уверен, что нам надо прежде всего обеспе чить доступность и высокое качество медицинской помощи, возводить профилактику заболеваний как традицию россий ской медицинской школы. Особо остановлюсь на другой, сложной для нашего обще ства, теме: последствиях алкоголизма и наркомании. В Рос сии только от отравления алкоголем, и прежде всего его сур рогатами, ежегодно умирает около 40 тысяч человек. В ос новном это молодые мужчины, кормильцы семей. Однако эту проблему^невозможно решить методом запретов. И результа том нашей работы должна стать осознанная молодым поколе нием необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни —это успех, его личный успех. Между тем, просматривая бюджетные програм мы следующего года, инвестиционные программы Правитель ства, не увидел там никакого желания решать эту проблему на федеральном уровне. Понятно, что это, прежде всего, по законодательству вопросы региональные и муниципальные, но без соответствующей поддержки со стороны федерального Правительства проблему нам эту не решить. Прошу внести соответствующие изменения. Еще одна общенациональная проблема —это низкая рож даемость. В стране все больше семей, имеющих только одного ребенка. Нам необходимо повысить престиж материнства и отцовства. Создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей. И, кстати, считал бы правильным отменить налог на иму щество, переходящее в порядке наследования. Потому что миллиардные состояния все равно где-то запрятаны в оффшо рах, они здесь не передаются по наследству. А какой-нибудь садовый домик — за него надо заплатить такие деньги, кото рые часто человеку не по карману. Полагаю также, что рост численности населения должен сопровождаться осмысленной стратегией иммиграционной политики. Мы заинтересованы в притоке квалифицирован ных, легальных трудовых ресурсов. Но еще немалое число предпринимателей в России пользуются выгодами нелегаль ной миграции. Ведь бесправный иммигрант особенно «удо бен» для неограниченной эксплуатации. Он, кстати сказать, и потенциально опасен с точки зрения правонарушений. Однако речь должна идти не только о сокращении разме ров «теневого сектора», но и о реальной пользе для всего рос сийского государства и общества. В конечном итоге — каждый легальный иммигрант дол жен получить возможность стать гражданином России. Нельзя откладывать решение таких проблем. Меры по со зданию условий, благоприятных для рождения детей, сниже ния смертности и упорядочения миграции, должны реализо вываться одновременно. Уверен, что нашему обществу по си лам решить эти задачи и постепенно стабилизировать числен ность российского населения. Необходимо подвести черту и под рядом других, накопив шихся годами проблем. Прежде всего, это касается заработ ной платы учителей, врачей, работников культуры, науки и военнослужащих. Они должны, наконец, почувствовать пре имущества от роста экономики в стране. На их плечах лежит забота о том, чтобы новые поколения российских граждан вырастали здоровыми, образованными ли юх дпь рме ид , кос во . храняющими традиции и духовные ценности сво Это они задают современные стандарты развития общества, участвуют в формировании нынешней и будущей элиты Рос сии. Они являются хранителями богатейшего культурного и духовного наследия нашей страны. И потому от качества тру да этих людей зависит не меньше, чем от роста экономичес ких показателей. Зависит, в какой стране мы будем жить зав тра, каким будет в ней уровень свободы, справедливости, де мократии. И, наконец, будет ли страна надежно защищена. В то же время реальный уровень оплаты труда в этих от раслях все еще ниже, чем в конце 80-х годов. А средняя зар плата в бюджетной сфере значительно ниже средней зарпла ты по стране. Из 18 ставок единой тарифной сетки 12 —ниже прожиточного минимума. То есть для большинства работни ков ^бюджетных организаций риски попасть в зону бедности крайне высоки. И столь унизительное положение мешает лю дям эффективно и творчески работать. Считаю необходимым в течение трех лет добиться повы шения доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза. То есть в ближайшие годы зарплаты бюджет ников должны расти как минимум в полтора раза быстрее, чем цены на потребительские товары. Подчеркну, речь идет о необходимом минимуме, ниже ко торого мы не можем, не должны, не имеем права опускаться. Таким образом мы сможем добиться приближения средней зарплаты в бюджетном секторе к средней зарплате по стране. При этом надо иметь в виду, что ответственность за установ ление размера и своевременная выплата зарплат большинству бюджетников лежит на властях регионов. И нужно выстраи вать межбюджетные отношения таким образом, чтобы субъек ты Российской Федерации также имели возможность повы шать заработную плату в бюджетной сфере опережающими темпами. В то же время надо отдавать себе отчет, что простого повы шения зарплаты для решения проблем бюджетного сектора экономики недостаточно. Давно назрела необходимость в та ких финансовых решениях и механизмах, которые способны мотивировать к достижению эффективных результатов и сами организации социальной сферы. Таким образом, финансовая политика должна стать одним из стимулов к повышению до ступности и качества социальных услуг. И, наконец, следует создать условия для активного при влечения инвестиции из других — помимо государственных источников —в здравоохранение, образование, науку и куль туру. Подчеркну также, что определенные в предыдущем По слании задачи по модернизации образования, здравоохране ния должны решаться, но решаться предельно аккуратно. Реорганизация ради реорганизации не должна становить ся самоцелью. Главное — это качество услуг, хочу еще раз подчеркнуть, их доступность большинству граждан, их ре ан ле. ьное влияние на социально-экономический прогресс в стра Говоря о наших ценностных ориентирах, затрону еще одну, на мой взгляд, важную тему. Речь пойдет об уровне обще ственной нравственности и культуры. Известно, что высокая деловая репутация всегда была до стойным залогом при заключении сделок, а человеческая по рядочность — обязательным условием участия в жизни госу дарства и общества. Безнравственность российским обществом осуждалась, недостойное поведение всегда публично порица лось. В России право и мораль, политика и нравственность тра диционно признавались понятиями близкими и соотносимы ми. Во всяком случае, их взаимосвязь была декларируемым идеалом и целью. При всех известных издержках уровень •нравственности и в царской России, и в советские времена являлся весьма значимой шкалой и критерием репутации людей как на рабочем месте, так и в обществе, в быту. И вряд ли можно отрицать, что такие ценности, как крепкая дружба, взаимовыручка, доверие, товарищество и надежность, в тече ние многих веков оставались на российской земле ценностя ми непреложными и непреходящими. Известный российский теоретик государства и права про фессор Л. Петражицкий отмечал, что обязанность помогать нуждающимся, аккуратно платить рабочим условленнуюплату — это в первую очередь этические нормы». Хочу отметить, что все это было написано почти сто лет назад — еще в 1910 году. Считаю, что без следования общепринятым в цивилизо ванном обгцестве нравственным стандартам и современный российский бизнес вряд ли может рассчитывать на то, чтобы признаваться респектабельным. Вряд ли он станет уважае мым, причем не только в мире, но, что еще гораздо важнее, внутри своей собственной страны. Ведь многие трудности со временной российской экономики и политики уходят своими корнями именно в проблему недоверия состоятельному клас су со стороны подавляющего большинства российского обще ства. Следует также отметить, что коррумпированность чинов ничества и рост преступности тоже являются одним из след ствий дефицита доверия и моральной силы в нашем обще стве. И Россия станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека станет зависеть не только от уровня его благосостояния, но и от его порядочности и культуры. Уважаемые граждане России! Уважаемое Федеральное Собрание! Наша страна находится в преддверии юбилея Великой Победы. Она досталась нам огромной ценой. Ценой огром ных, неисчислимых жертв. Солдат Великой Отечественной по праву называют солда тами Свободы. Они принесли миру избавление от человеконе навистнической идеологии и тирании. Отстояли суверенитет страны, защитили её независимость. Мы всегда будем помнить об этом. Наш народ сражался против рабства, сражался за право жить на своей земле, за право говорить на родном языке, иметь свою государственность, культуру и традиции. Он сражался за справедливость и свободу. Он отстоял свое право на самостоятельное развитие. Он дал тогда нашей Роди не будущее. И от нынешних поколений, от нас с вами, зависит, каким оно будет. Спасибо за внимание.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz