Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
И_______0 1 0 3 Беларусь—Россия 21 АПРЕЛЯ 2005 ЧЕТВЕРГ № 15 (211) Где он, Основной закон? Окончание . Начало на стр. I 5. После выпуска вышеупомя нутых указов внести в Государст венную Д уму Р оссийской Ф ед е рации и Парламент Республики Беларусь проекты законов госу дарств — уча с тни ков Сою зно го государства на период до вступ ления в законную силу Конститу ционно го А к та или Конституции Союзного государства. После ут верждения их в парламентах России и Беларуси подписать их президентами Беларуси и Рос сии в сро к до августа 2005 года. 6. Со гласно принятым д о к у ментам • провести формирование Сената С ою зно го государства в сентябре 2005 года, • провести избрание прези дента Союзного государства — в ноябре 2005 года, • провести избрание пре мьер -министра С ою зно го госу дарства. 7. Установить, что вступление в должность президента и пре м ьер -министра С ою зно го го с у дарства происходит в последний в торни к последней недели года избрания президента Сою зно го государства. Модель 2 1. В основе модели 2 корпора тизм — великая славянская идея обустройства общ ества , кото рая, с одной стороны , корнями уходит в глубь российской исто рии, а с другой , во многом опре деляет современное направле ние общ ественно го развития многих ра звиты х стран и наро дов. Корпора тивны й путь ра зви тия, объединяющая идея ра зви тия общ ества — сам остоятель ная общ ес твенно -э кономиче ская формация, которая издрев ле ф ормировалась на ро ссий ском пространстве. История сви детельствует: к а к только Россия сворачивала с этого магистраль ного пути , она неизменно попа дала в зону опасностей и бед. 2. Модель 2 более отвечает д уху и истории российской со борности в управлении государ ством в сочетании с авторите т ностью и збранно го руководите ля. 3. В модели 2 управление Со юзом, с одной стороны , менее конф ли ктное по поряд ку его формирования, с другой , учиты вает многонациональность, мно- гоконф ессиальность и нацио нальные образования Россий ской Федерации. 4. В модели 2 просматривают ся механизмы снятия противоре чий при объединении унитарного государства с государством , имеющим федеративное устрой- ■Модель 1 Модель 2 Проект: Избрание президента Союзного государства Проект: Избрание президента Союзного государства 1. Одна и та же кандидатура на должность президента Союзного государства может вноситься подряд не более чем три срока. 2. Президент Союзного государства избирается на 2 года. 3. Один и тот же президент не может избираться более 3 сроков подряд. 1. Одна и та же кандидатура на должность президента Союзного государства может вноситься подряд не более чем три срока. 2. Президент Союзного государства избирается на 2 года. 3. Один и тот же президент не может избираться более 3 сроков подряд. Проект: Назначение премьер-министра Союзного государства модель 1 Проект: Назначение премьер-министра Союзного государства Модель 2 1. Премьер-министр Союзного государства назначается на 2 года, но не более трех раз подряд. 2. Премьер-министр подчиняется президенту Союзного государства. Модель 1 Проект: Назначение Сената Союзного государства 1. Сенаторы от России и Беларуси представляют свои государства в равном количестве. Поэтому сенаторы от Российской Федерации ротируются каждые 4 месяца. Таким образом, Сенат Союзного государства будет иметь 3 сессии в год. 2. Порядок ротации сенаторов от РФ утверждает Президент РФ. 3. Сенат попеременно возглавляют главы Сената России и Беларуси, каждый сроком на 1 год. ............................... ....................... . и . . .................... ...................................... ....... ...— Модель 2 Проект: Избрание Сената Союзного государства 1. Сенаторы от России и Беларуси представляют свои государства в равном количестве. Поэтому сенаторы от Российской Федерации ротируются каждые4 месяца. Таким образом, Сенат Союзного государства будет иметь 3 сессии в год. 2. Порядок ротации сенаторов от РФ утверждает Президент РФ. 3. Сенат возглавляет председатель Сената, являющийся президентом Союзного государства. ство. 5. В модели 2 включается ме ханизм установления д о го вор ных отнош ений граждан , муни ципальных и региональных вла стей с «руководящим центром» на экономической , социальной и духовной основах жизни общест ва. 6. Опыт выхода из кри зиса Германии , Японии, Южной К о реи, опыт объединения совре менной Европы демонстрирует успешную реализацию основных технологий и принципов корпо ратизма. Этот опыт может явить ся прямым продолжением ус пешности проведения админист ративных и геополитических ре форм, проводимых в настоящее время в России с выходом на со здание в первую очередь С ою з ного государства и, кром е того, возможным созданием в перспе ктиве нового Союза государств, стремящихся к дальнейшем у объединению. Разумеется, представленные две модели , иллю стрируемы е схемами , не претенд ую т на ис тин у в последней инстанции , а с корее у ка зы в аю т на один из во зм ож ны х путей , с помощ ью ко тор о го можно реали зо ва ть процесс создания и ф ун кциони рования Сою зно го государства . На наш взгляд , в та ком случае президенты Беларуси и России получат постоянного партнера в лице пре зиден та С ою зн о го го сударства, который будет в пол ной мере отвечать за него, в от личие от ф а кул ьтативности ны н еш не го управления Сою зным госуд ар с твом . Более т о го , пр е зиде н т и пр ем ьер -м ини с тр С о ю зн о го госуд ар с тва см о гу т обеспечить не тол ь ко общ ий бю дже т С ою зн о го госуд ар с тва за сче т вносов Беларуси и Рос сии , но и п р и т о к зарабо танны х средств в сою зны й бю дж е т от деятельности С ою зно го го с у д арс тва и привл е каемы х инве стиций . И тут необходимо вернуться к главной теме наш его се годняш него ра з го вора — необходимо сти принятия Конституционно го А кта . Важнейшей задачей со з данных управленчески х с т р у к тур станет именно под го тов ка и принятие Конституционно го А к та — на переходный период , а в перспективе — Конституции Со ю зно го государства . И звестно , законы принимаю т для бла га граждан , но в тоже время край ности в соблюдении законности мо гут привести к прямо противо положным результатам . Вот по чему попы тки вначале создать главные законы нового государ ства, не окун увш и сь во все его дела , не ощ утив е го к а к живую ра звивающ ую ся общ ественно э ко ном ичес кую систему , м о гу т приве сти к сильному торможе нию процесса . И, напротив , с о з данные с учетом использования опыта законы позволят общ ест ву полагаться на них, понимать их положения. И именно та к мож но добиться согласия. А в тора этих с т р о к м о гу т у п рекнуть : предла гаемы й способ более похож на революционный, нежели на д ем о кра тич ес кий . К а к мо гут два дем о кра тических социально-правовых государст ва пойти на та кой путь при с о з дании ими С ою зно го государст ва? У тверждаю : идея создания С ою зно го государства дей стви тельно революционна, а предла гаемый путь ее реализации вполне д ем о кр а т и ч е с ки й .И вот почему. Современное д ем о кр а тич е ское общ ество— действительно новое , по с ко л ь ку оно подра зу мевает ш иро кий к р у г вопросов, решать которые м о гу т все зр е лые люди. У них есть равные права и во зм ож ности у ча с тво вать в их решении, однако не оп ределен достаточно полно и гиб ко к р у г вопросов, которые граж дане м о гу т решать . О дновре менно государственные, особен но правовые институты д ем о кра ти ч е с ко го государства , очень стары , бол ьш инство из них приш ло из С редних веков , существенным образом не изме нивш ись . Речь идет не о специ ф иче с ки х чертах дем о кра тии , си стемах подсчета голосов или способа» представительства, а о тех институтах , которые состав ляют представительную , испол нительную и судебную власть . Вопросы, ка к организовать суды и законное право соб с твенно сти , взаим одей ствие правовой сферы с хозяйственной , образо вательной , культурной сф ера ми, решаются в основном та к же , к а к и м но го лет назад или с небольшими изменениями , при способленные к новым реалиям, но не изменениям всей системы государственных и правовых ин ститутов. Сегодня общ ество о р ган и зо вано та ким образом , что власт ная структура больше не являет ся властью одного лица — власть ныне реализуется по средством лиц. Это объе ктивно предопределено тем, что хозяй ственное развитие общ ества опережает развитие культурной и политико -правовой сфер. Вот почему власть сегодня опреде ляется, цитирую ам ери канско го социоло га Толкотта Парсонса, к а к «способность принимать и навязывать решения, которые обязательны для соо тве тствую щих колле ктивов и их членов». Это объясняется большей , чем ранее, зависимостью власти от экономики . Потому каждый исто рический процесс, а создание С ою зно го государства и есть именно такой процесс, является в каждый момент времени лест ницей, ведущей к а к наверх, та к и вниз, обусловленный в конечном счете возрастанием в обществе свободы и правды , уменьш ени ем лжи и насилия. Это и есть путь современной демократии. При этом следует учесть и то обстоятельство, что на протяже нии д вух последних столетий и монархическая Российская им перия,' и комм уни стический С о ветский Союз, и капиталистиче ская Российская Федерация , и Беларусь являются объектами внешнего геополитического кон фликта, преследующего извест ные с тра те гические цели: пери ферийный капитализм с утратой культурной и политической неза висимости . Мотивом для это го является противостояние З апа да и США в Евразии усилению Китая и Индии. В этом случае контроль над Беларусью и Рос сией позволил бы Западу пре вратить оба государства в ф а к тор сдерживания Китая и Индии в Евразии. И поэтому вполне вероятно осущ ествление сценария пере хвата власти, что мы и наблюда ем в последнее время в постсо ветских республиках. Если пред положить , что такая кампания может масштабно развернуться к выборам 2006 года (в Белару си) и 2008 года (в России), то под готовительные кампании начнут ся уже в 2005 году. При этом ма нипуляции массовым сознанием м о гу т привести к внедрению в общ ествах активно го недоволь ства и, к а к следствие, неприятия образования Союзного государ ства , а то гда ожидать положи тельные результаты референду мов по Конституционному А кту или иным докумен там вряд ли следует. Время требует активны х дей ствий, такое требование сегодня относится и к подготовке , и при нятию Конституционно го А к та С ою зно го государства . Надо всегда помнить: только одно оте чество заклю чае т в себе то, что дорого всем. Напротяжениидвухпоследнихстолетий имонархическая Российская империя, икоммунистический СоветскийСоюз, икапиталистическая Российская Федерация, иБеларусьявляются объектами внешнего геополитического конфликта, преследующего известные стратегические цели: периферийный капитализм сутратой культурной иполитической независимости. Ночной дозор Только с сильными полномочиями Союзное государство будет по-настоящему сильным наш к ом м е н та р и й Александр Батыгин ШЕФ-РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ «СОЮЗ. БЕЛАРУСЬ — РОССИЯ» НИ О ДН А с тр а н а без с в о е го О с н о в н о го з а к о н а с ущ е с т в о вать не м ожет . О бщ е с тво о з а б о че н о п о д го т о в к о й п р о е к та К о н с ти т уци он н о го А кта . К а ким долж но быть ус тро й с тво С ою з н о го го с уд ар с тв а , е го ор ганы , к то с т о и т во гла ве С ою за , что за валю та нас ж д е т? . . Се годня множество вопросов во зни кае т и з -з а н е со гл а со ва н н о с ти н о р м а ти в н о -з а ко н о д а т е л ь н о й ба зы наш ей и н те гр ац и и — в э к о номике , здравоохранении , пен сионных делах, в вопросах соб ственности . Для т о го чтобы принять К о н с титуционны й А кт , необходимо внести поправки в Конституции и России , и Беларуси . Т о гда он с тан е т д ей с тви тел ьно О сн о в ным за ко н ом для граж д а н на ш их стран -соседей на переход ный период , обретет подлинную правовую силу. К сожалению , в нынешних спорах юристов , э к с пертов, парламентариев неред ко з в у ч а т край н и е сужд ения . Д ескать , где золотая середина? М ож но со зд а ть сою зн ое «над- за конода тельс тво» , подавляю щ ее национальны е правовы е си с темы . А м ож но д е л е ги р о вать С ою зн ом у го с уд ар с тв у сим вол иче с кие полномочия , но т о гд а и общ ая наш а с тра на б у дет символической , д е кора тив ной. Консенсус по ка не найден. Одно из объяснений , почему т а к д о л го идет работа над п р о е к т ам и К о н с т и т у ц и о н н о го А к та , — и х со зд а тел и и збе га л и вы ходи ть з а р ам ки О сн о вны х З а к о н о в Р оссии и Беларуси . М о тив : в несеш ь п о п р а в ки — они по тя н у т з а собо й д р у гие . Н емало копи й сл ом ан о в д и с куссиях , ка ким будет у с т р о й с т во С ою з н о го го с у д а р с тв а — федерация или конфедерация . Не по с тр ад ае т ли бел ор усс ка я б и зн е с -эл и та , ее с о б с т в е н н ос ть в сл учае объединения , к а к буде т проходи ть ро тация гла вы С ою з н о го го с уд а р с тв а ? В о п ро со в мно го , а ,о тве ты , р е ш ения д олж ны бы ть н е с ию м и нутными , мудрыми. Не сл у чай н о се го д н я в ходу четыре п р ое кта К о н с ти т уц и о н н о го А к та . Если на Вы сш ем Госсовете обновленный спи со к совместной ком и ссии будет у т вержден , в чем сомневаться не приходится , то этой вы со ко ква л иф и ци р о в а н н о й ком а нд е и кар ты в р у ки . З а д а ч а — не д о п ус ти ть , п о га с и ть в зар одыш е в ойн у з а к о н о в и пр о тиворе чий м еж д у национальными и с ою з ными па рл ам е н там и , пр о д у ма ть процед уры в за им о д е й с т вия, разделения полномочий , в ито ге обеспечив нормальное , а значит , эфф е ктивное правовое сотрудничество . В прочем , пр ин я ти е К о н с т и т у ц и о н н о го А к т а в ны неш нем год у просто не реально. Проце д ура прохож дения е го п р ое кта весьма длительная и м н о го с ту пенча тая . По пред ложению членов ВГС, сначала прое кт на правляе тся в П ар лам ен тс ко е С о бра ни е С ою за Беларуси и Р оссии для од обрения . За тем президенты наш их стран пере д аю т е го в н аци она л ьны е па р л ам ен ты , и уж е тол ь ко после в е р д и кт а д еп у т а т о в м ож н о г о ворить о вы несении д о кум ен та на референдумы . К а к ни ра с кл ады ва й по по л оч кам процедурные действия , надо иметь для начала в «су хом о с та т ке» сам д о к ум е н т . О дна ко п о ка ед ино го , со гл а со ван н о го , всех у с т р а и в аю щ е го пр о е к т а К о н с ти т у ц и о н н о го А к та нет. Н е с ко л ь ко л е т н а зад на с о вещании , где обсуждалась под го т о в ка п р ое кта О сн о вно го з а кона Союза , я задал вопрос од н ом у из а в тор и те тны х членов рабочей гр уп пы : а что, с о з д а ние К о н с ти т у ц и о н н о го А к т а — д ействител ьно та кая у ж м н о го трудная и д ол га я рабо та? О т вет запом н и л на всю о с т а вш у юся ж и з н ь : «Б уде т ком а нд а — за ночь сделаем !» Работать без д ир е кти в у нас в О те ч е с т в е п о ка не м о гу т . И все ж е у в е р е н н о с т ь м о е го с о б е с е д н и ка вселяла веру : тр уд нос ти пр еод ол имы . Надо — сд ела ем ! Д а , м н о го с п о р о в у э кс п е р т о в вы звал вопрос о с о о тн ош е н и и с у в е р е н и те то в — к а к с у в е р е н и те ты Р оссии , Б е л ар у си и С о ю з н о го го с у д а р с т ва б уд у т со о тн о си ть ся ? В не с ко л ь ки х в ариан та х пред лож е на с та тья и о р у ко в о д с т в е С о ю з н о го го с у д а р с тв а : Вы сш и й Госсовет , президент , вице -пре зи д е н т , со п р е з и д е н т с тв о . . . О чевидно , решение о полномо чиях с ою з н о го парл ам ен та б у д е т пр ин я то в о ко н ч а те л ь н ом виде после определения пред м е то в и с кл ю ч и т е л ь н о го и с о в ме стно го ведения С ою зно го го сударства . * П ри чи на , сд е рж и вающ а я прод виж ение Ко н с ти т уц и о н н о го А к та в жи знь , упирается еще в один бар ьер . Е го м ож н о с в е сти к коро т ком у тези су : ру ко во д и тел и не хо тя т или не знаю т , к а к подели ться вла с тью . Т у т м еш аю т и и с т о р и ч е с ки е « тра диции» — держ аться за кресло до последнего издыхания , и не приятие , а то и о т торж ен и е де м о кр а т и ч е с ки х правил и гры во в л а с тны х с т р у к т у р а х . Т у т для нас ещ е с пл ош на я « терра ин- к о гн и т а » , и н и к а к и е с сы л ки на о пы т Е в р о с ою за не п ом о гу т . Мы всегда шли своим путем. Т а к что по водо в для д и с к у с сий и приня тия о кон ча тел ьны х реш ений ещ е немало . Главное — се годня пр од ем о н с тр ир о в а на поли тичес кая воля, вселяю щая над еж д у на д ал ь не йш ее у спеш н о е сою з н о е с тр о и т е л ь с тво . Т о рм о з а на пути п о д го т о в к и К о н с ти т у ц и о н н о го А к та сняты . На недавней в с тр е че в С о чи В л ад им ир Путин и А л е к сандр Л у каш ен ко подтвердили : ра бо та над К о н с ти т у ц и о н ны м А ктом будет продолжена . Д о говарива ться экспертам в М о с кв е и М и н с ке придется . Но н а в е р н я ка не за одн у ночь . М н о ги е спо рны е по зиц и и в с о ю зном строител ьстве и, в ча с т но с ти , за тя н у вш а я ся работа над со зд а н и ем К о н с т и т у ц и о н н о го А к т а св я заны не с ю р и с пр уде нци е й , а с ко р е е со сф е рой больш ой поли ти ки . Теперь импульс дан. И по следнее . Д ум ае тся , прав пр оф е ссор М о гил е в с ки й , у т в е рж д а я в своей ста тье : вла с ть о д н о го л иц а в наш ем о бщ е с тв е не зам е н я е т в л а с т ную с тр у к тур у , и наоборот . Все мы — уча с тн и ки и наблюдатели процесса — понимаем : о кон ча тел ьн ое сл ово о с та е т ся за на шими народами , которым пред с т о и т п р о го л о с о в а ть «за» или «против».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz