Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
22 апреля 2005 г., № 79 (22457) ЛИПЕЦКАЯ 1 с 7 ..................—Д"— — г а з е т а — — Спросил;:, что может приготовить бывший шеф-повар ры боловецкого судна, и удивилась: загнутых пальцев не хвати ло. «Все! — с гордостью ответила самый молодой член кол лектива, официантка Марина. — Одна солянка чего стоит! Объедение!..» »•••• Попробовав только ее, мясо, рыбу во-фритюре, которые во рту тают и выглядят так, как в самой красивой кулинар ной книге, подумала: Евгения в самый престижный ресто ран в Москве пригласили бы. Не исключено, что звали. Но он здесь, в Становом. Тут его семья: жена, дочь. И люди, которые уважают 33-летнего богатыря за труд, творческое отношение к делу. Почему творческое? Тому два объясне ния. Первое. Он во всем ищет новизну. Ту же мойву приго товит так, что пальчики оближешь, и не узнаешь, что это она. А уж как «преподнесет» семгу — не опишешь. Знаток рыбы, нечего сказать, жил и работал на Сахалине совсем не зря. И еще. Готовит он с радостью, любовью. Потому как хочет доставить удовольствие человеку. И даже когда уста ет, глаза его добры, не забывает улыбнуться и пошутить на кухне. К примеру, о натруженных к концу смены ногах он говорит: «Вот был бы у них голос, кричали, а так — тер пят...» Без терпения, аккуратности в кулинарном деле не обой тись. И понял это мастер из Станового не только исходя из собственного опыта, но и от дедушки с бабушкой, которые в свое время поплавали по морям, по волнам в качестве коков не один год. Их правило: «Не кичись, учись, работай!» на все сто про центов выполняет внук, который всем читателям «Домостроя» пожелал отличного здоровья, хорошего аппетита и... воздер жания от пищи за 3-4 часа до сна. Ну а уж если кому-то захочется отпраздновать юбилей или свадьбу вдали от шума городского, Становое недалеко. Здесь встретят не только хлебом-солью... Галина КОЖУХАРЬ . ^Д ачни ку на заметку Как помочь яблоньке? Уважаемая редакция «ЛГ»! Убедительно прошу дать мне, да и другим садоводам квалифицированный ответ на такие вопросы. У меня на стволах яблонь растут бурые, твердые, кольцеобразные грибы, которые очень трудно оторвать руками. Это одно. Другое: на некоторых яблонях появил ся зеленый налет вроде мха. Что это такое и как с этой V напастью бороться? Заранее благодарен. Николай ДУШКИН, садовод-любитель. Ответить на вопросы Николая Михайловича мы попроси ли ведущего специалиста Главного управления сельского хозяйства администрации области по производству, хране нию и переработке плодов и овощей Владимира Шепталина. Вот что сказал Владимир Сергеевич. — Наросты, о которых ведет речь автор письма, — это больные части дерева, и, как это ни трудно, их следует уда лять. Что же касается мхов, по-другому лишаев, то места, пораженные им, следует обрабатывать трехпроцентным же лезным купоросом. Можно применить также и медный ку порос той же концентрации. у уА вам слабо? » С ол ян очка у Е в ге н и я - чудо ! Кто сказал, что повар —немужская профессия? Самая, что ни на есть!.. Убедиться в этом можно, откушав блюда Евгения Паншина, большого мастера в своем деле, как считают многие становлянцы и гости, побывавшие хоть однажды в местном кафе. Название же заведения, где уже около семи лет трудится Евгений Радомирович и его трудолюбивые коллеги, —ООО «АГРОпласт Маркет». ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Евгений Паншин. Определять вкус блюда по аромату — один из секретов мастерства... ^Эксклю зив «Домостроя» ^Э кслибрис «ЛГ» «Россия пахнет великой силой» Ну, конечно же, с детства мы помним, как Джанни Родари назвал нам запахи ремесел: в булочной пахнет тестом и сдобой, куртка шофёра пахнет бензином. А вот безделье не пахнет никак: «Сколько ни душится лодырь богатый, очень неважно он пахнет, ребята!». Парфюмер —это не тот человек, который консультирует вас в магазине при выборе духов или туалетной воды. Парфюмер —это создатель. Чем пахнет парфюмер? У Патрика Зюскинда в его романе «Парфюмер» главный герой не имел запаха. Марина Степанова —специалист высочайшего класса, один из самых именитых и заслуженных экспертов в нашей стране. Сейчас — главный парфюмер московского представительства международной корпорации 1ЕР, официальный консультант «Си Эль парфюм». Не стал спрашивать, какие духи она предпочитает. В любом случае главная композиция этого аромата —доброта и эмоциональность. Охотно называет свое творчество ремеслом... — Марина Анатольевна, я старался узнать о парфю мерии как можно больше, готовясь к беседе. Тем не менее ну не все у нас знают, что такое, к примеру, жожо ба. Это слово из рекламы для меня загадка по сей день. Но давайте начнем с другого: скажите, а что в то время, когда все в детстве мечтали стать космонавта ми, врачами и летчиками, вы уже решили, что будете парфюмером? — Вовсе нет. В школе, как водится, хотела стать врачом. Однако окончила Московский технологичес кий институт пищевой про мышленности. Поработала в Госкомитете по экономичес ким связям, потом оказалась на фабрике «Новая заря». Встретили меня сдержанно: чего это вдруг из ГКЭС да на производство по собственной инициативе? Однако у них было плохо со специалиста ми и меня взяли в техничес кий отдел. —И так вот вы стали че ловеком, который создает духи... — Что такое духи, пони мала еще с детства — их лю били и моя бабушка, и мама. Бабушка говорила мне: «Хо рошие духи в ведре не быва ют». В этом я убеждаюсь каждый день. Короче, меня увидел глав ный парфюмер фабрики Па вел Васильевич Иванов. Спросил: «Чего это она здесь с высшим образованием де лает?» Пригласил в парфю мерную лабораторию, проте стировал: дал масла бергамо та, апельсина, мандарина и лимона. Я понятия не име ла, как пахнет бергамот, но заявила: что-то цитрусовое. Пообещала, что никогда не буду путать запахи, и суме ла сдержать обещание уже через месяц учебы. Ежеднев но в течение трех-четырех часов я нюхала сырье, «учи ла» его как азбуку, а спустя два года держала экзамен. И стала работать по пла ну: один сорт духов в год. Духов, которые шли в про изводство. Какие «мои»? Духи «Импульс» и «Коппе- лия», одеколон «Барс»... В общей сложности, по-моему, пятнадцать авторских свиде тельств. Но многое «не по шло», поэтому, проработав на фабрике больше десяти лет, я решила уйти. — Почему, коли мы го ворим на «великом и могу чем», нужно называть рос сийскую компанию пусть и благозвучным, но все же иностранным именем «Си Эль парфюм»? — Наверно, потому, что мы производим парфюмерию в рамках французской шко лы. К тому же французский — это язык чувственности, он такой романтичный и ме лодичный. Ароматы же, как и музыка, рассчитаны имен но на чувства. И третий ар гумент: все мы, так или ина че, все-таки ассоциируем хо рошую парфюмерию с Фран цией. Сегодня я создаю духи с учетом пожеланий заказчи ков. Разумеется, всегда ста раюсь давать рекомендации: это — уменьшить, это — уси лить. Когда парфюмер «вы нюхивает» и говорит, что следует убрать, он обязан сказать, какую ноту доба вить. Бывают неожиданные результаты, хотел одно — получил другое, случается. Могу сделать множество ва риантов композиций и вер нуться к первому. Главное в работе парфюмера — сидеть сиднем по восемь часов в день. Когда станет невмого ту, пойти погулять, почитать «Женитьбу Фигаро», пооб щаться с друзьями. Чтобы создать духи, пар фюмеру нужно минимум полгода. В ближайшее время мне предстоит завершить два противоположных аромата, отличающихся друг от дру га, как день и ночь. Духи делаются из компо зиций ( тут собеседница по казывает стол, уставлен ный флаконами). Конечно, можно считать меня законо дателем мод, хотя я себя так никогда не называю. Нас сей час в России пять парфюме ров, и все — ведущие, пото му что больше нет. Их пере стали готовить. — Значит, вы уникаль ные специалисты, которые должны быть на вес золота. Какого цвета ваш «Роллс- Ройс»? — Вообще не вожу маши ны. — Значит, вкладываете деньги в недвижимость за рубежом. Ведь таких парфю меров ценят, холят и леле ют. — Мне платят зарплату, а еще, поскольку я человек эмоциональный, мой руково дитель прощает мне многие выходки. — Эсте Лаудер, Иссей Мияки, Марина Степанова... Звучит гордо... — В России есть Степано ва, которую знают только специалисты. Телевидение я не люблю, с журналистами стараюсь не беседовать — нас в советские годы приучили к скромности именно в таком понимании. — В советские времена была парфюмерия наша и французская. Помню, как пере^ каждым Праздником восьмого' марта я старался купить для семьи «Шанель № 5». Почему-то всегда счи тал эти духи лучшим подар ком. И по сей день существу ет расхожее мнение о том, что настоящая парфюмерия — только французская. — Поздравляю с выбором — хотя, в общем-то, в те годы выбора особого не было. Ведь «Шанель № 5» — веха в ис тории духов. Автор этого ше девра — Эрнест Бо, работав ший в дореволюционной Рос сии и поставлявший свои аро маты членам царской семьи. При создании «Шанеля № 5» он первым использовал осо бый альдегид — синтетичес кое душистое вещество с аб страктным металлическим запахом. Поэтому — еще раз употреблю «казенные выра жения» — его духи соверши ли революционный переворот в парфюмерии и ознаменова ли собой начало новой эры. Именно эры: использование ароматов, полученных синте тическим путем, привело к появлению огромного количе ства новых духов и резкому увеличению объемов рынка. Сказать, что французы по сей день хранят, чтят и ис пользуют накопленный опыт, — не сказать ничего. Талан тливые люди и сильные ком пании создают уникальные ароматы — имена на слуху, перечислять не буду. Но ведь существуют и немецкая, ита льянская, испанская, амери канская, японская школы. Главное, чтобы парфюме рия была настоящей. Совсем недавно мне в подземном пе реходе предлагали за 30 руб лей 50 миллилитров «духов» без роду без племени. Ради интереса все же понюхала — сливы. Сливы — это смесь всех остатков парфюмерных жидкостей, которые в конце работы специалисты сливают со своего стола. Проще гово ря, отходы. — Настоящая парфюме рия — это какая? — Та, которая нравится людям. Та, которая создает настроение. Та, в которую влюбляются с «первого взгля да» и которой не изменяют всю жизнь. — За державу обидно. Неужели.» — Поставьте рядом фран цузские и российские духи. При всех равных условиях купят не наши — доверяют марке. Но мы можем делать хорошие духи . И делаем. Хорошо было бы тем, кто хулит нашу парфюмерию и преклоняется перед француз ской, дать попробовать «всле пую» импортную и наше на правление «Раш». Вовсе не уверена, что соотечественни цы выберут «заграницу». Сегодня не каждый может себе позволить купить доро гую привозную парфюмерию. Да и не надо покупать по принципу «импортное — зна чит хорошее». Тем более что сейчас столько подделок! На выставке в Санкт-Петербурге видела «Клима»: четыре фла кона, разные цены и разные запахи. Я нюхаю и понимаю, что как такового «Клима» рядом не стояло. Наши духи не хуже, ста рейшие российские фабрики работают во всех сегментах, включая «люкс». Они — дру гие, потому что мы другие, не французы, не итальян цы... Был бы у меня милли он долларов, поехала бы во Францию и вложила все деньги в грамотную рекламу наших духов. И они бы по шли «на ура». — Значит, для нас запад ные духи —не такой уж эта лон? Не нужно за кем-то гнаться? — Духи — дело вкуса. Самая капризная женщина, которая пользуется «Фран цией», может найти хороший запах — надо лишь ей пред ложить — в ррррицскцх ду хах. Цена — не показатель чего-то сверхъестественного. Надо только знать, чего ты хочешь: запах для себя, для других или для того, чтобы нравиться. Выбор — твой. Давайте посмотрим ина че. Кому-то по вкусу густые, насыщенные запахи, другие предпочитают менее сладкие, свежие ароматы с фруктовы ми и цветочными нотами или даже слегка горьковатые и зеленые. Ну кто скажет: «это хорошо, это плохо», если их вообще некорректно сравни вать, все они принципиаль но разные. Лучшие духи — те, что соответствуют харак теру и темпераменту женщи ны. Только она сама может найти свой аромат. Но для этого ей надо «прислушать ся» к себе. Жаль только, не могу дать четких инструкций о том, как это сделать. — Готовясь к беседе, я встретил термин «феромон». Феромоны, используемые при составлении компози ций, — это опять же рево люционный шаг вперед? —Или назад, если считать человека венцом творения. В справочнике по общей биоло гии говорится, что феромоны — это выделяемые животны ми, насекомыми и растения ми химические вещества, ко торые действуют как средства внутривидовой связи, пред ставляют собой весьма лету чие соединения с небольшой молекулярной массой. Они вызывают специфическую физиологическую или пове денческую реакцию у других особей того же вида. Многие из них действуют как поло вые аттрактанты. Проще — «завлекаловки». Первыми среди них были идентифицированы цибетин и мускус, оба эти вещества ис пользуются в парфюмерной промышленности. Но не надо зацикливаться на феромонах, это, как говорят сегодня, рек ламная фишка. Проза жизни выглядит так: во многих вы сококачественных дорогих парфюмах грамотно состав ленный ароматический букет летучих веществ включает и необходимые феромоны. Именно поэтому духи всегда «работают» на уровне эмоций, чувств. Говорить о миссии духов как «половых аттрак- тантов» я не буду. Если кому- то это захочется сделать, его право. — Знаете, многие оцени вают музыку по принципу «чем громче, тем лучше». Встречал — как и каждый из нас — людей, которые считают, будто они должны благоухать за версту. Осо бенно неприятно с такими людьми ехать в набитом лифте... — Передозировка лекар ства вредит организму, отсут ствие чувства меры в исполь зовании парфюмерии говорит лишь об отсутствии вкуса. Многие полагают, что, чем более стойкие духи, тем они лучше — глубокое заблужде ние. Если для создания более стойкого парфюма сделать ввод композиции больше, чем это задумано разработчи ками, духи можно испор тить. Чем больше ввод ком позиции, тем медленнее про исходит раскрытие аромата. Самая интересная нота, ко торую еще называют сердцем аромата, может не проявить ся совсем или раскрыться слишком поздно, чтобы кто- то смог это оценить. А ведь именно эта вторая нота пол ностью выявляет красоту ду хов, их суть. Мэтр парфюме рии с мировым именем Со фья Гройсман говорит: «Не интересно, когда аромат тра тит всю силу на первые ноты, а потом быстро затихает. Предпочитаю, чтобы запах развивался постепенно». — Равноправие полов у нае; закреплено в Конститу ции. Вы до сих пор ничего не сказали о том изобилии одеколонов, которые сегод ня предлагаются мужчинам. Будем исходить из того, что каждый делает свой выбор сам. Однако вспоминаю, как парфюмер , создававший одеколон «Юнкерский», рас сказывал: она спрашивала у Никиты Михалкова, какие ощущения и какие картины должен у него вызывать этот аромат. Потом были одеко лон «Мэр» и «Жиринов ский»... Скажите, а вы може те создать композицию для человека, зная его характер, видя его хотя бы по телеви зору? Перестану намекать: как должна выглядеть ком позиция гипотетического одеколона «Президент Вла димир Путин»? — О! Первую ноту сдела ла бы очень стремительную и свежую, это — цитрусы. Обязательно добавила бы имбирь — подчеркнуть стре мительность. Такую, как звон потока воздуха в ушах. Еще — салициллат спиртли- стьев, синтетическое веще ство, которое стремитель ность усиливает. Но основной тон — глуб ж е . Середину, основную ноту, я выбрала бы (разду мывает...) Нужно подчерк нуть обстоятельность. Не су ету, а темперамент, который спрятан внутри. Сдержива ние темперамента. Значит, древесные ноты и чуть сан талового масла. Древесные ноты — это олцбан. Для стой кости — не запаха, а образа человека, касториум. Чем он пахнет? Аналогов нет, оста вим нерасшифрованным. И конечно, мускус — муже ственность, оттеняющая дре весные ноты. Я люблю цветочные ноты, но в этой туалетной воде полностью бы их убра ла, ни в коем случае не ис пользовала бы традицион ную лаванду. — Марина Анатольевна, а как должны «звучать» духи или одеколон для сегод няшней России? — Я бы показала в запа хе великую силу и... И лю бовь — любовь народа к сво ей стране. А еще — долготер пение. — Не буду спрашивать о компонентах, но скажите, получилось бы? — Да. А еще в этом пар- фюме я бы обязательно ис пользовала запах, от которо го людям хотелось бы жить, работать, творить. — Забыл про жожобу. Сегодня вечером о ней опять будут говорить в рекламном ролике. — А жожоба вообще не имеет отношения к парфюме рии. Это косметика. — Ну тогда я буду смот реть телевизор спокойно. Беседовал Виктор ГРИБАЧЕВ. Импровизатор с липовым чеком Сперва он изобретательно сочинил, вернее сымпровизировал и сыграл свой рисковый авантюрный сюжет прямо в жизни. Потом описал его в книжке. И, наконец, знаменитый Стивен Спилберг превратил мемуары Фрэнка У. Абигнейла в кинобоевик с Леонардо ди Каприо и Томом Хэнксом в главных ролях. Книжка, выпущенная на русском издательской группой «Эт сетера», — почти стандартная американская история фан тастической карьеры. В том же ключе рассказывали о себе миллионеры, которые в юности чистили башмаки и прода вали газеты, или идолы Голливуда, поначалу прозябавшие в провинциальном захолустье. Распалась семья. Разорился отец. Неунывающий паренек рано начал самостоятельную жизнь. И уже к двадцати годам заработал два с половиной миллиона. Хэппи энда, однако, не случилось. Он наступил позже, уже за пределами мемуаров Абигнейла «Поймай меня, если сможешь». А в самой книге автора и героя все-таки пойма ли. И предъявили обвинение в мошенничестве. Пять лет он виртуозно подделывал чеки, лицензии, удостоверения, вы давал себя то за летчика, то за врача-педиатра, то за юриста. Объехав и облетев пол-Америки и Европу, он с располагаю щей улыбкой надул всех: банки, отели, учебные заведения. Наш родной Остап Бендер рядом с ним отдыхает. Вместе с тем Фрэнк никогда не обирал простых людей и время от времени мучился совестью: а вдруг из-за его афер пострада ют доверчивые кассиры? Помещенные на обложке русского издания отзывы о книге меня удивили. «Неотразимо!., затрагивает воровскую жил ку, имеющуюся у каждого из нас». Или: «Книга невероятна именно тем, как изящно вовлекает нас в совершение пре ступлений». Неужто в законопослушных Штатах даже жу лик, если он удачлив, может удостоиться восторженных ова ций? Мне все-таки кажется, что книжка задевает иные стру ны, а вовсе не латентную «воровскую жилку» читателей. Поначалу Абигнейл и его соавтор Стэн Реддинг (по-види мому, ответственный за литературную отделку) как будто были не прочь развлечь, сострить, не обременяя публику какими-либо размышлениями. Это у них, правда, не очень- то получилось. Натужность — беда американских юморис тов. Да не закидают меня камнями за эту мысль, но и сам Вуди Аллен, юморист номер раз, тоже ее не избег. Вот и Абигнейл (или Стэн Реддинг?) старательно, но беспомощно пробует шутовски подмигивать нам: «Поскольку зарплаты всегда не хватало, а красивых цыпочек в Нью-Йорке обнару жилось больше, чем на птицефабрике, вскорости я выписы вал по два-три чека в день». Потом соавторы о подмигиваниях как-то забывают. И дотошно, деловито излагают технологию мошенничеств, что само по себе, ясное дело, занятно. Но сквозь этот слой пове ствования проступает что-то другое, благодаря чему ты дога дываешься, как неуютно, страшно и одиноко бывало дерзко му, наглому мальчишке, который уже знал: назад пути нет, остается только множить свои грехи перед законом и людь ми. И нет большой неожиданности, когда в помещенном вместо послесловия интервью постаревшего респектабельно го мистера Абигнейла мелькает признание, что ему доводи лось в роскошном пустом номере отеля после очередной афе ры плакать от отчаяния... И еще один мотив, надеюсь, не привнесенный мною, а в самом деле возникающий на тех же страницах: о неустрани мой уязвимости любой, казалось бы, самой отлаженной, про думанной, надеж ной системы. Все пр едусм отр ен о , все сюрпризы ис ключены. Но вот появляется-неваж- но кто: юный пройдоха — «ма- кулатурщик», ка- ■ким был когда-то Абигнейл, совре менный хакер или человек со взрыв чаткой в чемодан чике, и цивилизо ванный порядок, гарантированная безопасность летят к чертовой матери. Чем выше пред ставлялась степень надежности, тем страшнее круше ние. Из замкнуто го круга вечного риска в нынешнем мире, похоже, вы хода нет... Но прочь пес симизм! Ведь Фрэнк У. Абиг нейл все же с т еш честным и преус пел! Теперь он эк сперт по защите документов от фальсификации. Ну, конеч но: кому как не ему... Герой «Поймай меня, если сможешь» повторил зигзаг пиратов, что преследовали уже в офицерс ком чине и под королевским флагом былых своих собратьев по разбою, или судьбу легендарного начЕшьника парижской тайной полиции Видока, который тоже начинал как граби тель. Так что похождения молодого Фрэнка можно, пожа луй, считать просто производственной практикой будущего сотрудника отдела финансовых преступлений ФБР. И . НЕВЕРОВ. Рецензия публикуется в рамках всероссийской акции «Читают все!» ’уУлыбки наших читателей Х о ч у быть дворником ! А не наняться ли мне в дворники к людям, которые любят сорить деньгами? • Раскусить ближнего могут даже абсолютно беззу бые... • Если молчгшие золото, значит, все рыбки — золотые. • Если постоянно смот реть новости по ящику, то недолго и сыграть в ящик. • Выносить сор из избы некрасиво. Но выносить му сор все-таки нужно. Алексей ДЕДОВ . г. Липецк. Сам ая страшная клятва «Век телевизора не ви дать!» С о кр о ве н н ое Я тоже человек и могу делать людям гадости. • Она женщина принци пиальная: любит только блондинов. • Месячник культуры. А как быть с остальными один надцатью месяцами? Возм ездие Бог покарал клеветника: Язык отнялся. И рука. * * * О, нрав твой на диво легко постижим, Бесхитростный взгляд не лжет: Тебе хорошо, когда плохо другим, И наоборот. Эпи таф ия Лежит здесь добрый человек, Он был душой и телом ' русский, Он, верно, прожил бы и век, Но пил, к несчастью, без закуски. * * * Здоровый зуб мне вырвал стоматолог. Вскричал я грубо: «Что ты сделал, олух?!» Потом остыл и стал соображать: К чему мне зуб, коль , нечего жевать.* * * * Мой друг, уж лучше помолчи, Коль поделиться нечем. По мне — что недержанье речи, Что недержание мочи... Виктор ОСКОЛКОВ . г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz