Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

22 апреля 2005 г., № 79 (22457) ЛИПЕЦКАЯ 1 с 7 ..................—Д"— — г а з е т а — — Спросил;:, что может приготовить бывший шеф-повар ры­ боловецкого судна, и удивилась: загнутых пальцев не хвати­ ло. «Все! — с гордостью ответила самый молодой член кол­ лектива, официантка Марина. — Одна солянка чего стоит! Объедение!..» »•••• Попробовав только ее, мясо, рыбу во-фритюре, которые во рту тают и выглядят так, как в самой красивой кулинар­ ной книге, подумала: Евгения в самый престижный ресто­ ран в Москве пригласили бы. Не исключено, что звали. Но он здесь, в Становом. Тут его семья: жена, дочь. И люди, которые уважают 33-летнего богатыря за труд, творческое отношение к делу. Почему творческое? Тому два объясне­ ния. Первое. Он во всем ищет новизну. Ту же мойву приго­ товит так, что пальчики оближешь, и не узнаешь, что это она. А уж как «преподнесет» семгу — не опишешь. Знаток рыбы, нечего сказать, жил и работал на Сахалине совсем не зря. И еще. Готовит он с радостью, любовью. Потому как хочет доставить удовольствие человеку. И даже когда уста­ ет, глаза его добры, не забывает улыбнуться и пошутить на кухне. К примеру, о натруженных к концу смены ногах он говорит: «Вот был бы у них голос, кричали, а так — тер­ пят...» Без терпения, аккуратности в кулинарном деле не обой­ тись. И понял это мастер из Станового не только исходя из собственного опыта, но и от дедушки с бабушкой, которые в свое время поплавали по морям, по волнам в качестве коков не один год. Их правило: «Не кичись, учись, работай!» на все сто про­ центов выполняет внук, который всем читателям «Домостроя» пожелал отличного здоровья, хорошего аппетита и... воздер­ жания от пищи за 3-4 часа до сна. Ну а уж если кому-то захочется отпраздновать юбилей или свадьбу вдали от шума городского, Становое недалеко. Здесь встретят не только хлебом-солью... Галина КОЖУХАРЬ . ^Д ачни ку на заметку Как помочь яблоньке? Уважаемая редакция «ЛГ»! Убедительно прошу дать мне, да и другим садоводам квалифицированный ответ на такие вопросы. У меня на стволах яблонь растут бурые, твердые, кольцеобразные грибы, которые очень трудно оторвать руками. Это одно. Другое: на некоторых яблонях появил­ ся зеленый налет вроде мха. Что это такое и как с этой V напастью бороться? Заранее благодарен. Николай ДУШКИН, садовод-любитель. Ответить на вопросы Николая Михайловича мы попроси­ ли ведущего специалиста Главного управления сельского хозяйства администрации области по производству, хране­ нию и переработке плодов и овощей Владимира Шепталина. Вот что сказал Владимир Сергеевич. — Наросты, о которых ведет речь автор письма, — это больные части дерева, и, как это ни трудно, их следует уда­ лять. Что же касается мхов, по-другому лишаев, то места, пораженные им, следует обрабатывать трехпроцентным же­ лезным купоросом. Можно применить также и медный ку­ порос той же концентрации. у уА вам слабо? » С ол ян очка у Е в ге н и я - чудо ! Кто сказал, что повар —немужская профессия? Самая, что ни на есть!.. Убедиться в этом можно, откушав блюда Евгения Паншина, большого мастера в своем деле, как считают многие становлянцы и гости, побывавшие хоть однажды в местном кафе. Название же заведения, где уже около семи лет трудится Евгений Радомирович и его трудолюбивые коллеги, —ООО «АГРОпласт Маркет». ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Евгений Паншин. Определять вкус блюда по аромату — один из секретов мастерства... ^Эксклю зив «Домостроя» ^Э кслибрис «ЛГ» «Россия пахнет великой силой» Ну, конечно же, с детства мы помним, как Джанни Родари назвал нам запахи ремесел: в булочной пахнет тестом и сдобой, куртка шофёра пахнет бензином. А вот безделье не пахнет никак: «Сколько ни душится лодырь богатый, очень неважно он пахнет, ребята!». Парфюмер —это не тот человек, который консультирует вас в магазине при выборе духов или туалетной воды. Парфюмер —это создатель. Чем пахнет парфюмер? У Патрика Зюскинда в его романе «Парфюмер» главный герой не имел запаха. Марина Степанова —специалист высочайшего класса, один из самых именитых и заслуженных экспертов в нашей стране. Сейчас — главный парфюмер московского представительства международной корпорации 1ЕР, официальный консультант «Си Эль парфюм». Не стал спрашивать, какие духи она предпочитает. В любом случае главная композиция этого аромата —доброта и эмоциональность. Охотно называет свое творчество ремеслом... — Марина Анатольевна, я старался узнать о парфю­ мерии как можно больше, готовясь к беседе. Тем не менее ну не все у нас знают, что такое, к примеру, жожо­ ба. Это слово из рекламы для меня загадка по сей день. Но давайте начнем с другого: скажите, а что в то время, когда все в детстве мечтали стать космонавта­ ми, врачами и летчиками, вы уже решили, что будете парфюмером? — Вовсе нет. В школе, как водится, хотела стать врачом. Однако окончила Московский технологичес­ кий институт пищевой про­ мышленности. Поработала в Госкомитете по экономичес­ ким связям, потом оказалась на фабрике «Новая заря». Встретили меня сдержанно: чего это вдруг из ГКЭС да на производство по собственной инициативе? Однако у них было плохо со специалиста­ ми и меня взяли в техничес­ кий отдел. —И так вот вы стали че­ ловеком, который создает духи... — Что такое духи, пони­ мала еще с детства — их лю­ били и моя бабушка, и мама. Бабушка говорила мне: «Хо­ рошие духи в ведре не быва­ ют». В этом я убеждаюсь каждый день. Короче, меня увидел глав­ ный парфюмер фабрики Па­ вел Васильевич Иванов. Спросил: «Чего это она здесь с высшим образованием де­ лает?» Пригласил в парфю­ мерную лабораторию, проте­ стировал: дал масла бергамо­ та, апельсина, мандарина и лимона. Я понятия не име­ ла, как пахнет бергамот, но заявила: что-то цитрусовое. Пообещала, что никогда не буду путать запахи, и суме­ ла сдержать обещание уже через месяц учебы. Ежеднев­ но в течение трех-четырех часов я нюхала сырье, «учи­ ла» его как азбуку, а спустя два года держала экзамен. И стала работать по пла­ ну: один сорт духов в год. Духов, которые шли в про­ изводство. Какие «мои»? Духи «Импульс» и «Коппе- лия», одеколон «Барс»... В общей сложности, по-моему, пятнадцать авторских свиде­ тельств. Но многое «не по­ шло», поэтому, проработав на фабрике больше десяти лет, я решила уйти. — Почему, коли мы го­ ворим на «великом и могу­ чем», нужно называть рос­ сийскую компанию пусть и благозвучным, но все же иностранным именем «Си Эль парфюм»? — Наверно, потому, что мы производим парфюмерию в рамках французской шко­ лы. К тому же французский — это язык чувственности, он такой романтичный и ме­ лодичный. Ароматы же, как и музыка, рассчитаны имен­ но на чувства. И третий ар­ гумент: все мы, так или ина­ че, все-таки ассоциируем хо­ рошую парфюмерию с Фран­ цией. Сегодня я создаю духи с учетом пожеланий заказчи­ ков. Разумеется, всегда ста­ раюсь давать рекомендации: это — уменьшить, это — уси­ лить. Когда парфюмер «вы­ нюхивает» и говорит, что следует убрать, он обязан сказать, какую ноту доба­ вить. Бывают неожиданные результаты, хотел одно — получил другое, случается. Могу сделать множество ва­ риантов композиций и вер­ нуться к первому. Главное в работе парфюмера — сидеть сиднем по восемь часов в день. Когда станет невмого­ ту, пойти погулять, почитать «Женитьбу Фигаро», пооб­ щаться с друзьями. Чтобы создать духи, пар­ фюмеру нужно минимум полгода. В ближайшее время мне предстоит завершить два противоположных аромата, отличающихся друг от дру­ га, как день и ночь. Духи делаются из компо­ зиций ( тут собеседница по­ казывает стол, уставлен­ ный флаконами). Конечно, можно считать меня законо­ дателем мод, хотя я себя так никогда не называю. Нас сей­ час в России пять парфюме­ ров, и все — ведущие, пото­ му что больше нет. Их пере­ стали готовить. — Значит, вы уникаль­ ные специалисты, которые должны быть на вес золота. Какого цвета ваш «Роллс- Ройс»? — Вообще не вожу маши­ ны. — Значит, вкладываете деньги в недвижимость за рубежом. Ведь таких парфю­ меров ценят, холят и леле­ ют. — Мне платят зарплату, а еще, поскольку я человек эмоциональный, мой руково­ дитель прощает мне многие выходки. — Эсте Лаудер, Иссей Мияки, Марина Степанова... Звучит гордо... — В России есть Степано­ ва, которую знают только специалисты. Телевидение я не люблю, с журналистами стараюсь не беседовать — нас в советские годы приучили к скромности именно в таком понимании. — В советские времена была парфюмерия наша и французская. Помню, как пере^ каждым Праздником восьмого' марта я старался купить для семьи «Шанель № 5». Почему-то всегда счи­ тал эти духи лучшим подар­ ком. И по сей день существу­ ет расхожее мнение о том, что настоящая парфюмерия — только французская. — Поздравляю с выбором — хотя, в общем-то, в те годы выбора особого не было. Ведь «Шанель № 5» — веха в ис­ тории духов. Автор этого ше­ девра — Эрнест Бо, работав­ ший в дореволюционной Рос­ сии и поставлявший свои аро­ маты членам царской семьи. При создании «Шанеля № 5» он первым использовал осо­ бый альдегид — синтетичес­ кое душистое вещество с аб­ страктным металлическим запахом. Поэтому — еще раз употреблю «казенные выра­ жения» — его духи соверши­ ли революционный переворот в парфюмерии и ознаменова­ ли собой начало новой эры. Именно эры: использование ароматов, полученных синте­ тическим путем, привело к появлению огромного количе­ ства новых духов и резкому увеличению объемов рынка. Сказать, что французы по сей день хранят, чтят и ис­ пользуют накопленный опыт, — не сказать ничего. Талан­ тливые люди и сильные ком­ пании создают уникальные ароматы — имена на слуху, перечислять не буду. Но ведь существуют и немецкая, ита­ льянская, испанская, амери­ канская, японская школы. Главное, чтобы парфюме­ рия была настоящей. Совсем недавно мне в подземном пе­ реходе предлагали за 30 руб­ лей 50 миллилитров «духов» без роду без племени. Ради интереса все же понюхала — сливы. Сливы — это смесь всех остатков парфюмерных жидкостей, которые в конце работы специалисты сливают со своего стола. Проще гово­ ря, отходы. — Настоящая парфюме­ рия — это какая? — Та, которая нравится людям. Та, которая создает настроение. Та, в которую влюбляются с «первого взгля­ да» и которой не изменяют всю жизнь. — За державу обидно. Неужели.» — Поставьте рядом фран­ цузские и российские духи. При всех равных условиях купят не наши — доверяют марке. Но мы можем делать хорошие духи . И делаем. Хорошо было бы тем, кто хулит нашу парфюмерию и преклоняется перед француз­ ской, дать попробовать «всле­ пую» импортную и наше на­ правление «Раш». Вовсе не уверена, что соотечественни­ цы выберут «заграницу». Сегодня не каждый может себе позволить купить доро­ гую привозную парфюмерию. Да и не надо покупать по принципу «импортное — зна­ чит хорошее». Тем более что сейчас столько подделок! На выставке в Санкт-Петербурге видела «Клима»: четыре фла­ кона, разные цены и разные запахи. Я нюхаю и понимаю, что как такового «Клима» рядом не стояло. Наши духи не хуже, ста­ рейшие российские фабрики работают во всех сегментах, включая «люкс». Они — дру­ гие, потому что мы другие, не французы, не итальян­ цы... Был бы у меня милли­ он долларов, поехала бы во Францию и вложила все деньги в грамотную рекламу наших духов. И они бы по­ шли «на ура». — Значит, для нас запад­ ные духи —не такой уж эта­ лон? Не нужно за кем-то гнаться? — Духи — дело вкуса. Самая капризная женщина, которая пользуется «Фран­ цией», может найти хороший запах — надо лишь ей пред­ ложить — в ррррицскцх ду­ хах. Цена — не показатель чего-то сверхъестественного. Надо только знать, чего ты хочешь: запах для себя, для других или для того, чтобы нравиться. Выбор — твой. Давайте посмотрим ина­ че. Кому-то по вкусу густые, насыщенные запахи, другие предпочитают менее сладкие, свежие ароматы с фруктовы­ ми и цветочными нотами или даже слегка горьковатые и зеленые. Ну кто скажет: «это хорошо, это плохо», если их вообще некорректно сравни­ вать, все они принципиаль­ но разные. Лучшие духи — те, что соответствуют харак­ теру и темпераменту женщи­ ны. Только она сама может найти свой аромат. Но для этого ей надо «прислушать­ ся» к себе. Жаль только, не могу дать четких инструкций о том, как это сделать. — Готовясь к беседе, я встретил термин «феромон». Феромоны, используемые при составлении компози­ ций, — это опять же рево­ люционный шаг вперед? —Или назад, если считать человека венцом творения. В справочнике по общей биоло­ гии говорится, что феромоны — это выделяемые животны­ ми, насекомыми и растения­ ми химические вещества, ко­ торые действуют как средства внутривидовой связи, пред­ ставляют собой весьма лету­ чие соединения с небольшой молекулярной массой. Они вызывают специфическую физиологическую или пове­ денческую реакцию у других особей того же вида. Многие из них действуют как поло­ вые аттрактанты. Проще — «завлекаловки». Первыми среди них были идентифицированы цибетин и мускус, оба эти вещества ис­ пользуются в парфюмерной промышленности. Но не надо зацикливаться на феромонах, это, как говорят сегодня, рек­ ламная фишка. Проза жизни выглядит так: во многих вы­ сококачественных дорогих парфюмах грамотно состав­ ленный ароматический букет летучих веществ включает и необходимые феромоны. Именно поэтому духи всегда «работают» на уровне эмоций, чувств. Говорить о миссии духов как «половых аттрак- тантов» я не буду. Если кому- то это захочется сделать, его право. — Знаете, многие оцени­ вают музыку по принципу «чем громче, тем лучше». Встречал — как и каждый из нас — людей, которые считают, будто они должны благоухать за версту. Осо­ бенно неприятно с такими людьми ехать в набитом лифте... — Передозировка лекар­ ства вредит организму, отсут­ ствие чувства меры в исполь­ зовании парфюмерии говорит лишь об отсутствии вкуса. Многие полагают, что, чем более стойкие духи, тем они лучше — глубокое заблужде­ ние. Если для создания более стойкого парфюма сделать ввод композиции больше, чем это задумано разработчи­ ками, духи можно испор­ тить. Чем больше ввод ком­ позиции, тем медленнее про­ исходит раскрытие аромата. Самая интересная нота, ко­ торую еще называют сердцем аромата, может не проявить­ ся совсем или раскрыться слишком поздно, чтобы кто- то смог это оценить. А ведь именно эта вторая нота пол­ ностью выявляет красоту ду­ хов, их суть. Мэтр парфюме­ рии с мировым именем Со­ фья Гройсман говорит: «Не интересно, когда аромат тра­ тит всю силу на первые ноты, а потом быстро затихает. Предпочитаю, чтобы запах развивался постепенно». — Равноправие полов у нае; закреплено в Конститу­ ции. Вы до сих пор ничего не сказали о том изобилии одеколонов, которые сегод­ ня предлагаются мужчинам. Будем исходить из того, что каждый делает свой выбор сам. Однако вспоминаю, как парфюмер , создававший одеколон «Юнкерский», рас­ сказывал: она спрашивала у Никиты Михалкова, какие ощущения и какие картины должен у него вызывать этот аромат. Потом были одеко­ лон «Мэр» и «Жиринов­ ский»... Скажите, а вы може­ те создать композицию для человека, зная его характер, видя его хотя бы по телеви­ зору? Перестану намекать: как должна выглядеть ком­ позиция гипотетического одеколона «Президент Вла­ димир Путин»? — О! Первую ноту сдела­ ла бы очень стремительную и свежую, это — цитрусы. Обязательно добавила бы имбирь — подчеркнуть стре­ мительность. Такую, как звон потока воздуха в ушах. Еще — салициллат спиртли- стьев, синтетическое веще­ ство, которое стремитель­ ность усиливает. Но основной тон — глуб­ ж е . Середину, основную ноту, я выбрала бы (разду­ мывает...) Нужно подчерк­ нуть обстоятельность. Не су­ ету, а темперамент, который спрятан внутри. Сдержива­ ние темперамента. Значит, древесные ноты и чуть сан­ талового масла. Древесные ноты — это олцбан. Для стой­ кости — не запаха, а образа человека, касториум. Чем он пахнет? Аналогов нет, оста­ вим нерасшифрованным. И конечно, мускус — муже­ ственность, оттеняющая дре­ весные ноты. Я люблю цветочные ноты, но в этой туалетной воде полностью бы их убра­ ла, ни в коем случае не ис­ пользовала бы традицион­ ную лаванду. — Марина Анатольевна, а как должны «звучать» духи или одеколон для сегод­ няшней России? — Я бы показала в запа­ хе великую силу и... И лю­ бовь — любовь народа к сво­ ей стране. А еще — долготер­ пение. — Не буду спрашивать о компонентах, но скажите, получилось бы? — Да. А еще в этом пар- фюме я бы обязательно ис­ пользовала запах, от которо­ го людям хотелось бы жить, работать, творить. — Забыл про жожобу. Сегодня вечером о ней опять будут говорить в рекламном ролике. — А жожоба вообще не имеет отношения к парфюме­ рии. Это косметика. — Ну тогда я буду смот­ реть телевизор спокойно. Беседовал Виктор ГРИБАЧЕВ. Импровизатор с липовым чеком Сперва он изобретательно сочинил, вернее сымпровизировал и сыграл свой рисковый авантюрный сюжет прямо в жизни. Потом описал его в книжке. И, наконец, знаменитый Стивен Спилберг превратил мемуары Фрэнка У. Абигнейла в кинобоевик с Леонардо ди Каприо и Томом Хэнксом в главных ролях. Книжка, выпущенная на русском издательской группой «Эт сетера», — почти стандартная американская история фан­ тастической карьеры. В том же ключе рассказывали о себе миллионеры, которые в юности чистили башмаки и прода­ вали газеты, или идолы Голливуда, поначалу прозябавшие в провинциальном захолустье. Распалась семья. Разорился отец. Неунывающий паренек рано начал самостоятельную жизнь. И уже к двадцати годам заработал два с половиной миллиона. Хэппи энда, однако, не случилось. Он наступил позже, уже за пределами мемуаров Абигнейла «Поймай меня, если сможешь». А в самой книге автора и героя все-таки пойма­ ли. И предъявили обвинение в мошенничестве. Пять лет он виртуозно подделывал чеки, лицензии, удостоверения, вы­ давал себя то за летчика, то за врача-педиатра, то за юриста. Объехав и облетев пол-Америки и Европу, он с располагаю­ щей улыбкой надул всех: банки, отели, учебные заведения. Наш родной Остап Бендер рядом с ним отдыхает. Вместе с тем Фрэнк никогда не обирал простых людей и время от времени мучился совестью: а вдруг из-за его афер пострада­ ют доверчивые кассиры? Помещенные на обложке русского издания отзывы о книге меня удивили. «Неотразимо!., затрагивает воровскую жил­ ку, имеющуюся у каждого из нас». Или: «Книга невероятна именно тем, как изящно вовлекает нас в совершение пре­ ступлений». Неужто в законопослушных Штатах даже жу­ лик, если он удачлив, может удостоиться восторженных ова­ ций? Мне все-таки кажется, что книжка задевает иные стру­ ны, а вовсе не латентную «воровскую жилку» читателей. Поначалу Абигнейл и его соавтор Стэн Реддинг (по-види­ мому, ответственный за литературную отделку) как будто были не прочь развлечь, сострить, не обременяя публику какими-либо размышлениями. Это у них, правда, не очень- то получилось. Натужность — беда американских юморис­ тов. Да не закидают меня камнями за эту мысль, но и сам Вуди Аллен, юморист номер раз, тоже ее не избег. Вот и Абигнейл (или Стэн Реддинг?) старательно, но беспомощно пробует шутовски подмигивать нам: «Поскольку зарплаты всегда не хватало, а красивых цыпочек в Нью-Йорке обнару­ жилось больше, чем на птицефабрике, вскорости я выписы­ вал по два-три чека в день». Потом соавторы о подмигиваниях как-то забывают. И дотошно, деловито излагают технологию мошенничеств, что само по себе, ясное дело, занятно. Но сквозь этот слой пове­ ствования проступает что-то другое, благодаря чему ты дога­ дываешься, как неуютно, страшно и одиноко бывало дерзко­ му, наглому мальчишке, который уже знал: назад пути нет, остается только множить свои грехи перед законом и людь­ ми. И нет большой неожиданности, когда в помещенном вместо послесловия интервью постаревшего респектабельно­ го мистера Абигнейла мелькает признание, что ему доводи­ лось в роскошном пустом номере отеля после очередной афе­ ры плакать от отчаяния... И еще один мотив, надеюсь, не привнесенный мною, а в самом деле возникающий на тех же страницах: о неустрани­ мой уязвимости любой, казалось бы, самой отлаженной, про­ думанной, надеж­ ной системы. Все пр едусм отр ен о , все сюрпризы ис­ ключены. Но вот появляется-неваж- но кто: юный пройдоха — «ма- кулатурщик», ка- ■ким был когда-то Абигнейл, совре­ менный хакер или человек со взрыв­ чаткой в чемодан­ чике, и цивилизо­ ванный порядок, гарантированная безопасность летят к чертовой матери. Чем выше пред­ ставлялась степень надежности, тем страшнее круше­ ние. Из замкнуто­ го круга вечного риска в нынешнем мире, похоже, вы­ хода нет... Но прочь пес­ симизм! Ведь Фрэнк У. Абиг­ нейл все же с т еш честным и преус­ пел! Теперь он эк­ сперт по защите документов от фальсификации. Ну, конеч­ но: кому как не ему... Герой «Поймай меня, если сможешь» повторил зигзаг пиратов, что преследовали уже в офицерс­ ком чине и под королевским флагом былых своих собратьев по разбою, или судьбу легендарного начЕшьника парижской тайной полиции Видока, который тоже начинал как граби­ тель. Так что похождения молодого Фрэнка можно, пожа­ луй, считать просто производственной практикой будущего сотрудника отдела финансовых преступлений ФБР. И . НЕВЕРОВ. Рецензия публикуется в рамках всероссийской акции «Читают все!» ’уУлыбки наших читателей Х о ч у быть дворником ! А не наняться ли мне в дворники к людям, которые любят сорить деньгами? • Раскусить ближнего могут даже абсолютно беззу­ бые... • Если молчгшие золото, значит, все рыбки — золотые. • Если постоянно смот­ реть новости по ящику, то недолго и сыграть в ящик. • Выносить сор из избы некрасиво. Но выносить му­ сор все-таки нужно. Алексей ДЕДОВ . г. Липецк. Сам ая страшная клятва «Век телевизора не ви­ дать!» С о кр о ве н н ое Я тоже человек и могу делать людям гадости. • Она женщина принци­ пиальная: любит только блондинов. • Месячник культуры. А как быть с остальными один­ надцатью месяцами? Возм ездие Бог покарал клеветника: Язык отнялся. И рука. * * * О, нрав твой на диво легко постижим, Бесхитростный взгляд не лжет: Тебе хорошо, когда плохо другим, И наоборот. Эпи таф ия Лежит здесь добрый человек, Он был душой и телом ' русский, Он, верно, прожил бы и век, Но пил, к несчастью, без закуски. * * * Здоровый зуб мне вырвал стоматолог. Вскричал я грубо: «Что ты сделал, олух?!» Потом остыл и стал соображать: К чему мне зуб, коль , нечего жевать.* * * * Мой друг, уж лучше помолчи, Коль поделиться нечем. По мне — что недержанье речи, Что недержание мочи... Виктор ОСКОЛКОВ . г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz