Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

19 апреля 2005 г., № 76 (22454) Юбилей Повесть о Великой Отечественной Есть у него такой секрет ... Очень трудно писать о человеке, который одарен не только ярко, но и разносторонне. Попробуй-ка реши, какую грань его таланта выбрать? Не сказать о чем-то —обидно. Но и пытаться дать полное представление о личности в рамках газетной публикации — тоже нереально. Вот и я в таком затруд­ нительном положении. Во- первых, я категорически от­ казываюсь верить, что заслу­ женному деятелю науки РФ, доктору педагогических наук, профессору, известно­ му всей стране липчанину Ефиму Пассову 75 лет. Простите, Ефим Израилевич, но Вы явно набавили себе лишний деся­ ток. Видимо, по принципу «мои года — мое богатство». Во- вторых, я элементарно не знаю с чего начать. Логика требу­ ет прежде всего рассказать о созданной Вами уникальной методике обучения иностранному языку, а в ушах начинают звучать Ваши песни под гитару. Что важнее? Не знаю. Про­ сто — неразрывно (кстати, Вы так и не списали мне слова про «Эллу Губерман, которая свалилась с бревна»). Можно было бы пойти по простому пути и обратиться к Вашим ученикам, услышать, что, благодаря Вам, сложилась их профессиональная судьба, что Вы научили их любить не только сами уроки, но и подготовку к ним. Но это — учени­ ки. А есть ещелюбимые дети и внуки. Поделитесь секретом, где Вы берете время и силы, чтобы отдавать столько и стольким? Чтобы в любой момент сорваться с места и не­ стись в другой конец страны, где Ваши последователи нуж­ даются в помощи и поддержке? Признайтесь, где Вы раздо­ были личный генератор энергии? А ведь меня никто не поймет, если я не напишу о Вас как об ученом... Но, простите, я ведь не специалист и не мне рассуждать о преимуществах коммуникативной методики. Это дело Ваших последователей по всей России. Мне проще на примерах из жизни. Моя дочь и ее подружка начали с шести лет изучать английский язык именно по этой методи­ ке. Какой «перегруз детей», какой «подрыв здоровья из-за чрезмерного напряжения»?! Они ждали этих занятий, как праздника! Да и подготовка к ним уже превращалась в праз­ дник. Все получалось легко, интересно, даже весело. Ника­ кой зубрежки, никакого нудного заучивания транскрипций и алфавита. Кстати, алфавит они выучили за десять минут (ну, надо же его все-таки знать!), когда уже вполне прилич­ но говорили и читали. Благодаря этой методике ни у той, ни у другой не возникает никаких проблем с иностранным язы­ ком в вузе. Да что говорить, я уже спокойно отпускаю дочь одну за границу, зная, что она способна там свободно об­ щаться и решать все проблемы. Ну вот, а про Ваши стихи, про Ваши песни... Но тут уж я — пас. Тут надо слышать и слушать. Уважаемый Ефим Израилевич! Наша редакция присое­ диняется к хору поздравлений от Ваших учеников и коллег. Дай Вам Бог такой же неиссякаемой энергии и молодости духа еще на столько же лет! А все остальное непременно приложится. Елена БРЕДИС . ' Л ’у С т о строк юбиляра Танком по образованию Эта умная, точная статья сегодняшнего юбиляра Ефима Пассова была опубликована в редактируемом им журнале «Коммуникативная методика» под рубрикой «Позиция». Да, вот уж, действительно, позиция, иначе и не скажешь... Вдохновители и организаторы запланированной ими мо­ дернизации образования, очевидно, исповедуют тактику тан­ ка: как известно, эта машина прет вперед, подминая под себя все преграды или проламывая их и не обращая внима­ ния на «жалкие эмоции» и доводы. Но с танком, как ни странно, проще: можно его подорвать или (не дай Бог!) бро­ ситься под него. А как остановить «модернизацию»? «Мы до конца не осознаем, в каком состоянии находится наше образование, — восклицают новаторы, — так дальше жить нельзя, надо срочно менять систему!» Согласны: нельзя. Но, во-первых, образование находится в таком состоянии, потому что его довели до этого. И поче­ му-то ханжеские вопли о гибели российского образования мы слышим в основном от чиновников; большинство же уче­ ных и учителей до сих пор уверены, что, несмотря ни на что, российское образование пока еще остается во многом луч­ шим в мире. Вот что пишет доктор философии М. Ефроим- ский, живущий в США. «В бывшем Советском Союзе была лучшая в мире система образования. После долгих лет пре­ подавания в Гарварде, в университете Тафта, в других учеб­ ных заведениях я твердо могу заявить, что российские сту­ денты значительно превосходят американских... Нынешняя команда реформаторов пытается следовать американскому примеру. Когда, наконец, Президент и Дума поймут, что это угроза для страны? Хуже американской системы обществен­ ного образования и придумать невозможно». «Американцы столько знаний не дают своим ученикам, — звучит еще один «аргумент», — а живут лучше». Что верно, то верно: любой наш восьмиклассник легко справляется с их программой 11-го класса. Но как вам нра­ вится вывернутая наизнанку логика «аргумента»? Ну, опус­ тили мы наш уровень до американского примитивного праг­ матизма, от этого, что ли, наш ученик, став гражданином, будет жить лучше?! И разве Америка живет хорошо (эконо­ мически) потому, что содержание их образования прагмати- у чески ориентированно? Смешно... но не очень, потому что если в стране мешают образованные люди, значит, «подгни­ ло что-то в Датском королевстве». И гниль эта идет от фило­ софии модернизации, где провозглашен так называемый компетентностный подход, согласно которому его адепты предпочитают образованному и развитому народу ограничен­ ный (по знаниям и развитию) электорат и потребителя. «Все в мире становится глобальным. А наше образование остается национальным. Так не годится». Почему, спрашивается, не годится? «Разные страны отказываются признавать наши дипло­ мы». Ну и пусть отказываются. Это их проблемы, а не наши. Нашей заботой должен быть уровень образования, а не фор­ ма диплома и название специальности, переведенное с анг­ лийского. А уровень наш и содержание глубже и выше зару­ бежных. Если бы это было не так, то наших специалистов не закупали бы оптом и в розницу (200 000 наших математиков работают в СИТА). Что касается глобального и национально­ го характера образования, то не надо демагогически спеку­ лировать на противопоставлении этих понятий. Глобальность не должна исключать и подменять национальных черт. Она придает национальному образованию общечеловеческое зву­ чание, точно так же национальное своеобразие образования, являясь воплощением и основой национальных интересов страны, обогащает все общечеловеческое. Но если кому-то и выгодно, чтобы наше образование потеряло свою основу, то только не нашему обществу, не нашему народу, а только тем, кто хочет заслужить похвалу (а может быть, не только по­ хвалу) зарубежных благодетелей. Не слишком ли далеко, уважаемые коллеги и граждане, завели нас наши поводыри? Ведают ли они, что говорят?.. Ефим ПАССОВ. (Перепечатано с небольшими сокращениями) Глава пятьдесят четвертая Пушкин в военной шинели Спустя сто четыре года после гибели Пушкина началась война, когда враг пытался уничтожить все, что было дорого России, что составляло гордость и славу соотечественников поэта. В том числе и святыни, связанные с самим Пушкиным. Так вышло, что наши земляки, уроженцы края, который называют прародиной русского гения, в страшные эти годы соприкоснулись с его посмертной, вернее —бессмертной судьбой и памятью. Более того, им довелось защищать и спасать его заповедник... Довелось сражаться с фашистами и пушкинским потомкам. Об этом —эти две короткие истории. Старший лейтенант Эта фотография известна не только пушкинистам. На ней запечатлена короткая предупреждающая табличка: «Могила А.С. Пушкина. За­ минирована. Входить нельзя. Ст. лейтенант Старчеус». Эта табличка выставлена в музее Успенского собора рядом с Пушкинским музе­ ем-заповедником. Писатель В. Азаров в сво­ ей книге рассказал о том, кто он был, тот самый старший лейтенант, что разминировал в июле 1944 года могилу по­ эта. Личность офицера уста­ новили «красные следопы­ ты» псковской школы № 17. Григорий Старчеус оказался уроженцем деревни Покров­ ка под Усманью. Ныне это территория Покровского сельсовета Добринского рай­ она Липецкой области. В. Азаров пишет, что в эти места семья Старчеусов переселилась с Украины. Отец Григория, безземель­ ный крестьянин, отправился на Тамбовщину в поисках заработка. В Покровке Ус- манского уезда и появился на свет сын Игната и Ганны Старчеусов Гриша. Случи­ лось это за год до Первой мировой войны. Старчеус-младший после школы работал избачом, слу­ жил в армии, стал геолого­ разведчиком. На четвертый день после начала Великой Отечественной ушел на фронт. Саперной роте, кото­ рой он командовал, довелось освобождать Елец, прорывать Ленинградскую блокаду, сра­ жаться на Курской дуге, фор­ сировать Днепр. В июле 44-го советские воины изгнали захватчиков из Пушкинских Гор. Там действовал приказ: у Свято­ горского монастыря, в селе Михайловском не стрелять, не применять гранаты. Враги понимали,что зна­ чит это место для каждого россиянина. И заминировали все вокруг с особой изощрен­ ностью: всюду фугасные бом­ бы, противопехотные и про­ тивотанковые мины, ящики с толом, часовые механизмы, взрыватели, страшные сюр­ призы, хитроумно замаски­ рованные. Потом специалис­ ты подсчитали: только в ог­ раде Святогорского монасты­ ря было заложено и замаски­ ровано свыше четырех тысяч мин! Автор книги «На берегу Сороти» В. Азаров попытал­ ся с некоторыми беллетрис­ тическими допусками восста­ новить события, повествуя о Григории Старчеусе и его бойцах. «Машина, на которой Старчеус приехал с неболь­ шой оперативной группой, остановилась невдалеке от Михайловского. На земле лежал затоптан­ ный, прострелянный портрет Пушкина. Солдаты подняли его и прислонили к дереву. Портрет был изрешечен пу­ лями, очевидно, в него стре­ ляли с близкого расстояния. «Как в мишень», — по­ думал Старчеус. По аллеям было трудно, порой невозможно пройти. По обе стороны обожженных деревьев вилась колючая про­ волока. Кое-где лежали обез­ вреженные мины. А сколько их еще здесь таится?! Каж­ дая аллея, каждая тропинка в лесу были заминированы. В Михайловском и Три- горском, в Пушкинских Го­ рах наступил длительный период борьбы с невидимым, замаскированным врагом — минами. Поручение, данное опера­ тивной группе, было выпол­ нено. Следовало немедля воз­ вращаться в распоряжение своей части. Но разве могли Старчеус и его товарищи, побыв вбли­ зи Пушкинских Гор, мино­ вать Святогорский Монас­ тырь, пушкинскую могилу?! На развилке дороги, кру­ то сворачивающей в сторону поселка, шофер притормозил машину. На холме, обнесенном ста­ ринной стеною, возвышался монастырь. Четыре века звучали с этого холма колокола Свято­ горского монастыря, стояв­ шего подобно часовому рус­ ского государства. Теперь самый большой колокол, рас­ колотый снарядом, лежал на земле. Старые липы были искалечены. Впереди — глубокая яма после недавнего взрыва. Здесь лучше пройти пешком. Саперы вошли через вос­ точные (Анастасьевские) во­ рота в монастырский двор. Прямо на земле, покрытой раздробленным кирпичом, обломками ржавого металла, листами, выдранными из ста­ ринных рукописных церков­ ных книг, лежали два непод­ вижных тела. Одно, прикры­ тое офицерской шинелью, другое — маленькое, мальчи­ шески легкое. — Не убереглись! — вос­ кликнул пожилой сапер. Стоявшие рядом бойцы рассказывали: «Один — май­ ор, врач. А мальчик из мест­ ных. Только вступили на нижние ступеньки — подо­ рвались». Было приказано, чтобы все, кто находился у подно­ жья собора, покинули двор. У калитки уже стоял часо­ вой... А по обеим сторонам лест­ ницы, по склонам буйно по­ росшего дикой травой хол­ ма вились почти незаметные, опасные тропки. Путь наверх требовал ве­ личайшего напряжения. До­ статочно было неосторожно­ го шага, чтобы мины, кото­ рыми эта земля была начи­ нена, мгновенно взорвались. И вот Старчеус у памятника, прикрытого досками. Разве таким думал увидеть его са­ пер?! Старчеус внимательно ог­ ляделся. Так и есть. Места­ ми трава пожелтела. Там на­ верняка спрятаны мины. Соблюдая предельную ос­ торожность, Старчеус сошел с холма. Лейтенант Новиков, чьи посты стояли у входа в монастырь, чтобы предотвра­ тить ненужные жертвы, со­ провождал сапера... Старчеус поглядел вокруг, на чем бы сделать надпись. Он подобрал небольшую доску, выломанную, очевид­ но, немцами из монастырско­ го пола, и написал каранда­ шом: «Могила А.С. Пушки­ на. Заминирована. Входить нельзя». ...А через три месяца ко­ мандир роты 17-й инженер­ но-саперной бригады старший лейтенант Григорий Игнать­ евич Старчеус погиб при вы­ полнении боевого задания. «А правнук — тот освобождал Европу...» В талантливой лиричес­ кой хронике «Дороги прав­ нуков Пушкина» наш земляк Владимир Федоров вспоми­ нает о своем елецком детстве, о том, как его однокашники- первоклашки слушали стихи Пушкина, как мальчишки и девчонки смотрели спек­ такль о гибели поэта... Есть у Федорова и такие примечательные строки: М а н и л и П уш к и н ы х к р ут ы е т ропы . П о эт а сы н освобож дал Б о л га р ию , А п р а в н у к — т от о свобож дал Е вр о п у . Да, это было так. Итожа деяния своих предков и как бы предвидя участь потомков, Александр Сергеевич писал, что имя Пушкиных «встреча­ ется поминутно в нашей ис­ тории». В 1950-е годы худож­ ник В. Переяславец создал необычный коллективный портрет «Потомки А,С. Пуш­ кина — участники Великой Отечественной войны». На нем изображены О.В. Колог- ривов, Г.Г. Пушкин, С.Е. Клименко, С.Б. Пушкин, Б.Б. Пушкин, А.В. Кологривов. С врагом бились и строки поэта: Ст раш и сь , о р а т ь и н о п л ем ен ны х ! Р о ссии д в и н у л и с ь сы ны ; В о с ст а л и ст а р и млад,, Л ет я т н а д ер зн о в ен н ы х , С ердца и х мщ ен ьем зажж ены ..., — и те, в чьих жилах текла кровь великого предка. Мне посчастливилось по­ знакомиться с его правнуком кавалером орденов Красной Звезды, Отечественной войны второй степени и других бое­ вых наград Григорием Гри­ горьевичем Пушкиным. Он рассказал, что родил­ ся в 1913 году (считай, ровес­ ник Старчеуса), двенадцати лет поступил сразу в пятый класс семилетки, где препо­ давала его мать Юлия Нико­ лаевна Пушкина. Потом сель­ хозтехникум, Всесоюзный институт животноводства, работа в микробиологической лаборатории. В 1934 году до­ срочно, по спецнабору, ушел в армию. Воевал с белофин­ нами. Ссентября 1941-го Гри­ горий Пушкин находился в специальном партизанском отряде, действовавшем на Наро-Фоминском и Волоко­ ламском направлениях.' Ему довелось быть разведчиком, командовать подразделением особого назначения, сражать­ ся на Западном, Втором Ук­ раинском фронтах, под Ста­ рой Руссбй, на Курской дуге, освобождать Харьков, Сумы, Николаев, Керчь, форсиро­ вать Днепр. У моего сына хранится подаренная Григорием Гри­ горьевичем репродукция пор­ трета Пушкина кисти Орес­ та Кипренского. Там стоит автограф правнука великого поэта... Василий ШАХОВ, доктор филологических наук, профессор Липецкого государственного технологического университета, руководитель научно-просветительского центра «Липецкая энциклопедия». г. Липецк. СЗ < о а д ш ||1! ■ Р е зул ь та ты р о зы гр ы ш а «ради у ч а с тн и ко в ко р п о р а ти вн о й п р о гр а м м ы К л уб «З ол о тая ка р та » (I кв а р та л 3 0 0 5 г . М у з а к а л ь и ы й ц е н тр ЗОГМУ 8 Р Х - 7 4041СЮ133, 40«100/10, 4С41031б6>40410-1011,404100848,404100774 40410Ш10, 404100322, 4041048т4041С83676,4041Ш7Ш,404100822, 404103083,4041 ЖШЖ, 404103844, 404108873 ЗсаН&ьъ 0 4 3 вдомссбр 404100113, 4041ОСИ16,404100130, «341Ш119,404100880, 404104888,404103040, 404108304, 404100878,404103841, 484100631, 404102310,404100840,404100368, 4*34103501,4041008*36.404103048,'404100844, 404102902, 404100783, 404100788*404103881, 40410030»,404100710, 404100744 Р а д иоп ри ем н и к А т~В6 ■.:.. .■. : 404100388*40410208-Й,404100274, 404102013, 404104268 в и д е о к ам е р а ОУС ВЙНРХ16в 404100889 В и д е о кам е р а З а г т и п д 010 2 1 404108887, 404108818 4041 «ШКЗ®, 40410ШЙВ8 Д о м аш н и й К и н о т е а т р в а т а и п д Н Т -0 8 7 5 0 М 404100788 Домашнийкинотеатр88К 1010 404100784, 404100812, 404100308 Ломтерезка ВоэсН 4В00 404100718, 404102888,404100777,404100120. 404100897, 404102998 404100187, 404108087.404100040, ; паШтятъгт»т и щ к т призов18 ящжпя по «лрису:г-Липецк уп Г 102 8005г,в1 2-00 а копферопц-залЗАО'/ЬпсзцкгчвфтепродухТ' ЛицензийАМ*991$75от26.02,9?г.8мд, Уин. Тьптт ижергетсиРФ ЛИПЕЦКАЯ 1 ( 7 1 1--------- г а з е т а — .хгзрк Ритм нашей жизни: В МИРЕ Президент Ирака не хочет убивать Хусейна Президент Ирака, курд по происхождению, Джалаль Талабани заявил, что не станет подписывать смертный приговор Саддаму Хусейну, несмотря на все страдания, которые бывший диктатор причинил курдскому народу. Однако в интервью ВВС Иеиге давний противник смертной казни признал, что не может поручится за то, что его заместители поддержат его точку зрения. «Они за то, чтобы казнить Саддама, не дожидаясь реше­ ния суда. Я думаю, что со своим мнением окажусь в одиноче­ стве», — поделился своими опасениями Талабани. Решение о казни Хусейна должно быть одобрено как самим президен­ том, так и обоими вице-президентами, представляющими сун­ нитов и шиитов, напоминает информационное агентство. Между тем в начале апреля Талабани пообещал провести в стране масштабную амнистию. По его словам, этот шаг предусматривает прощение даже тех боевиков, которые со­ вершали убийства правительственных солдат. Кроме того, лидеры иракских экстремистов сделали новой администрации Ирака предложение, в соответствии с которым боевики прекратят сопротивление в обмен на отказ властей от казни Саддама. По некоторым данным, в настоящее время ад­ министрация всерьез рассматривает это предложение национа- листов-суннитов и бывших членов партии Хусейна «Баас». Американцев не любят из-за Буша Главное контрольное управление Конгресса США выяснило, как в мире относятся к Соединенным Штатам. Результаты исследований были обнародованы в специальном докладе. «Недавние опросы общественного мнения показывают, что антиамериканизм расширяется и углубляется по всему миру», — отмечается там. По мнению авторов исследования, «по­ добные антиамериканские настроения могут привести за ру­ бежом к росту поддержки терроризма, направленного про­ тив американцев». Кроме того, в докладе обращается внимание на то, что усиление антиамериканизма в мире может «сказаться на сто­ имости и эффективности (американских) военных операций, сузить возможности для объединения США с другими стра­ нами для достижения общих политических целей, а также уменьшить энтузиазм зарубежной общественности по отно­ шению к деловым услугам и товарам из США». Конгресс винит в произошедшем администрацию прези­ дента Буша. По мнению докладчиков, окружение президен­ та давно должно было разработать стратегию по улучшению имиджа США за рубежом. «Голубые береты» будут учиться воевать вместе с немцами Россия и Германия готовятся к проведению совместных военных учений Воздушно-десантных войск. Об этом заявил командующий ВДВ РФ Александр Кол­ маков. По его словам, вопрос о совместных российско-гер­ манских учениях прорабатывается. Возможно, они состоят­ ся уже в этом году. Он не стал рассказывать о подробностях планов по совместным учениям, сославшись на то, что этот вопрос находится лишь в начальной стадии проработки. Колмаков также заявил, что к 2007 году все соединения ВДВ будут переведены на контрактный способ комплектова­ ния. Уже в 2005 году на контракт перейдут 98-я дивизия в Иванойё и 31-я бригада в Ульяйовске. «На 2006 год планируем перевод на контракт остальных наших соединений. Пока никаких отклонений нет, мы рабо­ таем в полном соответствии с планом», — сказал командую­ щий ВДВ. От всех ворот поворот Американские службы безопасности уверены, что предотвратили очередной теракт с применением самолета, передает Йежвжеек. Как стало известно, 8 апреля 2005 года самолету авиаком­ пании КЬМ, направлявшемуся из Амстердама в Мехико, был запрещен доступ в воздушное пространство США. Дело в том, что американские спецслужбы, ознакомившись со списком пассажиров и проверив его по базе данных подозрительных лиц, доступ которых на территорию страны закрыт, обнаружи­ ли на борту самолета двух братьев из Саудовской Аравии, ра­ нее обучавшихся в той же летной школе в Аризоне, что и Хани Ханжур, один из угонщиков самолетов 11 сентября 2001 года. После того как самолет не смог попасть в США, он попы­ тался совершить посадку на территории Канады, но канадс­ кие спецслужбы также отказались его принять. В результа­ те лайнеру пришлось возвращаться обратно в Амстердам. Там подозрительных братьев допросили и отпустили, так как никаких прямых доказательств того, что они готовили те­ ракт, обнаружить не удалось. Тогда саудовцы попытались отправиться в Англию, но английские спецслужбы отказали им во въезде, и те верну­ лись обратно в Саудовскую Аравию, где ими занялись спец­ службы. По информации электронных СМИ . ^ К а д р ы Зачем корреспонденту мышь и кабель интерфейсный? Трудно представить себе современные СМИ без применения новых информационных технологий. Для того чтобы «рыцари пера и микрофона» владели ими так, как того требует жизнь, по инициативе управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций администрации области в липецком региональном центре Федерации Интернет-образования было организовано профессиональное обучение сотрудников редакций районных газет. Первые два потока слушателей (по двадцать человек в каж­ дом) уже защитили дипломные проекты. И, по словам замес­ тителя директора по учебной работе Центра Юрия Качановс- кого, весьма успешно: ни один студент не схлопотал по ито­ гам занятий «тройки»; «четверка» — и та была большой ред­ костью. Отдельные студенты умудрились представить на сво­ ей защите не одну, а несколько работ, различных по своей профессиональной направленности. Теперь полученные на за­ нятиях знания, методики, приемы и технологии журналис­ там предстоит применить на практике. Благо, возможностей для этого у районщиков год от года все больше: редакции газет активно оснащаются современным компьютерным обо­ рудованием, в повседневной деятельности журналисты все чаще используют Интернет-технологии. — Такая учеба, — сказал в беседе с корреспондентом «ЛГ» начальник управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Александр Кардаш, — будет проводиться для представителей местных СМИ и в даль­ нейшем. В частности, в форме мастер-классов для творчес­ ких и технических сотрудников редакций на базе как липец­ кого регионального центра Федерации Интернет-образования, так и Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина. Александр БОЧКАРЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz