Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а 16 апреля 2005 г., № 74 -75 (22452-22453) Спецвыпуск Липецкого областного краеведческс музея и редакции ^ Слово о Феофане Затворнике С верой и любовью Когда его еще звали Георгий Говоров и он учился в духовной академии, он испытал особое чувство, войдя в Киево-Печерскую лавру. Позже он назовет ее неземной обителью. Тогда Говоров еще не мог знать, что такое же чувство неземной чистоты и глубины будет рождаться благодаря ему самому, благодаря страницам книг, им написанных, благодаря знакомству с его жизнью, полной трудов и любви —к Богу и людям. Он появился на свет 22 января 1815 года в селе Чернава (ныне Измалковский район) в семье свя щенника. Прекрасно учился — сперва в духовном училище в Лив- нах, потом в Орловской семинарии и, наконец, в Киевской духовной академии. В 1841 году Георгий Говоров получил степень магистра и при нял монашеский постриг под име нем Феофана. Совсем еще моло дым он назначается ректором Ки- ево-Софиевского духовного учили ща. Талантливого воспитателя и педагога не могли не заметить. Феофана переводят в Петербург скую духовную академию на долж ность бакалавра кафедры нрав ственного и пасторского богосло вия. Он не только читает лекции, но и сотрудничает в газетах и жур налах, впоследствии его статьи лягут в основу книги «Путь к спасению». 1847 год — особый в судьбе Феофана: он отправляется с Рус ской духовной миссией в Палестину. Шесть лет он там неустанно трудится, учит языки, вчитывается в древние рукописи книгохрани лищ Афона. Эта работа и служение были прерваны в начале Крымской вой ны, когда Русская духовная миссия отзывается в Россию. Феофан возвращается в Петербургскую духовную академию, однако через несколько лет, как большой знаток Востока, едет в Константино поль. За свои труды он возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Посольской церкви в этом древнем городе. Там была непростая обстановка, возникшая из-за конфликтов между греками и болгарами. По поручению Синода Феофан изучает причины распри, его отчет сыграл свою роль в объяснении истоков вражды. В Константинополе энергичный архимандрит успевает и выполнять свои пастырские обязанности, и заниматься литератур ной деятельностью, и открыть госпиталь для русских матросов и паломников. После долгого отсутствия на родине Феофан приезжает вновь в Петербург. Теперь он ректор духовной академии. Ему Чу1ъ больше сорока, однако он уже хорошо известен не только в церковных кругах. Его публицистику читают многие, поскольку она содержит мысли о путях прогресса, о справедливом распределении матери альных благ в обществе, о взаимозависимости духовных и матери альных начал. Он озабочен тем, что «современный дух мира, обще ства» есть «дух вражды на Бога», что люди холодны и равнодушны друг к другу. Феофан признает, что внешние (социальные, экономи ческие) формы жизни требуют перемен. Но прогресс связывает преж де всего с нравственно-духовными изменениями в человеке. Все эти взгляды изложены в книгах «Что есть духовная жизнь...» и «Сло ва архимандрита Феофана». 1859 год. Феофан принимает сан епископа и становится управ ляющим Тамбовской епархией. Всего четыре года продолжалась его деятельность в нашем крае, но он многое сумел сделать для под держки народного образования, заботился о духовных учебных за ведениях, в том числе в Липецке, открыл ряд церковно-приходских школ в селах й деревнях, а в городах — воскресные школы грамот ности, женское епархиальное училище. При нем начала выходить газета «Тамбовские епархиальные ведомости». Им изданы два тома проповедей, обращенных к тамбовской пастве, книга «Письма о хри стианской жизни». Он принимает участие в торжествах при откры тии святых мощей святителя Тихона Задонского в Задонске. 1866 год. 25 лет служил церкви Феофан, а теперь уходит на покой и поселяется в монастыре Вышинская пустынь Шацкого уез да Тамбовской области. Отныне его главное дело — литература, переводы. Он с юных лет, по собственному признанию, стремился к уединению. И спустя шесть лет после того, как оказался в монасты ре, решил вести затворническую жизнь, за что его и стали называть Феофан Затворник. Но его уединение было заполнено размышлениями и литератур ными трудами. Только письма многим лицам — от сановника до крестьянина, собранные и изданные после его смерти, составили восемь томов. Люди постоянно ждали от него совета, наставления, обращались с разными просьбами. Он активно следит за всем, что происходит и в церкви, и в стра не, у него огромная библиотека. Из-под его пера выходят ясные, доступные и вместе с тем глубокие философско-нравственные и богословские работы. Среди переводов с древнегреческого важ нейшее место занимают пять томов «Добротолюбия», содержащие творения отцов церкви Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника и других выдающихся мужей. Составил Феофан и сбор ник «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по чис лам месяца», это предшественник толстовского «Круга чтения». Пи сал он также стихи... В 1890 году Феофан Затворник удостаивается звания доктора богословия. Все духовные академии России избирают его своим почетным членом. Жить ему оставалось четыре года... «Умирающие, — писал Вла дыка, — продолжают и на земле жить в памяти живущих через доб рые дела свои... Только даруй, Боже, почить о Господе, чтобы с Господом быть всегда...» Так и случилось. Имя Феофана Затворника вошло в историю церкви и отечественной мысли и литературы. А в год тысячелетия Крещения Руси Феофан был причислен к лику святых. Александр ЯБЛОНСКИЙ . ' у Из семейной хроники Сыновья русского офицера Все переплелось в судьбе и моей, и двух моих братьев — родного Юрия и двоюродного Эдика: репрессии, война, правда и ложь времени, боль и надежда. От деда, украинца Ивана Андрюха, унаследовали мы не только его длинный рыхлый нос, но и характер — трудный, на чей-то взгляд даже нелепый. Сам того не ведая, он сильно подвел младшего внука: в молодости —для благозвучия, наверное, —заменил одну-единственную буковку в фамилии —стал по паспорту Иван Андрух. И это несчастное невинное «у» перевернуло всю жизнь внука. Дед страшно гордился медалью «За взятие крепости Геок-Тепе» в Средней Азии. Он был неукротимый человек. Уехал на строительство Транссиба, до служился до десятника. На старости лет жил у дочери, молился Богу. Но не дано ему было спокойно умереть. Началась война. Он ждал победы, посылал стихи Сталину. Сочинять стихи — эту слабость он тоже передал наследникам. А однаж ды вдруг исчез из дома — уехал искать в ближних Саянах золото для Победы. И сгинул там в свои восемьдесят два года. Видно, медаль Иван Андрюх-Андрух получил не зря. Была у мужчин нашего семейства военная жилка. Наш с Юрием отец служил верой и правдой царю и Рос сии. Но мы не знали об этом. Мать хра нила тайну, ибо «клеймо» — дети царс кого офицера — закрыло бы сыновьям все пути-дороги. Юрий так и не успел узнать, кто был наш отец. Но именно ему суждено было стать профессиональным военным. Более того — получить Звезду Героя Советского Союза. После девяти классов он уехал в Крас ноярск, поступил в речной техникум. А тут призыв вождя: Родине нужны лет чики и шоферы. Вот и пошел Юрий в летное училище. Война застала его в Во ронеже, где он служил летчиком-инст- руктором ДОСААФ. С первых дней в дальней авиации бомбил врага. Война в его рассказах виделась не по-газетному. Да, воевали, но и хотели выжить. Батя- командир вызывал к себе в палатку, ты кал в карту: опять приказ бомбить про клятую цель. «Проклятую», потому что никто еще обратно не вернулся. И вот, понимая, что приказ напрасный, что раз бомбить цель все равно не удастся, хит рили, чтобы выжить, — облетали гибель ное место, берегли себя и технику. Однако сибиряки умели стоять на смерть. Дело было в 1943 году в глубо ком немецком тылу. При подлете наших бомбардировщиков юркие мессеры «уб рали» «ястребков» прикрытия. Что де лать? Возвращаться? Или идти почти на верную гибель? Решили прорываться на бреющем. И все удалось: дотянули-таки, «разгрузились». А когда увидели, как высоко взметнулось пламя внизу — за кричали: «Ура, за Родину!» Но полыхала и наша машина. А над ней факелом болтался парашютист. Нем цы затушили пламя на летчике, только лицо обгорело. Позже, через полвека, ре дактор очерка о Юрии спросит меня, по чему у брата такой странный цвет лица. Теперь, после смерти Юры, можно было открыть еще одну семейную тайну. Нем цы поняли, что взяли в плен важную пти цу. Лицо обмотали бинтами, подлечили — и срочно в Берлин, в гестапо — на пытки и смерть. Каким образом ему уда лось вырваться из лап врага, знает лишь Бог, а сам он не любил об этом говорить. Два месяца пробирался к своим. Но как им, своим-то, сказать правду? Он же рас писался под приказом Главкома: у нас нет пленных, есть предатели. Скрыл факт плена — получил за мужественно выпол ненное задание Звезду Героя. Хотя за по бег ему следовало бы дать вторую! Редак тор очерка о героях- земляках, видно, ду мал по-сталински и не написал об этом. В отличие от Юрия я раскопал исто рию отца. Он из-под Вятки, из фамиль ной деревни (нынче на окраине города есть улица Петелиных) сбежал подрост ком в Сибирь. Встал на ноги, был грамо тен, даже образован. Началась Первая ми ровая. Формировался офицерский кор пус — отец получил младший офицер ский чин. Затем революция, развал армии. Ро дители вернулись в Красноярск. Мимо проходил колчаковский эшелон. Отца мобилизовали. Потом это чуть не обер нулось для него расстрелом. Отделался ссылкой. Умер в 1927 году. Мне довелось, как и отцу, бежать из родного дома. Только в обратную сторо ну: из Сибири в столицу. Я был рьяный комсомолец. И меня, и моих ровесников поразило и испугало, когда нашего това рища Кольку Тимохина выгнали из де сятого класса, а его отцу приварили де сятку за «антисоветское воспитание сына». Вся колькина вина — он из ре зинки мякишем пробил бумажный пор трет Сталина. Я решил, что это тут, вда ли от Москвы, так за пустяк наказать возможно, а там, в столице, — справед ливость. Вот и рвался после школы вМос кву. Доехал зайцем. Поступил в инсти тут. А тут подоспел закон о платности обучения: полугодие — 150 руб. Мать по лучала 200. Мне, стало быть, вылетать. Провинциальный наивняк, на «основах марксизма-ленинизма» я задал вопрос преподавателю: почему ввели плату, ведь в Конституции записано, что бесплатно? Москвичи-студенты замерли, преподава тель, как ошпаренный, выскочил из ауди тории. Позже, на следствии, я читал его донос «о нездоровых настроениях студен та». Случился у меня и другой грех, о нем напомнила мне через шестьдесят лет Наталья Дмитриевна Солженицына при встрече в «Фонде» Александра Исаеви ча. Она спросила: «Все-таки почему, Бо рис Николаевич, вы один не встали?» Почему — трудно ответить. Это произошло в предпраздничник 5 ноября 1940 года. Я сидел в первом ряду амфитеатра на пятьсот мест — всем ви ден. После зачтения парторгом доклада все встали, комсорги стали орать: «Сла ва великому Сталину!» Оралиминут пять. Я вмялся в сидение, но не встал. Поче му? От самолюбия и гордости? Нет, по жалуй, было даже стыдно: все стоят, а я — сижу... Но сидел. После доклада и концерта начались танцы. Я танцевать не умел. И тоже от сиделся, смущенный, в углу. Подходили москвички, красивые, разодетые, разгля дывали меня бесцеременно, но вроде как сочувственно. Кто-то показывал пальцем: вот он! Назавтра арестовали. На Лубянке я стоял перед замом Берии Кабуло, при держивая штаны (все пуговицы для уни жения обрезали). Он выкрикивал паскуд ные слова. Но я, видать, неисправимо уп рямый хохол и чокнутый русак. К изум лению девяти сокамерников семнадца тилетний сосунок объявил голодовку протеста. Может, первую в этом царстве страха. Разве по своему разумению я по ступал? Дважды прошел «обработку» — так в 40-м году назывались лубянские пытки. В итоге: пять лет ИТЛ, ст. 58 п. 10 и 8 плюс два года ссылки. В лагере быстро понял, кто истинный враг наро да. И вразумлен был свыше: остаток жиз ни положить на освобождение людей от страха. А теперь о судьбе младшего, двоюрод ного, брата Эдуарда. Она безжалостна и трагична, это тоже символ лихолетья. Дед наградил его странной фамилией — Анд рух, отец дал модное в 20-е годы нерус ское имя. Отца Эдуарда арестовали в 1932 году за политику. Детей — сына и дочь — распределили в детприемник НКВД — КГБ. И вот оно — биение крови: семилет ний мальчик узнает, что отца по этапу увозят на Дальний Восток, и бежит из детдома, цепляется за вагон. Так он ста новится сыном не полка, а ВОХРа. Дру жил с малолетними лагерниками. Ста- лин-то распорядился и двенадцатилеток сажать, даже расстреливать. Отец Эдуар да погиб в лагере. Паренек стал подраба тывать, а может, и подворовывать. Началась война. Засекли Эдика на невыходе. За такой проступок он должен был получить условно и 25 процентов вычетов. Но судья оказался бдительным. Взглянул ясными очами — Эдуард Анд рух. Решил: немец. И приварил мальцу десять лет — за контрреволюционный са ботаж. Трижды бежал Эдуард из лагеря, просил в письмах: тетя, напишите — я не немец. Но отпахал шестнадцать лет. Потом разрешили прописаться в Орске. Был одержим одной мыслью: найти род ного человека — сестру Катю. Об этом и стихи его этой поры. Пошел к прокурору узнать о Екатерине. А тот ему: «Тебе мало было шестнадцати лет?» Это стало после дней каплей. Эдуард напился по-русски — и повесился. Эта семейная хроника — в какой-то мере зеркало, пусть и совсем маленькое, в котором отразились без малого сто лет России. Трагедия и сила страны. Эта сила проявилась не только на фронте, но и там, где безвинно оказались миллионы людей — терпели, духовно сопротивлялись не справедливости, насилию и прозревали... Сегодня я один, последний, живу за двух моих братьев. Бог дал почти уже дождаться шестидесятилетия Победы, за которую воевал Юрий. Смотрю вокруг, думаю и испытываю старую боль, старую русскую горечь. Вроде произошли пере мены, да только стала ли жизнь добрее, достойнее, свободнее? Трудно смирить ся, что юбилей Победы, какой бы ценой она ни досталась, будут праздновать люди, которые так и не распрямились. Все кругом продается и покупается. Рус ский человек хозяина боится сегодня больше, чем раньше КГБ... Когда-то слезами горючими Надежду омыла мать, Не ведая, как сын измученный Станет на Бога роптать... Омытая слезами надежда... И все тот же вечный русский вопрос: выживем ли? Возродимся ли? Не зря ли было все то, что пережито? Борис ПЕТЕЛИН , ветеран войны и труда, председатель правозащитного общества , член Общественной палаты Липецкой области. ^ г Л 1 т е 1 ( К ( ) в е д е п п е «Даведаютпотомкиправославных...» Читатели «ЛГ» уже знают, что начался выпуск серии компактных учебных книг серии «Липецковедение». Только что в свет вышла вторая брошюра «Липецковедение: нравственно духовные уроки православной культуры». Ее автор и инициатор всего проекта —доктор филологических наук, профессор Липецкого технического университета Василий Шахов. Вот что он рассказал корреспонденту «ЛГ». 8 ,8 ,1 т ( ЛИПЕЦКОВЕДЕНИЕ УРОКИ ПРАВОСЛАВИЯ 2 — Думаю, наши поиски в сфере образования стоило бы определить короткой ц мудрой фразой из древнего трактата: «За алтари и очаги». Это — суть нравственного воспита ния ребенка, подростка. И здесь особое значение приоб ретает восстановление нера зумно прерванного диалога современной молодежи с клас сикой, которая, напомню, бук вально пропитана духом пра вославной культуры. Краеведение здесь стано вится одной из самых надеж ных опор. Отказ от него в школьных или вузовских про граммах — ошибка. Конечно, если мы не хотим все-таки окончательно развести, разъе динить образование и воспи тание. И не надо ссылаться на перегрузки учащихся! Поче му-то о перегрузках вспоми нают чаще всего, когда речь идет о знаниях, способствую щих духовному, гражданско му взрослению, самоопределе нию человека как звена вели кой истории великого народа. Поэтому-то я и взялся за под готовку «Липецковедения». Материалы брошюр в руках хорошего педагога дадут ему дополнительные возможности даже в рамках «учебных стан дартов» показать учащимся родные, липецкие, тропинки к Пушкину, Лермонтову, Тур геневу, Льву Толстому, Есени ну... Да и не только к литера торам, но и к ученым — Чап лыгину, Лодыгину, Басову. «Уроки православия» — это рассказ о шедеврах словес ного творчества, в которых от разились православные моти вы, этика и своеобразное по нимание красоты, родины, любви, свойственные нашему народу. Полагаю, что знаком ство с ними важно и для ве рующих, и для неверующих, и для представителей непра вославных конфессий, счита ющих себя россиянами и пат риотами. Ну кого оставят рав нодушными рассказ Пушкина о своей бабушке из Коренев- щино («Она, духов молитвой уклони, с усердием перекрес тит меня...») или лермонтовс кое: «И счастье я могу постиг нуть на земле, и в небесах я вижу Бога...»? Я не сомневаюсь: в разделе «Подвижники Православия», чьи герои — Сергий Радонеж ский, Стефан Яворский, Тихон Задонский, святитель Феофан, Амвросий Оптинский, или в эссе об Алексее Кольцове, Ива не Никитине, философах Хо мякове, Николае Данилевском каждый думающий читатель найдет свое, почувствует об щечеловеческий смысл напи санного этими русскими пра вославными людьми. Я поста рался привести побольше ори гинальных текстов —и стихов, и исторических свидетельств, и прозаических фрагментов, допустим, превосходных фило софско-психологических от рывков из книг Александра Левитова. Кстати, на могиль ном кресте этого писателя, «уроженца бывшего города Доброго», не случайно сказа но: «Александру Ивановичу Левитову, изобразившему горе сел, дорог и городов. Блажен ны алчущие и жаждущие правды». Разумеется, достойное, за служенное место уделено Ива ну Бунину. Его стихи «Огра да, крест,, зеленая могила...», «Новый храм», «Кадильни ца», «Бегство в Египет» и дру гие раскрывают глубокие чув ства и мысли, рожденные род ной землей, любовью к пред кам, народной вере. Есть в книге и есенинские, и пришвинские страницы, и Фет, и Тютчев... В общем, на деюсь, что этот выпуск «Ли пецковедения» будет полезен и педагогу, и школьнику, и студенту, и просто краеведу- любителю. ^Реставрация Еще раз о Доме Губина Сегодня в обществе то и дело возникают дискуссии о судьбе нашего культурно- исторического наследия. Большое внимание липчан привлекает и памятник федерального значения Дом Губина. В нем сейчас находится картинная галерея. Периодически журналисты и краеведы ломают копья по поводу того, принадлежал ли дом предкам Александра Пушкина. Ответ на этот вопрос еще предстоит дать, если повезет найти исторические | документы, подтверждающие или " опровергающие такие предположения. И все же чаще теперь спорят о реставрации дома. Чтобы его восстановить, потребовалось 25 миллионов рублей. Средства были выделены федеральным и областным бюджетами. Однако некоторые краеведы обеспокоены. Они говорят, например, о том, будто вложенные деньги себя не оправдали. Дескать, вместо того, чтобы каждый кирпич пропылесосить, реставраторы провели обыкновенный ремонт, подойдя к делу без должного профессионализма и уважения. Так это или нет? Вот что рассказал журналисту «ЛГ» сотрудник Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, федеральный архитектор- координатор по Липецкой области Николай СМИРНОВ. — Если честно, мне даже неловко опровергать подоб ные вещи. Один из краеведов, бросая уп реки, явно сам себе противоречит. Ска жем, он заявил в од ной из газет, что в здании сохранена часть деревянных пе рекрытий, а они, по его мнению, пожаро опасны. Так что же, их надо было убрать? Но ведь задача рес тавраторов как раз в том и состоит, чтобы восстановить, а по возможности сохра нить объект в первозданном виде. Слава Богу, в Доме Губина удалось сохранить все перекрытия полностью и одновременно привести их в соответствие с нормами техники безопасности. Сложно понять, за что же тут укорять строителей. И далее все претензии в том же духе. В частности, публике сообщается, что уничтожена лепнина, многие печи и камины в комнатах, а старинные рамы на окнах заменены пластиковы ми... Я постоянно курировал реставрационные работы и смело могу сказать: это не так. Ничего из того, что можно было спа сти, не выброшено и не уничтожено. Рамы, которые мы заме нили на аналогичные, датируются серединой прошлого, XX, века, то есть это далеко не та «столярка», которая была здесь изначально. А уж о пластике в Доме Губина вообще не может быть и речи. Как ни странно, современные пластмассовые кон струкции стоят дороже самых качественных деревянных, и мы бы даже просто не уложились в смету. Что касается печных изразцов, то нам действительно пришлось заново переклады вать две печи, поскольку они были в аварийном состоянии и восстановлению без разборки не подлежали. А все изразцы вос становили по сохранившимся образцам. ' о Теперь о фасаде Дома Губина. На момент начала реставра ционных работ сложного декора там не было, и мы, к сожале нию, не имели достаточных данных для того, чтобы придать зданию изначальный вид. Единственное, чем мы располагали, — небольшой фрагмент декора, но и он, однако, тоже уже ре монтировался в 40-е годы прошлого столетия. Особо подчерк ну: для реставраторов фасад — это всегда святое, и мы очень бережно восстановили все, что могли. Балкон, который хоро шо виден на гравюре XIX века, рабочие сохранили, хотя, воз можно, когда дом строился, его там и не было. Что касается ресторана, который сделал свою пристройку к зданию, то, несомненно, его крыльцо должно отвечать общему стилю, и это непонятное сооружение обязательно следует пере делать. Но в то же время не будем забывать: такая аренда — один из способов эксплуатации памятника, которые помогают его сохранить. Особо подчеркну: арендатор не нанес вреда Дому Губина и содержал свою часть помещения в порядке. В Москве с такими компромиссами сталкиваешься на каждом шагу, не редко они неизбежны. Теперь о территории, прилегающей к памятнику. Восста новить парадный въезд и калитки сегодня невозможно без того, чтобы не «вылезти» за так называемую «красную линию». Во рота придется ставить уже непосредственно на самой улице Ленина, это породит сразу массу проблем. Воссоздать в самом центре современного города изначальную среду, которая окру жала памятник двести лет назад, практически немыслимо. Главное препятствие — существующая нормативно-правовая база. В заключение скажу о стоимости выполненных работ. Мне кажется, не все слышали такое словосочетание, как «приспо собление памятника». Специализированный свет, кондициони рование — все это стоит очень и очень дорого. А без той же современной системы вентиляции Дом Губина вряд ли просто ит долго. Исходя из своего опыта, отмечу: восстановление та кого здания в столице стоило бы примерно 80 миллионов руб лей. И мне остается удивляться, как в Липецке смогли уло житься в сумму втрое меньшую. А в результате получился хороший музей, где можно экспонировать произведения живо писи мирового уровня. Беседовал Федор КУЧУМОВ . ^П и с ьм о в «Былое» Связано с именем Горького Понимало архитекторов: им хочется придать даже улочкам небольшого городка или поселка европейский лоск. И они правы. Но при этом давайте не забывать: нельзя легко жертвовать тем, что отмечено печатью истории. Вот сейчас в Добринке преобразилась улица Горького. Очень хорошо! Но надо ли теперь «поднимать руку» на при вокзальное здание, именуемое «железнодорожными казарма ми»? Ведь оно связано с именем Горького. Когда-то Алексей Пешков в этих стенах проходил свои «университеты». Старые «казармы» — одно из последних сооружений по запрошлого века, уцелевших в поселке. Остальные, несмотря на возражения любителей старины, снесены. Ну так сохра ним хотя бы это! Сейчас в нем находится православный при ход. Но по району ходят упорные слухи, что, как только от кроется Никольский храм, на этом месте возведут то ли тор говый, то ли деловой центр. Будто для центра нельзя найти иную площадку! Здание, о котором идет речь, строилось, по свидетельству уже ушедших из жизни старожилов, для начальника стан ции, открывшейся в 1869 году. После смерти начальника стан ции В.Я. Интелевича там жил его сын — мировой судья. В начале восьмидесятых лет девятнадцатого века в доме разме стилось железнодорожное общежитие — «казармы». В 1888- 1889 годах в них обитал и Алексей Пешков. Позднее банкир Петров открыл там первый добринский банк. После револю ции в казармах размещался сельсовет. С 1926 года — школа, позднее — отдел народного образования... Да, это уже история. Мне представляется, что после того, как дом освободится, его стоит отреставрировать и устроить там музей Горького. Надеюсь, что руководство района при слушается к этому предложению и не позволит уничтожить здание, интересное для каждого неравнодушного человека. Игорь ВЕТЛОВСКИЙ , краевед .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz