Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

В Л И П Е Ц К Е совместный проект общероссийской общественно-политической газеты «Трибуна» и лучших региональных изданий России «КОЕ-КОМУ БАРДАК НА ДОРОГАХ НУЖЕН» В прошлом году на россий­ ских дорогах погибли почти 35 тысяч человек и еще 250 тысяч получили увечья. Об­ щий ущерб от ДТП равен 2,5 процента от ВВП. Это астро­ номическая цифра: экономи­ ка понесла бы аналогичные потери, если бы не работала такая отрасль, как целлю­ лозно-бумажная и деревооб­ рабатывающая. Между тем автомобилей в стране все больше и больше: с 1994 го­ да по 2004 год количество транспортных средств увели­ чилось в 2,3 раза. О том, как разрешить эту проблему, — разговор жур­ налистов «Трибуны» с началь­ ником Департамента обес­ печения безопасности до­ рожного движения МВД России генерал-лейтенантом Виктором КИРЬЯНОВЫМ ЧЕЛОВЕКЗАРУЛЕМ: Е I? - Виктор Николаевич, начнем с хрестоматийного вопроса: кто вино­ ват? — 80 процентов ДТП совершается именно по вине человека за рулем. И только 20 процентов приходится на плохую организацию дорожного дви­ жения, несовершенство конструкции машин и прочее. Самая актуальная проблема — превышение скорости. Вторая проблема — выезд на полосу встречного движения. Этот вид нару­ шения очень трудно выявить. А тя­ жесть последствий высока. Еще проблема — управление в не­ трезвом состоянии. Закон, ужесто­ чивший наказание, работает лишь с августа прошлого года, но количест­ во ДТП с участием пьяных водителей за 2004 год уже сократилось на 9,4 процента по сравнению с 2003-м. За январь, февраль и март этого года аналогичное снижение на 12,4 про­ цента. А это десятки и сотни жизней. - А почему бы в таком случае не поднять штрафы до уровня евро­ пейских стран? Человек поневоле задумается: а что же, дурак я, что ли, платить 500 долларов за пере­ сечение двойной сплошной? Ска­ жем, как в Финляндии. И занять жесткую позицию по отношению к возможным жалобам: ну как же так, а где социальная справедли­ вость - человек ездит на старень­ кой «классике», разве можно с него тайне деньги брать? Значит, не на­ до ездить на такой машине или ез­ ди, но не нарушай. — Согласен, я другой меры не вижу. Едет человек с семьей на дачу. Ну в чем его вина, что кто-то вылетел на полосу встречного движения и вре­ зался в его машину? Страдают ни в чем не повинные люди. Не так давно «Волга» вылетела на автобусную ос­ тановку, бабушка погибла, шесть че­ ловек ранены. Правильно, не надо исходить из того, что человек не мо­ жет заплатить большой штраф. Не можешь — не нарушай. Проблема необременительного для нарушителя размера штрафа порож­ дает и другую. По нашим данным, сегодня собираемость штрафов про­ центов 20, не больше. Изменить си­ туацию достаточно сложно, так как заниматься выплатой небольших штрафов — 50 или 100 рублей — су­ дебному приставу неинтересно. По­ чему? Просто невыгодно: издержки выше суммы штрафа. Мы предлага­ ем: давайте вводить проценты за не­ уплату штрафа, как во многих циви­ лизованных странах. А для этого не­ обходимо создать единую базу дан­ ных. Хотя надо признать, что создать подобную базу сложно, мы же не Сингапур, страна-то большая. И не всем у нас нужен порядок. Есть си­ лы, которые заинтересованы как раз в обратном. Назовем вещи своими именами: кое-кому нужен бардак. - Речь идет о политическом проти­ водействии? — Я бы не назвал это политическим противодействием. Не проходит не­ дели, чтобы я не выступал в Думе или не разъяснял нашу позицию в правительстве. И скажу, что на самом верху мы находим понимание. Но при этом есть отдельные чиновники, которые в силу свого хрестоматийно­ го нежелания чем-либо заниматься вставляют палки в колеса. Тем не менее активно работаем. Я думаю, результат будет, база создана будет. - Вы сказали, что на самом высо­ ком уровне понимание есть. В чем это выражается? — Не так давно меня пригласили в Администрацию президента, мы 40 минут очень обстоятельно разгова­ ривали. Принято решение этой и многим другим проблемам безопас­ ности дорожного движения посвя­ тить специальное заседание Госсове­ та. Это большая победа. Первое засе­ дание рабочей группы, кстати, уже состоялось. - Среди причин небезопасного пе­ редвижения по нашим дорогам - состояние самих дорог, не тан ли? — С большим удовольствием езжу за рулем, например, по трассе Москва — Санкт-Петербург. Не самая худ­ шая трасса, но сколько проблем! Вот, поставили отбойники. Они забрыз­ ганы грязью, не отражают свет, как положено. Бедные водители! Порой надо проявить виртуозное мастер­ ство, чтобы избежать с этими отбой­ никами столкновения. Да и по осве­ щению дорог надо очень предметно разобраться. Раньше на федеральных дорогах содержали светофоры органы испол­ нительной власти. Эти объекты отра­ ботали свой ресурс, их надо обнов­ лять. Но сегодня федеральное агент­ ство их не хочет брать на баланс, как это положено по закону, и как раз потому, что светофоры очень старые. А органы субъекта Федерации не должны их содержать. Идет перетя­ гивание каната. И фактически никто ни за что толком не отвечает... На Госсовете тоже будем поднимать эту проблему. - Виктор Николаевич, а почему че­ ловек без страховки не может про­ дать свою машину? Процесс прода­ жи занимает, предположим, пару недель. Ради этого приходится страховать минимум на полгода, а затем пытаться расторгнуть страхо­ вой договор и вернуть свои деньги назад. Почему у нас нельзя страхо­ вать, как за границей? Там ведь хоть на неделю машину застрахуют. Ведь туристов страхуют на десять дней! — Это вопрос к законодателям. Мы, кстати, эту проблему тоже поднима­ ли. Согласен, должна быть кратков­ ременная страховка. Хоть на неделю, хоть на месяц. Думаю, надо почаще к нашим депутатам обращаться. И нам, и вам. - А в целом 0САГ0 положительно или отрицательно сказалось на без­ опасности движения? — Пока надо подождать с выводами, накопить статистики для анализа. Я бы хотел остановиться на ином ас­ пекте ОСАГО. Почему бы для зако­ нопослушных водителей уже сегод­ ня не снизить вдвое стоимость по­ лиса ОСАГО? И, напротив, резко увеличить страховку для тех, кто на­ рушает правила и по чьей вине про­ исходят ДТП. - Страховщики будут против? —Очевидно. Боятся, что не справят­ ся с выплатами. Я не готов за них считать деньги, но ситуацию надо рассматривать. Мы постараемся сделать так, чтобы на так называемое «железо» (ДТП без причинения ущерба здоровью людей) инспектора не выезжали. Сколько мы на это тратим времени! Скажем, в гололед количество ДТП увеличива­ ется примерно в три раза. Водители справедливо жалуются на нерасто­ ропность инспекторов, мы принима­ ем меры, инспекторов заставляем ра­ ботать в две смены. А в идеале надо бы, как во всем мире: участники ДТП самостоятельно зафиксировали факт, обменялись полюсами, разъехались. И все! Пусть страховщики сами раз­ бираются. Мы вносим такие предло­ жения, идут долгие и совсем не про­ стые согласования. К слову, насчет претензий к лично­ му составу. Будем объективны: по­ смотрите, в каких они работают ус­ ловиях. Мы провели эксперимент по медицинскому освидетельствованию инспекторов, которые стоят в Моск­ ве на Кутузовском проспекте. Карти­ на-то получилась страшная. Инспек­ тора, отработавшие по 5 — 10 — 15 лет, столько свинца уже наглотались, что у этих людей фактически не оста­ лось здоровых органов. Вы, когда полчаса-час стоите в пробке, и то чувствуете, что дышать нечем. А они целыми днями на дороге! В Москве, в ряде других больших городов рабо­ тать просто невозможно. У меня сейчас главная задача —со­ хранить службу. Вот отобрали десять перспективных выпускников МАДИ, я лично проводил с ребятами собесе­ дование. Специалисты в области ор­ ганизации дорожного движения нужны позарез. И знаете, что в ито­ ге?! Ни один к нам работать не при­ шел. Кто-то из кандидатов только что женился, просит выделить хотя бы комнату. Кто-то хочет достойную зарплату. А мы не можем им этого предоставить. Проблем много... - А вы помните свой первый день за рулем? —Я из маленького городка —из Тих­ вина Ленинградской области. У нас в Доме пионеров был такой инструк­ тор — Ваня Трубка. Трубка — это не фамилия, просто мы, пацаны, его так называли, он всегда с трубкой ходил. Фронтовик. Пришел с войны с полу­ торкой, на ней и работал. И у него самое большое удовольствие было обучать детей на этой полуторке. Вот на ней я и учился. Первые ощущения за рулем? Да как будто полетел на ракете... Впоследствии я помог Дому пионеров эту полуторку сохранить, мы купили новую маши­ ну, а полуторку я забрал, она офици­ ально зарегистрирована на меня, на­ ходится в Санкт-Петербурге. - В рабочем состоянии? — В рабочем. Если потребуется, могу отдать на Парад на 9 Мая. - Вы сказали, что сами регулярно садитесь за руль. Не лихачите? —Лихачу я не на дорогах, а в Туши­ но, там специальная трасса проложе­ на. Я ведь президент Российской ав­ томобильной федерации. А после то­ го как там нагоняешься, то получа­ ешь удовольствие от спокойной езды по городу. ■ Подготовил Игорь ЕЛКОВ страна чзнает своих героев в лицо Мысленно ответьте на вопрос: «Лично вы, уважаемый читатель, мо­ жете вспомнить случай героизма сотрудников ГИБДД?» Скорее всего ответ положительный. На слуху история, ногда ин­ спектора остановили де­ зертиров и вступили с ни­ ми в неравный бой. А со­ всем недавно двое со­ трудников ГИБДД выта­ щили ребятишек из ог­ ня... Но все-таки, положа руку на сердце, надо при­ з ать, что негатив в СМИ, как правило, превалирует над позитивом. Хотя оче­ ви но, что воспитывать бщество надо на поло­ ж тель ых примерах. Ни­ где и никогда воспитание на отрицательных приме­ рах не приносило пользы. Редакция «Трибуны» ре­ шила внести свой посиль­ ный вклад в торжество соц альной справедливо­ сти. Интеллектуальный потен­ циал своих корреспон­ дентов в редакции и в реги нах, а также и всех газет, ноторые являются учас никами общефеде­ ральной программы «Три­ буна России», мы броса­ ем на шение достойной задачи: в течение года совместно с Государ­ ст нной инспекцией безопасности дорожного движения ищем сотруд­ ников ГИБДД, которые в нашей повседневной изни совершили подвиг. Ежегодно, за один месяц до профессионального праздника героев наших будущих публикаций (3 июля) жюри будет подво­ дить итоги конкурса. Со­ трудники ГИБДД, при­ знанные лучшими, полу­ чат дипл мы, ценные по­ дарки и специальные приз . Какие именно? Пока - тайна. Впрочем, немного приоткроем секрет: побе­ дители конкурса смогут и достойно отдохнуть, и по­ видать мир... Зачем России Куба Бытует мнение, что Куба продержится до тех пор, пока жив старик Фидель, а затем могу­ щественная Америка с многомиллионной ку­ бинской иммиграцией в Майами попросту поглотит этот «последний оазис коммуниз­ ма» и «самое слабое звено в оси зла». После недавней поездки по этой стране я сделал для себя некоторые выводы. Действительно, экономика страны раз­ рушена. Средняя зарплата не превышает 10 долларов в месяц, товары даже по кар­ точкам можно достать с большим трудом. Но здесь на это можно жить. На Кубе раз­ валивающийся жилищный комплекс, но бомжей нет. Здесь бесплатное обязатель­ ное нормальное базовое образование, .а в ряде областей весьма приличное высшее. Действует одна из лучших в мире систем здравоохранения, при этом качественное лечение доступно для всех. Конечно, насе­ ление ноет, а иногда и воет. Но при этом Куба является одной из не­ многих абсолютно независимых в полити­ ческом плане стран. А экономические труд­ ности начались после того, как в 1991 году новая Россия отключила Кубу от «аппарата искусственного питания». Страны столь малого размера после та­ кого просто не выживают, а Куба выжила в условиях, близких к ленинградской бло­ каде. Кастро открыл рынок туризма и стал зарабатывать валю­ ту. Но помимо источ­ ника доходов, это еще и источник нрав­ ственного и мораль­ ного разложения. Ку­ бинцы ежедневно видят рядом людей, за день тратящих больше денег, чем они зарабатывают за год. Пожалуй, одно это уничтожило бы режим Кастро, если бы перед глазами ку­ бинцев не стоял пример того, что с собой сделал СССР, польстившись на западное процветание. Главный механизм свержения любого режима - предательство элиты. Здесь его нет. Кубинской элите отступать некуда: она знает, что в случае революции диаспора из Майами ей ничего не оставит. Поэтому, как представляется, и после Кастро режим ус­ тоит. Возможно, после Кастро начнутся не­ которые реформы. Но эти реформы будут строиться не по российскому, а скорее по китайскому образцу. Поэтому Куба и далее будет оставаться форпостом национально­ го достоинства и антиамериканизма в Ла­ тинской Америке. Нужна ли такая Куба России? Думаю, что, если Россия хочет играть самостоя­ тельную роль даже пусть только в пределах своих границ, такая Куба нам нужна. Мне кажется, что восстановление сотрудничест­ ва с Островом свободы во всех областях - это лучший ответ на «оранжево-булыжные» рев люции на постсоветском простран­ стве. Если мы этого не сделаем, то те же ки айцы, наращивающие свое влияние на Кубе, полностью займут здесь ту нишу, ко­ торая раньше была нашей и которую еще можно восстановить. ВОСЕМЬ СМЕЛЫХ ДЕВУШЕК лл Ш И ВКОСМОСЕПРОВЕЛИВИНСТИТУТЕМЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХПРОБЛЕМРАК Они, Руфина Байбулатова, Елена Бердыева, Галина Ки­ риллова, Светлана Репина, Ольга Семенова, Татьяна Тур- баевская, Евгения Челноко­ ва, Наталья Чиликова, добро­ вольно участвовали в этом уникальном эксперименте. Четыре месяца провели девушки в положении лежа, голова ниже ног. Зачем? Ради чего? Об этом рассказывает автор этой идеи — врач-кос­ монавт Борис Моруков: — В начале все же были мужчины. Девять испытате­ лей провели год в положении лежа, когда голова находи­ лась ниже уровня ног. При­ ток крови в верхнюю часть организма имитировал пере­ грузки, которые создает че­ ловеку невесомость в кабине орбитальной станции. После анализа полученной во время эксперимента информации стал возможен рекордный полет Валерия Полякова — 437 суток 17 часов 59 мин. на станции «Мир» с 8 января 1994 года по 22 марта 1995 го­ да в составе трех космичес­ ких экспедиций. Этот ре­ зультат до сих пор не удалось перекрыть ни одному космо­ навту Земли! Методики длительного по­ лета женщины, выработан­ ные в ходе первого в мире эксперимента с участием де- вушек-добровольцев в воз­ расте от 25 до 37 лет, проло­ жили дорогу космическому рекорду Елены Кондаковой. Она проработала на орбите Земли 169 суток. Приглашения к участию в эксперименте мы размещали в центральных газетах. При­ ехали девушки из Башкирии, Рязани, других городов. Не все прошли по состоянию здоровья. Отсев был боль­ шой. - Девушки неподвижно ле­ жали все четыре месяца вниз головой или им разре­ шалось изредка вставать? — Не совсем так. Во-первых, голова была ниже ног на пять градусов. Девушек на каталке подвозили к тренажерам. Все физические тренировки и нагрузки проходили на спе­ циальном стенде-подвеске в положении лежа: бегущая до­ рожка, велоэргометр, эспан­ дер и система притяга к ним. Второе — подобные стенды используются для подготов­ ки космонавтов к длитель­ ным полетам в условиях по­ стоянной невесомости. Девушек разделили на две группы. Для одной были обязательные тренировки — три раза в день. Для второй —только постельный режим. Для всех участниц проводи­ лись медицинские экспери­ менты по исследованию об­ мена веществ, сердечно-со­ судистой системы, сна. - Неужели и пищу девушки принимали лежа? — Конечно. Но кормили мы их не космической едой, это для нас дороговато, а обыч­ ной пищей с витаминами. И ничего. Привыкли. - Из положения «кокон» не так-то просто выйти. Орга­ низм же был настроен на другую систему поддержа­ ния жизни... — Все верно. Для девушек была приготовлена система реабилитации. Мы использо­ вали для этого бассейн, тре­ нажеры, спортивные игры. Они выезжали в санаторий Управления делами прези­ дента в Решме. Были изме­ нения в мышцах, костной ткани, сердечно-сосудистой системе. Но они не выходили за пределы физиологической нормы. Человеческий орга­ низм, как выясняется, имеет большие резервы, умеет при­ спосабливаться к самым сложным условиям. - А девушки не теряли со­ знание, ведь им пришлось четыре месяца лежать вниз головой? А тут еще вы ре­ шили крутить их на центри­ фуге... — Сознание никто не терял. Даже на центрифуге. Одна из них, правда, отказалась от этого эксперимента, просто боялась центрифуги. Испы­ тали мы их центрифугой не из любопытства. Просто ког­ да космонавт возвращается из длительного полета, он проходит через повышенную силу тяжести. Медики долж­ ны были понять, как себя по­ ведет женский организм пос­ ле четырех месяцев невесо­ мости. Для этого использова­ лась центрифуга, двадцать минут девушки провели в положении стоя, затем про­ шли пробы с велоэргометром на физическую работоспо­ собность. - Хорошо, женщины не те­ ряли сознание. Но неужели они безропотно лежали вниз головой, не было пси­ хологических срывов: «На­ доело! Больше не могу!»? — Наши медики следили за психологическим климатом женского коллектива. Очень важным был сеанс космичес­ кой связи между девушками и космическим экипажем станции «Мир» Виктора Афанасьева и Юрия Усачева. Девушки пели песни, час­ тушки, шутили. Космонавты с орбиты Земли благодарили их за мужество, ведь резуль­ таты, полученные медиками в ходе женского эксперимен­ та, уже начали реально помо­ гать в работе космонавтов- мужчин! - И что же в итоге? Вся система тренировок к длительному космическому полету рассчитана на мужчин. Важно было понять, как ее изменить для женщины-кос­ монавта? Какая система фи­ зических нагрузок на борту космического корабля помо­ жет женщине перенести дли­ тельную невесомость, сохра­ няя работоспособность и хо­ рошее настроение? Наши тренеры получили звания за­ служенных, стали кандидата­ ми и докторами наук, как раз за разработку комплекса про­ филактических упражнений на борту космического кораб­ ля в длительной экспедиции. Не исключено участие женщины в первой экспеди­ ции к Марсу, поэтому резуль­ таты первого в мире россий­ ского эксперимента по моде­ лированию длительного кос­ мического полета женщины уникальны. Опыт длительных полетов Валерия Полякова и Елены Кондаковой, послужит осно­ вой методик марсианской экспедиции, модель которой будет испытываться коллек­ тивом нашего института в рамках международной про­ граммы уже в этом году. ■ Беседовала Ирина ТИМОФЕЕВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz