Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

16 апреля 2005 г., № 74 -75 (22452-22453) ^ Л И П Е Ц К А Я г а з е т а гВ Липецком горсовете Родитель не спонсор К такому выводу пришла городская «парламентская» комиссия по образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи, обсуждая вопрос об укреплении материально-технической базы учреждений образования города Липецка Депутаты заострили внимание на ежегодных поборах. Почему ремонт классов спонсируют родители учеников и кто устанавливает суммы, в некоторых школах доходящие до трехсот рублей с человека? Но на поставленные вопросы народные избранники не получили сколько- нибудь вразумительных ответов от заместителя председателя департамента образования администрации Липецка Евгения Павлова. Оказалось, что подобная «помощь» уже вошла в систему, а департамент даже не пытается учесть эти «внебюджетные дотации». Народные избранники были единодушны в жела­ нии пресечь создавшуюся порочную практику. Они попроси­ ли департамент образования посчитать все негласные капи­ таловложения и сопоставить их с дотациями бюджета на ре­ монт школ. Кроме того, комиссия ввела в правовое русло выплаты ежемесячных компенсаций в 100 рублей на покупку книг и периодических изданий для учителей Липецка, отмененные печально известным Федеральным законом № 122. Напом­ ним, что на областном уровне порядок этих выплат был оп­ ределен еще в декабре. В числе прочих вопросов депутаты одобрили установле­ ние памятных стел и мемориальных досок к 60-летию Побе­ ды. Теперь слово за сессией горсовета. (Соб. инф.) ^С тр а д а весенняя Гулом моторов огласились поля Погода стоит как на заказ, и на селе пользуются этим. Здесь повсеместно включились в полевые работы, ведут подкормку зимовавших посевов, закрытие влаги, а кое-где приступили к севу ранних зерновых и однолетних трав. При этом задействованы сельхозавиация, сотни наземных агрегатов. По-ударному трудятся в эти дни в Долгоруковском, Ста- новлянском, Добринском и других районах. К минувшей пятнице становлянцы, к примеру, закрыли влагу более чем на трети зяби, лишь нанемного отстают от них долгоруков- цы, тербунцы, хлевенцы. При проведении полевых работ повсеместно, в зависимо­ сти от конкретных условий, маневрируют техникой, други­ ми средствами. Подкормить предстоит в общей сложности без малого 400 тысяч гектаров посевов. При этом озимые зерновые удобряются в основном с помощью сельхозавиа­ ции, а многолетние травы — наземными средствами, в част* ности туковыми сеялками. Спорятся тут дела опять же у добринцев, хлевенцев, тербунцев. Объем работ, который предстоит выполнить в максимально сжатые сроки, особенно значителен на закрытии влаги. Толь­ ко на зяби этот важный агроприем требуется выполнить на 523 тысячах гектаров. С этим агроприемом и стремятся бы­ стрее управиться на селе. В то же время не откладывают в долгий ящик и сев. К нему, к примеру, поступили в трех воловских хозяйствах: сельхозкооперативах «Воловский», «Заветы Ильича» и КФХ, где уже заняли сотни гектаров пивоваренным ячменем. Сев при этом ведется сортовыми, первоклассными семенами с рядковыми удобрениями. Трудности в эту пору — обычное дело. Не удалось их избе­ жать и ныне. В особенности это касается горюче-смазочных материалов, цены на которые, словно во вред селянам, нефте- магнаты взвинтили невероятно. Иван ЛЕСНИКОВ . ^П оехали ! Весенние перемены на транспорте С сегодняшнего дня муниципальные пассажирские предприятия перешли на весенне­ летнее расписание работы. Больших изменений в маршрутах общественного транспор­ та не произошло, но, тем не менее, они есть. В связи с разгра­ ничением полномочий по организации транспортного обслу­ живания между администрациями города Липецка и Липец­ кой области автобусный маршрут № 79 «Центральный рынок — улица Новая» переведен на обслуживание ОГУП «Липец­ кие автобусные линии», поскольку он выходит за черту горо­ да. На период весенне-летнего сезона закроются маршруты № 9 и 20, а обслуживающий их подвижной состав будет рабо­ тать на садоводческих направлениях. Маршрутные такси № 350 «Площадь Металлургов — 24 микрорайон» заменят муниципальным автобусом № 50 большой вместимости, в ко­ тором действительны все проездные билеты, предусмотрен­ ные в городском пассажирском транспорте. Маршрут будет действовать в утренние и вечерние часы пик, как сообщила пресс-служба администрации г. Липецка. Маршруты садоводов Комментарий департамента транспорта г. Липецка В связи с вступлением в силу распоряжения главы администра­ ции г. Липецка М. Гулевского «Об открытии движения на сезонных садоводческих маршрутах и переходе на весенне-летнее расписа­ ние работы городского пассажирского транспорта», учитывая мно­ гочисленные обращения граждан по вопросу предоставления права льготного (бесплатного) проезда на транспорте общего пользова­ ния в период сезонных садоводческих работ, разъясняем, что дей­ ствие Перечня категорий граждан города Липецка, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда на городском пассажирс­ ком транспорте в период сезонных садоводческих работ, утверж­ денного Липецким городским Советом депутатов 29.03.2005 года, распространяется исключительно на сезонные садоводческие мар­ шруты городского пассажирского транспорта. В весенне-летний период 2005 года будут работать 20 сезонных садоводческих маршрутов: № 14 Технический университет — Косыревское кладбище № 15 10 мкр-он — сады «Венера» № 16 10 мкр-он — сады «Мичурин» № 23 Быханов сад — сады НЛМК № 41 пл. Мира — сады «Дачный-4, 5» № 42 пл. Мира — сады «Метаплург-3» № 43 АС Сокол — сады «Металлург-4», «Цементник» № 48 ж/д вокзал — сады Рудоуправления № 60 пл. Мира — сады «Дачный-3, 4» № 62 АС Сокол — сады «Плеханово» № 63 КТЗ — сады «Строитель-3» № 64 АС Сокол — сады «Ромашка» №68 АВ «Липецк» — сады «Горняк» № 77 Технический университет — сады «Светлана» № 117 КТЗ — Аэропорт (ср.) № 118 КТЗ —Аэропорт № 131 АС Сокол — Капитанщино № 135 АВ Липецк — Казино № 132 АС Сокол — сады «Горицы» № 161 пл. Клименкова — сады «Тракторостроитель-3, 4, 5» Великой Победе не нужны адвокаты... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Немеркнущий подвиг Виктор ТОМИЛИН, доцент кафедры Отечественной истории ЛГПУ, кандидат исторических наук: — ...22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о мобилизации в Вооруженные Силы. За неде­ лю в Красную Армию было призвано более 5 миллионов человек, многие шли на войну добровольно, по зову сердца. Решимость остановить врага, разгромить его была всеоб­ щей. Поражение германских войск под Москвой некоторые зарубежные историки пытаются объяснить природно-клима­ тическими факторами, утверждая, будто бы сражение выиг­ рали генералы Грязь и Зима. Такие доводы безоснователь­ ны. Ведь о том, что в России каждый год наступает осенняя распутица, затем зима со снегами и морозами, известно во всем мире. К тому же советские и германские солдаты нахо­ дились в одинаковых условиях. Только советские воины сра­ жались и умирали за Отечество, а противник бредил идеями о мировом господстве. Коренной перелом в Великой Отечественной войне про­ изошел в результате усилий всего советского народа как на фронте, так и в тылу. Красная Армия и Военно-Морской Флот СССР разгроми­ ли главные силы третьего рейха — 607 дивизий. Англо-аме­ риканские войска на всех театрах военных действий нанес­ ли поражение 176 дивизиям вермахта, причем большинству из них — на завершающем этапе войны, когда судьба рейха была уже предрешена. 72 процента людских потерь Герма­ нии приходится на советско-германский фронт. Бои на липецкой земле Андрей ИВАНОВ, доцент кафедры Отечественной ис­ тории ЛГПУ, кандидат исторических наук: — 23 ноября 1941 года фашисты вступили в пределы на­ шего края. Им противостояла 13-я армия Юго-Западного фронта. Ее части только что вышли из окружения. При этом понесли большие потери и лишились практически всей тя­ желой техники. Но оказывали упорное сопротивление, цеп­ ляясь за каждый населенный пункт. Немцы полностью или частично оккупировали Волынс­ кий, Становлянский, Измалковский, Тербунский, Долгору­ ковский, Воловский, Елецкий районы. В это время две ударные группировки Красной Армии, скрытно сосредоточенные севернее и южнее Ельца, изгото­ вились для контрнаступления. Руководил операцией коман­ дующий 13-й армией генерал-майор А.М. Городнянский. Утром 6 декабря перешла в наступление конно-механи­ зированная группа генерал-майора К.С. Москаленко, затем Фронтовая оперативная группа генерала Ф.Я. Костенко. 8 декабря немецкую оборону удалось прорвать в несколь­ ких местах. В полосе наступления группы генерала Костенко в про­ рыв был введен 5-й кавалерийский корпус, части которого совершили рейд по тылам противника. Прорвав фронт противника, части 13-й армии перешли к окружению и уничтожению вражеской группировки. Таким образом, на территории нашего края была осуще­ ствлена одна из первых удачных наступательных операций. Но 30 июня 1942 года враг вновь вступил на липецкую землю. Против него были брошены 1-й и 16-й танковые кор­ пуса, принявшие бой на территории Воловского и Тербунс- кого районов. 30 июня — 2 июля они понесли тяжелые поте­ ри, но не смогли остановить продвижение врага к столице Черноземья. Оборонительные действия велись на юго-западной окра­ ине нашего региона до января 1943 г., когда в результате успешных боев под Сталинградом кардинально изменилась обстановка на всем советско-германском фронте. Для раз­ вития успеха Ставка Верховного Главнокомандования на­ метила провести в начале 1943 года ряд наступательных операций, в числе которых была и Воронежско-Касторнен- ская. Операция была хорошо подготовлена: на направлении главного удара — а он наносился на территории нашего края в междуречье Кшени и Олыма силами 13-й армии — было создано превосходство над противником по пехоте в 4,7 раза, артиллерии — в 9, танках — в 5 раз. Операция началась 24 января 1943 г. Ударная группи­ ровка 13-й армии прорвала главную полосу обороны врага на территории нашего края между с. Ломигоры и р. Олым. Разгром крупных немецких гарнизонов в с. Борки и Волово открыл путь на Касторное, которое было взято 28 января. В итоге этого наступления советские войска освободили от про­ тивника значительную часть территории Воронежской и Курской областей, включая и те районы, которые теперь входят в состав Липецкой области. Они сражались за Родину Сергей АКАТОВ, заместитель военного комиссара Ли­ пецкой области, полковник: — Сотни, тысячи советских людей прибывали в военные комиссариаты с просьбой отправить на фронт для борьбы с фашистскими оккупантами. Высокими были активность и патриотизм жителей нашего края. «Прошу принять меня в ряды народного ополчения. Хочу овладеть современной военной техникой и быть всегда гото­ вым для победы над врагом...» — написал в своем заявлении рабочий Н.-Матреновской МТС Хворостянского района К.М. Стрельников. Сразу с началом войны военкоматы осаждали доброволь­ цы. В Добринке из них был сформирован 315 стрелковый полк. В Ельце в формировавшемся из рабочих, служащих и жителей города полку к 26 июля насчитывалось более четы­ рех тысяч добровольцев. В нашем крае создавались и регулярные воинские части. Так, весной 1942 года на базе завода «Станкострой» (ЛТЗ) формировался первый танковый корпус под командованием генерал-майора М.Е. Катукова. 16 декабря 1942 года в Липецк по приказу командующе­ го Воронежским фронтом с группой офицеров прибыл майор Г.А. Йлахунов. За 13 суток сформировал минометный полк. И в начале 1943 года был направлен в Рамонь, оттуда — в Тербуны. После оборонительных боев под Курском он под­ держивал 232-ю стрелковую дивизию, освобождал города Сумы, Киев, участвовал в освобождении Польши, Чехосло­ вакии. 1370 воинов этой части (среди них много липчан) за героизм, доблесть и отвагу удостоены орденов и медалей. Покрыли себя неувядаемой славой и наши земляки, сра­ жавшиеся в сформированном в декабре 1942 года в Усмани гвардейском минометном полку. Назову воинские части, которые в 1941—1945 годах рас­ полагались на территории нашего края (Ельце, Воловском, Долгоруковском, Елецком, Задонском, Измалковском, Ста- новлянском, Тербунском, Хлевенском районах), и которым всячески помогали местные жители. Это 66-й кавалерийс­ кий полк (Долгоруково), 84-й стрелковый полк (с. Дубовец), 148-й моторизованный батальон (с. Стегаловка), 605-й стрел­ ковый полк (хутор Парахин), 275-й артполк (д. Большой Ко­ лодезь), 16-й стрелковый полк (с. Стегаловка)... Создавались истребительские батальоны Анатолий БЕРЕЗНЕВ, заместитель начальника ар ­ хивного отдела администрации области, кандидат ис­ торических наук, доцент, академик Петровской акаде­ мии наук и искусств: — Для пресечения подрывной деятельности вражеских агентов, которых гитлеровская разведка активно забрасыва­ ла в наш тыл, СНК СССР 24 июня 1941 года принял поста­ новление об организации истребительных батальонов в каж­ дом районе местностей, объявленных на военном положе­ нии, для борьбы с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе. В Хлевенском районе 7 июля 1941 года истребительный батальон был переведен на казарменное положение. С этого дня начались мероприятия по маскировке административ­ ных зданий, больниц, ссыпного пункта, усилена охрана мо­ стов, телеграфно-телефонной сети, имущества колхозов, по­ севов, советских и партийных учреждений. В Ворон-Лозовском сельсовете была организована истре­ бительная группа в составе 115 человек. С ними регулярно проводились занятия по военному делу, изучалась тактика наступательного и оборонительного боя, огнестрельное ору­ жие. В короткий срок было обучено около 200 женщин по программе ПВХО. При избе-читальне создали кружок по санитарной подготовке (20 человек). В кружке военной под­ готовки из 15 человек изучалось устройство винтовки, гра­ наты, противогаза. К 20 июля 1941 года в Воронежской области было созда­ но 90 истребительных батальонов. В них числилось 16 тыс. человек. Со временем обретались опыт, воинское мастерство. И был результат. В июне 1942 года при засаде убили дезертира И.Е. Киселева из группы, которую возглавлял С.И. Шиловских. Эта банда дезертиров превратилась в политическую. Готови­ лась с приходом немецких войск совершать террористичес­ кие акты против руководителей местного совета. Но была обезврежена совместно с Усманским ГО НКВД и воинами погранполосы № 90. Ее руководителя арестовали. У него изъяли список советских и партийных активистов. С ним арестовали и пятерых соучастников. Об истребительных батальонах можно прочитать в моей книге «Опаленные войной», которая только что увидела свет. * * * О задачах патриотического воспитания сделал доклад председатель комитета по делам молодежи администрации области кандидат филологических наук Владимир Плешков. Разнообразные сообщения прозвучали на секционных засе­ даниях конференции, которая в заключение приняла соот­ ветствующие рекомендации. Традиции - в боевом строю Александр ХАРЧЕВСКИИ, начальник Липецкого гар ­ низона, депутат областного Совета депутатов, заслу­ женный военный летчик, кандидат военных наук, гене­ рал-майор: — В связи с бурным развитием Военно-воздушных сил страны в Липецке в соответствии с постановлением Реввоен­ совета СССР от 5 июля 1933 года была открыта высшая лет­ но-тактическая школа ВВС Красной Армии. А вообще в Со­ ветском Союзе с 1930 по 1937 годы их численность увеличи­ лась в 3,5 раза, а количество боевых самолетов — в пять раз. С той поры наш город стал и остается до сих пор кузни­ цей командных авиационных кадров, основной базой прак­ тического освоения боевых возможностей постоянно совер­ шенствующихся авиационной техники и вооружения. ^Традиции, заложенные Высшей летно-тактической шко­ лой, с 1960 года успешно продолжает личный состав нашего Центра боевого применения и переучивания летного соста­ ва. Через него прошли десятки тысяч самых различных авиа­ ционных специалистов. Среди них свыше 300 Героев Совет­ ского Союза и Российской Федерации. Липецкими авиатора­ ми освоено более ста типов летательных аппаратов, в том числе иностранных. Служить в Липецке для любого авиатора являлось счас- тьем. Сюда отбирались самые достойные. Здесь проходили службу Николай Иванович Звонарев, впервые в мире в 1939 году в воздушном бою на Халхин-Голе применивший реак­ тивные снаряды; Эрнст Генрихович Шахт, один из первых иностранцев, удостоенный звания Героя Советского Союза; Иван Дмитриевич Свиридов, на счету которого последний фашистский самолет, уничтоженный советскими летчиками во время Великой Отечественной войны; Альберт Иванович Бобровский, первым в ВВС награжденный орденом «За служ­ бу Родине» трех степеней; первый Герой России Суламбек Сусаркулович Осканов, посмертно удостоенный этого высо­ кого звания за подвиг, совершенный в липецком небе. Хранить вечно Владимир БОЙКО, ответственный секретарь област­ ной редколлегии Книги памяти, председатель областно­ го отделения Российского Фонда Мира, подполковник в отставке: — 60-летие Победы — это не просто наш праздник, это символ нашей национальной гордости и патриотического еди­ нения. В центре его внимания, конечно же, фронтовики. Их из наших краев ушло на фронт почти 250 тысяч. С полей сражений вернулось менее половины. На сегодня осталось около 14 тысяч. И с каждым днем ряды этой дивизии реде­ ют. Не будем забывать об этом. Многие увековечены во Всероссийской книге памяти и нашей областной. О них книга «В труде, как в бою». У каждого бойца своя судьба, своя безымянная высота. Слесарь НЛМК Феодосий Ганус в составе тяжелого танка 21 января 1943 года у Сталинграда наносил удар за ударом по атакующим немцам. Его машина была подбита. Он смог бы вместе с товарищами открыть люк и выйти с поднятыми руками, чего враги и ждали. Но отважные танкисты отстре­ ливались до конца и погибли в горевшем танке, предпочтя смерть плену. И таких подвигов во имя Родины тысячи. Ге­ роизм советских солдат на войне поистине был массовым явлением. Зверства фашистов на елецкой земле Виталий ПАЛАБУГИН, доцент кафедры историко- культурного наследия ЕГУ, кандидат исторических наук: — 4 декабря 1941 года фашистские захватчики ворвались в Елец. Им удалось продержаться в нем только пять дней. Но за это время они принесли городу большие бедствия. В пер­ вый же день оккупации расстреляли 77 пленных бойцов и командиров, зверски замучили многих ельчан. По всему го­ роду фашисты чинили грабежи и зверства. 300 ельчан были угнаны в немецкую каторгу. Огромный ущерб, исчисляемый в 167 млн. руб., фашисты причинили городскому хозяйству: разрушили 157 зданий, водопровод, электростанцию. В Доме культуры и городской больнице устроили конюшни. Особен­ но сильно пострадал железнодорожный узел. Гитлеровцы унич­ тожили 504 сооружения, 9 км железнодорожных путей, взор­ вали мост через реку Сосну. Немедленно после освобождения партийные и советские органы приступили к налаживанию нормальной жизни. Уже в 7 часов утра 9 декабря на станцию Елец прибыл первый восстановительный поезд. 10 декабря через освобождённый город прошел первый воинский эшелон. За двое суток было восстановлено водо- и энергоснабжение, радио, телефонная связь. В конце декабря полностью вошёл в строй железнодо­ рожный узел. К апрелю 1942 г. имевшиеся в городе про­ мышленные предприятия были восстановлены и начали ра­ ботать на нужды фронта. Подготовил Владимир ОСИПОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz