Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
16 апреля 2005 г., № 74 -75 (22452-22453) ^ Л И П Е Ц К А Я г а з е т а гВ Липецком горсовете Родитель не спонсор К такому выводу пришла городская «парламентская» комиссия по образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи, обсуждая вопрос об укреплении материально-технической базы учреждений образования города Липецка Депутаты заострили внимание на ежегодных поборах. Почему ремонт классов спонсируют родители учеников и кто устанавливает суммы, в некоторых школах доходящие до трехсот рублей с человека? Но на поставленные вопросы народные избранники не получили сколько- нибудь вразумительных ответов от заместителя председателя департамента образования администрации Липецка Евгения Павлова. Оказалось, что подобная «помощь» уже вошла в систему, а департамент даже не пытается учесть эти «внебюджетные дотации». Народные избранники были единодушны в жела нии пресечь создавшуюся порочную практику. Они попроси ли департамент образования посчитать все негласные капи таловложения и сопоставить их с дотациями бюджета на ре монт школ. Кроме того, комиссия ввела в правовое русло выплаты ежемесячных компенсаций в 100 рублей на покупку книг и периодических изданий для учителей Липецка, отмененные печально известным Федеральным законом № 122. Напом ним, что на областном уровне порядок этих выплат был оп ределен еще в декабре. В числе прочих вопросов депутаты одобрили установле ние памятных стел и мемориальных досок к 60-летию Побе ды. Теперь слово за сессией горсовета. (Соб. инф.) ^С тр а д а весенняя Гулом моторов огласились поля Погода стоит как на заказ, и на селе пользуются этим. Здесь повсеместно включились в полевые работы, ведут подкормку зимовавших посевов, закрытие влаги, а кое-где приступили к севу ранних зерновых и однолетних трав. При этом задействованы сельхозавиация, сотни наземных агрегатов. По-ударному трудятся в эти дни в Долгоруковском, Ста- новлянском, Добринском и других районах. К минувшей пятнице становлянцы, к примеру, закрыли влагу более чем на трети зяби, лишь нанемного отстают от них долгоруков- цы, тербунцы, хлевенцы. При проведении полевых работ повсеместно, в зависимо сти от конкретных условий, маневрируют техникой, други ми средствами. Подкормить предстоит в общей сложности без малого 400 тысяч гектаров посевов. При этом озимые зерновые удобряются в основном с помощью сельхозавиа ции, а многолетние травы — наземными средствами, в част* ности туковыми сеялками. Спорятся тут дела опять же у добринцев, хлевенцев, тербунцев. Объем работ, который предстоит выполнить в максимально сжатые сроки, особенно значителен на закрытии влаги. Толь ко на зяби этот важный агроприем требуется выполнить на 523 тысячах гектаров. С этим агроприемом и стремятся бы стрее управиться на селе. В то же время не откладывают в долгий ящик и сев. К нему, к примеру, поступили в трех воловских хозяйствах: сельхозкооперативах «Воловский», «Заветы Ильича» и КФХ, где уже заняли сотни гектаров пивоваренным ячменем. Сев при этом ведется сортовыми, первоклассными семенами с рядковыми удобрениями. Трудности в эту пору — обычное дело. Не удалось их избе жать и ныне. В особенности это касается горюче-смазочных материалов, цены на которые, словно во вред селянам, нефте- магнаты взвинтили невероятно. Иван ЛЕСНИКОВ . ^П оехали ! Весенние перемены на транспорте С сегодняшнего дня муниципальные пассажирские предприятия перешли на весенне летнее расписание работы. Больших изменений в маршрутах общественного транспор та не произошло, но, тем не менее, они есть. В связи с разгра ничением полномочий по организации транспортного обслу живания между администрациями города Липецка и Липец кой области автобусный маршрут № 79 «Центральный рынок — улица Новая» переведен на обслуживание ОГУП «Липец кие автобусные линии», поскольку он выходит за черту горо да. На период весенне-летнего сезона закроются маршруты № 9 и 20, а обслуживающий их подвижной состав будет рабо тать на садоводческих направлениях. Маршрутные такси № 350 «Площадь Металлургов — 24 микрорайон» заменят муниципальным автобусом № 50 большой вместимости, в ко тором действительны все проездные билеты, предусмотрен ные в городском пассажирском транспорте. Маршрут будет действовать в утренние и вечерние часы пик, как сообщила пресс-служба администрации г. Липецка. Маршруты садоводов Комментарий департамента транспорта г. Липецка В связи с вступлением в силу распоряжения главы администра ции г. Липецка М. Гулевского «Об открытии движения на сезонных садоводческих маршрутах и переходе на весенне-летнее расписа ние работы городского пассажирского транспорта», учитывая мно гочисленные обращения граждан по вопросу предоставления права льготного (бесплатного) проезда на транспорте общего пользова ния в период сезонных садоводческих работ, разъясняем, что дей ствие Перечня категорий граждан города Липецка, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда на городском пассажирс ком транспорте в период сезонных садоводческих работ, утверж денного Липецким городским Советом депутатов 29.03.2005 года, распространяется исключительно на сезонные садоводческие мар шруты городского пассажирского транспорта. В весенне-летний период 2005 года будут работать 20 сезонных садоводческих маршрутов: № 14 Технический университет — Косыревское кладбище № 15 10 мкр-он — сады «Венера» № 16 10 мкр-он — сады «Мичурин» № 23 Быханов сад — сады НЛМК № 41 пл. Мира — сады «Дачный-4, 5» № 42 пл. Мира — сады «Метаплург-3» № 43 АС Сокол — сады «Металлург-4», «Цементник» № 48 ж/д вокзал — сады Рудоуправления № 60 пл. Мира — сады «Дачный-3, 4» № 62 АС Сокол — сады «Плеханово» № 63 КТЗ — сады «Строитель-3» № 64 АС Сокол — сады «Ромашка» №68 АВ «Липецк» — сады «Горняк» № 77 Технический университет — сады «Светлана» № 117 КТЗ — Аэропорт (ср.) № 118 КТЗ —Аэропорт № 131 АС Сокол — Капитанщино № 135 АВ Липецк — Казино № 132 АС Сокол — сады «Горицы» № 161 пл. Клименкова — сады «Тракторостроитель-3, 4, 5» Великой Победе не нужны адвокаты... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Немеркнущий подвиг Виктор ТОМИЛИН, доцент кафедры Отечественной истории ЛГПУ, кандидат исторических наук: — ...22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о мобилизации в Вооруженные Силы. За неде лю в Красную Армию было призвано более 5 миллионов человек, многие шли на войну добровольно, по зову сердца. Решимость остановить врага, разгромить его была всеоб щей. Поражение германских войск под Москвой некоторые зарубежные историки пытаются объяснить природно-клима тическими факторами, утверждая, будто бы сражение выиг рали генералы Грязь и Зима. Такие доводы безоснователь ны. Ведь о том, что в России каждый год наступает осенняя распутица, затем зима со снегами и морозами, известно во всем мире. К тому же советские и германские солдаты нахо дились в одинаковых условиях. Только советские воины сра жались и умирали за Отечество, а противник бредил идеями о мировом господстве. Коренной перелом в Великой Отечественной войне про изошел в результате усилий всего советского народа как на фронте, так и в тылу. Красная Армия и Военно-Морской Флот СССР разгроми ли главные силы третьего рейха — 607 дивизий. Англо-аме риканские войска на всех театрах военных действий нанес ли поражение 176 дивизиям вермахта, причем большинству из них — на завершающем этапе войны, когда судьба рейха была уже предрешена. 72 процента людских потерь Герма нии приходится на советско-германский фронт. Бои на липецкой земле Андрей ИВАНОВ, доцент кафедры Отечественной ис тории ЛГПУ, кандидат исторических наук: — 23 ноября 1941 года фашисты вступили в пределы на шего края. Им противостояла 13-я армия Юго-Западного фронта. Ее части только что вышли из окружения. При этом понесли большие потери и лишились практически всей тя желой техники. Но оказывали упорное сопротивление, цеп ляясь за каждый населенный пункт. Немцы полностью или частично оккупировали Волынс кий, Становлянский, Измалковский, Тербунский, Долгору ковский, Воловский, Елецкий районы. В это время две ударные группировки Красной Армии, скрытно сосредоточенные севернее и южнее Ельца, изгото вились для контрнаступления. Руководил операцией коман дующий 13-й армией генерал-майор А.М. Городнянский. Утром 6 декабря перешла в наступление конно-механи зированная группа генерал-майора К.С. Москаленко, затем Фронтовая оперативная группа генерала Ф.Я. Костенко. 8 декабря немецкую оборону удалось прорвать в несколь ких местах. В полосе наступления группы генерала Костенко в про рыв был введен 5-й кавалерийский корпус, части которого совершили рейд по тылам противника. Прорвав фронт противника, части 13-й армии перешли к окружению и уничтожению вражеской группировки. Таким образом, на территории нашего края была осуще ствлена одна из первых удачных наступательных операций. Но 30 июня 1942 года враг вновь вступил на липецкую землю. Против него были брошены 1-й и 16-й танковые кор пуса, принявшие бой на территории Воловского и Тербунс- кого районов. 30 июня — 2 июля они понесли тяжелые поте ри, но не смогли остановить продвижение врага к столице Черноземья. Оборонительные действия велись на юго-западной окра ине нашего региона до января 1943 г., когда в результате успешных боев под Сталинградом кардинально изменилась обстановка на всем советско-германском фронте. Для раз вития успеха Ставка Верховного Главнокомандования на метила провести в начале 1943 года ряд наступательных операций, в числе которых была и Воронежско-Касторнен- ская. Операция была хорошо подготовлена: на направлении главного удара — а он наносился на территории нашего края в междуречье Кшени и Олыма силами 13-й армии — было создано превосходство над противником по пехоте в 4,7 раза, артиллерии — в 9, танках — в 5 раз. Операция началась 24 января 1943 г. Ударная группи ровка 13-й армии прорвала главную полосу обороны врага на территории нашего края между с. Ломигоры и р. Олым. Разгром крупных немецких гарнизонов в с. Борки и Волово открыл путь на Касторное, которое было взято 28 января. В итоге этого наступления советские войска освободили от про тивника значительную часть территории Воронежской и Курской областей, включая и те районы, которые теперь входят в состав Липецкой области. Они сражались за Родину Сергей АКАТОВ, заместитель военного комиссара Ли пецкой области, полковник: — Сотни, тысячи советских людей прибывали в военные комиссариаты с просьбой отправить на фронт для борьбы с фашистскими оккупантами. Высокими были активность и патриотизм жителей нашего края. «Прошу принять меня в ряды народного ополчения. Хочу овладеть современной военной техникой и быть всегда гото вым для победы над врагом...» — написал в своем заявлении рабочий Н.-Матреновской МТС Хворостянского района К.М. Стрельников. Сразу с началом войны военкоматы осаждали доброволь цы. В Добринке из них был сформирован 315 стрелковый полк. В Ельце в формировавшемся из рабочих, служащих и жителей города полку к 26 июля насчитывалось более четы рех тысяч добровольцев. В нашем крае создавались и регулярные воинские части. Так, весной 1942 года на базе завода «Станкострой» (ЛТЗ) формировался первый танковый корпус под командованием генерал-майора М.Е. Катукова. 16 декабря 1942 года в Липецк по приказу командующе го Воронежским фронтом с группой офицеров прибыл майор Г.А. Йлахунов. За 13 суток сформировал минометный полк. И в начале 1943 года был направлен в Рамонь, оттуда — в Тербуны. После оборонительных боев под Курском он под держивал 232-ю стрелковую дивизию, освобождал города Сумы, Киев, участвовал в освобождении Польши, Чехосло вакии. 1370 воинов этой части (среди них много липчан) за героизм, доблесть и отвагу удостоены орденов и медалей. Покрыли себя неувядаемой славой и наши земляки, сра жавшиеся в сформированном в декабре 1942 года в Усмани гвардейском минометном полку. Назову воинские части, которые в 1941—1945 годах рас полагались на территории нашего края (Ельце, Воловском, Долгоруковском, Елецком, Задонском, Измалковском, Ста- новлянском, Тербунском, Хлевенском районах), и которым всячески помогали местные жители. Это 66-й кавалерийс кий полк (Долгоруково), 84-й стрелковый полк (с. Дубовец), 148-й моторизованный батальон (с. Стегаловка), 605-й стрел ковый полк (хутор Парахин), 275-й артполк (д. Большой Ко лодезь), 16-й стрелковый полк (с. Стегаловка)... Создавались истребительские батальоны Анатолий БЕРЕЗНЕВ, заместитель начальника ар хивного отдела администрации области, кандидат ис торических наук, доцент, академик Петровской акаде мии наук и искусств: — Для пресечения подрывной деятельности вражеских агентов, которых гитлеровская разведка активно забрасыва ла в наш тыл, СНК СССР 24 июня 1941 года принял поста новление об организации истребительных батальонов в каж дом районе местностей, объявленных на военном положе нии, для борьбы с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе. В Хлевенском районе 7 июля 1941 года истребительный батальон был переведен на казарменное положение. С этого дня начались мероприятия по маскировке административ ных зданий, больниц, ссыпного пункта, усилена охрана мо стов, телеграфно-телефонной сети, имущества колхозов, по севов, советских и партийных учреждений. В Ворон-Лозовском сельсовете была организована истре бительная группа в составе 115 человек. С ними регулярно проводились занятия по военному делу, изучалась тактика наступательного и оборонительного боя, огнестрельное ору жие. В короткий срок было обучено около 200 женщин по программе ПВХО. При избе-читальне создали кружок по санитарной подготовке (20 человек). В кружке военной под готовки из 15 человек изучалось устройство винтовки, гра наты, противогаза. К 20 июля 1941 года в Воронежской области было созда но 90 истребительных батальонов. В них числилось 16 тыс. человек. Со временем обретались опыт, воинское мастерство. И был результат. В июне 1942 года при засаде убили дезертира И.Е. Киселева из группы, которую возглавлял С.И. Шиловских. Эта банда дезертиров превратилась в политическую. Готови лась с приходом немецких войск совершать террористичес кие акты против руководителей местного совета. Но была обезврежена совместно с Усманским ГО НКВД и воинами погранполосы № 90. Ее руководителя арестовали. У него изъяли список советских и партийных активистов. С ним арестовали и пятерых соучастников. Об истребительных батальонах можно прочитать в моей книге «Опаленные войной», которая только что увидела свет. * * * О задачах патриотического воспитания сделал доклад председатель комитета по делам молодежи администрации области кандидат филологических наук Владимир Плешков. Разнообразные сообщения прозвучали на секционных засе даниях конференции, которая в заключение приняла соот ветствующие рекомендации. Традиции - в боевом строю Александр ХАРЧЕВСКИИ, начальник Липецкого гар низона, депутат областного Совета депутатов, заслу женный военный летчик, кандидат военных наук, гене рал-майор: — В связи с бурным развитием Военно-воздушных сил страны в Липецке в соответствии с постановлением Реввоен совета СССР от 5 июля 1933 года была открыта высшая лет но-тактическая школа ВВС Красной Армии. А вообще в Со ветском Союзе с 1930 по 1937 годы их численность увеличи лась в 3,5 раза, а количество боевых самолетов — в пять раз. С той поры наш город стал и остается до сих пор кузни цей командных авиационных кадров, основной базой прак тического освоения боевых возможностей постоянно совер шенствующихся авиационной техники и вооружения. ^Традиции, заложенные Высшей летно-тактической шко лой, с 1960 года успешно продолжает личный состав нашего Центра боевого применения и переучивания летного соста ва. Через него прошли десятки тысяч самых различных авиа ционных специалистов. Среди них свыше 300 Героев Совет ского Союза и Российской Федерации. Липецкими авиатора ми освоено более ста типов летательных аппаратов, в том числе иностранных. Служить в Липецке для любого авиатора являлось счас- тьем. Сюда отбирались самые достойные. Здесь проходили службу Николай Иванович Звонарев, впервые в мире в 1939 году в воздушном бою на Халхин-Голе применивший реак тивные снаряды; Эрнст Генрихович Шахт, один из первых иностранцев, удостоенный звания Героя Советского Союза; Иван Дмитриевич Свиридов, на счету которого последний фашистский самолет, уничтоженный советскими летчиками во время Великой Отечественной войны; Альберт Иванович Бобровский, первым в ВВС награжденный орденом «За служ бу Родине» трех степеней; первый Герой России Суламбек Сусаркулович Осканов, посмертно удостоенный этого высо кого звания за подвиг, совершенный в липецком небе. Хранить вечно Владимир БОЙКО, ответственный секретарь област ной редколлегии Книги памяти, председатель областно го отделения Российского Фонда Мира, подполковник в отставке: — 60-летие Победы — это не просто наш праздник, это символ нашей национальной гордости и патриотического еди нения. В центре его внимания, конечно же, фронтовики. Их из наших краев ушло на фронт почти 250 тысяч. С полей сражений вернулось менее половины. На сегодня осталось около 14 тысяч. И с каждым днем ряды этой дивизии реде ют. Не будем забывать об этом. Многие увековечены во Всероссийской книге памяти и нашей областной. О них книга «В труде, как в бою». У каждого бойца своя судьба, своя безымянная высота. Слесарь НЛМК Феодосий Ганус в составе тяжелого танка 21 января 1943 года у Сталинграда наносил удар за ударом по атакующим немцам. Его машина была подбита. Он смог бы вместе с товарищами открыть люк и выйти с поднятыми руками, чего враги и ждали. Но отважные танкисты отстре ливались до конца и погибли в горевшем танке, предпочтя смерть плену. И таких подвигов во имя Родины тысячи. Ге роизм советских солдат на войне поистине был массовым явлением. Зверства фашистов на елецкой земле Виталий ПАЛАБУГИН, доцент кафедры историко- культурного наследия ЕГУ, кандидат исторических наук: — 4 декабря 1941 года фашистские захватчики ворвались в Елец. Им удалось продержаться в нем только пять дней. Но за это время они принесли городу большие бедствия. В пер вый же день оккупации расстреляли 77 пленных бойцов и командиров, зверски замучили многих ельчан. По всему го роду фашисты чинили грабежи и зверства. 300 ельчан были угнаны в немецкую каторгу. Огромный ущерб, исчисляемый в 167 млн. руб., фашисты причинили городскому хозяйству: разрушили 157 зданий, водопровод, электростанцию. В Доме культуры и городской больнице устроили конюшни. Особен но сильно пострадал железнодорожный узел. Гитлеровцы унич тожили 504 сооружения, 9 км железнодорожных путей, взор вали мост через реку Сосну. Немедленно после освобождения партийные и советские органы приступили к налаживанию нормальной жизни. Уже в 7 часов утра 9 декабря на станцию Елец прибыл первый восстановительный поезд. 10 декабря через освобождённый город прошел первый воинский эшелон. За двое суток было восстановлено водо- и энергоснабжение, радио, телефонная связь. В конце декабря полностью вошёл в строй железнодо рожный узел. К апрелю 1942 г. имевшиеся в городе про мышленные предприятия были восстановлены и начали ра ботать на нужды фронта. Подготовил Владимир ОСИПОВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz