Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ОХРАНА ТРУДА «ЛГ», 9 апреля 2005 г., № 69 (22447) тупив с приветственным Состав областного профсо юза работников госучрежде ний довольно своеобразен: В : ПЕРВИНКА - НЕ КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ 6 апреля состоялась отчетно-выборная конференция Липецкого областного отделения профсоюза работни ков государственных учреждений и общественного об служивания РФ. На ней открытым голосованием едино гласно председателем вновь избран Владимир ГОЦУЛЯК. МИНИСТР ОПРОВЕРГАЕТ СЛУХИ 4 апреля министр об разования и науки РФ Андрей Фурсенко принял участие в работе V съез да Профсоюза работни ков народного образова ния и науки России, выс- словом и ответив на мно гочисленные вопросыде легатов съезда. К ак сообщает пресс- служба министерства, А. Фурсенко назвал профсоюз ответственным собеседни ком, отстаивающим свою гражданскую позицию и выражающим интересы 5 миллионов своих членов. Заявив, что бюджетное фи нансирование образования и науки растет и будет про должать расти, он пригла сил делегатов «вместе поду мать и о том, что растет не довольство общества нашим образованием». По словам министра, «только абсолют но безответственный чело век сегодня может призы вать к отказу от модерни зации системы образова ния, к консервации имею щейся ситуации». Министерство ждет от научно-образовательного сообщества не только реак ции на проблемы, копивши еся больше 10 лет, но и кон структивных предложений. Со своей стороны, мини стерство констатирует, что руководство образователь ных учреждений совместно с профсоюзами и другими общественными организа циями должно получить более широкие права по распоряжению выделяемы ми бюджетными ресурсами. Министр категорически опроверг мнение о том, что образование в России станет преимущественно платным. «Этого никогда не будет», — заявил он. Основная задача министерства — повышение качества образования при расширении его доступнос ти. Коснувшись высшего об разования, министр пояс нил, что диплом должен быть свидетельством реаль ных знаний, а потому фор м альны е тр ебо в ани я , предъявляемые вузам, будут последовательно выполнять ся. Но будет сделано все воз можное, чтобы не ущемля лись интересы студентов. А. Фурсенко рассказал, что министерство согласова ло в Правительстве законо проекты, согласно которым апрельская стипендия будет выплачена студентам в по вышенном размере. Еще один важный вопрос касал ся повышения зарплаты ра ботников образования. За три года, сказал министр, уровень оплаты труда дол жен удвоиться. Это про изойдет в том числе и за счет перехода к отраслевой системе оплаты труда — как на федеральном, так и на региональном уровнях. Министерство образования и науки разработало мето дические документы и про вело консультации с Мин фином, обеспечив дотацион ную поддержку региональ ных повышений со стороны федерального центра. Кирилл МИХАЙЛОВ. него входит как губернатор, так и уборщица администра ции области. ЕГ тем не менее главным направлением дея тельности всех отраслевых первичек (и это прозвучало в отчетном докладе) остается заключение коллективных договоров. И не декларативно го характера, напоминающих протокол о намерениях, а пол ностью оговаривающих все права и обязанности сторон, предусматривающие все ас пекты трудовой деятельности и социальной жизни членов колл ектива . Профсоюзная организация, не заключившая коллективный договор, по словам Владимира Гоцуляка, напоминает что-то среднее между клубом по интересам и кассой взаимопомощи. Ведь именно в колдоговоре можно предусмотреть многие пози ции социальной защищеннос ти и, к примеру, поощритель ные выплаты председателям первичных организаций, кото- З и н о в и й ВЫ СОКОЕ - СКИЙ: — Юмор в профсоюзной жизни необходим, как и в жизни России вообще. Мой великий з ем л як , а наш с вами великий русский писа тель Антон Павлович Чехов с присущей ему деликатнос тью давно уже сказал так: “Будь человек хоть семи пя дей во лбу, но если у него нет чувства юмора, то он дурак” . На волне “Маяка” с 1 ап реля 2000 года каждую пят ницу с лидером Федерации н е зави симы х профсоюзов России Михаилом Шмаковым мы ведем эту веселую пере дачу. Смысл ее в следующем: как сделать такой КЗОТ, что бы можно было бы хоть что- нибудь положить в МРОТ. Люди смеются. Писем прихо дит — мешки. Я все время советую Михаилу Викторови чу переименовать профсоюзы в союзы профессионалов. И он сказал, что подумает об этом не в шутку, а всерьез. И еще я все время сове тую всем профсоюзным ра ботникам вспомнить, что в профсоюзы надо привлекать чем-то таким, чтобы их это заин тересовало . Надо по мнить, что великие наши юмористы Илья Ильф и Ев гений Петров давно придума ли это. Они написали объяв ление: “Пиво отпускается только членам профсоюза” . Хоть пиво, хоть мыло, но рые сегодня в отраслевом профсоюзе работают исключи- . тельноиа общественных нача- - лах, на энтузиазме. Нередко территориаль ным профсоюзным организа циям приходится отстаивать перед работодателем права коллективов на создание пер- вички (так было, например, в Елецком ОВД), делиться опытом решения сложных вопросов, ведения перегово ров, помогать в составлении коллективного договора. В выступлениях профак тивистов прозвучали призы вы активнее выдвигаться в выборные органы власти всех уровней профсоюзным деяте лям , пожелания новому со ставу обкома к а к можно чаще встречаться с руководи телями первичек. Предста вит ель Ц К от раслевого профсоюза В асилий Чуков поднял вопрос о дисциплине (в том числе финансовой) в профсоюзных организациях. По его мнению, в профсоюз ной структуре должна быть такая же вертикаль власти, надо обязательно поднять значимость членов профсою за. А вообще я очень рад тому обстоятельству, что именно на самой вершине Федерации независимых профсоюзов так относятся к юмору, посколь ку идея этой передачи при надлежит самому Михаилу Викторовичу Шмакову. Мы за пять лет ни разу не пропустили выхода в эфир. Я считаю, что в сегодняшнем нашем эфире, как в телеви зионном, так и в радийном (спасибо “Маяку”), такой пе редачи нет. И чтобы в ней шутили люди такого уровня, как сам председатель Федера ции независимых профсою зов. Значит, это и есть то от ношение к смеху, к юмору, о котором говорил мой земляк Антон Павлович Чехов. И мы ее ведем и будем делать, по тому что вести профсоюзные должны быть с юмором. Михаил ШМАКОВ: — Передача возникла по чти случайно. С Зиновием Высоковским я был знаком и раньше, мы испытывали, так сказать, взаимную дружескую симпатию. Идея возникла на одной из наших встреч, когда мы обсуждали и проблемы ин формационной деятельности профсоюзов, и, с другой сто роны, нереализованные твор ческие возможности Зиновия Моисеевича. Я предложил Зиновию Высоковскому по участвовать в информацион- как и в государстве, нижесто ящие органы должны выпол нять решение вышестоящих. Председатель Федерации профсоюзов области Анато лий Ж идких , отвечая на воп рос о необходимости поддер жки оздоровления трудягцих- сй, отметил, что сегодня из Фонда социального страхова ния на эти цели средства не предусмотрены. Но и работо датель не очень-то охотно идет на выделение собствен ных средств. Поэтому федера ция планирует решить этот вопрос следующим образом. Понятно, что сразу все* чле ны профсоюза области едино временно воспользоваться путевками не смогут, значит, будет установлена квота на ежегодные льготные путевки в санаторий «Липецк» для всех профорганизаций, исхо дя из их численности. В работе конференции также приняли участие пред седатель комитета по соци альным вопросам областно го Совета депутатов Пет р Попов и начальник управле ния по связям с обществен ными организациями и объе динениями администрации области Анатолий Ларин. Алексей ВЛАДИМИРОВ. ной деятельности профсоюзов — в качестве известного акте ра и юмориста. Возникла мысль сделать нечто новое в рамках программы “Профсо юзные вести” , которую мы уже давно готовим вместе с ра диостанцией “Маяк”. Мы решили посоветовать ся с постоянным ведущим программы Владимиром Ко раблевым. Надо сказать, что он поначалу не пришел в вос торг от этого предложения, поскольку не совсем понимал, как такая программа может вписаться в наши весьма се рьезные передачи. Мы попро бовали сделать несколько эк спериментальных выпусков и получили отклики от радио слушателей, что передача им нравится. Первые два года мы искали темы для программы. Сегодня берем их из жизни, из прессы. “Профсою зные вести сквозь призму юмора” — это, конечно, юмористическая, даже сатирическая програм ма. Не могу сказать, что все передачи являю тся супер удачными. Но то, что эти темы актуальны, то, что на них откликается самая раз ная аудитория, — в этом мне приходилось убеждаться не однократно. Например, когда во время каких-либо серьез ных переговоров меня вдруг спрашивают: “А вы действи тельно с Зиновием Высоко вским ведете программу?” Иногда бывают лестные оцен ки программ, иногда что-то критикуется. Но все отклики показывают, что передача живет. А это главное. СМЕЯТЬСЯ, ПРАВО, ТОЖЕ ХОРОШО Первого апреля исполнилось пять лет со дня выхода в эфир радиопередачи "Профсоюзные вести сквозь при зму юмора". Сегодня «Мы» предлагаем вниманию чи тателей мнения об этой передаче двух ее соведущих. НЕСОБЛЮДАЕТСЯ, НЕПРОВЕРЯЕТСЯ, НЕИСПОЛНЯЕТСЯ... Подобный акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных пра вовых актов, содержащих нормы трудового права, в своих руках держу, пожалуй, впервые. В нем содер жится 50 (!) пунктов выявленных нарушений в ЗАО «Строймаш». В этой статье я приведу лишь некоторые, так сказать, основополагающие наруше ния. На предприятии не созда на комиссия по охране труда, не проводится обучение специ алистов охране труда, не про веряются электрозащитные средства, работники не в пол ной мере обеспечиваются спец одеждой и средствами инди видуальной защиты. Аттеста ция рабочих мест по услови ям труда не проведена, не организован надзор за состоя нием и эксплуатацией зданий и сооружений, не соблюдают ся требования безопасности при проведении окрасочных работ, к выполнению электро сварочных работ допускаются работники, не прошедшие про верку знаний по электробезо- пасностй. Т рудовы е договоры в письменной форме с работни ками при их приеме на рабо ту не заключаются, режим рабочего времени не соблю дается. Привлечение работ ников (в том числе работаю щих на предприятии инвали дов по общему заболеванию) в выходные и праздничные дни происходит без их пись менного согласия. Нарушает ся порядок применения дис циплинарны х в зы сканий , правила внутреннего распо рядка не утверждены, гра фик отпусков отсутствует... В общем, создается впечатле ни е , что р або тни ки ЗАО «Строймаш» попали вдруг в эпоху феодализма. Проверку проводили на чальник отдела государствен ной инспекции труда Л . Л а зарева, председатель Липец кой областной организации профсоюза работников стро ительства и промстроймате- риалов А. Сиротин, техничес кий инспектор Федерации профсоюзов области Ю . Со логуб. Примечательно, что к основному акту прикреплен еще один. Вопрос, освещен ный там, настолько важен, что резюме по нему вынесено особо. Вот что там записано: «Коллективный договор, ре гулирующий социально-тру довые отношения на предпри ятии, не заключен. Профсо юзный комитет предприятия как представительный орган трудового коллектива, уполно моченный собранием трудово го коллектива от 27.01.05 г., уведомил в письменной фор ме работодателя о намерении вступить в переговоры по зак лючению коллективного дого вора на 2005-2007 годы. Од нако представители работода теля не вступили в перегово ры в течение 7 календарных дней со дня получения уведом ления в нарушение ст. 36 Тру дового кодекса РФ». Остается добавить, что вышеприведенные, акты не зарегистрированы в журнале учета мероприятий по конт ролю (надзору), потому что подобный журнал проверяю щим администрация пред приятия просто не предъяви ла. Видимо, о необходимос ти сущ ествования такого журнала руководитель ЗАО «Строймаш» узнал только от проверяющих... «Мы» попросили ответить на наши вопросы техничес кого и н сп е к т о р а ФПЛО Юрия СОЛОГУБА. — И т а к , п р е д п и с а н и е вручено , что ж е дальше? —А дальше руководитель должен его исполнить в за ранее оговоренные сроки. Он может с чем-то не согласить ся, обжаловать выводы, со держащиеся в документе, но только после того, как он их выполнит. Так предписыва ет закон. Конечно, не все пункты администрация предприятия может выполнить немедлен но, некоторые мероприятия требуют подготовки, напри мер, крупных капиталовло жений. Поэтому руководи тель сам назначает сроки их исполнения (мы идем этому навстречу) и поэтапно отчи тывается об уже сделанном. — Предположим , что ди ректор положил этот акт под сук н о . К а к и е м о гу т быть действия с вашей стороны? — Любое выданное пред писание находится у нас на контроле. Если оно не испол няется, государственный инс пектор не только вправе, а и обязан принять соответствую щие меры (наложить штраф), обратиться в прокуратуру. Самым эффективным в этом случае я считаю предупрежде ние руководителя о том, что будет поставлен вопрос о его служебном несоответствии. Нередко бывает так, что, придя на предприятие с це лью расследования несчаст ного случая на производстве и проверяя ранее выданные акты, мы обнаруживаем, что эти предписания не исполне ны. И снова происходит, на пример, травма работника, подобная той, причины воз никновения которой мы и предлагали устранить. Из-за халатности руководства, сна ряд, образно говоря, снова попадает аккурат в ту же во ронку. Алексей КОЛБАСКО. К ВОПРОСУ О ЦЕНАХ ПОЛОВИНУСТОИМОСТИ ПРОДУКТА- ВМУСОРНОЕВЕДРО «Мы» продолжаем серию публикаций о механиз ме ценообразования. В прошлых выпусках расска зывалось о формировании цен в государственном сек торе. Сегодня мы поговорим о политике ценообразо вания в коммерческих структурах . Для примера возьмем одно липецкое предприятие — ЗАО «Живая вода». Рассказать, из каких составляющих складыва ется цена на продукцию этого предприятия, согласи лась его директор Евдокия БЫЧКОВА. Сразу оговоримся, что в нашем рассказе будут ис пользоваться слова «око ло», «приблизительно» и тому подобные, чтобы не загружать голову читате лей точными экономичен- кими расчетами, а поведать об общем механизме воз никновения цены. Почему бутылка «Живой воды», например, стоит 9-10 руб лей, а не 5 или 15? Одним из основных со ставляющих цены продук ции явл яется стоимость материалов, из чего, соб ственно, эта продукция и произведена. В данном слу чае— это вода. Сама она, по сути, не стоит ничего, а вот налог на ее добычу (на лог на добычу полезных ис копаемых, который пла тится государству) и будет заложен в себестоимость. П режде , чем добыть воду, необходимо пробу рить скважину, установить оборудование. Д ля ЗАО «Ж ивая вода» подготовка двух скважин обошлась по рядка 5 миллионов рублей. Эти деньги делятся на расчет ный срок эксплуатации сква жин (примерно 10 лет без ре- монта), что составит другую составляющую — амортиза цию основного оборудования. Воду качают насосы, ко торые потребляют электро энергию . П лата за после днюю тоже включается в се бестоимость продукции.Зат раты на всё вышеперечислен ное составят около 10 про центов цены готового продук та. Потом вода газируется и разливается по бутылкам , для этого тоже есть оборудо вание, и оно также стоит де нег. Амортизация этого обо рудования входит в себесто имость. — А дальше начинается самое интересное, — расска зывает Евдокия Бычкова. — Стоимость самой пластико вой бутылки (2 рубля 50 ко пеек), этикетки (50 копеек), пробки (35 копеек) составля ет почти половину (!) цены, по которой мы отпускаем свою продукцию в магазины (отпускная цена — 7 рублей). Итак, 48 процентов нашей отпускной цены составляет стоимость тары. К слову, тару ЗАО само не изготовляет, а покупает уже готовую у смежников. Но идем дальше. Все коммунальные издер жки оцениваются около 50 копеек на каждую бутылку воды. Транспортные расходы --на доставку готовой продук ции составляют около 10 процентов. Почему так мно го? — Потому что стоимость нашей воды невысокая, — объясняет Евдокия Бычкова. — Если бы такая же машина была нагружена упаковками не с водой, а, скажем, с вод кой (цена которой в разы превышает «Живую воду»), расходы по доставке в ее цене, конечно, занимали бы существенно меньший про цент. На заработную плату ра ботников уходит примерно 14 процентов от цены про дукта в 7 рублей. От этой же цены еще 15 процентов от числяется на уплату налогов. Обратите внимание: налоги и заработная плата в структу ре цены имеют почти оди наковые показатели! Зак ладываются в цену и рас ходы на рекламу (2-4 про цента), отчисление процен тов по банковскому креди ту, лизингу и минимальная прибыль. Вот так примерно скла- дываетср цена на бутылку «Живой воды». Но это, подчеркиваю, отпускная цена с завода-изготовите- ля. Торговые предприятия, в свою очередь, делают на нее наценку, закладывая туда все свои издержки, зарплату и прибыль. Такая надбавка, собственно, ни чем не ограничена, кроме покупательского спроса. Торговать водой, скажем, по 8 рублей за бутылку предпринимателю не вы годно — не покроет своих расходов и останется в убытке, а заламывать цену тоже нет смысла, никто не будет брать этот продукт. Необходимо дополнить, что на цену влияет еще и масштаб спроса, и, соответ ственно, производства. Чем больше объем продукции и чем интенсивнее она раску пается, тем и станет дешев ле. И процентное соотноше ние составляющих цены продукта будет, конечно же, изменяться. МЕСТНЫМПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ НЕХВАТАЕТДЕНЕГИ... ВРЕМЕНИ Своими размышлениями по затронутой теме по делился президент Липецкой областной обществен ной организации содействия малому бизнесу, член об щественного консультативного совета редакции «Мы» Алексей КРУТЬКО. — Во-первых, «Живая вода», взятая в качестве примера, — тот товар, цена на который определяется се зонным спросом . Что я имею в виду? Безалкоголь ные напитки и, например, мороженое, согласитесь, в больших количествах прода ются летом, нежели зимой. Поэтому «Живая вода» в разное время года и стоить в розничной торговле может по-разному: цена будет ко лебаться, конечно, в разум ных пределах, исчисляемых всего несколькими рублями. В о -в торы х , больной вопрос в данном примере — упаковка. Ее стоимость в окончательной цене опре деляется почти в 50 про центов. Такая же ситуация складывается и с молочны ми продуктами, и с сока ми, и так далее, фасовка которых производится в со временную тару, но она же и составляет в себестоимо сти нередко половину. В-третьих, доля на рек ламу в «Живой воде» за ложена очень небольшая, опять же от чего? От бед ности предпринимателя. А реклама нужна, наши то вары по качеству нередко превосходят не только им портные, но и соседних производителей, но о них мало кто знает. Возьмите наш лебедянский сок — мощные средства вложены в рекламную кампанию, и этот напиток завоевал ог ромный рынок. Далее, о так называемых длинных деньгах. В чем нуж дается предприниматель? Несомненно, для открытия и налаживания производства, для его развития — в креди тах. Во всем мире процент ные ставки на кредиты от 3 до 5 процентов годовых, в России же самый маленький процент по длинным деньгам — 13-13,5 процента годовых. Но и тарифы на Западе так не повышаются, как у нас, и инфляция, соответственно, гораздо ниже. По нашим под счетам, усредненный показа тель инфляции в России за 2004 год — 24 процента! И еще один нюанс — западные банки (а некоторые из них хотели бы участвовать в на шей экономике) с их неболь шими процентными ставка ми по кредитам в нашу стра ну не допускаются волевым порядком. Рабочая сила в России на сегодня самая дешевая пос ле Китая, оттого мы и наблю даем долю заработной платы в себестоимости продукции всего в 15 процентов, тогда как в развитых странах она достигает 60 процентов и выше. Вообще минеральной водой липецкий рынок до вольно насыщ ен, поэтому конкуренция здесь говорит свое веское слово — даже при жгучем желании увеличи вать отпускную цену на этот товар нецелесообразно. По этому и заложить больший процент на заработную пла ту не представляется возмож ным. Конечно, при малых объемах строить завод по выпуску собственных буты лок нерентабельно, хотя та кой шаг вкупе с увеличени ем объемов производства и продаж позволил бы перерас пределить процентное соот ношение в себестоимости (скажем, хотя бы из-за того, что собственная упаковка будет гораздо дешевле). Здесь речь может идти о сокраще нии производственных расхо дов, что в нашем государстве довольно-таки проблематич но. — Мы с вами затрагива ем вопросы , находящ и еся в к ом п ет ен ц и и г о с у д ар с тв а , так сказать, в масштабе всей страны? — А от этого никуда не деться. Что перво-наперво определяет рост цен? Есте ственно, рост тарифов. Кто в первую очередь повышает тарифы? Монополии, так или иначе связанные с государ ством. У кого самые низкие доходы? У пенсионеров и работников бюджетных от раслей, где опять же про сматривается государствен ная политика. Вот и предпри ниматель, выплачивая зар плату своим работникам , ориентируется на эти пока затели. Плюс конкуренция. Мы в ступ аем в ВТО. Наша продукция должна бу дет соответствовать европей ским стандартам. Чтобы это го достичь, необходимы ка питальные вложения на но вые технологии, а это потя нет за собой рост цен. Мно гие фирмы, стремясь завое вать наш рынок, будут пер воначально продавать свой товар по демпинговым це нам , чтобы «положить на лопатки» местного произ водителя. Когда это будет достигнуто, вполне вероят но, что цену на свою про дукцию импортные компа нии станут повышать. Наш предприниматель в таком случае должен будет искать свою нишу. Обидно, что на стадии вступления в ВТО стабили зационный фонд работает на западную экономику, а не поддерживает российс кого предп рин им а тел я , чтобы он достиг более ус тойчивых позиций. Местному предпринима телю не хватает буквально года два, чтобы мы разви лись хотя бы до московских мерок. Возьмем сферу тор говли: в Липецке до 2007 года было запланировано запустить торговых площа дей порядка 150 тысяч квадратных метров. Это ог ромная цифра, если учесть, что сейчас торговых площа дей эксплуатируется толь ко 130 тысяч квадратных метров. Но наша страна, образно говоря, бежит сло мя голову в ВТО. По мно гим показателям мы чуть ли не в хвосте планеты всей, а здесь — приспичи ло. Не знаю конечной цели этой гонки, но полагаю, что потеряем мы гораздо боль ше, чем приобретем. Если бы вступали в ВТО пример но года через два, а не в конце текущего, то введя в эксплуатацию вот эти 150 тысяч дополнительных мет ров, мы бы прочно обосно вались уже на рынке, и за падным компаниям самим надо было бы искать уже свою нишу. Алексей КОЛБАСКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz