Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

ОХРАНА ТРУДА «ЛГ», 9 апреля 2005 г., № 69 (22447) тупив с приветственным Состав областного профсо­ юза работников госучрежде­ ний довольно своеобразен: В : ПЕРВИНКА - НЕ КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ 6 апреля состоялась отчетно-выборная конференция Липецкого областного отделения профсоюза работни­ ков государственных учреждений и общественного об­ служивания РФ. На ней открытым голосованием едино­ гласно председателем вновь избран Владимир ГОЦУЛЯК. МИНИСТР ОПРОВЕРГАЕТ СЛУХИ 4 апреля министр об­ разования и науки РФ Андрей Фурсенко принял участие в работе V съез­ да Профсоюза работни­ ков народного образова­ ния и науки России, выс- словом и ответив на мно­ гочисленные вопросыде­ легатов съезда. К ак сообщает пресс- служба министерства, А. Фурсенко назвал профсоюз ответственным собеседни­ ком, отстаивающим свою гражданскую позицию и выражающим интересы 5 миллионов своих членов. Заявив, что бюджетное фи­ нансирование образования и науки растет и будет про­ должать расти, он пригла­ сил делегатов «вместе поду­ мать и о том, что растет не­ довольство общества нашим образованием». По словам министра, «только абсолют­ но безответственный чело­ век сегодня может призы­ вать к отказу от модерни­ зации системы образова­ ния, к консервации имею­ щейся ситуации». Министерство ждет от научно-образовательного сообщества не только реак­ ции на проблемы, копивши­ еся больше 10 лет, но и кон­ структивных предложений. Со своей стороны, мини­ стерство констатирует, что руководство образователь­ ных учреждений совместно с профсоюзами и другими общественными организа­ циями должно получить более широкие права по распоряжению выделяемы­ ми бюджетными ресурсами. Министр категорически опроверг мнение о том, что образование в России станет преимущественно платным. «Этого никогда не будет», — заявил он. Основная задача министерства — повышение качества образования при расширении его доступнос­ ти. Коснувшись высшего об­ разования, министр пояс­ нил, что диплом должен быть свидетельством реаль­ ных знаний, а потому фор­ м альны е тр ебо в ани я , предъявляемые вузам, будут последовательно выполнять­ ся. Но будет сделано все воз­ можное, чтобы не ущемля­ лись интересы студентов. А. Фурсенко рассказал, что министерство согласова­ ло в Правительстве законо­ проекты, согласно которым апрельская стипендия будет выплачена студентам в по­ вышенном размере. Еще один важный вопрос касал­ ся повышения зарплаты ра­ ботников образования. За три года, сказал министр, уровень оплаты труда дол­ жен удвоиться. Это про­ изойдет в том числе и за счет перехода к отраслевой системе оплаты труда — как на федеральном, так и на региональном уровнях. Министерство образования и науки разработало мето­ дические документы и про­ вело консультации с Мин­ фином, обеспечив дотацион­ ную поддержку региональ­ ных повышений со стороны федерального центра. Кирилл МИХАЙЛОВ. него входит как губернатор, так и уборщица администра­ ции области. ЕГ тем не менее главным направлением дея­ тельности всех отраслевых первичек (и это прозвучало в отчетном докладе) остается заключение коллективных договоров. И не декларативно­ го характера, напоминающих протокол о намерениях, а пол­ ностью оговаривающих все права и обязанности сторон, предусматривающие все ас­ пекты трудовой деятельности и социальной жизни членов колл ектива . Профсоюзная организация, не заключившая коллективный договор, по словам Владимира Гоцуляка, напоминает что-то среднее между клубом по интересам и кассой взаимопомощи. Ведь именно в колдоговоре можно предусмотреть многие пози­ ции социальной защищеннос­ ти и, к примеру, поощритель­ ные выплаты председателям первичных организаций, кото- З и н о в и й ВЫ СОКОЕ - СКИЙ: — Юмор в профсоюзной жизни необходим, как и в жизни России вообще. Мой великий з ем л як , а наш с вами великий русский писа­ тель Антон Павлович Чехов с присущей ему деликатнос­ тью давно уже сказал так: “Будь человек хоть семи пя­ дей во лбу, но если у него нет чувства юмора, то он дурак” . На волне “Маяка” с 1 ап­ реля 2000 года каждую пят­ ницу с лидером Федерации н е зави симы х профсоюзов России Михаилом Шмаковым мы ведем эту веселую пере­ дачу. Смысл ее в следующем: как сделать такой КЗОТ, что­ бы можно было бы хоть что- нибудь положить в МРОТ. Люди смеются. Писем прихо­ дит — мешки. Я все время советую Михаилу Викторови­ чу переименовать профсоюзы в союзы профессионалов. И он сказал, что подумает об этом не в шутку, а всерьез. И еще я все время сове­ тую всем профсоюзным ра­ ботникам вспомнить, что в профсоюзы надо привлекать чем-то таким, чтобы их это заин тересовало . Надо по ­ мнить, что великие наши юмористы Илья Ильф и Ев­ гений Петров давно придума­ ли это. Они написали объяв­ ление: “Пиво отпускается только членам профсоюза” . Хоть пиво, хоть мыло, но рые сегодня в отраслевом профсоюзе работают исключи- . тельноиа общественных нача- - лах, на энтузиазме. Нередко территориаль ­ ным профсоюзным организа­ циям приходится отстаивать перед работодателем права коллективов на создание пер- вички (так было, например, в Елецком ОВД), делиться опытом решения сложных вопросов, ведения перегово­ ров, помогать в составлении коллективного договора. В выступлениях профак­ тивистов прозвучали призы­ вы активнее выдвигаться в выборные органы власти всех уровней профсоюзным деяте­ лям , пожелания новому со­ ставу обкома к а к можно чаще встречаться с руководи­ телями первичек. Предста­ вит ель Ц К от раслевого профсоюза В асилий Чуков поднял вопрос о дисциплине (в том числе финансовой) в профсоюзных организациях. По его мнению, в профсоюз­ ной структуре должна быть такая же вертикаль власти, надо обязательно поднять значимость членов профсою­ за. А вообще я очень рад тому обстоятельству, что именно на самой вершине Федерации независимых профсоюзов так относятся к юмору, посколь­ ку идея этой передачи при­ надлежит самому Михаилу Викторовичу Шмакову. Мы за пять лет ни разу не пропустили выхода в эфир. Я считаю, что в сегодняшнем нашем эфире, как в телеви­ зионном, так и в радийном (спасибо “Маяку”), такой пе­ редачи нет. И чтобы в ней шутили люди такого уровня, как сам председатель Федера­ ции независимых профсою­ зов. Значит, это и есть то от­ ношение к смеху, к юмору, о котором говорил мой земляк Антон Павлович Чехов. И мы ее ведем и будем делать, по­ тому что вести профсоюзные должны быть с юмором. Михаил ШМАКОВ: — Передача возникла по­ чти случайно. С Зиновием Высоковским я был знаком и раньше, мы испытывали, так сказать, взаимную дружескую симпатию. Идея возникла на одной из наших встреч, когда мы обсуждали и проблемы ин­ формационной деятельности профсоюзов, и, с другой сто­ роны, нереализованные твор­ ческие возможности Зиновия Моисеевича. Я предложил Зиновию Высоковскому по­ участвовать в информацион- как и в государстве, нижесто­ ящие органы должны выпол­ нять решение вышестоящих. Председатель Федерации профсоюзов области Анато­ лий Ж идких , отвечая на воп­ рос о необходимости поддер­ жки оздоровления трудягцих- сй, отметил, что сегодня из Фонда социального страхова­ ния на эти цели средства не предусмотрены. Но и работо­ датель не очень-то охотно идет на выделение собствен­ ных средств. Поэтому федера­ ция планирует решить этот вопрос следующим образом. Понятно, что сразу все* чле­ ны профсоюза области едино­ временно воспользоваться путевками не смогут, значит, будет установлена квота на ежегодные льготные путевки в санаторий «Липецк» для всех профорганизаций, исхо­ дя из их численности. В работе конференции также приняли участие пред­ седатель комитета по соци­ альным вопросам областно­ го Совета депутатов Пет р Попов и начальник управле­ ния по связям с обществен­ ными организациями и объе­ динениями администрации области Анатолий Ларин. Алексей ВЛАДИМИРОВ. ной деятельности профсоюзов — в качестве известного акте­ ра и юмориста. Возникла мысль сделать нечто новое в рамках программы “Профсо­ юзные вести” , которую мы уже давно готовим вместе с ра­ диостанцией “Маяк”. Мы решили посоветовать­ ся с постоянным ведущим программы Владимиром Ко­ раблевым. Надо сказать, что он поначалу не пришел в вос­ торг от этого предложения, поскольку не совсем понимал, как такая программа может вписаться в наши весьма се­ рьезные передачи. Мы попро­ бовали сделать несколько эк­ спериментальных выпусков и получили отклики от радио­ слушателей, что передача им нравится. Первые два года мы искали темы для программы. Сегодня берем их из жизни, из прессы. “Профсою зные вести сквозь призму юмора” — это, конечно, юмористическая, даже сатирическая програм­ ма. Не могу сказать, что все передачи являю тся супер­ удачными. Но то, что эти темы актуальны, то, что на них откликается самая раз­ ная аудитория, — в этом мне приходилось убеждаться не­ однократно. Например, когда во время каких-либо серьез­ ных переговоров меня вдруг спрашивают: “А вы действи­ тельно с Зиновием Высоко­ вским ведете программу?” Иногда бывают лестные оцен­ ки программ, иногда что-то критикуется. Но все отклики показывают, что передача живет. А это главное. СМЕЯТЬСЯ, ПРАВО, ТОЖЕ ХОРОШО Первого апреля исполнилось пять лет со дня выхода в эфир радиопередачи "Профсоюзные вести сквозь при­ зму юмора". Сегодня «Мы» предлагаем вниманию чи­ тателей мнения об этой передаче двух ее соведущих. НЕСОБЛЮДАЕТСЯ, НЕПРОВЕРЯЕТСЯ, НЕИСПОЛНЯЕТСЯ... Подобный акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных пра­ вовых актов, содержащих нормы трудового права, в своих руках держу, пожалуй, впервые. В нем содер­ жится 50 (!) пунктов выявленных нарушений в ЗАО «Строймаш». В этой статье я приведу лишь некоторые, так сказать, основополагающие наруше­ ния. На предприятии не созда­ на комиссия по охране труда, не проводится обучение специ­ алистов охране труда, не про­ веряются электрозащитные средства, работники не в пол­ ной мере обеспечиваются спец­ одеждой и средствами инди­ видуальной защиты. Аттеста­ ция рабочих мест по услови­ ям труда не проведена, не организован надзор за состоя­ нием и эксплуатацией зданий и сооружений, не соблюдают­ ся требования безопасности при проведении окрасочных работ, к выполнению электро­ сварочных работ допускаются работники, не прошедшие про­ верку знаний по электробезо- пасностй. Т рудовы е договоры в письменной форме с работни­ ками при их приеме на рабо­ ту не заключаются, режим рабочего времени не соблю­ дается. Привлечение работ­ ников (в том числе работаю­ щих на предприятии инвали­ дов по общему заболеванию) в выходные и праздничные дни происходит без их пись­ менного согласия. Нарушает­ ся порядок применения дис­ циплинарны х в зы сканий , правила внутреннего распо­ рядка не утверждены, гра­ фик отпусков отсутствует... В общем, создается впечатле­ ни е , что р або тни ки ЗАО «Строймаш» попали вдруг в эпоху феодализма. Проверку проводили на­ чальник отдела государствен­ ной инспекции труда Л . Л а ­ зарева, председатель Липец­ кой областной организации профсоюза работников стро­ ительства и промстроймате- риалов А. Сиротин, техничес­ кий инспектор Федерации профсоюзов области Ю . Со­ логуб. Примечательно, что к основному акту прикреплен еще один. Вопрос, освещен­ ный там, настолько важен, что резюме по нему вынесено особо. Вот что там записано: «Коллективный договор, ре­ гулирующий социально-тру­ довые отношения на предпри­ ятии, не заключен. Профсо­ юзный комитет предприятия как представительный орган трудового коллектива, уполно­ моченный собранием трудово­ го коллектива от 27.01.05 г., уведомил в письменной фор­ ме работодателя о намерении вступить в переговоры по зак­ лючению коллективного дого­ вора на 2005-2007 годы. Од­ нако представители работода­ теля не вступили в перегово­ ры в течение 7 календарных дней со дня получения уведом­ ления в нарушение ст. 36 Тру­ дового кодекса РФ». Остается добавить, что вышеприведенные, акты не зарегистрированы в журнале учета мероприятий по конт­ ролю (надзору), потому что подобный журнал проверяю­ щим администрация пред­ приятия просто не предъяви­ ла. Видимо, о необходимос­ ти сущ ествования такого журнала руководитель ЗАО «Строймаш» узнал только от проверяющих... «Мы» попросили ответить на наши вопросы техничес­ кого и н сп е к т о р а ФПЛО Юрия СОЛОГУБА. — И т а к , п р е д п и с а н и е вручено , что ж е дальше? —А дальше руководитель должен его исполнить в за­ ранее оговоренные сроки. Он может с чем-то не согласить­ ся, обжаловать выводы, со­ держащиеся в документе, но только после того, как он их выполнит. Так предписыва­ ет закон. Конечно, не все пункты администрация предприятия может выполнить немедлен­ но, некоторые мероприятия требуют подготовки, напри­ мер, крупных капиталовло­ жений. Поэтому руководи­ тель сам назначает сроки их исполнения (мы идем этому навстречу) и поэтапно отчи­ тывается об уже сделанном. — Предположим , что ди ­ ректор положил этот акт под сук н о . К а к и е м о гу т быть действия с вашей стороны? — Любое выданное пред­ писание находится у нас на контроле. Если оно не испол­ няется, государственный инс­ пектор не только вправе, а и обязан принять соответствую­ щие меры (наложить штраф), обратиться в прокуратуру. Самым эффективным в этом случае я считаю предупрежде­ ние руководителя о том, что будет поставлен вопрос о его служебном несоответствии. Нередко бывает так, что, придя на предприятие с це­ лью расследования несчаст­ ного случая на производстве и проверяя ранее выданные акты, мы обнаруживаем, что эти предписания не исполне­ ны. И снова происходит, на­ пример, травма работника, подобная той, причины воз­ никновения которой мы и предлагали устранить. Из-за халатности руководства, сна­ ряд, образно говоря, снова попадает аккурат в ту же во­ ронку. Алексей КОЛБАСКО. К ВОПРОСУ О ЦЕНАХ ПОЛОВИНУСТОИМОСТИ ПРОДУКТА- ВМУСОРНОЕВЕДРО «Мы» продолжаем серию публикаций о механиз­ ме ценообразования. В прошлых выпусках расска­ зывалось о формировании цен в государственном сек­ торе. Сегодня мы поговорим о политике ценообразо­ вания в коммерческих структурах . Для примера возьмем одно липецкое предприятие — ЗАО «Живая вода». Рассказать, из каких составляющих складыва­ ется цена на продукцию этого предприятия, согласи­ лась его директор Евдокия БЫЧКОВА. Сразу оговоримся, что в нашем рассказе будут ис­ пользоваться слова «око­ ло», «приблизительно» и тому подобные, чтобы не загружать голову читате­ лей точными экономичен- кими расчетами, а поведать об общем механизме воз­ никновения цены. Почему бутылка «Живой воды», например, стоит 9-10 руб­ лей, а не 5 или 15? Одним из основных со­ ставляющих цены продук­ ции явл яется стоимость материалов, из чего, соб­ ственно, эта продукция и произведена. В данном слу­ чае— это вода. Сама она, по сути, не стоит ничего, а вот налог на ее добычу (на­ лог на добычу полезных ис­ копаемых, который пла­ тится государству) и будет заложен в себестоимость. П режде , чем добыть воду, необходимо пробу­ рить скважину, установить оборудование. Д ля ЗАО «Ж ивая вода» подготовка двух скважин обошлась по­ рядка 5 миллионов рублей. Эти деньги делятся на расчет­ ный срок эксплуатации сква­ жин (примерно 10 лет без ре- монта), что составит другую составляющую — амортиза­ цию основного оборудования. Воду качают насосы, ко­ торые потребляют электро­ энергию . П лата за после­ днюю тоже включается в се­ бестоимость продукции.Зат­ раты на всё вышеперечислен­ ное составят около 10 про­ центов цены готового продук­ та. Потом вода газируется и разливается по бутылкам , для этого тоже есть оборудо­ вание, и оно также стоит де­ нег. Амортизация этого обо­ рудования входит в себесто­ имость. — А дальше начинается самое интересное, — расска­ зывает Евдокия Бычкова. — Стоимость самой пластико­ вой бутылки (2 рубля 50 ко­ пеек), этикетки (50 копеек), пробки (35 копеек) составля­ ет почти половину (!) цены, по которой мы отпускаем свою продукцию в магазины (отпускная цена — 7 рублей). Итак, 48 процентов нашей отпускной цены составляет стоимость тары. К слову, тару ЗАО само не изготовляет, а покупает уже готовую у смежников. Но идем дальше. Все коммунальные издер­ жки оцениваются около 50 копеек на каждую бутылку воды. Транспортные расходы --на доставку готовой продук­ ции составляют около 10 процентов. Почему так мно­ го? — Потому что стоимость нашей воды невысокая, — объясняет Евдокия Бычкова. — Если бы такая же машина была нагружена упаковками не с водой, а, скажем, с вод­ кой (цена которой в разы превышает «Живую воду»), расходы по доставке в ее цене, конечно, занимали бы существенно меньший про­ цент. На заработную плату ра­ ботников уходит примерно 14 процентов от цены про­ дукта в 7 рублей. От этой же цены еще 15 процентов от­ числяется на уплату налогов. Обратите внимание: налоги и заработная плата в структу­ ре цены имеют почти оди­ наковые показатели! Зак ­ ладываются в цену и рас­ ходы на рекламу (2-4 про­ цента), отчисление процен­ тов по банковскому креди­ ту, лизингу и минимальная прибыль. Вот так примерно скла- дываетср цена на бутылку «Живой воды». Но это, подчеркиваю, отпускная цена с завода-изготовите- ля. Торговые предприятия, в свою очередь, делают на нее наценку, закладывая туда все свои издержки, зарплату и прибыль. Такая надбавка, собственно, ни­ чем не ограничена, кроме покупательского спроса. Торговать водой, скажем, по 8 рублей за бутылку предпринимателю не вы ­ годно — не покроет своих расходов и останется в убытке, а заламывать цену тоже нет смысла, никто не будет брать этот продукт. Необходимо дополнить, что на цену влияет еще и масштаб спроса, и, соответ­ ственно, производства. Чем больше объем продукции и чем интенсивнее она раску­ пается, тем и станет дешев­ ле. И процентное соотноше­ ние составляющих цены продукта будет, конечно же, изменяться. МЕСТНЫМПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ НЕХВАТАЕТДЕНЕГИ... ВРЕМЕНИ Своими размышлениями по затронутой теме по­ делился президент Липецкой областной обществен­ ной организации содействия малому бизнесу, член об­ щественного консультативного совета редакции «Мы» Алексей КРУТЬКО. — Во-первых, «Живая вода», взятая в качестве примера, — тот товар, цена на который определяется се­ зонным спросом . Что я имею в виду? Безалкоголь­ ные напитки и, например, мороженое, согласитесь, в больших количествах прода­ ются летом, нежели зимой. Поэтому «Живая вода» в разное время года и стоить в розничной торговле может по-разному: цена будет ко­ лебаться, конечно, в разум­ ных пределах, исчисляемых всего несколькими рублями. В о -в торы х , больной вопрос в данном примере — упаковка. Ее стоимость в окончательной цене опре­ деляется почти в 50 про­ центов. Такая же ситуация складывается и с молочны­ ми продуктами, и с сока­ ми, и так далее, фасовка которых производится в со­ временную тару, но она же и составляет в себестоимо­ сти нередко половину. В-третьих, доля на рек­ ламу в «Живой воде» за­ ложена очень небольшая, опять же от чего? От бед­ ности предпринимателя. А реклама нужна, наши то­ вары по качеству нередко превосходят не только им­ портные, но и соседних производителей, но о них мало кто знает. Возьмите наш лебедянский сок — мощные средства вложены в рекламную кампанию, и этот напиток завоевал ог­ ромный рынок. Далее, о так называемых длинных деньгах. В чем нуж­ дается предприниматель? Несомненно, для открытия и налаживания производства, для его развития — в креди­ тах. Во всем мире процент­ ные ставки на кредиты от 3 до 5 процентов годовых, в России же самый маленький процент по длинным деньгам — 13-13,5 процента годовых. Но и тарифы на Западе так не повышаются, как у нас, и инфляция, соответственно, гораздо ниже. По нашим под­ счетам, усредненный показа­ тель инфляции в России за 2004 год — 24 процента! И еще один нюанс — западные банки (а некоторые из них хотели бы участвовать в на­ шей экономике) с их неболь­ шими процентными ставка­ ми по кредитам в нашу стра­ ну не допускаются волевым порядком. Рабочая сила в России на сегодня самая дешевая пос­ ле Китая, оттого мы и наблю­ даем долю заработной платы в себестоимости продукции всего в 15 процентов, тогда как в развитых странах она достигает 60 процентов и выше. Вообще минеральной водой липецкий рынок до­ вольно насыщ ен, поэтому конкуренция здесь говорит свое веское слово — даже при жгучем желании увеличи­ вать отпускную цену на этот товар нецелесообразно. По­ этому и заложить больший процент на заработную пла­ ту не представляется возмож­ ным. Конечно, при малых объемах строить завод по выпуску собственных буты­ лок нерентабельно, хотя та­ кой шаг вкупе с увеличени­ ем объемов производства и продаж позволил бы перерас­ пределить процентное соот­ ношение в себестоимости (скажем, хотя бы из-за того, что собственная упаковка будет гораздо дешевле). Здесь речь может идти о сокраще­ нии производственных расхо­ дов, что в нашем государстве довольно-таки проблематич­ но. — Мы с вами затрагива ­ ем вопросы , находящ и еся в к ом п ет ен ц и и г о с у д ар с тв а , так сказать, в масштабе всей страны? — А от этого никуда не деться. Что перво-наперво определяет рост цен? Есте­ ственно, рост тарифов. Кто в первую очередь повышает тарифы? Монополии, так или иначе связанные с государ­ ством. У кого самые низкие доходы? У пенсионеров и работников бюджетных от­ раслей, где опять же про­ сматривается государствен­ ная политика. Вот и предпри­ ниматель, выплачивая зар­ плату своим работникам , ориентируется на эти пока­ затели. Плюс конкуренция. Мы в ступ аем в ВТО. Наша продукция должна бу­ дет соответствовать европей­ ским стандартам. Чтобы это­ го достичь, необходимы ка ­ питальные вложения на но­ вые технологии, а это потя­ нет за собой рост цен. Мно­ гие фирмы, стремясь завое­ вать наш рынок, будут пер­ воначально продавать свой товар по демпинговым це­ нам , чтобы «положить на лопатки» местного произ­ водителя. Когда это будет достигнуто, вполне вероят­ но, что цену на свою про­ дукцию импортные компа­ нии станут повышать. Наш предприниматель в таком случае должен будет искать свою нишу. Обидно, что на стадии вступления в ВТО стабили­ зационный фонд работает на западную экономику, а не поддерживает российс­ кого предп рин им а тел я , чтобы он достиг более ус­ тойчивых позиций. Местному предпринима­ телю не хватает буквально года два, чтобы мы разви­ лись хотя бы до московских мерок. Возьмем сферу тор­ говли: в Липецке до 2007 года было запланировано запустить торговых площа­ дей порядка 150 тысяч квадратных метров. Это ог­ ромная цифра, если учесть, что сейчас торговых площа­ дей эксплуатируется толь­ ко 130 тысяч квадратных метров. Но наша страна, образно говоря, бежит сло­ мя голову в ВТО. По мно­ гим показателям мы чуть ли не в хвосте планеты всей, а здесь — приспичи­ ло. Не знаю конечной цели этой гонки, но полагаю, что потеряем мы гораздо боль­ ше, чем приобретем. Если бы вступали в ВТО пример­ но года через два, а не в конце текущего, то введя в эксплуатацию вот эти 150 тысяч дополнительных мет­ ров, мы бы прочно обосно­ вались уже на рынке, и за­ падным компаниям самим надо было бы искать уже свою нишу. Алексей КОЛБАСКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz