Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

IV______С О Ю З Беларусь—Россия, 7 АПРЕЛЯ 2005 ЧЕТВЕРГ № 13 (209) книжная полка Виктория Попова МИНСК — МОСКВА Эпоха зсмейса Балет Валентина Елизарьева будут изучать в российских вузах учебников или пособий по истории хореографии? — Юлия Михайлов­ на ответила откровенно: «К этой теме нет интереса у авторов». Возможно, книга, вышедшая в Москве на днях, подогреет инте­ рес балетных критиков к истории белорусской и российской хорео­ графии. Называется учебное из­ дание «Балет: эпоха зоу1е1юа (1917—1991)». Его автор — Гали­ на Беляева-Челомбитько, канди­ дат искусствоведения. Книга ув­ лекательная, в ней в хронологиче­ ской последовательности рассма­ триваются тенденции развития танца в прошлом веке, отдельные главы рассказывают о звездах ба­ лета: «Харизма Галины Улано­ вой», «Свершения Майи Плисец­ кой» и другие. Глава, посвященная белорус­ скому мастеру хореографии, на­ зывается «Большой балет Вален­ тина Елизарьева». Так что студен­ ты и преподаватели российских вузов, для которых, собственно, и написано учебное пособие, долж­ ны понимать: большое видится на расстоянии. О БАЛЕТЕ и его мастерах— Ели- зарьеве, Григоровиче, Эйфмане, Нурееве, Барышникове— написа­ но много монографий, биографий, статей и научных трудов. Даже ро­ манов. Но учебников, которые бы давали цельный взгляд на исто­ рию хореографии XX века и, в ча­ стности, советского балета, до сих пор не было. В последний раз кни­ га под названием «Советский ба­ лет» автора Ю. Слонимского вы­ ходила в 1950 году. На кафедре хореографии Белорусского уни­ верситета культуры и искусства мне посоветовали обратиться к профессору Юлии ЧУРКО, докто­ ру искусствоведения. Она написа­ ла 12 фундаментальных исследо­ ваний, в том числе о Большом теа­ тре БССР и его художественном руководителе Валентине Елизарь- еве. На вопрос: Почему в Белару­ си, в стране с высокоразвитым ба­ летным искусством, не пишут Мастер «снимать паутину» Белорусский универсал пришелся ко двору в московском «Локомотиве» Окончательно все условия конт­ ракта были обговорены уже после окончания чемпионата России. футбол Юрий Ярыгин МИНСК — МОСКВА БЕЛОРУССКИЙ футболист Сер­ гей ОМЕЛЬЯНЧУК не затерялся в составе чемпионов России. Наряду с легионерами из дальнего зарубежья ряды команд премьер-лиги пополнило немало белорусских футболистов. Один из них — номинальный защитник Сергей Омельянчук — уже успел в составе московского «Локомо­ тива» выиграть два трофея: Ку­ бок Содружества и Суперкубок России. Причем именно Сергей принес победу железнодорожни­ кам в финале 13-го международ­ ного московского турнира. За семь минут до конца основного времени белорусский новичок «Локо» великолепным ударом с линии штрафной «снял паутину» с дальнего верхнего угла ворот бакинского «Нефтчи». Интересно и то, что в стартовом составе «Локо», который Юрий Семин вы­ ставил на матч с грозненским «Тереком», Омельянчук оказал­ ся единственным новичком. В Черкизово Сергей попал транзитом через Киев. Именно там он выступал два последних сезона за местный «Арсенал». Перейдя в «Локомотив», Омель­ янчук поменял не только место работы,но и «специальность»: из «канонира» он превратился в «железнодорожника». Вскоре по­ сле того, как мало кому извест­ ный в России Сергей Омельянчук подписал контракт с «Локомоти­ вом», оказалось, что руководите­ ли клуба уже давно наблюдали за этим футболистом. Как заявил президент московской команды Валерий Филатов, Омельянчук хорошо зарекомендовал себя и в матчах чемпионата Украины, и в играх за сборную своей страны. Чуть позже наставник «Локо» Юрий Семин сообщил: — Мы давно следили за Омельянчуком, неоднократно просматривали в матчах за сбор­ ную Беларуси, и он нам понра­ вился. Это разноплановый уни­ версальный футболист, который может сыграть на любой позиции в средней линии, а также в роли защитника. Сергей Омельянчук признал­ ся корреспонденту «СОЮЗа», что нынче он выступает за коман­ ду, которой давно симпатизиро­ вал. — Сергей, когда вы узнали об инте­ ресе к вашей персоне со стороны «Локомотива»? — В октябре сборная Беларуси разгромила команду Молдавии — 4:0. После этого матча мне посту­ пило предложение от представи­ телей московского клуба. Естест­ венно, я обрадовался, ведь не ка­ ждый день происходит такое. — Где вы постигали азы футбола, в каких клубах успели поиграть до по­ падания в «Арсенал»? — Премудрости любимой иг­ ры постигал в своем родном горо­ де Гомеле, а в 18 лет оказался в составе минского «Торпедо». Там провел три сезона, после чего по­ лучил приглашение от селекцио­ неров варшавской «Легии», от которого не стал отказываться. В польской столице я провел два года, успел стать чемпионом этой страны и обладателем Кубка, приобрел опыт выступлений в международных кубковых турни­ рах. Однако после того, как в «Ле­ гии» начались финансовые проб­ лемы, перешел в киевский «Ар­ сенал». — В каком возрасте вы дебютирова­ ли за сборную Беларуси? — Это произошло почти три года назад. Тогда мне было 22. Я дебютировал за национальную команду в Москве в матче со сборной России. Он проводился в рамках Кубка ИЗ. Я вышел на за­ мену вместо своего нынешнего одноклубника Сергея Гуренко. Кстати, пока мне искали квартиру в Москве, Сергей приютил меня у себя... Помимо Омельянчука, еще несколько футболистов из Бела­ руси попробуют свои силы в рос­ сийской премьер-лиге. Так, напа­ дающий юношеской сборной страны Дмитрий Комаровский, выступавший в прошлом году в составе серебряного призера бе­ лорусского чемпионата — коман­ ды БАТЭ из Борисова, подписал трехлетний контракт с москов­ ским «Торпедо». Вратарь сбор­ ной Беларуси Юрий Жевнов под­ писал контакт с ФК «Москва». Он семь лет провел в БАТЭ, в соста­ ве которого в минувшем сезоне стал вице-чемпионом Беларуси. Интерес к Юрию проявляла и томская «Томь». В московское «Динамо» из БАТЭ перешел 22-летний полузащитник Олег Шкабара. Ряд игроков из Беларуси про­ должат выступления за россий­ ские клубы. Среди них — Сергей Гуренко («Локомотив»), Денис Ковба, Виталий Булыга и Алексей Сквернюк («Крылья Советов»), Дмитрий Ровнейко («Торпедо»), Сергей Штанюк и Александр Кульчий («Шинник»), Андрей Лаврик («Амкар»), Максим Рома- щенко («Динамо») и Владимир Корытько («Алания»), Сергей Яс- кович («Томь»), Владимир Ко­ рытько («Терек»), ■ Сергей Омельянчук, переехав в Москву, в высшем футбольном «обществе» не затерялся. Наедине с Сократом Осуществится ли давняя мечта нашего любимого артиста? персона Александр Щуплов МОСКВА НАРОДНЫЙ артист СССР Нико­ лай ТРОФИМОВ — коренной ле­ нинградец. И хотя родился он в Севастополе, по окончании шко­ лы сразу уехал учиться на берега Невы — здесь тоже было море, которое Николай Николаевич очень любит. Всю войну прошел в составе ансамбля Военно-мор­ ского флота. Затем пришел в труппу Театра Краснознаменно­ го Балтийского флота, работал под руководством Николая А ки ­ мова в Ленинградском театре ко­ медии, играл на сцене Театра имени Ленинского комсомола, затем в Большом драматиче­ ском театре. Его роли в спектак­ лях «Я, Бабушка, Илико и Илла­ рион», «Идиот», «Мещане», «Ре­ визор», «Ханума» стали хресто­ матийными. 70 ролей сыграно Трофимовым в кино, что позво­ лило ему заслужить звание од­ ного из лучших комиков отечест­ венного экране. Николай Акимов говорил про Трофимова: когда он на сцене, то кошке там уже де­ лать нечего, а Георгий Товстоно­ гов называл актера «русским Бурвилем»... Мы встретились с артистом на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине, куда он был приглашен в качест­ ве гостя. Зрители узнавали этого невысокого человека, по случаю торжества надевшего свои орде­ на и медали. А их у Николая Ни­ колаевича — во всю грудь. К 85- летнему юбилею был удостоен очередной_награды — не слиш­ ком громкоиГно дорогой — на­ гражден орденом «Дело чести», учрежденным Российской Наци­ ональной Академией культуры, меценатства и благотворитель­ ности. — Николай Николаевич, у вас столь­ ко орденов и медалей... Вы— такой тихий человек— как сумели их за­ служить? — Все получилось спонтанно — без моего участия. Поэтому я могу носить их свободно, без раз­ ных мыслей. В жизни все вообще бывает неожиданно... — Вы часто надеваете награды? — Нет, не часто. — Где вам довелось служить в вой­ ну? — Я служил на Балтийском флоте в ансамбле, который был организован Дунаевским. Он на­ зывался «Ансамбль пяти морей». В нем были собраны лучшие силы мобилизованных на войну: скри­ пачей, балетных танцовщиков, — всего там было 260 человек. Ан­ самбль просуществовал до 1943 года, а потом был расформиро­ ван. Мы побывали на четырех мо­ рях, хотя в основном обслуживали части Балтийского флота. Мы вы­ ступали перед теми, кто отправ­ лялся на фронт. Я в ансамбле вел программы, выступал с инсцени­ ровками. Бойцам очень полюбил­ ся мой образ краснофлотца Они- щука— это такой матросик, сала­ га, он то и дело делает ошибки, его поправляют старослужащие, а он все равно продолжает их де­ лать... Такой смешной, добро­ душный образ, он очень нравился солдатам. — Как вы пришли в актерскую про­ фессию? — Я очень рано узнал славу, еще когда учился в четвертом классе школы. Мне учительница дала задание — исполнить на ве­ чере чеховский рассказ «О вреде табака». Зрители очень сильно смеялись! — Известно, что Георгий Товстоногов увидел вас впервые втеатре вТбили­ си. В каком спектакле? — Никакого спектакля не было — мы приехали в Тбилиси с кон­ цертами нашего «Ансамбля пяти морей», о котором я рассказывал выше. Вот во время концертов в Тбилиси меня и увидел Товстоно­ гов. В то время он был там худру­ ком Русского драматического теа­ тра. А познакомились мы позже, когда Товстоногов приехал к нам в Ленинград, стал художественным руководителем Театра имени Ле­ нинского комсомола. Я тогда ра­ ботал в Ленинградском театре ко­ медии. Акимов, бывший там худо­ жественным руководителем, ме­ ня не обижал. Каждый год в «Ко­ медии» у меня было по три-четы­ ре премьеры, в том числе я сыграл и в «Ревизоре». Я в своей жизни встретил трех великих режиссе­ ров: это мой педагог в театраль­ ном институте — Борис Вульфо- вич Зон, руководитель Ленин­ градского театра комедии — Ни­ колай Акимов и Георгий Товстоно­ гов. — А с кинорежиссерами везло? — Я снялся в трех картинах у Сергея Бондарчука, в частности, в роли капитана Тушина в «Войне и мире». Это моя первая серьезная роль. Потом я сыграл у него свя­ щенника в «Степи» — вместе с Иннокентием Смоктуновским. Смоктуновский играл эпизодиче­ скую роль хозяина харчевни — очень смешно!.. Хорошо мне ра­ боталось с нашим ленинградским кинорежиссером Михаилом Ива­ новичем Ершовым, у которого я сыграл в четырех фильмах. — Не одному поколению зрителей вы запомнились как «Лев Гурыч Синич­ кин» в одноименном киноводевиле... — Да. Меня так и зовут с тех пор. Фильм получился удачный, понравился. Еще люди помнят «Трембиту», «Принцессу цирка», «На пути в Берлин»... — Что вас связывает с Беларусью? — Я снимался в двух-трех фильмах в Минске, в том числе в картинах «Про Красную Шапоч­ ку», «Рыжий, честный, влюблен­ ный» ... Я очень благодарен бело­ русским кинематографистам, они поддерживали мое творческое рвение и давали те роли, которые мне хотелось сыграть. — Чем занимаетесь сейчас? — Перечитываю и просматри­ ваю все то, что не успел в свое время прочитать и посмотреть. — А что вы не дочитали? — Классику, философов очень люблю— Платона, Сократа. Регу­ лярно смотрю «Новости» по теле­ визору, иногда фильмы — только не сериалы. Нравятся старые фильмы, особенно те, в которых сам снимался когда-то. Если вер- ■ Мистер Пиквик в исполнении Николая Трофимова удивил бы самого Диккенса. нуться к недочитанному, то скажу откровенно: я не дочитал еще и Чехова. А он сыграл в моей жизни очень большую роль. Я его много играл — в Театре комедии у Аки­ мова в «Пестрых рассказах», на­ пример, играл в инсценировке рассказа «Трагик поневоле»... То­ гда все было прочитано наспех. А сейчас у меня стало больше сво­ бодного времени, хотя продол­ жаю играть в театре. В свой юби­ лей играл в спектакле «Пиквик- ский клуб» Самюэла Пиквика. Он идет у нас уже почти три десятка лет — это единственная оставша­ яся постановка самого Товстоно­ гова, я прошу не убирать его из ре­ пертуара. .. А еще все жду какого- нибудь интересного сценария. За всю жизнь было переиграно очень много всяких людей — и хороших, и плохих, но одного фильма, кото­ рый мне хочется снять, его еще пока нет. Но он обязательно дол­ жен быть! Какой — не буду гово­ рить! — Судьба сводила вас с замечатель­ ными людьми... Говорят, вы встре­ чались с Михаилом Зощенко? — В пору своей учебы на пер­ вом курсе театрального института я, помнится, выбрал для чтения смешной рассказ. Автора не знал! Как-то читаю рассказ на вечере, по окончании ко мне подходит не­ высокий человек интеллигентно­ го вида, протягивает руку, благо­ дарит за чтение и вдруг говорит: «Я даже не подозревал, что напи­ сал такой хороший рассказ!» Это был Зощенко. С тех пор я с ним больше не встречался. Но когда его травили, я продолжал читать его рассказ «Мелкий случай из личной жизни». И читаю его до сих пор, как и другие рассказы, в том числе и знаменитую зощенков- скую «Аристократку». — Говорят, Сергей Филиппов, с кото­ рым вы играли, был мастером им­ провизации... — Сергей Филиппов был очень интеллигентным человеком, об­ ладавшим большим чувством юмора. Правда, из-за его ролей его считали босяком и алкоголи­ ком. Но это было совсем не так! Играть с ним и избежать импрови­ заций было невозможно. Как-то играем «Ревизора». Захудалая гостиница, оба голодные. Хлеста­ ков, я играл его, сидит и ест, а Осип (Филиппов) — стоит за моей спиной. Я съел первое и отдаю ему остатки супа, принимаюсь за второе — жаркое. А мясо оказа­ лось жестким — я его «пилю», «пилю», в конце концов кусок сле­ тает с тарелки, я ловлю и обратно кладу. Филиппов-Осип наблюда­ ет. Вдруг на сцену залетает муха. И что делает Филиппов? Он мо­ ментально обыгрывает этот мо­ мент: хватает в воздухе муху и как бы ее съедает. И снова смотрит Хлестакову в тарелку: может быть, и ему достанется кусок на­ стоящего мяса... — Обычно, когда спрашиваешь мо­ лодую актрису, она говорит, что хо­ чет сыграть Джульетту или Анну Ка­ ренину... А если я вам переадресую этот вопрос? — Вы не поверите, я хотел сыг­ рать Сократа! — В какой пьесе? — Такой пьесы нет! — А вы, Николай Николаевич, даже похожи на Сократа! — Был такой период, когда один режиссер пробовал меня в какой-то фильм на Сократа. Я по­ смотрел пробы — ну, точно Со­ крат: такой, каким я себе его пред­ ставлял! Но так получилось, что я был занят в другом фильме и уже начал в нем работать... Трудно было совмещать. — Николай Николаевич, но ведь Со­ крат плохо кончил жизнь— выпил цикуту и все такое... — Плохо кончил! Я бы играл его так, чтобы зрителю было Со­ крата жалко — такой умница, по­ святил свою жизнь философии, людям... — Но воспитывал молодежь Сократ довольно-таки сурово! Поэтому, на­ верное, из Алкивиада и вышел хоро­ ший военачальник. Ваш Сократ вос­ питывал молодежь пряником или кнутом? — И тем, и другим! Я уже де­ сять лет веду курс в консервато­ рии — держу в одной руке пряник, в другой— хлыст. — Ваши консерваторцы вас боятся? — Судя по всему, они меня лю­ бят. И я их очень люблю. — Вроде бы в консерватории людей учат петь. Вы с ними поете, что ли? — Ребята учатся при консерва­ тории, где готовят режиссеров му­ зыкальных театров, у них есть предмет— «актерское мастерст­ во». Особая миссия Великий японский архитектор оставил свой след в творчестве российских и белорусских коллег а ка к у них? Александр Батыгин МОСКВА—МИНСК—ТОКИО В РОССИЙСКОЙ и белорусской столицах нет зданий, построен­ ных по проектам Кендзо Танге. Однако его влияние на отечест­ венную и мировую архитектору огромно. Создатель так называ­ емого «интернационального стиля» — светлые просторные здания простых объемов, укра­ шающие широкие проспекты, — можно увидеть во многих мега­ полисах планеты. Среди класси­ ков мировой архитектуры — Ос­ кара Нимейера, Ле Корбюзье, Алваро Аалто — Кендзо Танге как выдающийся специалист своего дела в России наиболее цитируемый. Еще при советской власти на русский язык была пе­ реведена его монография, зод­ чего приглашали участвовать в реконструкции Большого теат­ ра, страсти вокруг которого ки ­ пят сегодня. Увы, он не восполь­ зовался такой перспективой. Тем не менее, отмечая его за ­ слуги, Российская академия ар­ в Вот такие диковинные цветы «выросли» недалеко от дома, где творил Кендзо Танге. хитектуры вручила Кендзо Тан­ ге диплом академика. Так что свой отчетливый след в нашем Отечестве Мастер оставил. И влияние его с годами отнюдь не иссякает. Творения его известны дале­ ко за пределами Японии. У себя на родине в конце 50-х годов прошлого века он создал мемо­ риальный музей Мира в Хироси­ ме, ему принадлежит план ре­ конструкции Токио, проект Все­ мирной выставки ЭКСПО-70, фешенебельное здание гости­ ницы «Акасака-принс». Ему бы­ ло мало просто воплотить сна­ чала на ватмане, а затем в бето­ не и стекле свои замыслы — он замышлял и воплощал в жизнь постройку новых кварталов, це­ лых городов. В 1978 году в Минске вышла книга, где анализировались важнейшие работы японского зодчего. Она вызвала энтузи­ азм у многих молодых белорус­ ских архитекторов и строите­ лей. Вспоминает Валерий Кес- кевич, в конце 70-х работавший в Бресте: «Принципы Кендзо Танге, нашего кумира в те годы, — структурный подход к объек­ ту, когда коммуникационные уз­ лы выделены в самостоятель­ ную архитектурную форму, а все остальное — органичное приложение к ним, легко про­ сматривается и в нашем объек­ те...» Речь — о задуманном со­ оружении в Бресте спортивного центра со стадионом, легкоат­ летическим манежем и бассей­ ном. Используя традиции Кенд­ зо Танге, в брестской архитек­ турной мастерской тогда мечта­ ли, чтобы в проектируемом ими объекте «вспыхнула искра гар­ монии»... Мне довелось побывать в то­ кийском офисе знаменитого зодчего. Его мастерская распо­ лагалась на девятом и десятом этажах здания на проспекте Ао- яма, фасад которого облицован голубыми зеркальными панеля­ ми. Жилище Мастера, обстав­ ленное на европейский лад, больше напоминало музей. Тут можно было увидеть и грече­ скую керамику, и античные ве­ щи, и статуэтки с Кипра... Здесь, в уюте и тишине, за­ бываешь, что находишься в од­ ном из самых густонаселенных городов планеты. Первый небо­ скреб в Токио появился лишь в 1968 году. Теперь их, бетонных «свечек», тут сотни. В одном из них, в деловом центре японской столицы Синдзюку, ради любо­ пытства я побывал. У кабины лифта одна стена — стеклян­ ная. Поднимаясь на головокру­ жительную высоту, любуешься панорамой Токио. Комплекс Синдзюку тоже создан по проек­ ту Кендзо Танге. В интервью классик сказал, что он не верит в регулирование роста большого города, ибо та­ кой город является местом, куда устремляются и капиталы, и лю­ ди, где сосредоточена самая вы­ сокая культура и легче найти ра­ боту. — Поэтому, — заметил Кенд­ зо Танге, — надо думать не об ограничении роста городов, а о таких планировочных решени­ ях, которые позволили бы расту­ щему городу жить нормально. Несколько дней назад вели­ чайшего архитектора не стало. Он немного не дожил до 92 лет. Погребальная служба прошла в церкви Святой Марии, которую Кендзо Танге построил 40 лет назад. В этом соборе он когда- то реализовал свою концепцию — «трехмерное пространство коммуникаций». В храме Святой Марии оно проявляется в виде композиционной оси, вдоль ко ­ торой движутся посетители. Те­ перь — к Мастеру... Снять с музыки ярлыки Такую цель поставил популярный белорусский гитарист персона Наталья Шухно МОСКВА— МИНСК В МОСКВЕ начинаются гастроли известного белорусского музы­ канта ДИДЮЛИ. Это его первое крупное выступление в россий­ ской столице. Родился Дидюля в Гродно. По его словам, в семье всегда цари­ ла творческая атмосфера. Всец нюансы гитарной музыки он п о ^ ^ стигал самостоятельно. С е го д н г^И на его счету уже четыре альбома. И вот в апреле — долгожданный концерт на московской сцене. — Это первое гитарное шоу такого масштаба, — говорит му­ зыкант. — Для нас — большая ответственность. Хотим пока­ зать старые композиции и то, что еще не исполнялось. — Как бы вы могли охарактеризо­ вать тот стиль музыки, которую иг­ раете? — Современная инструмен­ тальная музыка. Это очень объ­ емное понятие. Здесь присутст­ вуют и этнические корни, и сов­ ременный элемент. Также экспе­ римент и интуитивная музыка. Есть альбом «Фламенко» — ис­ панское направление, альбом «Дорога в Багдад» — восточное направление. Мы решили снять с музыки все ярлыки. На нас влия­ ет разная музыка, и это отобра­ жается в творчестве. — Как вы считаете, ваша музыка в моде? — Она вне моды. Мы просто де­ лаем красивую музыку. Я закла­ дываю в нее столько искренности, энергии и любви, что мне хочется, чтобы она прожила столетия. — Был ли момент, когда вы просну­ лись и почувствовали себя популяр­ ным? — Такого момента не было. Всегда было просто удовольст­ вие от выступления. Не важно, сколько человек находится в за­ ле, главное — атмосфера. Я чув­ ствовал себя сформировавшим­ ся артистом, которому хочется что-то сказать, еще с детских лет. Нет ощущения, что я чего-то у достиг. Это просто моя малень­ кая миссия — делать хорошую музыку. Естественно, очень важ­ но, что люди голосуют рублем за твое творчество. Это является мерилом работы. Не скрою, хо­ чется расширять аудиторию. Но не хочется терять честность и ис­ кренность в музыке. 7— 13 апреля в нашей истории календарь День за Днем 7 апреля — Всемирный день здоровья. 10 апреля в России — День войск противовоздушной обороны. 12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики, в Рос­ сии — День космонавтики. Гордость Родины 7 апреля, 105 лет назад, ро­ дилась Елена Гоголева, народ­ ная артистка СССР, Герой Соци­ алистического Труда. В 1918 го­ ду она дебютировала на сцене Малого театра, которой осталась верна на всю жизнь. «Славный механик» Иван Ку­ либин родился в Нижнем Новго­ роде 270 лет назад, 10 апреля. Этот «быстрый разумом», по оп­ ределению Ломоносова, мастер- самоучка изобрел множество различных механизмов. Впервые 125 лет назад, 8 апреля, в Пе­ тербурге открылась первая Все­ российская электротехническая выставка. 13 апреля, 20 лет назад, в Со­ ветском Союзе состоялся пер- т вый пуск ракеты-носителя «Зе- нит-2» на нетоксичных компо­ нентах топлива. Коротко 7 апреля 1926 года в Бело­ русской ССР введено обязатель­ ное начальное обучение детей в возрасте от 8 до 11 лет. 8 апреля 1942 года на терри­ тории Витебской области созда­ на первая Белорусская парти­ занская бригада под руководст­ вом М. Шмырева. 9 апреля 1945 года войска 3-го Белорусского фронта завер­ шили разгром Кенигсбергской группы немецких войск и штур­ мом овладели городом-крепо­ стью Кенигсберг. 13 апреля, 60 лет назад, со­ ветские войска освободили от фашистских захватчиков столи­ цу Австрии — Вену. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. «СОЮЗ. Б е л а р у с ь -Р о с си я » Периодическое издание Совета Министров Союзного государства Газета зарегистрирована в М инистерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовы х коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года . Регистрационный № 77 -1880 . Тираж по Р Ф : 304985 Тираж по РБ : 505264 Тираж «СОЮ З а . Беларусь — Ро ссия» в Р Ф и РБ : 810249 Ш еф -редактор А .И . Ба ты гин (М осква ) Первый з ам ести тель ш еф -р ед актор а А .М . Таранда (М и н с к ) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия» : Москва, А -40 , ГСП -3125993, улица Правды, 24. Телефон: 257-5787 Факс : 257-5787 Е - таН : Е г т а к 0 Уа@гд.ги Адрес редакции га зе ты «Сове тская Белор уссия » : Респ ублика Беларусь , 220 0 1 3 , Минск , улица Б . Хмельницко го , 10а . Тел . и ф а к с : 232 -1432 Издательство: ЗАО «Информационно -издательский концерн « Ро ссий ска я газета» Адрес : Москва , А -40 , Г С П - 3 125993 , ул . Правды , 2 4 . Тел . 257 -53 -62 . Издательство «Советской Б елоруссии » : Белорусский Дом печати , КИПУП «Сож » . ОТПЕЧАТАНО в ООО «Объединенный и зда тель ский дом «М едиа-П ре сса» . А дрес : 125865 , ГСП , М осква-137 , у л . Правды , 24 . Р аспространяе тся по всем подписным и ндексам : «Российской г а з е т ы » :5 0 2 0 2 ,3 2 1 8 4 ,4 0 9 4 2 ,4 0 9 1 3 ,4 0 9 2 4 , 4 0 9 4 5 ,3 8 2 8 6 ,4 1 5 9 1 .«Сове тская Б ело р усси я » : 6 3889 . По гр аф и к у : 16 .00 Номер подписан : 16 .00 . «СОЮЗ. Беларусь - Россия» печатается в Архангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, Минеральных Водах, Москве, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Тюмени, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «Советская Белоруссия» печатается в г. Минске, Гомеле. «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz