Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

IV С О Ю З Беларусь—Россия _______________ , ______ V 31 МАРТА 2005 ЧЕТВЕРГ № 12 (208) календарь помним Александр Щуплов МОСКВА УШЛА из жизни Клара ЛУЧКО — одна из самых любимых киноакт­ рис в нашем Отечестве. Ее фильмы сродни сказкам, будь то шекспировская комедия или лу­ чезарный советский вымысел. Эти киносказки, как и улыбка ак­ трисы, делали и делают нашу жизнь светлее. А что еще нужно для счастья?.. В своих архивах нашел одну из последних бесед с актрисой. Она вся — о жизни, ко­ торую так любила Клара Лучко и которая в ответ любила ее. — Клара Степановна, актеры обыч­ но всеми правдами-неправдами стараются попасть на экран ... — Это не ко мне! У меня нет этого в характере. Я дружила и дружу со многими режиссерами. Когда какой-нибудь мой знако­ мый запускал фильм, формиро­ вал группу, набирал актеров, я старалась пройти и сделать вид, что его не вижу, вдруг он подума­ ет, что я ему сигнализирую: «Я здесь! Может быть, у вас для ме­ ня что-то есть?!» Я даже обходи­ ла его стороной. Зато когда он заканчивал набор артистов, а меня не брал, я продолжала с ним нормально разговаривать. Может быть, это и нехорошо, но во мне есть... не знаю, как это на­ звать... Спина у меня не сгибает­ ся! — Вы редкое исключение. В основ­ ном актрисы выходят замуж за ре­ жиссеров, которые их затем снима­ ю т .. . — Я снималась не только вне замужества с режиссерами, но и личных отношений с ними. Меня брали режиссеры, которых я при­ влекала как актриса. Порой страдала от того, что роль, кото­ рую должна была играть и могла бы сыграть хорошо, отдавали ак­ трисе, которая находилась в бо­ лее близких отношениях с ре­ жиссером. — Ваш брак с Сергеем Лукьяновым, сыгравшим главную роль в «Кубан­ ских казаках», произошел сразу по­ сле съемок фильма... — Помнится, перед началом съемок несколько актеров сиде­ ли в гримерной. Мы ждали ре­ жиссера фильма Ивана Алексан­ дровича Пырьева, который дол­ жен был утверждать наш грим. Я сидела на стуле и ждала своей очереди. Открылась дверь, и на пороге появился Сергей Влади­ мирович Лукьянов, исполнявший в фильме роль Гордея Ворона. Увидев меня, он сказал: «Я про­ пал!» — и, повернувшись, ушел. После выхода картины на экра­ ны мы поженились. А его фраза, сказанная тогда в гримерной, об­ летела всю Москву. Вскоре у нас родилась дочь Оксана. К сожа­ лению, у Сергея Владимировича было больное сердце, и в самом расцвете своего таланта он ушел из жизни: ему было всего 54 лет. — Старинный вопрос, опробован­ ный журналистикой на все сто: что у вас осталось несыгранным? — Давным-давно, будучи сту­ денткой, я снималась в «Моло­ дой гвардии» у Сергея Герасимо­ ва. Помню, ехали мы в машине с Тамарой Федоровной Макаро­ вой, которая играла в фильме мать Олега Кошевого. Красивая — седые голубоватые волосы, синие глаза, — она рассказыва­ ла мне, что хотела сыграть Анну Каренину, но уже поздно... Я, студентка, смотрела на нее и ду­ мала: «Почему поздно? У нее муж — сам Сергей Герасимов. Она что захочет, то и сыграет. К тому же она такая красивая!..» Теперь пришло время, когда я понимаю, что, несмотря на свои сыгранные роли, многое не сыг­ рала. Если начну все перечис­ лять, станет тяжело. Да и вооб­ ще, мало ли что я хотела сыг­ рать! Никому нет дела до того, что я хотела и что бы могла сыг­ рать. Если взять классику, конеч­ но, не сыграла многих характер­ ных острых ролей. Многие ре­ жиссеры считали, что я должна играть преимущественно геро­ инь. А я люблю комедийные ха­ рактерные роли. — Почему-то все актрисы мечтают сыграть Анну Каренину и ни одна не хочет сыграть паровоз... — Играть паровоз — значит убить в себе мечту. — Зато какие горизонты! Эта актри­ са уже обречена быть первой! — А я совсем и не мечтала об Анне Карениной. Я не люблю драматические роли без опреде­ ленного характера, героинь чис­ той воды. У моей героини должен быть острый характер! Тогда это интересно — для меня! Когда-то меня приглашали сыграть Татья­ ну из «Евгения Онегина». Но ме­ ня это как-то не прельщало. Ме­ ня прельщают роли с характером — твердым или слабым, смеш­ ным или вздорным. Чтобы через этот характер выражались стра­ дания, трагедия... — Если бы пришлось выбирать ки­ норежиссера из всей мировой ки­ ношной копилки, у кого бы вы хоте­ ли сняться? — Я избалована жизнью — снималась у Герасимова, Дов­ женко, Пудовкина, Хейфица, Та­ ни Лиозновой, Фрида... Когда-то, в пору молодости, я увидела уже пожилого Рене Клера и подума­ ла: «Боже мой, какие счастливые актрисы, которые играют у Кле­ ра!» — Зритель любит, когда на экране появляются красивые люди. У нас есть красивые актеры и актрисы нового поколения? — Конечно. Очень красивый актер Игорь Петренко, сыграв­ ший главного героя в «Звезде». Это самобытный и очень краси­ вый человек. — Вы ведь тоже играли с красивы­ ми актерами... — В «Двенадцатой ночи» мы снимались с Владимиром Мед­ ведевым, сыгравшим герцога Орсино. Необыкновенной красо­ ты в «Кубанских казаках» был Владлен Давыдов. Я всегда бла­ годарна своим партнерам по эк­ рану— мы до сих пор встречаем­ ся как родные люди. — Обычно зрителя волнует вопрос: как актеры целуются на экране — взаправду или всерьез? — Когда я смотрю картины, где крупно снимают сцены с по­ целуями, видно, когда целуются с удовольствием, когда нет. Лица целующихся нельзя снимать крупно: сразу видна фальшь! А вообще-то это работа. На экране не я, а мой персонаж. Это совсем разные вещи. Вспоминаю время, когда я пришла совсем молодой, неопытной актрисой из институ­ та в театр, там мне дали какую-то роль. Ядолжна была любить, ка­ жется, какого-то агронома. Я че­ го-то делаю, потом поворачива­ юсь, а тут — он. Целует меня! Представьте, агроном прибли­ жается, а я думаю: какой ужас! Даже представить не могла, что он до меня дотронется. Хотя я — на сцене совсем не я, а какая-то доярка. Но ведь бывает вот такая психологическая несовмести­ мость! Я поняла: все, гибну. Сла­ ва Богу, подвернулась картина, я уехала сниматься и уже не игра­ ла с этим артистом. И ведь я не хотела обидеть этого человека. Просто — разрази меня гром! — не могу. Ивее!.. А еще, помнится, снималась в фильме «Ференц Лист» — игра­ ла возлюбленную композитора. Режиссер перед съемками гово­ рит: «Кларочка, здесь вы целуе­ тесь...» Мы репетируем: «Чмок!» Думаю: так и будем снимать. На­ чалась съемка. И вдруг «Лист» как начал меня целовать! Ядума­ ла, что задохнусь. Оказывается, актер с режиссером заключили пари на продолжительность и следили по часам... Мне понра­ вились слова Никиты Михалко­ ва. Его спросили: «Вы в своих картинах показывате «голые» сцены, обнаженных мужчин и ■ Как она любила жизнь! А та вответ любила ее... женщин?» Он ответил: мол, ре­ жиссер может добиться иными средствами того же результата, все зависит от меры таланта; ре­ жиссер вместо детального пока­ за всегда может найти возмож­ ность показать любовь другими средствами... Мне понравились его слова. Не надо быть боль­ шим мастером, чтобы снять «про это». Куда сложнее найти для вы­ ражения «этого» средства Ис­ кусства! — Как вы себя ощущаете в возрасте элегантности? — Я бы хотела забыть о воз­ расте, о том, что пережила, что прошла, забыть о том, что я ви­ жу, понимаю, Знаю наперед. Мне бы хотелось быть более непо­ средственной, наивной, меньше знать и больше чувствовать. Ощущать себя так, как я чувст­ вую себя внутри, забыть про воз­ раст и не считать на счетах, сколько мне лет. Я ощущаю себя намного моложе, чем есть на са­ мом деле. Хоть впору надеть ми­ ни-юбку, куда-нибудь сунуть паспорт и не найти, прыгать, смеяться, рассказывать анекдо­ ты, радоваться солнцу, лету, гро­ зе, побежать босиком по лу­ жам... — А если примут за сумасшедшую? — Не важно! Я была бы счаст­ лива! — Доводится вам бывать в деревне, ходить босиком? — К сожалению, только на да­ че, она у нас под Москвой на Круглом озере. Когда приезжаю на дачу, захлопываю калитку и забываю, кто я и что я. Хожу бо­ сиком, в драных джинсах, не смотрюсь в зеркало — отдыхаю на природе. Я люблю запах ве­ сенней земли. Когда растает лед, начинает припекать солнце, от земли идет пар. Это запах мо­ его детства... Клара Лучко: Побежать босиком по весенним лужам! МОСКВА Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. ИСПОЛНЯЕТСЯ десять лет Меж­ дународному общественному Фонду единства православных народов. С его президентом, док­ тором философских наук, про­ фессором МГУ, членом Комис­ сии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ Валерием АЛЕКСЕЕВЫМ встретился корреспондент «СО- ЮЗа». — Какие трудности вам пришлось преодолевать в начале деятельности фонда? — Самые большиебыли связа­ ны с тем, что фонд создавалось годы, когда очень остро п е р е :^В вались последствия распадаг страны. И религиозная жизнь еще была как бы неизведанной обла­ стью, хотя к Церкви стал прояв­ ляться возрастающий интерес. — В своей работе вы опираетесь на региональные и зарубежные отделе­ ния фонда. Насколько мне известно, белорусское отделение не только по алфавиту, но и по значениюдеятель­ ности занимает одно из первых мест... — Оно стало самым первым из числа создаваемых фондом зару­ бежных отделений. И то, что сре­ ди самых первых лауреатов пре­ мии фонда был Президент Бела­ руси Александр Лукашенко, гово­ рит о многом. А с момента созда­ ния фонда членом его правления является Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, кото­ рый стал мотором нашейдеятель­ ности. — Каковы перспективы на будущее? — Вобласти внутреннейжизни будем продолжать реализацию существующих программ. Напри­ мер, в рамках комплексной про­ граммы «Непотерянное поколе­ ние» начинается строительство православного лицея фонда в районе Переделкино, ведется подготовка по созданиюдетского центра вАстрахани. Продолжают­ ся начатые в прошлом году рабо­ ты по строительству Патриарших покоев в Борисоглебском ставро- пигиапьном женском Аносином монастыре в Подмосковье... День за днем 1 апреля Международный день птиц, в России—День смеха. 2 апреля — Международный день детской книги. 3 апреля — День геолога. Впервые в стране и мире Первый в России самолет мно­ гоцелевого применения с турбо­ винтовым двигателем и гермети­ ческим салоном М-1ОН («Гжель») впервые поднялся в воздух 31 марта, 10 лет назад. 1 75 лет назад, к 1 апреля, бы­ ло завершено первое издание Полного собрания законов Рос­ сийской империи. Были схватки боевые 4 апреля 1945 года советские войска освободили столицу Сло­ вакии Братиславу и завершили освобождение Венгрии. 5 апреля 1242 года дружина новгородского князя Александра Ярославина Невского на льду Чудского озера разгромила рыца­ рей Ливонского ордена. В битве принимала участие полоцкая дру­ жина. Герои и подвиги 5 апреля исполняется 100 лет со дня рождения И. Флерова, ко­ мандира первой в Красной Армии батареи реактивной артиллерии «катюш», Героя России. В июле 1941 года его батарея произвела первый залп по фашистским вой­ скам под Оршей. 6 апреля, 60 лет назад, комак- „ дир самоходной установки стар­ ший лейтенант А. Космодемьян­ ский в боях за Кенигсберг под ог­ нем противника организовал пе­ реправу через канал и первым форсировал водный рубеж. Пос­ мертно удостоен звания Героя Со­ ветского Союза. Коротко 31 марта, 65 лет назад, на воо­ ружение Рабоче-крестьянской Красной Армии был принятлеген­ дарный Т-34 — лучший танк Вто­ рой мировой войны. 1 апреля, 55 лет назад, была высажена на лед дрейфующая станция «Северный полюс-2». В 1982 году 5 аперля в Минске открылся Театр-студия киноакте­ ра. 6 апреля 1972 года в Минске создано издательство «Мастац- кая лгтаратура». 31 марта— * 6 апреля в нашей истории Непотерянное поколениеф дата Валентин Новиков «Краснодон» под Тулой Николай Киреев ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ ШАХТЕРСКИЙ городок Липки сегодня превратился в Красно­ дон времен оккупации немецко- фашистскими войсками. В ме­ стной школе — комендатура, в бане — тюрьма. По улицам го­ родка разъезжают немецкие мотоциклы с пулеметами на ко­ ляске, диковинные «Студебек­ керы» и «БМВ» довоенного вы­ пуска. Когда звучит команда «мотор», местные жители, за­ нятые в массовках, занимают свои места на съемочной пло­ щадке... Вот уже несколько дней в Липках режиссер Сергей Лялин снимает шестисерийный фильм «Молодая гвардия». Кстати, в ролях наравне с москвичами за­ няты актеры Тульского театра юного зрителя. И это не случай­ но, ведь на сцене театра уже не один сезон играют спектакль «Молодая гвардия». А вот в ос­ нове сценария нового фильма — не роман А. Фадеева, а ре­ альные исторические докумен­ ты. Авторы делают акцент на ге­ роико-романтической и любов­ ных линиях сюжета. Знать и помнить! Военные ученые Беларуси и России подготовили совместный исторический труд книжная полка Татьяна Щедренок МИНСК—МОСКВА О ВЕЛИКОЙ Отечественной войне написано и рассказано столько, что, казалось бы, доба­ вить уже нечего. Тем не менее есть еще в истории той поры «белые пятна»: многие подвиги так и остались безымянными, награды не нашли своих героев. Но живы еще очевидцы собы­ тий, сохранились архивные ма­ териалы, с помощью которых есть возможность восполнить пробелы. В своем совместном труде «Беларусь непокорен­ ная», второй части трилогии о войне, белорусские и россий­ ские военные ученые постара­ лись эту возможность исполь­ зовать. Первый том трилогии — «Операция «Багратион» — из­ дан в прошлом году, в канун 60- летия освобождения Беларуси. Со вступительным словом к рассказу о грандиозной воен­ ной операции выступили мини­ стры обороны России и Белару­ си. Планируется, что книга «Бе­ ларусь непокоренная» будет из­ дана к 60-летию Великой Побе­ ды. Посвящается сборник пар­ тизанам и подпольщикам Бела­ руси, которые вели жестокую борьбу с немецкими захватчи­ ками. Собранный материал по­ может понять сложность и спе­ цифику этой борьбы, ее влия­ ние на фронтовую обстановку и в тыловых районах немецкой группы армий «Центр». «Бела­ русь непокоренная» — 400 страниц воспоминаний бывших партизан, воевавших в разных уголках страны (часть из них публикуется впервые), редких документов, многие из которых предоставлены россиянами, и снимков из архива. К сожале­ нию, самого автора фотогра­ фий, военного фотокорреспон­ дента Владимира Наумовича Лупейки, уже нет в живых, но его уникальные документаль­ ные свидетельства партизан­ ского быта и борьбы расскажут нам о многом. Александр Васильевич Ро­ манов, командир партизанской бригады имени К.К. Рокоссов­ ского, тоже ушел из жизни, но перед смертью успел расска­ зать своему сыну многое из то­ го, что пережил во времена во­ енной молодости. Эти воспоми­ нания, которыми сын ветерана поделился со специалистами Военно-научного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь, вошли в книгу. Бри­ гада Александра Романова дей­ ствовала на территории Вилей- ской области (нынешние Мин­ ская и Витебская области). Пар­ тизаны контролировали район Браслава, Постав и озеро На- рочь. Комиссаром бригады был Петр Миронович Машеров. — Белорусским историкам всегда непросто было получить доступ к документам, относя­ щимся, скажем, к архивам НКВД, — говорит начальник от­ деления военно-исторической работы и геральдического обес­ печения военно-научного упра­ вления ВС, кандидат историче­ ских наук, подполковник Алек­ сандр САМОВИЧ. — Спасибо коллегам из Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации. Они помогли нам познакомиться со многими документальными сви­ детельствами, хранящимися в Центральном архиве Минобо­ роны России (ЦАМО) и Россий­ ском государственном архиве социально-политической исто­ рии (РГАСПИ). Александр Леонидович пока­ зывает мне докладную записку секретаря ЦК КП(б) Белорус­ сии, адресованную лично И.В. Сталину. В документе, который долгое время не афишировал­ ся, речь идет о развертывании диверсионной работы в тылу противника. Ценность будущего издания еще и в том, что о пар­ тизанском движении рассказы­ вается абсолютно реалистично, без перегибов и прикрас. При­ водятся оценки этого движения союзниками и противниками. — Ведь не секрет, что восве­ щении хроники партизанского движения иной раз не обходит­ ся без крайностей, — комменти­ рует Александр Самович. — Уп­ рек прежде всего в адрес зару­ бежной историографии. В угоду вполне определенной конъюнк­ туре искажаются факты, выпя­ чиваются только негативные стороны. Создатели второй час­ ти трилогии предприняли по­ пытку объективно осветить дей­ ствия партизанских формиро­ ваний на территории Беларуси. Книгу «Беларусь непокорен­ ная» откроет обращение прези­ дента Александра Лукашенко к ветеранам Великой Отечест­ венной войны, партизанского движения, читателям. «Огром­ ный вклад в победу над фашиз­ мом внесло партизанское дви­ жение, вошедшее в летопись мировой истории и не имевшее себе равных по накалу и разма­ ху вооруженного сопротивле­ ния в тылу противника, — гово­ рится в обращении. — Поистине уникален исторический опыт этого движения. Жители от ма­ ла до велика встали на защиту Отечества — недаром Беларусь называют республикой-парти- занкой». Издать «Беларусь непоко­ ренную» планируется на сред­ ства из бюджета Союзного го­ сударства. Мы — люди полезной профессии! Московские писатели мечтают вернуться в свой дом творчество Александр Беляев МОСКВА КОНФЕРЕНЦИЯ членов Союза писателей Москвы открылась весьма необычно: лауреат меж­ дународных конкурсов Кон­ стантин Лифшиц исполнил нок­ тюрн Шопена, задав тональ­ ность собранию. Даже когда в ходе обсуждения возник вопрос о том, что Союз писателей был изгнан с подачи руководства Международного сообщества писательских союзов из своего помещения в Доме Ростовых, не возникло вспыхивающих обычно в таких ситуациях эмо­ ций, а все обошлось констата­ цией докладчика — первого се­ кретаря Союза писателей Моск­ вы Риммы КАЗАКОВОЙ. «Для ресторанов и турфирм в Доме Ростовых место нашлось, — сказала она, — а для писателей нет». Очень важный вопрос был поставлен докладчиком о госу­ дарственной поддержке писа­ тельского хозяйства Москвы. Большую помощь, говори­ лось в отчетном докладе, ока­ зывает московским писателям Государственный секретарь Со­ юзного государства Павел БО­ РОДИН. Это не случайно: с не­ давних времен у Союза писате­ лей Москвы установились хоро­ шие отношения с Союзом писа­ телей Беларуси. «Мы не халявщики, мы — люди полезной профессии!» — эта мысль звучала сквозной во многих выступлениях участни­ ков конференции. Сопредседателями Союза писателей Москвы избраны Юрий Черниченко и Сергей Фи­ латов, первым секретарем — Римма Казакова. «СОЮЗ.Беларусь-Россия» ПериодическоеизданиеСоветаМинистров Союзного государства Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Москва, А-40, ГСП-3125993, улицаПравды, 24. Телефон: 257-5787Факс: 257-5787Е- таН: Егтакоиа@гд.гц Газетазарегистрирована вМинистерстве поделампечати, телерадиовещания исредств массовых коммуникаций Российской Федерации 10марта2000 года. Регистрационный №77-1880. Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: | Издательство: ЗАО«Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Тиражпо РФ: 303563 ТиражпоРБ: 504137 Тираж«СОЮЗа. Беларусь— Россия» в РФиРБ: 807700 Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Б. Хмельницкого, 10а. Тел. ифакс: 232-1432 •СОЮЗ.Бекару» Издательство «Советской Белоруссии»: БелорусскийДом печати, КИПУП «Сож». ОТПЕЧАТАНО вООО«Объединенный издательскийдом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всем подписным индексам: «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889. По графику: 16.00 Номер подписан: 16.00. - Россия»печатает»вАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, МинеральныхВодах,Москве,Мурманске, НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе,Перми, Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе,Чебоксарах, Челябинске. «Советска»Белоруссия»печатаетсявг.Метеке, Гомеле:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz