Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

ту Завтра — День театра 1 Не пропустите третий звонок... Все чаще на афишных тумбах притягивают взгляд имена московских актёров, прокатывающих по российской провинции очередной антрепризный спектакль. Конечно, громкие имена, знакомые по кинофильмам и телесериалам, делают свое дело и, несмотря на достаточно высокую стоимость билетов, собирают публику. Но надо признать: как правило, эти спектакли не блещут ни новаторской драматургией, ни яркими режиссерскими решениями, ни самоотдачей И исполнителей. Все это наши гости оставляют в Москве, на сценах своих стационарных театров. Так что их летучие гастроли, как правило, не составляют ^-серьезной конкуренции постановкам наших драматических ■оллективов. Пожалуй, истинные любители театрального ис­ кусства почувствуют дух современной сцены гораздо сильнее, если посмотрят спектакли Академического театра драмы имени Льва Толстого, чьи работы вызывают постоянный интерес и у земляков, и у москвичей, и у зарубежных зрителей, премье­ ры Липецкого муниципального театра, Елецкого театра «Бе­ нефис». Особое место занимает в этом ряду театр кукол, где любое представление, адресованное детской аудитории, пле­ няет изобилием фантазии, а главное — добротой. Что же касается имен, то мы не меньше столичных «звезд» знаем и ценим своих талантливых актеров, режиссеров, сце­ нографов, ведь мастерство, поиск и популярность отнюдь нельзя считать исключительно прерогативой московских подмостков. В День театра и завсегдатаи, и неофиты вновь заполнят театральные залы. Кого-то ждет премьера, а кто-то, быть может, во второй, третий или четвертый раз будет смотреть полюбившийся спектакль, аплодировать актерам, чьи реп­ лики помнит наизусть. С праздником вас, земляки! Да не гаснут огни рампы, да не иссякает вдохновение людей, чье искусство заставляет нас плакать, смеяться, сопереживать и думать... Этот бессмертный кот Леопольд По разным причинам детские постановки на сцене Липецкого муниципального театра в последнее время не шли. Но вот перед весенними каникулами ЛМТ показал премьеру музыкального спектакля «День рождения кота Леопольда» по пьесе Аркадия Хайта. Популярный мультипликационный сюжет о коте, по доброте души совсем не ловящем мышей, использован режиссером Олегом Пономаревым для создания забавного, изобретательного зрелища. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Тон ему, естественно, задают не знающие ни минуты по­ коя мышата (Анжела Пономарева и Роман Коновалов). Они стреляют друг в друга и в Леопольда воображаемыми кос­ точками через трубки. Они «вызванивают» кота посредством огромного сотового телефона. При этом героиня Анжелы, представляясь тетей героя, показывает на аппарате, как она поила молочком и баюкала малыша-племянника. А предельно наивный Леопольд (Андрей Коновалов) — прямо-таки ходя­ чая толстовская философия всепрощения, неизменно оказы­ вается выше, недосягаемее мышиных потуг и возни. К тому же он не один. В нужную минуту его выручают озабоченный здоровьем пациентов пес-доктор (Дмитрий Фролов), то и дело с головой погружающийся в свой саквояж, чтобы найти там нужное лекарство, и бабушка Леопольда (Ольга Вербенко), ну просто мудрая, сообразительная фея из сказки. Вам кажется, что увлечь такой нехитрой, «понарошеч- ной» (чему соответствуют и декорации художника Алексея Нестерова) комедией нынешних детей нельзя? Ошибаетесь. Еще как можно! Зал реагирует на перипетии спектакля столь азартно, что с облегчением понимаешь: триллеры триллера­ ми, компьютерные стрелялки стрелялками, а дети все равно остаются детьми. Которых можно втянуть в веселую и доб­ рую игру без всяких компьютеров. Именно это и удалось нашей муниципальной труппе. Константин ВАСИЛЬЕВ. На фестиваль в Тамбов - с классикой Позавчера Тамбовский драматический театр спектаклем «Мой бедный Марат» А. Арбузова открыл межрегиональный фестиваль, посвященный 60-летию Победы. На него пригла­ шен и Липецкий муниципальный театр. Так как пьеса, ко­ торой он отметит знаменательную дату, «Вечно живые» В. Розова, находится еще в стадии репетиций, то для участия в фестивале липчане выбрали свою новейшую работу — «Бе­ шеные деньги» А.Н. Островского. Ее представление состоит­ ся сегодня. Кроме того, тамбовские зрители увидят «Драко­ на» Е. Шварца Борисоглебского и «Соловьиную ночь» В. Ежова Рязанского драматических театров. Следует заметить, что за четыре с половиной года суще­ ствования нашей муниципальной труппы — это её первая поездка за пределы области. И, лиха беда начало, будем на­ деяться — не последняя. ^Книжная полка Возвращение памяти Десять новых книг серии «Россия забытая и неизвестная» пополни­ ли фонды Липецкой областной научной библиотеки. Их передала для любителей истории автор проекта и главный редактор этих изданий, представитель Российского Дворянского собрания Валентина Благово. Серия выходит уже пять лет. Издано сорок восемь книг. Как подчеркнула гостья областной библиотеки, они рассказывают не об истории дворянства, а о великом прошлом Родины, помогают изба­ виться от ложных представлений и вернуться к своим корням. Презентации этих книг уже состоялись в разных городах — Во­ ронеже, Омске, Владивостоке, Краснодаре. В их число вошёл и Ли­ пецк. На очереди — знакомство с серией зарубежной аудитории в Белграде и Париже. (Соб. инф.) 6 0 Повесть о Великой Отечественной Глава сорок седьмая Граня, Глаша, Глафира... Это случилось на Таманском полуострове. Здесь гитлеровцы создали так называемую «голубую линию». Они возлагали на нее особые надежды. Плацдарм был нужен им, чтобы удерживать Крым и иметь свободу действий на Черном море. Его можно было использовать для наступления на Северный Кавказ. А ночной авиационный полк, в котором служила Глафира Каширина, в течение месяца наносил удары по фашистам, закрепившимся на полуострове, разрушая их надежды и планы. О чём думала, что вспоминала Гра­ ня, Глаша, Глафира между полетами? Как после очередного воздушного на-. лета на Москву немецкой авиации она вышла поутру из дома с маленьким узелком? Как долго провожала ее взгля­ дом, стоя у калитки, мама? Как была зачислена авиамехаником в эскадрилью только что сформированного бомбарди­ ровочного полка? Здесь ее любили. Много позже ко­ миссар эскадрильи Ксения Карпунина вспоминала, какой она была тогда, Гра- ня-Глафира: — Ее любили за то, что она была полковым поэтом, отлично рисовала, за то, что любую задачу, поставленную ко­ мандованием, всегда выполняла. Гла­ фира была самая красивая среди нас. И это была не только внешняя красота, но и внутренняя. Начав службу как авиамеханик, Ка­ ширина сумела выучиться на штурма­ на... А может, все-таки Глаше приходи­ ло на память детство? Она родилась в селе Сергиевка, а потом жила в деревне Семенецкое в Краснинском районе. Бе­ рег речушки Семенек. Тяжелая летняя зелень. Бесконечно долгие каникулы. Она приезжала сюда и позже, когда они с мамой перебрались в Подмосковье. Мало ли, впрочем, о чем думает и вспоминает человек перед боем, после боя, чтобы отвлечься ненадолго, осво­ бодиться от груза тревоги, собраться, подготовиться к очередному.вылету^ . 1•• "' ..."Месяц был тяжкий. Вылет за вы­ летом. На ее глазах погибали подру­ ги. Но она, понимая, что так же вот может не вернуться в одну из ночей на свой аэродром, не испытывала ни страха, ни паники. Сильнее всего было чувство гнева и ненависти, жажда ото­ мстить врагу за погибших. ...Она всегда умела собраться, сжать в кулак нервы и спокойно делать что дол­ жно. Когда она стала штурманом, ей случалось совершать по четыре-пять вы­ летов за ночь. Ее фото появилось в стен­ газете, ей уже посвящали «Боевые лист­ ки». Глаша была членом известного всей стране экипажа летчицы Дуси Носаль. В ту ночь во второй раз поднялся самолет Дуси. В задней кабине еще и еще раз проверяла приборы штурман Глафира Каширина. Курс был точен, самолет вышел на цель. Сбросив бомбы в нужном квадрате, Глафира беззвучно’ отсчитывала секун­ ды, ожидая взрыва. И вдруг она увиде­ ла светящуюся полосу трассирующих пуль, силуэт вражеского самолета, про­ скочившего мимо. Чуть позже оказа­ лось, что он был не один. На развороте противник вновь вы­ пустил длинную очередь. Несколько трассирующих пуль попали в кабину лет­ чика. Их самолет вошел в пикирование. — Дуся, — крикнула Глафира, — что ты делаешь?! Ответа не последовало. Быстро схва­ тив ручку управления, Глафира пыта­ лась взять ее на себя, выровнять само­ лет. Ничего не получалось. Видимо, из- за какого-то повреждения. Наконец, ручка поддалась. Теперь, установив угол набора, Граня набирала высоту, потом перевела самолет в горизонтальное по­ ложение. Нелегко штурману вести самолет. Все-таки не те навыки. Но тяжелее было знать, что там, в передней каби­ не, — безжизненное тело Дуси Носаль... Видимость была плохая. Не каждый даже опытный пилот способен был в та­ кой обстановке привести самолёт на аэродром. Да еще когда его атакует враг. Однако штурман Каширина справилась. Самолет вырулил на стоянку. Гла­ фира доложила командиру: — Задание выполнено. Пуля попала Дусе прямо в висок. Смерть наступила мгновенно. Глафира с подругами дала клятву отомстить за ее гибель. Дусе Носаль посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Гла­ фире Кашириной вручили орден Крас­ ного Знамени. А когда подразделению было вручено гвардейское знамя, в чис­ ле первых трех знаменосцев полка была она, Граня. ... И снова аэродром неподалеку от Таманского полуострова. Ночь на пер­ вое августа как будто ничем не отлича­ лась от других. Но она выдалась осо­ бенно трудной. Никогда прежде полк не нес таких потерь. В воздухе сгорели Женя Крутикова, Галина Докутович, Аня Высоцкая, Женя Сухорукова... Но остальные продолжали то, к чему обязывал их приказ. Глафира, сжав зубы, пристально всматривалась в чер­ ную пропасть, куда летели ее бомбы... ... Не знала ничего о том, что ее ждет, девочка-подросток с подмосковной ули­ цы Кусковской, где жила вместе с ма­ мой. Училась, дружила, читала. Когда приводила к себе подружку Ларису Каш­ танову, та удивлялась, сколько у Глаши книг. Особенно она любила Горького. Мы рождаемся на свет, растем, учимся, живем, не предполагая, что все это — ступени к главному. К тому, что предназначено нам совершить на этой земле. Вот и Граня не предполагала. Она знала: матери одной нелегко ее растить — отец-то погиб в гражданскую. По­ этому, с детства мечтая об авиации, пошла в медучилище, устроилась рабо­ тать в больницу — надо было что-то вносить в скудный семейный бюджет. Но мечту свою не забыла — поступила в аэроклуб. Ее хватало на все. И на ра­ боту, и на учебу, и на дружбу... ... Та августовская ночь была бес­ конечной. Глаша, как всегда, выполни­ ла задание. Ее самолет уже вернулся на аэродром. Но внезапно его охвати­ ло пламя. Машину Кашириной поджег фашистский истребитель. Летчица не успела покинуть полыхающую кабину... ... Заслуженная учительница РСФСР Е.И. Мартышина по-прежнему пред­ ставляла себе Глашу тихой голубогла­ зой девочкой с белокурыми волосами. Такой Граня когда-то пришла в ее класс. Учительнице непросто совмес­ тить образ ученицы, сперва совсем ре­ бенка, потом подростка, с той зрелой, несмотря на молодость, твердой и му­ жественной девушкой, которая присла­ ла когда-то любимой наставнице пись­ мо с передовой. «Дорогой мой, добрый друг. Скоро полтора года, как я на фронте. Теперь я, говорят, обстрелянный, вернее, об­ летанный боец. Ведь мое оружие — са­ молет. Война изменила меня. Вы бы просто не узнали вашей маленькой ти­ хой девочки. Я стала еще острее чув­ ствовать окружающее. Но вы не думай­ те, что я огрубела. Совсем нет. По-пре­ жнему я иногда пишу стихи, люблю 1 Хипесн 0 Ьйп 8 &Ч?е* в такой обстановке, ^чи­ таю. Если нам не придется встретить­ ся, а на войне бывает всякое, вспоми­ найте свою ученицу, в сердце которой вы заложили любовь ко всему родно­ му, светлому. И неугасимую ненависть к врагу». Потом Граня поделилась своей ра­ достью: получила боевую награду. И за­ кончила письмо словами: «Очень жду от Вас ответа. Ваша Граня. Простите за небрежность. Но очень спешу, мало времени осталась. Скоро в бой!» Ей не довелось прочитать ответ учи­ тельницы. Письмо Глафира отослала на­ кануне последнего боевого задания, той роковой августовской ночи 1943-го... По архивным данным о летчице Глафире Кашириной рассказал Анатолий ЛЬЮИКОВ. с. Красное. ---------------- - 3 г а з е т а — Д Г К Е С Ж Ж Е . М А К С Н Е • АПЕННИНСКИЙ ДНЕВНИК Бизнес на «липовых» подошвах Войну контрафактному товару объявила финансовая гвардия провинции Асколи, которая за последние дни конфисковала несколько тысяч фальсифицированных моделей одежды и компонентов для изготовления обуви. Окрестности Ривьеры делле Пальме и Фермано следова­ тели уже давно относят к территориям повышенного риска. И это лишний раз подтвердилось после проведения тоталь­ ных проверок. Контролирующим органам удалось изъять из оборота огромное количество подошв, сделанных по фаль­ шивым формам, но с наклеенными логотипами известных во всём мире марок. Рядом с обычной линией по производ­ ству комплектующих для мировых производителей обуви завод в Фермано запустил ещё одну, незаконную, где дела­ ли «липовые» подошвы и этикетки и отправляли в Неаполь для сбора поддельной обуви от таких якобы фирм, как «Пра­ да», «Гуччи» и «Хоган». Китайцыдушат средний класс Люди так называемого среднего класса в Италии переживают в настоящее время не лучшие времена. Не то что предприятия —целые отрасли оказались в кризисной ситуации. Одна из основных причин — нашествие китайского про­ изводителя. Местные обувщики вынуждены снижать цены, чтобы хоть немного обеспечить себя работой. Таким образом, получается, что итальянская обувь подчас оказывается де­ шевле китайской. Нонсенс? Китайцы не соблюдают итальян­ ское законодательство, не платят налоги и ведут недобросо­ вестную конкуренцию. И после нескольких лет борьбы ита­ льянские производители на своей территории должны под­ страиваться под иностранного конкурента, а не наоборот. Виноваты в происходящем не только китайцы, но и ме­ стные частные предприниматели, которые принимают на работу выходцев из восточных стран, стараясь сэкономить и разрушая тем самым свою же экономику. Но не всё так трагично, считает заместитель председателя Ассоциации промышленников провинции Асколи Пичено Альберо Ко- ньиньи. Надо поставить иностранного производителя в рав­ ные условия конкуренции с местным и требовать соблюде­ ния наших законов. Китайский феномен — это ложная про­ блема. Подлинная проблема — это беззаконие, неважно, с чьей стороны: итальянской или китайской. Будущийменеджмент готовят сегодня Администрация области Марке одобрила образовательную программу, цель которой — подготовка будущих управленческих кадров для предприятий региона. ■ Инициатором проекта выступил начальник управления труда и профобучения Уго Асколи. Реализация программы, являющейся частью плана мероприятий в сфере труда и занятости на 2004 год, обойдётся областной казне в 400 тысяч евро. В рамках программы предусматриваются образователь­ ные курсы не только для тех, кому меньше 40 лет, но и для тех, кому уже за 60. Весна. Музыка. Любовь. В побратимскую область Анкона весна пришла уже давно. Казалось бы, ещё вчера Европа была завалена снегом, а сегодня в центральных и южных районах Италии уже +23°С. 8 апреля в Анконе в концертном зале ПалаРоссини свой репертуар исполнит Франческо Гуччини, песни которого стали уже частью истории итальянской музыки. В 1992 году ему была вручена премия «Либрекс-Гуггенгейм Эудженио Монтале» за его «Стихи в Музыке». 16 апреля в Паласпорт города Порто Сант’Эльпидио даст концерты очень популярная среди молодёжи рок-группа «Негрита». Их первый неизданный сингл под названием «8а1е» можно было скачать он-лайн только в самых круп­ ных магазинах начиная с 20 декабря, а сейчас он есть в новом альбоме, который вышел в свет в конце января. 22 апреля в Анкону со своей программой приедет Джан­ ни Моранди, представив отрывки из своего нового альбома, ну и несколько всемирно известных песен. По материалам газеты «Коррьере Адриатике» и информационного портала Марке подготовил Григорий КЛИМЕШОВ. ^Заметки горожанки У краденная тиш ина ^Ф естиваль Реклама, которую не хочется выключать Елена БРЕДИС, обозреватель «Липецкой газеты» Помню, как-то ехали мы на машине. Вдруг к привычному урчанью двигателя стал примешиваться какой-то равномерный стук. Водитель в трансе: что-то с движком! Но уж очень странно —стоит остановиться на светофоре, как стук резко усиливается, а на трассе вроде бы стихает. Разгадка обнаружилась, когда на очередном перекрестке возле нас затормозила иномарка: из ее открытых окон гремела, с позволения сказать, музыка. Именно ритмичный грохот ударных инструментов мы и приняли за неполадки в моторе. Вслед за чувством облегчения пришло изумление: да как же можно выдержать такое в автосалоне машины?! Тут не то, что нервы, барабанные перепонки могут лопнуть! Вы не замечали, как редко мы теперь находимся в тишине? Как будто кто-то задался целью не оставлять нас наедине с нашими мыслями... А может, это просто мода такая, чтобы в маршрутном такси, в магазине, в междугород­ ном автобусе, в вагоне поезда тебе таким образом «поднимали настроение». Нет, ну кто спорит? Музыка способна оказывать на нас благотворное воздействие. Если это хорошая музыка. Но вряд ли можно включить в супер­ маркете 2-й концерт Сергея Рах­ манинова. Мягко говоря, не та об­ становочка, чтобы наслаждаться гениальным произведением. Но, господа, ведь есть масса «аль­ тернативных вариантов»! Включи­ те записи оркестра Поля Мориа, «Битлз», да мало ли что еще? Но включите тихим фоном, без на­ стырного «внедрения в мозги». Я рискну сказать даже больше: если постараться, можно подо­ брать соответствующие записи классической музыки, которая бу­ дет звучать вполне уместно. Нет, вы только представьте себе ситуацию: ходим мы с му­ жем по залу одного из крупней­ ших липецких книжных магази­ нов. Смакуем (хотя бы в руках подержать!) прекрасные издания русских философов, богословов. И все это под включенное на пол­ ную мощность: «М уси -пуси , муси-пуси, миленький мой/ Я горю, я вся во вкусе рядом с то­ бой». Сразу следом: «Вовка, я тебя люблю, но замуж не пой­ ду». Нормальное соседство с се­ рьезной литературой, да? Брат­ цы, да кто же у нас книготоргов­ лей занимается?! Кто «сеет ра­ зумное, доброе, вечное»?! Или они ничего и не сеют, а только «пожинают» выручку? «Тишины хочу, тишины/ Не­ рвы словно обожжены». Это Ан­ дрей Вознесенский. Слишком рано он эти строчки сочинил. Ему бы сейчас их написать — было бы куда актуальнее. Мне все- таки хочется понять: кто позво­ лил посягать на мое право по­ быть в тишине? Подумать, уж из­ вините, о вечном. Кто дал право «навешивать» мне все эти «муси- пуси», от которых сегодня деть­ ся некуда? Это ж вам не теле­ визор, который можно переклю­ чить на канал «Культура», не ваш личный радиоприемник, который можно просто выключить. Это вам не вариант «не любо - не слушай». Это существует неза­ висимо от вас, как объективная реальность, данная вам в ощу­ щениях. И что хотите, то с эти­ ми ощущениями и делайте. Чер­ тыхайтесь, пишите жалобы, за­ тыкайте уши. На выбор. Но вот ведь интересный фе­ номен: весь этот дебилизм, так широко тиражируемый у нас се­ годня, обладает магическим свойством «застревать в ушах». Как «повиснет», так на день, на два, на три. Я недавно поймала себя на том, что в голове безос­ тановочно звучит: «Будь или не будь, делай же что-нибудь». В ка­ ком-то магазине подцепила, как ОРЗ. Я обед готовлю, с собакой гуляю, по телефону звоню — и все это на фоне одной и той же фразы. Как будто пластинку за­ ело. И что характерно: одновре­ менно ни одной мысли в голове не появляется. Действуешь в ав­ томатическом режиме, особо ни над чем не задумываясь. Только начнет в тебе Гамлет проклевы­ ваться со своим вопросом «быть или не быть», как настырный го­ лосок певички ему в ответ: «Будь или не будь, делай же что-ни­ будь». Принц Датский сразу и за­ молкает. Удобно. Плейеры - тоже шикарное изобретение. Сидит в автобусе молодой человек или девушка, от ушей проводки тянутся, взгляд остекленевший. Если близко стоишь, то различишь: «бум-бум, бум-бум». И ничто их, сердеш­ ных, не волнует: ни то, что бере­ менная женщина рядом стоит, ни то, что старушке нахамили. Не докричишься, не услышат. Им так спокойно и комфортно. Они «все во вкусе». Как ни крути, а все равно воз­ никает ощущение, что все это кем-то специально задумано. Уж очень массированная атака оболванивающей «попсы» обру­ шилась на нас. Уж очень настой­ чиво нам пытаются помешать со­ средоточиться на чем-то глав­ ном, остаться наедине с собой. Таким «остекленевшим» народом легко манипулировать. Повесить на уши очередное «да, да, нет, да» на знакомый мотивчик в нуж­ ный момент — он и заглотит. Быть может, я слишком демони­ зирую ситуацию и ничьей злой корыстной воли за этим не сто­ ит? Хорошо, кабы так. Но резуль- тат-то все равно один. Интересно, а как жили наши предки без радио и магнитофо­ нов? Как путешествовали из од­ ной губернии в другую, недели проводя в полумраке кибитки, слыша лишь свист ветра да кри­ ки кучера? Бог ты мой, сколько же времени у них было для раз­ мышлений! А мы, придя домой, первым делом спешим «врубить» радио, телевизор, лишь бы со­ здать привычный уже звуковой фон, лишь бы не дать себе воз­ можности озаботиться «прокля­ тыми вопросами»... Но, если отбросить лирику и философию, хочу выступить с конкретным предложением. В особо дорогих и престижных ре­ сторанах Липецка стало уже доб­ рой традицией приглашать хо­ роших музыкантов с классичес­ кой программой. Это, что назы­ вается, «комильфо». Может, по­ добную традицию распростра­ нить на магазины, маршрутки, поезда? Говорят, коровы начи­ нают давать больше молока, если на фермах включают запи­ си классической музыки... Допу­ стим, надои не всех волнуют. Но то, что люди станут спокой­ нее и добрее, - это факт. Даже в таком, казалось бы, сугубо утилитарном виде творчества как реклама есть свои маленькие шедевры. Это подтвердил показ роликов-победителей последнего фестиваля рекламы «Каннские львы», организованный в кинотеатре «Октябрь» компанией «Киномир». Вроде бы, что может быть скучнее, чем непрерывный по­ луторачасовой поток рекламных клипов? Да еще когда нет возможности, как перед телевизором, взять да и переключиться на другой канал. Однако, представьте себе, зрители почти каждый микросюжетик сопровождали смехом и аплодисмен­ тами, а после просмотра осталось легкое сожаление, что все так быстро закончилось. Кстати, публика собралась искушен­ ная — местные рекламщики, бизнесмены, журналисты. Но сперва два слова о «Каннских львах». Прежде всего, это крупнейший и самый авторитетный форум рекламного бизнеса. В прошлом году в нем участвовало 18 тысяч работ и 8 тысяч делегатов со всего мира! Фестиваль имеет уже полу­ вековую историю. Успехи россиян в Каннах пока достаточно скромные — всего пять «львов». Первый «бронзовый лев» получила в 1989 году оригинальная реклама «Запорожца», последний «лев», опять же бронзовый^.дрстадся студии из­ вестного веб-дизайнера, создателя «Яндекса» Артема Лебе­ дева за интернет-проект «Дизайн спасет мир». А в этом году одна из отечественных работ — рекламирующая средство борьбы с насекомыми — попала в список претендентов на награду, однако ее все же обошли более именитые конкурен­ ты. Кстати, самый удачливый автор рекламы вовсе не аме­ риканец или европеец, а бразилец Вашингтон Оливейр, в его коллекции 44 каннских льва. Мягкий юмор, тонкая ирония над человеческими слабостями, какая-то интеллигентная не- навязчивость — вот отличительные особенности большин­ ства работ победителей. Из полутора сотен увиденных мной рекламных клипов ни один не призывал в лоб приобретать тот или иной товар или услугу. Нас «берут» остроумным ходом, неожиданным решением, озорством. Ну как не улыб­ нуться, когда в рекламе дешевого супермаркета капризная девчушка одинаково воротит нос от банок со шпинатом, куп­ ленных и в дорогом, и в дешевом магазине («Разница только в цене»). Или социальная реклама о вреде курения: респек­ табельный господин с благополучным видом рассуждает, что от их продукции — эскимо со стеклом —- ежегодно умирают миллионы человек. Это, собственно, тот же результат, что и от деятельности всех табачных компаний.' На этом фоне большинство наших роликов выглядели агрессивными, раздражали навязыванием ненужных тебе вещей. Лучшие образцы западной коммерческой рекламы сделаны куда талантливее, они более ответственны перед обществом, чем наши социальные проекты. Такое не вызо­ вет желания судорожно выключить телевизор. Может быть, знакомство с работами зарубежных коллег что-то наконец изменит в отечественном рекламном бизнесе? Сергей МАЛЮКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz