Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

На первый-второй - рассчитайсь! Как уже сообщалось, согласно Федеральной целевой Программе в 2004-2007 годах предусматривается переход к комплектованию ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В связи с этим у военных комиссариатов прибавилось дел и забот. О них, задачах и возникающих проблемах, в беседе с нашим корреспондентом размышляет начальник 4-го отделения военного комиссариата Липецка подполковник Олег КОЧУКОВ. — Для начала хотел бы рассказать о том, — заметил Олег Игоревич, — что меня тревожит. Больная тема — нынешняя действительность, при которой жизненный уро­ вень большинства граждан, в том числе военнослужащих, продолжает снижаться. Здо­ ровье молодежи оставляет желать лучшего. С каждым годом призывным комиссиям все трудней находить здоро­ вых ребят. Лишь каждый третий признается годным по состоянию здоровья для про­ хождения военной службы. Не секрет, в обществе ра­ стут социально обусловлен­ ные заболевания: психичес­ кие расстройства, наркома­ ния, алкоголизм, токсикома­ ния, туберкулез. За после­ дние пять лет число граждан, освобождаемых от призыва в связи с психическими рас­ стройствами и заболеванием туберкулезом, удвоилось. Количество ВИЧ-инфициро­ ванных увеличилось более чем в 80 раз! Несомненно, осложняет ситуацию безудержный рост отсрочек. По Закону СССР «О всеобщей воинской обязанно­ сти» 1968 года существовало всего девять оснований для освобождения молодых лю­ дей от службы или отсрочек от призыва. В перестроечный период (с 1993 до 1997 года) законодатели умудрились удвоить количество этих ос­ нований. А ныне их, позво­ ляющих не идти в армию, уже 26. Есть молодые люди, которых эта цифра не уст­ раивает, и они ищут новые уловки, штудируя книжку с провокационным названи­ ем: «100 способов откосить от армии». Короче говоря, шестнад­ цать лет назад от призыва освобождали каждого десято­ го, десять лет назад — каж­ дого пятого. Сегодня уже бо­ лее 85 процентов, стоящих на воинском учете, имеют пра­ во на отсрочки. — Н аверное , следует учесть, что Россия скатыва­ ется в демографическую яму, которая максимальной «глубины» достигнет к 2010 году. Рождаемость предста­ вителей сильной половины человечества сокращается. По данным Госкомстата, в 1988 году родились более 1,2 миллиона мальчиков, а в 1995 году их появилось на свет только 0,7 миллиона... —И это тревожит. Ведь с учетом демографического, политического и социально­ го факторов перспектива укомплектованности Воору­ женных Сил военнослужа­ щими срочной службы на период до 2012 года весьма неутешительная. Если оста­ вить без изменения систему призыва на срочную службу, то в 2008 году, как утверж­ дают специалисты, место каждого четвертого срочни- ка в строю может оказаться пустым, в 2010 -м — каждо­ го третьего, в 2012 -м — каж­ дого второго. Как сохранить строй? Пока есть только один способ — смешанный прин­ цип комплектования частей и соединений: по призыву и по контракту. С экономической точки зрения государству было бы выгодней сохранять призыв и не экспериментировать с контрактом. Но, увы, пре­ жняя система комплектова­ ния все больше перестает от­ вечать требованиям времени. В новых условиях, на мой взгляд, служба по контрак­ ту призвана снять проблемы комплектования армии, по­ зволив сделать ее по-настоя­ щему профессиональной. — Однако содержать пол­ ностью наемную армию по силам лишь очень богатому государству... — Да, требуется немало финансовых средств и време­ ни, чтобы отшлифовать ме­ ханизм перевода частей на новый способ комплектова­ ния, сделать военную служ­ бу привлекательной для мо­ лодежи, а главное, удержать в армии профессионалов. Насколько мне известно, США потратили не один год и не один миллиард долла­ ров, прежде чем создали свои профессиональные войска. Мы же только в начале этого пути. — А во сколько обойдет­ ся каждый контрактник, скажем, в этом году в рам­ ках выполнения федераль­ ной целевой программы? — Примерно в 383 тыся­ чи рублей в год при условии, что в среднем каждый будет получать на руки не более семи тысяч рублей в месяц. — Есть у вас данные, сколько частей н соединений в рамках этой Программы планируется перевести на новый способ комплектова­ ния? — В течение 2004—2007 годов намечается перевести около восьмидесяти. Всего ныне российские ВС насчи­ тывают 1,2 миллиона чело­ век. Из них службу по кон­ тракту проходят около 140 тысяч. К 2008 году их чис­ ленность возрастет до 300 тысяч человек. — Есть ли уже части и соедин ени я , полностью укомплектованные контрак­ тниками? — 1 декабря минувшего года командование Сухопут­ ных войск завершило пере­ вод на новый способ комп­ лектования 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцированной на террито­ рии Чеченской Республики. В течение всего прошлого года многие военкоматы страны, командиры частей и соединений военных округов работали на эту дивизию. В итоге около 13 тысяч солдат и сержантов заключили кон­ тракт с Министерством обо­ роны, заранее зная о месте своей службы. Среди них и 20 липчан. Успешно завершен экспе­ римент по комплектованию контрактниками соединения 76-й гвардейской воздушно- десантной дивизии. Там нын­ че тоже служат наши земля­ ки. В Военно-Морском флоте уже есть боевые корабли, где служат только офицеры, мичманы и матросы-конт­ рактники. С 1 января этого года начал переход на кон­ трактный способ комплекто­ вания 876-й отдельный де­ сантно-штурмовой батальон 61-й отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота. — Где еще служат по контракту наши земляки? — В 201-й мотострелко­ вой дивизии, дислоцирован­ ной в Таджикистане (города Душанбе, Курган-Тюбе, Ку­ ляб); в комендатских ротах военных комендатур Чечен­ ской Республики (город Гроз­ ный, населенные пункты Ве­ дено и Шатой: туда в про­ шлом году нами отобрано 10 человек); в 15-м мотострел­ ковом полку (поселок Кали- нинец Нарофоминский рай­ он Московской области); в 98-й ВДД (город Иваново); в частях спецназа; в ВМФ; во внутренних войсках МВД РФ (в прошлом году туда мы на­ правили 11 человек)... Отби­ раем и направляем также в школы прапорщиков, в ми­ ротворческие силы на терри­ тории Приднестровского ре­ гиона Республики Молдова... — А есть ли сведения о том, как они служат? — Подавляющее боль­ шинство проявляет себя только с лучшей стороны. Вот, к примеру, что написа­ ли в благодарственном пись­ ме матери старшего сержан­ та Андрея Гарукалова коман­ дир части гвардии подпол­ ковник И. Аникин и военный комендант Веденского райо­ на Чечни гвардии полковник О. Веч: «Уважаемая Мария Федоровна! Ваш сын, замес­ ^ Весенний призыв титель командира инженер­ но-саперного взвода, нео­ днократно участвовал в орга­ низационно-розыскных ме­ роприятиях по обнаружению и ликвидации незаконных вооруженных формирова­ ний. Действовал смело, ре­ шительно, находчиво. Не раз в критических ситуациях спасал жизни своих сослу­ живцев... Спасибо Вам, Ма­ рия Федоровна, за воспита­ ние сына». От военного ко­ менданта Шатойского райо­ на Чечни получили благодар­ ственное письмо родители старшины Виктора Сухенко. Есть положительные отзывы и о других наших контракт­ никах... — Много ли сегодня пла­ тят солдатам и сержантам за их ратный труд? — В Северо-Кавказском регионе Чеченской Республи­ ки — от 11 до 20 тысяч руб­ лей в месяц; в Таджикиста­ не и Приднестровье — 6 ,5-7,5 тысячи; на кораблях ВМФ матросам и старшинам — 6 - 10 тысяч рублей. Следует также заметить, что в янва­ ре — марте этого года всем военнослужащим, проходя­ щим службу по контракту, увеличено денежное доволь­ ствие более чем на 1000 руб­ лей. — С учетом всего сказан­ ного вами, интересно узнать, многие ли сегодня изъявля­ ют желание проходить служ­ бу на контрактной основе? — В прошлом году к нам обратилось около 450 лип­ чан. Из них 200 изъявили желание встать в строй кон­ трактников. Но медкомис­ сию и профотбор прошли только 94 человека, которые и были направлены в соответ­ ствующие части, на боевые корабли и ныне вместе с при­ зывниками, кадровыми воен­ ными надежно обеспечивают безопасность нашей Родины. Беседовал Владимир ОСИПОВ. ^ргС точки ирония директора школы Родные стены в Все перемешалось в нашем школьном, да и не только школьном, образовании: и глобальные реформы, вызывающие острые дискуссии, и усталые жалобы педагогов то на нечитающих детей, то на маленькие зарплаты и хлопоты о протекающей кровле, когда набухающие потолки в классах грозят рухнуть на головы детей. Казалось бы, для директора школы повседневные заботы в принципе должны заслонить стратегию, над которой неусыпно корпят в министерских кабинетах. Но если вчитаться в размышления лидера (настаиваю: именно лидера, а не просто директора) одной из лучших липецких гимназий № 64, заслуженного учителя школы РФ Вячеслава КОТЕЛЬНИКОВА, то вдруг обнаруживается, что в учебном процессе все увязано: и ремонт, и творчество, и потребность в переменах, и осознание важности традиций российского учительства. О традициях Это может показаться странным, но почему-то все во мне восстает против евроре­ монта. Хотя о необходимос­ ти его я слышу постоянно: статус гимназии, дескать, обязывает! А меня одолевают сомнения. И дело тут не в финансах. Деньги мы найдем. Другое беспокоит. Ну что такое ев­ роремонт? Это когда вставля­ ются стеклопакеты, эстети­ чески преобразуются дверные проемы, потолки. Освещение —на любой вкус. Паркет, ла­ минат, нарядная плитка, сверкающая сантехника... Нет, мои гимназисты, при­ выкшие сами обновлять учеб­ ные кабинеты, с этим, конеч­ но, не справятся! Не по силам такая работа ребячьим ре­ монтным бригадам: малярам, штукатурам, плотникам... Каждое лето они сами ла­ тают износившуюся за год гимназию: чинят стулья в сто­ ловой, меняют обивку кресел в зале, клеят обои, белят по­ толки, подбивают задрав­ шийся линолеум. Звенят вед­ ра, стучат молотки, пахнет клеем и краской... Звучит “их” музыка (записи они щш- носят из дома), сами собой возникают особые, очень ис­ кренние отношения, которые никогда не смоделировать ни одному учителю, будь он семи пядей во лбу. Тут свои и ли­ деры, и затейники, и дизай­ неры, и тихие скромняги-ра­ ботяги. Наблюдая за ними, я иногда думаю, что спустя многие годы они эти две не­ дели летней практики будут вспоминать, может быть, как лучшие в своей школьной жизни. Впрочем, такое взрос­ лое осознание может прийти и раньше. Так случилось у одной из наших десятикласс­ ниц. В своей домашней пись­ менной работе она призна­ лась, что самое уютное для нее место в гимназии каби­ нет... директора. Что за чудач­ ка, подумали мы, учителя, не разобравшись. А девочка объяснила, что у меня в ка­ бинете с подружками обои клеила. Все-таки, что ни го­ вори, а трудовые (на добро­ вольных началах) объедине­ ния ребят разного возраста — один из самых ценных при­ оритетов отечественной педа­ гогической практики.В пору становления своей школы мы взяли его на вооружение и не ошиблись. Идет время, а мы продолжаем ремонтировать школу, как принято в друж­ ной, трудолюбивой семье, собственными руками — это стало традицией. Нужно со­ хранить ее, не потерять в по­ гоне за евроремонтом. Традиции... Они рождают­ ся отнюдь не всегда легко и спонтанно. Нам, как и в боль­ шинстве городских школ, из­ начально пришлось работать с очень разными детьми, ведь располагается 64-я школа в центре микрорайона, когда-то окрещенного горожанами Диким. Здесь, в частном сек­ торе, всегда были самые от­ чаянные и задиристые маль­ чишки. Правда, уже тогда, восемнадцать лет назад, ча­ стный сектор стали теснить многоэтажки. Но это только добавляло хлопот: юные но­ воселы и старожилы долго притирались друг к другу, а дворовые конфликты перено­ сились в школьные стены. Что уж говорить об отмет­ ках — в первые два года не­ успевающих было много. Вот почему мы такое зна­ чение придавали и школьным ремонтным бригадам, и со­ ревнованию на лучший класс­ ный коллектив, и ночевкам в лесу, у реки с непременным костром, который и согрева­ ет, и сближает. В первый же год отправлялись — целыми классами! — в однодневные походы. Тогда же состоялся и зимний финал “Зарницы”. Вопреки всему состоялся! Уж кто только нас тогда, в конце 80-х, не воспитывал... Мол, в стране идет процесс деми­ литаризации, а мы, такие, ви­ дите ли, воинственные, обо­ ронно-массовой работой ув­ леклись. Никакие мои аргу­ менты не действовали. Из чиновничьего кабинета, по­ нятно, не видно, как горят глаза мальчишек, когда они проверяют себя настоящим мужским делом. На все то время, пока шла наша “под­ польная” игра, я вынужден был отключать свой телефон, чтобы не тратить силы на бес­ смысленные объяснения с бес­ численными “инспектора­ ми”. И вот так целых три года мы бились за право устраи­ вать эту замечательную детс­ кую военно-спортивную игру. А сейчас она и в другие шко­ лы возвращается... Так утверждались наши традиции. А вместе с ними шло становление школьного коллектива. Уже первый вы­ пуск принес нам две серебря­ ные (для нас они были поис­ тине золотыми) медали. В сентябре следующего года мы собрали первую — затем она тоже станет традиционной — общешкольную конференцию с равным представительством педагогов и учащихся. Это был шаг к ученическому са­ моуправлению, к демократи­ зации школьной жизни. Творчество — удел свободных ...Задолго до того, как стать директором, я работал учителем, потом руководите­ лем городского отдела народ­ ного образования. И твердо верил, с годами все больше убеждаясь в своей правоте: творить способен только сво­ бодный человек. Вроде бы — кто спорит? Как воспитывать активную, целеустремлен­ ную, духовно богатую лич­ ность —об этом мы все в охот­ ку толкуем на своих августов­ ских педсоветах, конферен­ циях, семинарах. Но прихо­ дит лето, заканчиваются вы­ пускные экзамены, и школы, негласно состязаясь, начина­ ют подсчитывать: у кого боль­ ше медалистов? Вот и я, гре­ шен, не удержался, упомянув чуть не как о главном дости­ жении о первых медалистах. Медаль — это всегда убеди­ тельно, зримо, весомо. Ее об­ ладатель, как правило, легко одолевает вузовские пороги. Но случается, что и медалис­ ты, получив заветный вузов­ ский диплом, не всегда нахо­ дят Место в жизни. Что уж говорить об остальных ... Больно наблюдать, как ме­ чутся растерянно в поисках работы твои воспитанники — от одной фирмы (компании, завода) к другой — с превос­ ходными оценками в дипло­ мах, но без достаточного жиз­ ненного опыта, который один лишь способен подсказать: кто ты — сильный, инициа­ тивный лидер или аккурат­ ный, усердный исполнитель? Здравая самооценка, навыки общения в коллективе, спо­ собность брать на себя ответ­ ственность в сложных ситуа­ циях, равно как и готовность к постоянному самообразова­ нию, кропотливому труду, дружелюбие и открытость в деловом партнерстве... Увы, эти качества и навыки мно­ гие вынуждены обретать по­ зднее, за дверями школы, набивая шишки в центрах профориентации, на курсах и тренингах. Теряя дорогое вре­ мя и... деньги — чаще всего родительские. Просчеты очевидны. Но как их исправить? Что се­ годня может школьный учи­ тель? Окна моего кабинета выходят в школьный двор. Я вижу, как меняются дети пос­ ле уроков. Откуда у восьми­ летних столько озлобленнос­ ти, агрессии, а у пятнадцати­ летних — особенно у тех, что получше одеты, оснащены мобильниками, — откровен­ ный индивидуализм, желание продемонстрировать свое пре­ восходство над ровесниками? Нет, я не лукавлю, когда говорю им, что интеллекту­ ально они на несколько по­ рядков выше нас, взрослых. У них более зрелое, более раз­ витое мышление. Но доста­ точно ли этого, чтобы обрес­ ти счастье в жизни?.. Бывает, в школьном кори­ доре долетит обрывок чьей- то фразы, от которой у меня, человека немолодого, от сты­ да и негодования начинают гореть щеки. Видеокассеты, ночные дискотеки, телепере­ дачи типа “За стеклом” или «Дом», американские боеви­ ки с сюжетами, круто заме­ шанными на крови и пороке, — все это грубо вламывается в детскую жизнь, коверкая психику, ожесточая сердце, навязывая чуждые России представления о добре и зле. Вы не замечали? Дети ведь сегодня откровенно радуются неудачам друзей, все больше отучаясь сочувствовать и со­ переживать. Как скоры они на жестокие расправы со сла­ быми! Врачи сегодня фикси­ руют у каждого четвертого первоклассника отклонения в психике. Целый клубок се-' рьезнейших социальных, нравственных проблем — и все их переваливают на учи­ теля! А куда ему деваться? Он просто вынужден работать од­ новременно и с теми, кому от природы много дано, и с теми, кто с трудом осваивает про­ грамму. Мы пробовали лет десять назад создать классы компенсирующего обучения, но дороговатый оказался эк­ сперимент. Между тем число детей с неустойчивой психикой не уменьшается. С одной сторо­ ны, отставая в учебе, они до­ биваются преимущества дер­ зостью, наглостью, пытаются даже влиять на атмосферу урока, мешая учителю и од­ ноклассникам. Сдругой, ощу­ щая некий надлом и униже­ ние, ищут друзей вне шко­ лы, постепенно уходят из-под педагогического контроля. Недавно на общешкольном родительском собрании я за­ вел разговор о возрождении классов компенсирующего обучения и... почувствовал, что родители против! Будем искать другое решение. Но искать надо. Забудьте все, чему вас учили... Да, не все так просто и с отличниками. Лет восемь на­ зад приняли мы в десятый класс девочку из другой шко­ лы. Семья хорошая, отметки отличные. Но прошли первые месяцы, новенькая освоилась и... стала пропускать заня­ тия. Раз, другой... Встрево­ жившись, не доверяя “справ­ кам”, классный руководитель попросил прийти родителей. Но понимания он у них не нашел. И только когда у де­ вочки снизилась ^гспевае- мость, мама с папой вынуж­ дены были прислушаться к учителям , признать свои ошибки. Правда, вывод сде­ лали странный: решили вновь поменять школу. А я подумал тогда: была бы у этой отлич­ ницы характеристика чест­ ная, _не формальная из пре­ жней школы, мы наверняка смогли бы раньше, тоньше, деликатнее подправить ситу­ ацию. Но характеристики, равно как и оценки за пове­ дение и прилежание, уже три­ надцать лет как отменены министерством. По-моему, ничем не оправданный шаг. А вот за рубежом, на который мы все время любим огляды­ ваться, если характеристика на ученика не подтверждает­ ся его поведением, учителя понижают в квалификации. У нас же переходит ученик в пятый, седьмой класс или из одной школы в другую —для нового учителя он словно чи­ стый лист. Уравнение с десят­ ком неизвестных. С нуля, подчас без учета программ предшествующего года, начинается в пятых, седьмых, десятых классах и обучение. Действует «прин­ цип», так остро когда-то ос­ меянный Райкиным: забудь­ те все, чему вас учили! Семь­ десят часов отведено на изу­ чение имени существительно­ го в начальной школе, столько же (но уже по-друго­ му учебнику) в пятом классе. Зачем? Из-за этого у детей в голове каша, учителю слож­ но. Мы не стали с этим ми­ риться. И характеристики на выпускников начальной шко­ лы пишем, и просчеты учеб­ ных программ выправляем: лежат на столах у ребят оба учебника по русскому языку —пусть на первых порах ста­ рый полистают, вспомнят пройденное, а потом уже но­ вый осваивают. Нарушают­ ся, конечно, некоторые инст­ рукции. Да по-другому не по­ лучается. Можно ли зарабатывать на детях? Мне невесело наблюдать за многим, что сегодня происхо­ дит в образовании. Кто объяс­ нит, почему с 1975 года не переиздается прекрасный учебник “Азбука нравствен­ ности”? Устарел? Ну так со­ здайте, издайте другрй. Не из­ дают! Выходит, эта проблема составителей новых учебни­ ков просто не волнует? А что с дидактикой? Ведь она как наука отмирает. Ее разжижи­ ли, изуродовали... Вместо это­ го — горы новых учебников, нередко схоластических, пе­ репевающих друг друга, а то и просто вредных. Мне кажет­ ся, сейчас происходит самое страшное: мы приучаемся (или нас приучают!) зарабаты­ вать на детях, на их здоро­ вье, способностях. Новые учебники, кружки, секции, репетиторство, дорогие ре­ монты в школах — из семьи выколачиваются большие деньги. Нравственно ли это? А главное — полезно ли это для государства, общества, для будущего страны? Есть совершенно четкое ощущение, что мы в России резко сворачиваем с пути, на который не зря в результате длительного поиска вышли несколько десятков лет назад, начав строить школу как дом, в котором было бы оди­ наково уютно и взрослым, и детям. Дом, основанный на доверии, взаимном уважении и сотрудничестве. Есть тихая надежда, что продолжить поиск в этом на­ правлении поможет “Новая философия образования”, раз­ работанная в 80-х годах сто­ личными учеными. Но есть и опасение, что не всем школам под силу предлагаемые в ней задачи: гуманитаризация и гуманизация учебно-воспита­ тельного процесса, вывод со­ держания образования на ми­ ровой уровень путем внедре­ ния единых стандартов. Чис­ то внешняя, формальная ус­ тановка на эти стандарты, без осмысления накопленного отечественного опыта, ниче­ го, кроме вреда, принести не может. И тогда мы придумали автономии... Почему нам легче других осваивать “Новую философию образования”? Потому что вместе с авторами мы на соб­ ственной практике отрабаты­ вали многие ее идеи, участво­ вали в их обсуждении. Не только брали на вооружение рекомендации ученых, но и своими находками делились. Идея школы-дома была и ос­ тается для нас очень дорогой. За восемнадцать лет в этом плане удалось немало. ^Создали (вместо пионерс­ кой) свою общешкольную дет­ скую организацию, назвав ее романтически: “Мы — дети Галактики, дети Земли, дети России”. Тем самым объеди­ нили экологов, спортсменов, краеведов, любителей изящ­ ного, туристов, а самое глав­ ное — детей и взрослых. В конце января отмечается ее день рождения. Детская орга­ низация помогла обжить ог­ ромный трудный микрорайон так, как нам, учителям, это было необходимо. Мы объе­ динили усилия Дворца спорта и кинотеатра, станции юных натуралистов и юношеской библиотеки... Взрослое насе­ ление вместе с детьми давно уже привычно участвует во всех наших мероприятиях — приходят и физически раз­ мяться, и душой отдохнуть. Мы научились эффективно развивать способности одарен­ ных детей. Все учителя и две трети старшеклассников рабо­ тают и учатся на доверии. Со­ здана система ученического самоуправления. У нас своя обсерватория и свое школьное радио, прекрасные команды — КВН и футбольная... Все это живет, действует, разви­ вается! В итоге нам удалось со­ здать свою, отличную от об­ щепринятой, модель органи­ зации воспитательной рабо­ ты. Но при этом упразднена — по причине полной неэф­ фективности —должность за­ местителя директора по этой самой работе. Затем мы сде­ лали следующее. Разбили уче­ нический коллектив на шесть параллелей (вторые и седьмые классы, шестые и одиннадца­ тые...), назвали их автономи­ ями, каждую из которых те­ перь возглавляет “свой” зам­ директора. Он курирует в па­ раллелях и педсоветы, и ро­ дительские комитеты. Он бли­ же знает детей, их семьи. Он чаще всего сам, без участия директора, решает почти все вопросы учебно-воспитатель­ ного процесса, которые ему теперь легче организовывать и контролировать. Все стало очень конкретным, и дело идет лучше и интереснее. Добрые результаты окры­ ляют. И не только потому, что растет число медалистов. По отзывам вузовских педагогов Липецка, Воронежа, Москвы, наши выпускники выгодно отличаются и качеством зна­ ний, и воспитанностью, ин­ теллигентностью. .Но вот мнение самих вы­ пускников. В прошлом году в традиционной анкете мы просили их подсказать, где и в чем руководство гимна­ зии недорабатывает. Ребята писали и о необходимости ужесточения дисциплины на уроках, и о том, что уроки должны быть более емкими по содержанию и увлекатель­ ными по форме. Выяснилось, что им, несмотря на все наши усилия, все-таки недостает учительского внимания. Они хотели бы чаще ходить с нами в театры, музеи, походы... Что ж, воспитанная потреб­ ность в знаниях и в пище ду­ ховной —это тоже результат. Другое дело, что успокаивать­ ся, судя по всему, рано. Да и разве можно учителю культи­ вировать самонадеянность, верить, что он все уже умеет, всего достиг и творческий поиск завершен, так что ос­ тается лишь почивать на лав­ рах? Записала Татьяна СПАССКАЯ. г. Липецк . I С 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz