Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
На первый-второй - рассчитайсь! Как уже сообщалось, согласно Федеральной целевой Программе в 2004-2007 годах предусматривается переход к комплектованию ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В связи с этим у военных комиссариатов прибавилось дел и забот. О них, задачах и возникающих проблемах, в беседе с нашим корреспондентом размышляет начальник 4-го отделения военного комиссариата Липецка подполковник Олег КОЧУКОВ. — Для начала хотел бы рассказать о том, — заметил Олег Игоревич, — что меня тревожит. Больная тема — нынешняя действительность, при которой жизненный уро вень большинства граждан, в том числе военнослужащих, продолжает снижаться. Здо ровье молодежи оставляет желать лучшего. С каждым годом призывным комиссиям все трудней находить здоро вых ребят. Лишь каждый третий признается годным по состоянию здоровья для про хождения военной службы. Не секрет, в обществе ра стут социально обусловлен ные заболевания: психичес кие расстройства, наркома ния, алкоголизм, токсикома ния, туберкулез. За после дние пять лет число граждан, освобождаемых от призыва в связи с психическими рас стройствами и заболеванием туберкулезом, удвоилось. Количество ВИЧ-инфициро ванных увеличилось более чем в 80 раз! Несомненно, осложняет ситуацию безудержный рост отсрочек. По Закону СССР «О всеобщей воинской обязанно сти» 1968 года существовало всего девять оснований для освобождения молодых лю дей от службы или отсрочек от призыва. В перестроечный период (с 1993 до 1997 года) законодатели умудрились удвоить количество этих ос нований. А ныне их, позво ляющих не идти в армию, уже 26. Есть молодые люди, которых эта цифра не уст раивает, и они ищут новые уловки, штудируя книжку с провокационным названи ем: «100 способов откосить от армии». Короче говоря, шестнад цать лет назад от призыва освобождали каждого десято го, десять лет назад — каж дого пятого. Сегодня уже бо лее 85 процентов, стоящих на воинском учете, имеют пра во на отсрочки. — Н аверное , следует учесть, что Россия скатыва ется в демографическую яму, которая максимальной «глубины» достигнет к 2010 году. Рождаемость предста вителей сильной половины человечества сокращается. По данным Госкомстата, в 1988 году родились более 1,2 миллиона мальчиков, а в 1995 году их появилось на свет только 0,7 миллиона... —И это тревожит. Ведь с учетом демографического, политического и социально го факторов перспектива укомплектованности Воору женных Сил военнослужа щими срочной службы на период до 2012 года весьма неутешительная. Если оста вить без изменения систему призыва на срочную службу, то в 2008 году, как утверж дают специалисты, место каждого четвертого срочни- ка в строю может оказаться пустым, в 2010 -м — каждо го третьего, в 2012 -м — каж дого второго. Как сохранить строй? Пока есть только один способ — смешанный прин цип комплектования частей и соединений: по призыву и по контракту. С экономической точки зрения государству было бы выгодней сохранять призыв и не экспериментировать с контрактом. Но, увы, пре жняя система комплектова ния все больше перестает от вечать требованиям времени. В новых условиях, на мой взгляд, служба по контрак ту призвана снять проблемы комплектования армии, по зволив сделать ее по-настоя щему профессиональной. — Однако содержать пол ностью наемную армию по силам лишь очень богатому государству... — Да, требуется немало финансовых средств и време ни, чтобы отшлифовать ме ханизм перевода частей на новый способ комплектова ния, сделать военную служ бу привлекательной для мо лодежи, а главное, удержать в армии профессионалов. Насколько мне известно, США потратили не один год и не один миллиард долла ров, прежде чем создали свои профессиональные войска. Мы же только в начале этого пути. — А во сколько обойдет ся каждый контрактник, скажем, в этом году в рам ках выполнения федераль ной целевой программы? — Примерно в 383 тыся чи рублей в год при условии, что в среднем каждый будет получать на руки не более семи тысяч рублей в месяц. — Есть у вас данные, сколько частей н соединений в рамках этой Программы планируется перевести на новый способ комплектова ния? — В течение 2004—2007 годов намечается перевести около восьмидесяти. Всего ныне российские ВС насчи тывают 1,2 миллиона чело век. Из них службу по кон тракту проходят около 140 тысяч. К 2008 году их чис ленность возрастет до 300 тысяч человек. — Есть ли уже части и соедин ени я , полностью укомплектованные контрак тниками? — 1 декабря минувшего года командование Сухопут ных войск завершило пере вод на новый способ комп лектования 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцированной на террито рии Чеченской Республики. В течение всего прошлого года многие военкоматы страны, командиры частей и соединений военных округов работали на эту дивизию. В итоге около 13 тысяч солдат и сержантов заключили кон тракт с Министерством обо роны, заранее зная о месте своей службы. Среди них и 20 липчан. Успешно завершен экспе римент по комплектованию контрактниками соединения 76-й гвардейской воздушно- десантной дивизии. Там нын че тоже служат наши земля ки. В Военно-Морском флоте уже есть боевые корабли, где служат только офицеры, мичманы и матросы-конт рактники. С 1 января этого года начал переход на кон трактный способ комплекто вания 876-й отдельный де сантно-штурмовой батальон 61-й отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота. — Где еще служат по контракту наши земляки? — В 201-й мотострелко вой дивизии, дислоцирован ной в Таджикистане (города Душанбе, Курган-Тюбе, Ку ляб); в комендатских ротах военных комендатур Чечен ской Республики (город Гроз ный, населенные пункты Ве дено и Шатой: туда в про шлом году нами отобрано 10 человек); в 15-м мотострел ковом полку (поселок Кали- нинец Нарофоминский рай он Московской области); в 98-й ВДД (город Иваново); в частях спецназа; в ВМФ; во внутренних войсках МВД РФ (в прошлом году туда мы на правили 11 человек)... Отби раем и направляем также в школы прапорщиков, в ми ротворческие силы на терри тории Приднестровского ре гиона Республики Молдова... — А есть ли сведения о том, как они служат? — Подавляющее боль шинство проявляет себя только с лучшей стороны. Вот, к примеру, что написа ли в благодарственном пись ме матери старшего сержан та Андрея Гарукалова коман дир части гвардии подпол ковник И. Аникин и военный комендант Веденского райо на Чечни гвардии полковник О. Веч: «Уважаемая Мария Федоровна! Ваш сын, замес ^ Весенний призыв титель командира инженер но-саперного взвода, нео днократно участвовал в орга низационно-розыскных ме роприятиях по обнаружению и ликвидации незаконных вооруженных формирова ний. Действовал смело, ре шительно, находчиво. Не раз в критических ситуациях спасал жизни своих сослу живцев... Спасибо Вам, Ма рия Федоровна, за воспита ние сына». От военного ко менданта Шатойского райо на Чечни получили благодар ственное письмо родители старшины Виктора Сухенко. Есть положительные отзывы и о других наших контракт никах... — Много ли сегодня пла тят солдатам и сержантам за их ратный труд? — В Северо-Кавказском регионе Чеченской Республи ки — от 11 до 20 тысяч руб лей в месяц; в Таджикиста не и Приднестровье — 6 ,5-7,5 тысячи; на кораблях ВМФ матросам и старшинам — 6 - 10 тысяч рублей. Следует также заметить, что в янва ре — марте этого года всем военнослужащим, проходя щим службу по контракту, увеличено денежное доволь ствие более чем на 1000 руб лей. — С учетом всего сказан ного вами, интересно узнать, многие ли сегодня изъявля ют желание проходить служ бу на контрактной основе? — В прошлом году к нам обратилось около 450 лип чан. Из них 200 изъявили желание встать в строй кон трактников. Но медкомис сию и профотбор прошли только 94 человека, которые и были направлены в соответ ствующие части, на боевые корабли и ныне вместе с при зывниками, кадровыми воен ными надежно обеспечивают безопасность нашей Родины. Беседовал Владимир ОСИПОВ. ^ргС точки ирония директора школы Родные стены в Все перемешалось в нашем школьном, да и не только школьном, образовании: и глобальные реформы, вызывающие острые дискуссии, и усталые жалобы педагогов то на нечитающих детей, то на маленькие зарплаты и хлопоты о протекающей кровле, когда набухающие потолки в классах грозят рухнуть на головы детей. Казалось бы, для директора школы повседневные заботы в принципе должны заслонить стратегию, над которой неусыпно корпят в министерских кабинетах. Но если вчитаться в размышления лидера (настаиваю: именно лидера, а не просто директора) одной из лучших липецких гимназий № 64, заслуженного учителя школы РФ Вячеслава КОТЕЛЬНИКОВА, то вдруг обнаруживается, что в учебном процессе все увязано: и ремонт, и творчество, и потребность в переменах, и осознание важности традиций российского учительства. О традициях Это может показаться странным, но почему-то все во мне восстает против евроре монта. Хотя о необходимос ти его я слышу постоянно: статус гимназии, дескать, обязывает! А меня одолевают сомнения. И дело тут не в финансах. Деньги мы найдем. Другое беспокоит. Ну что такое ев роремонт? Это когда вставля ются стеклопакеты, эстети чески преобразуются дверные проемы, потолки. Освещение —на любой вкус. Паркет, ла минат, нарядная плитка, сверкающая сантехника... Нет, мои гимназисты, при выкшие сами обновлять учеб ные кабинеты, с этим, конеч но, не справятся! Не по силам такая работа ребячьим ре монтным бригадам: малярам, штукатурам, плотникам... Каждое лето они сами ла тают износившуюся за год гимназию: чинят стулья в сто ловой, меняют обивку кресел в зале, клеят обои, белят по толки, подбивают задрав шийся линолеум. Звенят вед ра, стучат молотки, пахнет клеем и краской... Звучит “их” музыка (записи они щш- носят из дома), сами собой возникают особые, очень ис кренние отношения, которые никогда не смоделировать ни одному учителю, будь он семи пядей во лбу. Тут свои и ли деры, и затейники, и дизай неры, и тихие скромняги-ра ботяги. Наблюдая за ними, я иногда думаю, что спустя многие годы они эти две не дели летней практики будут вспоминать, может быть, как лучшие в своей школьной жизни. Впрочем, такое взрос лое осознание может прийти и раньше. Так случилось у одной из наших десятикласс ниц. В своей домашней пись менной работе она призна лась, что самое уютное для нее место в гимназии каби нет... директора. Что за чудач ка, подумали мы, учителя, не разобравшись. А девочка объяснила, что у меня в ка бинете с подружками обои клеила. Все-таки, что ни го вори, а трудовые (на добро вольных началах) объедине ния ребят разного возраста — один из самых ценных при оритетов отечественной педа гогической практики.В пору становления своей школы мы взяли его на вооружение и не ошиблись. Идет время, а мы продолжаем ремонтировать школу, как принято в друж ной, трудолюбивой семье, собственными руками — это стало традицией. Нужно со хранить ее, не потерять в по гоне за евроремонтом. Традиции... Они рождают ся отнюдь не всегда легко и спонтанно. Нам, как и в боль шинстве городских школ, из начально пришлось работать с очень разными детьми, ведь располагается 64-я школа в центре микрорайона, когда-то окрещенного горожанами Диким. Здесь, в частном сек торе, всегда были самые от чаянные и задиристые маль чишки. Правда, уже тогда, восемнадцать лет назад, ча стный сектор стали теснить многоэтажки. Но это только добавляло хлопот: юные но воселы и старожилы долго притирались друг к другу, а дворовые конфликты перено сились в школьные стены. Что уж говорить об отмет ках — в первые два года не успевающих было много. Вот почему мы такое зна чение придавали и школьным ремонтным бригадам, и со ревнованию на лучший класс ный коллектив, и ночевкам в лесу, у реки с непременным костром, который и согрева ет, и сближает. В первый же год отправлялись — целыми классами! — в однодневные походы. Тогда же состоялся и зимний финал “Зарницы”. Вопреки всему состоялся! Уж кто только нас тогда, в конце 80-х, не воспитывал... Мол, в стране идет процесс деми литаризации, а мы, такие, ви дите ли, воинственные, обо ронно-массовой работой ув леклись. Никакие мои аргу менты не действовали. Из чиновничьего кабинета, по нятно, не видно, как горят глаза мальчишек, когда они проверяют себя настоящим мужским делом. На все то время, пока шла наша “под польная” игра, я вынужден был отключать свой телефон, чтобы не тратить силы на бес смысленные объяснения с бес численными “инспектора ми”. И вот так целых три года мы бились за право устраи вать эту замечательную детс кую военно-спортивную игру. А сейчас она и в другие шко лы возвращается... Так утверждались наши традиции. А вместе с ними шло становление школьного коллектива. Уже первый вы пуск принес нам две серебря ные (для нас они были поис тине золотыми) медали. В сентябре следующего года мы собрали первую — затем она тоже станет традиционной — общешкольную конференцию с равным представительством педагогов и учащихся. Это был шаг к ученическому са моуправлению, к демократи зации школьной жизни. Творчество — удел свободных ...Задолго до того, как стать директором, я работал учителем, потом руководите лем городского отдела народ ного образования. И твердо верил, с годами все больше убеждаясь в своей правоте: творить способен только сво бодный человек. Вроде бы — кто спорит? Как воспитывать активную, целеустремлен ную, духовно богатую лич ность —об этом мы все в охот ку толкуем на своих августов ских педсоветах, конферен циях, семинарах. Но прихо дит лето, заканчиваются вы пускные экзамены, и школы, негласно состязаясь, начина ют подсчитывать: у кого боль ше медалистов? Вот и я, гре шен, не удержался, упомянув чуть не как о главном дости жении о первых медалистах. Медаль — это всегда убеди тельно, зримо, весомо. Ее об ладатель, как правило, легко одолевает вузовские пороги. Но случается, что и медалис ты, получив заветный вузов ский диплом, не всегда нахо дят Место в жизни. Что уж говорить об остальных ... Больно наблюдать, как ме чутся растерянно в поисках работы твои воспитанники — от одной фирмы (компании, завода) к другой — с превос ходными оценками в дипло мах, но без достаточного жиз ненного опыта, который один лишь способен подсказать: кто ты — сильный, инициа тивный лидер или аккурат ный, усердный исполнитель? Здравая самооценка, навыки общения в коллективе, спо собность брать на себя ответ ственность в сложных ситуа циях, равно как и готовность к постоянному самообразова нию, кропотливому труду, дружелюбие и открытость в деловом партнерстве... Увы, эти качества и навыки мно гие вынуждены обретать по зднее, за дверями школы, набивая шишки в центрах профориентации, на курсах и тренингах. Теряя дорогое вре мя и... деньги — чаще всего родительские. Просчеты очевидны. Но как их исправить? Что се годня может школьный учи тель? Окна моего кабинета выходят в школьный двор. Я вижу, как меняются дети пос ле уроков. Откуда у восьми летних столько озлобленнос ти, агрессии, а у пятнадцати летних — особенно у тех, что получше одеты, оснащены мобильниками, — откровен ный индивидуализм, желание продемонстрировать свое пре восходство над ровесниками? Нет, я не лукавлю, когда говорю им, что интеллекту ально они на несколько по рядков выше нас, взрослых. У них более зрелое, более раз витое мышление. Но доста точно ли этого, чтобы обрес ти счастье в жизни?.. Бывает, в школьном кори доре долетит обрывок чьей- то фразы, от которой у меня, человека немолодого, от сты да и негодования начинают гореть щеки. Видеокассеты, ночные дискотеки, телепере дачи типа “За стеклом” или «Дом», американские боеви ки с сюжетами, круто заме шанными на крови и пороке, — все это грубо вламывается в детскую жизнь, коверкая психику, ожесточая сердце, навязывая чуждые России представления о добре и зле. Вы не замечали? Дети ведь сегодня откровенно радуются неудачам друзей, все больше отучаясь сочувствовать и со переживать. Как скоры они на жестокие расправы со сла быми! Врачи сегодня фикси руют у каждого четвертого первоклассника отклонения в психике. Целый клубок се-' рьезнейших социальных, нравственных проблем — и все их переваливают на учи теля! А куда ему деваться? Он просто вынужден работать од новременно и с теми, кому от природы много дано, и с теми, кто с трудом осваивает про грамму. Мы пробовали лет десять назад создать классы компенсирующего обучения, но дороговатый оказался эк сперимент. Между тем число детей с неустойчивой психикой не уменьшается. С одной сторо ны, отставая в учебе, они до биваются преимущества дер зостью, наглостью, пытаются даже влиять на атмосферу урока, мешая учителю и од ноклассникам. Сдругой, ощу щая некий надлом и униже ние, ищут друзей вне шко лы, постепенно уходят из-под педагогического контроля. Недавно на общешкольном родительском собрании я за вел разговор о возрождении классов компенсирующего обучения и... почувствовал, что родители против! Будем искать другое решение. Но искать надо. Забудьте все, чему вас учили... Да, не все так просто и с отличниками. Лет восемь на зад приняли мы в десятый класс девочку из другой шко лы. Семья хорошая, отметки отличные. Но прошли первые месяцы, новенькая освоилась и... стала пропускать заня тия. Раз, другой... Встрево жившись, не доверяя “справ кам”, классный руководитель попросил прийти родителей. Но понимания он у них не нашел. И только когда у де вочки снизилась ^гспевае- мость, мама с папой вынуж дены были прислушаться к учителям , признать свои ошибки. Правда, вывод сде лали странный: решили вновь поменять школу. А я подумал тогда: была бы у этой отлич ницы характеристика чест ная, _не формальная из пре жней школы, мы наверняка смогли бы раньше, тоньше, деликатнее подправить ситу ацию. Но характеристики, равно как и оценки за пове дение и прилежание, уже три надцать лет как отменены министерством. По-моему, ничем не оправданный шаг. А вот за рубежом, на который мы все время любим огляды ваться, если характеристика на ученика не подтверждает ся его поведением, учителя понижают в квалификации. У нас же переходит ученик в пятый, седьмой класс или из одной школы в другую —для нового учителя он словно чи стый лист. Уравнение с десят ком неизвестных. С нуля, подчас без учета программ предшествующего года, начинается в пятых, седьмых, десятых классах и обучение. Действует «прин цип», так остро когда-то ос меянный Райкиным: забудь те все, чему вас учили! Семь десят часов отведено на изу чение имени существительно го в начальной школе, столько же (но уже по-друго му учебнику) в пятом классе. Зачем? Из-за этого у детей в голове каша, учителю слож но. Мы не стали с этим ми риться. И характеристики на выпускников начальной шко лы пишем, и просчеты учеб ных программ выправляем: лежат на столах у ребят оба учебника по русскому языку —пусть на первых порах ста рый полистают, вспомнят пройденное, а потом уже но вый осваивают. Нарушают ся, конечно, некоторые инст рукции. Да по-другому не по лучается. Можно ли зарабатывать на детях? Мне невесело наблюдать за многим, что сегодня происхо дит в образовании. Кто объяс нит, почему с 1975 года не переиздается прекрасный учебник “Азбука нравствен ности”? Устарел? Ну так со здайте, издайте другрй. Не из дают! Выходит, эта проблема составителей новых учебни ков просто не волнует? А что с дидактикой? Ведь она как наука отмирает. Ее разжижи ли, изуродовали... Вместо это го — горы новых учебников, нередко схоластических, пе репевающих друг друга, а то и просто вредных. Мне кажет ся, сейчас происходит самое страшное: мы приучаемся (или нас приучают!) зарабаты вать на детях, на их здоро вье, способностях. Новые учебники, кружки, секции, репетиторство, дорогие ре монты в школах — из семьи выколачиваются большие деньги. Нравственно ли это? А главное — полезно ли это для государства, общества, для будущего страны? Есть совершенно четкое ощущение, что мы в России резко сворачиваем с пути, на который не зря в результате длительного поиска вышли несколько десятков лет назад, начав строить школу как дом, в котором было бы оди наково уютно и взрослым, и детям. Дом, основанный на доверии, взаимном уважении и сотрудничестве. Есть тихая надежда, что продолжить поиск в этом на правлении поможет “Новая философия образования”, раз работанная в 80-х годах сто личными учеными. Но есть и опасение, что не всем школам под силу предлагаемые в ней задачи: гуманитаризация и гуманизация учебно-воспита тельного процесса, вывод со держания образования на ми ровой уровень путем внедре ния единых стандартов. Чис то внешняя, формальная ус тановка на эти стандарты, без осмысления накопленного отечественного опыта, ниче го, кроме вреда, принести не может. И тогда мы придумали автономии... Почему нам легче других осваивать “Новую философию образования”? Потому что вместе с авторами мы на соб ственной практике отрабаты вали многие ее идеи, участво вали в их обсуждении. Не только брали на вооружение рекомендации ученых, но и своими находками делились. Идея школы-дома была и ос тается для нас очень дорогой. За восемнадцать лет в этом плане удалось немало. ^Создали (вместо пионерс кой) свою общешкольную дет скую организацию, назвав ее романтически: “Мы — дети Галактики, дети Земли, дети России”. Тем самым объеди нили экологов, спортсменов, краеведов, любителей изящ ного, туристов, а самое глав ное — детей и взрослых. В конце января отмечается ее день рождения. Детская орга низация помогла обжить ог ромный трудный микрорайон так, как нам, учителям, это было необходимо. Мы объе динили усилия Дворца спорта и кинотеатра, станции юных натуралистов и юношеской библиотеки... Взрослое насе ление вместе с детьми давно уже привычно участвует во всех наших мероприятиях — приходят и физически раз мяться, и душой отдохнуть. Мы научились эффективно развивать способности одарен ных детей. Все учителя и две трети старшеклассников рабо тают и учатся на доверии. Со здана система ученического самоуправления. У нас своя обсерватория и свое школьное радио, прекрасные команды — КВН и футбольная... Все это живет, действует, разви вается! В итоге нам удалось со здать свою, отличную от об щепринятой, модель органи зации воспитательной рабо ты. Но при этом упразднена — по причине полной неэф фективности —должность за местителя директора по этой самой работе. Затем мы сде лали следующее. Разбили уче нический коллектив на шесть параллелей (вторые и седьмые классы, шестые и одиннадца тые...), назвали их автономи ями, каждую из которых те перь возглавляет “свой” зам директора. Он курирует в па раллелях и педсоветы, и ро дительские комитеты. Он бли же знает детей, их семьи. Он чаще всего сам, без участия директора, решает почти все вопросы учебно-воспитатель ного процесса, которые ему теперь легче организовывать и контролировать. Все стало очень конкретным, и дело идет лучше и интереснее. Добрые результаты окры ляют. И не только потому, что растет число медалистов. По отзывам вузовских педагогов Липецка, Воронежа, Москвы, наши выпускники выгодно отличаются и качеством зна ний, и воспитанностью, ин теллигентностью. .Но вот мнение самих вы пускников. В прошлом году в традиционной анкете мы просили их подсказать, где и в чем руководство гимна зии недорабатывает. Ребята писали и о необходимости ужесточения дисциплины на уроках, и о том, что уроки должны быть более емкими по содержанию и увлекатель ными по форме. Выяснилось, что им, несмотря на все наши усилия, все-таки недостает учительского внимания. Они хотели бы чаще ходить с нами в театры, музеи, походы... Что ж, воспитанная потреб ность в знаниях и в пище ду ховной —это тоже результат. Другое дело, что успокаивать ся, судя по всему, рано. Да и разве можно учителю культи вировать самонадеянность, верить, что он все уже умеет, всего достиг и творческий поиск завершен, так что ос тается лишь почивать на лав рах? Записала Татьяна СПАССКАЯ. г. Липецк . I С 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz