Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Ш Ш №83 Выпуск подготовлен пресс-службой управленияМНСРФпоЛипецкойобласти к О налогах па официальном сайте Управления МНС России по Липецкой оолаетн \\\\ \\лг4Х.па1осг.ги ^Л ь го ты при покупке жилья , Вычет предоставит работодатель За два первых месяца текущего года граждане области подали в налоговые инспекции 5502 декларации, в которых заявлены социальные и имущественные вычеты на общую сумму 293,2 миллиона рублей. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая возврату, составила 36,2 миллиона рублей. В этом году произошли значительные изменения в по­ рядке получения налогового вычета при новом строитель­ стве или приобретении жилья. Если раньше для получения налогового вычета необходимо было подтвердить право соб­ ственности на дом или квартиру, то теперь можно получить вычет уже при покупке квартиры или прав на нее в строя­ щемся доме. Появилась с 2005 года и возможность получить имуще­ ственный вычет по месту работы. Для этого необходимо по­ дать заявление в инспекцию по месту регистрации с предос­ тавлением документов на приобретение дома или квартиры. Налоговики в течение 30 календарных дней подтверждают право на вычет по соответствующей форме. С этим докумен­ том гражданин обращается к работодателю. Если налогопла­ тельщик имеет несколько мест работы, то он вправе полу­ чить имущественный налоговый вычет у одного из налого­ вых агентов по выбору. Кроме вычета в размере одного миллиона рублей, налого­ плательщик может включить вычет в размере сумм, направ­ ленных на погашение процентов по целевым займам, креди­ там. Если до 2005 года для получения вычета можно было пользоваться только ипотечным кредитом, полученным в банках РФ, то теперь эта ситуация изменилась. Целевой заем (кредит) можно получить как от кредитных, так и от иных организаций. В случае целевого использования проценты по таким кредитам (займам) также принимаются к вычету. С начала года налоговые органы уже выдали желающим получить имущественный налоговый вычет на предприятии 685 уведомлений. Валентина СИЗЫХ, советник налоговой службы РФ I ранга. ^Р а зъ ясн яет специалист Сколько ДОЛЖНО быть платёжек? -зГ! .ой С 1 января 2005 года изменились ставки налога на прибыль, что затронуло интересы большинства налогоплательщиков. Сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, рассчитывается по ставке 6,5%, а в субъект Российской Федерации —по ставке 17,5%. То есть налог на прибыль теперь будет уплачиваться не тремя, как раньше, а всего двумя платежными поручениями. Изменения ставок вызывают у налогоплательщиков вопросы: как платить авансовые платежи по налогу на прибыль в I квартале 2005 года —двумя или тремя платежными поручениями —и в каких суммах? Авансовые платежи, уплачиваемые в I квартале налогового пе­ риода (в данном случае 2005 года), равны сумме ежемесячных пла­ тежей, которые уплачивались в IV квартале предыдущего налогово­ го периода (2004 года). Поскольку изменения ставки налога не вли­ яют на исчисление ежемесячных авансовых платежей в I квартале, налогоплательщик не должен корректировать их сумму. Они уплачи­ ваются в тех же размерах, что в и IV квартале 2004 года. Что касает­ ся части авансового платежа, которая приходилась на местный бюд­ жет, то она складывается с суммой налога, причитающейся в реги­ ональный бюджет, и перечисляется единой суммой. Рассмотрим ситуацию на примере. Сумма авансовых платежей, уплачиваемых в IV квартале 2004 года ООО “Водолей”, равна 120 000 рублей, и налогоплательщик ежемесячно перечислял авансовые платежи по налогу на прибыль: — в федеральный бюджет — 25 000 руб. (100 000 руб. х 5%: 24%); — в региональный бюджет — 85 000 руб. (100 000 руб. х 17%: 24%); — в местный бюджет — 10 000 руб. (100 000 руб. х 2%: 24%). Учитывая изменения в порядке уплаты налога, определим сумму ежемесячного авансового платежа в I квартале 2005 года. Она со­ ставит: — в федеральный бюджет — 25 000 руб.; — в региональный бюджет — 95 000 руб. (85000 руб.+10 000 руб.). Однако необходимо обратить внимание, что суммы квартальных авансовых платежей с этого года рассчитываются с учетом новых ставок (нового распределения сумм налога по уровням бюджета). Поэтому налогоплательщикам необходимо скорректировать их сум­ мы. Поясним также на примере. Предположим, что налоговая база по налогу на прибыль в I квар­ тале 2005 года ООО “Водолей” составила 1 500 000 руб. Общая сумма авансового платежа, которая должна быть уплачена по ито­ гам квартала, составила 360 000 руб.( 1500 000 руб. х 24%). Опреде­ ляем суммы платежей: — в федеральный бюджет — 97 500 руб. (360 000 руб. х 6,5%: 24%); — в региональный бюджет — 262 500 руб. (360 000 руб. х 17,5%: 24%). Фактически налогоплательщиком за I квартал 2005 года было уплачено: — в федеральный бюджет — 75 000 руб. (25 000 руб. х 3); — в региональный бюджет — 285 000 руб. (95 000 руб. х 3). Таким образом, общие суммы (начисленных и фактически пере­ численных за I квартал 2005 год) совпадают и составляют 360 000 руб., а суммы платежей по разным уровням бюджета неодинаковы. При этом образовалась недоимка по налогу в федеральный бюджет на сумму 22 500 руб. и в такой же сумме переплата в региональный бюджет. Но поскольку зачесть суммы недоимки и переплаты по на­ логу между разными уровнями бюджета нельзя, налогоплательщику по итогам I квартала надо дополнительно перечислить в федераль­ ный бюджет 22 500 руб. А сумма образовавшейся переплаты в ре­ гиональный бюджет можно зачесть при перечислении платежей по итогам следующего отчетного периода 2005 года. Уплата налога на прибыль за прошлые годы Есть важный момент, на который налогоплательщикам необходи­ мо обратить внимание. В новой бюджетной классификации (далее — КБК), действующей с 2005 года, предусмотрен специальный КБК для сумм налога, относящихся к прошлым налоговым периодам. Напри­ мер, налогоплательщик подает уточненную декларацию за 2002 год. Эта декларация будет представлена по старой форме, в которой пре­ дусмотрено распределение сумм налога по трем уровням бюджета. В случае уточнения (доплата) сумма налога должна обязательно рас­ пределяться и уплачиваться по трем уровням бюджетам по соответ­ ствующим КБК (федеральный бюджет — 18210101011011000110, ре­ гиональный бюджет — 18210101012021000110, местный бюджет — 18210901000031000110). Лидия СВИНЦОВА, советник налоговой службы РФ III ранга. Для развития малого бизнеса туШаги реформы В конце 80-х годов с переходом России на путь рыночных реформ было принято решение о поддержке предпринимательства. В стране появились многочисленные кооперативы, организации торговли, общественного питания, оказания услуг населению, станции технического обслуживания автомобилей, автомойки, начали развиваться иные направления малого бизнеса. Все это потребовало законодательной поддержки, особенно в области налоговой политики. Уже в 1991 году был при­ нят закон, по которому ма­ лые предприятия, занимаю­ щиеся приоритетными вида­ ми деятельности, освобожда­ лись на первые два года ра­ боты от уплаты налога на прибыль, а в третий и чет­ вертый год — уплачивали его в неполном объеме. В 1994 г. они получили осво­ бождение от ежемесячных авансовых выплат налога на прибыль и налога на добав­ ленную стоимость (НДС). Внесение платежей по окон­ чании налогового периода, исходя из фактических ре­ зультатов, для того времени, характеризовавшегося высо­ ким уровнем инфляции , было весьма существенной льготой. В 1995 году были приня­ ты Федеральные законы “О государственной поддержке малого предприниматель­ ства” и “Об упрощенной сис­ теме налогообложения, уче­ та и отчетности для субъек­ тов малого предприниматель­ ства”, а в 1998 — “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов де­ ятельности”. В 2002 году введены в действие новые разделы На­ логового кодекса РФ (НК): глава 26.2 “Упрощенная си­ стема налогообложения” и глава 26.3 “Система налого­ обложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея­ тельности”, которые система­ тизировали и упорядочили применение этих специаль­ ных режимов налогообложе- В обеих главах предусмот­ рена замена основных нало­ гов —на прибыль, НДС (кро- ме уплачиваемого на тамо­ женной территории РФ), на имущество и единого соци­ ального налога — одним на­ логом, исчисляемым по ре­ зультатам хозяйственной де­ ятельности. Следует заметить, что единый налог на вмененный доход не является альтерна­ тивой упрощенной системе налогообложения. Обе главы могут применяться одновре­ менно на одном малом пред­ приятии, занимающемся раз­ личными видами деятельно­ сти. Принципиальное разли­ чие заключается в том, что на упрощенную систему на­ логообложения предприятия и индивидуальные предпри­ ниматели переходят в добро­ вольном порядке, в то время как на систему единого на­ лога на вмененный доход пе­ реводятся по решению зако­ нодательной власти региона в обязательном порядке в за­ висимости от вида деятель­ ности. Единый налог на вменен­ ный доход в большей степе­ ни обеспечивает правильные налоговые взаимоотношения с бюджетом тех субъектов рынка, где трудно проконт­ ролировать реальный оборот: розничная торговля, обще­ ственное питание, оказание разнообразных услуг населе­ нию и ряд других. Одновре­ менно введение системы еди­ ного налога на вмененный доход позволяет упразднить малоэффективную в этом сек­ торе контрольную функцию налоговых органов. К началу 2005 года на территории Липецкой облас­ ти насчитывалось 7692 ма­ лых предприятия и 36158 индивидуальных предприни­ мателей. Из них 4170 пред­ приятий и 13802 предприни­ мателя работают на общем режиме налогообложения, 3522 предприятия и 22356 предпринимателей применя­ ют специальные режимы на­ логообложения . В прошлом году по срав­ нению с 2003 г. количество малых предприятий возрос­ ло на 7 процентов, индиви­ дуальных предпринимателей — почти на 5 процентов, что свидетельствует о благопри­ ятном налоговом климате для малого бизнеса. От этой категории налогоплательщи­ ков, применяющих специ­ альные режимы налогообло­ жения, поступило 2 милли­ арда 154 миллиона рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2003 году. Из этой суммы 953 миллиона остались в бюджете области. Платежи растут не толь­ ко за счет увеличения числа налогоплательщиков, но и за счет других факторов. Это — рост доходов предприятий и предпринимателей, расшире­ ние их сферы деятельности в отраслях, попадающих под уплату единого налога на вмененный доход. Немало­ важную роль играют прове­ дение налоговыми органами семинаров и разъяснитель­ ной работы среди налогопла­ тельщиков, своевременное привлечение их к уплате на­ логов, осуществление конт­ рольных мероприятий. В настоящее время пред­ ставители Торгово-промыш­ ленной палаты и Совета Фе­ дерации совместно работают над концепцией нового зако­ на о малом предприниматель­ стве, который должен заме­ нить принятый 10 лет назад и во многом уже устаревший Закон № 88 -ФЗ “О государ­ ственной поддержке малого предпринимательства в Рос­ сийской Федерации”. Пред­ полагается определить новые критерии отнесения органи­ заций к субъектам малого предпринимательства. Для них установят максимально допустимое число работников — не более 100 человек вне зависимости от видов и сфер деятельности. Наиболее интересным, по­ жалуй, является то, что в проекте будет выделена такая разновидность малого бизне­ са, как микропредприятия. Таковыми предлагается счи­ тать организации с численно­ стью не более 10 человек и предусмотреть для них до­ полнительные меры государ­ ственной поддержки. Кроме того, авторы соби­ раются включить в законо­ проект норму о постепенном отказе от положений Закона № 88 -ФЗ. Если по старому закону организация отвеча­ ет критериям отнесения к субъектам малого предпри­ нимательства, а по новому за­ кону — нет, то она сохранит право на государственную поддержку до Конца' кален­ дарного года, в котором всту­ пит в силу готовящийся за­ кон. Светлана ОВЧАРЕНКО, советник налоговой службы РФ II ранга. У налоговиков горячая пора ^Консультационный пункт а п В налоговых инспекциях области сейчас напряженно: предприниматели сдают декларации о доходах, полученных в 2004 году. Кроме того, многие спешат воспользоваться правом на социальные и имущественные налоговые вычеты. Референт налоговой службы I ранга Светлана Владимировна Шадрина помогает жителю областного центра Игорю Валентиновичу Котельникову оформить документы для получения имущественного налогового вычета. / ^Законодательство Дети и налог на доходы С 1 января 2005 года изменился порядок предоставления стандартных налоговых вычетов на детей. Теперь не облагаются налогом на доходы физических лиц 600 рублей в месяц на каждого ребенка. Право на такой вычет имеют родители или супруги родителей, а также приемные родители, опекуны и попечители. у Стандартный налоговый вычет на де­ тей применяется до месяца, в котором до­ ход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 40 тысяч рублей. Вычет удваивается, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, а также если учащийся очной формы обу­ чения, аспирант, ординатор, студент в воз­ расте до 24 лет является инвалидом 1 или 2 группы. Вдовам, одиноким родителям, опекунам или попечителям, а также приемным ро­ дителям налоговый вычет предоставляется в двойном размере. Однако нужно учесть, что вычет не будет предоставляться в двой­ ном объеме с месяца, следующего за меся­ цем их вступления в брак. Валентина МИЛЯЕВА, советник налоговой службы РФ III ранга. Деньги ОДОЛЖИЛО родное предприятие «Недавно организация, в которой я работаю, предоста­ вила мне беспроцентную ссу­ ду. Какие налоги нужно при этом заплатить? А. Федотова.» — В этом случае у вас возни­ кает материальная выгода от экономии на процентах за ис­ пользование заемными средства­ ми. С нее должны удержать на­ лог на доходы физических лиц; При расчете остальных налогов материальную выгоду учитывать не надо. «В прошлом году я заклю­ чил со своим предприятием договор беспроцентного займа для покупки квартиры в Ли­ пецке. Предоставляется ли мне в этом случае налоговый имущественный вычет? Г. Крашевников.» — Вы имеете право на по­ лучение имущественного выче­ та в размере фактически про­ изведенных расходов, если только оплата расходов на при­ обретение квартиры произво­ дится не за счет средств рабо­ тодателей. Если от предприятия полу­ чен целевой заем на приобрете­ ние жилья, вы сможете полу­ чить имущественный вычет по мере погашения суммы займа. Для получения имуществен­ ного вычета надо по истечении календарного года подать заяв­ ление и налоговую декларацию. К заявлению прилагаются доку­ менты, подтверждающие право собственности на приобретенный жилой дом или квартиру, а так­ же платежные документы, под­ тверждающие факт уплаты де­ нежных средств заимодавцу в погашение целевого займа. Кроме того, необходимо при­ ложить и сам договор займа, обосновывающий непосредствен­ ную связь между приобретенным жильем и фактически произве­ денными расходами на его при­ обретение. Таисия ИВАНОВА, советник налоговой службы РФ III ранга. ^П л а теж и Если вы- собственник дома, квартиры, гаража... Если вы владеете жильем, дачей, гаражом или другими строениями, то являетесь и плательщиком налога на имущество физических лиц. Сумма налога исчисляется исходя из общей стоимости ваших владений, определяемой органами технической инвентаризации. Если стоимость имущества не превышает 300 тысяч рублей, то ставка налога составляет 0,1 процента. При стоимости недвижимо­ сти от 300 тысяч до 500 тысяч рублей налог исчисляется в размере от 0,1 до 0,3 процента, свыше 500 тысяч рублей — от 0,3 до 2 про­ центов. Закон предоставляет органам местного самоуправления право самим дифференцировать ставки в установленных пределах. В Липецке, например, на имущество стоимостью от 300 тысяч до 500 тысяч рублей установлена ставка налога в 0,2 процента, а при более высокой стоимости — 1 процент. Имущество может находиться как в долевой собственности не­ скольких физических лиц, так и в общей совместной собственности. В первом случае налог уплачивает каждый из собственников сораз­ мерно его доли. Льготы по налогу предусмотрены статьей 4 Закона РФ “О нало­ гах на имущество физических лиц”. В частности, от уплаты налога освобождены Герои Советского Союза и Герои Российской Феде­ рации, участники Великой Отечественной войны, пенсионеры, а так­ же иные лица. Право на льготу необходимо подтвердить соответ­ ствующими документами. В 2004 году в целом по области учтены 548 тысяч человек, явля­ ющихся собственниками 453 тысяч строений, помещений и соору­ жений. Из них к налогообложению привлечена 281 тысяча граждан, 265 тысячам собственникам предоставлены льготы. В последние годы увеличились объемы индивидуального жилищ­ ного строительства, буквально на глазах растут современные благо­ устроенные коттеджи как в Липецке и его пригородной зоне, так и на других территориях. Однако отдельные владельцы домов не спе­ шат их регистрировать и проводить оценку 8 органах технической инвентаризации, уходя тем самым от налогообложения имущества. Только в 2004 году было выявлено 866 полностью построенных, но не прошедших регистрацию домов. Владельцы 771 из них привле­ чены к налогообложению. В общей сложности им начислено 400 тысяч рублей налога. В среднем сумма налога на имущество, начисляемого физичес­ ким лицам, невелика — 100 рублей на одного налогоплательщика в год. Но даже и эти платежи не все добросовестно уплачивают. По состоянию на 1 января 2005 года, почти 70 тысяч жителей области имели недоимку по налогу на имущество физических лиц на общую сумму 18 миллионов рублей. При неуплате налога в установленный срок налогоплательщику начисляется пеня за каждый день просрочки в процентах от неупла­ ченной суммы налога. Процентная ставка принимается в данном случае в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. На­ логовые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании нало­ га за счет имущества должника, в том числе за счет денежных средств на счетах в банке в пределах сумм, указанных в требовании об упла­ те налога. За невыполнение предписаний налогового органа об уплате на­ лога и начисленных пеней граждане могут привлекаться также и к административной ответственности по статье 19.5 Кодекса Россий­ ской Федерации об административных правонарушениях. В таких случаях предусмотрен штраф в размере от трех до пяти минималь­ ных размеров оплаты труда. Валентина ТАБОЛИНА, советник налоговой службы РФ III ранга. туОлимпиада Элита налоговых кадров формируется сегодня Первого марта стартовала Всероссийская студенческая Олимпиада “Лучший налоговый аналитик”. Это совместный образовательный проект Федеральной налоговой службы Российской Федерации и журнала “Российский налоговый курьер”. Основная цель проекта — привлечь внимание студентов к налоговой проблематике и поддержать талантливых студентов —будущих специалистов по налогообложению. К участию в Олимпиаде приглашаются студенты экономических специальностей высших учебных заведений России. Состязание проходит в два этапа. На первом, заочном, участни­ ки заполняют анкету, выполняют тестовые и творческие задания различной степени сложности. Этот этап завершится 25 апреля 2005 г. По результатам данной работы лучшие студенты попадут в финал Олимпиады в конце мая этого года в Москве. Соискателям премий необходимо будет очно ответить на вопросы жюри, в состав которо­ го входят представители ФНС России и эксперты журнала “Россий­ ский налоговый курьер”. Победители получат призы от оргкомитета Олимпиады. Главный приз — стипендия в размере 30 000 рублей и ноутбук, приз за вто­ рое и третье места — ноутбук. Все финалисты получат памятные подарки. Всероссийская студенческая налоговая Олимпиада проводится третий год подряд. В 2004 году в творческом состязании приняли участие более 650 студентов из 250 российских вузов, получившие отличную возможность продемонстрировать свои знания в области налогового законодательства и способность решать творческие за­ дачи. Скачать и заполнить анкеты, тестовые и творческие задания, а также получить более подробную информацию можно на ВЕБ-сайте Управления областной налоговой службы по адресу: \ллллллг48.па1од.ги. Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ. ЧргПроверки Работал на рынке, а оказался... К сожалению, нарушителей налогового законодательства в на­ шей области не становится меньше. Это утверждение справедливо и по отношению к предприятиям, и к предпринимателям. Вот, на­ пример, в ходе выездной налоговой проверки одного из индивиду­ альных предпринимателей Липецка обнаружилось, что он напрямую уходил от налогообложения. В своей отчетности указывал, что рабо­ тает на рынке по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а на самом деле поставлял продукты питания в одну из больниц областного центра, при этом оплата за поставля­ емый товар поступала к нему на расчетный счет. Таким образом, предприниматель работал за безналичный расчет, при этом приме­ няя систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, что противоречит закону (часть вторая Налогового кодекса глава 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”). В результате нарушитель был привлечен к ответственности за налоговое правонарушение. По итогам проверки было доначислено 384 тысячи 500 рублей, в том числе 257 тысяч 600 рублей — налогов (на доходы физических лиц, единого социального, на добавленную стоимость) и 51тысяча 500 рублей — штрафных санкций. Нарушитель оспорил решение инспекции в Арбитражном суде Липецкой области. Суд исковые требования предпринимателя оста­ вил без удовлетворения. Кроме того, по материалам проверки Уп­ равлением по налоговым преступлениям УВД Липецкой области было возбуждено уголовное дело. Сейчас идет следствие. Думаю, необходимо напомнить, что основной целью налоговых проверок являются создание равных условий для соблюдения все­ ми гражданами налогового законодательства и, как следствие это­ го, полная и своевременная уплата налогов в бюджет. Иван МОЗОЛЕВСКИХ, советник налоговой службы РФ III ранга. с I * I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz