Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
^ Ч е л о в е к среди людей Коснисьрукойруки... «Почти что как родные братья...» В центре Виталий Селищев. ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА. Распахнутые голубые глаза, радушная улыбка — дверь мне открыл сам хозяин: «Ну и денек же выбрали! Шибко замерзли?.. Нет-нет, пальтишко в комнату возьмем, а то настынет. Я уже и чайку вскипятил...» Он знал, какая жуткая пурга беснуется за окном, мог догадаться, по каким сугробам я лезла, —он только ничего этого не видел. И меня, стоявшую совсем рядом, —тоже. ... Зрение у Виталия Ива новича начало падать неожи данно. Даже сам вроде как и не понял, пока механик не остановил однажды: «Ты слу чайно не выпивши?» Шел по цеху и на что-то наткнулся. Потом это повторилось... Он по-прежнему трудился на Новолипецком комбинате, был опытным газоэлектро- сварщиком и по-ребячьи ра довался «идеальным шовчи кам». Даже когда явственно почувствовал, что угол зре ния сужается, когда врачи начали проводить обширное обследование, все поторапли вал их: «Мне на работу пора!» А время немилосердно отни мало у него любимое дело. Лучшие липецкие врачи, спе циалисты в клинике Федоро ва не обнадежили: атрофия зрительного нерва прогресси рует, и помочь никто уже не сможет. День, когда весь мир сом кнул ся в черной пустоте, пришел, как и все другие, не спросясь. И кто бы мог ска зать ему, как жить дальше? Это для других, для всех, кто рядом, был обычный день... О том, что он пережил, Виталий Иванович не обро нил ни слова. Только встал вдруг и вышел в соседнюю комнату . Когда вернулся , протянул мне фотоальбом: «Вот, посмотрите... Я тогда подумал, что люди ведь и без рук, без ног живут»... Снимки поразили меня: на всех, абсолютно на всех, незрячий человек — улыба ется! В кругу семьи, с люби мой внучкой у елки, с друзь ями на рыбалке... Господи, а как же рыбу-то ловить по лучается? — Получается! Мне толь ко мотыля зимой трудно на саживать. Лунки сам бурю. А летом вообще все могу. Я Мужиков, — рассмеялся, — часто облавливаю. О рыбалке у нас разговор особый вышел. Снасти Вита лий Иванович убирает нена долго: как только выходной у кого-нибудь из приятелей, тут же звонят — собирайся! Игорь Черкашин еще попро сит, чтоб семечек на его долю пожарил. А все остальные хлопоты — транспорт, на живки, прикормки там вся кие и прочее — друзья берут на себя. Видно, он вправду рыбак удачливый. Виталий Ивано вич показал мне пойманную накануне щуку: едва умести лась в морозилке «Стинола», в аккурат с угла на угол. А когда в позапрошлом году областные соревнования на Матыре проводили, его улов даже телевизионщиков при влек. Все расспрашивали да снимали — через полчаса лишь разобрались, что Сели щев незрячий. Но только... Только мы ведь совсем не о рыбалке вели с ним речь! О друзьях его. О тех, кто вместе с же ной Зоей Владимировной, со всей семьей понимал и под нимал Виталька, как они его зовут, в самые трудные дни. Когда он ослеп, иным, с кем общался раньше, ненужным оказался. Но истинные дру зья только ближе стали. У него их много, и Виталий Иванович очень боялся не упомянуть кого-то. Сосредо точившись, загибал пальцы: КбЛя Кобылкин — лучший друг... Женя Герасимов '— давний друг... У Коли Воро бьева доброты на весь Липецк х ватит ... Игорь Черкашин звякнет: «Виталёк, сейчас прилечу» — значит, с какой- либо помощью... А еще Сер гея Ширнина не забудьте, Толю Литвинова и Женю Савушкина. И Игоря Шики- на, Олега Петровых... Простите, друзья , если кого-то я все же пропустила. Но точно знаю: не было бы в его жизни больше ни желан ных рыбалок , которые он называет праздником, ни пе сен, которые так любит петь, ни плясок, когда пол под ним ходуном. И не был бы так крепок его характер , и не писал бы он стихи — если бы не вы. Помните, на рыбалке, прямо на льду, он читал по священное вам: Я не люблю, когда мне говорят — слепой, И презираю подхалимов, Когда в глаза — к а к будто бы с тобой, А за спиной, кривясь, проходят мимо. Я уважаю тех друзей, Которым памятны и даты, и понятья. П о зову первому придут на помощь мне Почти что к а к родные братья. Пусть не совсем умело, он писал это сердцем. Читал от души. И долго молчали, тихо вздохнув, рыбаки, по-мужиц ки скупясь на эмоции... У меня, если честно, пред ставление о рыбацких компа ниях издавна было опреде ленное. Когда-то, еще в юно сти, наткнулась в «Новом мире» на такие строчки: Сидят у лунок рыбаки — Черны на ледяной эмали, Поймать пытаясь то, Что в ж и зни проморгали... Запомнила , потому что смешно показалось. Сейчас едешь порой в крепкий мо розец по Петровскому мосту: сгорбились на льду, голубчи ки . «Ну-у, чокнуты е» , — только и скажет кто-нибудь в автобусе. Остальные обыч но молчат — потрут заинде велые окна и лениво взгля нут наружу: да много-то как! Меня же другая мысль теперь посещает: «Холодно ведь им ...» А может, и не холодно, привыкли. Но те перь, заимев по жизни массу друзей и знакомых, увлечен ных рыбалкой, я давно уже не отношусь к ним как к чок нутым. Надежные, интересные, романтичные, талантливые... Не поверите: совсем недавно мне попал в руки листочек со стихами — как раз на ры балке вроде где-то переписа ли. Прочитала — и вздрог нула. Я не люблю, когда мне говорят — слепой. Я виж у все равно. Я суть и совесть вижу. Я знаю, кто идет недоброю тропой, И в черноте моей ловлю их взгляд бесстыжий. Я знаю наперед, когда, и кто, и где, О совести забыв для денег и уюта, Готов предать друзей в печали и беде, Готов в кусты шмыгнуть в тяжелую минуту. Н о виж у и пойму, ничуть не ошибусь, Поскольку и в очках слепца я очень зорок, Того, кто разделил с людьми и труд, и грусть, И этот человек мне близок, мил и дорог. Могу только догадывать ся, каким неведомым обра зом стихи Виталия Селище- ва зазвучали по-новому, кто их, так сказать, отредакти ровал. Но ведь как точно пе редана суть того, чем живет этот человек, о чем думает, чему радуется! — Вы знаете, что это та кое? — Виталий Иванович достает из шкафчика дере вянную утварь. — Веселка... — А это? — мое молча ние его рассмешило. — Да тоже веселка! Только одна для грибов, а другая для ква са. Моя работа... Потом показал мне отлич ный кухонный нож. Одеж ную вешалку я вообще долго из рук не выпускала: ну как можно так здорово сделать, так идеально рассчитать, ни чего не видя, угол скоса пле чиков? Виталий Иванович дей ствительно умелый мастер. («По секрету» просветил меня: кто на велосипеде на учился ездить — никогда не разучится). Своими гладень кими веселками уж полсела Богородицкое, где дачка у него, обеспечил. За труды кринку молока может при нять, яичек свеженьких. — Бери, говорят, Виталь, — не купленое. А мне-то как приятно! Значит, я кому-то н уж ен ... Но видели б вы, какие вещи делают в Воло коламске, — вот где чудо! Чудо Виталий Иванович «видел» на ощупь в Центре реабилитации слепых. И сам многому там научился. На машинке, например, печата ет всеми десятью пальцами. Назавтра как раз опять со бирался туда же, в Подмос ковье. Теперь новую цель себе поставил: научиться са пожному мастерству. — Вы знаете, — признал ся, — вот это и возвращает к жизни. Мы и в своем, липец ком, обществе слепых стара емся себе интересные дела придумы вать . Поговорите хоть с Николаем Александ ровичем Сарычевым, предсе дателем нашим, или с Оль гой Ивановной Карзановой, специалистом по реабилита ции, — они вам расскажут, какие замечательные у нас бывают литературные вечера, как ая самодеятельность. А то, что мы незрячие... Виталий Иванович нео жиданно протянул руку: — Дайте вашу ладонь, — и слегка сжал мне пальцы. — Мы, когда встречаемся, всегда прикасаемся друг к другу доками. Это не ритуал — так ближе чувствуешь че ловеческое тепло. Нам нельзя без него... Я поняла. Странно: совсем не заме тила, сколько времени мы проговорили. И сейчас не могу вспомнить. Когда соби ралась к Селищеву, было, признаюсь, какое-то смутное ощущение невольной вины перед ним. В голову лезло известное, чеховское, что че ловек не может быть всю жизнь здоров, что после сча стья его всегда ожидают не счастья и потери. Но об этом же не скажешь! А мы и не говорили. С первой минуты Виталий Ива нович увлек меня рассказом о семье, о друзьях. (Друзья, кстати, то и дело звонили). Мы пили вкусный чай . И посмеяться нашли повод... Один раз только, уже пе ред моим уходом, собеседник вдруг нахмурился: — Вы уж простите — не щаю вас сегодня рыбкой. уго Эту-то, — кивнул на холо дильник, — завтра в Москву заберу, родню побаловать... А приеду, на первый же улов приглашу. Идет? ... Вновь собираюсь в пур гу. В тамбуре, напоследок, любуюсь ш кафчиками : их тоже мастерил хозяин квар тиры. Вдруг слышу ласковое: — Барсик! Пушистый кот опрометью несется с лестничной пло щадки прямиком в кварти ру. Ничейный. Поесть да по греться приходит. Я его сра зу и не заметила... Как знать, случайно ли выбрал Барсик этот приют? А может, понял, мудрец, что здесь, у Селищевых, умеют делиться теплом. На прощанье касаюсь ла дони Виталия Ивановича. Так, как он меня учил... Галина КАЙДАШКО. Любовь и радость бытия. Необычный подарок своей малой родине к 50-летию области сделал липчанин Николай Скорский: издал прекрасно оформленный сборник стихов «Подстепья липецкого свет». Прежде чем познакомить с ним читателя, следует сказать, что родом автор с Дальнего Во стока, жил на Кубани, побывал во многих краях России. Но вот уже много лет он — житель Ли пецка, сыновьей любовью при кипевший к земле Подстепья, ее лиричным пейзажам, душу вол нующим далям, полюбивший историю края, людей, высоко оценивший красоту липчанок, в образах которых чуткой душой прозревают лики Мадонн.... Вот из этой трепетной и чи стой любви родилась его книга. Творчеством он занимается всю жизнь, и в авторском архи ве — не одна рукопись. Но такой весомый во всех отношениях сборник Скорским издан впер вые. И вовремя. В чем его необычность? В наше время издается множество книг. Прозы, стихов, публицис тики, исторических повествова ний. Но в большинстве своем это книги-однодневки. Прочел — и забыл. Хотя по форме они могут быть безупречными, с лихим сюжетом, с использованием не обычных рифм, размеров, мета фор. Недостаток один — выхо- лощенность чувств, пустота, ко торую не прикрыть мастерством ремесленника. А ведь поэзия — это прежде всего чувство, дви жение души. Прочтя кни гу С кор с ко го , вновь задумываешься: что же в стихах важнее — мысль, музыка, рифма? Или непосредственность чувств, в строчки воплощенных? Важно все — гармония формы и музыка души. Но эта божествен ная гармония дается не каждо му. Книга Скорского покоряет искренностью, взволнованнос тью, непосредственностью ми роощущения. Отсюда и филосо фичность, и раздумья, и боль, и радость, в ней отраженная. Про чтите её, и вы убедитесь, как со вершенно по-другому воспри- мется мир и в большом, и в обы денном. Увидите красоту во всем ■ ■ — в былинке на снегу, в легком облаке, в женской мимолетной улыбке... Женщинам, своим современ ницам, автор посвятил свыше сотни стихов. Дал целую гале рею женских образов — таких, какими он воспринял их поэти ческим сердцем. И все они пре красны, поскольку высвечены лучиками любви, надежды, вос поминаний. И ничего, что: Я ни одну не обманул, И ни одна не обманулась. К прозренью не одну вернул... Но ни одна не оглянулась! Важно другое: было чувство, а значит, была жизнь! Такова книга. Книга-посту пок... Владимир ПЕТРОВ. гИз педагогических заметок Сказка в отместку и другие детдомовские истории Автор этой публикации Ирина Танунина называет себя детдомовской, хотя росла она с родителями. Но работа вдетском доме № 1, где она руководит театральной студией «Шаг на сцену», стала для нее больше, чем работой. «Я в этих стенах не проработала сколько-то лет, — говорит Ирина, —а прожила». Ее заметки могут показаться вчем-то непривычно жесткими, они лишены умиления и показного, ни к чему не обязывающего, сострадания к сиротам. Наблюдения, зарисовки с натуры (имена детей, естественно, изменены) должны не столько растрогать, сколько раскрыть драматичность этих детских судеб, показать, как непросто воспитывать тех, кто оказался в «казенном доме», сколь обделены такие дети опытом, который так естественно приобретается в родной семье. Тут есть над чем задуматься, погрустить, а иногда и улыбнуться. Но главное все-таки —подумать... Про бомжей и крестьян Мы в Москве, в Третьяков ке. Подходим к картине «Зем ство обедает». Маринка зада ет вопрос. То, что ее интере сует, имеет весьма отдаленное отношение к живописи. «Ири на Викторовна, а это бомжи, да?» У нее голос звонкий, как к о л о к о л ьчи к , его далеко слышно. Люди вокруг изум ленно оборачиваются на нас, но Маринку это не волнует. Не отвлекаясь на мелочи, она смотрит на меня. Ждет отве та. Я делаю глубокий вдох, на бираюсь воздуха и сил. Объяс нить Маринке, что крестьяне — это не бомжи, а совсем на против, задача не из легких. Но набранный воздух мне не понадобился. Мою миссию взял на себя доброволец — интеллигентный, даже немно го слиш ком («не от мира сего»), молодой человек. Он говорит, волнуясь и чуть заи каясь от волнения: «Ты что, девочка?! Это же крестьяне, это те люди, которые выращи вают хлеб...» Маринка, не от рываясь, смотрит на него сво ими ясными глазками снизу вверх. Рот слегка приоткрыт, словно она ловит каждое сло во и боится не поймать. По ощренный таким вниманием молодой человек перестает за икаться. Он увлекается, слу шать его — одно удовольствие. Слушаем не только мы. Под ходят все новые люди. Но он рассказывает одной Маринке. Импровизированная лек ция окончена. Рассказчик ухо дит, слегка смутившись. Ув лекся! Маринка поворачивает ся ко мне. Теперь ее глаза ус тремлены на меня. По всему залу разносится ее голос звон кий, как колокольчик: «Ири на Викторовна, а это бомжи, да?» Непонятное слово У Жени испуганные чер ные глаза и порывистые дви жения. Она чем-то напомина ет лесного зверька. Его пой мали и принесли из леса к нам сюда. Здесь тепло, сытно кор мя т , но все непонятно и страшно. Сегодня на занятиях она особенно нервничает. То и дело вскрикивает, взвизгива ет и все время мечется — то стукнет кого-то, то за волосы дернет. И ругается. Девчонки огрызаются в ответ, но смеют ся. Весело всем, кроме Жени. «Ж еня , ты что? В чем дело?» —- спрашиваю я в ко торый раз. Она все отмахивается: «Да ничего». Но наконец выпали вает: «Ирина Викторовна, они меня коляют!» «Что делают?» — пере спрашиваю. Раздается взрыв хохота. Смеются и надо мной, и над Женей, однако сама она не смеется. Она говорит абсо лютно серьезно и немного сер дится на меня за то, что я не понимаю простых вещей : «Они меня коляют». И снова хохот. Им весело. Мне не очень. Они смеются над педа гогом, взрослым человеком, который не знает такого про стого, всем известного слова. В руках у каждой из них вдруг оказываются булавки. Их пря тали от меня в кулаках. «Вот видите, Ирина Вик торовна, они меня коляют!» — на пределе возмущения выкрикивает Женя. Филологическая дискуссия В студию входит Даша. В руках у нее гирлянда, пред назначенная для украшения завтрашнего утренника. «Мне сказали покласть здесь», — рапортует она. «Что тебе сказали сде лать?» «Покласть здесь». «Тебе не могли такого ска зать». «Почему это?» «Потому что в русском языке нет слова «покласть», есть только слово «положить». «Мне сказали покласть здесь». «Даша, ты неправильно го воришь». Даша не уверена в моей компетентности и не скрыва ет этого: «А откуда вы знаете, как надо говорить?» Хороший вопрос. Где бы взять ответ не хуже? У меня его нет. .Я завожу волынку про неправильные глаголы и про учебник русского язы ка , в котором якобы все написано. Но для Даши учебник не ав торитет: «Я всегда говорю «по класть». «А теперь будешь говорить «положить». «А чего вы мне приказы ваете? Как хочу, так и буду говорить». «В моей студии ты будешь говорить только правильно». «Я и так правильно гово рю. Покласть». «Положить». «Нет, покласть». Вот мы и прибыли в мало приятное место, широко изве стное под названием «тупик». «Если ты хочешь зани маться у меня в студии и иг рать в спектакле, ты будешь говорить правильно. Понят но?» Даше понятно. Ее уже раз выгоняли со спектакля. Ей очень хочется опять сказать: «Как хочу, так и буду гово рить», но она, презрительно сморщившись, произносит: «Ну ладно». «Так что можно сделать: покласть или положить?» «Положить» «А как правильно сказать: «класть» или «дожить»? «Ложи ть» . Ой, нет, «класть»!» «Запомнишь?» «Запомню». И поскорее убегает подаль ше от меня с моими дурацки ми приставаниями, унося с собой гирлянду — в пылу фи лологической дискуссии забы ла о ней. А через пять минут я слы шу за дверью грозный педаго гический окрик: «Я же сказала покласть в студии!» Дверь открывается, входит Даша. В руках у нее гирлян да: «Ирина Викторовна, мож но я покладу?» Душа болит... Даша три раза выходила сегодня на сцену. Но у нее все равно ничего не получается. Вряд ли и получится. На сце не Даша ничего не делает, только кривляется. Не стоит даже вызывать ее больше. Но я все равно вызываю. Даша не хочет выходить: «Опять идти, у меня уже ноги болят». Я вздыхаю. Нет у меня сил на Дашу. Но репетировать-то надо. «А у меня душа болит смотреть на тебя», — говорю. В лице у Даши что-то ме няется. Словно выключатель повернули: «А как это у вас душа бо лит?» «А вот так и болит. Вот как палец порежешь, так и душа болит». «Да, как палец. Так же бо лит и ноет. А теперь иди на сцену». ... Когда я вечером собра лась домой, у входной двери меня караулила Даша: «Ирина Викторовна, а рас скажите еще раз, как у вас из- за меня болит душа». Катька и щенята Катька — крупная, призе мистая, мясистая. Сильная очень. Один раз (а была она тогда как бы не в четвертом классе всего) в порыве чувств обхватила меня и приподня ла. Сантиметров на десять, не меньше. Поесть очень любит, но и общаться — тоже. С ужина в студию первая прибегает. Ма ленькая была, по карманам почти весь ужин распихивала: котлеты, блины, оладьи, чуть ли не кашу. Все едят в груп пах за столом, а Катька в сту дии на полу сидит и котлеты из карманов ест. Спрашиваю я однажды Катьку: что интересного она видела летом в лагере? Боль ше всего Катьке запомнились крошечные, еще слепые щеня та. Они родились у тамошней собаки Найды. «И как ты к ним отнес лась?» — спрашиваю я. Но так спрашивать нельзя, если хочешь услышать что-то вра зумительное. На такие вопро сы наши дети отвечают исклю чительно при помощи двоич ного кода: «да» или «нет», «хочу» или «не хочу», «чер ное» или «белое». В данном случае ответ был: «Хорошо от неслась» . Хорошо-то оно хорошо, но мне-то желательно узнать по больше. Неплохо бы еще об ратить ее внимание на то, что спектр наших чувств не огра ничивается крайними «хоро шо» и «плохо». «Что ты к ним почувство вала?» На широком Катькином «Душа, как палец, болит?» п ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. лице рождается улыбка, плу товатая и немного застенчи вая. В смущении она начина ет шевелить пальцами на но гах. Один палец вылезает на свет Божий из порванного нос ка и начинает ковырять пол: Катькин палец похож на всю Катьку. Такой же хитрый и застенчивый одновременно. Катька на распутье — сто ит ли говорить? Может, сочи нить что? Сочинять-то она го разда. « Я к ним почувствовала нежность», — все-таки гово рит она. Дух противоречия Удивительно, как много может небольшая девочка. Одной Даши достаточно, что бы сорвать неограниченное количество репетиций и дове сти меня до последнего граду са отчаяния. Она всегда норовит все де лать наоборот и назло. Если ее просят посидеть, она пры гает. Если просят помолчать — она поет или кричит. «Дарья», — говорю я ей однажды. Называю ее полным именем, чтобы она почувство вала себя взрослой, вылезла из-под стула и хоть что-то сде лала на сцене. Цель достигнута наполови ну. Даша вылезает из-под сту ла, но только для того, чтобы возмущенно воскликнуть: «Я не Дарья!» «Ну Даша». «Я не Даша!» А вот это уже что-то но вое. Даша не хочет быть Да шей. «Ну Дашенька». «Я не Дашенька!» «Ну тогда радость моя». «Я не ваша радость!!» «Ну тогда горе мое» «Я не ваше горе!!!» «Ну ладно, сдаюсь. Кто же ты?» Сверкавшие яростным си ним льдом Дашины глаза сно ва становятся бесцветными и прозрачными, как вода. Она ищет ответа и не находит: «Я не знаю». После репетиции я Дашу оставила. «Послушай, Даша. В тебе сидит дух противоречия», — сказала я ей. Даша молча долбила ногой пол и глядела мимо. Но слу шала. Ей было интересно про духа. «Ты, пожалуйста, больше не приводи его с собой на за нятия. Он нам здесь не ну жен». «Он уже давно со мной. Он привык», — возразила Даша. «Так пусть отвыкнет», — предложила я. Даша подумала и сказала: «Нет. Он не хочет отвы кать». И не согласилась прогнать духа. Он и теперь с ней. Кого бы ещё довести... Сегодня я страшно устала. Путаю имена, называю Ма ринку Алинкой, а Дашу — Машей. Не могу найти в тек сте нужное место. «Вот видите, вы уже дове ли меня до маразма», — пы таюсь пошутить. Дети оживляются: «А это такое — довели до маразма? » «Ну вот видите, — улыба юсь, — я уже ничего не по мню, все путаю». «Здорово!», — звучит в от вет. «Надо еще Татьяну Ива новну довести». Наташа уехала... З а Н аташ кой при ехал отец. Наташка так давно не видела его, что совершенно не помнит. У него давно уже но вая семья, жена и несколько детей, где-то на Украине. Но он приехал за Наташкой и сидит теперь в группе на ди ване. Телевизор смотрит. На ташка сидит рядом. Она по хожа на юную невесту, кото рой позволили познакомить ся с женихом за пару часов до свадьбы. Наташкины вещи собра ны. Такси заказано на шесть часов. Наташка уезжает. Свет ка остается. Наташкин отец звал с собой и Светку, но она отказалась. Во-первых, это же не ее отец, а Наташкин (а ма тери их уже давно нет в жи вых). Во-вторых, у Светки здесь квартира. Эта квартира ее отца, которого тоже давно на свете нет. Сейчас там жи вут квартиранты, но Светка там прописана. Нельзя бросать квартиру. Светка не едет на Украину. Все последние дни она по стоянно отпрашивается из сво ей группы в наташкину — по быть с сестрой. Не просто в другую группу и не «к Коро виной», как сказала бы рань ше (у нас принято это, сестры зовут друг друга по фамилии, даже если она у них одна и та же). Теперь Светка говорит только так: побыть с сестрой. Ее беспрепятственно отпус кают «побыть с сестрой», не смотря даже на тихий час. Но вот Наташка уезжает. Уже такси у ворот. И бывшая наташкина группа смотрит те левизор уже без нее. Светка не смотрит телеви зор. Весь вечер она в расстрой стве, всю ночь и все утро. На ташка уехала. Далеко, на Ук раину. Получается, что за гра ницу. Если они и встретятся теперь, то не скоро. Может быть, никогда. «Мы ведь так долго были вместе с ней, — говорит Свет ка. — И в приюте, и до при юта. Мы ведь все время с ней вместе были. Мне еще целых четыре года в школе, потом еще училище. Тогда я смогу к ней поехать?» Похоже, она уже жалеет, что не уехала с сестрой. Она сомневается в своем выборе. Но как может двенадцатилет ний ребенок самостоятельно решать такие вещи? Что мо жет знать такая девчонка о жизни и судьбе? Конечно, она советовалась со взрослыми, то есть с нами. Но и мы знаем не больше нее. Все наши советы вилами на воде писаны. Наташка уехала. Светка осталась. Сочинительница Была весна, и пахло сире нью. По вечерам солнце было густое и сладкое. Майскими этими вечерами мы с Катькой сочиняли сказ ки. Катька приходила, сади лась на пол, и мы начинали. Замечательно было сочи нять. Глаза у Катьки горели, соломенные волосы торчали во все стороны. Сказки выходи ли добрые и красивые. Замечательно было идти потом домой в вечерней про хладе. От молодой листвы воз дух казался зеленым и звон ким. Высоко в деревьях шу мели птицы. Потом весна прошла, на стала осень. Как-то дождли вым днем Катька обиделась за что-то на меня и сочинила та кую сказку: «Жила-была на свете жен щина. Ее звали Ирина Викто ровна. Ей очень нравилось за ниматься с детьми театром, но это у нее не получалось, пото му что дети ее не слушались и не любили. Однажды она по шла в лес. Она шла долго-дол го и пришла к избушке. В из бушке никого не было, толь ко на печке стояла кастрюля с борщом. Ирина Викторовна поела борща, легла на кровать и умерла». Ирина ТАНУНИНА. г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz