Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ^А г р о п р о м : резервы отрасли Свинины Майе т Ви$$1а хватит на всех В этом уверены в Ольховце, рассчитывая на поддерж ку отрасли Курьезный случай произошел много лет назад в совхозе «Куйманский» с моими коллегами- журналистами. Пришли они как-то по газетным делам на свиноферму и, едва открыв ворота, услышали душераздирающий визг животных. А шагнув за порог, остолбенели: на них неслось стадо щетинистых, с втянутыми боками, похожих на собак, свиней. Несколько дней не кормленные свиньи, едва учуяв человечий дух, бросились навстречу работникам пера, сломав тонкую загородку загона. Можно было подумать, что животные решили воспользоваться случаем встречи с прессой, чтобы обратить внимание людей на свое бедственное положение. Больше всех не повезло одной внештатной корреспондентке: хрюшки сбили женщину с ног и прошлись по ней всем скопом. Бедняжка чудом осталась жива... Того свинарника в «Куйман- ском» давно уж нет, как, впро чем, нет и самого горемычного хозяйства. Подобная участь мог ла постичь и совхоз «Звезда», а ныне — отделение «Ольховец» ОАО «Русская АПК», что в Лебе дянском районе. Но, к счастью, судьба к нему была милостива. Свиноводческий комплекс в Ольховском строили, как это не редко бывало в доперестроеч ную пору, всем миром. Да и об оснащении позаботились. Тог да понимали, что без современ ных технологий хороших резуль татов не достичь, и внедряли в отрасль последние достижения науки. Животных кормили во всех смыслах на убой. Был даже свой витаминный цех. Но и в те годы отрасль по разным причинам лихорадило. Относительно благополучными были 80-е годы прошлого сто летия. В 1989-м, к примеру, в хозяйстве насчитывалось 16200 свиней, за год тогда продавали свинины под тысячу тонн. И не удивительно: при закупочной двухрублевой цене за килограмм существовала такая же (100-про центная) государственная дота ция. Да и в целом стадо свиней тогда достигало в области бо лее 680 тысяч голов. К сожалению, полтора десят ка лет назад вольготным време нам наступил печальный конец. Свалившись в рынок, каждый выживал как мог. Ольховцы вна чале в поисках спасения разде лились на два хозяйства: в од ном оставили крупный рогатый скот, в другом — свиней. Безре зультатно. Нулевым оказался эффект и в результате созда ния государственного унитарно го предприятия, которое объе диняло несколько хозяйств, спе циализирующихся на выращива нии свинины. Корма-то остава лись дорогими. И даже когда от продажи зерна стали получать хорошие деньги, мясо продол жало дешеветь. В самый отчаянный момент в «Звезде» оставалось всего 1,5 тысячи свиней. «Быть или не быть?» — вопрос о полном унич тожении стада не раз стоял пе ред руководством хозяйства. Так что же удерживало от того, что бы на мытарствах своих поста вить точку? Почему, в отличие от других спецхозов, здесь, себе в убыток, все-таки занимались свиноводством? Да потому, в первую очередь, что директор Владимир Межевов думал о людях. Чем их занять? Какую другую работу можно най ти на селе отставным свиново дам и скотникам? Ведь в то вре мя в хозяйстве было занято бо лее 300 человек. Да и основные фонды оценивались более чем в 70 миллионов рублей. Перс пективы были удручающие, но в 2001 году сюда пришел инвес тор в лице московского ЗАО «Коксохиммотаж». ^москвичей были свои пла ны и виды, но и наши оказались не лыком шиты: директор хозяй ства и руководство района по ставили перед новыми хозяева ми условие — не только сохра нить отрасль свиноводческую, но и вложить средства в реконст рукцию комплекса. В результа те был возведен новый кормо цех, построена зерносушилка мощностью 35 тонн в час, вне дрено автоматическое кормле ние животных. Сегодня заверша ется монтаж автоматизирован ной подачи комбикормов по кор пусам. И впереди еще немало дел — в нынешнем году продол жатся работы по реконструкции комплекса. На это предполага ется потратить 60 миллионов рублей... Поголовье в «Ольховце» се годня превышает 14 тысяч сви ней, и это еще не предел в да леко идущих планах руководства хозяйства. Несмотря на то, что к идеальным показателям они только приближаются (среднесу точные привесы составляют 415 граммов при расходе кормов 4,6 кормовой единицы), за прошлый год, учитывая областную дота цию, получили 25-миллионную прибыль. Весь «лишок» вклады вается в развитие производства, а также расходуется на матери альное стимулирование работ ников. Средняя зарплата в хозяй стве уже сейчас превышает шесть тысяч рублей. В отличие от сравнительно недавнего про шлого, руководство спецхоза теперь практически не заботят вопросы реализации. Инвесторы приобрели известный мясоком бинат «Карамышево», установи ли там современное оборудова ние, и хозяйство теперь ежеме сячно поставляет туда 150 тонн мяса. Впрочем, при этом не ста ли рвать и давние связи с Моск вой, Воронежем, Рязанью. Разумеется, не все решают деньги. Накопленный годами опыт тоже дорогого стоит. Все это вкупе и позволило поднять производство свинины на каче ственно новый уровень. Основ ная составляющая в животновод ческом техпроцессе — сбалан сированное кормление. В «Оль ховце» оно рассчитано очень точ но. Сердце кормоцеха — компь ютерная система, куда вносятся данные о весовых пропорция* компонентов. Непременной со ставляющей рационов являют ся белково-витаминные добавки, премиксы. Это единственное, что приходится покупать. Да и сама технология кормления принципиально отличается от прежней. Если раньше комби корма традиционно запаривали и даже варили, то теперь при меняют только сухое кормление. Важно и то, что животные едят вволю — их «паек» не нормиро ван и поступает по мере потреб ности. Это и считается интенсив ным корм лением . Вкусный «обед» хрюшка запивает водой, самостоятельно нажав носом-пя тачком на кран водопровода, который находится у нее в бок се. На десерт местные свинки лакомятся кукурузными палочка ми, которые тоже изготавлива ют здесь с незапамятных вре мен... Производство автономное — все необходимые корма выра щивают в хозяйстве. Это и го рох, и ячмень, и рапс... Только кукурузы в прошлом сезоне по лучили 1300 тонн. Учитывая про шлогодний опыт, в нынешнем сезоне намереваются собрать не менее четырех тысяч тонн. Не смотря на то, что растениевод ство неспецифично для хозяй ства, и к этой отрасли подход самый современный — зерновые выращивают исключительно по интенсивной технологии. В хо зяйстве стараются учесть все до единого потенциального ресур са, работающего на выгоду. Один из таких ресурсов — улучшение породистости живот ных. Традиционная «русская бе лая» за много лет стихийного су ществования практически изжи ла себя. Тем более что когда было «не до жиру...», селекцион ную работу практически заброси ли, что, в свою очередь, тоже играло на снижение привесов. Поросята не наращивали скелет и мышечную массу, а, равномер но обрастая жиром, превраща лись в эдакие шарики, напоми нающие кубышки-копилки. Поэтому, как только появи лись средства, сразу же по-на стоящему занялись племенной работой. Закуплены уже хряки мясной породы лантрас, скоро привезут свинок из Тверской области. Хотя обновление крови — занятие не из дешевых (60- килограммовая свинка стоит 12 тысяч рублей), но себя такой подход оправдывает. Благо, что и область субсидирует. Людей на комплексе вполне хватает, и они вполне надежные. Заработки высокие. Свинарка Вера Трунова уже три года тру дится «за себя и за того парня». На ее попечении 74 свиноматки с 680-ю малышами. Смена — с 8 до 17 часов с 2,5-часовым обе денным перерывом. Зарплатой в 10-12 тысяч она вполне доволь на. Потому и старается. Прино сит, к примеру, из дома коровье молоко и прикармливает им са мых слабеньких малышей. Растет в хозяйстве и смена специалистов. За получением дополнительныЯ’Знаний местные спецы направляются за границу, да и к себе иностранцев при глашают — не раз уж бывали в «Ольховце» голландцы, финны, немцы, австрийцы. Недавно два ветврача с ответным визитом побывали на 10-дневных курсах в Польше. Вот только директору Межевову, в отличие от других начальников, за границу съез дить некогда. Он даже на время не позволяет себе оставить хо зяйство, село. Ведь он не толь ко руководитель, каких поискать, но Человек. Уважаемый, с непре рекаемым авторитетом. В «Оль ховце», где он начинал главным инженером, его знают давно. Даже в директорской должнос ти он не считал зазорным лично отладить любой механизм или сесть за штурвал комбайна. Мно гие годы прожил в простенькой квартирке. Но главное, за что его уважают и ценят, так это за то, что сумел сохранить хозяй ство, а значит, и обеспечить бо лее-менее стабильную жизнь на селе. К 2007 году ольховцы поста вили задачу увеличить поголовье свиней до 25 тысяч. Таковы пла ны. А сегодня на долю «Ольхов- ца» приходится треть всей сви нины, производимой в области. Межевов считает, что и в облас ти, и в России есть все необхо димое для того, чтобы обеспе чить страну свежим, таб е т Пизз1а, мясом. В этом нам по мощь заграницы не нужна. Нуж на лишь поддержка отрасли. Марина ПЕРЕВЕРЗЕВА, соб .корр . «Липецкой газеты». Лебедянский район. ^ З л о б а ДНЯ Законодательство по-российски: время авралов прошло В этом уверен председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов В Совете Федерации подготовлен и представлен доклад «Осостоянии законодательства в Российской Федерации». Впервые проведен комплексный анализ законодательства нашей страны как единой системы —насколько оно соответствует положениям Конституции и тем конкретным задачам, которые ставятся Президентом Российской Федерации вего ежегодных посланиях Федеральному Собранию. В докладе выявлены основ ные тенденции российского за конодательства, приведены ре комендации по его развитию и устранению недостатков. Ведь неточность в законе или ошибки при его реализации могут нега тивно повлиять на жизнь милли онов людей, а стране обойтись в миллиарды рублей. В январе тысячи граждан приняли участие в акциях протеста против моне тизации льгот. Это пример того, как неудачная, непродуманная реализация закона может пре вратить хорошую и нужную идею в ее противоположность. При всей важности задач, решаемых исполнительной вла стью, многие из них носят крат косрочный, сиюминутный харак тер. Это неизбежно накладыва ет свой отпечаток на вносимые правительством законопроекты. Вот, например, Налоговый ко декс, который был принят имен но для того, чтобы обеспечить стабильность налоговой систе мы. За шесть лет благодаря вно симым поправкам он сменил 82 разные редакции. То есть в сред нем новая редакция Налогового кодекса появлялась чаще, чем раз в месяц. При этом 34 редак ции не действовали ни одного дня — новые поправки вносились раньше, чем вступали в действие предыдущие. Возьмем другой кодекс — Бюджетный. Он тоже рассматри вается как залог стабильности законодательства. Но практичес ки не было такого года, когда ради очередного проекта бюд жета в Кодекс не вносились бы поправки, не приостанавлива лось бы действие каких-то его статей. Когда правительство внесло проект бюджета на 2005 год, Счетная палата в своем за ключении отметила, что из 117 статей законопроекта 30 не со ответствовали Бюджетному ко дексу. И что же, может быть, бюджет вернули на доработку? Ничего подобного, опять изме нили Кодекс. Примеры можно множить, но суть от этого не меняется. То, что органы исполнительной вла сти играют ключевую роль в за конодательном процессе, ведет к нестабильности законодатель ства, к его подчинению сиюми нутным нуждам, интересам и даже просто удобствам ве домств. Это совершенно ненор мальное положение дел. Слож но говорить о верховенстве за кона, если на деле он меняется (или отменяется) всякий раз, когда в чем-нибудь мешает пра вительству. Почему такое происходит в демократическом государстве, где Конституцией установлен совершенно четкий порядок раз деления полномочий властей и порядок их взаимодействия? Это, безусловно, наследие кри зиса девяностых годов, это сле дование логике кризиса, жизнь по его законам. Но кризис дав но закончился, а привычки оста лись. Ненормально, когда Государ ственная Дума, как это бывает сейчас, принимает законопроект сразу в трех чтениях. Мало того что это снижает его качество, так еще и лишает другие субъекты законодательной инициативы, в том числе Совет Федерации, законодательные органы субъек тов Федерации возможности внести свои поправки и предло жения ко второму чтению. Нако нец, жизненно необходима обя зательная криминологическая и антикоррупционная экспертиза законопроектов. Правительство — не в конк ретном персональном составе, а как институт государственной власти — в годы кризиса сыгра ло очень важную роль в органи зации законодательного.процес са. Но сегодня на первый план должны выйти другие механиз мы управления законодательным процессом, рассчитанные на перспективу, на обеспечение устойчивого развития. Во-первых, есть Конститу ция, которая устанавливает «си стему координат» — базовые ценности в сфере прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, Президент Рос сийской Федерации в соответ ствии с Конституцией определя ет основные направления внут ренней и внешней политики го сударства. Анализ ежегодных по сланий президента показывает, что в них комплексно ставятся задачи по развитию законода тельства, рассчитанные на сред несрочную перспективу. Не слу чайно эти послания обращены именно к Федеральному Собра нию, к законодательному орга ну. В -третьих , двухпалатный парламент обязан и способен самостоятельно, профессио нально, не передоверяя это дело исполнительной власти, вести разработку законов в соответ ствии с положениями Конститу ции и задачами, поставленными президентом. Нужно дать ему возможность заниматься этим без помех, избавив правитель ство от несвойственной ему функции массового производ ства законопроектов. Кроме того, в регионах так же сформировался высокопро фессиональный корпус законо дателей. Этот потенциал также необходимо использовать в за конодательном процессе на фе деральном уровне через актив но работающий Совет законода телей . Предложения д ру гих субъектов законодательной ини циативы, в том числе правитель ства, надо рассматривать, учи тывать, но только в контексте общей стратегии развития зако нодательства. Осуществляя ис полнительную власть, правитель ство, по сути, находится в режи ме постоянного реагирования на изменения текущей ситуации. Было бы глупо призывать не учи тывать эту реальность в законо дательной работе. Тем более что ряд нормотворческих функций, например по разработке феде рального бюджета, закреплен законодательством именно за правительством. Но подчинять развитие правовой системы в целом, стратегию государствен ной политики требованиям по стоянно меняющейся обстанов ки — значит пассивно следовать за событиями. Подобная логика поведения оправданна лишь в кризисной ситуации. Так можно выживать. Но все время жить по законам кризиса нельзя. ------------ Подготовил Виктор СМИРНОВ. "р (При содействии пресс-службы Совета Федерации РФ). ^ О ф и ц и а л ь н о Стратегический ресурс развития территории Резолюция областной конференции «Малый бизнес-2005» Участники областной конференции «Малый бизнес-2005», заслушав и обсудив доклад, выступления и материалы, представленные на конференции, считают: Сегодня малое предпринимательство обеспечивает решение как экономических, так и социальных задач, на сыщает рынок товарами и услугами, создает новые рабочие места. При этом малый бизнес имеет ярко выраженный ре гиональный аспект, являясь стратегическим ресурсом раз вития территории. В настоящее время в результате реали зации политики федерального центра, направленной на оп тимизацию условий развития малого предпринимательства, разрешен ряд актуальных для малого бизнеса проблем. Так, введение на федеральном уровне специальных нало говых режимов для малого предпринимательства и приня тие соответствующих законов субъектов федерации позволи ло значительно снизить налоговое бремя на малый бизнес. ^Реализуется принцип «одного окна» при государствен ной регистрации юридических лиц и индивидуальных пред принимателей, упорядочен процесс лицензирования отдель ных видов деятельности, реализуются нормы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного кон троля (надзора), внесены изменения в Федеральный закон «О милиции», конкретизирующие порядок проведения про верок субъектов предпринимательской деятельности сотруд никами органов внутренних дел. В Липецкой области комплекс мер по поддержке и разви тию малого предпринимательства, реализованный в соответ ствии с мероприятиями Программы поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2001—2004 годы, также способствовал формированию благоприятной среды для дальнейшего развития малого предпринимательства. Основные мероприятия Программы, выполнены. Также в основном исполненными можно считать поручения, закреп ленные в резолюции, принятой на конференции «Малый бизнес-2004». В настоящее время администрация области приступила к реализации новой Программы поддерж ки малого предпринимательства в Липецкой области, рас считанной до 2008 года (далее — Программа). Вместе с тем, несмотря на благоприятные условия, со зданные для развития малого предпринимательства на феде ральном и региональном уровнях, этот сектор экономики не получает достаточной поддержки на муниципальном уров не. Недостаточными темпами увеличивается число занятых в сфере малого предпринимательства. Кроме того, в ходе своей деятельности малый бизнес продолжает сталкиваться со сле дующими проблемами: • избыточные административные барьеры; • затрудненный доступ к финансово-кредитным ресур сам, особенно для начинающих предпринимателей; • недобросовестная конкуренция; • отсутствие системной поддержки малого предпри нимательства на муниципальном уровне; • неразвитость системы информационной поддержки ма лых предприятий; • отсутствие квалифицированных кадров; • недостаточное самосознание субъектов малого бизнеса в части социального обеспечения наемных работников; • отсутствие доступа к неиспользуемым и неэффективно используемым помещениям, оборудованию, находящимся как в муниципальной, так и в частной собственности. В целях решения существующих проблем в деятельнос ти малого предпринимательства, создания оптимальных ус ловий для его развития и увеличения числа занятых в ма лом предпринимательстве участники областной конферен ции «Малый бизнес-2005» предлагают: Администрации области: — максимально содействовать активизации и координа ции деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для разви тия цивилизованного предпринимательства; — взаимодействовать с объединениями предпринимате лей, действующей инфраструктурой поддержки малого биз неса; — обеспечивать соблюдение равных условий по осуществлению предпринимательской деятельности для всех субъектов малого бизнеса. Не допускать действий органов власти и органов местного самоуправления, нарушающих конкуренцию; — в кратчайшие сроки разработать и внести на рассмот рение сессии областного Совета депутатов изменения в Про грамму поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2005 — 2008 гг.; — обеспечивать исполнение мероприятий Программы, пре дусмотренных на 2005 год; — продолжать проведение практики общественной экс пертизы нормативных правовых актов области, регламенти рующих сферу малого предпринимательства; — обеспечивать эффективную работу межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров; — продолжать проведение правовой экспертизы муници пальных нормативных правовых актов, регулирующих сфе ру предпринимательской деятельности; — продолжать практику проведения выездных зональ ных совещаний по проблемам малого предпринимательства; — способствовать реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие кредитной потребительской коо перации граждан; _— обеспечивать содействие в развитии новых направле ний малого предпринимательства: инновационной сфере, межотраслевой кооперации, сфере жилищно-коммунально го хозяйства, природоохранной деятельности и т.д.; — способствовать развитию малого бизнеса в сельской местности ; — обеспечивать соблюдение норм Трудового кодекса РФ в части социальной защиты работников малого бизнеса; — обеспечивать размещение областного заказа в объеме не менее 15 % от общего объема поставок продукции и ус луг, отнесенных к приоритетным видам, на конкурсной ос нове среди субъектов малого предпринимательства; — обеспечивать проведение конкурсного отбора по предо ставлению субвенций из областного бюджета органам мест ного самоуправления для реализации мероприятий по раз витию малого бизнеса: на подведомственной территории; — продолжать оказание государственной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по банковским кре дитам, выданным субъектам малого бизнеса на реализацию инвестиционных проектов; — на основании заказа от малого бизнеса на подготовку кадров сформировать областной заказ для учреждений на чального профессионального образования; — продолжать работу по организации подготовки кадров для малого бизнеса; — провести конференцию «Малый бизнес-2006» в февра ле 2006 года. Областному Совету депутатов: — продолжать в пределах своей компетенции формиро вание нормативной правовой базы области, регламентирую щей сферу малого предпринимательства; — использовать право выхода с законодательной ини циативой в Государственную Думу РФ по внесению измене ний в действующее федеральное законодательство с целью оптимизации условий развития малого предпринима тельства; — ежегодно предусматривать при утверждении областно го бюджета средства на поддержку малого предприниматель ства. Главам администраций городов и районов: — обеспечивать повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого пред принимательства; — разработать целевую муниципальную программу или комплекс мероприятий по поддержке малого бизнеса; — принимать участие в конкурсных отборах, проводи мых администрацией области, на предмет предоставления субвенций для развития малого бизнеса на подведомствен ных территориях; — провести анализ действующей на муниципальном уров не нормативной ^правовой базы, регулирующей сферу пред принимательской деятельности, и привести ее в соответствие с действующим федеральным и областным законодательством; — разработать памятку предпринимателя, включающую информацию об объектах инфраструктуры, контролирующих органах на подведомственной территории; — способствовать созданию и активизации деятельности координационных Советов по малому бизнесу и обществен ных объединений предпринимателей; — активнее привлекать субъекты малого предприни мательства для обслуживания сельского населения в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания; — создавать организационно-правовые условия для при влечения субъектов малого предпринимательства к постав кам продукции (работ, услуг) для муниципальных нужд и обеспечения прозрачности и гласности процедур закупок; — проводить учебу с руководителями предприятий и ин дивидуальными предпринимателями по различным направ лениям деятельности с привлечением специалистов соответ ствующих служб; — завершить работу по инвентаризации муниципального имущества с целью создания фондов нежилых помещений, неиспользуемых производственных площадей и технологи ческого оборудования на предмет сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства; — создавать организационно-правовые условия для раз вития малого бизнеса на селе и в приоритетных отраслях, определенных Программой; — разработать предложения о возможности создания биз нес-инкубаторов на неиспользуемых или неэффективно ис пользуемых площадях; — активизировать работу по привлечению субъектов малого предпринимательства к участию в конкурсах, прово димых администрацией области в рамках Программы под держки малого предпринимательства в Липецкой области на 2005 — 2008 гг., Программы государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой об ласти на 2004-2005 гг., а также конкурсных отборах по пре доставлению гарантий Липецкой области; — активнее привлекать субъекты малого бизнеса к учас тию в областных конкурсах «За качество деятельности», «Инженер года», «Директор года». Общественным объединениям предпринимателей, организациям инфраструктуры поддержки малого бизнеса: — принимать активное участие в деятельности коорди национных Советов всех уровней; — принимать активное участие в деятельности межве домственной комиссии по преодолению административных барьеров; — продолжать работу по проведению общественной экс пертизы нормативных правовых актов области, регламен тирующих сферу малого предпринимательства; — провести работу по созданию филиальной сети во всех городах и районах области; ц— активизировать деятельность по консолидации уси лий и защите интересов предпринимателей через созда ние профессиональных объединений предпринимателей; — провести работу по формированию заказа Департа менту образования администрации области от малого биз неса на подготовку квалифицированных кадров; — максимально содействовать внедрению инноваци онных методов руководства предприятиями, в том числе на основе требования международных стандартов; — оказывать содействие в организации выставочно-яр марочной деятельности, привлекать субъекты малого биз неса к участию в выставках и ярмарках. Органам, уполномоченным на осуществление государственного контроля: — при осуществлении проверок деятельности субъек тов малого предпринимательства строго руководствовать ся положениями Федерального закона от 08.08.01 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуаль ных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)»; _— принимать активное участие в работе межведомствен ной комиссии по преодолению административных барьеров; — в целях оперативного решения наиболее проблемных вопросов продолжать практику проведения «круглых сто лов» для субъектов малого бизнеса; — в пределах своей компетенции рассмотреть вопрос о сокращении сроков и упрощении выдачи разрешитель ных документов для осуществления предприниматель ской деятельности. Финансово-кредитным учреждениям: — активизировать реализацию программ кредитования предприятий малого бизнеса, в том числе на долгосрочной основе; — расширять такую форму кредитований, как лизинг. Высшим и средним специальным учебным заведениям, учреждениям начального профессионального образования: — с учетом предложений от малого бизнеса, при разра ботке учебных программ предусматривать вопросы подго товки и обучения специалистов, способных в дальнейшем работать на малых предприятиях и более быстро адаптиро ваться к рыночным условиям. 25 ф евраля 2005 года. г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz