Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

^Воспитание души Посылканафронт: изнастоящеговбудущее Расчет оказался верным. Причем наверняка это была идея Раисы Злобиной, возглавляющей отдел по делам пожилых людей управления социальной защиты населения администрации Липецкой области: чествовать ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла не в особых залах с приглашенной именно для этого случая публикой, а непосредственно перед сеансом кинофильма в отреставрированном, обновленном “Октябре”. Здесь народ подбирается восновном молодой и, увы, ^ н е отягощенный знаниями о значимости и цене ^Победы над фашистами, о патриотизме и ^жертвенности старшего поколения. Молодежь нынче не больно-то разборчива в своем стремле­ нии потреблять абы что, лишь бы “зажигало”. Однако не мы ли, старшие, в этом виноваты? Чем кормим, то и едят... И вдруг в располагающем к отдыху зале перед пришедши­ ми в “киношку” ничего не подозревающими юнцами лет эдак осьмнадцати появляются солидные ветераны с внушительны­ ми наградами... Скептики могут прикусить языки: внимание молодых было поглощено происходящим более, чем если бы на сцене развора­ чивались уже ставшие для них привычными шоу. Они всмат­ ривались в реальных людей, переживших войну, испытавших все тяготы на свете и не павших духом, не сломившихся, не сдавшихся. И проникались чувством понимания того, что яв­ ляет из себя эта церемония награждения. Надежде Пушкарской в 1942 году, когда она добровольно ушла на фронт, было всего 15 лет. Окончив курсы радистов при Елецком разведывательном центре, она служила радистом на поезде связи. А Зоя Фролова начала свою армейскую служ­ бу в военном госпитале шестнадцатилетней девчонкой, дошла дорогами войны до Польши, где и встретила Победу. Николай Савельев был призван на фронт в декабре 1943-го, охранял особо важные предприятия. А Валентина Федотова и Анна Болдырева трудились в тылу. Валентина Ефремова — на тяжелейших оборонительных работах под Москвой в 1941- 42-ом, Анна Сергеева, проводив мужа на фронт, — на Уральс­ ком танкостроительном заводе, где выпускали легендарные Т- 34. Все они — подопечные Левобережного комплексного цент­ ра социального обслуживания населения города Липецка, орга­ низовавшего встречу в рамках совместной — управления соци­ альной защиты населения и комитета по поддержке и разви­ тия малого бизнеса администрации области — акции. Цель — воздать должное участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. Участники войны и труженики тыла в киноконцертном зале “Октябрь полнили не только подарки, но и посмотрели фильм. Инициатива эта родилась в среде предпринимателей и осу­ ществляется за их счет, что является, по словам председателя уже упомянутого комитета Татьяны Григоркиной, отрадным свидетельством социальной направленности нашего малого биз­ неса, участвующего во многих благотворительных программах и акциях. От самих предпринимателей были продукты. А упаковка — в виде солдатского вещмешка с “посылкой на фронт”: кисе­ том, синеньким скромным платочком, шерстяными носками ручной вязки, котелком, фляжкой и так далее — подбиралась соцработниками, школьниками, студентами, коллективами предприятий и воинских частей... В общей сложности на один такой рюкзак работают около 40 человек. Средства на подобные благотворительные меро­ приятия выделяют и всячески способствуют их проведению де­ сятки предпринимателей: директор ООО “Ресурс-СП” Иван Са- неральный директор ЗАО “Завод минеральных вод” Евдокия Бычкова, руководители КФХ “Бригантина”, ООО “Сталевар”, “Липецк-УАЗа”, ООО “Янтарь”, ООО “Дентостар”, частные пред­ приниматели Игорь Морозов, Борис Патока... А праздник в «Октябре» организовали Любовь Воронина и Марина Батищева, руководители липецкого кафе “Лимпопо”. — К сожалению, не каждому ветерану достанется такой вещмешок, хотя акция проходит по всей области. Но проявить внимание к каждому участнику войны, а их в Липецке, к при­ меру, осталось всего 4200 человек, оказать им помощь и под­ держку — наша первейшая и важнейшая задача, — сказал председатель департамента социальной защиты населения го­ рода Алексей Перов. Не менее важно и пробудить молодые сердца к сочувствию, к осознанию значимости когда-то совершенных во имя нынеш­ него дня подвигов военного поколения. Эмма МЕНЬШИКОВА. 60 , Повесть о Великой Отечественной Глава сорок пятая «Знакомый леромнтовсткоимийк всыройземлянкенавойне..». КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Кажется, по всей России не найти другого такого памятного места, где война так безжалостно, до конца уничтожила все следы, свидетельствовавшие о судьбе человека, с которым оно связано. Оккупанты действовали, как вандалы, везде. Что они натворили втолстовской Ясной Поляне —описано многократно и подробно. А здесь, в Кропотово, эти «арийские цивилизаторы» просто сожгли лермонтовскую усадьбу. Как она выглядела, мы сегодня можем узнать только по фотографии 1927 года, на которой запечатлен дом отца поэта, да по записям со слов старожилов. На фасаде дома было девять окон. «Крайнее правое окно —по преданию —комната Михаила Юрьевича, рядом два окна —спальня Юрия Петровича (отца поэта —В.Ш.), комната с балконом —гостиная, три окна с левой стороны—зал. Вдругой стороне дома через коридор —столовая идве комнаты сестер Юрия Петровича». Двор окружали постройки: погреб и ледник, чуть подальше —людская кухня, ткацкая, конюшня, каретный сарай, амбар, людская изба, скотный двор... В автобиографических за­ писках поэта «Мое завеща­ ние» есть сокровенные строки: «Схороните меня под этим сухим деревом, чтобы два об­ раза смерти предстали глазам вашим, я любил под ним и слыш ал волшебное слово «люблю»... Похороните мои кости под этой сухой яблоней, положите камень ...» . Речь идет, наверное, о старом отцов­ ском саде. Кстати, те же ста­ рожилы вспоминали, что до 1939 года здесь еще был жив, устремляясь к небу, серебрис­ тый тополь с вырезанным ру­ кою Михаила Лермонтова вен­ зелем: «М.Ю.Л.» Не будем гадать, сознатель­ но или по невежеству, из-за тупого презрения ко всему «неарийскому», славянскому, русскому гитлеровцы надруга­ лись над нашими святынями или вообще их уничтожили. Во всяком случае, они безоши­ бочно находили то, что нам особенно дорого, каким-то зве­ риным хищным нюхом чуяли, чьи имена, чье наследие для них более всего опасно и не­ навистно. Фронтовики ведь не однажды называли именно «Войну и мир» и лермонтовс­ кое «Бородино» среди сочине­ ний, которые тогда жадно чи­ тались и перечитывались, да­ вали им силу и надежду выс­ тоять в борьбе с врагом, ук­ репляли веру в Победу. Вот, к примеру, строчки поэта Лео­ нида Хаустова, прошедшего дорогами войны: Знакомый лермонтовский томик В сырой земляке на войне... Сейчас, наверно, и не вспомнить, Кто дал его на память мне. К огню подсядешь и листаешь. И хоть отвык уже от книг, А «Завещанье» прочитаешь, «Бородино»и «Валерик»... А еще в 1943 году круп­ нейший мастер русской про­ зы Всеволод Иванов написал повесть «На Бородинском поле». Его герой Марк Карь- ин, сражаясь под Бородино, как когда-то сражались здесь его далекие предки, испыты­ вает острое чувство причаст­ ности к великой родной исто­ рии. И твердит про себя лер­ монтовское: «Не отдали Мос­ квы! Не отдали». «И ему осо­ бенно было приятно, что есть какая-то маленькая буква, принадлежащая ему в длин­ ной поэме о том, как не отда­ ли Москву». Автор повести очень точно и проницательно показал преемственность по­ колений и народно-патриоти­ ческой духовности. Начатая в лермонтовские времена «по­ эма» как бы продолжалась и дописывалась правнуками в начале сороковых лет двадца­ того столетия. Так что Лермонтов, спус­ тя столетие после своей смер­ ти, тоже воевал, был рядом с солдатами Великой Отече­ ственной. И гитлеровцы подо­ жгли кропотовский дом слов­ но бы в отместку поэту за его бессмертные патриотические строки. Кропотово когда-то назы­ вали и Лермонтово. Липецкие краеведы немало потрудились, чтобы проследить его историю. На основе изысканий наших земляков, а также других лер- монтоведов можно восстано­ вить вехи давно ушедших со­ бытий. Основано Кропотово было в XVII веке елецким куп­ цом С. Кропотовым и перво­ начально именовалось Кропо- товом или Любашевкой — от ласкового названия речушки Любашевки, что летом и осе­ нью была спокойной, зато все­ гда демонстрировала своенра­ вие в вешние дни. В 1781 году деревеньку купил Петр Лер­ монтов — дед поэта. С 1817 года в усадьбе жил Юрий Пет­ рович Лермонтов. Сюда в 1827 году приезжал к отцу юный Миша. Тогда, очевидно, и ос­ тавил он свой автограф на коре серебристого тополя. Кропотовские корни созда­ теля «Бородино» явно интере­ совали нашего выдающегося земляка Ивана Бунина. В ав­ тобиографической повести «Жизнь Арсеньева» он раз­ мышлял: «Как связать с этой Кропотовкой все то, что такое Лермонтов?» Герой Бунина Арсеньев — в сущности, аль- тер-эго самого писателя — въезжал в Кропотово и оказы­ вался во власти переживаний: «Да, вот Кропотовка, этот за­ бытый дом, на который я ни­ когда не могу смотреть без каких-то бесконечно грустных и неизъяснимых чувств...» Арсеньев-Бунин сближает судьбу Лермонтова со своей собственной: «Вот бедная ко­ лыбель его, наша общая с ним, вот его начальные дни, мла­ денческая душа, «желанием чудным полна». Живя во время войны в Париже, Бунин не мог не ду­ мать о том, что творится в оккупированном Ельце, Ефре­ мове, где были могилы его матери, его близких. Скорее всего, вспоминал и о Кропо- тове, хотя еще не знал, что сделают в этой деревеньке фа­ шисты... Но в войне шестидесяти­ летней давности врагу проти­ востояли не только стихи Михаила Лермонтова. Изве­ стный краевед из Лебедяни, ветеран войны и труда А.С. Курков, встречался с потом­ ком поэта, внучатым племян­ ником Петром Николаевичем Лермонтовым . Н ачальник штаба авиационного полка подполковник Лермонтов был в рядах защитников Москвы. Летом 1941 года он оказался на том самом Бородинском поле. Там шли кровопролит­ ные бои. Петр Николаевич вспоминал, как в минуты за­ тишья он читал красноармей­ цам: Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою, У ж мы пойдем ломить стеною, У ж постоим мы головою За Родину свою!. Война — особое время, осо­ бое испытание народного духа и мужества, когда все перепле­ тается, когда в настоящем от­ зывается минувшее, которое укрепляет и поддерживает солдат, а написанные в дале­ кие годы строки оказываются нужны так же, как снаряды и пушки... Вот какие мысли рождают­ ся сегодня, если попадаешь в деревню Кропотово Лукьянов- ского сельсовета Становлянс- кого района Липецкой облас­ ти. В деревню, где как будто бы ничто не напоминает о по­ эте, но даже само это горькое слово «ничто» будит не толь­ ко боль, но и гордость. Руко­ писи не горят. Книги не го­ рят. Память не превращается в пепел. Врагам удалось сжечь лишь стены старого дома с фа­ садом о девяти окнах... Василий ШАХОВ, доктор филологических наук, профессор Липецкого государственного технического университета, руководитель научно­ просветительского центра «Липецкая энциклопедия». газета Ритм нашей жизни: в МИРЕ Кондолиза Райс пообещала ненападать на КНДР США не собираются ни вторгаться, ни нападать на КНДР. Об этом заявила Кондолиза Райс, завершая свой первый визит в КНР в качестве госсекретаря США. Однодневное пребывание в Пекине стало последним пунк­ том недельного турне главы внешнеполитического ведомства, в рамках которого она также посетила Индию, Пакистан, Афганистан, Японию и Республику Корея. В Пекине главными темами встреч Райс с высшим руко­ водством страны — председателем КНР Ху Цзиньтао, премье­ ром Госсовета Вэнь Цзябао и министром иностранных дел Ли Чжаосином — было обсуждение возможности возобновления шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР и тайваньский вопрос. Войнупокажутбесплатно, нос субтитрами В городе Намюр, административном центре франкоязычного региона Бельгии —Валлонии, открылся фестиваль советских фильмов, приуроченный к 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В программе смотра девять кинолент, снятых в 50-60 го­ дах знаменитыми режиссерами — Александром Роу, Михаи­ лом Калатозовым, Григорием Чухраем, Семеном Арановичем, Резо Чхеидзе, Александром Птушко, Андреем Тарковским. Билеты на фестиваль бесплатные, все фильмы демонстриру­ ются с французскими субтитрами. Кинопоказ организован Ассоциацией русскоязычных ев­ ропейцев при поддержке посольства России в Бельгии и Цен­ тра содействия межкультурному диалогу провинции Намюр. В рамках фестиваля, который завершится 24 марта, будет также демонстрироваться фотовыставка РИА «Новости», по­ священная 60-летию Великой Победы. Японцевтрясло всюночь Около трех тысяч японцев провели ночь на сборных пунктах беженцев после мощного землетрясения силой 7 баллов по шкале Рихтера, которое потрясло ввоскресенье север острова Кюсю врайоне города Фукуока. Затем было зарегистрировано еще почти 100 подземных толчков. В результате землетрясения около 500 человек получили различные ранения. 75-летняя пенсионерка, извлеченная из- под рухнувшей бетонной стены, скончалась в больнице от по­ лученных травм. Еще две женщины находятся без сознания. Новыйбелокнедаст толстеть Японские исследователи обнаружили ранее неизвестный белок, не дающий человеку толстеть даже при калорийном питании, который можно с успехом использовать для разработки революционного препарата для похудения. Белок, получивший название АСЕ, вырабатывает печень человека и других млекопитающих. Путем генетических экс­ периментов японские исследователи вывели мышей, полнос­ тью лишенных этого вещества. Их вес был около 50 граммов вместо обычных 30, они имели чрезмерное количество жира на внутренних органах, заболевали диабетом. В то же время мыши, у которых количество АСЕ вдвое превышало норму, за три месяца особо калорийного питания прибрели всего 8 граммов лишнего веса. Мыши с обычным содержание белка при том же кормлении толстели на 24 грамма и демонстрировали признаки возникновения диабета. Японские исследователи уверяют, чТо нашли путь к созда­ нию препарата, повышающего количество белка АСЕ в орга­ низме человека. По их мнению, он может дать невиданные до сих пор результаты в борьбе с излишним весом и помочь в лечении диабета. По информации электронных СМИ. Полная комплектация АЗС и склалов ГСМ специальным технологическим оборудованием. ТОПЛИВНО-МАСЛОРАЗДАТОЧНЫЕ КОЛОНКИ; КЛАПАНЫ СМДК, КПГ, НДКМ, КП и т.д.; РУКАВА МБС диам. 20-100 мм; МЕТРОШТОКИ, РУЛЕТКИ с лотом; АРЕОМЕТРЫ, ПРОБООТБОРНИКИ, МЕРНИКИ; ИНСТРУМЕНТ омедненный; ПУЛЬТЫ управления ТРК; СИСТЕМА КОНТРОЛЯ уровня топлива и межстенного пространства резервуара; КРАНЫ шаровые, ХЛОПУШКИ, МЕХАНИЗМЫ управления, ЛЮКИ замерные, смотровые; УСТАНОВКИ слива, налива, перекачивания топлива и другое технологическое оборудование. Л ООО "М онтажном ” , г. Липецк, уя. Иесгеоова. 12. ТУФ.: (0742 ) Ээ-51-01; 36-0Ц-7Э; 34 -77-83 . ^Т а л а н ты и поклонники С н е д е л ь н ы м и н т е р в а л о м в Л и п е ц к о м м у н и ц и п а л ь н о м т е а т р е ч е с т в о в а л и а к т р и с З и н а и д у Г о р я ч е в у и Т а т ь я н у Ф и р с о в у в с в я з и с и х ю б и л е я м и «Мневезлос хорошимиролямиипартнерамипосцене»,- Все краски палитры говорит заслуженная артистка России Зинаида Горячева. Сотни ролей сыграны ею за сорок лет на подмостках двух липецких драматических театров Талант невозможно замкнуть в рамки одного жанра, одного амплуа. Зинаида Георгиевна умеет быть и трогательной, и мужественной, и искрометно эксцентричной. Ее коллеги и друзья до сих пор вспоминают, как мгновенно, с первой же своей роли тогда еще не в академическом, а просто областном драматическом театре, она влюбила в себя множество поклонников сцены. — Это было в спектакле «Мо­ раль пани Дульской», — расска­ зывает народный артист России Виталий Пономарев. — Зинаида, молодая, красивая, непосред­ ственная, сыграла Хесю. И сде­ лалась на зависть популярной. Все городские трамваи были ок­ леены афишами с ее портрета­ ми. А как трагично и сильно су­ мела она воплотить образ геро­ ини в инсценировке «Последне­ го срока» Валентина Распутина! Зинаиде Георгиевне было тогда сорок, а играла она восьмиде­ сятилетнюю женщину. Поверьте, это далеко не каждой, даже очень одаренной, актрисе уда­ ется. Вся творческая судьба Горя­ чевой связана с Липецком. Она не меняла место жительства, не искала славы в других городах, хотя, несомненно, такому масте­ ру аплодировали бы в любом те­ атре, не исключая столичных. Ак­ триса служила и служит липец­ ким зрителям. И они платят ей за эту верность любовью. Имя Зинаиды Георгиевны в перечне исполнителей неизменно притя­ гивает публику. Есть у Горячевой редкая спо­ собность: даже в непритязатель­ ной комедии выводить своих ге­ роинь за границы жанровой ус­ ловности, заставлять сидящих в зале воспринимать их как харак­ теры, а не как водевильные мас­ ки. Но при этом она отнюдь не утяжеляет стилистику, заданную автором и режиссером, не вы­ падает даже из самых эксцент­ рических обстоятельств. Никакой острый рисунок, никакой гро ­ теск, подчеркнутая характер­ ность не мешают ей почувство­ вать, увидеть и показать в пер- ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. сонаже человека. Так происхо­ дит и с Ануш в веселой, жизне­ радостной «Хануме», и с трога­ тельной старушкой Софьей в спектакле «Любите при свечах», и со взбалмошной служанкой в откровенной комедии положений «Номер тринадцать». А уж если ей достается более серьезная драматургия, то Горячева вызы­ вает у зрителей глубокое сопе­ реживание, сильный душевный отклик. Она во всем и всегда — че­ ловек театра. А это неизбежно означает — человек команды, ко­ торый не тянет одеяло на себя, не заражен «звездной болезнью», думает не только о своей роли, но главное — о спектакле в це­ лом, об общем успехе. Когда я встречался с кол­ легами Горячевой, они припо­ минали разные ее роли, разные театральные истории. На пер­ вый взгляд порою всего лишь курьезные, но на деле свиде­ тельствующие о великолепном актерском мастерстве юбиляр­ ши. Тот же Виталий Пономарев рассказал, как во время спек­ такля «Последний срок» на сце­ ну вдруг взобрался некий под­ выпивший гражданин. Его со­ блазнила бутылка водки, кото­ рую по ходу действия распива­ ли персонажи. Попробовал и возмутился: безобразие, обман, это же вода! Конечно, ЧП гро­ зило срывом спектакля. Все усилия, потраченные актерами на создание в зале нужного на­ строения, оказались как будто бессмысленными. Но Зинаиду Горячеву случившееся не выби­ ло из колеи. Она не просто до­ играла сцену до конца, но сде­ лала это так, что публика, зах­ ваченная драматизмом судьбы ее героини, в считанные мину­ ты забыла об анекдотическом вторжении непрошеного гостя. — Вот это высший пилотаж в нашем актерском деле, —утвер­ ждает Виталий Пономарев. А уж он-то в этом знает толк. Сергей ИВАНОВ. Татьяна Фирсова и народный артист России, лауреат Госпремии Михаил Янко —успешный дуэт и в жизни, и втворчестве. И вполне естественно, что их дочь Мария, с малолетства привыкшая к атмосфере кулис, пошла по стопам родителей и ныне работает во МХАТе имени Горького. Хотя, наверное, видела, сколь непросто ее маме соединить две ипостаси: быть одновременно и хранительницей очага, и пу| ктр бл исой, которую по-настоящему любит ика. Где-то четверть века назад Фирсова блистательно-дебюти­ ровала на сцене Липецкого теат­ ра, ныне носящего имя Льва Тол­ стого. Ее пленительная, чуть взбалмошная Виктоша в арбузов- ских «Сказках старого Арбата» принесла ей заслуженный успех. В дальнейшем Татьяна Фирсова играла не менее ярко. Лиричес­ кие и драматические роли в по­ становке «На бойком месте», в «Превышении власти» В. Черных, наконец, Маша в «Чайке» и глав­ ная героиня в «Блажи» А. Остро­ вского и П. Невежина подтвер­ дили самобытность актрисы. Вероятно, она могла бы иг­ рать больше, не одну-две пре­ мьеры в год. Но дело все-таки не в количестве. Самое ценное, что Татьяна Фирсова сумела со­ хранить жажду творить, гармо­ нию актерской формы. Поэтому она так уверенно и убедительно появляется на сцене и в возрас­ тных ролях (в том числе Мачехи в «Золушке Е. Шварца), и в об­ лике женщин, чьи лучшие годы на излете. Более напряженным ритмом отмечен тот отрезок сценической судьбы Фирсовой, когда перешла в Липецкий муниципальный те­ атр. Ей все удается. Водевиль? Ну, что же. Татьяна Фирсова чув­ ствует себя в легком до легко­ мыслия спектакле «№ 13» абсо­ лютно органично. Сентименталь­ ная комедия? И эти краски есть в ее палитре, достаточно увидеть актрису в «Любите при свечах», этой рождественской истории со­ единения уставшей от одиноче­ ства женщины и плейбоя-бизнес- мена. А в «Бешеных деньгах» А. Ос­ тровского Фирсова сильно и сложно передала драму Чебок- саровой-старшей. Она не судит свою героиню, она жалеет и по­ нимает женщину, чья жажда ви­ деть дочь счастливой, избыток материнского чувства придают характеру неуемность и опас­ ный напор. Кстати, именно эта постановка была показана на юбилее актрисы. И не случайно: здесь Фирсова предстает во все­ оружии своей творческой зрело­ сти и мастерства. Константин КЛЮТКИН. Р.5. Журналисты «ЛГ» с давних пор причисляют себя к верным по­ клонникам и Зинаиды Горячевой, и Татьяны Фирсовой. Они сердеч­ но присоединяются к поздравлени­ ям и добрым пожеланиям их това­ рищей по театру, друзей, близких и всех зрителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz