Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
г а з е т а ^Подведение итогов Директоргода- “сладкая”женщина Необычно и ярко —показом моделей женской одежды —завершилось итоговое заседание Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии администрации Липецкой области. Такой финал стал своеобразным подарком всем присутствующим и особенно победителям областных конкурсов “Женщина —директор года”, “Мир семьи”, чьи имена были названы на заседании. В конкурсе среди средств массовых информаций, посвя- • нном десятилетию Международного года семьи, первые ;та в разных номинациях заняли газета “Раненбургский вестник”, областная телевизионная и радиовещательная ком пания “Липецкое время” и служба радиовещания филиала ВГТРК “Липецк”. А лучшей среди 12 финалисток конкурса “Женщина — директор года” стала Таисия Воронина, гене ральный директор кондитерской фабрики “Ликонф”. Все победители получили ценные призы. На заседании был заслушан доклад Ирины Горчаковой, председателя комитета по делам женщин, семьи и демогра фии. “Приоритетным направлением деятельности комитета в 2004 году являлось формирование демографической полити ки в Липецкой области. И в дальнейшем мы будем использо вать все возможности, чтобы стабилизировать демографичес кие процессы, улучшать не самое лучшее в мире положение семей в нашей области”, — сказала Ирина Горчакова. Софья ВОБЛИКОВА. ^Событие! Медаль для «энциклопедистов» Родина должна знать своих героев. Эту фразу, слава Богу, без всякой иронии восприняли инициаторы совершенно необычного издания - энциклопедии «Лучшие люди России». Очередные ее тома выходят в пер вом квартале года и рассказывают о самых достойных наших соотечествен никах, хорошо поработавших на го сударственной ниве, в сфере производ ства, науки, культуры, общественной и благотворительной деятельности. Кроме того, в книге помещаются ма териалы о ведущих трудовых коллек тивах, крупных достижениях и откры тиях россиян. Более того: те, кто ста новится героем энциклопедии, полу чают медали, которые являются выс шей общественной наградой в стране. В томе за 2005 год вполне спра ведливо нашлось место и для ряда наших земляков. Среди них — вете ран труда, заслуженный работник культуры РФ, бывший главный редак тор «Липецкой газеты» Владимир Са вельев. У Владимира Федосеевича дей ствительно завидная биография. Пре красный журналист и писатель, опыт нейший организатор, который был многие годы не только по должности лидером. нашего редакционного кол лектива, человек в цолном смысле творческий и страстный в любом деле. Подлинный патриот, он был первым комиссаром легендарного подростке вого экспедиционного клуба «Неуны- ваки», благодаря которому установлены сотни имен погиб ~ )й О' ших солдат Велико течественной, подробности забытых боев и подвигов, воздвигнуты памятники и обелиски в честь героев Победы. Этот клуб активно действует до сего време ни, готовясь отметить сорокалетие со дня своего рождения. Журналисты «ЛГ» гордятся высокой честью, оказанной нашему многолетнему главному редактору, и сердечно по здравляют Владимира Федосеевича с наградой. ^ргНа то мы и люди «Братья меньшие»: спасать или убивать? Бурно и оживленно проходила конференция на тему «Бездомные животные в городской среде. Проблемы и решения», собравшая около сотни заинтересованных лиц —представителей власти и общественных организаций города и области, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной служб, Департамента образования и науки, станции юных натуралистов, природоохранных служб, членов клуба защиты животных, местной прессы. Инициаторы встречи —областное общество охраны природы и клуб защиты животных — поставили вопрос ребром: что делать с сотнями обездоленных «братьев наших меньших», брошенных человеком? А развелось их в последнее время особенно много. Едва сту пишь за порог — тотчас встретишься с умоляюще-голодными глаза ми Мурки или Шарика. Зайдешь на почту, в магазин или какую- нибудь неохраняемую контору — и там они, четвероногие. Забегают погреться, забегают в надежде на корочку хлеба или косточку. И получают. От одних ласку, от других — пинок. И лишь члены клуба защиты животных пытаются спасать погибающих от голода и болез ней страдальцев, лечат их у себя дома, возят в ветлечебницы. Председатель клуба Татьяна Голубева, поведав об опасности роста численности четвероногих «бомжей», привела такие цифры: в 2003 году было зарегистрировано 2134 укуса, более пяти тысяч де тей заразились гельминтами. Конечно, это никуда не годится. Но и поголовное их истребление — тоже не выход. Решение проблемы члены клуба видят в стерилизации, создании спеццентров, как это давно практикуется в других странах, да и в некоторых российских крупных городах. Вот предложенные клубом еще несколько гуманных способов: узаконить охранную службу собак на предприятиях с полной ответ ственностью хозяев за питомцев; ввести поголовную регистрацию и учет всех домашних животных через компьютерную сеть; узаконить юридическую ответственность каждого владельца животного перед обществом. Но главное — создание стерилизационного центра, при юта для бездомных тварей Божьих. В принципе все были «за», однако предложение о стерилизации и вакцинации бродячих животных вне специализированного центра вызвало отповедь представителей санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб. Основной аргумент — защита здоровья лю дей. Главный ветврач Правобережной лечебницы Геннадий Гузенко и первый зам. начальника областной ветслужбы Светлана Коросте лева категорически отвергли эту идею: животное после всех проце дур вновь попадает на улицу — и вновь становится источником ин фекции. Представитель городской ветслужбы Анатолий Фролов при этом заметил, что, хотя в прошлом году случаев бешенства в Ли пецке не зафиксировано, угроза, тем не менее, существует. Его мнение: нужен приют стационарного типа с необходимым штатом и оборудованием для бездомных животных. Поддержал коллегу и член гильдии практикующих ветврачей Игорь Потокин. Разумеется, шла речь и о том, где взять деньги на подобные проекты. Одно из предложений на сей счет — разместить в зоома газинах оригинально оформленные копилки для сбора средств на создание и содержание приюта для животных. Трудно сказать, многое ли изменится после конференции, но уже сам факт состоявшегося разговора обнадеживает. Даже в наше жестокое время есть люди, готовые прийти на выручку «братьям меньшим». Помочь бы им, поддержать материально и морально. Ведь не для себя стараются... Елена ПОЛОВИНКИНА. Потомки «белых лебедей» ^Наследие Казак в переводе с тюркского означает «белый гусь», «белый лебедь». Сегодня в старинном селе Черкассы под Ельцом живут потомки служилых казаков —«белых лебедей». Живут и сберегают память о предках, о своей истории, обычаях, традициях... Колокол-подзвонок с мес тной церкви, отлитый в 1812 году мастером Купцовым. Икона Казанской Божьей Матери с вложенным в нее восковым венчиком. Севалки из расщепленной лозы. Это были первые экспонаты, по даренные черкасскому музею «Берегиня» потомками древ них родов Марфой Николаев ной и Егором Ивановичем Карасевыми, Марией Иванов ной и Валентиной Ивановной Ляпиными. Может, и не ре шились бы они отдать семей ные реликвии в чьи-то руки, если бы музей не создавала их внучка Ирина Анатольевна Иванова, худрук местного Дворца культуры. А сегодня в музее русской старины четыреста с лишним экспонатов. И каждый рас сказывает частичку правды о былом, каждый свидетель ствует о мире вроде бы ушед шем, но все равно родном, способном что-то пробудить в сердце челйвейа, если оно все- таки сердце, а не «пламенный мотор», не камень, не пустая скорлупа. А иногда возника ют будоражащие воображение загадки. Ну почему в «Бабь ем куте» — так называется один из отделов музея — ока зались печка, застеленная «дерушками», красная лавка, дюжина утюгов и ухват-«ча- пельник», — понятно. И от куда взялась фарфоровая та релка с царским гербом, не трудно объяснить: такие та релки имелись в селе только у зажиточных хозяев и выс тавлялись по большим праз дникам — на Престол и Пас ху. Но как попала в Черкас сы металлическая печная зас лонка с тибетским знаком, который указывает на вход в царство мертвых, — ответа не знает никто. Впрочем, каза ки ведь были людьми, чья судьба и служба уводили их порою в далекие земли... Бог весть, какие трофеи они с со бой могли привезти. Вот и Черкассы возникли благодаря переселению в эти края нескольких семей укра инских казаков. Пленившись красотой и уединенностью места, половина из них осела здесь. А остальные ушли дальше, на измалковскую землю, основав близ города Чернавска поселение Черкас ское. Все это произошло в се редине XVII века... Народ в Черкассах отли чался удалью и даже дерзо стью. Допустим, построили в селе церковь, а священника никак не могли найти. И тог да... выкрали его аж в Орлов ской губернии. Но и верность обычаям хранили свято. Особо почита ли старших. На Крещенские Святки жгли солому, поми ная умерших, — этот обряд назывался «греть родителям пятки». В домах на самом видном месте красовались боевая сабля да казачья фу ражка. А еще ритуальное зна чение придавали венчальным оберегам-иконам, полотен цам, которые, по словам ста рожилов, связывают живых и умерших. Причем узоры на полотенцах у каждого рода были свои, неповторяющиеся. Вешали полотенца во имя Пресвятой Троицы непремен но на три крюка, отсюда и название — накрюшники. Все в Черкассах на особин- ку. Даже название улиц: «Са пожок» — жители ее тачали сапоги, «Кочетовка» — здесь гуляли и бились на кулачках с мужиками из соседнего села Талица, «Тулуповка» — на ней обитали скорняки... Иногда уже не опреде лишь, где кончается быль и начинается легенда. Расска зывают, к примеру, что ког да в тридцатые разорили цер ковь и завалили камнями и землей святой источник Ка занской Божьей Матери, то позже видели ее саму плачу щей над этим колодчиком. Верьте — не верьте, только с той поры вода здесь непригод на для питья, и запах серы стойко держится до сего дня. Как знать, что бы из этих былей и преданий уцелело, если бы не музей «Берегиня» и его хозяйка. С детства Ири на Чванова полюбила старин ные песни да пляски. — В крови это у меня, — говорит она. — Бабушки по старались: и со стороны отца, и со стороны матери. Идея «Берегини» родилась у Ивановой благодаря знаком ству с самодеятельным по этом, писателем, краеведом В.В. Бутовым. Инвалид дет ства, человек непростой судь бы, он одержим историей сво ей малой родины. Сперва они с Ириной Анатольевной поре шили составить летопись села, а потом и музей появил ся. Много в этих стенах тако го, что трогает, удивляет, вос хищает. Начиная с кружев, чьи узоры всегда были «фир менными», черкасскими, с древнего орнамента на рубе лях — завихряющиеся резет- ки, знаки солнца — и закан чивая школьной тетрадкой четырнадцатилетнего мальчи ка, что вел записи сообщений с фронтов Великой Отече ственной войны. Привержен ность традициям, завидное чувство прекрасного, муже ство и верность себе — это дорогого стоит. Причем экс понаты «Берегини» очень ча сто не безымянные. Они свя заны с судьбой конкретных живых или живших людей. Вот незаконченный орнамент лучшего черкасского мастера Е.С. Карасева. А не успел он его закончить, потому что не вернулся с финской войны. Вот легкая, мелодичная ро яльная гармошка — «савин- ская», поскольку сделал ее умелец А. Синельников из рода Савиных. А вот печать — кто ее ставил, тоже извес тно: сельский староста Талиц- кой волости Спиридон Гриц- ких... После того как побродишь по музею, естественно, побли же познакомишься с самими черкассцами. У входа в дом видишь необобранную с лета вишню — опять же обычай: чтобы птичкам голодно зимой не было. В избах в «красном углу» — родовые иконы. У родных Ирины Анатольевны, самая значимая — «Иверс - кая». Валентина Ивановна по ведала нам о чуде, случив шемся с этой иконой. Хотела хозяйка почистить ее потем невший от времени оклад, да неудачно: кусок стекла отва лился, а изображение стало еще темнее, даже лика не раз глядишь. А ночью проснулась от яркого свечения. Подума ла — уж не пожар ли. Гляну ла — а это в святом углу вдруг стало светло, как днем. И на ■ой день обнаружила, что верская» как новая стала... амятливые люди живут ДРУГ! «И Старые снимки, старинные узоры, предметы казачьего обихода... Прошлое, которое нельзя забывать в Черкассах. Может, молодые о многом бы забыли, а то и вообще не узнали, если бы не энтузиасты собирания и сбе режения старины, если бы не было «Берегини». И вот когда видишь пло ды их трудов и любовного внимания, то начинаешь ду мать: а что это дает тем же молодым, детям? Жизнь-то меняется, и вряд ли прадедов ское полотенце или фуражка помогают к ней приспосабли ваться, имеют какой-то прак тический, прагматический смысл. Но, с другой стороны, разве память не основа само- стоянья человека, его непо датливости ко всякого рода соблазнам, недобрым влияни ям, чужим взглядам и прин ципам? Не чувствуешь за спи ной у себя длинного ряда предков, не знаешь истории — России, города или села, где живешь, рода, семьи, и оказываешься беззащитным, легко теряешь себя. А это, согласитесь, уже отнюдь не исторический, а самый что ни на есть совре менный ракурс, в котором можно и, по-моему, нужно посмотреть на черкасскую «Берегиню», на то, что дела ют Чванова и ее единомыш ленники. Нина КАРПИЙ, заведующая отделом традиционной культуры Липецкого областного Дома народного творчества. Ж Ритм нашей жизни: В МИРЕ СШАвдвоеурезали финансовуюпомощь Украине... Комитет по ассигнованиям палаты представителей Конгресса США вдвое урезал финансовую помощь правительству Виктора Ющенко, сообщает РИА «Новости». 14 февраля Джордж Буш направил в конгресс США запрос о дополнительных ассигнованиях на будущий год общим объемом в 81,9 миллиарда долларов. В частности, Белый дом просил дополни тельно выделить «60 миллионов долларов для поддержки и консо лидации исторических завоеваний, достигнутых недавно в ходе де мократических выборов на Украине». Но комитет по ассигнованиям сократил сумму, которую планируется выделить Украине, до 33,7 миллиона долларов. В секретариате комитета объяснили это необ ходимостью общей экономии расходов в американском бюджете. ...А Борис Березовский готов с ней поделиться Российский предприниматель Борис Березовский заявил в эфире украинского телеканала «5 канал», что намерен приехать в Киев на отдых, сообщает «Украинская правда». «Я, с одной стороны, хочу отдохнуть на Украине, а с другой сто роны — я готов, в том числе, и поделиться тем, что я делаю и что собираюсь делать в дальнейшем», — сказал опальный российский олигарх. Он также сообщил, что во время своей поездки в Киев он намерен остановиться у депутата Верховной рады Украины Алек сандра Волкова. Марсианские “дьяволы” подпитываютмарсоход На американском марсоходе ОррогйшНу, исследующем поверхность красной планеты, возникли неполадки с одним из приборов. Речь идет о спектрометре, с помощью которого определяются входящие в состав удаленных объектов минералы. Остальные приборы марсохода функционируют нормально и будут использоваться при изучении кратера, получившего название «Восток», передает ИТАР-ТАСС. Что же касается двойника ОррогШпИу — работающего на проти воположной стороне планеты марсохода ЗриИ, — то 9 марта его энергоснабжение загадочным образом удвоилось. Камеры обзора этого марсохода смогли зафиксировать 10 марта появление неболь ших смерчей, или «пылевых дьяволов», в непосредственной близо сти от него. Предполагается, что именно такое атмосферное обра зование могло промчаться над марсоходом, сдуть пыль с панелей его солнечных батарей и одновременно «запылить» камеры, снизив четкость передаваемых ими изображений. По материалам электронных СМИ. ^Н овая книга «Молитвы любви» Я вынес в заголовок этих размышлений о поэзии Леонида Ширнина название его недавно изданного лирического сборника. Публиковавшиеся липчанином в периодике стихи уже давно обещали явление книги своеобычной по мысли и чувству, грудного (не горлового!) песенного звучания. И автор не обманул читательских ожиданий. Как не обманывает нас и название книги, выверенное по глубинной сути большинства стихотворений. Вот и весну заневестило: Светел ее непокой. Новыми бусами весело Вербы звенят над рекой. Через леса и валежники Ясный струится апрель. Тихо восходят подснежники Под голубую свирель. Обычная вроде бы весен няя «зарисовка», но как чис та в ней тональность каждо го звукоряда, как живописна — до зрительной осязаемос ти — каждая строка, полная ожидания чуда, беспокойная от предчувствия любви. С каждым шагом к ней, с каж дой томительной минутой сближения — прибавление света небесного, сердечного, поэтического, прозой не вы разимого: Цвела Земля, летела в никуда. А я хотел любить и ждать, и верить. А над Землей такая светлота, Что можно тьму наперстками измерить!.. Лирическая героиня этой книги возвышена поэтом над земной суетой. Она вся — «со ткана из радуги весенней, же ланная, небесная». Обрати внимание, читатель, на под черкнутое слово — сквозное, определяющее для многих стихотворений. От конкрет ной, известной липчанам ули цы Неделина, Соборной горы поэт возносит любовь и лю бимую до седьмого неба и еще выше — до звездного ряда: Н а д «Каскадом» — Луна , Н е хочу ни цветов, ни красавиц, Ты — одна на небесной тропе... Впрочем, и в «заземлен- «Не просто тебе бродяги...» В Липецк прибыл девятый караван любви «Солнечных бардов» ных» стихах Леонида Шир нина сокрыто немало образов спелых, сочных, с глубоким, нередко библейским подтек стом: Оглохший сад, — где озябают зяблики, А под луной — у милой на виду — Греховное, смеющееся яблоко, Случайно уцелевшее в саду... Есть у Ширнина и более откровенные строки о горес тях нынешних дней, о пося гательстве разрушителей не только на любовь, красоту, но и на дух Отчизны, на завет ное ее наследие. Острых, граждански жгучих стихов в «Молитвах любви» — немно го, но они свидетельствуют о неравнодушии автора к тре вогам и печалям соборным. Среди них есть и строки, которыми я хотел бы закон чить свои заметки о новой по этической книге Леонида Ширнина, увидевшей свет при прямой поддержке адми нистрации области, областно го Совета депутатов, издатель ского сектора «Липецкой га зеты». К любящим и люби мым, к творящим добро и се ющим зло, к помнящим нашу жертвенность и к ненавидя щим нас обращена заключи тельная заповедь поэта, завер шающая молитва его встрево женного сердца: И мы, и вы — в■ответе перед будущим За светлый мир и за луга в росе... История! Твой будет суд еще! В ответе — все!.. Борис ШАЛЬНЕВ. ^Творчество В минувший вторник на пресс-конференции в / Липецком центре «Взаимодействие», отвечая на вопросы журналистов, они попытались объяснить, что заставляет их вести кочевую жизнь, что вдохновляет на творческую самоотдачу. Называют они себя: «Кара ван любви солнечных, рассвет ных бардов», потому что объе диняющая их жизненная фило софия — не просто дарить слу шателям радость и хорошее на строение, а ни много ни мало — возрождать в них лучшие чув ства, радость бытия, жажду творчества, любви, душевного созидания. И, что самое инте ресное, им это удается. Пото му и сторонников у каравана становится все больше. Как рассказал известный липецкий бард Александр Гла дышев, родилось движение в июле 2003 года на Украине в городе Желтые Воды на прохо дившем там песенном фести вале, куда съехались молодые люди из стран СНГ и Балтии. Несмотря на разделившие их государства границы, темы пе сенного творчества были обще человеческими: любовь, род ной дом, родной край, приро да. С тех пор-то участники дви жения «Солнечных бардов» и путешествуют по городам и ве сям, бескорыстно даря слуша телям свое творчество, обретая все новых сторонников. В со ставе нынешнего, девятого по счету, каравана — авторы и ис полнители из различных горо дов России, Украины, Казахста на, Молдовы. «Солнечные барды» — не бродячие музыканты и колесят по стране отнюдь не в поисках пропитания . В большинстве своем — это уже состоявшиеся люди разных профессий — пре подаватели, ученые, предпри ниматели, хотя есть среди них студенты и учащиеся. Они не курят и не употребляют спирт ное. Из-за чего, как ни стран но, кое-кто относится к ним с подозрением (не сектанты ли, мол?). Нет, ни к каким религи ям они отношения не имеют. И главное — у «Солнечных бар дов» есть объединяющая идея — родовое поместье и экопо селения. Жить, по их убежде нию, нужно на земле. Постро ить просторный дом, вырастить сад (не обязательно фрукто вый), устроить пруд. Главное, чтобы тебя окружала природа. Вставать с рассветом и всегда петь. Причем радостные песни. Дети, выросшие в таком родо вом поместье, должны стать добрее, умнее и удачливее. Они будут ограждены от дурного влияния, а когда придет время служить в армии, им не придет ся долго объяснять, какую ро дину они защищают. Для них это понятие уже не будет абст рактным. Барды Солнечного карава на любви — лекари человечес кой души. Их творчество носит исключительно позитивный ха рактер. Каждая их песня — по дарок сердцу, ожесточившему ся и изболевшемуся по тепло му, простому и ласковому сло ву, слову надежды. Наверное, поэтому «Солнечные барды» — желанные гости в том числе и в колониях, где они выступают с не меньшим вдохновением, чем в концертных залах. Во вторник, сразу по при бытии в Липецк, «Солнечные барды» выступили перед осуж денными исправительной коло нии №2 УИН Липецкой облас ти, вечером дали концерт в ДК металлургов. Половина мест в зале была бесплатно предос тавлена участникам Великой Отечественной войны. 16 и 17 марта караван выступит в Ель це, Усманской детской испра вительной колонии. Организа торами концертов выступили общ ественные ор ган и за ци и «Родители против наркотиков», «Звенящие кедры России» и центр «Взаимодействие». Ольга БОЧКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz