Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
16 марта 2 0 0 5 г . , № 4 8 (2 2 4 2 6 ) ^Н ам пишут... Перегибая палку... Странная история приключилась с законом № 122. Сперва члены правительства его расхваливали, потом, когда начались акции протеста, поняли, что перегнули палку, и начали что-то исправлять и латать. А в итоге и экономии денег на стариках не достигли, хотя явно ведь именно это и двигало инициаторами закона министрами Кудриным, Зурабовым, и стариков все равно обидели. Элементарный пример: раньше ветеран войны имел пра во на ежегодную бесплатную путевку в санаторий. Теперь только один раз в четыре года. В отличие, кстати, от пышу щего здоровьем госслужащего, коему в санаториях полага ется отдыхать каждое лето. Насчет нравственности, совести тех, кто проталкивал закон, говорить не стоит. Но просчитать-то последствия наши высокопоставленные прагматики были обязаны. Разумные политики об этих последствиях предупреждали. Да и сейчас они остерегают коллег, готовых идти еще дальше, в духе помянутого закона реформируя здравоохранение, образова ние, ЖКХ. Московский мэр, к примеру, обратился по этому поводу с письмом к президенту, которым создана комиссия, призванная разобраться с грядущими нововведениями. А разобраться надо. Если продолжать перегибать палку, она же и сломаться может... Федор МЕЛИХОВ. г. Липецк. С вешалки начинается не только театр Немолодой человек должен привыкать сидеть, а чаще всего стоять в очередях: и за проездным билетом на почте, и за врачебной помощью в поликлинике. Как иногда любят говорить нам, пенсионерам, те, кому далеко до нашего возраста: «Ну, чего вы вечно недовольны, постоите, вам авось спешить некуда». Но признаюсь: Хоть спешить мне вроде бы и вправду не куда, а только иногда приходишь в тихое отчаяние, оказав шись в толпе ожидающих — и молодых, и пожилых. Так было и со мной, когда я в январе пришел в областную поли клинику. Все три ее этажа были забиты людьми. Очереди везде: в регистратуру, у кабинетов врачей, даже в гардероб. Кстати, на вешалку очередь убывала особенно медленно. Одна- единственная гардеробщица металась с охапками одежды, пот катил с нее градом, она напоминала портового грузчика, которому надо срочно освободить сухогруз, чтобы не задер живать портовый кран. На первом этаже надпись предупреждала: наверх подни маться разрешается только в сменной обуви или бахилах, которые бойко продавались рядом с гардеробом. Цена одной пары невелика, всего четыре рубля, но бахилы годились лишь для одноразового использования, что, конечно, больше всего устраивало продавщицу — покупателей у нее не убывало. На третьем этаже — своя очередь. Вернее — даже две. Первая — из лиц исключительно мужского пола, вторая — дамская. Вы догадались, конечно, — в туалеты. На все эта жи здесь одно соответствующее заведение. И входить в него можно лишь по одному. Каково приходится нездоровым людям, приехавшим из далека, легко представить. Многие занимают сразу очередь и к врачу, и в туалет. А оказавшись в поликлинике еще через неделю, я уви дел, что на сей раз пациенты держали верхнюю одежду в руках. Входя в кабинет, они оставляли ее на стуле или, если на стульях места не хватало, клали прямо на пол. Так про исходило в течение трех недель, пока я здесь бывал. Похоже, гардеробщица уволилась. Зарплата-то грошовая, зато нагрузка... Так что попробуй найди замену. А вот точка по сбыту бахил функционировала... Ничего худого не могу сказать о врачах. Они умело и честно делают свое дело. Не сомневаюсь: не хуже, а может, и лучше, чем иные их столичные коллеги. Знаю я и о том, что в поликлинике есть хорошее, современное оборудование, на это тратятся солидные средства. Но ведь не только театр начинается с вешалки. Кстати: если гардероб в поликлинике все-таки есть, то даже самого захудалого буфета не найти. А люди-то из районов порою вынуждены проводить в ожида нии целые дни... И вот о чем я подумал: когда наш врач господин Афенду- лов баллотировался в Госдуму, он обещал обратить внима ние на улучшение медицинского обслуживания населения. Хорошо бы, если бы он постарался выполнить обещанное. Ну, добился к примеру, чтобы тому же обслуживающему персоналу, тем же гардеробщицам в поликлиниках мини стерские чиновники повысили зарплату. Тогда, глядишь, и не лежали бы на полу наши пальто... Впрочем, если честно, тут я больше надежд возлагаю на местную власть. В администрации области, по моим наблю дениям, слово не расходится с делом. Возьмутся ее сотруд ники за решение вопросов по обустройству поликлиники, куда направляют пациентов со всего региона, помогут руко водству и врачам этого учреждения — и всем станет легче, порядка будет больше. Дмитрий ЗАДОНСКИЙ. г. Липецк. Нужна мода на... детей Самой природой женщине назначено рожать много ребятишек, ибо она способна стать матерью в течение двух —трех десятков лет. А у нас в России, где народ катастрофически вымирает, в семьях ограничиваются одним, редко —двумя детьми. Вот женщины и страдают душевно, не выполняя свою жизненную миссию. Помочь им состояться должно государство, тоже заинте ресованное в росте рождаемости. Каким образом? Да хотя бы заключением контракта с женщиной или семьей на рож дение детей сроком, к примеру, на 20 лет. В его рамках пре доставляется беспроцентная ссуда на приобретение жилья и обустройство быта. С рождением первого ребенка списывает ся 10 процентов ссуды, второго — 20, третьего — 30, четвер того — 40 процентов. Ссуда погашена! За пятого ребенка государство платит премию и присваивает почетное звание «Мать-героиня». Женщина, заключившая контракт на дето рождение, регистрируется в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя, ставится на учет в Пен сионном фонде. И открывает расчетный счет, на который поступает ссуда. Например, 500 тысяч рублей на 20 лет. Вер нуть государству 25 тысяч в год под силу даже средней рос сийской семье, тем более с рождением детей долг будет умень шаться. Кроме того, чтобы люди заводили детей, нужны уверен ность в завтрашнем дне, открытость и лояльность общества к человеку, достаточная материальная обеспеченность, а значит, здоровая растущая экономика. А еще нужна... мода на детей. Стремление к их рожде нию должно приветствоваться и поощряться. В Древней Спар те, например, холостяков презирали, а в Америке в свое вре мя тон в увлечении детьми задавали обеспеченные, знамени тые люди: миллионеры, звезды кино. Что не мешало после дним, между прочим, оставаться ослепительно красивыми и продолжать карьеру... Михаил АРХИПОВ. г. Липецк. Читатель-газета ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^Х очу быть услышанным «Пустьпохоронитнасгосударство...» С прошлого года в администрации Липецка разрабатывается проект реорганизации похоронного дела. В качестве одного из вариантов рассматривается передача муниципальной службы ритуальных услуг в частные руки. Чем обернется эта реформа для рядовых липчан? Облегчит ли она извечно переживаемые людьми боль и горечь во время проводов своих родных и близких в последний путь или, напротив, приведет к недовольству, а то и к социальному взрыву? Возможность худшего варианта, судя по письмам, приходящим в редакцию, достаточно вероятна. Вот один из таких тревожных сигналов: «Мы, пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и труда, простые жители Липецка, убедительно просим рассмотреть вопрос и запретить частному предпринимателю А. Ретунскому выкупить комбинат ритуальных услуг. Мы, подписавшиеся, — русские люди, отдавшие свой труд и здоровье государству. И пусть после нашей смерти нас похоронит государство, а не частники. Для этого надо сохранить муниципальную службу — комбинат ритуальных услуг, который справляется с захоронением умерших. А приватизаторы — они и мертвых будут обдирать, не постесняются... Т. Князева, Т. Анашкина, Н. Егорова, А. Андреев, В. Уваров, Т. Залетова (всего 26 подписей). Чтобы рассмотреть сложившуюся в похоронном деле ситуацию более полно, редакция предложила высказаться по этому поводу непосредственным руководителям этой печальной сферы социальных услуг — директору Липецкого филиала Военно-мемориальной компании Андрею РЕТУНСКОМУ и директору Липецкого муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг Владимиру ГОЛУБИЦКОМУ . Вечный вопрос: повышение качества Разнообразные чувства, эмоции овладевают человеком при осознании факта кончины кого-то из своих близких. К сожалению, в наше время смерть в большинстве случаев преждевременна: очень немногие продлевают свой жизненный путь до желаемой 100-летней отметки. Но ведь смерть — неизбежный финал жизни. Поэтому горечь утраты неразрывно связана с выполнением священного долга: организовать похороны так, чтобы они достойно венчали память усопшего. Похоронное обслуживание населения, бесспорно, является одной из социально значимых сфер услуг. Это особенно актуально сейчас, когда после многих десятилетий к нам вернулось понимание, что культура похорон - неотъемлемая часть общей культуры. А как осуществляется предоставление ритуальных услуг, связанных с погребением умерших в нашей области? Все ли здесь соответствует назревшим требованиям времени? Федеральный Закон от 1996 года «О погребении и похоронном деле» возлагает функции по выполнению этих печальных обязаннос тей на специализированные службы, которые создаются органами исполнительной власти и местного самоуправ ления. Вместе с тем практи чески повсеместно в городах России работают предприя тия с частной формой соб ственности, успешно выпол няющие большинство функ ций, закрепленных исключи тельно за муниципальными службами. Более того, закон не оговаривает муниципаль ную форму собственности как обязательное условие органи зации ритуальных услуг. Согласно статистике Гос строя России, курирующего эту сферу на федеральном уровне, в настоящее время 60 процентов ритуальных услуг предоставляют частные фир мы, тогда как в 1996 году этот показатель был равен 30 процентам. В Липецке статусом спе циализированной службы по организации похоронного дела обладает МУП «Ритуаль ные услуги», созданное в 1997 году. Являясь доминирую щим предприятием*на рынке похоронных услуг, оно осуще ствляет наибольшее количе ство захоронений в городе, а также содержит и эксплуати рует 12 городских кладбищ общей площадью 160 гекта ров. Однако, несмотря на все преимущества, МУП главным образом занимается обычной производственно-хозяйствен ной деятельностью в ритуаль ной сфере. Полученная при этом прибыль, согласно уста новленным нормам, должна идти на улучшение матери ально-технической базы, об новление парка транспортных средств и как итог — на бо лее качественное оказание услуг. Но на протяжении всей деятельности МУПа при были практически не было. Да и откуда ей взяться, если в ней никто не заинтересован, если все, что есть на предпри ятии, и все, что оно зараба тывает, принадлежит городс кой администрации? Спраши вается: какой смысл увеличи вать доходную часть бюдже та? Кто это оценит? Такой подход к делу порождает иж дивенческие настроения. Нет, к примеру, средств на покуп ку техники — ничего страш ного, город поможет. И помо гает: объем финансирования из городского бюджета увели чивается с каждым годом в несколько раз. Надо отметить, что прези дент России и правительство уже выразили свое отрица тельное мнение о деятельнос ти МУПов. Принятые недав но федеральные законы обя зывают местные органы само управления ликвидировать эти предприятия как не отве чающие современным требо ваниям рыночной экономики в срок до конца 2006 года. Я считаю, что такое решение давно, назрело и в отношении предприятий ритуальных ус луг. Можно привести немало примеров успешной деятель ности пришедших им на сме ну акционерных обществ в Москве, Калининграде, Ека теринбурге — там кладбища стали по-настоящему цивили зованными. Они благоустро ены, озеленены, имеют доро ги с твердым покрытием. На лажены системы сбора и вы воза мусора, архивации мест захоронения в соответствии с планом их размещения по участкам, а для предупреж дения случаев вандализма организована постоянная ох рана. К слову сказать, у нас в Липецке и дня не проходит без погромов на кладбищах, которые превратились в мес та паломничества бомжей и всяких нелюдей, собирающих венки с могил для повторной продажи. И еще. У нас клад бища убипятт—■. -„оы миром на Пасху. А ведь на уборку мусора выделяются бюджет ные средства. Только, как всегда, их почему-то не хва тает. Откровенное нежелание МУПа развивать сферу своей деятельности, повышать каче ство оказываемых услуг созда ло благоприятную почву для появления на этом рынке многочисленной армии част ных^ организаций и предпри ятий, работающих в системе здоровой конкуренции. Имен но на такой основе в 1995 году создавалось крупнейшее на се годняшний день в нашей об ласти среди частных органи заций предприятие ООО «ПО «Мемориал». Освоив изготов ление памятников, общество с 2001 года занялось оказа нием ритуальных услуг насе лению. Сегодня «Мемориал» располагает 19 пунктами при ема заказов на захоронения. 8 — Липецке и 11 — в райо нах области. В итоге погре бение каждого третьего покой ного липчанина прямо или косвенно осуществляется си лами этого предприятия. Чем не убедительное доказатель ство в пользу частного пред принимательства в похорон ном деле? В 2003 году ООО «ПО «Мемориал» обратилось в ад министрацию Липецка с предложением создать совме стное с муниципальной служ бой предприятие по оказанию ритуальных услуг с целью сменить в этой службе орга низационно-правовые формы хозяйствования. Что позволи ло бы преобразовать ее в орга низацию, обладающую реаль ной самостоятельностью, име ющую собственные экономи ческие интересы. Причем ак цент здесь делается на при влечение частных инвестиций и внедрение новых техноло гий, дающих возможность значительно улучшить мате риально-техническую базу, повысить качество всего по хоронного дела, с учетом со временных требований благо устроить кладбища. Все это, в конечном итоге, привлекло бы максимальное количество заказчиков ритуальных услуг и, следовательно, повысило бы прибыль, которую в акци онерном обществе в отличие от муниципального предпри ятия, скрывать нет необходи мости. Прежде всего потому, что в ритуальной сфере она, согласно закону, не облагает ся налогом, а во-вторых, ак ционерное общество — это такая организационно-право вая форма хозяйственных от ношений, при которой акци онеры по-настоящему заинте ресованы в финансовых ре зультатах деятельности свое го предприятия. Но воз пока и ныне там. Андрей РЕТУНСКИЙ, директор Липецкого филиала Военно мемориальной компании. А что получим взамен? Мы не раз встречались и бесе довали с Андреем Ретунским на эту горькую для каждого человека тему, и скажу со всей откровенно стью: общего языка так и не на шли. Идею объединения нашего предприятия с ООО «ПО «Мемори ал» не приемлю полностью и кате горически. Уверен, на пользу лю дям такой надуманный союз явно не пойдет, потому что ничего ра ционального в этой идее нет. Про сто ее инициаторы рвутся к высо ким доходам в расчете на перспек тиву, поскольку служба захороне ния вечна. Уверен, что после при ватизации похоронного дела цены на ритуальные услуги вырастут в два, а то и в три раза. Их никто сдерживать не будет, потому что прибыль для частника превыше всего. Уже сейчас плата за похо ронные услуги в обществе с огра ниченной ответственностью «Мемо риал» в среднем на 350-550 руб лей выше, чем у нас. К примеру, рытье могилы механизированным способом у нас обойдется заказчи ку в 698 рублей, а в обществе — 850, а эта же услуга, выполненная ручным способом, выглядит с еще более впечатляющей разницей — 2967 и 5400 рублей. Нашим ветеранам, пенсионерам уже порядком потрепали нервы мо нетизацией льгот, теперь же, с при ходом частника в сферу ритуаль ных услуг, их кошельки могут окончательно опустошить расходы на погребение. Не исключаю, что дело в конце концов дойдет до того, что умерших просто не на что бу дет хоронить. Приводя доводы в пользу при ватизации, Ретунский ставит не в упрек то, что мы работаем без при были, и вообще не заинтересованы в ее получении. Во-первых, это не совсем так: в последние два года мы стабильно держим данный показа тель на уровне, превышающем мил лион рублей. А во-вторых, я считаю некор ректной саму постановку этого воп роса. Практика показывает, что одним из основных источников, формирующих прибыль, как тут ни крути, является повышение цен на услуги. Но этот способ для нашего предприятия абсолютно неприго ден. И не только потому, что оно муниципальное и цены нам уста навливает комитет цен областной администрации. Насколько я пони маю, мы уже по роду своей деятель ности просто не имеем права оби рать клиентов, постоянно повышая расценки, то есть наживаться за счет простых людей, которые боль шей частью и являются пользова телями нашего МУПа ритуальных услуг. Мы не делаем прибыль на людском горе, а создаем ее за счет экономии материальных средств, более полного использования внут ренних резервов, совершенствова ния технологических процессов. Безусловно, в работе нашего предприятия есть и недостатки. Мы видим их, и в силу своих воз можностей стремимся исправить положение. Но есть у нас, и этого никто не сможет отрицать, опре деленные успехи. Одно из после дних новшеств — введение долж ности похоронных агентов. За чи сто символическую плату (250 руб лей) эти работники выезжают по вызову на дом, оформляют все не обходимые для захоронения доку менты, организуют доставку усоп шего из морга и сопровождают его до места погребения. Мы, конечно, хорошо понима ем, что получаемая нами в после дние годы прибыль не позволяет полноценно обновлять физически и морально изношенные основные средства. Поэтому решающее зна чение в этом деле имеет для нас финансовая помощь со стороны городской администрации. В то же время выкраиваем и собственные средства. Так, в 2003 году мы при обрели самостоятельно новый ка тафалк, в 2004-м — экскаватор, а в нынешнем планируем приобрес ти еще один катафалк. Таким об разом, я не считаю ликвидацию на шего предприятия целесообразной. Скажите, разве может служба, в которой, по мнению Ретунского, дела идут из рук вон плохо, в те чение десяти последних лет не иметь ни одной жалобы на свою работу? Итог моих рассуждений таков. Если обществу «Мемориал» так уж захотелось с нами объединиться, то пусть оно занимается благоустрой ством кладбищ, делает их такими, как в Москве, где, кстати, частни ки довели цену похорон до баснос ловной цифры, а основное произ водство пусть остается за нашим предприятием. По моему твердому убеждению, похоронное дело дол жно быть делом исключительно государственным. На этом и став лю точку. Владимир ГОЛУБИЦКИЙ, директор Липецкого муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг. Необходимое послесловие Дее публикации, два противопо ложных взгляда на перспективы раз вития похоронного дела в областном центре. Н а вопрос, какому из них от дать предпочтение, ответить непро сто, поскольку у каждого, если под ходить к проблеме объективно, име ются свои плюсы и минусы. Одно, пожалуй, можно сказать со всей оп ределенностью: нельзя возводить ры ночные отношения в неоспоримый абсолют. Рьток, безусловно, нужен к а к эффективный стимулятор рос та экономики. Н о все, что касается важных аспектов социальной защи ты. населения, должно быть, насколь ко это возможно, выведено за егорам ки. Ведь реформы в конечном итоге проводятся ради человека, а не ради осуществления абстрактных, ото рванных от жизни идей недальновид ных политиков. Это подтверждено практикой социально-экономическо го развития всего, мирового сообще ства. У нас ж е пока практически все преобразования происходят с прямо противоположным результатом. Понятно, жизнь не терпит зас тоя. Поэтому подходить к решению проблем нужно со всей серьезностью и ответственностью. П о принципу старой народной мудрости: семь раз отмерь — один раз отрежь. Александр КИБАЛЬНИЧЕНКО, корреспондент службы новостей «ЛГ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz