Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

16 марта 2 0 0 5 г . , № 4 8 (2 2 4 2 6 ) ^Н ам пишут... Перегибая палку... Странная история приключилась с законом № 122. Сперва члены правительства его расхваливали, потом, когда начались акции протеста, поняли, что перегнули палку, и начали что-то исправлять и латать. А в итоге и экономии денег на стариках не достигли, хотя явно ведь именно это и двигало инициаторами закона министрами Кудриным, Зурабовым, и стариков все равно обидели. Элементарный пример: раньше ветеран войны имел пра­ во на ежегодную бесплатную путевку в санаторий. Теперь только один раз в четыре года. В отличие, кстати, от пышу­ щего здоровьем госслужащего, коему в санаториях полага­ ется отдыхать каждое лето. Насчет нравственности, совести тех, кто проталкивал закон, говорить не стоит. Но просчитать-то последствия наши высокопоставленные прагматики были обязаны. Разумные политики об этих последствиях предупреждали. Да и сейчас они остерегают коллег, готовых идти еще дальше, в духе помянутого закона реформируя здравоохранение, образова­ ние, ЖКХ. Московский мэр, к примеру, обратился по этому поводу с письмом к президенту, которым создана комиссия, призванная разобраться с грядущими нововведениями. А разобраться надо. Если продолжать перегибать палку, она же и сломаться может... Федор МЕЛИХОВ. г. Липецк. С вешалки начинается не только театр Немолодой человек должен привыкать сидеть, а чаще всего стоять в очередях: и за проездным билетом на почте, и за врачебной помощью в поликлинике. Как иногда любят говорить нам, пенсионерам, те, кому далеко до нашего возраста: «Ну, чего вы вечно недовольны, постоите, вам авось спешить некуда». Но признаюсь: Хоть спешить мне вроде бы и вправду не­ куда, а только иногда приходишь в тихое отчаяние, оказав­ шись в толпе ожидающих — и молодых, и пожилых. Так было и со мной, когда я в январе пришел в областную поли­ клинику. Все три ее этажа были забиты людьми. Очереди везде: в регистратуру, у кабинетов врачей, даже в гардероб. Кстати, на вешалку очередь убывала особенно медленно. Одна- единственная гардеробщица металась с охапками одежды, пот катил с нее градом, она напоминала портового грузчика, которому надо срочно освободить сухогруз, чтобы не задер­ живать портовый кран. На первом этаже надпись предупреждала: наверх подни­ маться разрешается только в сменной обуви или бахилах, которые бойко продавались рядом с гардеробом. Цена одной пары невелика, всего четыре рубля, но бахилы годились лишь для одноразового использования, что, конечно, больше всего устраивало продавщицу — покупателей у нее не убывало. На третьем этаже — своя очередь. Вернее — даже две. Первая — из лиц исключительно мужского пола, вторая — дамская. Вы догадались, конечно, — в туалеты. На все эта­ жи здесь одно соответствующее заведение. И входить в него можно лишь по одному. Каково приходится нездоровым людям, приехавшим из­ далека, легко представить. Многие занимают сразу очередь и к врачу, и в туалет. А оказавшись в поликлинике еще через неделю, я уви­ дел, что на сей раз пациенты держали верхнюю одежду в руках. Входя в кабинет, они оставляли ее на стуле или, если на стульях места не хватало, клали прямо на пол. Так про­ исходило в течение трех недель, пока я здесь бывал. Похоже, гардеробщица уволилась. Зарплата-то грошовая, зато нагрузка... Так что попробуй найди замену. А вот точка по сбыту бахил функционировала... Ничего худого не могу сказать о врачах. Они умело и честно делают свое дело. Не сомневаюсь: не хуже, а может, и лучше, чем иные их столичные коллеги. Знаю я и о том, что в поликлинике есть хорошее, современное оборудование, на это тратятся солидные средства. Но ведь не только театр начинается с вешалки. Кстати: если гардероб в поликлинике все-таки есть, то даже самого захудалого буфета не найти. А люди-то из районов порою вынуждены проводить в ожида­ нии целые дни... И вот о чем я подумал: когда наш врач господин Афенду- лов баллотировался в Госдуму, он обещал обратить внима­ ние на улучшение медицинского обслуживания населения. Хорошо бы, если бы он постарался выполнить обещанное. Ну, добился к примеру, чтобы тому же обслуживающему персоналу, тем же гардеробщицам в поликлиниках мини­ стерские чиновники повысили зарплату. Тогда, глядишь, и не лежали бы на полу наши пальто... Впрочем, если честно, тут я больше надежд возлагаю на местную власть. В администрации области, по моим наблю­ дениям, слово не расходится с делом. Возьмутся ее сотруд­ ники за решение вопросов по обустройству поликлиники, куда направляют пациентов со всего региона, помогут руко­ водству и врачам этого учреждения — и всем станет легче, порядка будет больше. Дмитрий ЗАДОНСКИЙ. г. Липецк. Нужна мода на... детей Самой природой женщине назначено рожать много ребятишек, ибо она способна стать матерью в течение двух —трех десятков лет. А у нас в России, где народ катастрофически вымирает, в семьях ограничиваются одним, редко —двумя детьми. Вот женщины и страдают душевно, не выполняя свою жизненную миссию. Помочь им состояться должно государство, тоже заинте­ ресованное в росте рождаемости. Каким образом? Да хотя бы заключением контракта с женщиной или семьей на рож­ дение детей сроком, к примеру, на 20 лет. В его рамках пре­ доставляется беспроцентная ссуда на приобретение жилья и обустройство быта. С рождением первого ребенка списывает­ ся 10 процентов ссуды, второго — 20, третьего — 30, четвер­ того — 40 процентов. Ссуда погашена! За пятого ребенка государство платит премию и присваивает почетное звание «Мать-героиня». Женщина, заключившая контракт на дето­ рождение, регистрируется в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя, ставится на учет в Пен­ сионном фонде. И открывает расчетный счет, на который поступает ссуда. Например, 500 тысяч рублей на 20 лет. Вер­ нуть государству 25 тысяч в год под силу даже средней рос­ сийской семье, тем более с рождением детей долг будет умень­ шаться. Кроме того, чтобы люди заводили детей, нужны уверен­ ность в завтрашнем дне, открытость и лояльность общества к человеку, достаточная материальная обеспеченность, а значит, здоровая растущая экономика. А еще нужна... мода на детей. Стремление к их рожде­ нию должно приветствоваться и поощряться. В Древней Спар­ те, например, холостяков презирали, а в Америке в свое вре­ мя тон в увлечении детьми задавали обеспеченные, знамени­ тые люди: миллионеры, звезды кино. Что не мешало после­ дним, между прочим, оставаться ослепительно красивыми и продолжать карьеру... Михаил АРХИПОВ. г. Липецк. Читатель-газета ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^Х очу быть услышанным «Пустьпохоронитнасгосударство...» С прошлого года в администрации Липецка разрабатывается проект реорганизации похоронного дела. В качестве одного из вариантов рассматривается передача муниципальной службы ритуальных услуг в частные руки. Чем обернется эта реформа для рядовых липчан? Облегчит ли она извечно переживаемые людьми боль и горечь во время проводов своих родных и близких в последний путь или, напротив, приведет к недовольству, а то и к социальному взрыву? Возможность худшего варианта, судя по письмам, приходящим в редакцию, достаточно вероятна. Вот один из таких тревожных сигналов: «Мы, пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и труда, простые жители Липецка, убедительно просим рассмотреть вопрос и запретить частному предпринимателю А. Ретунскому выкупить комбинат ритуальных услуг. Мы, подписавшиеся, — русские люди, отдавшие свой труд и здоровье государству. И пусть после нашей смерти нас похоронит государство, а не частники. Для этого надо сохранить муниципальную службу — комбинат ритуальных услуг, который справляется с захоронением умерших. А приватизаторы — они и мертвых будут обдирать, не постесняются... Т. Князева, Т. Анашкина, Н. Егорова, А. Андреев, В. Уваров, Т. Залетова (всего 26 подписей). Чтобы рассмотреть сложившуюся в похоронном деле ситуацию более полно, редакция предложила высказаться по этому поводу непосредственным руководителям этой печальной сферы социальных услуг — директору Липецкого филиала Военно-мемориальной компании Андрею РЕТУНСКОМУ и директору Липецкого муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг Владимиру ГОЛУБИЦКОМУ . Вечный вопрос: повышение качества Разнообразные чувства, эмоции овладевают человеком при осознании факта кончины кого-то из своих близких. К сожалению, в наше время смерть в большинстве случаев преждевременна: очень немногие продлевают свой жизненный путь до желаемой 100-летней отметки. Но ведь смерть — неизбежный финал жизни. Поэтому горечь утраты неразрывно связана с выполнением священного долга: организовать похороны так, чтобы они достойно венчали память усопшего. Похоронное обслуживание населения, бесспорно, является одной из социально значимых сфер услуг. Это особенно актуально сейчас, когда после многих десятилетий к нам вернулось понимание, что культура похорон - неотъемлемая часть общей культуры. А как осуществляется предоставление ритуальных услуг, связанных с погребением умерших в нашей области? Все ли здесь соответствует назревшим требованиям времени? Федеральный Закон от 1996 года «О погребении и похоронном деле» возлагает функции по выполнению этих печальных обязаннос­ тей на специализированные службы, которые создаются органами исполнительной власти и местного самоуправ­ ления. Вместе с тем практи­ чески повсеместно в городах России работают предприя­ тия с частной формой соб­ ственности, успешно выпол­ няющие большинство функ­ ций, закрепленных исключи­ тельно за муниципальными службами. Более того, закон не оговаривает муниципаль­ ную форму собственности как обязательное условие органи­ зации ритуальных услуг. Согласно статистике Гос­ строя России, курирующего эту сферу на федеральном уровне, в настоящее время 60 процентов ритуальных услуг предоставляют частные фир­ мы, тогда как в 1996 году этот показатель был равен 30 процентам. В Липецке статусом спе­ циализированной службы по организации похоронного дела обладает МУП «Ритуаль­ ные услуги», созданное в 1997 году. Являясь доминирую­ щим предприятием*на рынке похоронных услуг, оно осуще­ ствляет наибольшее количе­ ство захоронений в городе, а также содержит и эксплуати­ рует 12 городских кладбищ общей площадью 160 гекта­ ров. Однако, несмотря на все преимущества, МУП главным образом занимается обычной производственно-хозяйствен­ ной деятельностью в ритуаль­ ной сфере. Полученная при этом прибыль, согласно уста­ новленным нормам, должна идти на улучшение матери­ ально-технической базы, об­ новление парка транспортных средств и как итог — на бо­ лее качественное оказание услуг. Но на протяжении всей деятельности МУПа при­ были практически не было. Да и откуда ей взяться, если в ней никто не заинтересован, если все, что есть на предпри­ ятии, и все, что оно зараба­ тывает, принадлежит городс­ кой администрации? Спраши­ вается: какой смысл увеличи­ вать доходную часть бюдже­ та? Кто это оценит? Такой подход к делу порождает иж­ дивенческие настроения. Нет, к примеру, средств на покуп­ ку техники — ничего страш­ ного, город поможет. И помо­ гает: объем финансирования из городского бюджета увели­ чивается с каждым годом в несколько раз. Надо отметить, что прези­ дент России и правительство уже выразили свое отрица­ тельное мнение о деятельнос­ ти МУПов. Принятые недав­ но федеральные законы обя­ зывают местные органы само­ управления ликвидировать эти предприятия как не отве­ чающие современным требо­ ваниям рыночной экономики в срок до конца 2006 года. Я считаю, что такое решение давно, назрело и в отношении предприятий ритуальных ус­ луг. Можно привести немало примеров успешной деятель­ ности пришедших им на сме­ ну акционерных обществ в Москве, Калининграде, Ека­ теринбурге — там кладбища стали по-настоящему цивили­ зованными. Они благоустро­ ены, озеленены, имеют доро­ ги с твердым покрытием. На­ лажены системы сбора и вы­ воза мусора, архивации мест захоронения в соответствии с планом их размещения по участкам, а для предупреж­ дения случаев вандализма организована постоянная ох­ рана. К слову сказать, у нас в Липецке и дня не проходит без погромов на кладбищах, которые превратились в мес­ та паломничества бомжей и всяких нелюдей, собирающих венки с могил для повторной продажи. И еще. У нас клад­ бища убипятт—■. -„оы миром на Пасху. А ведь на уборку мусора выделяются бюджет­ ные средства. Только, как всегда, их почему-то не хва­ тает. Откровенное нежелание МУПа развивать сферу своей деятельности, повышать каче­ ство оказываемых услуг созда­ ло благоприятную почву для появления на этом рынке многочисленной армии част­ ных^ организаций и предпри­ ятий, работающих в системе здоровой конкуренции. Имен­ но на такой основе в 1995 году создавалось крупнейшее на се­ годняшний день в нашей об­ ласти среди частных органи­ заций предприятие ООО «ПО «Мемориал». Освоив изготов­ ление памятников, общество с 2001 года занялось оказа­ нием ритуальных услуг насе­ лению. Сегодня «Мемориал» располагает 19 пунктами при­ ема заказов на захоронения. 8 — Липецке и 11 — в райо­ нах области. В итоге погре­ бение каждого третьего покой­ ного липчанина прямо или косвенно осуществляется си­ лами этого предприятия. Чем не убедительное доказатель­ ство в пользу частного пред­ принимательства в похорон­ ном деле? В 2003 году ООО «ПО «Мемориал» обратилось в ад­ министрацию Липецка с предложением создать совме­ стное с муниципальной служ­ бой предприятие по оказанию ритуальных услуг с целью сменить в этой службе орга­ низационно-правовые формы хозяйствования. Что позволи­ ло бы преобразовать ее в орга­ низацию, обладающую реаль­ ной самостоятельностью, име­ ющую собственные экономи­ ческие интересы. Причем ак­ цент здесь делается на при­ влечение частных инвестиций и внедрение новых техноло­ гий, дающих возможность значительно улучшить мате­ риально-техническую базу, повысить качество всего по­ хоронного дела, с учетом со­ временных требований благо­ устроить кладбища. Все это, в конечном итоге, привлекло бы максимальное количество заказчиков ритуальных услуг и, следовательно, повысило бы прибыль, которую в акци­ онерном обществе в отличие от муниципального предпри­ ятия, скрывать нет необходи­ мости. Прежде всего потому, что в ритуальной сфере она, согласно закону, не облагает­ ся налогом, а во-вторых, ак­ ционерное общество — это такая организационно-право­ вая форма хозяйственных от­ ношений, при которой акци­ онеры по-настоящему заинте­ ресованы в финансовых ре­ зультатах деятельности свое­ го предприятия. Но воз пока и ныне там. Андрей РЕТУНСКИЙ, директор Липецкого филиала Военно­ мемориальной компании. А что получим взамен? Мы не раз встречались и бесе­ довали с Андреем Ретунским на эту горькую для каждого человека тему, и скажу со всей откровенно­ стью: общего языка так и не на­ шли. Идею объединения нашего предприятия с ООО «ПО «Мемори­ ал» не приемлю полностью и кате­ горически. Уверен, на пользу лю­ дям такой надуманный союз явно не пойдет, потому что ничего ра­ ционального в этой идее нет. Про­ сто ее инициаторы рвутся к высо­ ким доходам в расчете на перспек­ тиву, поскольку служба захороне­ ния вечна. Уверен, что после при­ ватизации похоронного дела цены на ритуальные услуги вырастут в два, а то и в три раза. Их никто сдерживать не будет, потому что прибыль для частника превыше всего. Уже сейчас плата за похо­ ронные услуги в обществе с огра­ ниченной ответственностью «Мемо­ риал» в среднем на 350-550 руб­ лей выше, чем у нас. К примеру, рытье могилы механизированным способом у нас обойдется заказчи­ ку в 698 рублей, а в обществе — 850, а эта же услуга, выполненная ручным способом, выглядит с еще более впечатляющей разницей — 2967 и 5400 рублей. Нашим ветеранам, пенсионерам уже порядком потрепали нервы мо­ нетизацией льгот, теперь же, с при­ ходом частника в сферу ритуаль­ ных услуг, их кошельки могут окончательно опустошить расходы на погребение. Не исключаю, что дело в конце концов дойдет до того, что умерших просто не на что бу­ дет хоронить. Приводя доводы в пользу при­ ватизации, Ретунский ставит не в упрек то, что мы работаем без при­ были, и вообще не заинтересованы в ее получении. Во-первых, это не совсем так: в последние два года мы стабильно держим данный показа­ тель на уровне, превышающем мил­ лион рублей. А во-вторых, я считаю некор­ ректной саму постановку этого воп­ роса. Практика показывает, что одним из основных источников, формирующих прибыль, как тут ни крути, является повышение цен на услуги. Но этот способ для нашего предприятия абсолютно неприго­ ден. И не только потому, что оно муниципальное и цены нам уста­ навливает комитет цен областной администрации. Насколько я пони­ маю, мы уже по роду своей деятель­ ности просто не имеем права оби­ рать клиентов, постоянно повышая расценки, то есть наживаться за счет простых людей, которые боль­ шей частью и являются пользова­ телями нашего МУПа ритуальных услуг. Мы не делаем прибыль на людском горе, а создаем ее за счет экономии материальных средств, более полного использования внут­ ренних резервов, совершенствова­ ния технологических процессов. Безусловно, в работе нашего предприятия есть и недостатки. Мы видим их, и в силу своих воз­ можностей стремимся исправить положение. Но есть у нас, и этого никто не сможет отрицать, опре­ деленные успехи. Одно из после­ дних новшеств — введение долж­ ности похоронных агентов. За чи­ сто символическую плату (250 руб­ лей) эти работники выезжают по вызову на дом, оформляют все не­ обходимые для захоронения доку­ менты, организуют доставку усоп­ шего из морга и сопровождают его до места погребения. Мы, конечно, хорошо понима­ ем, что получаемая нами в после­ дние годы прибыль не позволяет полноценно обновлять физически и морально изношенные основные средства. Поэтому решающее зна­ чение в этом деле имеет для нас финансовая помощь со стороны городской администрации. В то же время выкраиваем и собственные средства. Так, в 2003 году мы при­ обрели самостоятельно новый ка­ тафалк, в 2004-м — экскаватор, а в нынешнем планируем приобрес­ ти еще один катафалк. Таким об­ разом, я не считаю ликвидацию на­ шего предприятия целесообразной. Скажите, разве может служба, в которой, по мнению Ретунского, дела идут из рук вон плохо, в те­ чение десяти последних лет не иметь ни одной жалобы на свою работу? Итог моих рассуждений таков. Если обществу «Мемориал» так уж захотелось с нами объединиться, то пусть оно занимается благоустрой­ ством кладбищ, делает их такими, как в Москве, где, кстати, частни­ ки довели цену похорон до баснос­ ловной цифры, а основное произ­ водство пусть остается за нашим предприятием. По моему твердому убеждению, похоронное дело дол­ жно быть делом исключительно государственным. На этом и став­ лю точку. Владимир ГОЛУБИЦКИЙ, директор Липецкого муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг. Необходимое послесловие Дее публикации, два противопо­ ложных взгляда на перспективы раз­ вития похоронного дела в областном центре. Н а вопрос, какому из них от­ дать предпочтение, ответить непро­ сто, поскольку у каждого, если под­ ходить к проблеме объективно, име­ ются свои плюсы и минусы. Одно, пожалуй, можно сказать со всей оп­ ределенностью: нельзя возводить ры­ ночные отношения в неоспоримый абсолют. Рьток, безусловно, нужен к а к эффективный стимулятор рос­ та экономики. Н о все, что касается важных аспектов социальной защи­ ты. населения, должно быть, насколь­ ко это возможно, выведено за егорам­ ки. Ведь реформы в конечном итоге проводятся ради человека, а не ради осуществления абстрактных, ото­ рванных от жизни идей недальновид­ ных политиков. Это подтверждено практикой социально-экономическо­ го развития всего, мирового сообще­ ства. У нас ж е пока практически все преобразования происходят с прямо противоположным результатом. Понятно, жизнь не терпит зас­ тоя. Поэтому подходить к решению проблем нужно со всей серьезностью и ответственностью. П о принципу старой народной мудрости: семь раз отмерь — один раз отрежь. Александр КИБАЛЬНИЧЕНКО, корреспондент службы новостей «ЛГ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz