Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
Анна Каренина на родной земле В музее-усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна» начались съемки эпизодов нового пятисерийного фильма «Анна Каренина» Николай Киреев Т У Л Ь С К А Я О БЛАС ТЬ КИНОРЕЖИССЕР Сергей СО ЛОВЬЕВ убежден, что натура Ясной Поляны придаст картине своеобразный шарм, ведь образ Левина — автопортрет самого Льва Николаевича Толстого. — Зимой мы снимем здесь две сцены, — пояснил Сергей Алек сандрович. — Первая — возвра щение Левина, его роль играет Сергей Гармаш, в свое имение из Москвы после отказа Кити — Ма рии Аникановой. Вторая, когда через несколько лет Кити, нако нец, ответила ему согласием. За тем съемки снова продолжатся в столице, а летом мы еще раз при едем в Ясную Поляну. В главных ролях сериала заня ты звезды отечественного экра на. Анну играет Татьяна Друбич, старика Каренина — Олег Янков ский, Вронского — Ярослав Бой ко, графиню Вронскую — Екате рина Васильева, Стиву Облон ского — Александр Абдулов, Долли — Ингеборга Дапкунай- те... Помимо Москвы и Ясной По ляны съемки «Анны Карениной» проходят в Санкт-Петербурге и Венеции. В павильоне на «Мос фильме» выстроены декорации особняков, вокзалов, конюшен, ипподром... Детство, которое всегда с тобой Обе картины белорусских мастеров в Гатчине получили призы фестиваль Александр Беляев ГАТЧИНА_______________________________ КАМЕРТОНОМ фестиваля экра низаций в Гатчине (такого не су ществует нигде в мире!) стали прочитанные на его открытии ак терами Ларисой Малеванной и Леонидом Мозговым стихотво рения Давида Самойлова «Соро- ковые-роковые» и «Мы — ленин градцы» — Ольги Берггольц. Эс тафету подхватили актеры и ре жиссеры — солдаты Великой войны — Герман Орлов, Сергей Микаэлян, Николай Трофимов... Разнообразная программа фес тиваля включала ретроспективу фильмов к 60-летию Победы, в нее были включены фильмы, ставшие отечественной класси кой, — «Альпийская баллада» (автор сценария — Василь Бы ков), «Проверка на дорогах», «Они сражались за Родину», «Дневные звезды». Гран-при кинофестиваля, но сящий имя «Гранатовый брас лет», получил фильм Евгения Гинзбурга «Анна», поставлен ный по пьесе Островского «Без вины виноватые». Как всегда, жюри сопроводило свое реше ние нестереотипной мотиваци ей: «За невероятную до изумле ния трактовку великой пьесы Ос тровского...» Фильм принадле жит к жанру «народного кино»: действие перенесено в наши дни, драматическая актриса — героиня пьесы Островского — стала певицей, а Любовь Казар новская, сыгравшая ее, покори ла всех выступлением на фести вале без малейшего намека на «фанеру». Зрительское внимание не обошло картины Александра Ве- лединского «Русское» (по произ ведениям Эдуарда Лимонова). Как бы подслушав мнение зала, жюри присудило фильму специ альный приз «За современную трактовку незабываемого и тру дного послевоенного време ни»... Большой популярностью пользовалась на кинофестива ле выставка живописи и графи ки Владимира Войновича и То нино Гуэрра. В своем кинопо слании итальянский классик об ратился к фестивалю с проник новенными словами. «Я всегда критически смотрю на рабское отношение к тексту, — сказал маэстро. — Как писателю и сце наристу, мне нужно пространст во для того, чтобы творить... Страшные картины блокадного Ленинграда приводят меня к мысли, что немцы поняли: эти люди черпают силы в красоте, хранителями которой они явля ются. Красота смиряет. Фаши сты бомбили Ленинград, они хо тели разрушить красоту... Вой на коснулась и меня, я был плен ным в Германии, в концлагере на мою долю выпало много ис пытаний». Фестиваль в Гатчине интере сен тем, что, наряду с игровыми фильмами, на нем представле ны литературно-документаль ные картины. На этот раз зрите ли просмотрели фильмы о Тют чеве, Державине, Булгакове. Специальный приз жюри был присужден документальному фильму Андрея Осипова «Стра сти по Марине» — о Цветаевой. Газета «СОЮЗ» также присуди ла свой приз этому неожиданно му фильму и вручила его созда телю книги, среди которых была монументальная «История спец служб России X—XX веков» Ио сифа Линдера. Еще один приз «СОЮЗа» — собрание мемуаров из популяр ной серии «Мой XX век» — мы присудили фильму молодого бе лорусского кинорежиссера Люд милы Дубровской «Дикие звери мира» — «За верность теме дет ства, которое всегда с тобой, да же если ты вырос». Фильм полу чился пронзительный, с грустин кой. В кадр попали всего одни сутки двух мальчишек-друзей, мечтающих о мире за неделю до окончания Второй мировой вой ны. И вдруг в их городок бродя чие артисты привозят «Всех зве рей мира» — правда, плюше вых... Второй фильм белорусских мастеров, представленный на конкурсе, «Еще о войне» снят молодым режиссером Петром Кривостаненко по повести Вик тора Конецкого. Этот фильм, в котором успешно, с трепетом сыграла молодая актриса из Минска Светлана Кожемякина, получил приз жюри «За лучший режиссерский дебют». Мы дого ворились в будущем встретиться на страницах «СОЮЗа» с бело русскими лауреатами Гатчинско го фестиваля. Минская актриса Светлана Кожемякина получила путевку вжизнь на Гатчинском кинофестивале. Назад, к Шагалу! Первое свидание Мастера с Третьяковкой случилось 30 лет назад творчество Александр Батыгин М О С К В А— ВИ Т Е Б С К ОКОЛО 200 произведений Марка Шагала из музейных и частных коллекций России, Франции, Швейцарии представлены на вы ставке в Третьяковской галерее. Называется она «Здравствуй, Ро дина!» и означает новую встречу со знаменитым художником-поэ- том. Так называли Шагала, ибо в его творчестве слились и искрен ность, и фантазия, и гротеск, во плотившиеся в неповторимом своеобразии его творческого ми ра. Сам художник так объяснял свою страсть к полетам «во сне и наяву», ставшую его визитной карточкой: «Ребенком я чувство вал, что во всех нас есть некая тревожная сила. Вот почему мои персонажи оказались в небе раньше космонавтов», — напи сал он в своих мемуарах «Моя жизнь». На одном из своих лучших по лотен «Влюбленные, Прогулка» Мастер изобразил себя со своей вечной Музой — женой Беллой, парящей над Витебском. Герои Шагала и он сам были счастливы в полете. Одна деталь: картина написана в 1917 году — револю ционные катаклизмы разрывают бывшую империю, а у художника снова праздник, снова полет... Нынешняя возможность для московской (и не только) публики увидеть собранные под одной крышей картины художника раз ных периодов его жизни уникаль на. Тут и ранние витебские рабо ты, и французский цикл, среди них есть подлинные шедевры. Выс тавка не обойдена вниманием,но вот в прессе рядом с восторжен ными оценками встречаешь и эпа тажно-самоуверенное: смотрите, в Москву привезли второго гра-.. фомана XX века (первый — Пи кассо). Понятно, защищать Шага ла и «агитировать» за него нет ну жды. В Инженерном корпусе Третьяковки побывают и специа листы, и просто зрители-энтузиа сты, сохранившие веру в красоту, способные разобраться в истин ных ценностях. Сегодня хочется напомнить просвещенному читателю: ны нешний знак любви Третьяковки к Марку Шагалу не первый. 32 года назад, в июне 1973 года, здесь прошла первая выставка его ра бот с участием самого Мастера. Как на первых шагаловских чте ниях в Витебске вспоминал заслу женный работник культуры Рос сии, кандидат исторических наук Всеволод Володарский, тогда, в день открытия вернисажа, в Третьяковке яблоку негде было упасть. Сюда приехали министр культуры СССР Екатерина Фур- цева, Майя Плисецкая, Надя Ле же, многочисленные художники, реставраторы, ценители прекрас ного. Произносились официаль ные речи, разрезали красную лен точку, пили шампанское. Высту пил на торжестве и сам мэтр. — Я сердечно благодарен вам за приглашение сюда, на мою Родину, после пятидесятилетней разлуки, — сказал Шагал. — Я благодарен за то, что вы выстав ляете в Третьяковской галерее некоторые мои работы. Вы не ви дите в моих глазах слез, ибо, как ни странно, и вдали я душевно жил с моей Родиной и Родиной моих предков. Я был душевно здесь всегда. Как дерево с Роди ны, вырванное с корнями. В кон це концов это вечная проблема — краски или химия, как я часто говорю. Художники Европы, Америки (кроме художников Азии, Африки) влеклись то в Рим, то позже в Париж. Когда я был мальчиком, в моей душе, быть может, была некая краска, которая мечтала о какой-то осо бой синеве. И мой инстинкт влек меня туда, где как бы шлифуется эта краска. Так же, как русские художники Брюллов или Иванов ехали в Рим, так некоторые мо лодые ехали в Париж. Я не буду распространяться сейчас обо всех этих тонких проблемах. Можно обо мне сказать все, что угодно: большой или не большой я художник. Но я остался верен моим родителям из Витебска... На мой взгляд, в своей корот кой, но чрезвычайно емкой речи Шагал тогда ответил на «вечный» вопрос, где его Родина. Часть ис кусствоведов, критиков, коллег по перу сегодня и так, и сяк склоняют название нынешней выставки «Здравствуй, Родина!» Одни счи тают его «совковым», другие счи тают годы, проведенные Шагалом в Германии и Франции, и приходят к выводу о «непонятности» Марка Захаровича с точки зрения его «корневой системы», самого понятия «Родина». Думаю, в его процитированных словах, произ несенных 5 июня 1973 года, дан честный, исчерпывающий ответ на так остро волнующий знатоков его творчества вопрос. Стоит, наверное, привести еще несколько деталей из череды тех дней, когда счастливый Шагал бродил со свитой по залам Третья ковки. Вот его оценки творчества коллег разного калибра и време ни. У полотен Крамского: «Я маль чиком смотрел на Крамского. По чему я не умею так рисовать? Ми лая штучка». У Саврасова: «Пре лестная! Чудная! Замечательная вещь! Обожаю его! Какой это большой художник! Это же была К Внучки Марка ШагалаБелла (на переднем плане) иМеретМейер-Грабер возле портрета своей матери ВалентиныБродской. революция для русского искусст ва!» В зале Левитана: «Какая пре лесть! Это Россия! Это наша Роди на! Надо уметь так сделать». Уже уходя из зала и показывая на «Мо стик» — одну из ранних работ Ле витана— Шагал произнес: «Какая прелесть! Это лучше Коро». И уже входя в зал Сурикова, оглянулся и добавил: «Это волшебство!» Нынешняя выставка Мастера проходит пафосно, с размахом. Специально к ней подготовлен ро скошный каталог на русском и ан глийском языках. В Москву прие хали внучки Шагала. На вопрос, не обижает ли вас, что дедушка принадлежит всему миру, внучка художника Белла Мейер ответила коротко: «Нет!» Под сенью викария Христа Во властные структуры Польской церкви Папа Римский продвигает прекрасно образованных, знающих несколько иностранных языков ксендзов. Разумеется, небеспричинно а как у них? Анатолий Шаповалов В А РШ А В А ЗА СИТУАЦИЕЙ в Ватикане вни мательно следят и в Москве, и в Минске, и во всем мире. Но осо бое внимание к папскому престо лу — в Варшаве. Кому как не Польше, более 90 процентов на селения которой исповедуют ка толицизм и чей сын 27-й год воз главляет Апостольскую столицу, денно и нощно не молиться за здоровье Папы Римского. Но есть еще один немаловажный момент. Согласно каноническим правилам шесть епископов и ар хиепископов, в том числе карди налы Франтишек Махарский, Генрих Гульбинович, Юзеф Глемп, обязаны уйти на отдых: каждому из них исполнилось 75 лет. Прошения об отставке по даны, и потому страна полнится слухами: кто же придет на смену и возглавит Польскую церковь? Одни уверяют, что епископ-кон серватор Юзеф Михалик, дру гие — епископ-либерал Юзеф Жицинский, который не боится ни масонов, ни коммунистов, по лагая, что со всеми можно найти язык. Главное-де — не термино логия, а идеология. Но с принятием решения Ио анн Павел II не торопится, наме кая, что все в руках Божьих. Пе редача эстафеты — слишком от ветственный шаг, тем более что Римско-католическая церковь Польши на пороге самых круп ных после 1918 года перемен, да и, благо, передавать есть что. Последнее свидетельствую как автор, проработавший в Польше в лихое время — 1979— 1986 го ды. Поначалу видел, как комму нисты пытались, причем небез успешно, набросить на свое вольную церковь корсет, даже обруч. Затем, с зарождением «Солидарности», начался ее взлет, продолжающийся, невзи рая на смену строя в Польше, по сей день. Многое прежде запретное Ш Папа Римский: Все в руках Божьих! стало сегодня на берегах Вислы обыденностью. В Войске Поль ском — капелланы, в школах — преподавание Закона Божьего. Освящают заводы, фабрики, учебные заведения, магазины, бассейны, дома, автомобили. В залах заседаний обеих палат парламента (сейма и сената) вы весили кресты, утвердив и прави ло: рабочий день депутатов дол жен начинаться с молитвы. В тра дицию возвели и массовые (до 200 человек) поездки парламен тариев в Ченстохову, в костел на Ясной Гуре, где хранится знаме нитая икона Божьей Матери. — Уразуметь происходящее в самом деле сложно,— поясняет профессор института политиче ских наук Польской академии на ук Мирослава Грабовская. — Ес ли бы кадило взял в руки Лех Ва- ленса, все было бы ясно: Польша от мала до велика знает, на сколько он набожный человек. Став президентом, Валенса рас порядился построить в Бельве- дерском дворце часовенку, куда приглашал на утренние молитвы всех гостей из-за рубежа (кстати, к их великому удивлению). Для польских же политиков это было, впрочем, обыденностью. Все знали: хочешь добыть прези дентскую симпатию, благосклон ность — постарайся попасть на его утреннюю молитву. Но то Ва ленса... Ответ лежит, казалось бы, на поверхности: налицо упрочение в Польше позиций Римско-католи ческой церкви после того, как на Святой престол взошел знамени тый поляк — Кароль Войтыла, ставший Папой Римским. Костел и гласно, и негласно освящал все действия «Солидарности». Нота любовь все же не была слепой. Когда профобъединение закусы вало удила, костел осуждал и урезонивал его. Ну а после паде ния власти коммунистов в 1989 году ксендзы вообще расправи ли плечи, не стесняясь указывать верующим на проповедях, за ка кие партии и претендентов им следует голосовать. В итоге в сейме оказались свои управляе мые парламентарии, дружно про голосовавшие не только за за кон, запрещающий аборты в Польше. Именно по их настоянию в залах заседаний сейма вывеси ли кресты и узаконили молитвы. Представители левых фрак ций (а их доля в парламенте со лидная) попытались было заар тачиться, но вскоре смирились, сами став читать молитвы, да так истово, что это привело в изумле ние правые силы. Лешек Миллер, возглавлявший тогда Союз ле вых демократических сил, объяс нил происходящее очень просто: мол, лично я с малых лет участво вал в молебнах. С другой стороны, ризы у ксендзов порой отнюдь не белые. По данным ксендза Веслава Кон дратовича, к слову, уже 23 года абсолютно непьющего, в стране 32 тысячи священнослужителей, около 6 тысяч из них имеют пред расположенность к алкоголизму, вдвое меньше — проблемы с вы пивкой. Несчастных, конечно, спасают как могут, что вызывает и одобрение, и понимание в об ществе: ксендзы, дескать, такие же люди, как и мы. Но не зря говорят, даже в том, что делает церковь, тоже должна быть мера. Несмотря на то что польское общество почти пого ловно исповедует католицизм, именно оно ударило в колокол тревоги: не превращается ли светское государство, давшее волю церкви, в государство веро исповедания? Каплей, перепол нившей чашу, стало, как говорят, требование Римско-католиче ской церкви вернуть ей былые зе мли и владения. Произвели со циологический замер — под держка костела снизилась в два раза. Папа Римский тут же вме шался в происходящее, заявив: нельзя втягивать в политику ав торитет костела. Необходимо за ботиться об общественном спо койствии и избегать участия цер кви в текущих политических ба талиях. Костел, подчеркнул, разъясняя указания Иоанна Пав ла II, генеральный секретарь польского епископата епископ Тадеуш Перонек, не нуждается ни в католической партии, ни в католической политике и эконо мике. Тем не менее перемены, кото рые грядут, призваны полностью изменить лицо церкви. Так, ис чезнет должность примаса, как это уже давно произошло в иных епархиях Европы. Причем руко водство — в лице председателя польского епископата — плани руется перенести из Варшавы в Гнезно, веками являвшегося пер вой епархией в стране. Никто не сомневается, что все кандидаты на освобождающиеся посты пройдут через сито самого Иоанна Павла II, завершающего свой понтификат. Несмотря на нездоровье и занятость, Папа Римский, кажется, постоянно ду мает о тех, кому передать свя щеннослужительскую эстафету. И что очень важно: при новых на значениях, которые, кстати, уча стились в последние месяцы, ви карий Христа делает ставку на . молодых. Он почти полностью об новил кардинальскую рать, отда вая предпочтение представите лям государств «третьего мира» и Восточной Европы, значитель но подорвав позиции итальян ских и французских кардиналов, которые до прихода Войтылы со ставляли 75 процентов общего числа «пурпурных шапочек». Се годня их около 30 процентов. Примерно так же он действует и отношение тех, кто займет Олимп власти в польской церкви. Главными претендентами на пост ее главы называют еписко пов Юзефа Михалика и Юзефа Жицинского. Но есть еще один кандидат— апостольский нунций архиепископ Юзеф Ковальчик, который поднаторел за 13 лет на этой должности не только в воп росах дипломатии. Это он, архи епископ, готовит для Папы новые назначения в Польше. Еще пре тендент — личный секретарь Па пы Римского, епископ Станислав Дзивич. Иоанн Павел II больше всего доверяет именно ему, одо бряя любые его предложения. Епископ Дзивич предпочитает действовать по-тихому, но эффе ктивно: не зря его называют Мол чаливым Станиславом. Разуме ется, немаловажно и то, что Дзи- вича всемерно поддерживают его однокурсники по семинарии, занимающие сейчас ключевые посты в Краковской курии, люби мой Иоанном Павлом II. Изменения, которые наступа ют в Римско-католической церк ви, вызовут, по мнению наблюда телей, эффект домино. Польский епископат сегодня самый моло дой в Европе (средний возраст епископов— 62 года). После кад ровых назначений он станет еще моложе. Иоанн Павел II продвига ет во властные структуры пре красно образованных, владею щих несколькими иностранными языками, известных в междуна родных кругах священнослужи телей. В отличие от старших чле нов епископата они свободно ориентируются в финансах, сред ствах массовой информации, не избегают неудобных тем и проб лем. Именно они должны изме нить польский костел, создать сеть международных влияний. Именно среди них, не исключено, может выявиться будущий Папа Римский. Школа выживания В окрестностях Гомеля прошли соревнования российских и белорусских экстремалов испытания Виолетта Дралюк ЧЕТЫРЕ дня ночевали на де ревьях, прыгали с 20-метрового моста, спасали унесенных на льдине, проверяя себя на проч ность, 90 белорусов и россиян в международных соревнованиях «Школа выживания». Признанные законодатели «экстремальной моды» в СНГ — россияне. А в Беларуси такие со ревнования вот уже пятый год подряд проводятся только в Го меле. По традиции к белорус ским командам присоединяются соседи из Брянской области. Нынче участниками гомельской «Школы выживания» стали 15 команд, соревновавшихся в старшей и младшей возрастных группах. Все четыре дня любите ли экстрима «от 14 и старше» провели на природе под откры тым небом в обычных туристских палатках. Впрочем, ночевать зи мой на земле для них удовольст вие. А вот попробуйте разбить палаточный лагерь на деревьях и тем самым выполнить одно из 100 заданий, которые получили «выживалыцики»! За время со ревнований команды прошли около 60 «экстремальных» кило метров. По словам главного судьи со ревнований Владимира ВАСЮ КОВА, нынешние маршруты про легали в условиях глобальных катастроф. Разумеется, смоде лированных устроителями со стязаний. Например, «цунами» на реке Сож и спасение выжив ших, подготовка площадки для приземления инопланетного ко рабля, ядерный взрыв, обруше ние моста и эвакуация случай ных прохожих. Все это происхо дило на глазах гомельчан: десят ки молодых людей один за дру гим прыгали вниз с 20-метрового моста, удерживая при себе «по страдавших» из своих же ко манд. Организаторы необычных соревнований, абсолютно, каза лось бы, оторванные от реально сти, при этом уверяли, что ника кой блажи в таких испытаниях нет. В жизни все может приго диться! Фаворитами нынешней «Шко лы выживания» оказались экс тремаль! из России. Без потерь преодолев все 100 этапов, коман да брянской городской гимназии № 7 взяла главный Кубок сорев нований, пообещав вернуться еще за одним в будущем году. 10 — 16 марта в нашей истории календарь . День за днем 10 марта — День архивов в России. 285 лет назад Петр I подписал «Генеральный регла мент» — учредительный устав го сударственной гражданской службы, вводивший, в частности, должность архивариуса. 11 марта — Европейский день памяти жертв терроризма. 13 марта — День работников геодезии и картографии. 15 марта — День Конституции Республики Беларусь и Всемир ный день прав потребителя. События государственной важности 11 марта 1566 года утвержден 2-й Статут Великого княжества Литовского — свод законов фео дального права, памятник бело русской письменности и юридиче ской мысли. 13 марта 1802 года в результа те разделения Белорусской гу бернии образованы Витебская и Могилевская губернии. 15 марта, 235 лет назад, вбли зи предгорного аула Ангушт пред ставительные старшины всех ин гушских обществ приняли прися гу на «вечное добровольное под данство России». Дороги к Победе 10 марта 1945 года началась Моравско-Остравская операция 4-го Украинского фронта (коман дующий генерал армии И. Пет ров). В результате операции были созданы условия для дальнейше го продвижения войск в централь ную часть Чехословакии. 1 5 марта, 60 лет назад, под ру ководством маршала Ивана Ко нева началась Верхне-Силезская наступательная операция совет ских войск, в результате которой они вышли в предгорья Судет. Коротко 13 марта. 1881 года белорус ский революционер-народоволец И. Гриневицкий брошенной бом бой смертельно ранил императо ра Александра I! и себя. 15 марта 1946 года наркоматы СССР преобразованы в мини стерства. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. “СОЮЗ.Беларусь-Россия» ПериодическоеизданиеСоветаМинистровСоюзногогосударства ГазетазарегистрированавМинистерствеподелампечати, телерадиовещанияисредствмассовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации10марта2000года. Регистрационный№77-1880. Тиражпо РФ:303563 ТиражпоРБ: 504137 Тираж«СОЮЗа.Беларусь— Россия»вРФиРБ: 807700 Шеф-редактор А.И. Батыгин(Москва) Первыйзаместитель шеф-редактораА.М.Таранда(Минск) Адресредакции«СОЮЗа. Беларусь—Россия»: Москва,А-40, ГСП-3125993,улицаПравды, 24. Телефон:257-5787Факс:257-5787Е-шаН: Егтакочавгд.ги Адресредакциигазеты«СоветскаяБелоруссия»: РеспубликаБеларусь, 220013, Минск, улица Б.Хмельницкого, 10а. Тел. ифакс: 232-1432 Издательство:ЗАО«Информационно-издательскийконцерн«Российскаягазета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24.Тел. 257-53-62. Издательство «СоветскойБелоруссии»: БелорусскийДомпечати, КИПУП«Сож». ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенныйиздательскийдом «Медиа-Пресса».Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяетсяповсемподписныминдексам: Пографику: 16.00 «Российскойгазеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номерподписан: 16.00. 40945,38286,41591. «СоветскаяБелоруссия»: 63889. ^ОН&Беларусь--^оссшм 1 ечэтаетс^^ Воронеже,Екатеринбурге,Иркутске,Казани,Калининграде,Кемерове,Краснодаре,Красноярске,МинеральныхВодах,Москве,Мурманске,НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе,Перми,Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе,Чебоксарах,Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг Минске Гомеле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz