Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
* ^П ослесловие к фестивалю Доживем до «Данс-дизайна»... Право, жизнь в Липецке была бы куда скучнее без фестиваля «Танцы на крыше»! Особенно для танцоров-любителей. Фестиваль, с его предельно демократичными правилами, — счастливая ежегодная возможность заявить о себе. Причем не воспользоваться ею равнозначно ЧП. Если коллектив по каким-то причинам не танцевал «на крыше», тут же возникает вопрос: то ли фестиваль его не устраивает, то ли ему нечего показать, то ли его интересы переместились в иную плоскость. ^ М н е на четырнадцатых по счету «Танцах на крыше» было слегка д (Н К н о из-за отсутствия ансамбля международного класса «Эльта» МрШы Можиной (Елец). Но, слава Богу, это не объясняется ни пер вой, ни второй и ни третьей причинами. Просто как раз параллельно с липецким фестивалем в Москве «Эльте» вручали награду журнала «Танцевальный Клондайк» за высокие творческие достижения. Обидно другое: сузилась география участников нынешнего смотра — не было москвичей, воронежцев, гостей из ближнего зарубежья, ансамблей из липецких райцентров, не считая Ельца и Грязей. Да, в целом «Танцы на крыше» нужны и интересны. Но есть кое- какие вопросы и сомнения. Хотя бы в излишне широком толковании самого понятия «эстрадный танец». Вряд ли под него подпадает хо реография в народном или классическом стиле. Так что не очень понятно, почему организаторы «Танцев на крыше» решили включить в программу «Буковинскую польку» и «Под музыку Вивальди» ансам блей из Липецка «Импровиз» и «Ирбис». Что еще не понравилось, так это бедность, невыразительность, схожесть иных постановочных решений. По адресу двух — как будто совсем неплохих — ансамблей один из членов жюри то и дело заме чал: «Да это же близнецы-братья». Может, он чересчур пристрастен и категоричен. Но на пустом месте подобные оценки не возникают. Безусловно: хореографы строят композиции исходя из способ ностей конкретных исполнителей, а эти способности изначально при мерно равны. Но тут все же напрашивается самый приемлемый вы ход из положения — сочетать танец и пантомиму, движение и мысль, ритм и его неожиданные, но по-своему логичные «сбои». Примерно так, как это сделал победивший в нОминации «Слоу» ансамбль «Эллайт» (руководитель Владимир Жихарев). Название его номера, «Равновесие», оправдывалось и в формальном, и в содер жательном плане. Танцоры пытались удержать баланс внешний, йа скамье, и «внутренний», стремясь установить гармонию взаимоот ношений. Особый случай — «Музыка единой молитвы» ансамбля Оксаны Буевой «Талисман». Это — своего рода реквием, послание, исповедь, со звучанием колокола и органа, со сложными мизансце нами, которые выстраиваются в некое современное обрядовое дей ство. Впечатлила композиция «Импульс», поставленная ансамблем «Данс-авеню», руководимым Ольгой Седых. Здесь речь шла, ни много ни мало, о человеке в пограничном состоянии между жизнью и смер тью. Причем на сей раз не было старухи с косой. Кордебалет «Данс- авеню» символизировал кровеносные сосуды героя, находящегося на операционном столе. В менее удачных случаях хореографы пытались «приподнять», усложнить номера за счет откровенно акробатических, спортивных приемов. По идее, это не противоречило широкому понятию «эст радный танец». Однако именно содержательной идеи, сверхзадачи явно недоставало. Липецк не без основания считают танцевальным городом. Иног да во время фестивальных выступлений даже возникало ощущение, что вне его пределов модерн-хореографии словно не существует. Но она есть, она существует и здравствует! Свидетельства тому — и многочисленные видеозаписи, и фестивали соп1етрогагу бапс (в которых участвует Липецкий муниципальный ансамбль «Дане лэнд клаб»), и организуемые в нашем городе Санкт-Петербургской ком панией «Каннон дане» мастер-классы. То есть «Танцами на крыше» танцевальная жизнь не ограничивается. В апреле состоится очеред ной региональный конкурс балетмейстеров «Данс-дизайн», и он-то уж точно должен взять не массовостью и количеством участников, а качеством, оригинальностью номеров. моя Константин КЛЮТКИН. ФОТОАНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. ^Официально Приглашение к участию в конкурсе Управление культуры и искусства администрации Липецкой области приглашает принять участие в открытом конкурсе на поставку видеопроекционного оборудования. Для участия в конкурсе необходимо получить конкурсную документацию и представить заявку по прилагаемой к конкурсной документации форме. Конкурсные заявки должны быть доставлены по адресу: 398050, г. Липецк, пл. Плеханова, 1, каб. 521 не позднее 6 апреля 2005 г., 12 часов (время московское), и .сопровождаться денежным обеспече нием в размере 3% от суммы конкурсной заявки. Вскрытие конвертов с конкурсными заявками произойдет 7 ап реля в 11.00 (время московское) в здании управления культуры и искусства. Представители поставщиков-участников могут присутство вать при этой процедуре по их желанию. Государственный контракт будет заключен с тем поставщиком, конкурсная заявка которого отвечает требованиям конкурсной доку ментации и имеет наилучшие условия в случае, если данный по ставщик обладает необходимой квалификацией для выполнения кон тракта. Контактное лицо — начальник отдела госзакупок управления куль туры Гуров Николай Александрович — тел. 27-23-60. ^ 6 С | ^ 1 о в е с т ь о Великой Отечественной Глава сорок первая Есливраг угородскихворот... Липчанину Андрею Тарану — 77 лет. По специальности он горный инженер- электрик. Его трудовая биография связана со многими вехами нашей молодой в ту пору области, становлением ее экономического потенциала. Главный энергетик Липецких железных рудников. Главный специалист-электрик Липецкого совнархоза; директор областных электрических сетей; заместитель начальника одного из ведущих отделов управления капитального строительства Новолипецкого металлургического комбината; начальник областной электромонтажной организации СПМК-893... Таков неполный перечень ответственных должностей ветерана. Но особенно бережно хранит он в памяти события военного детства, когда он, школьник, был и тружеником тыла, и бойцом истребительного батальона по охране города. С той поры Липецк стал для него таким же дорогим, как и родное украинское Криворожье... Зима 1942 года была для липчан осо бенно тревожной — немцы заняли Елец и находились в 60 километрах от Ли пецка. Я учился в седьмом классе, но стремление быть хоть в чем-то полезным семье в это трудное время побудило меня бросить школу и устроиться на городс кой промкомбинат, где выпускали обо рудование для военных госпиталей. Ком бинат располагался в районе бывшего «Детского мира», на улице Ворошило ва. Рядом, в здании нынешней гостини цы «Советская», находился один из гос питалей. Два других размещались в ста рых корпусах Пятой школы и будущего филиала Московского института стали и сплавов на улице Зегеля. На промкомбинате подростки рабо тали наравне со взрослыми. Мы доводи ли до завершающей стадии изделия, по ступающие из заготовительного цеха. Это были шведские лестницы, операционные столы, раскладные табуретки и многие другие предметы госпитального быта. Выходных у нас практически не быва ло, а если поступал срочный заказ, что случалось довольно часто, оставались работать на ночь. Я старательно, по-мальчишески ув леченно выполнял свое дело и был очень горд тем, что вносил свой, хоть и неболь шой, вклад в разгром врага, в нашу по беду. А судьба тем временем готовила для меня серьезное испытание. Однажды утром, перед началом сме ны, ко мне зашел мой школьный това рищ Васька Горшков. К моему удивле нию, он был как никогда подтянутым, важным и... с карабином в руках. Ста раясь во всем походить на военного че ловека, Васька рассказал, что у нас в городе создается истребительный баталь он, который будет следить за порядком в ночное время, что его туда уже приня ли и что меня тоже вызывают по тому же делу в милицию. Я быстро собрался, и мы туда отправились. В милиции меня спросили, согласен ли я вступить в ряды батальона, не побоюсь ли выполнять опасные задания. Я, не задумываясь, дал согласие и с переполнявшим меня чув ством самоуважения расписался в очень важном, как мне казалось, журнале. Вот так и стал я бойцом фактически боевого подразделения. Батальон бази ровался на нынешней площади Револю ции, в районе старого кинотеатра «Ок тябрь». В небольшом одноэтажном зда нии, которое липчанам хорошо извест но как дом бракосочетания, находилась военная комендатура, а первый этаж соседнего двухэтажного дома, протянув шегося по улице Советской до моста че рез Линовку (в свое время центральную его часть занимали универмаг, а затем швейное ателье), и был передан в распо ряжение батальона. Если мне не изменяет память, насчи тывалось в нем не более 50-60 человек. Кроме сотрудников милиции, в состав входили молодые рабочие и школьники старших классов в возрасте 14-18 лет. Командовал батальоном майор милиции Николай Прокофьевич Рудаков, коман диром моего взвода был его сын Нико лай, старший лейтенант. Этих людей, чьи фотографии хранятся в музее облас тного УВД, я вспоминаю с большим ува жением. Сейчас мне даже трудно себе предста вить, как я, тогда еще совсем зеленый парнишка, мог выдержать такую нагруз ку: днем работать на промкомбинате, а ночью нести патрульную службу по горо ду. Причем мы, мальчишки, ходили на дежурства самостоятельно, без сотрудни ков милиции, нарядами, по два-три че ловека. Нам выдавали красные повязки и трофейные немецкие карабины с бое выми патронами. Предварительно мы их изучили устройство и выполнили не сколько тренировочных стрельб. Кроме карабинов, на вооружении батальона были пулеметы «максим» и Дегтярева. На патрулирование мы выходили четыре-пять раз в неделю. Перед нами ставилась задача — задерживать всех, чье поведение вызывало подозрение, а также тех, кто появлялся на улицах в комендантский час (с 11 вечера до 7 утра). Следили и за тем, чтобы во всех домах соблюдалась светомаскировка, останавливали машины с включенными фарами. Сотрудники НКВД проводили с нами беседы, особо напоминая, чтобы мы лишнего не болтали и точно докла дывали начальству обо всем, что за служивает внимания. Оружие нам раз решалось применять лишь в исключи тельных случаях. Однажды на это дове лось пойти и мне. А дело было так. В тот памятный день мы несли дежурство с упомянутым мной Василием Горшковым. Поднима ясь по пустынному Петровскому спус ку, вдруг увидели едущий следом за нами на малой скорости легковой «га зик» с включенным ближним светом. Когда машина приблизилась, мы зама хали руками, требуя остановиться. Но наш сигнал остался без внимания: ма шина, свернув чуть в сторону, обогнала нас и так же медленно продолжала путь. Видя нерешительность своего напарни ка, я сделал предупредительный выст рел в воздух. Опять никакой реакции. Это задело мое самолюбие — мы же пат рулируем город все-таки, а не гуляем. И я предложил Василию выстрелить по колесам, как это делают в таких случа ях милиционеры и военные. Он катего рически отказался. И тогда я решился. Две пули, с той и другой стороны от машины, ударили о булыжную мосто вую, высекая яркие искры. Машина остановилась, дверь легко вушки резко отворилась, и нашему взо ру предстал крупный мужчина в воен ной форме. В нем мы узнали одного из сотрудников комендатуры. Мужчина повернулся в нашу сторону, громко про изнес в наш адрес несколько крепких выражений, захлопнул дверцу, и маши на тут же тронулась. Мы сильно испу гались, но продолжили патрулирование, с тревогой думая о последствиях, хотя понимали, что действовали строго по правилам военного положения. К наше му счастью, никто в батальоне об этом случае не узнал. А еще помню, как милиционеры бра ли дезертира, а мы, юные бойцы бата льона, стояли в оцеплении. Было это в Студенках, недалеко от церкви. Когда его поймали и уводили, я слышал, как кто-то из милиционеров с угрозой в го лосе произнес: «Ну что, долго еще бу дешь бегать?» Беглеца привезли в ми лицию, посадили в одиночную камеру, а мне пришлось его охранять. Вскоре пришел следователь, поблагодарил меня за службу, и я вернулся на дежурство в батальон. Хотя немцев в Липецке не было, вой на все-таки не оставила иных моих свер стников без своих страшных отметин. Просачивавшиеся в город диверсанты разбрасывали мины-ловушки в форме небольших металлических цилиндров 8- 10 сантиметров в длину и примерно двух сантиметров в диаметре. На моей памя ти было несколько случаев, когда ребя там при взрыве этих «игрушек» отры вало кисти рук. Такое несчастье про изошло и с моим школьным товарищем Василием Казьминым, долгое время работавшим преподавателем в ЛГТУ... ...Весной 1943 года истребительный батальон расформировали. Я к тому вре мени вернулся в школу. Никаких доку ментов о службе в этом чрезвычайном подразделении нам не выдали. Но все равно мы гордились тем, что нам дове рили в то суровое время такое важное «взрослое» дело. Записал Александр КИБАЛЬНИЧЕНКО. ^ В ы е т ; лапки В воображенииисердце «...Когда возникает в воображении и сердце художника весь замысел, тут-то и начинается работа. Пропадает покой и сон. Иногда даже в период сна возникают образы и варианты задуманного». Это —из признаний народного художника России Николая Сысоева, чьи работы вместе с произведениями его супруги Нины Скорубской демонстрируются в областном выставочном зале. Николая Александровича уже около четырех лет нет в живых, однако в экспозиции среди двухсот с лишним произведений двух талантливых мастеров мы находим его вещи, совершенно новые даже для знатоков сысоевского творчества. Это то, что он создал в самый молодой, ранний период жизни. Сысоев по корням своим крестьянин из Лев-Толсто- вского района. И это чувству ется во всем, что оставил нам этот талантливый и много гранный творец. Он никогда не гнался за модой, наследуя лучшие традиции русского реализма. Примечательно оце нил его произведения прослав ленный мастер В. Цигаль: «Искусство Николая Сысоева — рукотворное! Глаз — рука — душа — холст». Наверня ка с этим не смогут не согла ситься все, кто будет стоять, допустим, перед серией картин «Мать», посвященных Вели кой Отечественной войне. А рядом с портретами, пейзажами, натюрмортами Николая Александровича полные лиризма работы за служенного художника Рос сии Нины Васильевны Ско рубской. Полвека жили и трудились рядом эти два на зависть одаренных человека. Вместе, кстати, создавали и картинную галерею в родном Сысоеву Льве Толстом, кото рая ныне носит его имя. Творчество обоих давно изве стно далеко за пределами Липецкого края и России — в Италии, Испании, Герма нии, Японии. Сегодня Нина Скорубская продолжает работать, одно временно особое внимание уделяя популяризации твор- ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА чества мужа. Новая экспози- свидетельство ее собственно- ция в Липецке — дань вер- го яркого дарования, ности Нины Васильевны па мяти близкого человека и (Соб. инф.). /СЖЗШРитм нашей жизни: в МИРЕ Украина надеется на взаимность Украина готовится в одностороннем порядке ввести безвизовый режим для граждан стран Европейского союза. Об этом заявил приехавший с визитом в Германию президент страны Виктор Ющенко. По его словам, упрощение визовых отношений со странами ЕС —в интересах Украины. Ющенко добавил, что надеется на взаимность в этом вопросе со стороны стран ЕС и ожидает упрощения визовых процедур для укра инских студентов и журналистов. Он не скрывает, что в перспективе видит Украину в качестве члена Евросоюза, полностью соответствую щей европейским стандартам прав человека и демократии. По словам вице-премьера Украины Анатолия Кинаха, безвизо вый режим будет введен на время проведения международного кон курса песни «Евровидение». Фидель Кастро: Куба неуязвима Куба неуязвима с военной точки зрения и выстоит в случае агрессии со стороны США. Об этом заявил кубинский лидер Фидель Кастро, выступая на торжественной церемонии, посвященной Международному женскому дню. В своем почти шестичасовом выступлении он заверил, что в слу чае нападения агрессор понесет огромные потери, сравнимые лишь с теми, которые американские войска имели во время войны во Вьетнаме. Людоеда взяли ночью, живьем Гигантский пятиметровый крокодил-людоед, около 20 лет терроризировавший жителей одного из районов Уганды и съевший за это время более 80 рыбаков, был пойман живьем в результате спецоперации, длившейся три ночи. Местная организация по защите дикой природы организовала засаду, и рептилия весом около тонны попалась в хитроумную систему веревок. Жители района Бугири на берегу озера Виктория сообщили, что за последние 20 лет гигантский крокодил сожрал 83 человека, в основном рыбаков, ловивших рыбу в озере для пропитания и тор говли. Крокодилу-людоеду, по-видимому, около 60 лет. В настоя щее время он доставлен на крокодилью ферму в местечке Бувама, к западу от столицы Уганды Кампалы. По материалам электронных СМИ. ш Больная тема «Адилин-супер» для дружков и пиратов Мы умиляемся, глядя на пушистые лохматые клубочки с хвостиками и ушками, периодически попадающиеся нам на улицах. Сюсюкаем, “кис- кисаем”, складывая губы трубочкой: “Какой песик, какой котик, какие глазки...” Умиляемся до тех пор, пока милые кошечки и щенки не вырастают и не начинают мешать нам жить. Когда же это происходит, на помощь горожанам приходят собаколовы. Отлавливать бродячих животных в Липецке входит в обязаннос ти работников муниципального специализированного предприятия автомобильного транспорта по уборке города. На днях подежурить вместе с одним из них отправился корреспондент “ЛГ” . Рабочий день ловца бродячих животных начинается в семь утра. К моему приходу Николай уже успел выполнить несколько заявок от липчан и проехаться по своему участку. Мой новый знакомый более двух лет занимается отловом и умерщвлением собак и кошек, он же регуляр но отвозит их на свалку “ Венера", поскольку работает по совмести тельству шофером грузовой машины. Николай Иванович приглашает меня в старенький грузовик, транс портное средство с трудно определяемой маркой. Первым делом мы отправляемся в район Сокола. — Хозяйка попросила собачку забрать, — объясняет Николай. — Надоела, наверное, вот и потребовались наши услуги. — Неужели и домашних зверюшек приходится усыплять? И час то вы по таким заказам работаете? — Чаще, чем хотелось бы. Бывает, что животное заболело. А бывает, что хозяева просто решили переехать в другой город, и таким образом избавляются от своих любимцев, чтобы не возиться с их перевозом. Рядом со мной на сидении лежит пневматическое ружье калиб ра 4,5 миллиметра — орудие труда собаколова. Судить о людях, которые так просто расправляются с животными, не берусь. Бог им судья. Совсем скоро мы на месте. Крепкий частный домик. Нам тут же открывает дверь бабулька. Она без объяснений понимает, кто с утра пожаловал в ее дом. — Я сейчас его отвяжу и приведу, — хозяйка пытается создать нам все условия для работы. — Не надо отвязывать, — бросает Николай и идет за ружьем в машину. Мужчина действует спокойно и не торопясь. Собака даже не ус певает взвизгнуть... Через пять минут она уже полностью обездви жена. Пока Николай исполнял свою работу, старушка попыталась объяснить мне суть дела. —Он у меня уже старый — одиннадцать лет, да вот еще лишаем заболел, — со слезами на глазах причитала старушка. — Живу я одна, возиться с ним сил нет. — Как зовут собаку? — спрашиваю у бабушки, тоже утирая сле зы. — Пират... Оставив старушку без преданного сторожа, мы едем в ветле чебницу за очередной партией дротиков. — Летающие инфицированные дротики “ЛИДер” предназначены для иммобилизации (обездвиживания) диких и бродячих животных путем введения фармакологических препаратов на расстоянии до 50 метров с помощью любого пневматического метателя, — по-пи- саному оттарабанил мне Николай. Именно таким способом отлав ливают сейчас собак и кошек в Липецке. В ветлечебнице по просьбе Николая ему заряжают десяток дро тиков препаратом “Адилин-супер” — так именуется погибель четве роногих бродяг. Пока ветврач занят привычным делом, я делюсь с ним впечатлениями от сцены с Пиратом. По словам Айболита, ли шай сейчас легко лечится, да и одиннадцать лет для домашнего пса — не возраст. Могла бы псина жить. Едем дальше. По дороге собаколов рассказывает, что ситуация, когда одни жильцы подъезда делают заявки в спецпредприятие на уничтожение приблудившихся животных, а другие потом кидаются на него с кулаками, защищая шариков и мурок, — самая обычная. Слушая Николая, я невольно задалась вопросом: кого мне боль ше жаль — покусанного малыша или застреленного бродячего пса? Ответ, думаю, очевиден, да и многие со мной согласятся, что бес призорные животные не красят наши улицы и подъезды. К сожале нию, нет у нас средств на стерилизацию бродячих животных, нет и денег на строительство питомников для них. В итоге выходит, что используемый сейчас в Липецке метод борьбы с полчищами без домных собак и кошек — единственно приемлемый. Мои размышления прервало прибытие в следующий пункт на шего маршрута — на свалку “Венера” . Николай отдает служителю накладную на привезенных животных. Все они будут свалены в зве риную “братскую могилу” на краю полигона — небольшую яму. А мне вновь хочется плакать. ...Рабочий день Николая еще не окончен, но я спешу с ним рас прощаться. Впечатлений достаточно. Дома меня встречает моя лю бимица — беспородная собака Ника, которую родители привезли в Липецк из далекого Казахстана. Она долго обнюхивает мою одежду, вопросительно заглядывая в глаза. Но я ничего не расскажу ей... Алина СТАРЦЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz