Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
■И « круглый с т о л » ЦЕРКОВЬИГОСУДАРСТВО. ЗАКОНБОЖИИ, ЗАКОНЫСВЕТСКИЕ (Окончание. Начало на 5-й стр.) Да, по Конституции преиму щества у Православия нет. Но нет, слава Богу, и гонений. Как и дру гие религиозные объединения, мы имеем право исповедовать свою веру. В то же время, живя в госу дарстве, духовные лица должны исполнять и его законы. Церковью также определено и защищать Ро- Владыка НИКОН дину, а если потребуется, и унич тожать врага. Главный же судья для человека — его совесть, для христианина — Господь Бог. Заместитель главы адми нистрации Липецкой области НИКОЛАИ ЗАГНОИКО: — Я бы хотел продолжить, не претендуя на окончательные вы воды и обобщения. Просто поде люсь личными наблюдениями, мыслями. Прежде всего, напом нить, что человек —древнее госу дарства. Если обратимся к исто рии, то увидим — нередко именно фигура человека ставится в цент ре и государственного, и обще ственного, и идеологического ус тройства. В связи с этим часто возникали и возникают проблемы, в том числе подобные той, что мы сегодня обсуждаем, — Церковь и государство. А что для их объеди нения надо? Чтобы и общество, и государство были очень высоко развитыми, мудрыми. Если тако го не случается, то мы наблюда ем из истории, как сильное госу дарство пытается подавить любое инакомыслие. Вспомним недавние годы атеизма. Так вот, необходи мо ли, чтобы Церковь была отде лена от государства? Лично я счи таю, что сегодняшнее разделение Церкви и государства пока целе сообразно. Почему? Во-первых, Россия все же многонациональная страна, и как бы мы ни утвержда ли, что главенствующая религия у нас Православие, существует еще и масса людей, которая испове дует иные религии. Поднимая воп рос о главенствующей религии, мы как бы невольно порождаем новые конфликты в дополнение к тому, что уже были. Во-вторых, лично я считаю, что выбор той или иной религии, нахождение Церк ви в государстве требует очень вы сокой степени развития общества в целом и человека в частности. Это когда гражданин осознанно приходит к необходимости быть ближе к Церкви. Но ведь и нахо дясь обособленно друг от друга и действуя мудро, государство и Церковь могут достичь немало благих и очень необходимых для общества целей. У нас в области образовалась своя епархия. Владыка Никон очень много делает для того, что бы она все крепче становилась на ноги. Не в стороне и местные органы власти. Мы действуем со обща, вместе, помогаем друг дру гу. У нас совершенно нет никако го разделения, тем более — анта гонизма. Может быть, когда-ни будь, на последующих этапах раз вития общества, мы и придем к объединению Церкви и государ ства, но не сейчас... Подчеркиваю, здесь очень много зависит от осо бенностей того или иного государ ства, той или иной страны. Рос сия —многонациональная страна, и этим все сказано. Заведующий ис тори ко архивным отделом, сотрудник пресс-службы епархиального управления АНДРЕЙ НАЙДЕ- В: ■На мой взгляд, многое за висит еще и от того, как склады ваются взаимоотношения пред ставителей власти с духовенством. Наш нынешний президент — че ловек верующий, отношения с Патриархом у него сложились. И это, полагаю, дает основание Свя тейшему говорить, что взаимоот ношения между Церковью и госу дарством близки к оптимальным. И в нашей области все происхо дит по той же схеме. Но предпо ложим на минуту, что президент или наш губернатор — протестан ты, католики. Наверное, и взаимо отношения были бы несколько другими. Вопрос: хорошо ли это —строить взаимодействие инсти тутов власти с Церковью на неко ем частном уровне? Никто пока не требует включать Церковь в струк туру государственного устройства, но не надо забывать, что Право славие — наша исконная религия, уходящая вглубь истории своими корнями. Религия, которая во мно гом способствовала созданию российского государства. Исходя из этого, неплохо бы все же отда вать приоритеты ведущей религии и, вероятно, после детального ис следования этой проблемы вклю чать Церковь в систему госстрои- тельства, госдеятельности, зако нодательно строить с ней отноше ния, с оглядкой на то, что боль шинство населения у нас — пра вославное. Председатель обкома Ли пецкой областной организации Российского профсоюза работ- ников^культуры КЛАВДИЯ КО- — Сегодня объединять рели гию и государство, видимо, преж девременно. Но другое дело, что мешает нам всем сотрудничать на взаимовыгодной основе? Как мне представляется, задачи и у влас ти, и у Церкви, и у любого обще ственного объединения, в том чис ле и профсоюзов, практически одни и те же — забота о людях, о их благополучии, нравственном состоянии, социальных гарантиях. Когда бываешь в храмах на бого служениях, слышишь проповеди священнослужителя. За что он вы ступает? За решение тех же за дач и проблем, что и органы вла сти, те же профсоюзы в своей светской деятельности. Сегодня мы, работники сферы культуры, вместе со священнослужителями проводим немало совместных ме роприятий, проповедуем духов ность — и в библиотеках, и в До мах культуры, и в клубах, и в . . . храмах. Да-да, мы вместе участво вали в подготовке Рождественс ких праздников, вечеров, где зву чали песнопения, духовная музы ка, стихи... Вместе выходили на сцены светские и церковные хоры, ансамбли. Насколько мне извест но, у нашей епархии налажены тесные контакты с администраци ей области, управлениями культу ры и образования. И, наверное, надо продолжать так же сотруд ничать в будущем. АЛЕКСАНДР ХАУСТОВ: — Святейший Патриарх Мос ковский и всея Руси Алексий II ча сто встречается с Президентом России, они решают какие-то об щие проблемы и задачи. Вот и наш Владыка Никон, насколько мне из вестно, часто общается с главой администрации области Олегом Королевым. Как строятся повсед невные отношения властей светс ких и церковных? Что выносится на первый план? Может ли область из своего бюджета больше помо гать епархии? НИКОЛАЙ ЗАГНОЙКО: — Совсем недавно, в связи с реализацией закона о монетиза ции льгот, мы столкнулись, прямо скажем, с необычной для нас си туацией —люди вышли на площа ди, по телевидению показывали, как перекрываются дороги, с ка ким неприятием встретило обще ство этот закон. И у нас в Липец ке тоже были попытки накалить си туацию. Владыка Никон, я это го ворю совершенно ответственно, нашел в себе мужество обратить ся к прихожанам, к народу, в том числе через СМИ, и призвать их к благоразумию. Он действовал не как государственный политик, а как человек, к /инению которого прислушиваются, как главный ду ховный пастырь области. И слова Преосвященнейшего были услы шаны, многие люди восприняли их сердцем. Это во многом помогло нам, представителям власти, в ре ализации, наших целей, ведь мы же, в конце концов, не собираем ся людей оставить ни с чем, о каж дом ветеране, льготнике тоже пе реживаем, тревожимся. Вот он — конкретный результат взаимодей ствия Церкви и власти, если хо тите. Что касается контактов главы администрации области и Влады ки, то, насколько я знаю, у них две ри всегда друг для друга откры ты. ВЛАДЫКА НИКОН: — Мы часто общаемся с Оле гом Петровичем, иногда еще и до начала каких-то заседаний, сове щаний. Глава администрации ведь давно хотел, чтобы у нас была своя, самостоятельная, епархия. Сейчас в Липецке идет строитель ство епархиального управления, на эти цели из казны отпущено 20 миллионов рублей. Так же из бюд жета на восстановление храмов выделено 6 миллионов рублей. Глава администрации интересует ся многими вопросами церковной жизни. Спрашивает, допустим, как дела с Троицким храмом, где рас положена баптистская церковь, это в районе Сокола. Объясняю, что сейчас решаем вопрос с го родской администрацией, чтобы нашли им здание. Почему я так де тально рассказываю об этом? Да чтобы показать, сколь скрупулез но Олег Петрович старается вник нуть во все наши проблемы. Встречи и разговоры с главой администрации случаются часто, иногда неожиданно. Вот в сере дине февраля Олег Петрович зво нит мне и спрашивает — а что за событие, почему такое огромное количество людей собралось у Христорождественского собора? Объясняю — привезли мощи пре- подобномученицы, великой княги ни Елизаветы. Тогда глава поздра вил меня с праздником Сретения Господня, отмечавшегося в тот день, и стал живо интересоваться всеми подробностями по поводу доставленных в наш город свя тынь. НИКОЛАЙ ЗАГНОЙКО: — Мне, например, поступает много звонков по поводу того, что выделение Церкви средств из бюджета несправедливо. Люди прямо говорят, дескать, вы зачем деньги на епархиальные нужды от пускаете. Порой такие же выска зывания бывают и в публичных вы ступлениях. Как этих людей впи сать в концепцию «Церковь и го сударство»? Они не готовы еще к объединению. Я не хочу сказать, что антиправославные настроения в обществе сильны, но они, увы, присутствуют. И с этим тоже при ходится считаться. КЛАВДИЯ КОПЕНКИНА: —Да, мнение наших людей по поводу Церкви неоднозначно. И к нам в профсоюзы иногда посту пают подобные звонки, звучат по хожие реплики на заседаниях, пре зидиумах, пленумах. Почему епар хии выделяются средства? Неко торые явно без симпатий относят ся к Церкви, к религии. Может, в этом виноваты и некие перекосы в обществе, государственной де ятельности? АНДРЕЙ НАЙДЕНОВ: — Хотел бы заметить, что со здание нашей молодой епархии очень живо воспринято, востребо вано жителями области. Все, с кем мне приходится сталкиваться в своей работе, весьма уважитель но относятся к Православной Цер кви. В государственных структу рах, средствах массовой инфор мации нам всегда идут навстре чу. Сегодняшний «круглый стол» — тому очередное подтверждение. Довольно часто бывает так, что представители епархии обра щаются в учреждения и организа ции за помощью и сразу же полу чают ее. И наоборот, светские люди, служащие учреждений об ращаются со своими проблемами к нам и также получают необхо димые совет, помощь. АЛЕКСАНДР ХАУСТОВ: — Как замечено здесь, не все по-доброму относятся к Церкви, Православию. Но зато бросаются в объятия сект, входят в другие религиозные объединения. ВЛАДЫКА НИКОН: —Могу перечислить лишь наи более крупные,распространенные на территории области. 11 орга низаций «Евангельских христиан- баптистов», а это примерно 1500- 1700 человек, Восновном действу ют в Липецке, Ельце, Данкове, Гря зях, Льве Толстом, Хлевном. В не которых из вышеназванных горо дах и населенных пунктах есть «Церковь христиан веры Евангель ской», или пятидесятники, а это — 7 организаций, насчитывающих в своих рядах 700-800 человек. Та кое же число «Адвентистов седь мого дня» сосредоточилось в 10 организациях, диапазон их дей ствия, помимо вышеназванных го родов, включает еще и Усмань, Данков, Липецкий и Добринский районы. А вот еще из наиболее многочисленных — «Свидетели Иеговы», в организации —3500 че ловек. По 1-3 организации насчи тывают в себе «Новоапостольская церковь», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормо ны), «Объединенная методическая церковь», «Прогрессивный иуда изм», «Ортодоксальный иудаизм», «Общество сознания Кришны», в которые входят по 25-40 человек. И здесь далеко не все организа ции перечислены, есть ведь еще и незарегистрированные, так ска зать, нелегальные, скрывающиеся от закона —скопцы, жигуны, сата- нисты... Не сказать, чтобы уж очень большие организации, но, имея до тации из-за границы, они разви ваются. НИКОЛАЙ ЗАГНОЙКО: — Представители таких орга низаций просят помещений, тре буют внимания к себе. Настора живает то, что в основном финан сирование нелегальных сект идет действительно из-за рубежа. И второй момент, на который хоте лось бы обратить внимание. Пред ставители сект находятся в конф ликте не только с властями, офи циальной религией, но порой и с общепринятыми устоями в обще стве. Эти секты плодились и как- то привлекали к себе внимание всегда, когда в обществе было не спокойно, когда оно находилось на каком-то переломе. Вспомните начало прошлого века. Каких толь ко сект и течений тогда не было на Руси! ВЛАДЫКА НИКОН: — Как бы там ни было, а ведь при Советской власти в основном заставили уйти в подполье, иско реняли секты тоталитарные и изу верские. Но сразу же после пере стройки они опять пошли к нам, в основном с Запада. ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ БО- ГОДЕЕВ: — Мы забываем еще. об од ной опасности — экстрасенсах, псевдоцелителях, которые своими «магическими» действиями вводят в заблуждение, в транс настоль ко, что потом человека трудно из лечить. А все почему? Да благо датная почва для таких «целите лей» в нашем обществе создана. Когда я учился в 1970 году в Московской духовной семинарии, епископы рассказывали нам, се минаристам, как сектанты совер шают жертвоприношение. Мы удивлялись, не хотелось верить, что такое возможно. Мы все были свидетелями того, как происходи- ■ ли погромы, осквернения на на ших кладбищах в Липецке, Грязях. А в других местах были оскверне ны и православные храмы, напри мер собор в Белоруссии. Обра тить бы на данную проблему осо бое внимание власти! ВЛАДЫКА НИКОН: — Не просто «внимание обра тить»! Здесь надо что-то реальное предложить, развернуть борьбу с этим. Если мы радеем за своих детей и внуков, за наше общество, то просто необходимо действо вать. Начали с «круглого стола», затем вынесли проблему на офи циальный уровень, документально все зафиксировали и перешли к практическим действиям. Допус тим, мне очень понравилась идея телефорума, который не так дав но проходил в нашей области под лозунгом «за чистое телевидение». На мой взгляд, это дало свой эф фект. А вот если бы этот форум или ему подобный (скажем услов но, против тех же сатанистов) про должались бы и дальше, распро страняясь по всем городам и ве сям Руси... НИКОЛАЙ ЗАГНОЙКО: — Вы, Владыка, вспомнили о Телефоруме, проходившем в Ли пецке. Да, одним таким меропри ятием всех проблем не решить. Но начало борьбе против всяческого негатива мы, без сомнения, поло жили. Сейчас все ругают СМИ, в том числе и телевидение. По мнению специалистов, журналистики в на ших изданиях (это подсчитано с бухгалтерской точностью) всего лишь... 8 процентов. Все осталь ное — оплаченные статьи, мате риалы в угоду того или иного че ловека, клана, реклама каких-то товаров, услуг, политических партий и движений, бизнеса... Вот такая грустная реальность. И не случайно самый развивающийся в России —медиарынок. Он набрал такие темпы, что мы сейчас на ли дирующем месте в мире. По мно гим другим показателям отстаем, а здесь — впереди. Когда мы для нашего областного телевидения искали частоту, то сделать это было практически невозможно. Мы добились своего, но с вели чайшим трудом. Ведь работа ГТРК, к сожалению, зависит в ос новном от воли столицы. И един ственное, что мы можем здесь предложить —это свое областное телевидение, где сами липчане бу дут хозяевами и смогут осуще ствить свои задумки. Мы разра ботали частоту, вышли на конкурс, он состоится в апреле, и надеем ся с Божией помощью, конечно, победить. И вот тогда в полной мере начнем развивать свое мес тное телевидение, или, как его на зывают, губернское. Появятся воз можности проведения священно- Алексий БОГОДЕЕВ Начальник управления Су дебного департамента в Ли пецкой области, государствен ный советник юстиции II клас са АНАТОЛИЙ ПАХОМОВ: —Когда судья выносит приго вор или решение, он, разумеется, прежде всего ориентируется на законы государственные. В то же время старается, на мой взгляд, поступать в своей деятельности справедливо и разумно. Это уже как бы зависит и от личности под судимого, и от обстоятельств уго ловного дела, и от судьи, который, между прочим, в своей присяге обещает действовать по закону и по совести, проявлять милосер дие. Думаю, что когда судья вы носит приговор, то вот эти прин ципы и ставит во главу угла. Но ведь есть еще и умышленные пре ступления, преднамеренные, ког да к ним заранее готовятся. И на казывать приходится по всей стро гости закона. Наши судьи переживают мно гие ситуации болезненно, я это знаю, поскольку далеко не первый год работаю в судебной системе. . Знаю внутреннюю жизнь, состоя ние души работников Фемиды, на блюдал, как они даже болеют пос ле рассмотрения иных дел. Внеш не кому-то может показаться, что судья не верует в Бога и выносит приговор чуть ли не с радостью, с удовольствием, но это совершен но не так. Он на службе, он пред ставляет Закон. А что у него на душе? Кто туда заглядывал? Меж ду прочим, мы часто ездим в За- донск, в святые места. В этом рай центре в прошлом году построе но новое прекрасное здание суда. На его открытие приезжали из Москвы представители Судебно го департамента при Верховном суде РФ, областной власти, пред седатели районных судов. В За- донске нас встречал Преосвящен- нейший епископ Никон, мы озна комились с местными святынями, посетили мужской монастырь. В течение двухчасовой экскурсии все (и москвичи, и липчане) очень внимательно слушали Владыку, задавали ему много вопросов. ВЛАДЫКА НИКОН: — Судьям, разумеется, очень нелегко определить меру наказа ния подсудимого. Если бы в сис тему правосудия привлечь свя щеннослужителей, которые помо гали бы судьям... Тут ведь речь о своего рода психологии души. Многие преступники — больные люди, но их ни один врач не исце лит и не увидит в них истинной Клавдия КОПЕНКИНА служителями телевизионных про поведей, бесед на нравственные темы. Мне кажется, православная тема с экрана обществу будет очень интересна, востребована липецким зрителем. АЛЕКСАНДР ХАУСТОВ: — Есть закон Божий, есть за коны светские, государственные. Сказано — не убий, не укради. Не каждый, произнося эти слова, вспоминает, что цитирует Библию. Десять заповедей, данные чело веку, по сути являются кратким сводом законов божественных, нравственных. Значительная часть из них со временем в том или ином виде нашла свое закрепле ние и в гражданских (государ ственных) законах. Но преступни ки во все века нарушают законы —и небесные, и земные. Как быть в такой ситуации судьям, если, со блюдая законы государства, они как бы нарушают заповеди: не су дите, да не судимы будете? Что думают по этому поводу предста вители Церкви и судейского со общества? ВЛАДЫКА НИКОН: — Верующий человек более законопослушный и в смысле со блюдения светского законодатель ства, он ради Господа все, как по ложено, исполнит — будет и тру диться, и молиться, и добрые дела творить. Потому что его высший закон — Божий — на это ориенти рует, Церковь призывает к этому. А вот человеку без веры, думает ся, многое безразлично. У него нет духовной основы, фундамента. Разве мало мы встречаем сегод ня таких, кого не сдерживают ни Уголовный кодекс, ни другие го сударственные нормы и законы? Поэтому, чтобы сегодня у нас в обществе был законопослушный гражданин Отечества, ему надо дать веру, нечто такое, что всех объединит. Со мной психолог бе седовал еще в советское время. Вот как он говорил: да, веру в Бога у советского человека вырвали, а вот заполнить пустоту в душе так ничем не смогли. болезни. Медик будет выписывать лекарства, лечить нервную систе му и какие-то другие заболевания, а в действительности у них — ду ховная болезнь. Я в связи со ска занным приведу такой пример. Это происходило на моих гла зах на перроне вокзала. Одна жен щина из Усмани подходит к цыга нам, гредварительно спросив у меня благословения — дескать, можно, батюшка, я с ними пого ворю? Спрашиваю: «Аты что—цы ганский знаешь? Ну иди...» И вот она начинает с тремя цыганками бойко разговаривать на их языке. Те хохочут, что-то ей отвечают. После я у нее снова интересуюсь: «Ты, что же, и вправду цыганский знаешь?» Она отвечает «Да нет, это мой бес с ними говорит». Чтобы более правильно осу дить человека, надо определить и его психическое состояние. На мой взгляд, сотрудничество орга нов правосудия с духовными ли цами просто необходимо, как со своего рода психологами. АНАТОЛИИ ПАХОМОВ: — Вполне согласен с вами, Владыка. Но хочу заметить, кста ти, что мы одними из первых в России создали в судах психоло гическую службу. В 2002 году в Липецке проходил семинар (с уча стием российско-американского судейского сообщества) на тему психодиагностического обследо вания судей. Психологи, конечно, не священники, тем не менее они тоже занимаются в какой-то мере лечением души. ЗАБЕГАЯ ВПЕРЕД. Сразу же после заседания «круглого стола» Анатолий Пахомов договорился с Владыкой Никоном, чтобы совер шить обряд освящения нового Дворца правосудия в Липецке. Че рез три дня архиерей прибыл в главное судейское здание в сопро вождении нескольких священников и церковных певчих. По всем пра вилам был отслуженмолебен с во досвятием, освящены кабинеты, коридоры и прочие помещения. Председатель областного суда Иван Марков отимени всего кол лектива передал священнослужи телям пожертвования на нужды епархии, на возрождение храмов. ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ БО ГОДЕЕВ: —Здесь уже затрагивался воп рос о православном образовании. Ситуация повсеместно была бы значительно лучше, если бы свя щеннослужителям порой не пре пятствовали работать с общеоб разовательными учебными заве дениями. Положителен пример в этом смысле в Грязях, где сейчас со всеми школами заключены до говоры, администрация и органы образования не видят в этом ни чего плохого. Говорят — приходи те, пожалуйста, работайте с деть ми, их родителями, педагогами. Консультант по гуманитар ным проблемам Федерации профсоюзов Липецкой облас ти ТАМАРА ГОЛОВКИНА: — Сегодня было сказано, что 80 процентов населения у нас — православные. И практически все, без исключения, время от време ни нуждаются в отправлении ка ких-то церковных обрядов, боль шинство отмечают праздники Рож дества, Пасхи, Троицы... В связи с этим хочется, чтобы священно служители еще больше просвеща ли народ через СМИ, учили, как правильно все-таки проводить эти праздники, как вести себя в об щественных местах. Мне кажется, ликбез в Православии надо начи нать с раннего возраста —с детс кого сада. Лично я обеими рука ми за православное образование, за те же воскресные школы. К примеру, в вузах у нас гото вят специалистов, многие из них потом становятся руководителя ми. Но, чтобы стать хорошим ру ководителем, мне кажется, надо иметь прочные морально-нрав ственные устои, что и дает, в об- щем-то, знание православных ка нонов. ЗАБЕГАЯВПЕРЕД. Через не сколько дней после «круглого сто ла» Тамара Гэловкина связалась с протоиереем Александром Зю зей и предложила свою помощь в решении проблем, связанных с православным образованием в светских школах, в частности в проведении анкетирования роди телей, организации «круглого сто ла» с участием Церкви, обще ственности, педагогов и родите лей на тему «Почему нам необхо димо учить детей Православию?» ВЛАДЫКА НИКОН: —Действительно, надо нам и по телевидению, и в газетах чаще выступать, готовить подрастаю щее поколение к духовной жизни. Конечно, многое зависит и от на шего сотрудничества со сферой образования, от педагогов. Важ но, чтобы и родители, и препода ватели показывали молодежи при мер образцовой жизни. Раньше с этим было сложнее, страной правил атеизм. В качестве иллюстрации приведу такой при мер. Одна учительница-атеистка принесла в класс икону. И «настав ляет» детей — Бога нет, поэтому пусть каждый подойдет и плюнет в Него. Все по очереди подходят, а один мальчишка сидит и, по все му видно, не собирается с места двигаться. Она ему: а ты, дескать, что же? Он отвечает: если Бога нет, то чего в Него плевать-то? Что делать, атеистический период на ложил свой отпечаток на многих, теперь надо исправлять ситуацию совместными усилиями. АНАТОЛИИ ПАХОМОВ: — Я тоже считаю, что надо в этом отношении больше уделять внимания детям, молодежи и как можно больше создавать и под держивать церковно-приходские, воскресные школы, другие право славные учебные заведения. С малых лет человеку необходимы такие знания, как Заповеди Божии. Я вот вспоминаю свою бабушку, она прожила 101 год. Мне было всего семь лет, когда она умерла. Но я из того отрезка жизни все отчетливо помню. Она воспитыва ла меня в духе уважения к Богу, к Православию, а ведь то были годы атеизма. ВЛАДЫКА НИКОН: — Кто знаком с Ветхим Заве том, помнит, когда пророк Мои сей выводил еврейский народ из египетского плена и вел его в зем лю обетованную, то люди зароп тали, вместо того чтобы благода рить Бога за спасение, за Его ми лости к ним. Господь в наказание 40 лет водил их по пустыне. Что бы подумали, поразмышляли... Так вот и нам, вероятно, нуж но время, чтобы и в вопросах об разования, и в других вопросах взаимодействие Церкви и госу дарства окрепло, наладилось. Увы, пока предмет православия сде лать обязательным в светской школе невозможно, только—доб ровольно, по желанию родителей. АЛЕКСАНДР ХАУСТОВ: — В Липецке есть центр «Воз рождение», гимназия православ ная... Расскажите вкратце, как они работают, заинтересованы ли в их деятельности государственные органы, светские учреждения? Благочинный Липецкого церковного округа, протоиерей АЛЕКСАНДР ЗЮЗЯ: —По благословению Владыки Никона у нас в епархии открыт центр «Возрождение», где я несу послушание как руководитель. Мы заключили договор со Студеновс- ким рудоуправлением, которое предоставляет нам для работы свой Дом культуры. Центр буквально с каждым ме сяцем завоевывает все большую популярность, и не только среди подрастающего поколения. У нас как-то состоялась очень интерес ная встреча-беседа с ветеранами, пенсионерами из дома престаре лых. В центре проходят интересные и познавательные встречи, семи нары, праздничные выступления и концерты. Успешно действуют не сколько секций для детей и моло дежи — со всех общеобразова тельных школ Липецка, воскрес ных школ. Это в первую очередь —дискуссионный клуб «Фома» при Христорождественском соборе г. Липецка. Сюда постоянно прихо дят липецкие студенты. Слушате ли задают вопросы и о духовной жизни, и о первых шагах в Право славии, к примеру, что такое мо литва, храм, как правильно вести себя в церкви. Также есть у нас в центре «Воз рождение» и секция иконописной школы. Здесь с молодежью зани маются очень опытные специали сты с духовным образованием, они могут писать иконы разных жанров и стилей. В эту секцию, которая на ходится непосредственно вДК Сту- деновского рудоуправления, при ходит очень много желающих, осо бенно из художественных школ об ластного центра. И есть такие, кто, заканчивая обучение здесь, может самостоятельно написать икону. Уже состоялись выставки некото рых работ. Эта секция представ ляет свои иконы в храмы, которые только возрождаются, строятся и где нет пока еще иконостасов. Думаю, всем липчанам не безынтересно узнать и о секции ду ховно-певческой школы. В ней — 25 человек. Дети приходят сюда с малого возраста, учатся духовным Тамара ГОЛОВКИНА песнопениям и даже через неко торое время участвуют в богослу жениях, поют вместе со взрослы ми на клиросе в храмах. Так было в дни Рождества Христова, сейчас ребята готовят концерты к Пасхе. На более высокий уровень вы ходит центр и во взаимодействии со светскими общеобразователь ными школами. Недавно у нас про ходил вот такой же «круглый стол» с участием представителей епар хии, которые ездили в Москву на Международные Рождественские чтения. Они поделились своими впечатлениями. Их выступления внимательно слушали директора светских школ и дошкольных уч реждений, их заместители по вос питательной работе, преподавате ли. Все мы видим, что происхо дит с молодежью, что творится на улицах и площадях после дней го рода. Все вокруг буквально зава лено мусором, баклажками из-под пива, бутылками из-под спиртно го. Не город после таких празд ников — помойка. Всем нам нуж ны, наверное, мероприятия более глубокие, нравственные даже и во время таких праздников, как День города. АЛЕКСАНДР ХАУСТОВ: —Нередко столько средств на ветер улетает, зато храмовый пра вославный комплекс в районе тех нического университета строить не на что... ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ЗЮЗЯ: — Комплекс действительно был бы великолепный, красивый, судя по эскизам. Но, вы правы, нет денег, а если что и делается, то исключительно на пожертвования граждан, некоторых организаций. Ну а в районе технического уни верситета сейчас достраивается храм-часовня во имя мученицы Татианы, входящий в этот комп лекс. И тоже только на пожертво вания. Слава Богу, областная ад министрация в первом квартале выделила на эту часовню некото- Александр ЗЮЗЯ рую сумму денег. Так что, думаю, к Пасхе в храме уже начнутся пер вые Богослужения. ТАМАРА ГОЛОВКИНА: — Я сейчас вот о чем поду мала. У нас в общеобразователь ных школах учебные предметы, в том числе и сексуального просве щения, вводят нередко волевым порядком. Мы что, не можем во левым порядком ввести основы Православия в школах хотя бы на территории Липецкой области? НИКОЛАЙ ЗАГНОЙКО: — Понимаю, о чем речь. Но, думаю, мы за «круглым столом» этот вопрос не решим. Если ро дители, общественность, все вме сте — дружно и более настойчи во — будут этот вопрос продви гать, то и на государственном уровне возможно принятие реше ния, которое позволит в светских школах организовать подобные уроки. Но сразу же замечу, что и противников здесь много. КЛАВДИЯ КОПЕНКИНА: — Не вы первый, отец Алек сандр, подметили, что в празд ники светские много безобразия происходит. Но тут, опять же, наша с вами воспитательная ра бота, пропаганда в учреждениях- культуры, храмах, СМИ должна быть многократно усилена. Согла ситесь, что подобным же обра зом люди относятся не только к светским, но и к религиозным праздникам. Посмотрите, что происходит, к примеру, на клад бищах в дни Пасхи, Троицы. Обидно, но люди никак не хотят понять, что нельзя там распивать водку, нельзя вот так отдавать дань памяти своим умершим род ственникам и близким... ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ЗЮЗЯ: — У нас существует пробле ма с Елецкой православной гим назией. Этим учебным заведе нием соблюдены все законода тельные процедуры — пройдены аттестация, аккредитация. До поры до времени преподавате ли гимназии получали из бюд жета зарплату. Но вот теперь вышел в свет закон, в соответ ствии с которым не будет опла чиваться труд педагога в него сударственных учреждениях. Ди ректор гимназии протоиерей Ва силий Романов, все' священно служители очень этим обеспо коены. А в прошлом году здесь уже был первый выпуск 11-го класса. Кто бы в Елец ни приез жал из органов власти, депар тамента образования, все в вос хищении — какое замечательное учебное заведение, где дети по лучают знания и духовные, и светские. И что теперь? Епар хия пока, увы, не в состоянии со держать православную гимна зию. Как бы разрешить эту про блему? Ведь не только в Ельце, а й в Липецке теперь тоже от крыта православная гимназия. Ей уготована такая же участь? КЛАВДИЯ КОПЕНКИНА: — Я бы посоветовала вам об ратиться к депутатам, тем более что они по Елецкому округу очень активные, деятельные, такие, как, например, Николай Иванович Борцов... Попробуйте через них внести предложения, изменения в закон об образовании. Ведь, в конце концов, затронутая пробле ма касается не только нашей об ласти, а всей России. Не будем действовать — никогда и не ре шим вопрос. ВЛАДЫКА НИКОН: — В заключение работы «круг лого стола» хотелось бы поже лать, чтобы власть в центре и на местах, все государственные, су дебные, правоохранительные, профсоюзные и другие организа ции еще ближе подошли бы к Церкви. Все мы (и государство, и власть, и общественные орга низации) — неразделимы, мы просто обречены на взаимопони мание, на совместную работу во благо человека, во спасение его души. Александр ХАУСТОВ. Фото Анастасии МЕНЬШИКОВОЙ. МНЕНИЯ ВЛАДЫКА НИКОН: — От всей души я хбтел бы выразить бла годарность и организаторам, и всем тем, кто пришел на заседание этого «круглого стола». Нам, священнослужителям, и всем, кому не безразлична судьба Русской Православной Церкви, судьба России, чаще бы встречаться вот так и обсуждать, а в какой-то мере и ре шать наболевшие вопросы. НИКОЛАИ ЗАГНОЙКО: — На мой взгляд, сегодняшний «круглый стол» — одна из тех форм сотрудничества, в том числе и с Церковью, которые мы, пред ставители власти, будем и в будущем широ ко использовать в своей работе. Я полагаю, будут найдены и другие способы ведения ди алога, когда люди вот так же соберутся и ста нут обсуждать, предавать гласности самые злободневные проблемы. Я лично с большим интересом принял участие в сегодняшней бе седе. Думаю, что мы найдем способы раз вить затронутые и озвученные здесь темы, идеи, мысли, а какие-то проблемы и решить. КЛАВДИЯ КОПЕНКИНА: — Считаю, что мероприятия, подобные се годняшнему «круглому столу», полезны и не обходимы. Ведь мы, профсоюзы, так же как и Церковь, испытываем в чем-то похожие труд ности, проблемы. К примеру, в нашей сфере из 10 тысяч работающих только половина чле нов профсоюза. Значит, есть сомневающие ся. Как кто-то еще не пришел к вере, так и у нас еще не все влились в ряды профсоюза. Наш ЦК профсоюза в Москве уже сотруд ничает с Московской патриархией, священно служители бывали на всероссийских съездах, пленумах, других мероприятиях. Уверена, и мы в Липецке к этому придем. Проблемы, затронутые нашим сегодняш ним «круглым столом», надо решать и привле кать к этому как можно больше общественно сти. ВСЕКИТАЙСКИ ОТЛИЧНИКИТРУДА С этого года китайским биз несменам впервые будут при сваиваться звания "Всекитай ский отличник труда” и "Всеки тайский передовик производ ства". Владельцы частных пред приятий в Китае смогут полу чать звания уже с 1 мая 2005 года. Три тысячи отличников труда будут отобраны партией и правительством к специаль но созываемому торжественно му собранию в честь Дня меж дународной солидарности тру дящихся. По данным Всекитай ской федерации профсоюзов, почетные звания получат в пер вую очередь бизнесмены, удо стоенные ранее титула “Отлич ный строитель социализма с китайской спецификой” (в про шлом году его получили сто предпринимателей). ПОКА ПРЕДУПРЕЖДАЮ' С 21 февраля профсоюз служащих “Уег.сН” начал пре дупредительные забастовки дабы оказать давление на вла сти земель Германии. После дние не соглашаются прини мать условия тарифного дого вора, заключенного профсою зами с федеральным прави тельством и представителями объединения работодателей- коммунальщиков. В предупре дительных забастовках прини мают участие десятки тысяч ра ботников сферы жизнеобеспе чения. Акции на разных пред приятиях земельного подчине ния происходят ежедневно. ПОХОРОНЬ ОТМЕНЯЮТСЯ В израильском городе Арад работники похоронной конторы объявили забастовку, протес туя против невыплаты им зар платы за последние четыре месяца. "Мы не будем хоронить мертвых, пока правительство не прекратит хоронить нас” , — сказал представитель "отрас левого” профсоюза родствен никам людей, скончавшихся в последние сутки. Гробовщики заявили, что городское кладби ще Арада будет закрыто до тех пор, пока задолженность по зарплате не будет погашена в полном объеме. НЕНАРУШАЙТЕ ПРАВА РАБОТНИКОВ Руководство Минтруда Ук раины заявило о намерении от слеживать соблюдение трудово го законодательства во время приватизации. Новый министр труда Вячеслав Кириленко от крыл, что во время приватиза ции люди, которые получили с собственность госпредприятия, “откровенно нарушали Кодекс законов о труде и колдоговоры пренебрегали правами работни ков этих предприятий и проф союзов” . Министр не исключи/ возможности возврата в госсоб ственность приватизированны> предприятий, на которых про исходили “особо грубые нару шения прав работников и проф союзов” . ПОЛИТИКУ НЕТРОГАЛИ 1 марта прошел массовый митинг на центральной площа ди Воронежа против повыше ния цен на услуги жилищно- коммунального хозяйства. Ми тинг организовали воронежские профсоюзы, которые привезли людей с предприятий в массо вом порядке. В итогах, по раз ным оценкам, собрались от семи до девяти тысяч человек. Лозунги касались исключи тельно тарифов на ЖКХ. Проф союзы объясняют свою акцию тем, что с начала года в Воро неже произошел резкий скачок тарифов ЖКХ. Плата за элект роэнергию возросла на чет верть. Более чем на треть уве личилась стоимость газа. За отопление воронежцы платят на 60 процентов больше, чем в прошлом году. Кстати, с участ никами митинга солидарна и областная прокуратура: она со чла незаконным решение влас тей Воронежа о повышении та рифов и подала протест в суд. ЗАЖИЛЬЕПЛАТИТЬ ВТРОЙНЕ С марта жители Петропав ловска начнут платить за жилье втрое больше. Тариф на ком мунальные услуги доведен до федерального стандарта и со ставил 90,4 рубля за 1 квадрат ный метр. Депутаты областной думы и профсоюзы Камчатки опаса ются, что в совокупности с пло хим исполнением на местах закона о монетизации льгот повышение квартплаты вызовет социальный взрыв среди насе ления областного центра. Об ластной Совет направил обра щение к президенту Владими ру Путину и председателю пра вительства Михаилу Фрадкову с просьбой приостановить дей ствие постановления о перехо де на федеральные стандарты до 31 декабря 2007 года. Федерация независимых профсоюзов Камчатки считает, что решение о более чем трех кратном повышении тарифов по оплате услуг ЖКХ принято без учета и анализа реальной платежеспособности населе ния, оценки благосостояния горожан до и после введения новых тарифов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz