Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
^ Ю б и л е й Золотая лестница поэзии В 1941 году, когда враг напал на страну и началась Великая Отечественная война, Владиславу Зорину, мальчику из тамбовского села Староторбеево, исполнилось шесть лет... 6 й Повесть о Великой Отечественной Глава сороковая Философияподвига В год 60-летия Великой Победы липецкий поэт Вла дислав Зорин отмечает свое 70-летие. Пять детских лет, когда подспудно формиро вались черты характера, ему выпало жить в условиях су ровых испытаний: так, как жили крестьянские дети во енных лет. Похоронка на отца, голод, холод, ранний труд... Все было. А главное, с детских лет родилось вол шебное осознание причастно сти к поэтическому слову. Отец, школьный учитель, сам писал стихи, как и его друзья. Были книги —Пуш кина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова... И это благотвор ное причастие, как оказалось впоследствии, сформировало его судьбу на всю дальней шую жизнь — преданно слу жить русскому слову. Первое опубликованное стихотворение его появилось в газете «Мичуринская правда» в 1950 году. С тех пор, вот уже более полувека, Владислав Зорин — подданный Литературы. Ему повезло, как и поколению, вышедшему из военного детства. Перед ними, вместе со страной, раскрывались масш табные задачи: настала неповторимая эпоха созидания. Эпоха строек, грандиозных планов и задач, которые, что бы ни гово рили сегодня, вывела страну на передовые позиции в мире. Разумеется, писательство в этом созидательном процессе так же было Делом. Ему довелось побывать едва ли не во всех республиках СССР, видеть жизнь народов воочию — как журналисту и поэту. Фи лологические и исторические знания (он закончил филологи ческий факультет педагогического института), впечатления су рового военного детства во многом сформировали обостренный интерес к истории Отечества, к славным ратным подвигам пред ков, отцов и дедов. Не случайно его творчество высоко оценили прежде всего поэты-фронтовики. Вот как писал о нем в 1972 году известный поэт Сергей Норовчатов: «В своих стихах поэты останавливаются обычно на узло вых событиях истории страны, и это в общем верно, ибо имен но тогда ярче всего проявлялись основные качества народа... Мне кажутся в этом отношении интересны стихи липецкого поэта Владислава Зорина «Петухи». В этих стихах много под линной удачи, веселой яростности, в них ощущается размах и сила, ... это стихи о мужицкой России, выдвинувшей Разина и Пугачева...» В этой авторитетной оценке — глубинная суть поэзии В. Зорина, всегда гражданственно-неравнодушной к болям и бе дам народным. Многие его стихотворения, опубликованные и на страницах «Липецкой газеты», — яркое тому подтвержде ние. Но как истинный поэт Владислав и прекрасный лирик. Природа, образы родной Староторбеевки, Тамбовщины, пере плеск речных струй Воронежа, лики русских жертвенных жен щин — все отражено в его стихах... Да ведь и поэтический сборник, где собрано сто его стихотворений о Женщине, мог родиться только в сердце лирического поэта! Поэт старости не имеет: в семьдесят любят так же, как и в шестнадцать! Мудрость прожитого и пережитого лишь подни мает эту любовь до всечеловеческих высот. Так было всегда. Важно лишь не разменять свой дар, свою судьбу на жалкие гроши тщеславия, суеты и конъюнктурщины! Думается, Владиславу это вполне удалось. Он, как и всегда, в строю — подданный Русской литературы! Владимир ПЕТРОВ, сопредседатель областной писательской организации Союза писателей России. Владислав ЗОРИН * * * Подростки меня окликают: дед! А что мне скрывать седину. Я старше Победы на десять лет И старше детей — на войну!.. 2005 год. * * * Вот утешило меня известьице! Поживем, распутье не кляня. Скоро, скоро Золотую лестницу Сбросит с неба ангел для меня. И пойду я разнотравьем луга , Явь ли? Или в стужу сны? Как мне грустно: Нет со мною друга , Так хотел дожить он до весны! В подземелье лестницу не спустишь, Не расстелешь луг во тьме земной... Зеленеет холм, А рядом пустошь — Мой предел С черемухой лесной. * * * Из века в век одно и то же Твердит доверчивый народ, Что, мол, бесчинствуют вельможи — Всем царским милостям в обход. Между царем и смерным людом Глухой стеной стоит забор, А знал бы царь, что людям худо, Давно б воров в тюрьму упер... А х , эта вера! Как ни горько, С ней россиянин сходит в гроб, А ведь впечатал поговорку: «Таков приход — каков в нем поп!» Творческий вечер поэта состоится 10 марта в областной научной библиотеке. Начало в 18.00. С овсем недавно в Елец ком государственном университете им. И.А. Бунина вышла книга доктора филологических наук Натальи Борисовой «Нина Попова: жизнь как созида ние». На основе богатейшего документального материала, многочисленных встреч и бе сед с дочерью этой удивитель ной женщины, с друзьями, коллегами по работе героини Наталья Валерьевна воскреси ла для нас образ русской жен щины-подвижницы, комму нистки и... глубоко верующе го человека. Имя ее в прошлом веке было хорошо известно в мире. Родившись в Ельце в 1908 году, Нина Васильевна Попо ва вместе со страной прошла нелегкий и славный путь, до стигнув планетарной известно сти, будучи председателем Комитета советских женщин, вице-президентом Междуна родной Демократической Фе дерации Женщин, руководи телем Союза Советских Об ществ Дружбы. Ее считали яр чайшей представительницей русских женщин, всей жиз нью, всей судьбой принявшей великую миссию — сближать народы для мирной созида тельной жизни. Именно она в СССР стояла у основ форми рования народной диплома тии, так много сделавшей для разрядки международной на пряженности в годы «холод ной войны». Ее знали и вы соко ценили известнейшие женщины мира — Долорес Ибарурри (Пассионария), Ин дира Ганди, Элеонора Руз вельт, Эжени Коттон, Мари- Клод Вайян Кутюрье, Цола Драгойчева, президенты и по слы многих государств... Н ачало войны Нина Васильевна встрети ла в должности пред седателя Краснопрес ненского райисполкома — од ного из центральных районов столицы. Еще до нападения немцев на страну Москва, по секретному распоряжению Сталина, готовилась к само обороне: строились бомбоубе жища, выносились за городс кую черту хлебозаводы, под готавливались водоемы с за пасами воды, решались зада чи противопожарной и проти вовоздушной обороны. Готови- Нина Попова с дочерью Ренитой. лись кадры и для подпольной работы — на худший случай, проводились учебные тревоги. Нина Васильевна отдавала отчет: Красная Пресня —сер дце Москвы. От того, как на дежно будет защищен этот район, зависело многое. Осо бенно — психологическое со стояние жителей столицы. А потому организации самообо роны вместе с первым секре тарем МПС КПСС Александ ром СергеевичемЩербаковым она отдавала все силы и не дюжинные организаторские способности. Изучала опыт по добной работы в Лондоне и Берлине, но многое привнес ла своего, необычного... С первых часов войны она числилась мобилизованной. Усилия предвоенных лет не прошли даром: летом 1941 года в Москве не было пани ки, вражеские налеты не ста ли неожиданностью для мос квичей. В тяжелые месяцы наступления немцев на столи цу домом Нины Поповой стал командный пункт, где реша лись серьезнейшие задачи за щиты города, обеспечения на селения продуктами, создания госпиталей, расстановки кад ров, формирования народного ополчения. 7 сентября она выступила с трибуны антифашистского Московского форума с обраще нием к женщинам всего мира — подняться на борьбу за сво боду! Голос ее звучал на всю планету. Особенно тяжко было, ког да немец оказался у стен Мос квы. Сколько героизма, муже ства было проявлено в эти ро ковые дни! И сколько челове ческой слабости... Она не сломалась, не сда лась: по приказу ушла в под полье — готовиться и готовить людей к решающей битве. Перелом наступил 7 ноября, когда на параде выступил Ста лин и полки с Красной пло щади ушли на фронт. А нака нуне был приказ —Москву не оставлять! Оборону столицы возглавил генерал армии, ко мандующий Западным фрон том Георгий Жуков. Наталья Борисова в своей книге приводит устные воспо минания участника танковой битвы на Прохоровне марша ла Д. Лелюшенко. Победа под Москвой решала все: и пере лом в войне, и будущее новое мироустройство. Это понима ли тогда многие, в первую оче редь Сталин. «... Сталин военным не был, он был гениальным вож дем. Его гений проявился в том, что он не побоялся снять всех командующих, самых своих близких — Буденного, Сегодня стало стереотипом едва ли не во всех «демократических» СМИ преуменьшать великий подвиг Советской Армии в битве с немецко- фашистскими «покорителями мира». Самая мягкая оценка его вышла из-под пера (как это ни горько осознавать) писателя-фронтовика Виктора Астафьева: «Мы немца завалили трупами!» Другие —и лживей, и циничней. Используется, разумеется, и «фигура умолчания». Скажем, ни одного доброго слова не произнесено о полководческом гении Сталина, великом стратеге и ключевой фигуре ушедшего столетия. О том, что каркасом советской оборонительной системы были все-таки компартия и лучшие ее представители, находившиеся на самых ответственных и опасных участках противостояния врагу. Но правду не скрыть: она, как ключ родниковой воды, пробьется сквозь всю наносную тину. Обязательно!.. И эта правда в юбилейный год Победы напоминает о себе. Требования возвратить имя Сталина городу-герою на Волге —не «старческий каприз» ветеранов. Придет время, вспомним мы и о фронтовиках-коммунистах, для которых служить Родине было так же естественно, как дышать... Ворошилова, Мехлиса ... и назначить Жукова... Сталин есть Сталин! Он— прирожден ный руководитель... Но Мос кву он поручил Жукову. Зна ешь, как было написано (в сек ретном приказе Сталина. — В.П.): «Сим», понимаешь, по- славянски — «Сим поручает ся Жукову защищать Моск ву». Как, скажем, Дмитрию Донскому...». И еще одно потрясающее воспоминание: «И он (т.е. Сталин), как сейчас помню, говорит: «У нас было отчаянное положение под Москвой, и тогда народ мог бы восстать, поддержать тех, кто заключил бы мир с Гитлером. Тогда все висело на волоске и все зависело от на строения народа. И спасибо русскому народу, что он про явил великодушие и терпение, согласился потерпеть...» Эти слова — и к ней, Нине Васильевне Поповой, сильной духом и верой в свой народ. В книге совершенно обоснован но приведена афористичная мысль Вивикавенды о людях, подобных ей: «Божественная природа человека открывает ся в служении его своему на роду». Оборона Москвы, Красной Пресни показала — ее усилия, ее жертвенность, как и мил лионов других верных сынов Родины, стали решающими в победе над врагом. И еще одна мысль, приве денная в книге. Она принад лежит великому русскому фи лософу А.Ф. Лосеву: «Един ственный способ осмыслить бесконечные человеческие страдания — это понять их жертвенный смысл... Русская философия должна быть фи лософией Родины и Жерт вы...». Именно эта философия была путеводной в жертвен ной и прекрасной жизни Пины Васильевны Поповой. М ногое в ее судьбе было как бы про- мыслительным. И это не случайно: ведь она принадлежала к роду великого богослова и мысли теля архиепископа Херсонско го и Таврического Иннокен тия. Со страниц книги, напи санной талантливо и с любо вью, восстает образ женщины удивительной духовной красо ты, которой отличались, прежде всего, подвижники Православия. Но она жила в мире, полном противоречий, страданий и несправедливос тей. Затем, чтобы принять на себя часть людской боли, сде лать мир более человечным. Она была коммунисткой, но глубочайшим образом соеди нившей в сердце идеалы это го учения с Евангельскими за поведями. Оттого, может быть, так любили и ценили ее «сТРОВ. все, кому довелось встретить ся и узнать ее. «Идея социальной справед ливости, которой она была беззаветно предана, не проти воречила ее христианским представлениям о добре, о слу жении ближнему», — пишет автор о Нине Васильевне. И приводит поразительное по глубине высказывание подру ги ее, Иветты Буачидзе: «В ее большой жизни было место Христу... Как же, родив шись в таком городе, где каж дая улица ведет к необыкно венному храму с голубыми куполами, в семье, где сама фамилия подтверждает рели гиозные корни рода, она не могла не быть христианкой! И именно мораль, заложенная в коммунистической идее, нет, не в режиме — нет, а в идее — грела ее!» Еще более яркая оценка ее жизни и трудов дана священ ником Вознесенского собора о. Николаем (Овчиннико вым), человеком глубочайшей веры и культуры: она была «солью той среды», где судь бе угодно было поместить Нину Васильевну. Н ины Поповой не ста ло в 1994 году. Но не случайно немало страниц в книге по священо и ее дочери, талантли вому кинорежиссеру Рените Григорьевой —достойной про должательнице дела матери — служить Родине, России... Автором, при написании книги, была найдена редкая внутренняя интонация, благо даря которой текст пленяет, завораживает. Потому-то чи тается эта работа на одном дыхании. Страницы ее полны лиризма и искреннего восхи щения героиней. А еще, и это закономерно, высокая ее судьба, ее поколе ния проецируется на горькую сегодняшнюю действитель ность. Тех бы людей к нам, погрязшим в равнодушии и по- корстве навязанной судьбы: «Как не хватает нам сейчас таких бесстрашных, талантли вых, пассионарных личностей, твердо и спокойно взявших на себя нелегкую ношу!..» — пи шет Наталья Борисова. А ведь перед народом вновь, как и в годы Великой Отечественной войны, во всей обнаженной остроте встает вопрос: «Жить или умереть?» Поколение наших отцов, ярчайшим представителем которого была Нина Василь евна Попова, выбрало жизнь. Будем ли мы достойны их выбора? Вот, пожалуй, самый важный вопрос своевремен ной, прекрасной и талантли вой книги. И время ответа на него пришло... 3 аметк и~ г( грк>жигжп Елена БРЕДИС, обозреватель «Липецкой газеты» И попрошу не вскакивать с мест. Ну, хорошо, допустим, не все. Допустим, бывают исключения. Так ведь они только подтверждают правило. Опять же, когда видишь, что это «исключение» до седых волос предпочитает оставаться Свободным человеком, то понимаешь, что он «СВО» вдвойне. Неужели мы с вами, девочки, поверим, что у красавца, героя-любовника актера Домогарова мал выбор? А ведь уже третий раз как в Свободном поиске избранницы жизни. И уж коли на то пошло, то много ли мужчин мы ви дим вокруг себя? Неужели этих изнеженных, принюхи вающихся к своим болячкам, готовых рыдать нам в жилет ку особей можно назвать муж чинами? Фи. Мы, конечно, и сами виноваты: стали до не приличия сильными и само стоятельными. Так ведь они же нас и довели. У меня есть подруга, что называется — комсомолка, спортсменка, во обще — красавица. Уже дав ным-давно выгребает в этой жизни одна. Мужики, понят но, не слепые — клюют на нее. И что бы вы думали? Самые «суперменистые» тут же начинают плакаться ей на жизнь свою «поломатую». А чем русская баба отличает ся? Сердцем своим жалостли- Все мужчины сво... вым. Мы ведь норовим такого мужика выслушать, утешить, плечо ему, бедолаге, подста вить. А он и рад повиснуть. Так и получается у моей под руги: спустя какое-то время она начинает понимать, что с появлением возле себя пред ставителя сильного пола она «поимела» исключительно вдвое больше проблем и хло пот. Плюс — великовозраст ного ребенка, которому надо каждый день нос вытирать. Спрашивается: оно того стоит? Да это проще простого — обвинить меня в феминизме! Между прочим, сейчас на За паде началось повальное увле чение постфеминизмом. Знае те, что это? Это такая прин ципиальная позиция, когда женщина не стесняется во все услышание заявить, что меч тает иметь семью и хранить домашний очаг. И это у них почитается просто за подвиг! Они бы посмотрели объявле ния наших женщин на стра ничке «Знакомства». Обая тельные, образованные, спортивные, хозяйственные, причем всё в одном флаконе. И жаждут только одного: най ти свою вторую половинку, чтобы холить и лелеять ее до последних дней жизни. А «по ловинка», лежа на диване и потягивая пивко, проглядыва ет объявления, решая, рядом с кем будут лучше смотреться его брюшко и лысина: рядом со стройной брюнеткой лет на десять моложе или с соблаз нительной блондинкой, кото рая бы вполне сгодилась в до чери? Ох, не зря, не зря родилось это вульгарное, но точное об ращение: «мужчинка». Этот уменьшительно-ласкательный суффикс как нельзя лучше определяет все перемены, про исшедшие с нашим сильным полом. Вольно ж нам было останавливать на скаку коня и входить в горящие избы. Вот они теперь запивают пивом сигареты на диване перед те левизором и знают, что в слу чае пожара их из избы обяза тельно вытащат. И ведь пра вильно! Не добро, нажитое собственным горбом, спасать станем, а его, мужчинку! Что бы опять нос вытирать, за пи вом с утра бегать и стирать заплаканную жилетку. Что-то я уж очень злоб ствую. Но ведь обидно, девоч ки! Да каждая, даже самая благополучная из нас, наберет у себя с десяток подруг, по всем параметрам достойных лучшей доли. Что, всем мужи кам понадобилось срочно от правляться в клинику Федо рова и лечить глаза? Неправ да. Уж простите за грубость, но невольно вспоминаются слова героини Инны Чурико вой из фильма «Шырли-мыр- ли»: «С глазами у тебя все в порядке. Ты, козел, на голо- вочку больной». А головочку, увы, так быстро не подле чишь. Из козла царя зверей не сделаешь. Ничего, выдержим. Ку пим сами себе подарки к 8 Марта и отдадим им. Потом они их нам вручат, а мы бу дем удивляться и восхищать ся их тонким вкусом и точ ным знанием наших разме ров. Приготовим празднич ный ужин, купим заранее свечи, чтобы у них было ро мантическое настроение. Может, даже сумеем угово рить их сменить ради тако го случая спортивное трико на брюки и рубашку. А еще включим тихую музыку, от купорим шампанское и по чувствуем себя королевами красоты. Может, они с нами даже потанцуют. Если, ко нечно, в этот день не будет первенства мира по биатло ну. Да нам даже профессио нальный бокс настроения не испортит, не то что биатлон! Хоть по телевизору мужи ков увидим ... Да ладно, наши все равно лучше. Хотя бы потому , что рядом с нами. С Женским днем, де вочки! КЕСЖЖЕ. МАЕСНЕ* АПЕННИНСКИЙ ДНЕВНИК Италия под снегом Небывалые снегопады обрушились на солнечную Италию. На какое-то время было прервано воздушное сообщение, оказались парализованными автомагистрали. Для спасения животных римский зоопарк использовал все воз можные средства: старыми свитерами, одеялами и грелками укры вали орангутангов, горячим чаем отпаивали шимпанзе. Увеличен был рацион кормления и для других животных. На севере страны, особенно в горных районах столбик термо метра опустился до отметки -21'С. Немногим теплее в области Марке: от - 3 ‘ в Сассоферрато и Фабриано до -10" в Монтефельтро, Аквала- нья и Карпенья. Женщина третьего тысячелетия В городе Кастель ди Лама (Замок Ламы) в провинции Асколи Пичено 8 марта пройдёт областной конгресс женщин и выставка ремёсел и продукции местных предприятий. Такой подарок городские власти при содействии двух ремес ленных и промышленных объединений решили преподнести жен щинам по случаю Международного дня 8 марта. В конгрессе примут участие женщины — руководители предприятий и просто известные и уважаемые личности. Цель мероприятия, считают в мэрии, обозначить роль женщины третьего тысячелетия в сегодняшнем обществе, во всех сферах де ятельности, где она принимает участие. Предполагается встреча представительниц разных поколений и иностранных граждан, пере ехавших жить в Италию, в связи с чем преодолевающих различные трудности и соответственно нуждающихся в поддержке со стороны государства. С министрами везде проблемы... В Италии прошла общенациональная забастовка преподавате лей высших учебных заведений, протестующих против реформы министра образования Летиции Моратти, изменяющей юридичес кий статус преподавателей. Ряд известных профессоров подписали текст резолюции, принятой на конференции научно-технологичес кого факультета университета города Камерино и выражающей своё несогласие с положениями Постановления о юридическом статусе преподавателей высших учебных заведений, ущемляющем их права и противоречащем мировым нормам и правилам высшей школы. Благодарность от посла На минувшей неделе область Марке с официальным визитом посетил посол республики Шри Ланка в Италии Родни Перера. Во время встречи с губернатором Вито д ’Амброзио высокий гость вы разил благодарность руководству региона за помощь, оказанную при восстановлении районов, пострадавших от цунами. Как подчеркнул Вито д ’Амброзио, десять дней назад областные власти отправили в Шри Ланку ещё 200 палаток, в которых нужда лись люди прибрежной зоны. «Интерес и внимание региона Марке к юго-восточной Азии никогда не угасали, — сказал губернатор, — и администрация области наравне с неправительственными органи зациями будем принимать самое непосредственное участие в вос становлении стран, пострадавших от цунами». Будет что почитать 220 тысяч евро выделила администрация области Марке из фонда развития материальной базы учебных заведений на закупку книг и дидактического материала для библиотек начальной школы. Всего на каждую из 190 школ региона пришлось по 1160 евро. По словам представителя областного управления образования, данная мера направлена на стимулирование розничного оборота книг для чтения и их закупку начальными школами. Излишне говорить, что такой подарок от государства школам был встречен учителями положительно. По материалам первого информационного портала области Марке Григорий КЛИМЕШОВ. ^Приметы милой старины Масленица, блин! Даже не вполне красивый человек и даже ваш недруг, держащий в руке блин, радует своей наружностью. (Из давних наблюдений) И вот мы резво входим в сплошную сырную седмицу, разгребая сугробы, поглядывая в метельные окна, не боясь еще сосулек, —зима, запоздавшая к нам в первые месяцы, уходить пока никуда не собирается. И календарно обоснованные ее проводы вполне могут обернуться конфузом: чучело-то зимы мы сожжем, а она наутро так треснет морозом... Последняя неделя перед Великим постом имеет сладкое название — «Масленица», символом которой является про стой русский блин. Как писал Куприн — «Настоящий царь, витязь и богатырь Москвы — тысячелетний блин... Блин кругл, как настоящее солнце. Блин красен и горяч, как горячее все- согревающее солнце. Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Вообще о блинах классики писали с удовольствием: «На блинах у Петросева Оганчиков-купец держал пари с бакалей щиком Трясиловым — кто больше съест блинов. И что же вы думаете? На 32, не сходя с места, Богу душу отдал. Да-с... измельчали люди. А в мое-то молодое время купец Коровин с Балчуга по 50 блинов съедал в присест... А для легкости про хода в нутро каждый блин поливался водками сорока сортов и сорока настоев». У того же Куприна есть еще такие строч ки: «О, языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, со сметаной, с икрой зернистой, с паюс ной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с се ледками всех сортов, с кильками, шпротами, с сардинами, семужкой и сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой и с осетровыми молоками, и с копченой стерляд кою, и со знаменитыми снетками из Белозера...» А у Чехова в рассказе вообще одного гражданина, не вынесшего предвку шения наслаждения блином, хватил апоплексический удар. Да-а, были времена... Уж эту Россию мы точно потеря ли... И все ж ... «Как на масленой неделе из печи блины лете ли...» Масленица — языческая, безудержная, веселая — живет на Руси и теперь. А блин как нельзя лучше защищает угне тенную национальную гордость великоросса, побивая всякие там гамбургеры и чебуреки. И хоть едят его теперь не по Куприну, а по... Грефу с Зура бовым, но яйцами со сметаною мажут, как встарь. Кстати, выражение «первый блин комом» — хоть и справедливо для обычной сквородки, навсегда актуально для «микроволновок», а не для прямого огня, когда все шкворчит, брызжет маслом и манит к столу. От огня многое зависит, но еще больше — от компонентов и интуиции (мастерства). Незадавшийея блин едят разве что с голодухи, когда ты уже весь извертелся и напры гался возле хозяйки, для праздника же требуется другое... такое, знаете, по виду колесо, которое в сочетании с другими могло бы выдержать телегу с пуком соломы. Эта неделя (седмица), по христианскому вероучению, на зывается сырной. То есть в эту неделю запрещается вкушение мяса, а дозволяются сыр, яйца, молоко, масло. Церковь по степенно готовит верующих к Великому посту. В городах и весях Масленицу еще называют проводами зимы... С шашлыками, играми, музыкой, костром и непре менным столбом, натертым воском. По нему, сверкая пятка ми и отдуваясь, ползут к вершине полуголые мужики, чтобы снять под вой толпы сапоги или одуревшего от страха петуха в клетке... Но вот как было в старину. В последний день Мас леницы ближе к вечеру зазывалы и клоуны все чаще посмат ривали на часы, и вот ровно в шесть раздавался колокольный звон и веселье вдруг разом стихало. Люди шли к вечерне, а потом домой — готовиться к Великому посту. Дамы снимали с себя всякие украшения, в буфете меняли красивые тарелки на треснутые и выщербленные, а на стол стелили старенькую скатерть. На все семь недель поста запре щались балы и всякие развлечения, что нашим петросянча- тым телевизионщикам покажется первобытной дикостью. Впрочем, каждый человек сам для себя решает, как ему жить- быть. А пока — Масленица. Александр КОСЯКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz