Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь ! Маршала Победы увековечат на родине ПАМЯТНИК маршалу Георгию Жукову будет установлен в Ма­ лоярославце Калужской облас­ ти, сообщил замглавы города Владимир Печенкин. «Проект памятника великому земляку — уроженцу деревни Стрелковка Малоярославецкого уезда — поручили изготовить белорусскому скульптору Анато­ лию Артимовичу, известному го­ рожанам по созданному им па­ мятнику основателю Малояро­ славца князю Владимиру Храб­ рому» ,— рассказал В. Печенкин. Предоставленные А. Артимови- чем на согласование в городской архитектурный совет проект и уменьшенная модель бюста мар­ шала Победы получили одобрение. Сейчас на одном из предприятий Минска ведется его отливка. В бли­ жайшее время в центре Малояро­ славца начнется разбивка сквера, в котором к 60-летиюПобеды будет установлен памятник Г. Жукову. - В Карелии открылся Музей памяти жертв фашизма ^КАРЕЛЬС КОЙ столице Петро­ заводске открылся Музей памяти жертв фашизма имени Максими­ лиана Кольбе. Как заявил создатель музея, бывший узник концлагеря Вадим Мизко, «музей является единст­ венным в России, чьи экспозиции передают весь процесс уничтоже­ ния людей нацистами». По его сло­ вам, материалы для музея он на­ чал собирать практически сразу после своего освобождения из концлагеря в Германии в апреле 1945 года. «Наш музей носит имя польского священника Максими­ лиана Кольбе, который доброволь­ но пошел на смерть вместо друго­ го заключенного концлагеря, у ко­ торого была большая семья. Идея создать такой музей родилась у меня еще за колючей проволокой в Германии. Я тогда себе сказал, что если выживу, я должен буду об этом рассказать», — рассказыва­ ет создатель музея. Обновленное Евангелие поедет в Бельгию ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ уникально­ го напрестольного Евангелия из имения Мусиных-Пушкиных Яро­ славскому музею-заповеднику необходимо 200 тысяч рублей, сообщила заместитель директо­ ра музея Нина Грязнова. «Это издание в серебряно- позолоченном окладе, украшен­ ном драгоценными камнями, хранится в музее с послерево­ люционных времен. За эти годы книга реставрировалась лишь частично: укреплялся оклад. Те­ перь возникла необходимость реставрации так называемого красочного слоя», — сообщила Н.Грязнова. По ее словам, книга сделана на заказ царевны Со­ фьи в 1677 году. В книге 4 руко­ писных листа и около 400 печат­ ных. Для того чтобы достойно представить Россию на фести­ вале искусства и культуры в Бельгии «Европалия», который состоится в октябре 2005 года, книгу необходимо привести в по­ рядок. Это согласились сделать специалисты Всероссийского художественного научно-рес­ таврационного центра имени Грабаря. Лучший парильщик живет в Татарстане ЖИТЕЛЬ Высокогорского рай­ она Татарстана Раис Ахмадул­ лин стал обладателем Кубка Швеции на международных со- - ревнованиях любителей пара, проходившихв Стокгольме. В ео- ревнованияхпринимали участие сильнейшие парильщики из Рос­ сии, Беларуси, Швеции, Норве­ гии, Финляндии, Дании. Р. Ахмадуллин был представ­ лен Федерацией любителей па­ ра, которую возглавляет мэр Москвы Юрий Лужков. Победи­ тель продержался в парилке 32 минуты при 120-градуеной ж а ­ р е .К р о м е того, Р. Ахмадуллин- получил специальный приз «Русский медведь» за мужество и волю. Ткачество — мужское занятие В ДЕРЕВНЕ Гудевичи Гроднен­ ской области возрождают искус­ ство ткачества. Желающих овла­ деть этим мастерством много. Станку местной мастерицы уже больше 100 лет — это наследст­ во от одной из гудевичских тка ­ чих. На нем можно ткать не толь­ ко пояса, но даже скатерти и ков­ ры. Как ни странно, среди учени­ ков мастерицы-ткачихи Веры Иг­ натьевны Белокоз больше маль­ чиков, чем девочек. И ребята сильно обижаются, когда кто-то говорит, что ткачество не муж­ ское занятие. Мастер-класс маэстро ■ Американский дирижер, саксофонист ифлейтистМартин Пьецухдал в Санкт-Петербурге мастер-класс накануне концерта вфилармонии им. Д.Д. Шостаковича. До Нового года, Снегурочка! БОЛЕЕ двух тысяч гостей собра­ лись на праздник Масленицы в резиденции белорусского Деда Мороза в Беловежской пуще. В гости к хозяину поместья съеха­ лись и дети, и взрослые со всех районов Беларуси. Масленица — самый древний народный праздник, который сохранился у славян еще с дохристианских времен. Ее ждали, к ней готови­ лись и гуляли со свойственным только славянам размахом. Счи­ талось, что тот, кто плохо прове­ дет Масленицу, не будет иметь удачу весь год. Песни, танцы, хо­ роводы вокруг костра —■обяза­ тельные атрибуты праздника. А главное масленичное лакомство — блины. Их должен попробо­ вать каждый. Масленичные гуля­ нья — это не один день праздни­ ка, а целая неделя. По поверьям, именно в это время покидает Де­ да Мороза его зимняя спутница — Снегурочка. Поэтому для хо­ зяина резиденции этот праздник немного грустный. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск) О подвигах, о славе... Литература о войне: без фальшивой крови на броне На киностудии «Беларусьфильм» снимается художественная лента «Последний бой майора Пугачева» по одноименному рассказу Варлама Шала­ мова. Главную роль вфильме исполняет актер Игорь Лифанов. Фильм снимает российский режиссер Владимир Фатьянов. Участники кинофиль­ ма на съемочной площадке: артисты Виктор Молчан, Игорь Волков и оператор Александр Олешников. творчество Людмила Рублевская М ИНС К ИСТОРИЯ Минска ведет отсчет с рассказа о кровавой битве на Не- миге в «Слове о полку Игореве»: «...молотят цепами харалужны- ми, на току жизнь кладут, веют душу от тела». И сегодня для мно­ гих в мире белорусская литерату­ ра — прежде всего литература о войне. Историческая предопре­ деленность? Случайность? Сте­ реотип? В начале прошлого столетия русская поэтесса Зинаида Гиппи­ ус, пребывая в эмиграции, рассу­ ждала: «В войне, именно в войне, уже нет и не может быть для сов­ ременного европейского челове­ чества, а тем более для верхов его никакой новой идеи». После Второй мировой Гиппиус вряд ли повторила бы свои слова... Война изменила сознание эпохи. Ее ос­ мысливают до сих пор. Но еще Хемингуэй предупреждал: «Пи­ сать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды...» Хотя в советской литературе сразу, еще не отгремели послед­ ние взрывы, появились ставшие классикой произведения о войне, все же тем, кто писал о Великой Отечественной, приходилось по­ стоянно прорываться сквозь воз­ никающие стереотипы и идеоло­ гические установки. В штыки встретила официальная критика «лейтенантскую прозу» поколе­ ния Василя Быкова и Виктора Ас­ тафьева. А потом такое же непри­ ятие пришлось преодолевать «поколению подранков» — писа­ телей, чье детство пришлось на войну и которые говорили о ней свою, еще не сказанную, прав­ ду... Ну а послевоенные поколе­ ния? Не знающие, что такое бло­ кадная пайка и как взрывается снаряд? Будут ли они иметь отно­ шение к военной литературе? Когда отмечалось 55-летие Победы, на страницах журнала «Знамя» развернулась громкая дискуссия на упомянутую тему. Мнения звучали разные, и до­ вольно резкие. Василь БЫКОВ, в частности, считал, что молодые авторы не пишут про войну, потому что дело «в определенной заторможенно­ сти отечественного сознания. По- видимому, требуется определен­ ное время, чтобы человеческий разум мог отойти от пропаганди­ стского угара, своего рода психо­ логического шока»... Кроме того, «неполная правда и прямая ложь о войне на протяжении многих лет принижала смысл и значение нашей военной литературы». Владимир БЕРЕЗИН говорил о том, что «у наблюдателя или участника военных действий есть возможность выговориться не в литературе, а в журналистике». И предупреждал об опасности спе­ куляций на теме, когда появляет­ ся «интонация бульварной газеты и фальшивая кровь на броне». Георгий ВЛАДИМОВ заметил, что армейский опыт нынешней молодежи — с «дедовщиной» и прочими прелестями— способст­ вует тому, что все, связанное с военной темой, воспринимается иронически. «Военная тема ухо­ дит из наших писаний потому же, почему, скажем, ушла тема тра­ гически любовная...» Александр КАБАКОВ выска­ зался таким образом: «...русский литературный постмодерн, бес­ смысленный и беспощадный, не­ возможно представить привязан­ ным к какой-либо теме...» И вооб­ ще сегодня в литературе царят пересмешничанье, пародия. Михаил КУРАЕВ видел причи­ ну в идеологии «эпохи гривенни­ ков», когда непонятны самопо­ жертвование, подвиг... Со времени той дискуссии прошло пять лет. В минувшем го­ ду мы отпраздновали 60-летие освобождения Беларуси. Скоро отметим 60 лет Победы. Пресса не молчит. Масса публикаций, мемуары, свидетельства... Но как насчет художественных произве­ дений? На заседании молодежного клуба «Литературное предме­ стье», которым я руковожу, спро­ сила: возможно ли появление «новой волны» военной литера­ туры? Мнения высказывались по­ лярные — от «мне военная тема в школе надоела» до «я недавно написала стихотворение, посвя­ щенное ветеранам». Но равно­ душным не остался никто. Одни считают невозможным писать о том, что не испытали. Другие за­ мечали, что сегодня нужно соби­ рать свидетельства ветеранов, как в свое время делал Лев Тол­ стой, готовясь к написанию «Вой­ ны и мира»... — Просто выросло новое по­ коление, которое не слышало да­ же отголосков войны, — рассуж­ дает известный писатель Нико­ лай ЧЕРГИНЕЦ, автор популяр­ ных и в Беларуси, и в России ро­ манов. — Я, родившийся в 1937 году, знаю войну потому, что сво­ ими глазами, например, видел, как немцы вешали наших людей на «Комаровке»... Да, молодые читали об этом, их это волнует, они хотят знать, что было. Но я за то, чтобы все писали о том, что знают сами. Представлять Вто­ рую мировую войну через призму падения атомной бомбы? Хотя я уверен, что тема Второй мировой будет востребована так же, как и тема Первой мировой войны или войны 1812 года... Но это будет иная, историческая проза. Оксана ДАНИЛЬЧИК, канди­ дат филологических наук, поэ­ тесса, автор диссертации «Кон­ цепция человека в белорусской и итальянской военной прозе», считает, что о войне можно пи­ сать только в зрелом возрасте. — До сих пор война у нас рас­ сматривалась в основном с точки зрения советского человека, — говорит она. — Есть много других аспектов. Например, война и ре­ лигия... Недавно появился роман Ирины Жерносек «Будь воля твоя...». Главные герои, священ­ ники, добровольно идут на смерть вместе со своей паствой, людьми сжигаемой карателями деревни, — они не могут оставить тех, кого вели к Богу. Подобным же образом в романе современ­ ного итальянского писателя свя­ щенник отдает свою жизнь вза­ мен за жизнь одного из захвачен­ ных фашистами заложников. В последнее десятилетие одна из главных тенденций европейской литературы о войне — переос­ мысление образа врага, отход от его схематичного изображения, однозначной трактовки. Это тоже «поле» для вдохновения... Виктор ПРАВДИН, главный редактор издательства «Мастац- кая л1таратура», оптимистичен: рукописей на военную тематику поступает много, и не только от ветеранов. Иван Шамякин, Конд­ рат Крапива, Алесь Адамович, Борис Саченко, Иван Чигринов, Микола Аврамчик, Петро При­ ходько, Алесь Савицкий, Василь Гурский, Наум Кислик... Имена, не нуждающиеся в рекламе. Но о войне, ее отголосках в нынешнем времени говорится и в дебютной книге молодого прозаика Михася Кулеша, и в стихах одиннадцати­ классницы Марины Мурзич... — Такая литература должна быть, — считает В. Правдин. — Тем более что войны не становят­ ся далеким прошлым — Афгани­ стан, Чечня... А ведь белорусы во­ евали в составе так называемого ограниченного контингента даже в самых экзотических странах. Я, кстати, пишу об этом в своих ро­ манах. Мы не всегда знаем, где про­ исходит главное событие нашего времени. Нам хватает забот сво­ ей «ниши», а все, что у других — шоу по телевизору. Но Вторая мировая доказала, как легко ру­ шатся эти условные перегород­ ки. В традициях нашей классики война всегда изображалась яв­ лением противоестественным, противным человеческой приро­ де. Классическая литература о войне — это не бессмысленная бойня. Это всегда выбор между добром и злом, который делают герои. Испытание на прочность души человеческой... Какое ис­ кусство может быть после Ос­ венцима?! — восклицают ради­ кально настроенные литературо­ веды. Алесь АДАМОВИЧ мучи­ тельно размышлял над тем, что за след в душах читателей остав­ ляют описания ужасов войны, зверства оккупантов... И сегодня доводится слышать о том, что ув­ лечение военной литературой может привести к милитариза­ ции общества. Как я недавно прочитала в од­ ном из школьных сочинений: «Война — это прежде всего лю­ ди, не вообще смерть, а смерть человека, не страдание в целом, а страдания человека, такого, как я». Разумеется, вдохновение не появляется «на заданную тему», что уже доказали груды никому сегодня не нужной литературы. Но когда смерть в экранных бое­ виках и на страницах триллеров превращается в шоу, именно на­ стоящая литература с ее способ­ ностью максимально приближен­ но показывать личность должна сказать свое слово... Возможно, вернувшись к теме войны. Классическая литератураовойне— это небессмысленная бойня. Этовсегда выбор междудобром излом, который делают герои. Испытание на прочность души человеческой. Ключевое слово — образование На предстоящем заседании союзного Совмина будут обсуждаться вопросы развития единого образовательного пространства актуально Аркадий Медведев М О С КВА БИТВА при Ватерлоо была выиг­ рана на спортивных площадках Итона. Эта крылатая фраза гер­ цога Веллингтона часто цитирует­ ся в солидных педагогических трудах и книгах, посвященных развитию образования. Школа Итона, основанная в 1440 году ко­ ролем Генрихом VI, до сих пор считается одним из лучших анг­ лийских учебных заведений. На­ значение такой школы — воспи­ тание джентльмена. Назначение джентльмена — повести за собой людей в час испытаний. Именно так трактуют англичане слова «железного герцога». Как бы там ни было, слово «Итон» ассоциируется с отличным образованием. Однако системы образования Беларуси и России имеют собственные глубинные ис­ торические традиции, длительный опыт успешного и эффективного совместного развития. В основе их деятельности, как отмечают спе­ циалисты, лежат единые цели и принципы: развитие свободной, интеллектуально развитой и твор­ ческой личности, воспитание люб­ ви к Родине, стремление строить отношения между людьми, наро­ дами и государствами на основе уважения, мира, справедливости. Важный вклад в формирование образовательных систем Белару­ си и России был внесен в период их совместного развития в рамках СССР. Нелишне будет напомнить, что советская школа оказала зна­ чительное влияние на развитие об­ разования во всем мире. Доступ­ ность образования, ориентация на массовость, принятие государст­ вом ответственности за образова­ ние стали базовыми принципами развития национальных систем образования многих государств. Однако десятилетие раздельного существования Беларуси и России привело к появлению расхождений в требованиях к содержанию обра­ зования и уровню подготовки вы­ пускников учебных заведений, в перечне профессий и специально­ стей. Понятно, что уменьшились и возможности обмена опытом, сов­ местного использования накоп­ ленного научно-педагогического потенциала. Между тем в условиях глобализационных процессов только максимальное использова­ ние преимуществ, предоставляе­ мых интеграцией образователь­ ных потенциалов Беларуси и Рос­ сии, способно обеспечить сохране­ ние культурной идентичности на­ шей цивилизации, ее устойчивое развитие, в том числе и экономиче­ ское. Поэтому важнейшей состав­ ной частью Концепции социально­ го развития Союзного государства является раздел, в котором изло­ жены принципы формирования единого образовательного про­ странства Союзного государства. На предстоящем заседании союзного Совмина, как сообщил начальник Департамента соци­ альной политики Постоянного Комитета Иван ЯНОВИЧ, плани­ руется обсудить Концепцию со­ циального развития Союзного государства в целом и в том чис­ ле интеграцию в сфере образо­ вания. По словам И. Яновича, барье­ ры в сфере образования— гораз­ до большее зло, чем даже пресло­ вутые таможенные барьеры. Ведь именно образование и воспита­ ние формируют психологию чело­ века, его мировоззрение. Если мы расходимся в образовании — мы расходимся в понимании истории, культуры. Не надо себя обманы­ вать: образ других народов или собственный образ, который жи­ вет в нашей душе, зависит в очень большой степени от того, как в детстве нас учили истории, лите­ ратуре, другим дисциплинам. Уро­ ки в школе неизбежно накладыва­ ют отпечаток на всю жизнь; от­ крытие мира, его исторического и культурного прошлого остается неизгладимым, любая информа­ ция накладывается на уже сфор­ мированные впечатления и пред­ ставления. ■ Иван Янович. Доступность и равные права на образование— важнейшее ба­ зовое право граждан Союзного государства. Что уже сделано в плане создания единого образо­ вательного пространства? На­ чальник Департамента социаль­ ной политики Постоянного Коми­ тета напомнил: в соответствии с Договором о создании Союзного государства гражданам Россий­ ской Федерации на территории Республики Беларусь, так же как и гражданам Республики Бела­ русь на территории Российской Федерации, обеспечиваются дос­ тупность и равные права в получе­ нии среднего, среднего специаль­ ного, высшего и послевузовского профессионального образова­ ния. Абитуриенты поступают в учебные заведения на основе действующих правил приема. — В 2004 году, — сказал И. Янович, — более трех тысяч сту­ дентов из Беларуси обучались в российских вузах и примерно та­ кое же количество российских студентов учились в белорусских высших учебных заведениях. И. Янович также подчеркнул: на сегодняшний день фактически унифицирована'программа обще­ образовательной школы, взаимно признаются дипломы об оконча­ нии учебных заведений, обеспечи­ ваются равные права при поступ­ лении в средние специальные и высшие учебные заведения с вы­ платой стипендии и обеспечением проживания, созданы совместные государственные высшие учеб­ ные заведения, разрабатываются программы специальных курсов для студентов вузов, проводятся совместные тематические олим­ пиады для школьников. Так, в Могилеве при поддерж­ ке двух национальных мини­ стерств образования создан Бе­ лорусско-российский универси­ тет. Союзное государство обес­ печивает деятельность филиала Московского государственного социального университета в Мин­ ске. В 2004 году в МГСУ обуча­ лись более тысячи студентов по специальностям «социальная ра­ бота», «юриспруденция», «психо­ логия». В Смоленске с 2002 года действует филиал Московского государственного университета сервиса. В Московском государ­ ственном университете с 2003 го­ да открыто представительство Белорусского государственного университета. В феврале 2004 го­ да подписан меморандум о сот­ рудничестве между министерст­ вом образования Беларуси и Мо­ сковским государственным уни­ верситетом им. М. В. Ломоносо­ ва. Стороны договорились: со­ действовать организации совме­ стной подготовки специалистов, развивать сотрудничество в об­ ласти разработки и реализации стратегии развития высшей шко­ лы, проводить совместные науч­ ные исследования, симпозиумы, семинары, конференции, поддер­ живать сотрудничество белорус­ ских университетов с МГУ путем установления прямых связей. Отдельная тема — обучение белорусских военных специали­ стов в российских военных вузах. Сейчас обучение белорусских во­ енных осуществляется в 30 воен­ ных институтах России, к приме­ ру, в Пензенском артиллерийском институте, Новочеркасском воен­ ном институте связи, Новосибир­ ском военном институте, Москов­ ской военной консерватории, Во­ енной академии Генерапьного штаба Вооруженных сил Россий­ ской Федерации. Фабрика инноваций Молодая интеллектуальная элита включается в конкурс под этим девизом Фотоповесть Вячеслава Алешки Белорусский фотохудожник снимал природу родного Полесья, а еще Заполярья и Дальнего Востока увлечение Александр Карлюкевич В ДОМЕ природы, что в Троиц­ ком предместье Минска, откры­ лась выставка работ Вячеслава АЛЕШКИ «Фотоповесть о дикой природе Беларуси». Ее автор — не профессиональный фото­ граф, но уже давно стал при­ знанным мастером объектива. Этому не помешала ни партий­ ная карьера, ни должность зам­ министра природных ресурсов, в которой фотограф-любитель ра­ ботал более 13 лет. Одна за другой выходили кни­ ги о природе, проиллюстриро­ ванные его снимками. Проходи­ ли персональные выставки. А альбомы «Свидание с лесом» и «Наедине с природой» разо­ шлись из книжных магазинов в считаные месяцы. Отдельная страница фото­ творчества белорусского масте­ ра — его репортажи и зарисовки из путешествий по Заполярью, Сибири, Дальнему Востоку. И да­ же в Африку ездил на фотоохоту. Но большую часть фотографиче­ ской жизни (а значит, отпусков, выходных и праздников) Вяче­ слав Иосифович провел в бело­ русских лесах, на болотах и озе­ рах, у рек. Ради одного-двух ред­ ких кадров мастерил для «маски­ ровки» замысловатые палатки, часами просиживал на вершинах деревьев, чтобы сфотографиро­ вать семью беркута. Однажды в грозу оказался заложником ситу­ ации и несколько часов раскачи­ вался вместе с вершиной сосны. К счастью, пронесло, дерево вы­ стояло перед бурей, фотограф остался жив, фотоаппарат цел. В советские времена снимки Алешки часто публиковались не только в белорусской, но и в мос­ ковской периодике. Особенно — в журнале «Охота и охотничье хозяйство». В архиве минчанина — добрые отзывы истинных зна­ токов природы. В частности, рос­ сийского ученого и известного природоведа Олега Кириллови­ ча Гусева, легендарного журна­ листа и писателя Василия Ми­ хайловича Пескова. Сейчас у Вячеслава Иосифо­ вича, владеющего богатейшим фотоархивом, одна забота — как все сохранить и сделать свою фотоповесть достоянием людей. Может, найдутся инициативные люди и в Минске откроется по­ стоянно действующая фотогале­ рея природы? Кто видел снимки Алешки — согласится: они того стоят. _ форум Михаил Кузьмин М О С КВ А — М И НС К АКТИВНОЕ участие в пятом Мо­ сковском международном сало­ не инноваций и инвестиций, ко­ торый на днях завершил свою работу в Москве, приняли орга­ низации Республики Беларусь: Государственный комитет по на­ уке и технологиям, Националь­ ная академия наук, Белорусский государственный университет. В центре внимания участников фо­ рума были вопросы сотрудниче­ ства молодой интеллектуальной элиты Союзного государства. Так, в частности, заместитель председателя-Экспертного сове­ та по проблемам инновационной политики и развития человече­ ского потенциала при Совете Федерации России Евгений Смирнов и заместитель началь­ ника отдела международных на­ учно-технических связей Госу­ дарственного комитета по науке и технологиям Республики Бела­ русь Константин Маерович обсу­ дили возможность участия бело­ русской молодежи в проводимой в России конкурсной программе «Фабрика инноваций». Эта конкурсная программа осуществляется на постоянной основе с мая 2003 года и включа­ ет три номинации: «Молодой ор­ ганизатор в области науки, обра­ зования и высоких технологий», «Лучший молодежный инноваци­ онный проект» и «Прорывной ин­ новационный проект». К слову, некоторые белорусские ученые уже участвуют в этом конкурсе. В настоящее время молодые сот­ рудники белорусских вузов отби­ рают проекты и технические нов­ шества для представления на конкурс. Участие в нем, по словам ученых, позволит лучше оценить инновационный потенциал бело­ русских университетов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz