Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь ! Маршала Победы увековечат на родине ПАМЯТНИК маршалу Георгию Жукову будет установлен в Ма лоярославце Калужской облас ти, сообщил замглавы города Владимир Печенкин. «Проект памятника великому земляку — уроженцу деревни Стрелковка Малоярославецкого уезда — поручили изготовить белорусскому скульптору Анато лию Артимовичу, известному го рожанам по созданному им па мятнику основателю Малояро славца князю Владимиру Храб рому» ,— рассказал В. Печенкин. Предоставленные А. Артимови- чем на согласование в городской архитектурный совет проект и уменьшенная модель бюста мар шала Победы получили одобрение. Сейчас на одном из предприятий Минска ведется его отливка. В бли жайшее время в центре Малояро славца начнется разбивка сквера, в котором к 60-летиюПобеды будет установлен памятник Г. Жукову. - В Карелии открылся Музей памяти жертв фашизма ^КАРЕЛЬС КОЙ столице Петро заводске открылся Музей памяти жертв фашизма имени Максими лиана Кольбе. Как заявил создатель музея, бывший узник концлагеря Вадим Мизко, «музей является единст венным в России, чьи экспозиции передают весь процесс уничтоже ния людей нацистами». По его сло вам, материалы для музея он на чал собирать практически сразу после своего освобождения из концлагеря в Германии в апреле 1945 года. «Наш музей носит имя польского священника Максими лиана Кольбе, который доброволь но пошел на смерть вместо друго го заключенного концлагеря, у ко торого была большая семья. Идея создать такой музей родилась у меня еще за колючей проволокой в Германии. Я тогда себе сказал, что если выживу, я должен буду об этом рассказать», — рассказыва ет создатель музея. Обновленное Евангелие поедет в Бельгию ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ уникально го напрестольного Евангелия из имения Мусиных-Пушкиных Яро славскому музею-заповеднику необходимо 200 тысяч рублей, сообщила заместитель директо ра музея Нина Грязнова. «Это издание в серебряно- позолоченном окладе, украшен ном драгоценными камнями, хранится в музее с послерево люционных времен. За эти годы книга реставрировалась лишь частично: укреплялся оклад. Те перь возникла необходимость реставрации так называемого красочного слоя», — сообщила Н.Грязнова. По ее словам, книга сделана на заказ царевны Со фьи в 1677 году. В книге 4 руко писных листа и около 400 печат ных. Для того чтобы достойно представить Россию на фести вале искусства и культуры в Бельгии «Европалия», который состоится в октябре 2005 года, книгу необходимо привести в по рядок. Это согласились сделать специалисты Всероссийского художественного научно-рес таврационного центра имени Грабаря. Лучший парильщик живет в Татарстане ЖИТЕЛЬ Высокогорского рай она Татарстана Раис Ахмадул лин стал обладателем Кубка Швеции на международных со- - ревнованиях любителей пара, проходившихв Стокгольме. В ео- ревнованияхпринимали участие сильнейшие парильщики из Рос сии, Беларуси, Швеции, Норве гии, Финляндии, Дании. Р. Ахмадуллин был представ лен Федерацией любителей па ра, которую возглавляет мэр Москвы Юрий Лужков. Победи тель продержался в парилке 32 минуты при 120-градуеной ж а р е .К р о м е того, Р. Ахмадуллин- получил специальный приз «Русский медведь» за мужество и волю. Ткачество — мужское занятие В ДЕРЕВНЕ Гудевичи Гроднен ской области возрождают искус ство ткачества. Желающих овла деть этим мастерством много. Станку местной мастерицы уже больше 100 лет — это наследст во от одной из гудевичских тка чих. На нем можно ткать не толь ко пояса, но даже скатерти и ков ры. Как ни странно, среди учени ков мастерицы-ткачихи Веры Иг натьевны Белокоз больше маль чиков, чем девочек. И ребята сильно обижаются, когда кто-то говорит, что ткачество не муж ское занятие. Мастер-класс маэстро ■ Американский дирижер, саксофонист ифлейтистМартин Пьецухдал в Санкт-Петербурге мастер-класс накануне концерта вфилармонии им. Д.Д. Шостаковича. До Нового года, Снегурочка! БОЛЕЕ двух тысяч гостей собра лись на праздник Масленицы в резиденции белорусского Деда Мороза в Беловежской пуще. В гости к хозяину поместья съеха лись и дети, и взрослые со всех районов Беларуси. Масленица — самый древний народный праздник, который сохранился у славян еще с дохристианских времен. Ее ждали, к ней готови лись и гуляли со свойственным только славянам размахом. Счи талось, что тот, кто плохо прове дет Масленицу, не будет иметь удачу весь год. Песни, танцы, хо роводы вокруг костра —■обяза тельные атрибуты праздника. А главное масленичное лакомство — блины. Их должен попробо вать каждый. Масленичные гуля нья — это не один день праздни ка, а целая неделя. По поверьям, именно в это время покидает Де да Мороза его зимняя спутница — Снегурочка. Поэтому для хо зяина резиденции этот праздник немного грустный. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск) О подвигах, о славе... Литература о войне: без фальшивой крови на броне На киностудии «Беларусьфильм» снимается художественная лента «Последний бой майора Пугачева» по одноименному рассказу Варлама Шала мова. Главную роль вфильме исполняет актер Игорь Лифанов. Фильм снимает российский режиссер Владимир Фатьянов. Участники кинофиль ма на съемочной площадке: артисты Виктор Молчан, Игорь Волков и оператор Александр Олешников. творчество Людмила Рублевская М ИНС К ИСТОРИЯ Минска ведет отсчет с рассказа о кровавой битве на Не- миге в «Слове о полку Игореве»: «...молотят цепами харалужны- ми, на току жизнь кладут, веют душу от тела». И сегодня для мно гих в мире белорусская литерату ра — прежде всего литература о войне. Историческая предопре деленность? Случайность? Сте реотип? В начале прошлого столетия русская поэтесса Зинаида Гиппи ус, пребывая в эмиграции, рассу ждала: «В войне, именно в войне, уже нет и не может быть для сов ременного европейского челове чества, а тем более для верхов его никакой новой идеи». После Второй мировой Гиппиус вряд ли повторила бы свои слова... Война изменила сознание эпохи. Ее ос мысливают до сих пор. Но еще Хемингуэй предупреждал: «Пи сать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды...» Хотя в советской литературе сразу, еще не отгремели послед ние взрывы, появились ставшие классикой произведения о войне, все же тем, кто писал о Великой Отечественной, приходилось по стоянно прорываться сквозь воз никающие стереотипы и идеоло гические установки. В штыки встретила официальная критика «лейтенантскую прозу» поколе ния Василя Быкова и Виктора Ас тафьева. А потом такое же непри ятие пришлось преодолевать «поколению подранков» — писа телей, чье детство пришлось на войну и которые говорили о ней свою, еще не сказанную, прав ду... Ну а послевоенные поколе ния? Не знающие, что такое бло кадная пайка и как взрывается снаряд? Будут ли они иметь отно шение к военной литературе? Когда отмечалось 55-летие Победы, на страницах журнала «Знамя» развернулась громкая дискуссия на упомянутую тему. Мнения звучали разные, и до вольно резкие. Василь БЫКОВ, в частности, считал, что молодые авторы не пишут про войну, потому что дело «в определенной заторможенно сти отечественного сознания. По- видимому, требуется определен ное время, чтобы человеческий разум мог отойти от пропаганди стского угара, своего рода психо логического шока»... Кроме того, «неполная правда и прямая ложь о войне на протяжении многих лет принижала смысл и значение нашей военной литературы». Владимир БЕРЕЗИН говорил о том, что «у наблюдателя или участника военных действий есть возможность выговориться не в литературе, а в журналистике». И предупреждал об опасности спе куляций на теме, когда появляет ся «интонация бульварной газеты и фальшивая кровь на броне». Георгий ВЛАДИМОВ заметил, что армейский опыт нынешней молодежи — с «дедовщиной» и прочими прелестями— способст вует тому, что все, связанное с военной темой, воспринимается иронически. «Военная тема ухо дит из наших писаний потому же, почему, скажем, ушла тема тра гически любовная...» Александр КАБАКОВ выска зался таким образом: «...русский литературный постмодерн, бес смысленный и беспощадный, не возможно представить привязан ным к какой-либо теме...» И вооб ще сегодня в литературе царят пересмешничанье, пародия. Михаил КУРАЕВ видел причи ну в идеологии «эпохи гривенни ков», когда непонятны самопо жертвование, подвиг... Со времени той дискуссии прошло пять лет. В минувшем го ду мы отпраздновали 60-летие освобождения Беларуси. Скоро отметим 60 лет Победы. Пресса не молчит. Масса публикаций, мемуары, свидетельства... Но как насчет художественных произве дений? На заседании молодежного клуба «Литературное предме стье», которым я руковожу, спро сила: возможно ли появление «новой волны» военной литера туры? Мнения высказывались по лярные — от «мне военная тема в школе надоела» до «я недавно написала стихотворение, посвя щенное ветеранам». Но равно душным не остался никто. Одни считают невозможным писать о том, что не испытали. Другие за мечали, что сегодня нужно соби рать свидетельства ветеранов, как в свое время делал Лев Тол стой, готовясь к написанию «Вой ны и мира»... — Просто выросло новое по коление, которое не слышало да же отголосков войны, — рассуж дает известный писатель Нико лай ЧЕРГИНЕЦ, автор популяр ных и в Беларуси, и в России ро манов. — Я, родившийся в 1937 году, знаю войну потому, что сво ими глазами, например, видел, как немцы вешали наших людей на «Комаровке»... Да, молодые читали об этом, их это волнует, они хотят знать, что было. Но я за то, чтобы все писали о том, что знают сами. Представлять Вто рую мировую войну через призму падения атомной бомбы? Хотя я уверен, что тема Второй мировой будет востребована так же, как и тема Первой мировой войны или войны 1812 года... Но это будет иная, историческая проза. Оксана ДАНИЛЬЧИК, канди дат филологических наук, поэ тесса, автор диссертации «Кон цепция человека в белорусской и итальянской военной прозе», считает, что о войне можно пи сать только в зрелом возрасте. — До сих пор война у нас рас сматривалась в основном с точки зрения советского человека, — говорит она. — Есть много других аспектов. Например, война и ре лигия... Недавно появился роман Ирины Жерносек «Будь воля твоя...». Главные герои, священ ники, добровольно идут на смерть вместе со своей паствой, людьми сжигаемой карателями деревни, — они не могут оставить тех, кого вели к Богу. Подобным же образом в романе современ ного итальянского писателя свя щенник отдает свою жизнь вза мен за жизнь одного из захвачен ных фашистами заложников. В последнее десятилетие одна из главных тенденций европейской литературы о войне — переос мысление образа врага, отход от его схематичного изображения, однозначной трактовки. Это тоже «поле» для вдохновения... Виктор ПРАВДИН, главный редактор издательства «Мастац- кая л1таратура», оптимистичен: рукописей на военную тематику поступает много, и не только от ветеранов. Иван Шамякин, Конд рат Крапива, Алесь Адамович, Борис Саченко, Иван Чигринов, Микола Аврамчик, Петро При ходько, Алесь Савицкий, Василь Гурский, Наум Кислик... Имена, не нуждающиеся в рекламе. Но о войне, ее отголосках в нынешнем времени говорится и в дебютной книге молодого прозаика Михася Кулеша, и в стихах одиннадцати классницы Марины Мурзич... — Такая литература должна быть, — считает В. Правдин. — Тем более что войны не становят ся далеким прошлым — Афгани стан, Чечня... А ведь белорусы во евали в составе так называемого ограниченного контингента даже в самых экзотических странах. Я, кстати, пишу об этом в своих ро манах. Мы не всегда знаем, где про исходит главное событие нашего времени. Нам хватает забот сво ей «ниши», а все, что у других — шоу по телевизору. Но Вторая мировая доказала, как легко ру шатся эти условные перегород ки. В традициях нашей классики война всегда изображалась яв лением противоестественным, противным человеческой приро де. Классическая литература о войне — это не бессмысленная бойня. Это всегда выбор между добром и злом, который делают герои. Испытание на прочность души человеческой... Какое ис кусство может быть после Ос венцима?! — восклицают ради кально настроенные литературо веды. Алесь АДАМОВИЧ мучи тельно размышлял над тем, что за след в душах читателей остав ляют описания ужасов войны, зверства оккупантов... И сегодня доводится слышать о том, что ув лечение военной литературой может привести к милитариза ции общества. Как я недавно прочитала в од ном из школьных сочинений: «Война — это прежде всего лю ди, не вообще смерть, а смерть человека, не страдание в целом, а страдания человека, такого, как я». Разумеется, вдохновение не появляется «на заданную тему», что уже доказали груды никому сегодня не нужной литературы. Но когда смерть в экранных бое виках и на страницах триллеров превращается в шоу, именно на стоящая литература с ее способ ностью максимально приближен но показывать личность должна сказать свое слово... Возможно, вернувшись к теме войны. Классическая литератураовойне— это небессмысленная бойня. Этовсегда выбор междудобром излом, который делают герои. Испытание на прочность души человеческой. Ключевое слово — образование На предстоящем заседании союзного Совмина будут обсуждаться вопросы развития единого образовательного пространства актуально Аркадий Медведев М О С КВА БИТВА при Ватерлоо была выиг рана на спортивных площадках Итона. Эта крылатая фраза гер цога Веллингтона часто цитирует ся в солидных педагогических трудах и книгах, посвященных развитию образования. Школа Итона, основанная в 1440 году ко ролем Генрихом VI, до сих пор считается одним из лучших анг лийских учебных заведений. На значение такой школы — воспи тание джентльмена. Назначение джентльмена — повести за собой людей в час испытаний. Именно так трактуют англичане слова «железного герцога». Как бы там ни было, слово «Итон» ассоциируется с отличным образованием. Однако системы образования Беларуси и России имеют собственные глубинные ис торические традиции, длительный опыт успешного и эффективного совместного развития. В основе их деятельности, как отмечают спе циалисты, лежат единые цели и принципы: развитие свободной, интеллектуально развитой и твор ческой личности, воспитание люб ви к Родине, стремление строить отношения между людьми, наро дами и государствами на основе уважения, мира, справедливости. Важный вклад в формирование образовательных систем Белару си и России был внесен в период их совместного развития в рамках СССР. Нелишне будет напомнить, что советская школа оказала зна чительное влияние на развитие об разования во всем мире. Доступ ность образования, ориентация на массовость, принятие государст вом ответственности за образова ние стали базовыми принципами развития национальных систем образования многих государств. Однако десятилетие раздельного существования Беларуси и России привело к появлению расхождений в требованиях к содержанию обра зования и уровню подготовки вы пускников учебных заведений, в перечне профессий и специально стей. Понятно, что уменьшились и возможности обмена опытом, сов местного использования накоп ленного научно-педагогического потенциала. Между тем в условиях глобализационных процессов только максимальное использова ние преимуществ, предоставляе мых интеграцией образователь ных потенциалов Беларуси и Рос сии, способно обеспечить сохране ние культурной идентичности на шей цивилизации, ее устойчивое развитие, в том числе и экономиче ское. Поэтому важнейшей состав ной частью Концепции социально го развития Союзного государства является раздел, в котором изло жены принципы формирования единого образовательного про странства Союзного государства. На предстоящем заседании союзного Совмина, как сообщил начальник Департамента соци альной политики Постоянного Комитета Иван ЯНОВИЧ, плани руется обсудить Концепцию со циального развития Союзного государства в целом и в том чис ле интеграцию в сфере образо вания. По словам И. Яновича, барье ры в сфере образования— гораз до большее зло, чем даже пресло вутые таможенные барьеры. Ведь именно образование и воспита ние формируют психологию чело века, его мировоззрение. Если мы расходимся в образовании — мы расходимся в понимании истории, культуры. Не надо себя обманы вать: образ других народов или собственный образ, который жи вет в нашей душе, зависит в очень большой степени от того, как в детстве нас учили истории, лите ратуре, другим дисциплинам. Уро ки в школе неизбежно накладыва ют отпечаток на всю жизнь; от крытие мира, его исторического и культурного прошлого остается неизгладимым, любая информа ция накладывается на уже сфор мированные впечатления и пред ставления. ■ Иван Янович. Доступность и равные права на образование— важнейшее ба зовое право граждан Союзного государства. Что уже сделано в плане создания единого образо вательного пространства? На чальник Департамента социаль ной политики Постоянного Коми тета напомнил: в соответствии с Договором о создании Союзного государства гражданам Россий ской Федерации на территории Республики Беларусь, так же как и гражданам Республики Бела русь на территории Российской Федерации, обеспечиваются дос тупность и равные права в получе нии среднего, среднего специаль ного, высшего и послевузовского профессионального образова ния. Абитуриенты поступают в учебные заведения на основе действующих правил приема. — В 2004 году, — сказал И. Янович, — более трех тысяч сту дентов из Беларуси обучались в российских вузах и примерно та кое же количество российских студентов учились в белорусских высших учебных заведениях. И. Янович также подчеркнул: на сегодняшний день фактически унифицирована'программа обще образовательной школы, взаимно признаются дипломы об оконча нии учебных заведений, обеспечи ваются равные права при поступ лении в средние специальные и высшие учебные заведения с вы платой стипендии и обеспечением проживания, созданы совместные государственные высшие учеб ные заведения, разрабатываются программы специальных курсов для студентов вузов, проводятся совместные тематические олим пиады для школьников. Так, в Могилеве при поддерж ке двух национальных мини стерств образования создан Бе лорусско-российский универси тет. Союзное государство обес печивает деятельность филиала Московского государственного социального университета в Мин ске. В 2004 году в МГСУ обуча лись более тысячи студентов по специальностям «социальная ра бота», «юриспруденция», «психо логия». В Смоленске с 2002 года действует филиал Московского государственного университета сервиса. В Московском государ ственном университете с 2003 го да открыто представительство Белорусского государственного университета. В феврале 2004 го да подписан меморандум о сот рудничестве между министерст вом образования Беларуси и Мо сковским государственным уни верситетом им. М. В. Ломоносо ва. Стороны договорились: со действовать организации совме стной подготовки специалистов, развивать сотрудничество в об ласти разработки и реализации стратегии развития высшей шко лы, проводить совместные науч ные исследования, симпозиумы, семинары, конференции, поддер живать сотрудничество белорус ских университетов с МГУ путем установления прямых связей. Отдельная тема — обучение белорусских военных специали стов в российских военных вузах. Сейчас обучение белорусских во енных осуществляется в 30 воен ных институтах России, к приме ру, в Пензенском артиллерийском институте, Новочеркасском воен ном институте связи, Новосибир ском военном институте, Москов ской военной консерватории, Во енной академии Генерапьного штаба Вооруженных сил Россий ской Федерации. Фабрика инноваций Молодая интеллектуальная элита включается в конкурс под этим девизом Фотоповесть Вячеслава Алешки Белорусский фотохудожник снимал природу родного Полесья, а еще Заполярья и Дальнего Востока увлечение Александр Карлюкевич В ДОМЕ природы, что в Троиц ком предместье Минска, откры лась выставка работ Вячеслава АЛЕШКИ «Фотоповесть о дикой природе Беларуси». Ее автор — не профессиональный фото граф, но уже давно стал при знанным мастером объектива. Этому не помешала ни партий ная карьера, ни должность зам министра природных ресурсов, в которой фотограф-любитель ра ботал более 13 лет. Одна за другой выходили кни ги о природе, проиллюстриро ванные его снимками. Проходи ли персональные выставки. А альбомы «Свидание с лесом» и «Наедине с природой» разо шлись из книжных магазинов в считаные месяцы. Отдельная страница фото творчества белорусского масте ра — его репортажи и зарисовки из путешествий по Заполярью, Сибири, Дальнему Востоку. И да же в Африку ездил на фотоохоту. Но большую часть фотографиче ской жизни (а значит, отпусков, выходных и праздников) Вяче слав Иосифович провел в бело русских лесах, на болотах и озе рах, у рек. Ради одного-двух ред ких кадров мастерил для «маски ровки» замысловатые палатки, часами просиживал на вершинах деревьев, чтобы сфотографиро вать семью беркута. Однажды в грозу оказался заложником ситу ации и несколько часов раскачи вался вместе с вершиной сосны. К счастью, пронесло, дерево вы стояло перед бурей, фотограф остался жив, фотоаппарат цел. В советские времена снимки Алешки часто публиковались не только в белорусской, но и в мос ковской периодике. Особенно — в журнале «Охота и охотничье хозяйство». В архиве минчанина — добрые отзывы истинных зна токов природы. В частности, рос сийского ученого и известного природоведа Олега Кириллови ча Гусева, легендарного журна листа и писателя Василия Ми хайловича Пескова. Сейчас у Вячеслава Иосифо вича, владеющего богатейшим фотоархивом, одна забота — как все сохранить и сделать свою фотоповесть достоянием людей. Может, найдутся инициативные люди и в Минске откроется по стоянно действующая фотогале рея природы? Кто видел снимки Алешки — согласится: они того стоят. _ форум Михаил Кузьмин М О С КВ А — М И НС К АКТИВНОЕ участие в пятом Мо сковском международном сало не инноваций и инвестиций, ко торый на днях завершил свою работу в Москве, приняли орга низации Республики Беларусь: Государственный комитет по на уке и технологиям, Националь ная академия наук, Белорусский государственный университет. В центре внимания участников фо рума были вопросы сотрудниче ства молодой интеллектуальной элиты Союзного государства. Так, в частности, заместитель председателя-Экспертного сове та по проблемам инновационной политики и развития человече ского потенциала при Совете Федерации России Евгений Смирнов и заместитель началь ника отдела международных на учно-технических связей Госу дарственного комитета по науке и технологиям Республики Бела русь Константин Маерович обсу дили возможность участия бело русской молодежи в проводимой в России конкурсной программе «Фабрика инноваций». Эта конкурсная программа осуществляется на постоянной основе с мая 2003 года и включа ет три номинации: «Молодой ор ганизатор в области науки, обра зования и высоких технологий», «Лучший молодежный инноваци онный проект» и «Прорывной ин новационный проект». К слову, некоторые белорусские ученые уже участвуют в этом конкурсе. В настоящее время молодые сот рудники белорусских вузов отби рают проекты и технические нов шества для представления на конкурс. Участие в нем, по словам ученых, позволит лучше оценить инновационный потенциал бело русских университетов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz