Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
г а з е т а Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и редакции «ЛГ» ^Пишем историю сами «Пускай весь мир о них узнает!», или О том, как ученик 6а класса краснинской средней школы № 1 Вася Леонов написал историю деревни Бредихино ПРЕДИСЛОВИЕ С нашим юным Геродотом я познакомился в районном Доме пионеров и школьников. Однажды Вася зашел в литературный кружок «Радуга», которым я руковожу, и принес забавный рассказ под названием «Гонки вокруг кресла» —о приключениях ручной белой крысы и кота. Рассказ был помещен в местной газете на детской страничке «Теремок». А Вася взялся уже за более серьезную тему. Так появился его исторический очерк о родной деревне. Непростую даже для взрослого работу по сбору материала он проделал самостоятельно. Кстати, на базе Дома пионеров регулярно проходят краеведческие конференции учащихся. Труды ребят публикуются в районной газете на страничке «Юный краевед». Полнится экспонатами районный музей. Часто предметы старины, пожелтевшие документы сюда приносят именно дети. Давайте вместе откроем пухлую тетрадку, в которой разместилась история маленького населенного пункта. На первой странице нарисована подробная карта Бредихино со всеми улицами, прудами и рощами. Ни одного дома, ни одного ручейка не пропустил Вася. Да еще приложил полный список жителей. Указан на карте и Васин дом под скромным названием —«Мы». Александр ТИТОВ, руководитель литературного кружка «Радуга» при Краснинском районном Доме пионеров и школьников. Здравствуйте, дорогие читатели! Я, Леонов Василий Алек сандрович, буду писать о деревне Бредихино и ее истории! ГЛАВА 1. Появление Эта деревня появилась в давние времена и, как говорят старо жилы, названа в честь солдата Бредихина. Ведь и Красное более трехсот лет назад образовали воинские поселенцы, защищавшие эти рубежи от набегов степных кочевников. Раньше в Бредихино было больше ста домов, а теперь некоторые дома развалились, в других умерли жители, царство им небесное. Вот теперь осталось всего сорок три дома. ГЛАВА 2. Местности В деревне Бредихино есть много интересных и замечательных мест, например Березки и Купалка. Березки — это великолепное место, где тебя окружают одни березы. Здесь отдыхают и праздну ют дни рождения, Святую Троицу и т.д. Там есть качели, которые построили в 1999 году Вова и Слава. Купалка называется «Балло ны». В этом месте все купаются. Вова и Слава сделали вышку, с которой можно было нырять. Теперь вместо вышки старые автомо бильные баллоны. С них тоже можно нырять. Чтобы легче было на них взбираться, Вова поставил лестницу. Есть еще одно место для купания маленьких детей — оно называется Мысок. ГЛАВА 3. Улицы Миллионовка — так назвали эту когда-то миллионер. А еще Пукалка вот про остальные узнаю потом. Главная дорога построена в 2004 году в мае. Строители ДСУ-3». улицу потому, что здесь жил , Загуменовка и Центральная. А ■«Елец ГЛАВА 4. Рыбалка Рыбалка бывает только на трех прудах. А вот на Нашем пруду ловится не так часто. Зато Колхозный пруд — отличное место для рыбалки. Там ловится часто и хорошо. ГЛАВА 5. Ветеран войны На доме номер 4 — красная звезда, потому что здесь жил Васи лий Павлович Бредихин, рожденный в 1920 году. Умер он в августе 2002. Он был инвалидом войны второй группы, бывший командир орудия. Награжден орденами Славы второй степени, «За Победу над Германией», медалью «За отвагу», был дважды ранен. ГЛАВА 6. Первый колхоз Он стоял на месте пруда и назывался «Днепрострой». Затем в 1952 году колхоз объединили с колхозом имени Сталина — ныне СПК «Заря». Рассказывает Таркова Мария Тимофеевна: — Первым председателем «Днепростроя» был Тихон Терентье вич Васильев, родом с Дальних Буд. Человек и руководитель он был хороший. В колхоз вошли жители 105 домов. Имелась ферма на 14 коров, 30 лошадей, кузня. Денег за работу в то время не платили, а записывали трудодни. В конце месяца итожили: кто сколько зарабо тал. За труд получали картошку, зерно, солому. ГЛАВА 7 . Дети в годы войны Продолжение рассказа М.Т. Тарковой: — Подростки помогали взрослым работать в поле, в саду, на бахчах. А когда началась война, в деревне остались женщины, дети, старики. В 1942 году враг подошел к Ельцу. Из колхоза угоняли скот в Горьковскую область. Зимой ходили за три километра — очищать от снега Лебедянский большак, по которому двигались военные маши- Летом дети наравне со взрослыми работали в поле, чтобы полу чить хороший урожай. В то время по большаку гнали в тыл лошадей и коров. Больных животных дети подбирали и выхаживали, затем приучали к работе. В деревне жили старички Павел Моревич и Павел Ильич Бреди хины — они своими руками смастерили конные плуги, которыми за тем пахали землю. В 1943 году четырнадцатилетних подростков направили по по вестке в Дон Избище — делать блиндажи, пилить лес для укрепле ний. Когда кончилась война, в деревню вернулись мужчины, и колхоз снова стал подниматься и богатеть. ГЛАВА 8. Наш земляк — Герой Советского Союза Николай Федорович Бредихин родился в 1919 году. После окон чания семилетки работал мотористом в каменном карьере. Учился в Ельце на рабфаке. В 1939 г. был призван в армию, поступил в Киев ское танковое училище, которое окончил за 12 дней до войны. В июле 1941 года его танк был уже в самом пекле сражений на Цент ральном фронте. Н.Ф. Бредихин участвовал в боях под Москвой и в Сталинградской битве. В сентябре 1943 г. шли тяжелые бои на подступах к Чернигову. Бредихин к тому времени был начальником штаба танкового полка. Он совершил обходной маневр во главе девяти «тридцатьчетверок». Уничтожив два орудия и шесть минометов, головная машина во гла ве с майором Бредихиным ворвалась в деревню Смяч. Подбит был и командирский танк. Танкисты покинули охваченную огнем машину и вступили в рукопашный бой. Бредихин выстрелами из пистолета уложил четырех фашистов, сам был ранен в руку — второй раз за день. На выручку подоспел другой танк. Взобравшись на него, Бре дихин продолжал руководить боем. За этот подвиг ему было при своено звание Героя Советского Союза. С января 1945 г. полковник Бредихин — заместитель командира гвардейской танковой бригады. Он возглавлял передовой отряд, ос вобождавший г. Лодзь, первым вышедший к Одеру и побережью Балтики, бравший многие немецкие города, пригород Берлина Шпан- дау. За эти операции Н.Ф.Бредихин награжден четырьмя орденами Боевого Красного Знамени. * * * На этом пока ставлю точку. История деревни Бредихино была интересной и после воины. Буду собирать новые дан ные об этом небольшом населенном пункте, в котором, как в капле воды, отразилась жизнь нашей страны. Надеюсь, что и мои ровесники тоже напишут о своей деревне, улице, семье. И пускай весь мир о них узнает! Вася ЛЕОНОВ, ученик 6а класса краснинской средней школы №1. Итальянские мотивы Все дороги ведут в Рим... Деловые связи нашей области с итальянцами становятся все прочнее и перспективнее. ЗАО «ЗХ «Стинол», завод стиральных машин, новые интересные взаимовыгодные проекты, даже итальянский ресторан «Анкона», что для российской провинции,конечно, большая редкость, — все это зримые приметы сотрудничества и взаимопонимания. Естественно, что параллельно экономическим контактам будут укрепляться и культурные. Не случайно в научно просветительском центре «Липецкая энциклопедия» уже возникла идея создания в регионе Общества друзей итальянской литературы и искусства. По мнению постоянного автора «ЛГ», профессора Василия ШАХОВА (чьи заметки мы публикуем ниже), это тем более закономерно, что многие наши выдающиеся земляки в минувшие времена питали к Италии особый интерес и внесли творческий вклад в пропаганду великой итальянской культуры в России. Один из шедевров бунин ской поэзии — стихотворе ние «Джордано Бруно» — на прямую соотносится с исто рией Италии. Его мятежный, романтический герой «дерз нул на все — вплоть до не бес. Но разрушенье — жаж да созиданья, и, разрушая, жаждал он чудес — Боже ственной гармонии созда нья». Вообще итальянские мо тивы у Бунина, сына русско го Подстепья, возникают по стоянно. Он может, размыш ляя о поэзии, обращаться к «Рафаэлю вдохновленному» или под впечатлением встреч с Горьким на Капри пытать ся разгадать тайны родной истории. С Венецией связан сюжет знаменитого рассказа «Господин из Сан-Францис ко». И это, разумеется , не единственный среди наших земляков, для которых Ита лия была одной из самых притягательных точек на земном шаре. Великолепно знал историю и литературу этой страны уроженец Задон- щины блистательный публи цист Дмитрий Писарев. В его статьях мы найдем не просто упоминания, но точные, яр кие характеристики и авто ра «Божественной комедии» Алигьери Данте, и поэта-са- тирика Джузеппе Джусти, жившего в первой половине XIX века, и итальянского врача Антомарки Франческо, и певцов Баттисты Рубини, Энрико Тамберлика, и рели гиозного реформатора Джи- роламо Савонаролы. Неуди вительно, что для демократа Писарева был близок Джу зеппе Гарибальди, который, по словам публициста, «мог выдвинуться потому, что для Италии наступило время по литического обновления». А вот другое значимое имя в русской литературе — Афанасий Фет. Сегодня крае веды все активнее исследуют липецко-орловские тропы, приводящие нас в мир его поэзии. Фет — автор изуми тельного стихотворения «Ве неция ночью». Помните? «По каналам посребренным опро кинулись дворцы, и блестят веслом бессонным запозда лые гребцы». Поэт в 1856 году^посетил Ватиканский музей, чья коллекция вдох новила его на создание сти хотворения «Даки»: «Вбли зи семи холмов, где так не выразимо воздушен на заре вечерний очерк Рима...» И Михаил Пришвин был неравнодушен к Италии и ее великим творцам. Вот толь ко одно признание писателя: «Видел когда-то Рублева и Рафаэля и ничего не пони мал, а теперь сижу в глуши, ничего не вижу и все пони маю». Но что я все о литерато рах? На излете XIX века Ад риан Семенович Мазараки привез в Италию свою внуч ку Надежду. Юная девушка из Хворостянки посетила Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию, Милан, в Мон те-Карло слушала Шаляпи на, в Ницце занималась с педагогом по вокалу Элеоно рой Липман, ученицей самой Полины Виардо. Эти уроки выдающаяся певица Надеж да Андреевна Обухова помни ла всю жизнь. Правда, отда вая должное своим зарубеж ным учителям, она все-таки признавалась: «Вначале была Хворостянка... А потом уже Липманы, Мазетти, учителя- итальянцы. Простые хворос- тянские бабы, их пение на правили и определили мой путь...» Наш край — родина мно гих замечательных ученых, в том числе и литературове дов. С одним из них, урожен цем Ельца Григорием Льво вичем Абрамовичем, чей учебник для вузов знают все поколения российских фило логов, мне посчастливилось познакомиться. Он написал нестареющие исследования о Пушкине, Гоголе, Лермонто ве и вместе с тем прекрасно знал литературу Италии. В его лекциях постоянно воз никали имена Петрарки и Данте, Гольдони, Пирандел ло, Д. Аннунцио, причем экс курсы в их творчество пора жали глубиной и мудростью. Крупным специалистом по литературе был и Сергей Дмитриевич Артамонов, чьи корни — в селе Баловнево на Данковщине. Книги Артамо нова по истории зарубежной словесности выдержали про верку временем. Причем раз делы их, посвященные Ита лии, на редкость серьезны и основательны, идет ли в них речь о Данте, Кампанелле, Гольдони или Маккиавелли. И еще один писатель — Василий Дмитриевич Ряхов- ский. Из далекого Сорренто шли к нему в Рязань и Дан ков письма Горького, обра тившего внимание на первые опыты даровитого данковча- нина, под чьим пером впо следствии родились эпичес кие произведения «Двори ки», «С гор потоки», «Беше ная кровь», «Евпатий Колов- ат», «Молодой сад». Эта ыла новая ниточка, протя нувшаяся между нашей зем лей и Италией. Не сомневаюсь: нас еще ждут любопытные находки, а может, и открытия, если мы всерьез проследим итальянс кие сюжеты в творчестве и жизни других наших земля ков — Анны Буниной, Мар ко Вовчок, Стаховичей, Замя тина, Семенова-Тян-Шанско- го, собиравшего живописные полотна и ценившего масте ров Италии, Плеханова... Так что нынешние связи с Италией в определенном смысле не начало, а продол жение, У нас были выдающи еся образцы и предшествен ники, для которых шум Сре диземного моря, блеск вене цианских каналов и голуби на площади Святого Марка значили очень многое... Василий ШАХОВ, доктор филологических наук, профессор, руководитель научно-просветительского центра «Липецкая энциклопедия». В провинциальной Пензе никому не ведомый двадца тишестилетний актер игра ет Гамлета и наутро просы пается знаменитым. Из те атра после премьеры обез умевшая от восторга публи ка выносит его на руках и качает так, что чуть не ро няет. Рецензии о пензенском Гамлете публикуют в сто личных журналах. Дебютан та наперебой приглашают в разные театры. Он путеше ствует по городам России — из Тамбова в Воронеж, из Воронежа в Петербург, где выходит на сцену знамени тых театров Панаева и Су ворина, ему аплодируют Ставрополь, Полтава, Ниж ний Новгород, Москва... Его имя — Николай Рос сов. Это блистательно одарен ный актер и странный чело век, вечный одинокий роман тик, играющий только высо кую трагическую классику и не способный надолго осесть даже в столице. Себя он на зывал комедиантом, актером транса и вдохновения: «Я, как актер транса и вдохно вения, всегда играю разно: «или-или» — и это дает пра- Одинокий романтик «Пламенный романтик, влюбленный в велича вые образы Шекспира, он являет собой в наше время образец бескорыстного служения прекрасному». Театральный крит ик Ю . Соболев о Н и ко л ае Россове во говорить обо мне что угод но. Бывал успех стихийный на сцене, бывали и падения — никто же не обязан ждать вдохновенных актерских минут!» ...Он остался в истории отечественной сцены как последний русский трагик, воплотивший 32 величай шие роли мирового реперту ара — Гамлета и Отелло, Лира и Ричарда III, Уриэля Акосту и Моора, Генриха IV и Кина... В декабре прошло го года исполнилось 140 лет со дня его рождения. Нет в России театрала, который не слышал бы имени Россова. Но мало кто знает, что ма лой родиной выдающегося актера были наши края, имение помещика Шеншина Васильевское под Усманью, где он появился на свет 28 декабря 1864 года. Его отец служил конторщиком. Ког да тот умер, семья перееха ла в Задонск, затем в Воро неж. Жили бедно. Подростка Николая устроили учеником слесаря в железнодорожные мастерские. А его тянуло к книгам, он обожал деклами ровать стихи. Декламация раздражала полуграмотного мастера, он однажды так толкнул юношу, что тот уда рился о верстак. После это го у будущего актера случи лось расстройство речи, он начал заикаться, это потом очень мешало ему на сцене. Уйдя из мастерских, Нико лай служил писцом в зем ской управе. Накопил двес ти рублей и уехал в Москву — поступать в театр. Судьба свела его с начи нающим режиссером Станис лавским, руководившим Об ществом искусства и литера- т^фы. Казалось бы, двум ода ренным и влюбленным в те атр людям сам Бог велел быть рядом. Но Россов был человеком сложным, строп тивым, не признавал всяких театральных школ и мето дик, верил в наитие, а не в системы и каноны, играл «нутром». И его, увы, бук вально изгнали из Обще ства... У каждого гения свой путь. Вероятно, Россов про сто не мог вписаться в рам ки какого-либо постоянного творческого окружения. Не прижился он и в частном московском театре Горевой, где актеры его не понимали и посмеивались над ним. Но Николай Петрович ве рил в свой дар и свою звез ду. Он неустанно, даже по ночам, репетировал. И, нако нец, потряс современников Гамлетом. Россов был самоучкой. Но талант помог ему добиться успеха не только на сцене. Он самостоятельно выучил анг лийский, дабы перевести любимого «Гамлета». Он пе реводил и с французского — пьесы Гюго «Марион де Лорм», «Рюи Блаз», «Эрна- ни». Он сочинял оригиналь ные драмы — «Любовь шута», «Соперник несравни мого» — об оглохшем Бетхо вене, историческую пьесу «Королевское правосудие», опубликовал в журналах множество статей об актерс ком искусстве. А главное — он продол жал играть, завоевывать сер дца публики. Еще в 20-х го дах Россов гастролировал по стране. В 1926 году в числе первых театральных деяте лей послереволюционной России он удостаивается зва ния заслуженного артиста республики. Торжественно отмечается 35-летие его ак терской карьеры. В Москве создается театр Россова. Но через год он закрывается, и Николай Петрович оставля ет профессиональную сцену, хотя до глубокой старости играет в любительских спек таклях и занимается литера турным трудом. Даже в 1940 году очень уже пожилой и больной Россов выступает в клубе города Перово под Мос квой. «Решительно не могу жить без сцены, — говорит он, — сходя в гроб, должен сыграть шекспировского Лира». Умер он зимой 1945 года. О последних его днях прон зительно вспоминал извест ный писатель Владимир Ли дин: «Пришел он ко мне за четыре дня до смерти. Был сильный мороз, и старик дол го не мог согреться. «Поду мать только... ведь все было у Россова: слава, известность, успех, театр», — сказал он вдруг, как бы впервые при знав, что того Россова уже нет и никогда больше не бу дет. Потом он закрыл глаза и заплакал...» Александр ЯБЛОНСКИЙ. ^Журналистские мемуары Сильные люди Редко кто из газетчиков всю жизнь работает в одной редакции. Я тоже не исключение. Раньше все происходило просто: показал себя в какой-то районке неплохим корреспондентом —тебе добавляют на «погоны» звездочку и отправляют в другой район —на повышение. В Ельце я был корреспондентом, в Становом —завотделом, в Долгоруково —заместителем редактора, а в Волово —уже главным редактором. Короче — судьба дала мне завидную возможность познакомиться, а то и подружиться со многими яркими, сильными, талантливыми людьми, чьи имена так или иначе должны сохраниться, остаться в истории нашей области. Листаю старые блокноты и думаю: интересно ли будет узнать читателям о том, кто и как поднимал регион сорок или тридцать лет назад? Нужно ли это сегодня, когда и сами-то слова «колхоз», «РТС», «райком» воспринимаются словно припорошенные пылью —кем-то со скукой, кем- то с иронией. Но, по-моему, как бы ни менялась жизнь, грех свысока или равнодушно оглядываться назад и не видеть тех, кто жил тогда, работал, терпел и думал о нас, повторяя естественные, как дыхание, слова: «Только бы детям, только бы внукам нашим было легче, светлее...» Вот о них мои короткие воспоминания-зарисовки. Сестры Когда в деревне Ивановка Елецкого района девочка заканчивала четыре класса начальной школы, вопрос «что дальше?» решался сам собой: либо куда-то уезжать — до ближайшей нормальной школы было десять километров, либо идти на ферму. Шура и Валя Волковы начали работать в свинарнике. На двоих им было двадцать восемь лет. Подростки! И ухаживала каждая за сотней свиней. Их работа мало напоминала безоблачные кадры кинокомедии «Свинарка и пастух». Помещения — какое из самана (это еще хоро шо), а то и просто колья да плетень, глиной оштукатуренные. Осе нью и зимой продувало все насквозь. Девчонки таскали листву из леса, чтобы сделать так называемую «завалинку». Листья шли и на подстилку для животных. О кормоцехах тогда, в 50-х, и слыхом не слыхивали. Шура и Валя готовили еду для свиней в огромных чанах-котлах, подклады вая под днище солому, дрова, торфяную крошку. Топили по-черно му. Как тогда говорили, дым идет в дверь, в окошко и в трубу не множко. Варили картошку, свеклу, толкли, посыпали ржаной мукой, разносили в ведрах по корытам. Как могли родители обречь дочерей на такую недетскую участь? Да они и сами тут же работали. Мать Анна — свинаркой, отец, инва лид войны, ночью сторожил, а днем помогал девочкам. Ферму эту так и называли — семейная, волковская. Но что удивительно: в этих условиях Волковы достигали резуль татов, о которых вся область говорила. К ним за опытом приезжать стали. Смотрели и руками разводили: посреди такого неустройства, холода — и так трудятся. Видимо, тогда-то местное начальство и устыдилось. А устыдив шись, затеяло строить на окраине деревни мощный свиноводческий комплекс — с кормозаводом, лабораторией, ветпунктом. Ивановка стала выполнять половину всего районного плана по мясу. ... Сейчас сестры Волковы на пенсии. Однако о них в районе до сих пор помнят. Даже комплекс по-прежнему волковским называ ют. В бронзе и натуре Представьте, приезжает в район солидный начальник из облас ти и дает установку: пары не нужны. Надо их исключить из севообо рота. Страна ждет хлеба, а тут, понимаете ли, земля гуляет, не засе ивается, не рожает. И вдруг на этом самом совещании — голос из зала: — А мы все равно от паров не откажемся! Гость из области нахмурился: —■Это кто сказал? — Я! — и с места встал Михаил Григорьевич Карабанов, предсе датель колхоза в селе Толстая Дубрава тогда Волынского еще рай она (потом его слили со Становлянским). Он считался неуживчивым и упрямым человеком. Но председа теля все-таки терпели: его колхоз по два плана хлебосдачи выпол нял. Правда, кое-кто полагал, что мог бы и по три. Иные уполномо ченные, добиваясь этого от Карабанова, давили на председателя со страшной силой, грозили лишить партбилета на райкомовском бюро. Но Карабанов стоял на своем: нельзя, твердил, выгребать все под чистую, чтобы на трудодень людям нечего было выдавать. И началь ство отступало. С таким просто не справишься: хозяйство у него и вправду передовое, сам — орденоносец, депутат областного Сове та. Характер, знания, авторитет — все при нем. Вот и на этот раз кому другому приписали бы непонимание «ли нии партии», взявшей курс на уничтожение паров, обвинили бы, что из-за его несознательности хлеба в стране недостает, приходится покупать за океаном. Но стоило областному деятелю лишь заик нуться на сей счет, как Карабанов ответил спокойно: — А вот чтобы хлеб у нас был, мы и оставим пары. Дело было при Никите Сергеевиче Хрущеве, которого вскоре отправили на пенсию. И мода обходиться без паров в севообороте миновала. А Карабанов еще долго колхозом управлял. И даже сейчас, став пенсионером, он в Толстой Дубраве безусловный авторитет, ста рейшина. К слову этого до сих пор мощного, высокого, с косой са женью в плечах человека прислушиваются все от мала до велика. Ему, кстати, предлагали квартиру в райцентре. Отказался. За чем, говорит, вам второй Карабанов? Один-то вон уже стоит в пар ке. А в парке в галерее знатных земляков действительно стоит бюст Михаила Григорьевича бронзового цвета. Но сам Карабанов не за- бронзовел. Может, потому-то его так и уважают в селе, которому он сорок лет служил верой и правдой. Что остается людям Лично с Михаилом Тихоновичем Наролиным мне познакомиться не посчастливилось. Но иногда кажется, что я его хорошо знаю, так много я о нем слышал, так часто видел то, что он успел сделать для людей за свою жизнь. Первая моя командировка в Воловском районе — в Васильев скую АТХ. Не было не то что дороги, но даже земляной насыпи. Ровная степь. И вдруг — открывается корпус мехмастерских. Выгля дит внушительно. Везде идеальный порядок. Ну как журналисту не написать о таком? — А кому ты это все в заслугу поставишь? — поинтересовался начальник автохозяйства Николай Федорович Демин. — Вам, конечно! — Э, нет! Я пришел уже на готовое. Тут ведь была ремонтно тракторная станция, вот ее начальник Михаил Тихонович Наролин все и построил, оборудовал, оснастил... Начал я о Наролине расспрашивать. Мне рассказывают: закон чил сельхозинститут в Воронеже, в 23 года появился в районе и в короткое время продемонстрировал способности лидера. Отменно руководил РТС, потом районной «Сельхозтехникой». Когда опять же при Хрущеве началась кукурузная эпопея, для начала в области устроили семинар для специалистов в колхозе «Заветы Ильича». Все готово. Трактор КПД-35 заведен, участок гек таров на двести подобран заранее. И вдруг трактористы заробели перед начальством и гостями, не хотят за руль садиться, и все тут! Председатель колхоза уже валидол глотает... Но тут, отделившись от группы наблюдателей, в кабину легко поднялся высокий мужчина с густой шевелюрой, в костюме с иго лочки. Машина плавно пошла отщелкивать квадраты. Прямая, как стрела, линия потянулась в глубь поля. Лиха беда начало. Вслед за Наролиным — это был, конечно, он, — заняли свои места в кабинах тракторов и местные механизаторы. Сев пошел набирать обороты. К слову, кукуруза в тот год уродилась на славу... И еще один эпизод, связанный с Наролиным, будущим почет ным гражданином Липецкой области. Побывал я как-то после дол гого отсутствия в моей родной Ивановке. Находится она на берегах глубокого суходола. Внизу его сочился тоненький ручей. Не то что с удочкой возле не посидишь — огород не польешь. А тут смотрю — и не узнаю своей деревни. В центре — насколько глаз хватало — вода плещется. Кое-где, сказали мне, глубина до десяти метров. Все как положено: чинно плывут утки, гуси, на бере гах народ с удочками, ребятня на мелководье плещется. Откуда взя лось это чудо? — Мелиораторы постарались, — объяснил мне старожил Павел Лаврентьевич Гузеев. — Начальник у них Михаил Тихонович Наро лин. Ты бы тиснул в газете благодарность ему от всех ивановцев. Ведь какое большое дело сделал... Действительно, в то время Михаил Тихонович трестом «Мелио- водстрой» руководил. Грешен: тогда я ничего не написал в газете. Закрутился, думал, есть темы поважнее. А сейчас, спустя много лет, все-таки рассказы ваю об этом. У добрых дел долгий след. И поклониться за них ни когда не поздно. Анатолий МОРОЗОВ, ветеран журналистики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz