Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
^Социальная реформа: обратная связь гИтоги и перспективы Идолгзаплатить, исубсидиюполучить... Не каждый житель Лебедянского района, нуждающийся в субсидии, на сегодняшний день воспользовался своим правом. Хотя разъяснительной работы по этому поводу проводилось немало: семинары с главами сельских администраций, поездки специалистов по селам района, просто информация на видных местах... Разве что ленивый после этого не воспользуется причитаю щимися ему льготами, да еще может быть тот, кто знает, что числится за ним должок по уплате за коммунальные услуги. Хотя в отделе субсидий открыты двери и для неплательщиков. Им стоит лишь в письменной форме пообещать рассчитаться с долгами в течение 12 месяцев и начать их выплачивать. Есть и другие причины, мешающие лебедянцам посетить отдел субсидий. В частности, у многих еще жив страх перед традиционной бюрократической волокитой с необходимостью обивать пороги множества инстанций в поисках нужных спра вок. Хотя на сегодня вся процедура оформления сведена до минимума. Конечно, невозможно обойтись без копий обяза тельных документов и справок о доходах с места работы. Зато справки по социальным выплатам (пенсиям, пособиям по без работице, детским пособиям и пр.) собирать не требуется — в отделе имеется сводная база данных, чем успешно и пользу ются специалисты^ не обременяя лишними хлопотами своих клиентов. По такой схеме работают здесь уже в течение года с единственным выходным и без перерыва до 18 часов. Средства, выделенные из областного бюджета на выплату субсидий, осваиваются в полной мере. А на будущее они выде ляются, исходя из суммы, потраченной в прошлом отчетном периоде, с учетом инфляции и повышения тарифов на энерго носители. Об этом рассказала начальник отдела субсидий го родского хозяйства Елена Новикова, добавив, что если на ян варь прошлого года правом на получение субсидий воспользо вались 383 лебедянские семьи на сумму в 119 тысяч рублей, то к началу нынешнего года — почти вдвое больше — 687 семей на сумму в 309 тысяч рублей. Конечно, не все обратившиеся в отдел субсидий возвраща ются оттуда с тем, что сумма в счете-квитанции уменьшилась. Если совокупный семейный доход при подсчете оказался выше прожиточного минимума, субсидия, увы, не положена. Не по лучилось, например, воспользоваться ею семье моих знако мых, где мама учительница, а папа рабочий — две их зарпла ты и пособие на малыша на 200 рублей превысили минималь ный лимит. Так что приходится платить им с нового года за коммунальные услуги по полной программе — почти 1400 рублей. Зато совсем мизер возьмут жилкомхозы со стариков и инвалидов, чья пенсия не превышает 1477 рублей. Экономия весьма заметная. И это вполне серьезный повод заняться сбо ром необходимых документов, тем, кто этого еще не сделал. Тем более, подавать их на переаттестацию нужно нечасто — всего раз в шесть месяцев. *** И в Чаплыгинской районной администрации в отделе суб сидий рядовым гражданам, имеющим право на государствен ную помощь при оплате жилищно-коммунальных услуг, ока зывают всемерную помощь в оформлении необходимых доку ментов. Причем работу этого отдела взял под личный конт роль глава района Николай Климов. Н а планерках он перио дически заслушивает отчеты о том, что сделано для выделе ния субсидий населению с невысокими доходами. Благодаря такому подходу к делу количество обращений за субсидиями резко возросло: в 2004 году помощью в оплате жилищно-коммунальных услуг воспользовались 1736 семей, что составило 187 процентов к уровню года предыдущего. А за январь и февраль 2005 года субсидии получили уже более двух тысяч семей. Марина ПЕРЕВЕРЗЕВА, г. Лебедянь. Анатолий ЕСИН, г. Чаплыгин. С м а р т а ж д и в е с н ы и у в е л и ч е н и я п е н с и и С 1 марта, как уже извещало правительство, увеличатся пенсии. Подлежит ли увеличению вся пенсия или только ее часть? С этим и другими вопросами наш корреспондент обратился к Лидии Владимировой, заместителю управляющего Пенсионным фондом РФ по Липецкой области. ^Напомню, трудовые пенсии состоят из двух частей: базо вой и страховой. Базовая часть не зависит от трудового стажа и заработной платы пенсионера и устанавливается в твердом размере, который зависит от вида пенсии, группы инвалиднос ти, возраста пенсионера, а также от количества нетрудоспо собных членов семьи, находящихся на его иждивении. Стра ховая же часть рассчитывается каждому пенсионеру индиви дуально и зависит от его трудового стажа, заработка и суммы страховых взносов. С 1 марта увеличению подлежит базовая часть трудовых пенсий. Страховая часть увеличиваться не бу дет. Возрастут все виды пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Установлены следующие размеры базовых частей трудо вых пенсий: базовая часть пенсии по старости — 900 рублей; базовая часть пенсии по старости для лиц, достигших воз раста 80 лет или являющихся инвалидами 1 группы (П1 сте пени) — 1800 рублей. Базовая часть пенсии по инвалидности: — по 1 группе ГП1 степени) —1800 рублей; — по 2 группе (II степени) — 900 рублей; — по 3 группе (I степени) — 450 рублей. Базовая часть пенсии по случаю потери кормильца — 450 рублей. Таким образом пенсионеры в марте получат приличную прибавку. — Мыговорили об увеличении только трудовых пенсии, а будут ли увеличены так называемые государственные пен сии? — Учитывая, что пенсии по государственному пенсион ному обеспечению исчисляются в процентном отношении ис ходя из размеров базовой части трудовых пенсий, с 1 марта они также будут увеличиваться. У тех, кто получает две пен сии: трудовую и государственную (участники войны, инвали ды воины, вдовы погибших в годы ВОВ), увеличатся обе пен сии. Так социальная пенсия у инвалида-ребенка в возрасте до 18 лет увеличится на 480 рублей и составит 1800 рублей. — Будут ли увеличены с марта ежемесячные денежные выплаты льготникам, получающим их взамен льгот? — Увеличение ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) с 1 марта производиться не будет, так к а к в Федеральный за кон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г ., в соответствии с которым и производится установление этих выплат, внесены изменения, предусматривающие особый порядок индексации ежемесяч ных денежных выплат в 2005 году. В соответствии со статьей 154 данного закона индексация ежемесячных денежных вып лат может производиться не ранее 1 июля 2005 года. Подготовила Галина КОЖУХАРЬ. Компании «Меккано-Липецк» в рамках совместного российско-итальянского проекта по программе ТАСИС Европейской Комиссии требуются: • инженер-механик, инженер-электрик, инженер-электронщик (выс шее техническое образование, опыт работы, особенно в сфере ком пьютерного проектирования, знание ПК («железо» и программное обеспечение, прежде всего АиЮСаО, 1ВМ-САТ1А, ТЫпк-3), знание стандартов 180, свободное владение английским (итальянским) язы ком; • администратор (высшее образование (экономика, менеджмент), опыт работы, желательно в сфере бухучета, знание ПК (\Л/огс1, Ехсе1, Ассезз, 1С), владение английским (итальянским) языком. Анкеты и резюме направлять по факсу: (0742) 22-68-51 или по электронной почте: тагс1ге@абт1г.Ире15к.ги Срок подачи документов: до 05.03.2005 года. Справки по телефону: (0742) 22 25 65 (08:30-17:30). ч __________________________________________________________ / Насущные заботы потребительского рынка Доходы липчан растут, качество торговли повышается. Но и цены растут ... Липчане стали реже ходить на рынок. Многие предпочитают приобретать товары в специализированных магазинах. Об этом говорит такой факт: удельный вес продаж на рынке по итогам прошлого года снизился с 37 до 33 процентов. А в целом по потребительским расходам на душу населения наша область вновь в числе лидеров Центрального Черноземья. Об основных показателях развития торгового и бытового обслуживания населения, резервах повышения их эффективности корреспонденту “Л Г ” рассказывает председатель Департамента потребительского рынка областной администрации Виктор ЧЕБОТАРЕВ. Первые в Черноземье —ВикторАлександрович, как сло жился прошедший год для областного потребительского рынка и какие при оритеты намечаются на текущий? — Надо отметить главное — потре бительский рынок области продолжает устойчиво развиваться, чему, безуслов но, способствовало благоприятное эко номическое положение области, рост ре альных денежных доходов населения, укрепление экономики промышленных предприятий. Рост реальных денежных доходов сказался и на покупательной активно сти населения. Более 70 процентов за работанных денег жители области тра тят на покупку товаров и оплату услуг. В прошлом году оборот розничной тор говли и общественного питания соста вил около 33 миллиардов рублей — это более 113 процентов к уровню 2003 года и на два процента больше, чем в среднем по стране. В 2004 году прирост оборота рознич ной торговли был обеспечен, в основ ном, за счет оборота торгующих орга ни заций , который увеличился на 20 процентов против 8 процентов в 2003 году. Темпы роста объемов продаж на рынках остаются незначительными, а вот доля продаж здесь снизилась. Это свидетельствует о том, что инфраструк тура предприятий торговли меняется в сторону увеличения доли торгующих организаций и формирования крупных торговых сетей, развития специализи рованных и узкоспециализированных магазинов . А что касается налоговых отчисле ний, то ситуация такова: от субъектов торговли и общественного питания об ласти в бюджеты всех уровней посту пил один миллиард триста семьдесят миллионов рублей налоговых поступле ний, что на 50 процентов больше, чем в 2003 году. Н а треть возросли и поступ ления от налогоплательщиков, работа ющих по специальным налоговым ре жимам . —Акакна этомфоневыглядитпла тежеспособный спросжителей области? Еще пару лет назад многие предприни матели жаловались, что он низкий... — По обороту розничной торговли и общественного питания на душу насе ления область занимает первое место среди областей Центрально-Черноземно го региона. Каждый “средний” липча нин приобрел товаров на сумму более 28 тысяч рублей. Товарная же масса по сравнению с 2003 годом увеличилась на 15 процентов. Увеличение реальных денежных до ходов населения на шесть процентов подтолкнуло не только рост оборота роз ничной торговли, но и создало условия для позитивных структурных измене ний. Более динамично развивалась про- ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА даж а непродовольственных товаров, за отчетный период она возросла (в сопос тавимых ценах) на 15 процентов, тогда к ак продовольственных товаров — на одиннадцать. В итоге доля непродоволь ственных товаров в общем обороте со ставила 58 процентов. Менялась и ассортиментная струк тура реализации товаров. Жители об ласти стали отдавать предпочтения бо лее дорогим и качественным товарам. И эта тенденция постепенно приобрета ет все более устойчивый характер. О качестве торговли —Да, звучит убедительно. И созда ется впечатление, что у работников по требительского рынка совсем не оста лось проблем.» — Конечно, проблемы есть! Главная задача , которую сегодня необходимо решить, — это повышение качества тор гового и бытового обслуживания. В последние годы благоприятная эко номическая ситуация способствовала ук реплению материально-технической базы торговли. Открылось более 300 новых магазинов и предприятий общественно го питания. День ото дня растет число магазинов с самым современным техно логическим оборудованием, широким ассортиментом и прогрессивными фор мами обслуживания. Сегодня в Липец ке действует 44 торговых предприятий экономического класса, пять — в Ель це, четырнадцать — в районах области. Правда, не все население пока гото во пользоваться их услугами, предпо чи тая привычную форму обслужива ния. Но это — вопрос времени. —А теперь — об оценке ситуации в сельской торговле. Известно, что по ставить качество обслуживания насе ления на более высокий уровень здесь призвана программа государственной поддержки... — Такая программа есть и эффек тивно действует. Реализация ее позво лила закупить на конкурсной основе 77 автомобилей (включая 2005 год). Их пе редача предпринимателям для органи зации развозной торговли производит ся органами местного самоуправления опять же на конкурсной основе. Многие сельские бизнесмены актив но включились в этот процесс. Так, чап- лы гинский предприниматель Михаил Никотин обслуживает девять населен ных пунктов. А Валерий Лукин из Дол горуковского района на приобретенном автомобиле теперь выезжает торговать в 77 сел! Кроме того, в рам ках бюджетной поддержки в виде субсидирования про центной ставки по банковским креди там, оказана помощь 24 предпринима телям из 16 районов области. Им выда ны кредитные договоры на сумму 25 миллионов рублей. В конкурсах на получение господдер ж ки для компенсации затрат на авто мобильное топливо (для доставки това ров в отдаленные и малонаселенные пун кты) приняли участие 62 субъекта биз неса. Теперь победителями конкурса организована доставка товаров в 723 населенных пункта области. Эти меры позволили увеличить тем пы^ роста оборота розничной торговли в районах области до 130 процентов. «Бытовка» и рентабельность — Согласно принятой в прошлом году целевой программе социального развития села до 2010 года из област ного бюджета выделяются значитель ные средства на благоустройство насе ленных пунктов, содержание и расши рение инфраструктуры». Важное мес то среди этих приоритетных задач за нимает развитие бытового обслужива ния сельского населения.» — В последнее время в бытовом об служивании произошел ряд структурных изменений. Улучшается качество обслу живания, расширяется перечень предла гаемых услуг. А главное —- появляют ся дополнительные рабочие места: с на чала года в области открылось около 150 объектов службы быта, причем 83 — в районах. За год объем бытовых услуг составил почти полтора миллиарда рублей, что со ставило 104 процента к соответствующе му периоду прошлого года в сопостави мых ценах (по России — 106 процентов). Среди областей Центрально-Черноземно го района наша занимает второе место по объемам бытовых услуг на одного жителя — 1203 рубля. Тенденция роста, что особенно радует, отмечена практичес ки во всех районах области. Значительное место в развитии бы тового обслуживания населения сегод ня отводится малому бизнесу. На его долю сегодня приходится 78 процентов объема предлагаемых услуг. В последние годы изменились и по требности липчан. Теперь развиваются и наиболее востребованы услуги фото лабораторий, ремонт автотранспортных средств, ремонт и пошив обуви, одеж ды. По сравнению с прошлым годом зна чительно повысился спрос на услуги бань и химчисток, хотя доля их в объеме ус луг области пока мала. - ■’ Кроме этого, в рамках программы бытового обслуживания населения от крыто 9 комплексных приемных пунк тов и организовано 43 рабочих места. В общем ж е ее реализация позволила об новить технический потенциал предпри ятий службы быта, внедрить новые виды бытовых услуг, повысить их качество. Цены и тарифы —Пожалуй, одиниз самых важных вопросов —динамика изменения уров ня цен. Жизнь за прошедший год стала “дороже”? — Динамика цен в области напрямую зависит от экономической ситуации в це лом по стране. Действуют и такие факто ры, как увеличение цен на энергоносите ли , тарифов на перевозки грузов, изме нение таможенных пошлин, ставок НДС. Наиболее высокий рост потребитель ских цен наблюдался во втором полуго дии. Он был обусловлен значительным ростом цен на нефтепродукты: в прошлом году они выросли в среднем на 35 про центов. Кроме того, повысилась сто имость газа для промышленных пред приятий на 20 процентов, электроэнер гии — на 11 процентов. Все сказанное , дум ается , коротко иллюстрирует ситуацию с ценами. Мож но привести динамику их роста по раз ным видам продукции, но сути они не изменят. Сегодня необходимо обеспечить тер риториальную ценовую доступность ус луг, развить инфраструктуру потреби тельского рынка, создать благоприятные экономические условия для повышения эффективности предпринимательской деятельности. И в конечном итоге улуч шить качество жизни населения облас ти. А это — важнейшая социальная за дача. Беседовал Владимир ЗОЛОТАРЕВ. «Росприроднадзор» должен видеть всё Не секрет, что состояние окружающий среды в нашем регионе оставляет желать лучшего. В этих условиях эффективное и рациональное использование природных ресурсов, жесткий контроль за ними — главная задача и обязанность природоохранных органов, в частности созданного не так давно Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Росприроднадзор») по Липецкой области. Итоги работы этого ведомства за минувший год подведены на днях на совещании с участием Главного федерального инспектора в Липецкой области Владимира Зорина, липецкого межрегионального природоохранного прокурора, старшего советника юстиции Владимира Комракова, представителей других контролирующих организаций и ведомств. По словам основного док ладчика — начальника Уп равления , «Росприроднадзо- ра» Ивана Дедяева, наступив ший год пройдёт «под зн а ком» введения в действие но вой редакции Закона РФ «О недрах», расширяющего пол номочия местных властей в и сп оль зовании природны х ресурсов , обеспечивающего более прозрачные отношения между бизнесом и государ ством, а такж е привлечение частных и зарубежных инве стиций в разведку и добычу полезных ископаемых. При этом контроль в сфере приро допользования и учет природ ны х ресурсов, к а к отм еча лось, должен быть адекватен реальному положению дел в отрасли, до чего, как показы вает жизнь, еще далеко. Как заметил Иван Дедя- ев, одной из самых эффектив ных форм защиты окружаю щей среды от посягательств человека является государ ственная экологическая экс п ерти за при строительстве или реконструкции производ ственных объектов. Однако, по д а н н ы м с п е ц и а л и с т о в «Росприроднадзора», далеко не все объекты ее проходят, а строительство некоторых из них приостанавливалось по решению прокуратуры. Да и собственно экспертиза не все гда проводится качественно. Примеры тому — разрешение на строительство автозапра вочной станции в неприемле мом для этого месте в Усма ни или ряда кафе в водоох ранной зоне реки Липовка областного центра. Еще один тревожный мо мент. Представители м ест ных и районных администра ций, того же «Росприроднад зора», зачастую слабо ориен тируются в то и дело меняю щемся природоохранном за конодательстве. Снижают эф фективность природоохран ной работы непрекращающа- я с я р ео р г ан и з ац и я ведом ства, ни зк ая зарплата инс пекторов, нехватка приборов и оборудования. На совещании отмечалась и необходимость более тесно го сотрудничество «Роспри роднадзора» со всеми приро доохранными структурами и общественными организация м и . В п р и н ц и п е г л а вны й орган надзора за природой имеет все необходимое для достижения высоких конеч ных результатов. И, главное, поддержку, и помощь облас тной власти. Только в про шлом году вопросы природо охранной деятельности триж ды рассматривались на адми нистративных советах, дваж ды — на сессиях областного Совета депутатов. В результа те принят ряд программ, на правленных на рациональное использование и восстановле ние природных ресурсов, на поддержание высокого каче ства среды обитания жителей области. Александр БОЧКАРЕВ. ^Ры нок финансовых услуг Светлана БОБЫЛЕВА, генеральный директор ОАО «Липецкий областной банк»: «Страхование вкладов открывает перед банками новые возможности» Более года назад вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В соответствии с ним все кредитные организации, привлекающие вклады населения, обязаны были подать заявление на участие в системе обязательного страхования вкладов. Банк России разработал предельно жесткую процедуру их отбора по целому ряду критериев. Среди банков, допущенных к участию в системе и работающих на территории Липецкой области, — ОАО «Липецкий областной банк». О страховании вкладов физических лиц в банках и о том, какие перспективы развития открываются на местном рынке финансовых услуг в связи с исполнением этого федерального закона, мы попросили рассказать генерального директора ОАО «Липецкий областной банк» Светлану БОБЫЛЕВУ. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ку Ий “ МВ -В — Вопрос о страховании, вкладов населения в банках Рос сийской Федерации начал обсуждаться на всех уровнях не сколько лет назад, был даже разработан проект закона, но принятие его Государственной Думой все время откладыва лось. Сегодня, когда, казалось бы, уже расставлены все точ ки над « 1 », по-прежнему существуют разные мнения о целе сообразности внедрения в практику системы страхования вкладов. Моя точка зрения такова: она нужна, потому что речь идет о доверии к российским банкам, а по большому счету — о перспективах развития рынка финансовых услуг вообще. Все хорошо помнят и дефолт 98-го года, и летний бан ковский кризис 2004 года, которые больше всего волнений доставили именно вкладчикам . Во избежание подобных по трясений и была разработана и узаконена система страхова ния вкладов физических лиц . Она вносит в финансовый сек тор элемент стабильности, который сам по себе уже явл яет ся фактором снижения рисков для вкладчиков. Помимо этого банки-претенденты на работу с вкладами населения прохо дят жесточайший отбор. Заявление на участие в системе страхования вкладов обя заны были подать абсолютно все кредитные организации, при влекающие вклады физических лиц . Критерии отбора при этом были довольно жесткие: банки должны быть финансо во устойчивы, обладать достаточным капиталом, иметь хоро шие показатели рентабельности, доходности и ликвидности, высокое качество управления и т.д. Особенно важный пока затель — прозрачность банковского капитала. Без раскры тия этой информации невозможно было рассчитывать на до верие государства к каждому конкретному банку. Н а первом этапе оценку банкам давали территориаль ные управления Центробанка. Н а месте проверялись финан сово-экономические показатели: насколько они достоверны, то есть соответствуют заявленным отчетным данным и уста новленным критериям . На втором этапе проверку осуществ л ял Комитет банковского надзора. Именно он, обладая пол ной и достоверной информацией, в конечном итоге давал заключение, имеет ли право та или иная кредитная органи зация на вступление в систему страхования вкладов. Через это «сито» прошел и наш банк. В 2004 году ОАО «Липец кий областной банк» тоже подавал соответствующее з а яв ление, его финансовая деятельность тщательным образом проверялась, и наконец 9 февраля 2005 года банк стал уча с т н и к о м с и с т е м ы . Что это означает? Для наших имеющихся и потенциаль ных клиентов — подтверждение состоятельности и репута ции банка. Даже в период дефолта 1998 г. он сумел выпол нить свои обязательства перед вкладчиками , рассчитавшись с ними до копейки. А это уже показатель жизнеспособности банка. Не потерял Облбанк своих верных друзей, а мы име ем право их так называть, и во время прошлогоднего летнего финансового кризиса. Более того, с каждым годом их число неуклонно растет. Надеемся, что с вступлением ОАО «Ли пецкий областной банк» в систему страхования вкладов фи зических лиц мы увеличим свою клиентскую базу и укрепим позиции на областном рынке финансовых услуг. Уместно спросить: сулит ли участие в системе какие-то финансовые выгоды для банка? Напрямую — никаких . Н а против, повышаются требования к нему. Б анк , во-первых, должен иметь хорошие финансовые показатели и динамич но развиваться. А во-вторых, он обязан регулярно делать отчисления в Фонд обязательного страхования вкладов, от ветственность за формирование и использование которого возложена на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов». Так что забот и ответственности с нашей стороны прибавится. Выгода тут только для вкладчиков , и появление Закона «О страховании вкладов» продиктовано, прежде всего, их интересами. Если, предположим, кредитная организация - участник системы страхования вкладов — будет объявлена банкротом либо не сможет выполнить свои обязательства по вкладам по иным причинам , то вкладчик получит свои деньги из средств Фонда страхования вкладов. Верхний пре дел выплат на одно лицо ограничен суммой 100 тысяч руб лей , так к ак подавляющее большинство вкладов не превы шает этой суммы. Если же вклад на большую сумму, то тогда банк (точнее — его конкурсный управляющий) обязан будет компенсировать оставшуюся на счету вкладчика сум му и з конкурсной массы - средств и имущества банка. Убеждена, что появление системы страхования вкладов благоприятно скаж ется на состоянии банковского сектора страны , повысив его стабильность и «кризисоустойчивость». А для банков — участников системы, в том числе и ОАО «Липецкий областной банк», открываются новые возмож ности для инвестирования привлеченных средств в эконо мику региона. Подготовил к публикации Виктор МАНАЕНКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz