Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

13 декабря 2005 г., № 238 (22616) ЛИПЕЦКАЯ газета ^«К руглый стол» ВТО: «ловушка» или переход на новый уровень экономического развития? Среди важнейших событий в истории нового времени России не случайно выделяется предстоящее вступление страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Дискуссии на эту тему не сходят со страниц практически всех центральных изданий вот уже более десяти лет. Либеральные экономисты настаивали на вхождении в ВТО еще в 90-е годы прошлого века. Более реалистичные специалисты и политики (круг их неизмеримо шире) продолжают указывать на опасность поспешного устремления во Всемирную торговую организацию, ибо это может привести к гибели огромного числа отраслей хозяйствования, к безработице, экспансии западных товаров в ущерб отечественным. Тревогу высказывают те, кто занят в машиностроении и сельском хозяйстве. Быть конкурентоспособным с западными товаропроизводителями, успешно конкурировать на мировом рынке при износе основных фондов в 50—70 процентов, низких темпах модернизации, недостатках средств для перехода на инновационные технологии — непросто. Вместе с тем все эти годы промышленники области не сидели сложа руки. Особо следует отметить стратегически верную политику областной администрации — готовить наши предприятия к вступлению в ВТО, организуя учебу, настаивая на скорейшей сертификации производств по международным стандартам. Сегодняшний «круглый стол», организованный редакцией «Липецкой газеты», дает представление о том, как и в каких условиях наши предприятия идут к работе в новых условиях, как оценивают членство России в ВТО, что делается в целях стратегического развития? В его работе приняли участие руководители и ответственные специалисты управления промышленности администрации области, акционерных обществ — «ЛМЗ Свободный сокол», «Липецкий трубный завод», «Лебедянский завод «Строймаш», «Гидропривод» (г. Елец), «Грязинский культиваторный завод», ООО «Компания «Ассоль» (г. Лебедянь). Василий САМОХИН, за­ меститель начальника управ­ ления промышленности ад­ министрации области: —То, что Россия рано или поздно станет членомВТО, со­ мнений ни у кого не вызыва­ ет. Обозначены и условия вхождения «полным паке­ том» документов, без льгот и привилегий, которые даются развивающимся странам. А значит, будут серьезные труд­ ности, поскольку экономика многих отраслей и предприя­ тий не подготовлена для ра­ боты в новых, более жестких условиях. Разумеется, все эти годы мы не сидели сложа руки: проведен ряд обучающих се­ минаров и консультаций с ведущими специалистами, об­ ладающими глубокими зна­ ниями опыта работы стран- членов ВТО, условий, кото­ рые предъявляет эта органи­ зация. Знания, полученные руководителями и специали­ стами наших предприятий, безусловно, помогут легче пройти первоначальный этап вхождения в ВТО. Все руководители нацеле­ ны на подготовку предприя­ тий к уровню новых требова­ ний: обязательную сертифи­ кацию на соответствие меж­ дународным стандартам уп­ равления качеством, повыше­ ние конкурентоспособности продукции, внедрение новых технологий, осуществление модернизации и техперево­ оружения и так далее. Это, об­ разно говоря, краеугольные камни подъема экономики й конкурентоспособности в ми­ ровом рынке. В соответствии с област­ ной программой развития промышленности на 2002— 2005-й годы осуществляются различные формы господдер­ жки тем субъектам хозяй­ ствования, кто активно зани­ мается подготовкой к работе в новых условиях. В том чис­ ле — субсидирование про­ центной ставки по кредитам, взятым на техперевооруже­ ние, реконструкциюи внедре­ ние новой техники. Врезуль­ тате конкурсных отборов из 27 предприятий, представив­ ших бизнес-проекты по тех- •перевооружению, 23 уже по­ лучают такую поддержку. Примеров серьезного подхода в области немало: это ОАО «ЛМЗ Свободный сокол», ООО «Компания «Ассоль» (г. Лебедянь), завод СОМ (г. Ле­ бедянь), где ведется фактичес­ ки строительство нового заво­ да, ОАО «Гидропривод» (г. Елец), ОАО «Культиваторный завод» (г. Грязи) и так далее. Для предприятий, эконо­ мически более слабых, реали­ зуется другая программа — оздоровления и финансовой поддержки на 2003—2006 годы. Кроме субсидирования процентной ставки им предо­ ставляются налоговые льго­ ты, даются гарантии по кре­ дитам. То есть время до вхожде­ ния в ВТО не тратится впус­ тую: есть конкретные дей­ ствия, чтобы серьезно подго­ товить наших товаропроизво­ дителей. После вступления во Всемирную торговую органи­ зацию с господдержкой при­ дется расстаться... Время по­ кажет, насколько была важ­ на проводимая сегодня рабо­ та... Александр ШПЕТ, ком­ мерческий директор ОАО «ЛМЗ Свободный сокол»: — В предстоящем вступ­ лении в ВТОесть свои плюсы и минусы. Де-факто сложи­ лось так, что металлургия России не получает государ­ ственной поддержки и живет по законам рыночной эконо­ мики. Поэтому некоторые моменты, обозначенные в со­ глашениях по ВТО, нами уже исполняются. Например, так называемая предотгрузочная инспекция. Для кого-то это требование новое, а на нашем предприятии оно выполняет­ ся при крупных экспортных поставках труб вот уже тре­ тий год. Вопрос вхождения страны в ВТО, в сущности, решен­ ный, поэтому каждый россий­ ский товаропроизводитель должен серьезное внимание обращать на сертификацию своей продукции. Для нас это также пройденный этап — как необходимый шаг для развития и расширения биз­ неса. Металлургия —- отрасль, интегрированная в мировую экономику, поэтому мы атте­ стовали, прежде всего, трубы. Сегодня имеем международ­ ные и европейские сертифи­ каты, позволяющие предла­ гать и продавать своюпродук­ цию на международных рын­ ках. При вступлении в ВТО перед нами не только раскро­ ются ворота на мировой ры­ нок, но и будут предъявлены серьезные требования. Тут скидок быть не может. Поэто­ му у нас аттестована система менеджмента качества, систе­ ма экологической безопасно­ сти и безопасности труда, ко­ торые есть условия «не хоте­ ния, а необходимости». Для того чтобы стать равноправ­ ными участниками рынка и успешно торговать и разви­ ваться, конечно же, нужно, улучшать качество товара, проводить техперевооруже­ ние. Что у нас и делается: разработаны планы техпере­ вооружения труболитейного цеха, производство глубокой переработки чугуна. Поскольку металлургия — субъект глобального рын­ ка, то и сырье мы приобрета­ ем уже по мировым ценам... То есть из всего сказанного можно сделать вывод, что рез­ кого ухудшения изменения условий деятельности при вступлении в ВТО сокольцы не ожидают. Конечно, учитывается и такой факт, как изменение тарифов. Сейчас рабочая группа обсуждает эту пробле­ му, и, насколько известно, для России тарифы в среднем поднимутся на 12-15 процен­ тов. Надеемся, что рабочая группа будет отстаивать опти­ мальный уровень внутренних тарифов. Конечно, они возра­ стут, но они должны быть приемлемы для экономики отраслей хозяйствования. Хотя тарифы наших монопо­ листов фактически достигли общемирового уровня. Тари­ фыже перевозок грузов в пор- Василий САМОХИН Александр ШПЕТ Светлана КУЗЬМИНА Сергей ДЬЯЧКОВ ты, например, у нас даже выше, чем в других странах. Это тоже дает уверенность, что серьезного влияния на нашу деятельность изменения тарифной политики не ока­ жет... Светлана КУЗЬМИНА, директор по маркетингу ОАО «Лебедянский завод «Строй­ маш»: —На рынке строительных машин сегодня сложилась жесткая конкуренция между ведущими российскими про­ изводителями. Но у потреби­ телей есть широкий выбор товара и от основных европей­ ских производителей, особен­ но по такой товарной группе, как бетоносмесители. Надо отметить, что в Ев­ ропе нет ни одной страны, которая бы не выпускала эту продукцию. Активно продви­ гается на рынок России Ки­ тай. Поскольку европейские бетоносмесители изготавлива­ ются в облегченном вариан­ те, то цена на них гораздо ниже российских. Тем не ме­ нее наше акционерное обще­ ство работает в условиях реа­ лизации инвестиционного проекта по увеличению объе­ мов выпуска строительно-от­ делочных машин. Проек прежде всего подразумевает техническое перевооружение. Уже закуплены, смонтирова­ ны и эксплуатируются прес­ сы глубокой вытяжки (Да­ ния), введена линия порош­ ковой окраски (Италия). Это позволило нам отказаться от закупок комплектующих по импорту и соответственно снизить себестоимость конеч­ ной продукции. Уже весной этого года были значительно снижены цены на ведущие товарные группы — бетоно­ смесители и тачки. Что касается рынка сбы­ та, то он охватывает практи­ чески все регионы страны. В тридцати областях созданы представительства, с которы­ ми заключены договоры на поставку продукции нашего предприятия. Кроме россий­ ского рынка просматривают­ ся серьезные перспективы экспорта в ближнее зарубе­ жье. Хотя в последнее время активизировались белорус­ ские компании, составив се­ рьезную конкуренцию нам— именно в экспорте... Впервые за последние годы заключе­ ны крупные контракты на поставку нашей продукции на Украину и в Прибалтику. Этим летом мы провели мар­ кетинговые исследования рынка бетоносмесителей в Германии, и сейчас заключен договор о торговом предста­ вителе там. То есть мы дела­ ем серьезные заявки для ра­ боты на европейском рынке. Уверенность в успехе дает, прежде всего, качество нашей продукции. А это —весомый аргумент. Прогнозы на буду­ щее у «Строймаша» оптими­ стичны, и мы смотрим на предстоящее вступление в ВТО достаточно трезво... Сергей ДЬЯЧКОВ, заме­ ститель генерального дирек­ тора ОАО «Грязинский куль­ тиваторный завод»: — У нас ситуация не­ сколько иная, чем, скажем, у металлургов. Машиностро­ ение страны переживает да­ леко не лучшие времена. Кро­ ме того надо учитывать —на кого ориентирована отрасль. Наша продукция предназна­ чена сельхозтоваропроизводи­ телям, сельскому труженику. Но все прекрасно понимают, какая ситуация сложилась на селе: тут комментарии не нужны. Поэтому с вступлени­ ем России в ВТО сложности для нас возрастут. Понимание этого заставляет принимать необходимые меры для повы­ шения конкурентоспособнос­ ти и качества наших изделий. Нельзя забывать и о струк- Владимир САЗАНОВ Владимир МАЛЯВИН Юрий КРИВОЛУЦКИИ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ. турных изменениях в самом сельском хозяйстве. Сейчас действуют крупные агропро­ мышленные фирмы. Их не­ много, но тенденция развития особая: обладая достаточными финансовыми ресурсами, они приобретают, как правило, до­ рогостоящую импортную тех­ нику. Хотя пока еще немало тех СХП, которые могут рас­ считывать лишь на машины отечественного производства. Тут, естественно, создались условия для конкуренции — порядка 20—30 предприятий. Нам, чтобы выжить, надо вы­ держать конкуренцию и с внутренними, и с зарубежны­ ми производителями сельхоз­ машин и техники. Что касается организации производства, то тут ориента­ ция — на потребителей, не располагающих большими финансовыми ресурсами. Для них важно обеспечить эконо­ мическую минимизацию воз­ делывания почвы, внедрить энергосберегающие техноло­ гии с применением широко­ захватной техники, влагосбе­ регающей техники, безотваль­ ной обработки земли и так далее. Поэтому наши специа­ листы, изучая мировой опыт, структуру складывающегося рынка, ориентированы на конструирование и выпуск именно широкозахватной, комбинированной, многоопе­ рационной техники. Чтобы выживали и наши потребите­ ли, и мы. Предприятие наше уча­ ствует в областных инвести­ ционных программах, полу­ чает поддержку на техперево­ оружение производств. Это необходимо и потому, что гря­ зинский культиваторный про­ ектировался на масштабный выпуск техники для между­ рядной обработки почвы. Се­ годня на этой технике невоз­ можно выполнять те опера­ ции, которые требуют совре­ менные технологии. Поэтому техперевооружение и модер­ низация для нас жизненно необходимы... Владимир САЗАНОВ, ге­ неральный директор ООО «Компания «Ассоль» (г. Ле­ бедянь): — Вступление России в ВТОя оцениваю положитель­ но, потому что основной уг­ розой развития конкуренции в стране является не ВТО, а засилие бюрократии. Но это —особая тема... Для нас, очевидно, серь­ езным соперником будет яв­ ляться Китай. И вот почему. Если сравнивать себестои­ мость тех видов продукции, которые выпускаются у нас, в Европе и Китае, то мы кон­ курентоспособнее европейцев, но проигрываем китайцам. Преимущество наших товаро­ производителей — низкая стоимость рабочей силы и, соответственно, меньшая доля затрат на оплату труда в себестоимости продукции. Другое преимущество — бо­ лее низкие тарифы на элект­ роэнергию и газ. Конечно, они повысятся, но, тем не менее, транспортные состав­ ляющие позволят нам быть более конкурентоспособными. Кроме того, мы занимаем­ ся производством продуктов, рынки которых локальны. Тут мы как бы защищены от глобальной конкуренции. Но выходим и на рынки, где ос­ новными конкурентами явля­ ются немцы, китайцы и ита­ льянцы. Однако с осторожно­ стью: маркетинговое подраз­ деление оценивает возможно­ сти входа в те или иные ры­ ночные сегменты. А некото­ рыми видами продукции мы пока не можем конкуриро­ вать, особенно с Китаем. Думаю, что со входом страны в ВТО наше положе­ ние несколько улучшится. Мы во многом зависим от по­ ставщиков сырья, производи­ телей различных полипропи­ ленов, полистиролов и так далее. А так как конкурен­ ция на нашем рынке низкая, то сегодня западные произво­ дители не могут выйти на него, поскольку платят боль­ шие ввозные пошлины и, со­ ответственно, сырье мы полу­ чаем от них по высокой цене. То есть, повторяю, по этим об­ стоятельствам вход в ВТОдля нас будет выгоден... Что касается качества, то кроме сертификата ИСО мы сертифицированы «Электро­ люксом» и «Индезитом». То есть вошли в поставщики этих компаний. Наши специ­ алисты прошли обучение в Швейцарии, в Китае. Обору­ дование, естественно, тоже импортное, европейских или китайских фирм. Серьезная проблема для нас в другом: к примеру, в Китае уровень налогообложе­ ния составляет 16 процентов в валовом внутреннем продук­ те, у нас — 25—30 процен­ тов. Соответственно «содер­ жание» государства для рос­ сийских производителей об­ ходится гораздо дороже. И здесь мы объективно некон­ курентоспособны. К тому же в Китае для некоторых отрас­ лей предоставлены льготы в виде освобождения от нало­ гов сроком на 5 лет. То есть, повторюсь, конку­ рировать на мировых рынках будет очень непросто. И надо быть готовыми ко всяким неожиданностям. Владимир МАЛЯВИН, главный инженер ОАО «Гид­ ропривод» (г. Елец): — Думаю, что послед­ ствия вхождения страны в ВТОсерьезно не изучены и на уровне правительства. И вы­ воды делаются далеко не од­ нозначные. В том числе уче- ными-экономистами. Не буду выражать оптимизм о пред­ стоящем событии и я. Поче­ му? Наш завод создавался (и остается) как монополист про­ изводства лопастных гидрона­ сосов. Небольшие объемыспе­ циализированных насосов производят лишь в Белорус­ сии. Предприятие когда-то от­ носилось к ведомству общего машиностроения, станкостро­ ительной и инструментальной промышленности. Сегодня всем известно, что стало с этой отраслью. Наша продук­ ция оказалась востребована лишь на 30 процентов, а ведь мы выпускали 56 тысяч на­ сосов в месяц огромного ас­ сортимента. Пришлось серьезно поду­ мать о переориентации про­ изводства. Было решено про­ изводить гидронасосы для нужд Минавтопрома: для КамАЗов, ГАЗов, УАЗов. Па­ раллельно начали работу с предприятиями, изготовляю­ щими комбайны, —готовить для них гидрораспределите­ ли. Теперь мы заняты на кон­ вейере «Ростсельмаша», Краснодарского комбайново­ го завода, заводов коммуналь­ ного машиностроения в Смо­ ленске, Брянске, Орле и так далее. При вхождении страны в ВТОситуация, надо полагать, изменится: «условия игры» будут диктоваться не нами. После «раскрытия ворот» конкуренция намного усилит­ ся. Более того, Запад не пой­ дет сюда с дешевой продук­ цией, но вынудит нас прода­ вать свою по ценам, котррые нам установят. Это больше всего и беспокоит: объем про­ даж, разумеется, резко сокра­ тится. Почему — понятно: никто не будет приобретать «Жигули» по цене «Мерседе­ са»! Готовиться надо. Но этой подготовки, я убежден, будет недостаточно. Что делают, например, шведы? Заводу исполняется пять лет — он уже подлежит модернизации. Но они его не модернизиру­ ют, а возводят точно такой же, но —в Индии. Можем ли мы позволить себе такое? Многое будет зависеть и от ситуации у наших партнеров. Уже сейчас, например, Рос­ товский комбайновый завод увеличивает закупку импорт­ ной комплектующей гидрав­ лики, и доля ее возрастает. Увы, все это не в нашу пользу! Надежда — на профессиона­ лизм коллектива, умение на­ ходить выход из самых труд­ ных ситуаций. Жизнь много­ му учит... Юрий КРИВОЛУЦКИЙ, генеральный директор ОАО «Липецкий трубный завод»: —Положение на трубном заводе можно охарактеризо­ вать так: трудно, но живем! Известно, что завод проекти­ ровался на очень большие объемы производства, имеет немалые мощности и терри­ торию. Это, естественно, в новых условиях стало нега­ тивным фактором для разви­ тия экономики предприятия, не позволяет нам работать доходно. А значит, и осуще­ ствлять масштабное техпере­ вооружение. Но основной продукт — ванны — выпус­ кается на высоком уровне, поскольку используются две германские автоматические линии мощностью 770 тысяч штамповок в год. Трубный завод занимает сегодня до 15 процентов рынка России. Но возможности наши огромные —до 770 тысяч штамповок. Политика Президента РФ в области жилищного строи­ тельства известна, и мы счи­ таем, что наша рыночная ниша до 2008 года должна составить не менее 500 тысяч штук ванн. Однако есть труд­ ности с эмалировочным про­ изводством. Нужны финансо­ вые ресурсы и 8-9 месяцев на реализацию программы мо­ дернизации. Сегодня в Россию постав­ ляется около 170 тысяч штук ванн из 28 стран мира. Мы же работаем на среднего по­ требителя и на массовое стро­ ительство жилья. И опреде­ ленная до 2008 года задача — достичь полной мощности — вполне осуществима. Наша продукция уже се­ годня ничем не отличается от той, что поставляется из-за рубежа. Хотя конкуренция есть, в том числе и со сторо­ ны Китая. Но есть опыт ис­ пользования китайской про­ дукции —он не в пользу ее, и интересы потребителей вновь обращаются к нам. Стандарты качества и тех- условия на нашу продукцию сейчас соответствуют ИСО, а что касается сертификации менеджмента качества, то предприятие —на полпути к завершению этой важной ра­ боты. Занимаемся мы и сни­ жением бремени неиспользу­ емых основных средств и пло­ щадей —для увеличения эф­ фективности основного произ­ водства. Кроме того, ведутся переговоры с одной из авст­ рийских фирм по совместно­ му изготовлению на заводе европейских отопительных приборов. Сегодня производ­ ство их в странах Европы сни­ жается, а вот рынок России еще не занят. Мы безубыточ­ но можем выпускать 250— 300 тысяч кВт отопительных приборов. Эта задача, мы уве­ рены, будет реализована до­ вольно успешно... Отчет подготовил Владимир ПЕТРОВ. ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, читатель сам может убедиться, что беспокоит сегодня наших промышленников и какие меры предпринимаются в разрезе каждого конкретного предпри­ ятия, которые вскоре станут субъектами мирового рынка. Первое, что следует отметить, — есть глубокое понима­ ние проблемы вхождения в ВТО. Разумеется, иа каких усло­ виях войдет Россия в эту международную структуру, реша­ ется «в верхах», н поэтому руководителям предприятий не­ просто выстроить эффективную стратегию локального раз­ вития. Но путь, который выбран, верен: масштабная модер­ низация, техперевооружение, сертификация по международ­ ным стандартам, серьезное внимание менеджменту качества, качеству продукции. В этом убеждены все. И, что отрадно, есть настрой на победу, есть желание до­ казать, что мы умеем работать на уровне, отвечающем тре­ бованиям мирового рынка. Тут участники «круглого стола» едины в мысли: «Надо работать и побеждать!».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz