Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ № 77 -7161 . Распространяется в качестве приложения к газетам: Адрес редакции: 127137, Москва, а/я № 34. Ф.Сизый. Телефон для справок: (095) 257-37-92. В.Симонов. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. Е-шаН: \Логп!к@<Могшк.ги (Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел ./факс (095) 257 -37 -83 . Генеральный директор Главный редактор «Труд», «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), (Екатеринбург), «Панорама» (Зеленогорск), «Калининградская правда» (Калининград), ый рынок» (М» курьер» (Минск), «Коммерсант Белоруссии» (Минск), «П| «Конкретная газета» (Озерск), «Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» Ставропольская правда» . «Северный край» (Ярославль). ’|бань сегодня» (Крае » « ) , (Пермь), , г г .__ г - - — _______ г ___ ____ (Ставрополь), «Информ-курьер» (Слуцк), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00/ Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, гЛипецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.950.630 экз. Цена - бесплатно. «Северная Осетия» (Владикавказ), «Волгоградская правда» (Волгоград), «На смену!» 1вда Севера: >ный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на- ), и «Липецкая газета» (Липецк), «Новая Адыгея» (Майкоп), «Гастроном» (Минск), «Минский , . „ «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Северная вахта» (Ноябрьск), «Поколение» (Орел), Цону), «Красный Север» (Салехард), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), I» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Вторник» (Якутск), ДОБРЫЕ ЛИЦА ф| Л( В НОВОСИБИРСКЕ ПРОШЕЛ ПЕРВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПАМЯТИ ЛЕГЕНДАРНОЙ ПИАНИСТКИ ВЕРЫ ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО Тому, кто любит музы ку и кто был молод в да лекие шестидесятые, звук ее необычного име ни, возможно, напомнит 0 многом. О полных кон цертных залах, которые собирала эта уникаль ная пианистка в Москве и Барнауле, в Ленингра де и новосибирском Ака демгородке. О том вре мени, когда не только музыка, но и газетные строки находили такой отзвук в сердцах, что сейчас это кажется чем- то невероятным. Сорок лет назад, 19 дека бря 1965 года, в одной из центральных газет появился очерк «Пианистка». Не было ни броского аншлага, ни фо то, только убористый петит и подпись «С. Соловейчик (Наш корр.)»^ Триста строк о судьбе 1 ранцузской пианистки Веры отар, вышедшей замуж за русского инженера Владими ра Шевченко. Они приехали в СССР в канун войны, были арестованы и брошены в ла герь. Он погиб, она осталась в живых и вернулась к музы ке. А вот на родину Вера Лотар-Шевченко вернуться отказалась, хотя француз ские дипломаты обещали бы стро оформить все докумен ты и родственники долго не оставляли надежды увидеть ее в фамильном доме в Ниц це. Однажды Веру Августовну спросили, как она, аристо кратка, выросшая в роскош ном особняке на Лазурном берегу, выдержала такие страшные испытания. Она от ветила: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна...» В лагере Лотор-Шевченко вы резала фортепианную кла виатуру на нарах. Вернув шись из заключения, Вера Августовна страдала от рев матизма, ее руки ужасали коллег-музыконто в: они были красные, как у прачки. Но на концертах эти руки извлекали из рояля такие звуки, что он казался органом. В 50-годах для работы в филармонии потребовалась автобиография. Вера Авгу стовна уложила свою жизнь в неполную страницу: «Ученица Альфреда Корто, в 1925 году окончила Парижскую консер ваторию с золотой медалью, после этого поступила в Вен скую академию Шуле... Кон цертировала во всех боль ших столицах и городах Ев ропы, три раза ездила на га строли в Америку. Получила Римскую и Венскую премии. Играла с Тосканини, Вайн- гартеном, Клейнбером. В 1939 году приехала с мужем в Советский Союз и стала солисткой Ленинградской фи лармонии. В 1941 году была арестована и пробыла в ла герях до 1950 года. В 1955 году полностью реабилитиро вана и с этого года беспре рывно выступаю с сольными концертами...» Играла в Нижнем Тагиле, Свердловске, Ленинграде, Москве. Перебравшись по приглашению Алтайской кра евой филармонии в Барнаул, Вера Августовна обычно вы ступала в доме политпросве щения, там был хороший ро яль. Местное начальство от носилось к француженке с подозрением и старалось по скромнее афишировать ее концерты. Зал часто оставал ся полупустым. И вот все изменилось пос ле очерка «Пианистка», поя вившегося под новый 1966 год. На ее выступление 8 ян варя уже невозможно было достать билета. Газета «Мо лодежь Алтая» писала в эти дни: «За пятьсот метров на Ленинском проспекте встре чали нас молодые люди и спрашивали настойчиво: «Вы на концерт? Лишнего билети ка нет?..» А в это время в за ле многим просто не хватало мест. Стулья унесли даже из- за кулис...» Вскоре письма - востор женные и сочувственные, лас ковые и пригласительные - затопили редакцию, автора и героиню. В Советском Союзе она стала так же знаменита, как Ван Клиберн или Поль Робсон. Но они-то были хоть и любимыми, но все-таки иностранными гостями. А Ве ра Лотар -Шевченко была родной... В ее архиве сохранились десятки этих удивительных от кликов. Их строки - лучший ответ на вопрос, почему она не уехала из СССР. «...Я живу в г. Джанкое, ра ботаю мастером на консерв ном заводе. Родители погиб ли. Я никогда не целовала свою маму, потому что не по мню ее, разрешите мне Вас % от всего сердца поцеловать за то, что Вы есть у нас...» «...Милая Вера Августовна! Вся наша семья обнимает Вас и поздравляет с Новым годом!.. Очень радуемся - чи тали о Вас статью в комсо мольской газете за 19-е чис ло. Написано замечательно - здесь, в Тагиле, эта статья на делала много шума, к нам все звонили и радовались за Вас. Все Вас здесь любят и очень ждут Вашего приезда с концертом!..» «...Дорогая Вера Августов на, я узнала из газеты, что в Ленинграде назначен Ваш концерт. Я прошу Вас быть нашим гостем. Пожалуйста, прямо с поезда и к нам. Если приедете раньше, то мы еще сошьем Вам новое платье к концерту...» «...Я знаю, я уверена, что только музыка помогла Вам пройти через все испытания... Ерли хотите, я буду Вам сест рой, другом. Если Вам когда- нибудь потребуется моя по мощь, позовите, и я приду, где бы Вы ни были...» Домашнего адреса, конеч но, никто не знал, и люди пи сали на конвертах: «Барнаул, ' илармония, пианистке В.А. отар-Шевченко» или еще проще: «Барнаул, великой пианистке Лотар-Шевченко». На одном письме из Ленин града сохранилась обраще ние к почтальонам: «Прошу разыскать эту женщину и вру чить ей письмо!» «...Вы меня не знаете, я то же никогда не видела Вас и не слышала Вашу игру, к со жалению, но уверена, что это все еще впереди. Я хочу ска зать, что все, все восхищают ся Вами... Помните - у Вас много друзей, пусть незнако мых, но настоящих...» «...Обидно, что 29 января я не смогу слетать в Ленин град. Я пока просто солдат- пограничник. ..» Родственники Веры Авгу стовны не могли поверить, что она добровольно отказы вается вернуться во Ф ран цию. Сохранилась открытка с видом Ниццы и письмом на французском языке. «12 янва ря 1966. Дорогая Вера, спа сибо за фотографию из газе ты. Я хорошо на ней вижу, что ты не изменилась. Я наде юсь, что ты найдешь немного времени, чтобы написать мне подробнее. Мы постоянно подкарауливаем ТУ и радио в надежде тебя увидеть и ус лышать, но, очевидно, это станет возможным в буду щем. Будь любезна и отправь свой адрес на нескольких конвертах, я неспособна его воспроизвести. У нас нако нец-то наступил прогулочный морозец. Твоя Сезю...» • Если объявлялось о кон цертах Лотар-Шевченко в Москве или Ленинграде, то билеты в первый ряд не про давались. Эти места Вера Ав- ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ У завершившегося вчера в Новосибирске фестиваля ожида ется достойное продолжение. Первый международный кон курс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко пройдет в Но восибирске с 1по 74декабря 2006 года. Попечительский Со вет конкурса возглавляет народный артист России пианист Михаил Плетнев. В составе Совета кинорежиссер Владимир Мотыль, известный французский пианист Паскаль Девуайон и знаменитая актриса Анни Жирардо, сыгравшая главную роль в фильме, посвященном судьбе В.А. Лотар-Шевченко. Вера Лотар в юности, 1920-е годы густовна просила оставлять для тех, кто был с ней в лаге ре, кто слышал постукиванье ее пальцев по деревянным нарам. Она все мечтала сыграть для них в огромном светлом зале, на настоящем, а не воображаемом рояле... «...Вера Августовна! Я не пианистка, но безумно люб лю музыку, училась когда-то музыке в детстве. После того как в 1937 году арестовали моего отца и ликвидировали наш рояль, с музыкой при шлось распрощаться... Если когда-нибудь будете в Тбили си, то буду очень рада при нять Вас у себя...» Когда люди летели и ехали в другие города, чтобы .п о пасть на концерт Лотар-Шев ченко, они не Только Баха и Бетховена, Равеля и Дебюсси хотели услышать - они спеши ли расслышать, прояснить для себя судьбы близких людей, исчезнувших навсегда. Музы ка, которую играла Лотар- Шевченко, была для них ве стью из иного мира. Не поэ тому ли она играла с такой могучей, не женской силой?.. В 1962 году великая пиа нистка Мария Вениаминовна Юдина написала о Вере Ав густовне: «Индивидуальность исполнительницы - ищущая, мятежная и волевая». Мятеж приговоренного человека и непобедимая воля к жизни. В литературу 60-х с этой темой ворвался Солженицын, в ис полнительском искусстве ее открыла Лотар-Шевченко. «...Приглашаю Вас к нам в гости. Яркое солнце Азер байджана и тепло наших сердец согреют Вас». «Мы с нетерпением ждем встречи с Вами в Киеве, при езжайте к нам...» «Приезжайте на гастроли в наш заснеженный Красно ярск!» Среди приглашений одно было исключительно дель ным. Академик Михаил А л е к сеевич Лаврентьев не просто предложил Вере Августовне переехать в новосибирский Академгородок, но и добился для нее однокомнатной квар тиры на улице Терешковой, помог с переездом. Поэтому нет ничего слу чайного в том, что первый фестиваль памяти Лотар- Шевченко прошел именно в Новосибирске. Здесь она об- |ела дом. Здесь ее любили. 1а лестничной площадке у ее квартиры собирались сту денты и школьники, чтобы по слушать музыку. Она знала об этой «филармонии» и все гда оставляла дверь полуот крытой. «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна...» Эти слова написаны теперь на белом камне памятника. Зи мой они кажутся написанны ми на снегу. Дмитрий ШЕВАРОВ. Я СЮЖЕТЫ АВТОБУС ПРИЕХАЛ В КНИГУ ГИННЕССА Необычно масштабное ДТП, при котором пострадали сразу 20 автомобилей, произошло на окраине Саратова. Водитель рейсового автобуса, не справившись с управлением, сбил метал лическое ограждение и на полном ходу въехал на платную авто стоянку, заполненную машинами. В результате тарана 20 авто отправлены в ремонт. По объяснениям водителя, он вынужден был предпринять такой маневр, чтобы не наехать на перебегав шую дорогу женщину. Поскольку ни один человек при аварии не пострадал, уголовное дело возбуждаться не будет. Но водителю автобуса от этого не легче: ремонт машин, которые он покоре жил, обойдется ему как минимум в 2,5 млн. рублей. Одна ра дость: возможно, эта авария попадет в Книгу рекордов Гиннес са... Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. ВОТ ВАМ И ДВОЕЧНИЦА! Огненная драма произошла в поселке Молодежный. 14-лет- няя школьница Юлия Шестакова подожгла учителю истории Сергею Панову... шевелюру. Так акселератка отреагировала на несправедливую, по ее мнению, двойку. Педагог, в одноча сье лишившись прически, потребовал от родителей девочки 10 тысяч рублей в порядке возмещения морального и материаль ного ущерба. Но при передаче этой суммы преподавателя за стукали свидетели со стороны поджигательницы. И настояли на возбуждении против учителя уголовного дела - за получение взятки. Двоечница, а как быстро все схватывает! Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. ГЕРМЕТИЧНОСТЬ ПОСТРАДАЛА Среди пользователей презервативов, выпускаемых украин ско-польским предприятием «Перфект», паника: партия в 1,7 млн. изделий оказалась бракованной. Теперь Львовские произ водители опасаются исков со стороны покупателей, получивших нежданно-негаданно шанс на увеличение семьи. Оксана БЕЛЕНКО. ЛЬВОВ. ЛЮДИ И ЗВЕРИ ПО ЖИВОМУ РЕШИЛИ НЕ РЕЗАТЬ МЕДИКИ ВНЕДРЯЮТ НОВЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ . ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ ПОДОПЫТНЫМ ЗВЕРЮШКАМ Уникальные условия размещения на страницах газеты Т Р У Д следующих объявлений: • / Сообщений о существенных фактах, связанных с административно-хозяйственнойдеятельностью эмитента ■ / Объявлений о собраниях акционеров, о реорганизации и ликвидации предприятий • / Бухгалтерской отчетности V Проспектов эмиссий • / Информации о проведении тендеров и пр. . Предлагаются I исключительные | условия для размещения | ■обязательных публикаций ■на постоянной основе. 1 Подробности по телефону: (095) 200-01-65,299-48-40 Е-таИ: дооб@1гис1.т, )ата@!ги<1ги Компьютерное моделиро вание экспериментов над жи вотными разработаны между народной организацией за гу манное образование Интер- НИЧ. Впервые в России этот цивилизованный метод реши ли использовать сотрудники кафедры фармакологии Санкт-петербургской акаде мии ветеринарной медицины. Заведующий кафедрой Вла димир Соколов (а ему, между прочим, 70 лет!) мгновенно проникся передовыми идеями и сейчас учит студентов лечить виртуальных крыс. Зачем? Известно, что в любом ме дицинском институте и НИИ существуют виварии. Ученые с большим стажем изводят не одну сотню животных - они по гибают в ходе операций (кото рые нередко проводятся даже без наркоза), испытаний новых лекарств или проверки на вы живаемость. Совесть каждого студента тоже отягощена как минимум несколькими мышами, кроликами или собаками. Но мышек, а тем более преданно заглядывающих в глаза псов, конечно, жалко. Будущим вете ринарам - особенно. Ведь они губят здоровых животных, что бы помочь их больным сороди чам! - Мы решили избежать не нужных смертей и... срочно за нялись английским, - говорит Владимир Соколов. Сегодня на кафедре пере ведены и опробованы лишь не сколько из программ, предло женных ИнтерНИЧ. Одна из них учит, например, правиль ной дозировке лекарств. Рань ше для этого требовалось за разить зверька, а потом под бирать препараты для его спа сения. Одни выживали (до сле дующих опытов), другие долго мучались и в конце концов по гибали. Нынче студенты бегут не в виварий, а к мониторам. Обу чение напоминает компьютер ную игру. Дано: зараженная крыса и новый, мало еще испы танный эликсир здоровья. «Ай болиты» постепенно, раз за разом поднимаясь на новый уровень сложности, начинают «вводить» спасительное лекар- ■ н . ' : , .... , - Известная актриса и защитница животных Брижит Бардо может быть довольна: ее призывы покончить с опытами на животных услышаны! ство. Тепло, еще теплее - и вот подоопытная крыса уже здоро ва. Впрочем, случаются и форс-мажоры - это когда на эк ране вдруг появляется крысе- ныш с беспомощно поднятыми кверху лапками. Причина смер ти, ясное дело, передозировка. Рассказывают, что у иных чувствительных студенток даже виртуальная гибель животного вызывает слезы. Точно так же как у детей - гибель виртуаль ного зверька в некогда попу лярной игре «томагочи». Что ж тогда говорить о гуманном от ношении к живым страдальцам за науку? Именно поэтому не только профессор Соколов, но и его коллеги - Надежда Андреева и ассистент Татьяна Новосадюк - с энтузиазмом тратят на адап тацию программ свои законные выходные. Ученики теребят, с нетерпением ждут, когда поя вится что-нибудь новенькое. Рита ЖУКОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ: НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО... БОЛЕЕ 60 ПРОЦЕНТОВ РЫНКА АНТИКВАРИАТА В РОССИИ - НОВОДЕЛ, ФАЛЬШИВКА МВД проверило более сотни крупных антикварных магази нов и частных аукционов и публично заявило, что российский рынок наводнен грубыми фальсификациями, которые сбываются по астро номическим ценам богатым, но малосведущим людям. Очень неприятная новость - особенно если учесть, что даже официально этот рынок, срав нительно недавно появивший ся в России, оценивается экс пертами в 200 миллионов дол ларов. По правде говоря, специ альная проверка МВД была инициирована не властями - все-таки рынок антиквариата нельзя назвать территорией остросоциальных проблем, он касается только очень богатых людей. Сигналом к акции стали многочисленные заявления кли ентов одного из самых крупных салонов в стране - «Русская коллекция», который до послед него времени принадлежал из вестным галеристам Татьяне и Игорю Преображенским. Они начали свой бизнес в Петербурге и только пару лет назад перебрались в Москву. Успешная коммерческая дея тельность в обеих столицах ом рачилась скандалом. Люди, по купавшие у Преображенских полотна классиков русской жи вописи - Айвазовского, Шиш кина, Киселева, Орловского, Сверчкова и других выдающих ся художников, - теперь заявля ют, что за сотни тысяч долла ров им продавали подделки. Надо сказать, что «Русская коллекция» всегда была заве дением, рассчитанным исклю чительно на У1Р-клиентов. Как говорили хозяева, «дешевки здесь не держат». В нее входи ли произведения классиков русской академической и за падноевропейской живописи, древнерусские иконы, импрес сионизм, авангард, бронза, фарфор, серебро, мебель - все самой высокой антиквар ной пробы. Салон рос на гла зах, появились постоянные по купатели, наладились связи... Однако полгода назад дея тельностью антикварного сало на заинтересовались опера тивники департамента по борь бе с экономическими преступ лениями МВД. Поводом для проверки послужило обраще ние столичного бизнесмена Валерия Узжина. Коммерсант приобрел в салоне «Русская коллекция» картины Айвазов ского и еще ряда известных русских художников. Но когда г-н Узжйн передал полотна не зависимым экспертам, те одно значно заявили: картины явля ются подделками. За полотна классиков русской живописи Преображенские выдавали произведения малоизвестных художников той же эпохи, кото рые были искусно «дорисова ны». Рыночная цена такой «мо дернизированной классики» в тин, но Преображенские явно не собирались останавливать ся на достигнутом: в последнее время ими было закуплено еще несколько полотен неиз вестных авторов, которые впо следствии планировалось «подправить» и продать по бо лее высокой цене. Как подоз ревают оперативники, Преоб раженские подделывали не только русскую классическую живопись, но и произведения Однако у этого уголовного дела есть еще один результат: на всем российском рынке ан тиквариата резко упало дове рие как к дилерам, так и в це лом к качеству российской ху дожественной экспертизы. До казательство тому - очевидный обвал цен на рынке антиквари ата, который зафиксировали специалисты. Искусствовед, коллекционер и знаток антиквариата Андрей Приобретения в российских салонах все больше напоминают лотерею.. десятки раз меньше той, кото рую бизнесмен выложил за картины. Татьяну и Игоря Преобра женских арестовали, им предъ явлено обвинение в мошенни честве в особо крупных разме рах. В эпизоде с господином Узжиным «особо крупные раз меры» означают ущерб в 910 тысяч долларов, однако специ алисты утверждают, что по окончании проводимой сейчас экспертизы сумма может увели читься в несколько раз. Пока в материалах следст вия фигурируют более 20 кар- русских авангардистов, и бронзу. Поэтому из выставоч ных залов и запасников «Рус ской коллекции» изъяли абсо лютно все и отправили на экс пертизу. Похоже, чета Преображен ских не отделается легким ис пугом: на днях Мосгорсуд под твердил законность ареста владельцев салона. Следовате ли уверены, что сумеют отпра вить мошенников в те места, где самым изысканным произ ведением искусства является стенгазета «На свободу - с чи стой совестью». Потапов уверяет: - Салон «Русская коллекция» был достаточно известен в кру гах знатоков. Тот факт, что владельцы салона оказались мошенниками, нанес удар по репутации всего антикварного бизнеса. Сейчас спрос на ста ринные вещи упал, люди воз держиваются от приобретений. Прежде всего из-за страха стать жертвами обмана. Ведь все предметы экспозиции, вы ставленные в «Русской коллек ции», сопровождались заклю чениями экспертов ведущих му зеев страны - таких, как Треть яковская галерея и Центр име ни Грабаря. Стоит ли удивлять ся, что доверие граждан к са лонам резко упало? Конечно, российский рынок антиквариата, оцениваемый в 200 миллионов долларов в год, только делает первые шаги. Мировой ежегодный оборот отрасли - 27 миллиардов! Но в России официальные цифры еще мало о чем говорят. С у ществует гигантский «черный» рынок, участники которого, по мнению МВД и ФСБ, опериру ют ориентировочно 1,5 милли арда долларов. И если офици альный сектор, по оценкам экс пертов, на 60 процентов со стоит из подделок и новодела, то теневой заполнен фальшив ками уже на 75 - 80 процен тов. Причем эти два рынка так тесно сотрудничают, что раз делить их практически невоз можно. Осложняет дело и то, что излюбленный клиент русских антикварных салонов - богатый иностранец (в идеале америка нец). Значительная часть кар тин и скульптур, не менее чет верти, продается за рубеж с поддельными документами и сертификатами, чтобы разми нуться с законом о вывозе про изведений искусства. Очень со блазнительно всучить толстосу му за сотни тысяч долларов не Айвазовского с документами копии, а собственно копию. Причем можно совершенно не бояться скандала и разоблаче ния: клиент знает, что нарушил закон, и никогда не будет об ращаться в правоохранитель ные органы... Константин БЛАГОДАРОВ. КСТАТИ Стремление состоятельных россиян вкладывать средства в произведения искусства и ан тиквариат растет с каждым го дом: количество шедевров, проданных на внутреннем рынке, возросло по сравнению с 2001 годом на 29 процентов. Эксперты оценивают доход ность таких инвестиций в Рос сии примерно в 17 - 20 процен тов годовых. Ну, конечно, если это оригинал, а не творение недавнего выпускника Строга- новки... Для сравнения: в США доходность таких вложений составляет более 30 процентов годовых даже с учетом разно образных обязательных и доб ровольных страховок. б декабря 2005 года К
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz