Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
3 декабря 2005 г., № 233 (22611) ^Православие Учениебезжития доброго- несильно Форум: пусть г Страна радости оворит женщина В коридорах, холлах и кабинетах здания Департамента образования и науки администрации области в эти дни можно было встретить не только педагогов, но и священнослужителей в облачении. Как уже сообщала “ЛГ” , здесь проходили Свято- Тихоновские образовательные чтения “Святоотеческое наследие в системе воспитания и образования” . Стены украшали стенды детских рисунков и фотографий на тему православия, экспозиция поделок — копии храмов и соборов, доставленные сюда со всех уголков области. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. Темы, обсуждаемые на Чтениях, были весьма разнооб разны —теоретические основы и практический опыт исполь зования святоотеческого наследия в целях воспитания и об разования молодежи, духовное наследие святителя Тихона Задонского в современной системе образования, духовно-нрав ственное образование на традициях русской культуры, про- V блемы семейного воспитания подрастающего поколения, христианство й русская литература, роль детских и моло дежных организаций в духовно-нравственном воспитаний подрастающего поколения, духовно-нравственные"основы здоровья нации. Прежде чем приступить к делу, священники отслужили молебен. Сразу после молитвы и благословения с краткой приветственной речью к аудитории обратились правящий архиерей Липецкой и Елецкой епархии, Преосвященнейший Никон и заместитель главы администрации Липецкой обла сти Людмила Куракова. После чего с трибуны прозвучали доклады иерея Александра Иванова, руководителя отдела религиозного образования и катехизации Липецкой и Елец кой епархии и протоиерея Геннадия Рязанцева, члена Со юза писателей России, настоятеля храма Архангела Михаи ла, директора Липецкой Православной гимназии. Потом была работа по секциям «Православное воспита ние и образование в современной школе», «Православие и молодежная субкультура», «Духовно-нравственные аспекты здоровья современного общества», «Русская словесность и Православие», «Семья и церковно-приходская школа». Одновременно проблемы воспитания молодежи в духе святоотеческого наследия обсуждались за “круглым столом”, действовала литературно-музыкальная гостиная липецкого духовного центра «Возрождение», где можно было пообщать ся с организаторами молодежного клуба «Фома». Духовно-педагогическое наследие святителя Тихона в наше время становится особенно актуальным, что связано со стремлением возродить в России исконные духовные ценности. В конце 80-х годов прошлого века, с легкой руки московских реформаторов от образования, школу пыта лись лишить воспитательной функции, свести просвеще ние лишь к “образовательной услуге”. Что привело в пос ледние десятилетия к полному развалу нравственного вос питания и воспитательной работы, сопровождающейся разнузданной кампанией пропаганды насилия, культа де нег, беспринципности в достижении цели, рекламой тота литарных сект, глумлением над традиционными нацио нальными ценностями. Возможно, именно в союзе Церкви и светских — госу дарственных и общественных — институтов, прежде всего образования и здравоохранения, и удастся на Руси обрести пути к возрождению нравственности в обществе. В нашей области, например, постоянно укрепляется со трудничество и взаимодействие Липецкой и Елецкой епар хии с государственными органами, муниципалитетами, об щественными организациями. В настоящее время на терри тории области действуют 50 воскресных школ, в которых работают более 100 преподавателей. В государственных об щеобразовательных школах и профессиональных образова тельных учреждениях введен курс “Основы православной культуры”. Сам святитель Тихон в свое время стремился как можно больше людей привлечь к духовному просвещению, исполь зовал для этих целей и монастыри, посылая туда сирот для обучения их у грамотных монахов. Он посещал классы, в них отличавшихся добронравием и прилежанием к учебе питомцев, ободрял подарками или оп ределял на казенное содержание, а провинившихся наказы- 4 вал. Но, наказывая, святой отец преследовал одну цель — воспитать оступившегося человека. Ревностно относясь к образованию, святитель составил две инструкции: для учителей и семинаристов. Эти доку менты свидетельствуют, что Тихон более всего обращал вни мание на нравственное и духовное воспитание. В них он пи сал: “Я сие пишу вам от христианской любви... Учение дол жно преподаваться во славу Божию и общую пользу, в на дежду просвещения разума... Учение без жития доброго не сильно и не пользует” . Доброе житие, согласно поучениям святителя, должно обнаруживать посещением Богослужения, прилежным вни манием к чтению и пению, проявлением почтительности к старшим словом и делом, и братской любовью к товарищам. Следует подчеркнуть, что тематика прошедших Чтений включала в себя самые различные аспекты нравственного воспитания, основанные на духовно-педагогическом насле дии Святителя Тихона. Главное теперь, о чем единодушно говорили участники форума, чтобы Задонские Свято-Тихо новские чтения стали традиционными и не областными уже, а общероссийскими. Александр ХАУСТОВ. Р.8. Вчера участники Чтений побывали в Задонском Рож- дество-Богородицком мужском монастыре, где прошел мо лебен у раки святителя Тихона Задонского, всея России Чудотворца, а также экскурсия по монастырю, монастырс кая трапеза и посещение святых источников. — У вас еще нет детей?! — 28-летняя мама четверых ребятишек искренне не понимает меня, а подвижный Димка аж замер: мол, разве может быть такое? — Семья — это ведь самое главное... Еще дочка — уже мама Лена с Викой смотрятся словно сест ры: шепчут что-то друг другу на ушко, смеются, хихикают, как подружки. Но Вика (11 лет) — это дочь Лены. Стар шая. У Нагорновых Лены и Володи, ко торому 27, из села Юсово Чаплыгинс- кого района еще и улыбчивые сыновья — восьмилетний Владик и трехлетний Димка, и десятимесячная малышка Ксю ша... — Как мама могла отреагировать, когда я, 16-летняя, ей сказала, что у меня будет ребенок?! — смеется Лена. — Мирно и по-доброму. Володя в школе еще учился, я в техникуме: отпрашива лась с занятий на полчасика, чтобы доч ку кормить. А свекор, Александр Нагорнов, до сих пор шутит: «Викторией внучку назвали — Победой. Это ж с кем вы воевать-то собирались?» Кстати, о дружной многодетной се мье родителей молодого отца — Татья ны и Александра Нагорновых — «ЛГ» рассказывала на прошлой неделе, в свя зи с вручением маме, Татьяне Сергеев не, Почетного Знака «Слава матери». В фотоальбоме Лены под фотографи ей Володиной семьи ее рукой выведена подпись: «Семья моего мужа, и следова тельно — моя семья». Лену Нагорновы приняли как еще одну дочку и сестру, седьмую. Четыре года молодые жили с ними: под одной крышей — 10 человек! И все хорошо уживались. А потом молодые купили себе дом. Птица счастья? Их дом — это маленькая страна: детс кий заливистый смех, звонкий лай пуши стой собачки, трели попугая (удивитель но, но Чика — уже второй желтохохлый какаду, которого дети ловят в своем дво ре. Откуда они прилетают?), котята, рыб ки. Игрушки — повсюду. На стенах — забавные картинки, вышитые детьми. Шкафы мастерили папа и дедушка: на полках — в бархатной шкатулке Почет ный Знак «Лучшая семья 2005 года», кассеты с советскими мультиками, на сто ле — детские книжки и Закон Божий. Отличники в учебе, Вика с Владиком ходят и в воскресную школу. Брали с собой даже Диму, малыш так хорошо молитвы подпевал... Непоседливый Димка буквально ра стягивает и складывает пополам Мурзи- ка: «Мы ш ним только што шуп ели». Кот отползает под диван, Димка — на диван, с дивана, кувырок, прыжок, упал- встал, смеется... — Раньше казалось, что времени не хватает, — Лена, следя за сыном, рука ми подстраховывает Ксюшу, делающую первые шаги возле кресла. —А сейчас я понимаю, что его столько, сколько надо. Все успеваю, когда многому научилась. И хо зяй ка легко перечисляет: «Встаю, готовлю, провожаю на работу, в школу, убираю, встречаю, учим уро ки, встречаем папу, занимаемся хозяй ством: у нас куры, гуси и козочка...» ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. Счастливая мама четвертых детей 28-летняя Лена Нагорнова с младшими Димои и Ксюшей. Между прочим, они с Володей закон чили техникумы с красными диплома ми. А сегодня Лена уже имеет и диплом о высшем экономическом образовании. Володя, мастер на железной дороге, тоже заканчивает вуз... Отец Муж Лены очень хозяйственный: «Я же мужчина, у меня есть семья и я за нее в ответе». Много занимается с детьми. Мальчишки постоянно возле него крутят ся. А он им ненавязчиво, играючи пока зывает, как и что можно отремонтиро вать, смастерить. Этим летом возил их в Волгоград по маршруту, по которому его родители когда-то возили своих детей. Пример воспитания Владимир берет с отца, которым гордится. Эта молодая семья признает, что, если бы не поддер жка родителей, было бы, конечно, намно го труднее, но все равно детей у них было бы много: Володя, выросший в большой семье, и Лена, вторая дочка у мамы, для себя еще в детстве так решили. Трудности? У кого их нет! Проблемы? Они в любой семье — многодетной или с одним ребенком, мо лодой или взрослой. Но ведь семья на то и семья, чтобы преодолевать все вместе, чтобы радовать друг друга, если что — прощать, чтобы было кому говорить искреннее спасибо. — Самое большое спасибо, конечно, Володе — за надежность! — Лена, про стая, добрая, спокойная, очень доверя ет мужу. Чувствуется, что им хорошо и легко вместе. Но за этой легкостью — самоотверженность и каждодневный труд обоих. И наверное, любовь... Удивительная семья, уникальная, можно сказать. Сколько их, после первой юношеской любви, разлетаются навсегда, а эти сумели сохранить свое счастье и по строить на нем дом, целую Страну радос ти, детства, душевного отдохновения... Евгения ЗИМИНА. 'Ш Заметки горожанки Д иплом для «челнока» Елена БРЕДИС, обозреватель «Липецкой газеты» В середине девяностых, когда мама еще преподавала на строительном факультете ЛГТУ, она, случалось, жаловалась на студентов: «Говорю ему: ты же ничего не знаешь и не учишь! Как ты будешь дальше работать? Придешь на строительную площадку и ни в чем не разберешься!» А он мне в ответ: «А на площадку вы меня устроите? Мое будущее - толкучка или киоск...» И она ставила им тройки, понимая: по специальности ребята работать все равно не будут. Прошло десять лет. Де сять лет под девизом «Не от ступим от курса реформ!»— годы бравых реляций о сни жении инфляции, возрожде нии экономики и построении цивилизованного общества. Сегодня отец читает лекции будущим литейщикам, руко водит их дипломными проек тами. И уже привык к тому, что практически никто из них никогда не видел — и не увидит — литейного цеха. И тоже разводит руками: «Ну что я могу от них потребо вать? Какой им смысл полу чать настоящие знания, если они им не будут нужны?» Это стало нормой. Когда, опять же, к моей маме обра щаются с просьбой посовето вать, на какой факультет лучше поступать, она отвеча ет одинаково: «Выбирайте специальность, по которой потом сможете подыскать ему (или ей) место». Но тут ведь есть тонкий нюанс: само собой подразумевается, что это должно быть место, обес печивающее достойный зара боток. Очень непростая за дачка для родителей, под силу далеко не каждому. Не буду сейчас поминать о тех парнях и девушках, ко торые поступают в вуз ради того, чтобы отсрочить армию или выйти замуж. О них пи сать скучно, что, впрочем, не говорит об отсутствии про блемы как таковой. Но как быть с теми, кто выбирал профессию не по чьему-то со вету, не по воле случая, а по призванию? Я же никогда не поверю, что можно поступить в медицинский институт и проучиться шесть лет (чего стоит зубрежка всех этих ко сточек! А анатомичка!) толь ко ради того, чтобы оттянуть армейскую службу. Да и мат римониальные задачи там вряд ли решишь, парней-то на медфаках немного. И, тем не менее, конкурсы в медин ституты ежегодно демонстри руют: множество выпускни ков школ выбирают врачеб ное служение. Кто бы мне объяснил, куда потом исче зают и эти люди, и это жела ние? Как сопоставить коли чество выпускников медвузов и нехватку врачей в участко вых поликлиниках? Куда ис паряются, к примеру, те же молодые педиатры? Да все туда же: на толкучку, в ка кой-нибудь мелкий бизнес. Ну, в лучшем случае, заня лись частной практикой. На самом высоком уровне время от времени высказыва ется мысль, что в вузах надо сокращать те специальности, что обществом не востребова ны. Мысль, по-моему, невер ная, а то и порочная, посколь ку через пять-шесть лет мы можем неожиданно для себя столкнуться с нехваткой как раз таких профессионалов. Но я не о том. Почему бы наше му правительству не поду мать, как вернуть в профес сию тех, в ком общество за интересовано, а не плакаться о бесплодных затратах на высшее образование? Вот бы на что расходовать уже став ший притчей во языцех Ста билизационный фонд, пока стране не пришел окончатель ный стабилизец. Прибавки-то к зарплатам по триста рублей в полгода выглядят насмеш кой- Правда, в солидной «Не зависимой газете» читаю, что средняя зарплата врача в Рос сии — восемь тысяч рублей. Интересно, чьи зарплаты складывали, а потом делили? Главных врачей крупнейших столичных клиник? Опять у нас средняя температура по больнице: в морге и в реани мации. Да если бы молодой врач получал те самые восемь тысяч, мы бы точно справи лись с нехваткой кадров в ме дицине! Московская родственни ца, перед тем как отдать ре бенка в первый класс, инте ресуется у старшеклассниц, сидящих возле школы на ла вочке: «Девочки, у вас хоро шо учат?» И слышит в ответ: «О! У нас прикольная шко ла!» Выясняется, что при кольная она потому, что ли тературу, историю и англий ский в старших классах ве дет один и тот же педагог, а математики и химии вообще нет. Вы полагаете, в москов ские педагогические вузы очень легко поступить? Ни чего подобного: там из года в год высокие конкурсы. Дайте ребятам возможность, работая с детьми, нормально зарабатывать, и не будет «прикольных» школ, не бу дет напряга с учителями на селе. Но много ли чудаков или святых, согласных учить детей, если ставка начинаю щих педагогов — полторы тысячи рублей?! Да и за три тысячи не пойдут, посколь ку такие деньги можно зара ботать продавцом в коммер ческом отделе, не затрачивая столько нервных клеток. Не спорю: энтузиасты, влюбленные в свою профес сию, все-таки пойдут, призва нию не изменят. Но разве и этих подвижников мы не вы нуждаем идти на компромис сы с совестью? Многие по мнят, как совсем недавно вра чи бросились торговать био добавками, выписывая их как лекарства. Нет, знали, что биодобавки не лечат. Но куда им было деваться? Занимать ся каким-то бизнесом после службы нет ни времени, ни сил. Значит, надо совмещать. Не кофточками же им торго вать во время приема! Добав ки все-таки приличнее... Так будем этих врачей упрекать или без упреков увеличим им зарплату раза в три-четыре? И не в течение нескольких лет, а со следующего месяца? И справедливо ли обвинять тех же учителей, если они охотно берутся репетировать учеников из своего же соб ственного класса: мол, вы их обязаны бесплатно всему на учить! Да пусть они лучше ре петиторством подрабатывают, чем уйдут на Петровский ры нок, а школы станут «при кольными» . Да, люди пытаются вы жить кто как умеет. Счаст ливчиками считаются те, кто сумел уехать за рубеж и най ти там себе применение. Но мы как-то забываем, что куда больше мозгов утекает внут ри России. Утекает туда, где есть шанс заработать. И не важно, что заработки эти ни как не связаны с твоей про фессией и призванием. Та лантливый инженер-строи тель начинает ремонтировать квартиры, музыкант органи зует свою риэлторскую кон тору, дипломированный пе диатр проходит курсы масса жистов. Увы, мозги все чаще утекают не за рубеж, а в ни куда. И эти потери не восста новишь никаким Стабилиза ционным фондом. ЛИПЕЦКАЯ газета Ритм нашей жизни: в М И Р Е Бесланской матери вручили премию «Высокое качество» Руководителю комитета «Матери Беслана» Сусанне Дудиевой в итальянском городе Болонья вручена премия «Высокое качество». Премия учреждена городом Гранароло для «оценки тех явлений, которые свидетельствуют о способности человека искать высшее качество жизни в терминах знания, благополучия и цивилизационного прогресса». Болонский партер замер, слушая Сусанну Дудиеву, которая вме сте с другими женщинами организовала Комитет бесланских мате рей. Дудиева вновь пережила бесланскую трагедию перед лицом 700 человек, собравшихся в Болонье для вручения премии «Высокое ка чество», пишет 1_а ВериЬЫюа. Она ищет правду об одной из самых позорных страниц недавней истории, развернувшейся в сентябре 2004 года в осетинской школе, когда группа чеченских террористов захватила в заложники почти 1200 человек, пишет газета. «Мы боремся за правду, чтобы мир знал, на сколько опасен терроризм», — сказала Дудиева. «Я не оставлю свой дом в Беслане, стоящий перед той школой, где погибли мой сын, 37 ребят, живших в нашем доме, и еще много невинных людей, — не оставлю до тех пор, пока мы не узнаем правду. Потом, возможно, я покину эту страну, где человеческая жизнь ни во что не ставится», — сказала она. Ученые займутся «юным Буддой» Медитирующий подросток в джунглях южной части Непала привлек внимание ученых после того, как толпы верующих в последние месяцы устремились на поклонение к тому, кого считают реинкарнацией Будды. 15-летний непальский подросток, по имени Пама Бахадура Бамд- жана, не пьет и не ест уже больше шести месяцев. Он сидит в позе «лотоса», у подножия большого фикуса в деревне Ратанапури к югу от Катманду, глаза его закрыты, а лицо не выражает никаких эмоций. Приходящих взглянуть на «чудо» не подпускают к дереву ближе, чем на 50 метров, передает издание Тбе 1пберепс1еп1. Волосы юноши за эти месяцы сильно выросли и ниспадают на глаза. За все это время он разговаривал всего пару раз. Этот случай получил широкую огласку в Непале несколько недель назад, когда на мальчика напала ядовитая змея. Тогда окружающие его люди повеси ли завесу вокруг него, через пять дней после этого он вышел из своего укрытия и сказал, что его укусила змея, но он не нуждается в лечении и собирается провести в медитации шесть лет. Три бультерьера загрызли мальчика по дороге в детский сад В швейцарском городе Оберглатт на ребенка, который шел в садик, напали три собаки. В результате малыш из семьи турецких иммигрантов получил настолько серьезные ранения, что умер на месте, сообщает N22 ОпИпе. Хозяин собак, 41 -летний гражданин Италии, был арестован. Его сожительница в состоянии психологического шока направлена в пси хиатрическую клинику. После инцидента все три собаки породы ам е риканский питбультерьер с согласия владельца были усыплены ок ружным ветеринаром. Кроме усыпленных собак, арестованный владелец' держит еще трех бультерьеров, сообщили в полиции. Во многих странах сущ е ствуют ограничения для владельцев бойцовых собак и собак некото рых служебных пород. К таким собакам относятся бультерьеры, ри зеншнауцеры, боксеры, немецкие овчарки, стаффордширские.терье- ры, аргентинские доги. Во всем мире растет понимание того, что содержание такой собаки равно владению оружием и требует такой же ответственности. Телик по мобильнику Первая в мире система телевещания с помощью наземных цифровых технологий для мобильных телефонов, портативных компьютеров и других переносных электронных устройств начала действовать в Южной Корее. Э та с и с тем а известна под латинской аббревиатурой Т -ЭМ В (Теггез1па1 01дИа1 МиШтесПа ВгоабсазИпд). Она п о з в о л и т смотреть те лепередачи в любой момент, в любой точке, сообщает «Интерфакс». Пока система действует только в Сеуле и его окрестностях, но в следующем году будет распространена на всю страну. Новая услуга бесплатна. В эксперименте участвуют ведущие южнокорейские телекомпа нии и производители соответствующей технологии. По материалам электронных СМИ. ^ П а м я т ь Жил-был поэт... Неделю назад погиб талантливый поэт Иван Завражин. На панихиде в Никольском храме было не очень много людей. Ну какие-то «официальные лица» не появились, возможно, потому, что он уже давно сам не был официальной фигурой. Да, когда-то возглавлял Липецкую писательскую организацию, но в последние годы не мелькал в президиумах, болел. А поэт — как поэт — иному чиновнику просто не интересен. Что касается читателей, то кто-то из них о Завражине подзабыл, кто-то просто не знает его поэзии, поскольку у Ивана Сергеевича несколько лет не выходило новых книг. Хотя новые стихи и писались, однако он не торопился их издавать. Его друзья вспоминают, как незадолго до смерти он принес в издательство целую сумку стихов для солидного сборника, а через день забрал: хотел еще над ними поработать. Даст Бог, книжка все-таки выйдет. А пока мы хотим напомнить землякам поэта некоторые из его старых произведений. Тем более что книги Ивана Завражина чаще всего выпускались небольшими тиражами и попадали в руки далеко не всем, кто мог бы их оценить. П роизнесеш ь: «тропа», «дорога»... Д а м ало ль было и х в судьбе! Но те, что с отчего порога, за словом видятся тебе. Не гоню сь за славой ясновидца, но, похоже, знаю наизусть все, чем у уже не повториться, все , к чему уже не прикоснусь. В рем я учит поздно или рано строж е быть, насущ ное ценя. Ж анру детективного ром ана процветать и дальш е без меня. Так или иначе, но рискую не прочесть д о истеченья л ет тех, кого уже не критикуют на страницах наш их литгазет. «Родной порог»... Н у ш тамп избитый! А в се -то помниш ь д о конца тот желтенький, дож дями мытый, истертый камень у крыльца. В сем м оим крамолам в доверш енье хобби мне уже не завести и, при вы сочайш ем уваженье, в оперетту так и не пойти. Д а о том, о том ли эти речи! Э то т юмор, за которым — грусть. Скольких я др узей уже не встречу! На д о б р о — успею л и — отвечу? Каждому ли зо ву отзовусь?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz