Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ул М Николай ПЕРСОНАЛЬНОЕ то САГА О ВОДОПРОВОДЕ У ставропольского губер натора Александра Черного- рова, после замечания пре зидента в рекордные сроки до тянувшего в о д о п р о вод до ху тора Дег- тяревский, есть исто р и ч е с к и е предшест- в е н н и ки . Так, новую ицу в воронежском поселке ‘алышево недавно назвали Кряжовской - в честь купцов и промышленников Кряжовых. Когда-то они на собственные средства построили первый в Воронеже водопровод, заку пив в Англии оборудование и пригласйв британских специ алистов. Младший из Кряжо вых, Степан Лукьянович, бу дучи городским головой, от казался от зарплаты... И без всяких на то указаний царя- батюшки! МАКСЮТА ОЧЕНЬ БЛИЗОК К НАРОДУ На недавнем совещании волгоградский губернатор Максюта пожало вался, что за четыре года про живания в нынешней к в а р т и р е он в глаза не видел слесаря и что подъ езд его до ма такой г ря з ный, что перед гостями неловко. «И за что мы только платим?» - воскликнул губернатор. А еще говорят, что начальство далеко от народа... ЖАРКОВА ЗАНЕСЛА «ЖАР-ПТИЦУ» В КРЕМЛЬ В Кремле в здании прези дентской Администрации не раз выставлялись художники именитые и д е р ж а в ные. А вот юные и са- модеятель ные добра лись до ко- р и д о р о в в л а с т и впервые . Д и р е к т о р г а л е р е и «Жар-птица» Алевтина Жар кова сумела вывесить работы своих юных питомцев в глав ной резиденции страны. За чем?' Видимо, Алевтина наде ется, что на рисунки обратит внимание и сам Путин. Гля дишь, поможет юным дарова ниям... Максим БРУНОВ. ВОТРНИК 1 \ ВЫПУСК №41 (534) 22 ноября 2005 года Адрес в Интернете: ч /утМ огп1к ,ги СТАРИКИ? БУХГАЛТЕРЫ И КЕРОСИНЩИКИ ПРАВЯТ СЕГОДНЯ БАЛ В РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ Невозмутимые и все готовые объ яснить прагматики твердят: времена Петра Нестерова и Валерия Чкалова канули в Лету. Эпоха повального ув лечения авиацией - аэроклубы, дири жабли, планеры, парашюты - безвоз вратно осталась в прошлом. Теперь это удел избранных. Узкого круга профессионалов и тех состоятельных граждан, которые могут позволить се бе расходы за недешевое, по нынеш ним временам, удовольствие взгля нуть на жизнь свысока, оказавшись за штурвалом личного или «клубного» самолета. Но встречаются, к счастью, и те по-настоящему влюбленные в небо, преданные своей профессии люди, ко торые не признают этого рыночного цинизма. Они стучатся во все чинов ничьи двери, пытаясь объяснить, что нельзя народу подрезать крылья. И своими силами пытаются сохранить «аэродромы подскока» для молодой крылатой поросли. О Казимире Тихоновиче, начальни ке Вяземского учебного авиационного центра, и существующей при этом центре пилотажной группе «Русь» мне с большим уважением и болью душев ной рассказывал еще несколько лет назад Владимир Александрович По номаренко, генерал-майор медицин ской службы, всю свою жизнь посвя тивший изучению специфики летного труда и снискавший заслуженный ав торитет среди военных летчиков и пи лотов гражданской авиации. Акаде мик Пономаренко говорил о Вязем ском центре как о хрупком островке надежды. Надежды на то, что на таких асах, как Виктор Пугачев и Анатолий Квочур, не прервется летопись дости жений отечественной авиации и рос сийской школы высшего пилотажа, что в ней будут новые страницы... На минувшей неделе довелось по встречаться с самим Тихоновичем, ко торый оказался пб делам в Москве и выкроил время, чтобы заглянуть в ре дакцию. Центр, который он возглавля ет с 1991 года, остался, по сути, един ственным в России местом, где могут проходить необходимую летную до- подготовку на реактивных самолетах выпускники военных училищ и моло дые пилоты гражданской авиации. - Когда-то в системе ДОСААФ России было 27 авиационных учебных центров, во всем бывшем СССР - 34, - по-военному четко дает справку Ка зимир Эдуардович. - Сейчас остались только мы. Остальных помножили на ноль... А тем временем уровень подготов ки летных кадров - что в военной авиации, что в гражданской - дошел до катастрофической черты. Как ут верждают аналитики, худшего поло жения трудно припомнить. Самое тре вожное в том, что образовался невос полнимый разрыв между молодыми летчиками, которые не имеют ни на лета, ни опыта (а многие к тому же потеряли и желание летать), и «стариками» - самыми опытными пило тами, которые не сегодня завтра бу дут списаны с летной работы по со стоянию здоровья или уйдут по другим причинам. Среднего, самого работо способного в летной деятельности возраста 27-37 лет в российском небе просто нет. Отчего сложилось такое положе ние? Об этом мы много и подробно говорили с академиком Пономаренко и его коллегами. Практически о том же говорит и Казимир Тихонович. С начала 90-х годов и до недавнего времени выпускники летных вузов к моменту выпуска получали налет все го 80-120 часов в военной авиации и в два раза меньше - в гражданской. Эти недоученные летчики зачастую лишь заполняют «штатные клетки» в строевых частях, лишь формально числясь в боевых расчетах, к самосто ятельным полетам их просто не допу скают. Самое насущное, казалось бы, ре шение: укрепить летные вузы, обеспе чить налет не менее 250 часов кур сантам и ежегодный налет летчикам более 150 часов в год на боевом са молете. Однако все упирается в из вечный вопрос: где взять на это день ги? - С недавних пор в российской авиации командуют исключительно бухгалтеры и керосинщики, - с горь кой усмешкой говорит Тихонович. - А если так, давайте смотреть, как наи более эффективно с позиций государ ства распорядиться теми ограничен ными средствами, что выделяются на летную подготовку. Ведь не секрет, что даже богатые страны выбирают оптимальные по затратам варианты. В Финляндии, например, из полагаю щихся для летчиков 200 часов годово го налета более половины они наби рают на учебных и учебно-трениро вочных самолетах, где себестоимость полетного часа в десятки раз ниже, чем на боевых машинах. В России, по словам Тихоновича, соотношение примерно такое: час по лета на МиГ-29 - это примерно 10 ты сяч долларов, на Су-2/ - 13-14. А на реактивном учебно-тренировочном Л-39, которые используются в Вязем ском УАЦ, - 600 долларов. Во всяком случае, так было в прошлом году. Нынче цены на авиационный керосин еще подросли,, но соотношение оста лось примерно то же. Есть соответствующее постановле ние правительства, приказы министра обороны, директивы и распоряжения главкома ВВС, чтобы с максимальной пользой задействовать возможности единственного учебного центра ны нешней системы РОСТО (правопре емника ДОСААФ) для поддержания и отработки летных навыков. Но нет у чиновников желания переступать ве домственные барьеры и координиро вать работу ради сбережения бюд жетных средств. А главное, нет ника кого желания бескорыстно расстать ся, передать в другие руки даже толи ку от попавших под его контроль го сударственных средств. К примеру, приказ Минобороны РФ № 297 от 2 августа 2002 года обязывает выработавшие межре монтный ресурс самолеты Л-39 и дви гатели к ним АИ-25ТЛ Вяземского УАЦ отправлять на плановый капи тальный ремонт на 570-й и 275-й авиаремонтные заводы того же Минобороны. Однако дело уже кото рый год не может сдвинуться с мерт вой точки. По расчетам начальника центра, на ремонт 10 самолетов Л-39 (а всего в УАЦ их 30, в том чис ле те, на которых выступает группа высшего пилотажа «Русь») и 10 двига телей к ним необходимо около 100 миллионов рублей. Это примерно треть от стоимости одного (!) учебно тренировочного самолета нового по коления, который давным-давно раз рабатывается, да все никак не посту пит в распоряжение тех, кто призван . готовить летчиков нового поколения. Может, пришла пора генералам у власть употребить? Собрать вместе ^ бухгалтеров и керосинщиков - пусть ^ еще раз пересчитают, что выгоднее ё для государства и нужнее для авиа- § ции! © Александр ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ. Л * Такую картину в российском небе увидишь теперь лишь раз в году на авиашоу. КАРТИНКИ ИЗ ГЛУБИНКИ ОДНО СЛОВО: УМКА! Белошерстная Умка - по месь лайки с дворняжкой. Чтобы вернуться к хозяевам из Одессы в поселок Лановцы на севере Тернопольской об ласти, она преодолела по своему «компасу» расстояние, составляющее по прямой 700 километров. Глаза щенка были настоль ко выразительны, что Тамара Марьяш, приютив его не сколько лет назад, сразу оп ределилась с кличкой. И, как оказалось, попала в самую точку. Умка не только носи лась по двору, но и любила сопровождать хозяйку или ее отца в магазин и на базар. А еще любила промышлять у соседей: топталась на грядт ках, таскала что-нибудь с их двора... В конце концов Тамаре на доели соседские упреки. Вы ручили родственники из Одессы, гостившие у Тамары: - Отдай Умку нам! Хозяйка посокрушалась, но в конце концов согласи лась. И отправилась Умка в «Жигулях» к Черному морю. Быстро освоилась, обследо вала близлежащие дворы и-.., через несколько дней исчезла из частного дома в Одессе. Собаку искали, но не нашли. А через полтора года (если точно, через 547 дней) отец Тамары услышал собачий лай и царапанье в дверь. Вышел и ахнул: на пороге стояла исху давшая и уже отнюдь не бе лошерстная Умка! Путешест венница кинулась ему на грудь, стала лизать лицо. И хотя мужчины не плачут, в этот раз сдержать слезы хозя ину не удалось. Тамары в это время уже не было в Лановцах - она пере ехала жить в город Трускавец Львовской области. Туда Умка самостоятельно добраться, конечно же, не могла: не до водилось ей бывать в тех кра ях. Вот если бы хоть раз пока зали дорогу... Но встреча все же состоя лась. Вы даже не можете се бе представить, как обрадо валась собака, когда Тамара приехала на родину погос тить. - Представляете, я у нее просила прощения! - не сты дясь слез, рассказывала Та мара Марьяш. - Никому бы и ни за что не поверила, что маленькая собачка преодоле ла 700 км и нашла свой дом. Полтора года она пробира лась к нам по Украине. Как не погибла, не замерзла? Уму не постижимо... Теперь Умка живет в ку рортном Трускавце. Как и прежде, не знает привязи, на слаждается свободой. А вот к соседям уже не лезет и старается не шкодить. Выхо дит, поняла, за какие грехи ее, будто Пушкина, когда-то отправили в Одессу. Нет, не зря ее назвали Умкой! Юрий КИРИЛЛОВ. ЛЬВОВ. Мой дом - моя крепость! ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ И ПОЕТ МНЕ В ЗЕМЛЯНКЕ ГАРМОНЬ ... СТАЛИНГРАДСКИЕ СВЯТЫНИ ПОНЕМНОГУ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В КОММЕРЧЕСКИЕ БРЭНДЫ Накануне очередной годов щины начала контрнаступле ния советских войск под Ста линградом в Волгограде опять прозвучала идея: создать на Мамаевом кургане музей Ста лина. С завидной регулярно стью здесь возникают разгово ры об увековечении вождя. То о возвращении городу преж него имени, то о возведении памятника, теперь вот всплыл музей... Конечно, вновь заспорили политики, ветераны, журнали сты, устало обмениваясь все теми же доводами: «С именем Сталина здесь шли в атаку и умирали...» и «В одной только Сталинградской области 100 тысяч семей пострадали от ре прессий...». Главный хранитель музея-па норамы «Сталинградская бит ва» Лора Петрова высказала сомнения по поводу наполне ния фондов музея вождя, если он даже будет открыт: «Даже у нас документов и экспонатов, касающихся Сталина, очень мало. Где же авторы идеи со бираются их взять для своей экспозиции?» Все эти «рабочие вопросы» предлагается пока не задавать, подождать официального ре шения, с которым тоже не все так ясно. Однако в одном об стоятельстве все очевидно: ес ли новый музей и будет открыт, он станет частным. Этакий биз нес-проект, который планируют в здании на Мамаевом курга не. Здесь уже расположилось недавно отреставрированное кафе-бар в стиле «милитари». Заведение оформлено под блиндаж военных лет, водку во фляжках разносят яркие девуш ки в мини цвета хаки. Чем не новая форма военно-патриоти ческого воспитания? Если к этому добавить музей Сталина, то легко представить, как в «Блиндаже» на Мамаевом кур гане играют свадьбы, а счаст ливые новобрачные фотогра фируются на фоне скульптуры усатого генералиссимуса. Ком мерческий успех неминуем, и с политической точки зрения идея должна вызвать у власти добрую отеческую улыбку. По явился же недавно нежданно- негаданно во дворе москов ской милиции железный Фе ликс, почему бы и отцу наро дов не вернуться на пьедестал? В городе-герое на Волге особенно явственно ощущает ся сегодня формирование своеобразной ресторанно-му зейной культуры. Яркий образ чик - так называемый «подваль чик Паулюса» в центре Волго града. Музей в Центральном универмаге города, на месте исторического пленения фельд маршала Паулюса, соседству ет с кафе и лавками, торгую 10 лет. Работники музея-пано рамы «Сталинградская битва» давно хотели организовать на месте бывшего штаба 6-й Ар мии Паулюса свой филиал. Од нако бизнесмены не уступали ни пяди. В конце концов было достигнуто компромиссное ре шение: подписан 4-сторонний договор между фондом «Вахта памяти», музеем-панорамой «Сталинградская битва», обла- рячева защищают новый взгляд на музейное дело, доказывая, что только таким образом мож но сегодня заинтересовать мо лодежь. Вы заметили: споры из обла сти исторической правды и идеологии заметно сместились в сторону бизнеса?Дело ока зывается уже не в том, злодей ли Сталин, или творец всех на ших побед. Сталин - наш ИЗ почты «дв» НАШ КОМАНДАРМ! Большая благодарность редакции «Делового вторника» за статью «Командарм» («ДВ» от 6 сентября)! Я разослал ее всем своим друзьям-фронтовикам. С Василием Ивановичем Чуйковым мне довелось встречать ся дважды. После окончания Сталинградской битвы нас разме стили в селе на реке Ахтуба. Первые дни на нас свалилась Бо жья благодать. Тишина, покой, трехразовое питание, о чем мы давно забыли. Но тутпришел приказ готовиться к параду в Мо скве. И тут началось. С утра до обеда строевая подготовка. Это нам-то, которые привыкли передвигаться перебежками и по-пластунски! В конце марта 1943 года нас посадили в эшело ны, и в пути нам казалось, что мы действительно едем в Моск ву. На разъездах все по команде выскакивали из теплушек, что бы опять маршировать. Но не доезжая до Москвы, нас завер нули на Запад в сторону фронта. И тут наконец-то строевую подготовку отменили и все вздохнули с облегчением. Высадили нас в Купянске. Здесь мы получили пополнение и новое воору жение, организовали оборону. Как-то я находился у НП коман дира дивизиона, и тутподходит В.И. Чуйков. Был ли он со сви той - не помню, но ко мне он подошел один. Я отрапортовал ему честь по чести. «А знаешь ли ты, кто такой командир диви зиона?» - спрашивает меня Чуйков и сам же отвечает: «Это ди рижер артиллерийского огня!» Попрощавшись, пошел к пехоте. Второй раз я увидел Чуйкова на реке Ингулец. Мы с боями подошли к реке. Пехота с ходу по льду перешла на другой бе рег, а когда пошли следом обозы, то лед стал ломаться и мне пришлось искать брод для переправы пушек. В это время под ходит танк, из него вылезает В.И. Чуйков с полковником-адъю- тантом, который подходит ко мне и говорит: «Командующему нужны верховые лошади!» А они у меня были в дополнительной орудийной упряжке. Пришлось пару лошадей отдать. С полков ника взял расписку на лошадей, а то влетело бы мне от коман дира полка. Спасибо вам за память о нашем командующем! 19 ноября - начало наступления наших войск под Сталинградом и день ар тиллерии. Наш праздник! Владимир ПИВОВАРОВ (Во время Сталинградской битвы - начальник разведки дивизиона 87-го гвардейского артполка 39-й гвардейской стрелкой дивизии 62-й армии). РЯЗАНЬ. ОНИ - О НАС Застолье в знаменитом подвале, где пленили фельдмаршала Паулюса. Городское начальство отмечает День работников торговли... щими всякой всячинои - от ору жия до трикотажа. Расчет вер ный: зайдет гость взглянуть на место, где взяли в плен фельд маршала, заодно и в магазин чик заглянет. А еще интересно организовать небольшое за столье в «том самом подвале». Сами работники музея опро вергают такую возможность, но если люди хорошие, то по чему бы чче сделать исключение из правил? Справедливости ради надо сказать, что музейная экспози ция в «подвале Паулюса» соз давалась на деньги предпри ятий, торгующих в универмаге. Так что долг платежом красен. Битва за подвал велась около стным научно-производствен ным центром и ЗАО «Цент ральный универмаг». Один из авторов «подваль чика Паулюса», Владимир Го рячев, прежде был директором волгоградского Дворца культу ры, гремевшего когда-то свои ми дискотеками. Вот и в исто рическом подвале он использо вал оригинальные освещение и звук, а также манекены. Фигу ра Паулюса, подсвеченная де моническим люминисцентом, кажется взятой на прокат из фильма ужасов. Сторонников традиционной музейной культу ры такой подход к истории ко робит, так же как близость за пахов кухни. Но сторонники Го брэнд, и это куда важнее всех прочих обстоятельств. А пото му любой, кто аккурат перед очередными выборами или па мятной датой требует переиме- ’ новать Волгоград в Сталинград или организовать музей вождя, оказывается в двойном выигры ше. Можно снять политические дивиденды, а к этому получить возможность открытия уютного ресторанчика с портретом уса того вождя на стене и фотоко пией знаменитого плаката «Ни шагу назад!». В таком интерье ре да под такой тост все гости уж точно будут пить до дна... Елена СЕРЕНКО. Волгоградская область. О ТЕПЛОХОДЕ С МУЗЫКОЙ «Америкен проспект»: «Чу вашия, одна из национальных республик в составе России, не благословенна и не про клята. Из Чебоксар гость уе дет с приятными, хотя и слег ка смутными воспоминаниями: экскурсия на теплоходе по Волге, обильные возлияния на борту, музыка из динамиков. Столица республики отлича ется от множества провинци альных городов России своей чистотой и ухоженностью. Сельский пейзаж состоит из чередующихся полей и негус тых лесов и не изуродован последствиями индустриали за ц и и » . О ТЕХ, КОМУ НА РУСИ ХОРОШО «Хаарец»: «Конечно, если I вы иностранный инвестор, су- | мевший прорваться на рос- ■ сийский энергетический ры- I нок и если вас не вытолкало ■ из этого бизнеса правительст- I во, у вас есть причины для оп тимизма. И если вы чиновник | одной из бесчисленных вет- _ вей российского правительст- | ва, тоже. Но если вы приеха- ■ ли сюда из-за границы и смо- I трите на Россию через приз- ■ му западных ценностей, вы I испытываете как минимум | растерянность или даже смя- ■ тение. В сегодняшней России I все начинается и все закон- 1 чивается ценой на сырье, ме- | таллы и, главное, нефть». «I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz