Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

ул М Николай ПЕРСОНАЛЬНОЕ то САГА О ВОДОПРОВОДЕ У ставропольского губер­ натора Александра Черного- рова, после замечания пре­ зидента в рекордные сроки до­ тянувшего в о д о п р о ­ вод до ху­ тора Дег- тяревский, есть исто­ р и ч е с к и е предшест- в е н н и ки . Так, новую ицу в воронежском поселке ‘алышево недавно назвали Кряжовской - в честь купцов и промышленников Кряжовых. Когда-то они на собственные средства построили первый в Воронеже водопровод, заку­ пив в Англии оборудование и пригласйв британских специ­ алистов. Младший из Кряжо­ вых, Степан Лукьянович, бу­ дучи городским головой, от­ казался от зарплаты... И без всяких на то указаний царя- батюшки! МАКСЮТА ОЧЕНЬ БЛИЗОК К НАРОДУ На недавнем совещании волгоградский губернатор Максюта пожало­ вался, что за четыре года про­ живания в нынешней к в а р т и р е он в глаза не видел слесаря и что подъ­ езд его до­ ма такой г ря з ный, что перед гостями неловко. «И за что мы только платим?» - воскликнул губернатор. А еще говорят, что начальство далеко от народа... ЖАРКОВА ЗАНЕСЛА «ЖАР-ПТИЦУ» В КРЕМЛЬ В Кремле в здании прези­ дентской Администрации не раз выставлялись художники именитые и д е р ж а в ­ ные. А вот юные и са- модеятель ные добра­ лись до ко- р и д о р о в в л а с т и впервые . Д и р е к т о р г а л е р е и «Жар-птица» Алевтина Жар­ кова сумела вывесить работы своих юных питомцев в глав ной резиденции страны. За­ чем?' Видимо, Алевтина наде­ ется, что на рисунки обратит внимание и сам Путин. Гля­ дишь, поможет юным дарова­ ниям... Максим БРУНОВ. ВОТРНИК 1 \ ВЫПУСК №41 (534) 22 ноября 2005 года Адрес в Интернете: ч /утМ огп1к ,ги СТАРИКИ? БУХГАЛТЕРЫ И КЕРОСИНЩИКИ ПРАВЯТ СЕГОДНЯ БАЛ В РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ Невозмутимые и все готовые объ­ яснить прагматики твердят: времена Петра Нестерова и Валерия Чкалова канули в Лету. Эпоха повального ув­ лечения авиацией - аэроклубы, дири­ жабли, планеры, парашюты - безвоз­ вратно осталась в прошлом. Теперь это удел избранных. Узкого круга профессионалов и тех состоятельных граждан, которые могут позволить се­ бе расходы за недешевое, по нынеш­ ним временам, удовольствие взгля­ нуть на жизнь свысока, оказавшись за штурвалом личного или «клубного» самолета. Но встречаются, к счастью, и те по-настоящему влюбленные в небо, преданные своей профессии люди, ко­ торые не признают этого рыночного цинизма. Они стучатся во все чинов­ ничьи двери, пытаясь объяснить, что нельзя народу подрезать крылья. И своими силами пытаются сохранить «аэродромы подскока» для молодой крылатой поросли. О Казимире Тихоновиче, начальни­ ке Вяземского учебного авиационного центра, и существующей при этом центре пилотажной группе «Русь» мне с большим уважением и болью душев­ ной рассказывал еще несколько лет назад Владимир Александрович По­ номаренко, генерал-майор медицин­ ской службы, всю свою жизнь посвя­ тивший изучению специфики летного труда и снискавший заслуженный ав­ торитет среди военных летчиков и пи­ лотов гражданской авиации. Акаде­ мик Пономаренко говорил о Вязем­ ском центре как о хрупком островке надежды. Надежды на то, что на таких асах, как Виктор Пугачев и Анатолий Квочур, не прервется летопись дости­ жений отечественной авиации и рос­ сийской школы высшего пилотажа, что в ней будут новые страницы... На минувшей неделе довелось по­ встречаться с самим Тихоновичем, ко­ торый оказался пб делам в Москве и выкроил время, чтобы заглянуть в ре­ дакцию. Центр, который он возглавля­ ет с 1991 года, остался, по сути, един­ ственным в России местом, где могут проходить необходимую летную до- подготовку на реактивных самолетах выпускники военных училищ и моло­ дые пилоты гражданской авиации. - Когда-то в системе ДОСААФ России было 27 авиационных учебных центров, во всем бывшем СССР - 34, - по-военному четко дает справку Ка­ зимир Эдуардович. - Сейчас остались только мы. Остальных помножили на ноль... А тем временем уровень подготов­ ки летных кадров - что в военной авиации, что в гражданской - дошел до катастрофической черты. Как ут­ верждают аналитики, худшего поло­ жения трудно припомнить. Самое тре­ вожное в том, что образовался невос­ полнимый разрыв между молодыми летчиками, которые не имеют ни на­ лета, ни опыта (а многие к тому же потеряли и желание летать), и «стариками» - самыми опытными пило­ тами, которые не сегодня завтра бу­ дут списаны с летной работы по со­ стоянию здоровья или уйдут по другим причинам. Среднего, самого работо­ способного в летной деятельности возраста 27-37 лет в российском небе просто нет. Отчего сложилось такое положе­ ние? Об этом мы много и подробно говорили с академиком Пономаренко и его коллегами. Практически о том же говорит и Казимир Тихонович. С начала 90-х годов и до недавнего времени выпускники летных вузов к моменту выпуска получали налет все­ го 80-120 часов в военной авиации и в два раза меньше - в гражданской. Эти недоученные летчики зачастую лишь заполняют «штатные клетки» в строевых частях, лишь формально числясь в боевых расчетах, к самосто­ ятельным полетам их просто не допу­ скают. Самое насущное, казалось бы, ре­ шение: укрепить летные вузы, обеспе­ чить налет не менее 250 часов кур­ сантам и ежегодный налет летчикам более 150 часов в год на боевом са­ молете. Однако все упирается в из­ вечный вопрос: где взять на это день­ ги? - С недавних пор в российской авиации командуют исключительно бухгалтеры и керосинщики, - с горь­ кой усмешкой говорит Тихонович. - А если так, давайте смотреть, как наи­ более эффективно с позиций государ­ ства распорядиться теми ограничен­ ными средствами, что выделяются на летную подготовку. Ведь не секрет, что даже богатые страны выбирают оптимальные по затратам варианты. В Финляндии, например, из полагаю­ щихся для летчиков 200 часов годово­ го налета более половины они наби­ рают на учебных и учебно-трениро­ вочных самолетах, где себестоимость полетного часа в десятки раз ниже, чем на боевых машинах. В России, по словам Тихоновича, соотношение примерно такое: час по­ лета на МиГ-29 - это примерно 10 ты­ сяч долларов, на Су-2/ - 13-14. А на реактивном учебно-тренировочном Л-39, которые используются в Вязем­ ском УАЦ, - 600 долларов. Во всяком случае, так было в прошлом году. Нынче цены на авиационный керосин еще подросли,, но соотношение оста­ лось примерно то же. Есть соответствующее постановле­ ние правительства, приказы министра обороны, директивы и распоряжения главкома ВВС, чтобы с максимальной пользой задействовать возможности единственного учебного центра ны­ нешней системы РОСТО (правопре­ емника ДОСААФ) для поддержания и отработки летных навыков. Но нет у чиновников желания переступать ве­ домственные барьеры и координиро­ вать работу ради сбережения бюд­ жетных средств. А главное, нет ника­ кого желания бескорыстно расстать­ ся, передать в другие руки даже толи­ ку от попавших под его контроль го­ сударственных средств. К примеру, приказ Минобороны РФ № 297 от 2 августа 2002 года обязывает выработавшие межре­ монтный ресурс самолеты Л-39 и дви­ гатели к ним АИ-25ТЛ Вяземского УАЦ отправлять на плановый капи­ тальный ремонт на 570-й и 275-й авиаремонтные заводы того же Минобороны. Однако дело уже кото­ рый год не может сдвинуться с мерт­ вой точки. По расчетам начальника центра, на ремонт 10 самолетов Л-39 (а всего в УАЦ их 30, в том чис­ ле те, на которых выступает группа высшего пилотажа «Русь») и 10 двига­ телей к ним необходимо около 100 миллионов рублей. Это примерно треть от стоимости одного (!) учебно­ тренировочного самолета нового по­ коления, который давным-давно раз­ рабатывается, да все никак не посту­ пит в распоряжение тех, кто призван . готовить летчиков нового поколения. Может, пришла пора генералам у власть употребить? Собрать вместе ^ бухгалтеров и керосинщиков - пусть ^ еще раз пересчитают, что выгоднее ё для государства и нужнее для авиа- § ции! © Александр ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ. Л * Такую картину в российском небе увидишь теперь лишь раз в году на авиашоу. КАРТИНКИ ИЗ ГЛУБИНКИ ОДНО СЛОВО: УМКА! Белошерстная Умка - по­ месь лайки с дворняжкой. Чтобы вернуться к хозяевам из Одессы в поселок Лановцы на севере Тернопольской об­ ласти, она преодолела по своему «компасу» расстояние, составляющее по прямой 700 километров. Глаза щенка были настоль­ ко выразительны, что Тамара Марьяш, приютив его не­ сколько лет назад, сразу оп­ ределилась с кличкой. И, как оказалось, попала в самую точку. Умка не только носи­ лась по двору, но и любила сопровождать хозяйку или ее отца в магазин и на базар. А еще любила промышлять у соседей: топталась на грядт ках, таскала что-нибудь с их двора... В конце концов Тамаре на­ доели соседские упреки. Вы­ ручили родственники из Одессы, гостившие у Тамары: - Отдай Умку нам! Хозяйка посокрушалась, но в конце концов согласи­ лась. И отправилась Умка в «Жигулях» к Черному морю. Быстро освоилась, обследо­ вала близлежащие дворы и-.., через несколько дней исчезла из частного дома в Одессе. Собаку искали, но не нашли. А через полтора года (если точно, через 547 дней) отец Тамары услышал собачий лай и царапанье в дверь. Вышел и ахнул: на пороге стояла исху­ давшая и уже отнюдь не бе­ лошерстная Умка! Путешест­ венница кинулась ему на грудь, стала лизать лицо. И хотя мужчины не плачут, в этот раз сдержать слезы хозя­ ину не удалось. Тамары в это время уже не было в Лановцах - она пере­ ехала жить в город Трускавец Львовской области. Туда Умка самостоятельно добраться, конечно же, не могла: не до­ водилось ей бывать в тех кра­ ях. Вот если бы хоть раз пока­ зали дорогу... Но встреча все же состоя­ лась. Вы даже не можете се­ бе представить, как обрадо­ валась собака, когда Тамара приехала на родину погос­ тить. - Представляете, я у нее просила прощения! - не сты­ дясь слез, рассказывала Та­ мара Марьяш. - Никому бы и ни за что не поверила, что маленькая собачка преодоле­ ла 700 км и нашла свой дом. Полтора года она пробира­ лась к нам по Украине. Как не погибла, не замерзла? Уму не постижимо... Теперь Умка живет в ку­ рортном Трускавце. Как и прежде, не знает привязи, на­ слаждается свободой. А вот к соседям уже не лезет и старается не шкодить. Выхо­ дит, поняла, за какие грехи ее, будто Пушкина, когда-то отправили в Одессу. Нет, не зря ее назвали Умкой! Юрий КИРИЛЛОВ. ЛЬВОВ. Мой дом - моя крепость! ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ И ПОЕТ МНЕ В ЗЕМЛЯНКЕ ГАРМОНЬ ... СТАЛИНГРАДСКИЕ СВЯТЫНИ ПОНЕМНОГУ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В КОММЕРЧЕСКИЕ БРЭНДЫ Накануне очередной годов­ щины начала контрнаступле­ ния советских войск под Ста­ линградом в Волгограде опять прозвучала идея: создать на Мамаевом кургане музей Ста­ лина. С завидной регулярно­ стью здесь возникают разгово­ ры об увековечении вождя. То о возвращении городу преж­ него имени, то о возведении памятника, теперь вот всплыл музей... Конечно, вновь заспорили политики, ветераны, журнали­ сты, устало обмениваясь все теми же доводами: «С именем Сталина здесь шли в атаку и умирали...» и «В одной только Сталинградской области 100 тысяч семей пострадали от ре­ прессий...». Главный хранитель музея-па­ норамы «Сталинградская бит­ ва» Лора Петрова высказала сомнения по поводу наполне­ ния фондов музея вождя, если он даже будет открыт: «Даже у нас документов и экспонатов, касающихся Сталина, очень мало. Где же авторы идеи со­ бираются их взять для своей экспозиции?» Все эти «рабочие вопросы» предлагается пока не задавать, подождать официального ре­ шения, с которым тоже не все так ясно. Однако в одном об­ стоятельстве все очевидно: ес­ ли новый музей и будет открыт, он станет частным. Этакий биз­ нес-проект, который планируют в здании на Мамаевом курга­ не. Здесь уже расположилось недавно отреставрированное кафе-бар в стиле «милитари». Заведение оформлено под блиндаж военных лет, водку во фляжках разносят яркие девуш­ ки в мини цвета хаки. Чем не новая форма военно-патриоти­ ческого воспитания? Если к этому добавить музей Сталина, то легко представить, как в «Блиндаже» на Мамаевом кур­ гане играют свадьбы, а счаст­ ливые новобрачные фотогра­ фируются на фоне скульптуры усатого генералиссимуса. Ком­ мерческий успех неминуем, и с политической точки зрения идея должна вызвать у власти добрую отеческую улыбку. По­ явился же недавно нежданно- негаданно во дворе москов­ ской милиции железный Фе­ ликс, почему бы и отцу наро­ дов не вернуться на пьедестал? В городе-герое на Волге особенно явственно ощущает­ ся сегодня формирование своеобразной ресторанно-му­ зейной культуры. Яркий образ­ чик - так называемый «подваль­ чик Паулюса» в центре Волго­ града. Музей в Центральном универмаге города, на месте исторического пленения фельд­ маршала Паулюса, соседству­ ет с кафе и лавками, торгую­ 10 лет. Работники музея-пано­ рамы «Сталинградская битва» давно хотели организовать на месте бывшего штаба 6-й Ар­ мии Паулюса свой филиал. Од­ нако бизнесмены не уступали ни пяди. В конце концов было достигнуто компромиссное ре­ шение: подписан 4-сторонний договор между фондом «Вахта памяти», музеем-панорамой «Сталинградская битва», обла- рячева защищают новый взгляд на музейное дело, доказывая, что только таким образом мож­ но сегодня заинтересовать мо­ лодежь. Вы заметили: споры из обла­ сти исторической правды и идеологии заметно сместились в сторону бизнеса?Дело ока­ зывается уже не в том, злодей ли Сталин, или творец всех на­ ших побед. Сталин - наш ИЗ почты «дв» НАШ КОМАНДАРМ! Большая благодарность редакции «Делового вторника» за статью «Командарм» («ДВ» от 6 сентября)! Я разослал ее всем своим друзьям-фронтовикам. С Василием Ивановичем Чуйковым мне довелось встречать­ ся дважды. После окончания Сталинградской битвы нас разме­ стили в селе на реке Ахтуба. Первые дни на нас свалилась Бо­ жья благодать. Тишина, покой, трехразовое питание, о чем мы давно забыли. Но тутпришел приказ готовиться к параду в Мо­ скве. И тут началось. С утра до обеда строевая подготовка. Это нам-то, которые привыкли передвигаться перебежками и по-пластунски! В конце марта 1943 года нас посадили в эшело­ ны, и в пути нам казалось, что мы действительно едем в Моск­ ву. На разъездах все по команде выскакивали из теплушек, что­ бы опять маршировать. Но не доезжая до Москвы, нас завер­ нули на Запад в сторону фронта. И тут наконец-то строевую подготовку отменили и все вздохнули с облегчением. Высадили нас в Купянске. Здесь мы получили пополнение и новое воору­ жение, организовали оборону. Как-то я находился у НП коман­ дира дивизиона, и тутподходит В.И. Чуйков. Был ли он со сви­ той - не помню, но ко мне он подошел один. Я отрапортовал ему честь по чести. «А знаешь ли ты, кто такой командир диви­ зиона?» - спрашивает меня Чуйков и сам же отвечает: «Это ди­ рижер артиллерийского огня!» Попрощавшись, пошел к пехоте. Второй раз я увидел Чуйкова на реке Ингулец. Мы с боями подошли к реке. Пехота с ходу по льду перешла на другой бе­ рег, а когда пошли следом обозы, то лед стал ломаться и мне пришлось искать брод для переправы пушек. В это время под­ ходит танк, из него вылезает В.И. Чуйков с полковником-адъю- тантом, который подходит ко мне и говорит: «Командующему нужны верховые лошади!» А они у меня были в дополнительной орудийной упряжке. Пришлось пару лошадей отдать. С полков­ ника взял расписку на лошадей, а то влетело бы мне от коман­ дира полка. Спасибо вам за память о нашем командующем! 19 ноября - начало наступления наших войск под Сталинградом и день ар­ тиллерии. Наш праздник! Владимир ПИВОВАРОВ (Во время Сталинградской битвы - начальник разведки дивизиона 87-го гвардейского артполка 39-й гвардейской стрелкой дивизии 62-й армии). РЯЗАНЬ. ОНИ - О НАС Застолье в знаменитом подвале, где пленили фельдмаршала Паулюса. Городское начальство отмечает День работников торговли... щими всякой всячинои - от ору­ жия до трикотажа. Расчет вер­ ный: зайдет гость взглянуть на место, где взяли в плен фельд­ маршала, заодно и в магазин­ чик заглянет. А еще интересно организовать небольшое за­ столье в «том самом подвале». Сами работники музея опро­ вергают такую возможность, но если люди хорошие, то по­ чему бы чче сделать исключение из правил? Справедливости ради надо сказать, что музейная экспози­ ция в «подвале Паулюса» соз­ давалась на деньги предпри­ ятий, торгующих в универмаге. Так что долг платежом красен. Битва за подвал велась около стным научно-производствен­ ным центром и ЗАО «Цент­ ральный универмаг». Один из авторов «подваль­ чика Паулюса», Владимир Го­ рячев, прежде был директором волгоградского Дворца культу­ ры, гремевшего когда-то свои­ ми дискотеками. Вот и в исто­ рическом подвале он использо­ вал оригинальные освещение и звук, а также манекены. Фигу­ ра Паулюса, подсвеченная де­ моническим люминисцентом, кажется взятой на прокат из фильма ужасов. Сторонников традиционной музейной культу­ ры такой подход к истории ко­ робит, так же как близость за­ пахов кухни. Но сторонники Го­ брэнд, и это куда важнее всех прочих обстоятельств. А пото­ му любой, кто аккурат перед очередными выборами или па­ мятной датой требует переиме- ’ новать Волгоград в Сталинград или организовать музей вождя, оказывается в двойном выигры­ ше. Можно снять политические дивиденды, а к этому получить возможность открытия уютного ресторанчика с портретом уса­ того вождя на стене и фотоко­ пией знаменитого плаката «Ни шагу назад!». В таком интерье­ ре да под такой тост все гости уж точно будут пить до дна... Елена СЕРЕНКО. Волгоградская область. О ТЕПЛОХОДЕ С МУЗЫКОЙ «Америкен проспект»: «Чу­ вашия, одна из национальных республик в составе России, не благословенна и не про­ клята. Из Чебоксар гость уе­ дет с приятными, хотя и слег­ ка смутными воспоминаниями: экскурсия на теплоходе по Волге, обильные возлияния на борту, музыка из динамиков. Столица республики отлича­ ется от множества провинци­ альных городов России своей чистотой и ухоженностью. Сельский пейзаж состоит из чередующихся полей и негус­ тых лесов и не изуродован последствиями индустриали­ за ц и и » . О ТЕХ, КОМУ НА РУСИ ХОРОШО «Хаарец»: «Конечно, если I вы иностранный инвестор, су- | мевший прорваться на рос- ■ сийский энергетический ры- I нок и если вас не вытолкало ■ из этого бизнеса правительст- I во, у вас есть причины для оп­ тимизма. И если вы чиновник | одной из бесчисленных вет- _ вей российского правительст- | ва, тоже. Но если вы приеха- ■ ли сюда из-за границы и смо- I трите на Россию через приз- ■ му западных ценностей, вы I испытываете как минимум | растерянность или даже смя- ■ тение. В сегодняшней России I все начинается и все закон- 1 чивается ценой на сырье, ме- | таллы и, главное, нефть». «I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz