Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
19 ноября 2005 г., № 223 (22601) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а V ^«Круглый столф «Коммунальной революции» не предвидится... Приближающийся 2006 год станет в жизни граждан нашей страны во многом переломным. С января вступает в силу закон «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подписано правительственное постановление о переходе на федеральные стандарты оплаты жилищно-коммунальных услуг (размер которых составляет 100 процентов экономически обоснованных тарифов), содержания и ремонта жилья. Возрастут тарифы на энергоносители и электроэнергию. Будут продолжены процессы передачи муниципальных предприятий ЖКХ частным фирмам и самоорганизации владельцев квартир в товарищества собственников жилья (ТСЖ). Одним словом, жизнеобеспечивающая отрасль экономики активно переводится на рыночные рельсы. Что за всем этим последует? Какие меры предпринимаются властью для смягчения воздействия грядущих перемен на конкретного потребителя жилищно-коммунальных услуг? Не повторится ли в России ситуация начала 2005 года, когда на головы граждан свалилась «монетизация» льгот? Поиску ответов на эти и многие другие вопросы и было посвящено заседание «круглого стола» на тему «Жилищно-коммунальное хозяйство области: Александр НАРОЛИН работа в новых экономических условиях», состоявшееся на днях в редакции «Липецкой газеты». В его работе приняли участие председатель Региональной энергетической комиссии области Владимир ЧУНИХИН, заместитель председателя департамента ТЭК и реформирования ЖКХ администрации области Александр НАРОЛИН, начальник организационно-правового отдела этого же департамента Денис НАДЕЕВ, начальник отдела ЖКХ администрации Липецкого района Виктор МОРХОВ, начальник отдела эксплуатации жилого фонда департамента ТЭК администрации Липецка Людмила СПИВАК, ведущий специалист Центра жилищно-коммунальных субсидий Липецка Ольга ЧУКОВА, заместитель начальника управления социальной защиты администрации области Алла ЖЕМЧУЖНИКОВА и начальник отдела ЖКХ этого же управления Елена ЧЕРНЫШОВА. Сегодня мы предлагаем запись состоявшегося разговора и надеемся, что та информация, которая прозвучала в ходе обсуждения проблем ЖКХ, даст нашим читателям более широкое и полное представление о том, что ожидает всех нас в ближайшем будущем. Реформа отрасли или реформа экономических отношений? Александр НАРОЛИН, зам. председателя департамента ТЭК и реформирования ЖКХ администрации области: — Мне хотелось вначале высказать субъективное мнение на проблемы, волнующие потребителей жилищно-коммуналь ных услуг (ЖКУ). Аббревиатура ЖКХ сегодня — наиболее употребляемая. Причем в негативном свете. Это — как не смываемая печать. Иногда возникает желание, чтобы она на правительственном уровне была устранена из обихода. То есть надо найти новое понятие тем процессам, которые идут в отрасли. Может быть, тогда начнется понимание тех масш табных вопросов, которые предстоит решить. Ведь ЖКХ — это вовсе не то, что нам представляется сегодня. Это явле ние, которое еще не названо, ему не найдено адекватное на звание. Сегодня в этих трех буквах как бы сосредоточен весь негатив субъективных ошибочных взглядов и оценок. Что просто опасно. Когда мы ставим вопрос «А как будет выглядеть ЖКХ в следующем году?», то это необоснованное сужение пробле мы. Это, в большей мере, проблема экономическая, пробле ма стратегии развития, баланса многоотраслевых взаимоот ношений. То есть формирование тех координат, в которых специалисты отрасли должны решать свои многочисленные задачи. Пока бремя проблем «тянут» низовые специалисты ЖКХ, находясь в искусственно созданной и непреодоленной «вилке»: несоответствия роста затрат на услуги и уровня доходов населения. Это главная проблема на сегодня. И ре шать ее должны прежде всего экономисты. Еще одно субъективное мнение. Для человека, конкрет ного плательщика за ЖКУ важны не проценты — 75 или 100, — а живые деньги, которыми он располагает. Все эти годы, говоря о реформах отрасли, о процентах оплаты за услуги, на первый план выдвигали своего рода поиск буфера между поставщиками и потребителями этих услуг, который бы смягчал возникающие противоречия между ростом цен на ЖКУ и платежеспособностью их потребителей. Такое «за игрывание», по сути, не решает проблему в корне. Пришло время уйти от фетиша процентных ориентиров в реформе и серьезно заняться глубоким экономическим ана лизом ситуации в отрасли, а также ее потребительских воз можностей. Все реформы ведь «завязаны» на конкретный рубль, платежеспособность потребителя. Значит, нужна гиб кая и надежно работающая схема, дифференцированная по многим параметрам потребительского спроса. Отрасль долж на всего лишь обеспечивать достойные условия жизни лю дей: в этом ее основная задача. Для этого ЖКХ и создано. Но потребители находятся в различных условиях, и это раз личие, разброс возможностей огромны. Значит, и любой стан дарт теряет свой смысл: он не соответствует всей гамме по требительских возможностей. Взаимоотношения с поставщи ками услуг и потребителями при всем желании не подго нишь под единую планку. То есть осознание именно этой многосложности — первый шаг в оздоровлении отрасли. Не заигрывание с потребителем, а трезвый анализ — тот Руби кон, который предстоит преодолеть. Надо прежде обеспечить надежность предоставления ЖКУ, то есть создать условия для выполнения своих пря мых обязанностей. И второе — каким образом, какого каче ства, по какой цене? Но главное первое — сохранить способ ность отрасли предоставлять услуги. И тут без экономичес кого анализа не обойтись... Еще вопрос — есть ли у нас свои стратегия и тактика реформирования именно в наших условиях? Осмысленны ли реформы или всего лишь мы покорно следуем требованиям сверху? Есть ли свой взгляд на сложности реформирования? Замечу, что наш департамент осуществляет эту работу в тес ном взаимодействии с экономическими и финансовыми служ бами администрации, областным Советом депутатов. Цель же — воплотить требование закона в жизнь в наиболее опти мальном варианте, не ущемляя интересов и учитывая воз можности потребителей. Владимир ЧУНИХИН, председатель Региональной энер гетической комиссии Липецкой области: — Надо, наверное, понятие «коммунальные услуги» раз делить на две части. Одна часть связана с поставкой ресур сов (газ, вода, электроэнергия, канализация), вторая — с содержанием жилья. В Жилищном кодексе этот вид услуг так и обозначен: содержание и ремонт жилья, а также услу ги, связанные с жизнедеятельностью, — вывоз отходов, об служивание лифтов. С первой частью, мне думается, проблем меньше, чем со второй. Потому что снабжение вышеназванными услугами происходит по унифицированной схеме: есть поставщик, се тевая организация-посредник и потребитель услуг. Техноло гия решения проблем здесь отработана, как и методика уст ранения возникающих трудностей. Сам источник их, ком муникации — должны быть надежными и иметь минимум потерь, а потребитель — готов к принятию поставляемых ресурсов. Оплата осуществляется путем установления эко номически обоснованных тарифов, которые должны покры вать все затраты и обеспечивать прибыль производителя ус луг, необходимую для нормальной деятельности. Именно с учетом этого и формируются тарифы. Мы неоднократно пуб ликовали на страницах «Линейкой газеты» структуру зат рат, поэтому здесь нет необходимости повторяться. А вот услуги по содержанию жилья — тут ситуация слож нее. Хотя оговорюсь: их получает лишь часть населения об ласти — в городах. Те, кто живет в частных домах, имеют несколько иные взгляды на проблемы ЖКХ — они давно за все платят сполна. У горожан, жителей многоквартирных Домов, проблем гораздо больше. Это принципиально иной тип жилья. В ремонт его сами жильцы денег никогда не вкла дывали, все брало на себя государство. Коммунальные услу ги в большой доле дотировались из бюджета (более 90 про центов в свое время). Сейчас все поменялось, и такой психо логический барьер (переход от бесплатного к платному жи лью) преодолеть непросто, особенно старшему поколению. И вторая сложность — как организовать обслуживание дома? Жизнь пошла противоречиво: разрешили приватиза цию квартир, но долго было неясно — а кто отвечает за ме ста общего пользования, кто их эксплуатирует? И новый Жи лищный кодекс эту проблему не решает. Кто собственник стен, крыши, лестниц, подвалов, чердаков и так далее? Пра вомерно ли требовать средства на их ремонт с жильцов? Эта проблема, повторяю, до сих пор не решена. А главное — как объединить жильцов многоквартирного дома для, скажем, предъявления заказа на ЖКУ? Вроде ясно: собирайте собрание, выбирайте управляющую организацию, заключайте договор — и она все сделает. Но реально такое возможно? Пока, очевидно, нет. Переход к коллегиальному самоуправлению, думается, займет не один год и будет чрез вычайно болезнен. Но он неизбежен. Государство сняло с себя все эти функции, и на это место должны стать сами жители. Сложнейшая проблема! Да, заказ оформится, но Денис НАДЕЕВ Ольга ЧУКОВА отслеживать выполнение его, качество услуг, влияние на процесс — дело сложное. Частник в ЖКХ? Никакой частник, на наш взгляд, в обеспечении ресурсами в сетевые компании приходить не должен. Это пока следует оставить за муниципалитетами. Тут спешка недопустима. А вот там, где необходимы подряд ные работы, — там простор именно для частника. Сегодня главная беда — плохое качество обслуживания жилья. Вот что беспокоит жильцов! Тут основные вопросы. И решение их находится, прежде всего, в плоскости органи зационной, а затем уж — в экономической. Сегодня все делается наоборот. А это — серьезная ошиб ка. Сельское жилье — особенности ценообразования и предоставления ЖКУ Виктор МОРХОВ, начальник отдела ЖКХ администра ции Липецкого района: — В соответствии с законом о местном самоуправлении все полномочия по обслуживанию жилья и обеспечению на селения ЖКУ с нового года возложены на сельские муници пальные поселения. По закону эти полномочия можно пере давать администрации района. На переходный период мы берем их на себя. Но в'ся инфраструктура рано или поздно перейдет в собственность сельских поселений. А уж затем появится выбор: передать их в аренду действующим муни ципальным предприятиям или создать новые межмуници пальные структуры. Пока целесообразней все же объекты ЖКХ арендовать. Беда в том, что мы — пригородный район и у населения есть возможность с чем сравнить. У нас тарифы намного выше городских: по воде — в три раза, по теплу — также. Причи ны тому разные. У нас в районе 650 километров водопровод ных сетей, а населения — около 48 тысяч. В Липецке — 740 километров сетей, а населения — 500 тысяч. На 1 километр сетей в городе приходится около 700 человек, у нас — 7. Затраты — одни и те же, хотя возможности ремонта сетей разные. Износ объектов водоснабжения поэтому в районе достигает 80 процентов! Из 560 километров сегодня надо срочно менять около 320. Срочно! Наши же возможности ограничены: способность в год поменять 10-12 километров. Другой момент. Есть деревни, где население — 5-10 чело век. На лето съезжаются дачники — 50-60 человек. Но это временные жители, а объекты водоснабжения рассчитыва лись на большое когда-то население села. Теперь они — бал ласт, требуют огромных затрат на содержание, а значит, вли яют на размеры тарифов. По теплу тоже есть свои сложнос ти. Когда-то возводились мощные котельные — для живот новодческих и иных комплексов. Сейчас эти котельные по дают тепло лишь жильцам. Мощности их используются все го на 8 процентов, отсюда и тариф в 2700 рублей/гКал. Но как объяснить людям все происходящее? Владимир ЧУНИХИН: — Известно, что тарифы на электроэнергию на селе ниже городских на 30 процентов. Тарифы на газ различаются толь ко по типам установок потребления (плита, колонка, котел). Что же касается тарифов на тепловую энергию, то законо мерность их формирования объективна: чем мельче тепло снабжающая организация, тем выше тариф. Но решение най дено: в виде укрупнения таких организаций, объединения с крупными компаниями, что позволяет выравнивать и сни жать тарифы. Схемы тут различны, но ясно одно — тарифы можно сни зить чисто организационными мерами. Думаю, с 1 января 2006 года жители райцентров это почувствуют. Но, к сожа лению, Липецкий район пока отстает от реализации такого рода решений. С тарифами на воду дело сложнее: все организации водо снабжения — муниципальные, и тут схемы, как с теплом, применить труднее. Значит, надо идти по пути снижения затрат и совершенствования технологий водообеспечения... Алла ЖЕМЧУЖНИКОВА Елена ЧЕРНЫШОВА Александр НАРОЛИН: — Конечно, очень важно организационное начало: техно логические схемы, построение финансово-экономических отношений и так далее. Все это — основа для развития сис темы взаимоотношений. Не скачкообразных, а поэтапных, продуманных шагов. Характерны в этом плане успехи газо виков. Они сумели сохранить единую систему газового хо зяйства области, которая позволяет развиваться и содержать планово-убыточные объекты. Суть выстраивания партнерских отношений «поставщик- потребитель» заключается в главном — в договорных отно шениях. Потребитель должен знать своего партнера по пре доставлению ЖКУ. С него и спрос в случае каких-то аварий ных или других ситуаций. Если будет выстроена система, будет и результат! Владимир ЧУНИХИН: — Кстати, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что для сель ских жителей, которые живут в частном жилье, рост тари фов в 2006 году будет ниже, чем в текущем. В городах ситу ация будет сложнее. Но ряд мер, которые подготовлены нами, думаю, позволят смягчить и ее. Во-первых, нет нужды все тарифы поднимать одновременно с 1 января. Например, та рифы на воду, канализацию и ремонт жилья будут увеличе ны лишь с 1 марта, на тепло — с 1 июля. Кроме того, мы намерены пойти на некоторое увеличение перекрестного суб сидирования. Это вроде бы шаг назад, но он временный — ради смягчения перехода на более высокие тарифы. Реко мендовано, в частности, администрации Липецка продумать вопрос о возврате на короткий период к равномерному, по месяцам, взиманию платежей за отопление — ради сниже ния уровня платежей в пиковый, зимний, период. Если эта схема будет принята, то величина тарифов зимой по городам области может быть смягчена... Кто же будет ответственным за наше жилье? Людмила СПИВАК, начальник отдела эксплуатации жи лищного фонда департамента ЖКХ администрации Липец ка: — С 1 июля постановлением главы администрации горо да в Липецке созданы три управляющие компании — на пе реходный период до 1 марта 2006 года, когда в соответствии с новым Жилищным кодексом каждый собственник жилья должен выбрать способ управления жилым домом. Что уже делается. Надо отметить, что организовать жильцов на собрание — одна из самых сложных задач. Поэтому управляющими ком паниями проводится заочная форма голосования: жильцам предлагается прийти в ЖЭК и подписать договор. То есть самим выбрать управляющую компанию, к которой террито риально относится жилой дом. Если услуги, которые сегод ня предоставляются, в чем-то не устраивают, договор можно не подписывать: это добровольное решение. Когда наберется необходимое количество голосов, будет считаться, что выбор управляющей компании состоялся. Если до 1 марта, будущего года собственник так и не вы берет формы управления, администрация города вынуждена будет проводить конкурс среди управляющих компаний. В нем могут принять участие любые организации. Надо отме тить, что желающих поработать на рынке ЖКУ появляется все больше. Думаю, переход количества в качество обяза тельно состоится. Сегодня, кстати, практически не освоен рынок платных услуг. И те, кто пришел на него работать, могут предлагать жильцам параллельные платные услуги — при взаимодействии с ЖЭКами. Освоение такого рынка — серьезный резерв экономической стабильности его участни ков. Денис НАДЕЕВ, начальник организационно-правового отдела департамента ТЭК и ЖКХ администрации области: — Сегодня можно выбрать три способа управления жи лыми домами: непосредственно самими жильцами, с помо щью управляющей организации или созданным товарище ством собственников жилья (ТСЖ). Работа по созданию этих управленческих структур идет, и она может быть ускорена самими жильцами. То есть они объединяются в ТСЖ и бе рут на себя задачу управления своим домом. Считается, что такая форма управления наиболее прогрессивна, н аиболе^к динамична. Управляющая организация все-таки м е н е ^ Р оперативна в решении возникающих проблем. Создаваемые управляющие организации будут работать в новых эконо мических условиях и в новой организационной форме, что должно повысить эффективность оказания ЖКУ и их каче ство... Как активизировать процесс объединения граждан для решения собственных же проблем? По законодательству, объединение жильцов в ТСЖ — дело добровольное. Очевид но, кто-то из них должен стать катализатором такого про цесса, организатором собраний. Сейчас в области создано 71 ТСЖ. Есть строительные фирмы, которые строят дома и уже в период заселения создают такие структуры, которые затем входят в объединение ТСЖ. Это реально происходящие в городе процессы организации жильцов. По закону, если 50 процентов жильцов многоквартирно го дома изъявили на собрании желание объединиться в ТСЖ, то остальные — должны следовать решениям этого собра ния. ТСЖ — такой же субъект рыночных отношений, как и любая другая организация со всеми юридическими правами. О субсидиях и не только ... Ольга ЧУКОВА, ведущий специалист Центра жилищно- коммунальных субсидий: — Федеральный стандарт был определен давно: не более 22 процентов собственных расходов граждан на оплату'ус луг ЖКХ. У нас в области в отношении оплаты этих услуг принята определенная градация. Граждане, имеющие сред недушевой доход семьи до одного прожиточного минимума, платят в городе Липецке 7 процентов от совокупного дохода семьи, при доходе от одного до полутора прожиточных ми нимумов — 10 процентов. Получающие свыше полутора про житочных минимумов - 22 процента. Дополнительные меры были приняты и по социальной норме площади жилья: для одиноко проживающего пенсионера по области — 33 кв. м, по городу — не более 54 кв. м; для пенсионера с детьми — до 64 кв.м.; для детей-сирот и детей, находящихся под опекой и попечительством, социальная норма жилья определена в размере всей имеющейся у них площади. Депутаты Липец кого городского Совета настояли, чтобы процент максималь но допустимой доли собственных расходов населения исчис лялся на душу населения, а не по социально-демографичес кой группе, что выше. Думаю, что предстоящий январь принесет немало беспо койства. Поэтому уже сейчас идет большая подготовитель ная работа, так как субсидия имеет длительный характер, и чтобы человек непрерывно мог воспользоваться правом на ее получение с января 2006 года, он должен сообщить свой расчетный счет, на который и будут перечисляться субсидии. С ноября в квитанциях об оплате публикуется необходи мая информация по этому поводу. И граждане приходят, им выдаются бланки заявлений, разъясняется — для чего и как это нужно. Причем дать согласие на такой механизм оформ ления и выплаты субсидий должны все члены семьи старше 18 лет. Ксерокопии счетов сберкнижек мы делаем, чтобы ’ потом можно было сверить, правильно ли указан счет. Основной проблемой является то, что срок назначения субсидий определен следующим образом: если гражданин представляет документы с 1 по 15 число месяца, субсидии ему назначаются с первого дня текущего месяца; если с 16 по 31 число месяца, то субсидия выплачивается только со следующего месяца. Поэтому, чтобы человек мог получить субсидии в январе, он должен представить документы с 16 декабря 2005 года по 15 января 2006-го. Причем до Нового года он представляет их в центр субсидий, а с января - в уполномоченный орган, в Департамент социальной защиты населения. И деньги должны поступить на его счет не по зднее срока оплаты за жилье и коммунальные услуги, то есть до 10 числа месяца, следующего за истекшим. Поэтому очень многое будет зависеть от того, как быстро будут обработаны документы и вовремя ли поступят деньги на счет. Алла ЖЕМЧУЖНИКОВА, заместитель начальника уп равления социальной защиты населения администрации области: — Да, действительно, до конца этого года выплата жи лищных субсидий пока еще осуществляется через органы жилищно-коммунального хозяйства. А с нового года функ ция передается органам социальной защиты населения. Ведь выплата жилищных субсидий является мерой социальной поддержки. Это логично и правильно. И вот почему. Средне душевой доход определяется одинаково и для выплаты ад ресной помощи, и для детских пособий, и для назначения субсидии. То есть это — одни справки. И сдавать их человек будет в «одно окно». При этом он может одновременно полу чать адресную помощь, жилищные субсидии и другие меры социальной поддержки: мы сами разберемся, куда и какие документы отправлять. В пользу такого перевода говорит довольно успешный опыт «пилотных» регионов, занимавшихся этим вопросом (в час тности Ростовская, Белгородская области). Кроме того, из Министерства регионального развития постоянно идут пись ма об ускорении передачи дел органам соцзащиты и осво бождении органов ЖКХ от несвойственных им функций. Уже сейчас ведется серьезная подготовительная работа, чтобы в январе не было сбоев. Елена ЧЕРНЫШОВА, начальник отдела ЖКХ управле ния социальной защиты: — Кроме введения принципа «одного окна», упрощаю щего гражданам подачу документов, заключены договоры о взаимном обмене информации с различными структурами. В частности, с Пенсионным фондом, с центрами занятости, с организациями-поставщиками ЖКХ-услуг. Рассчитываем мы и на взаимодействие с налоговой службой. Это избавит полу чателей субсидий от лишних хождений: документы будут оформляться автоматически и применяться в расчетах суб сидий ежемесячно. Что касается объема необходимых документов, то пере чень действительно великоват, но большая их часть нахо дится у граждан дома. Их просто нужно принести в отдел, где сделают копии (у нас есть такая техническая возмож ность), на месте заверят и будут использовать в расчете суб сидий. Для удобства граждан мы создаем возможность в том же отделении Сбербанка, где человек получает субсидии, может •*- заплатить и за жилищно-коммунальные услуги. Или через — почтовое отделение. Но для этого, конечно, требуются со вместные усилия с сельскими администрациями. Отчет подготовили Евгения ЗИМИНА, Владимир ПЕТРОВ. ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, попытаемся разобраться в том, что всех нас ожидает с января будущего года. Прежде всего — в сути экономических и организацион ных преобразований, которые произойдут в соответствии с новым Жилищным кодексом, правительственным постанов лением о 100-процентной оплате ЖКУ, неизбежным повы шением цен на энергоносители. Один из важных выводов — многое будет зависеть от способности квартировладельцев к самоорганизации в за щите своих интересов, поскольку именно этого требуют рыночные отношения в жилищно-коммунальной сфере. Другой вывод — насколько быстро власти на местах су меют провести экономические и структурные преобразова ния в отрасли без серьезного ущерба потребителям ЖКУ — уже в рамках закона о местном самоуправлении. Разумеется, тема обсуждения на том не завершается. Газета и впредь будет уделять самое серьезное внимание процессам, происходящим в отрасли. И приглашает к ак тивному сотрудничеству специалистов, всех заинтересован ных лиц, чьи оценки и предложения, безусловно, будут спо собствовать скорейшему наведению порядка в нашем об щем доме.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz