Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета* 18 ноября 2005 г., № 222 (22600) БЫЛИ Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея иредакции «ЛГ» верой и смирением Игумен Исайя Многие уроженцы нашего края прославились на поприще служения Церкви. Достаточно назвать имена Святого Феофана Затворника, Святого Силуака Афонского, архиепископа Иннокентия Херсонского, Нектария Оптинского. Рядом с этими светочами веры были и другие выдающиеся священнослужители. Часто случается, однако, что их хорошо помнят в местах, где они служили, но забывают на малой родине. Вот почему стоит рассказать хотя бы об одном из них —старце игумене Исайе, 120-летие со дня рождения которого исполняется в этом году. В миру Яков Александрович Будюкин , он родился 6 (18 по новому стилю) октября 1885 года в селе Кузьминские От- вержки в многодетной крестьянской семье. Рано почувство вав склонность к духовной ж и зни , Яков принимает решение оставить мирскую стезю и в 1908 году с родительского бла гословения поступает послушником в Святогорскую Успен скую пустынь Харьковской епархии , отличавшуюся строгим афонским уставом. Во время Первой мировой войны молодой послушник был призван в армию. Пребывание в войсках толь ко укрепило его ж елание стать монахом , и в 19 17 году в Тихоновом Лухском монастыре Костромской (сейчас — Ива новской) епархии он принял постриг с именем Исайя. Все революционные годы он провел в этом монастыре, в 1919 году стал иеродиаконом , а в 1921 -м — иеромонахом. Но в 1929 году монастырь был закрыт. Отец Исайя еще несколько лет служил в приходах Ивановской епархии , а затем был сослан на Украину в трудовой лагерь для сл уж и телей культа, где работал сторожем на бахчах . Там он позна комился с отцом Сергием, настоятелем прихода села Старко ва Горьковской епархии . В итоге, начиная с 1946 года, имен но Горьковская (Нижегородская) епархия стала постоянным местом его служ ения . Жизнь священника была трудной , порою даж е опасной. Власти часто перемещали отца Исайю с прихода на приход, нередко ем у угрожал арест. Но он неизменно пользовался глубоким уважением и искренней любовью верующих . По лучив известность во всей епархии как безупречный священ нослужитель и мудрый духовный наставник, в 1965 году отец Исайя был возведен в сан игумена. В 1973 году игумен по старости вышел за штат. Однако и после этого, уж е девяноста лет от роду , отец Исайя времен но призывался служить в сельских приходах . Кончина старца последовала на девяносто третьем году ж и зни , в праздник Благовещения. Похоронен он за алтарем нижегородского Свято-Троицкого собора, и по сей день пра вославные постоянно приходят поклониться его могиле. По воспоминаниям , игумен Исайя отличался блестящим умом , прекрасно знал Священное Писание и труды святых отцов, был большим молитвенником. К гражданской «ласти батюшка относился по заповеди Христа «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово» — и останавливал тех мирян , кото рые в излишнем религиозном рвении отказывались брать советские паспорта и пенсии . Старец стяжал от Господа дар прозорливости и нередко пророчествовал, хотя старался не выставлять это напоказ. Когда в 1977 году Горьковскую епар хию возглавил владыка Николай (Кутепов), игумен Исайя предсказал , что новый архиерей «займет все приходы» . И действительно, если в то время в епархии было всего 45 при ходов , то на момент кончины митрополита Николая в 2001 году их стало уж е более четырехсот. Сейчас, когда Православная Церковь возрождается, нужно помнить о ее деятелях , которые поддерживали Православие в тяж кие времена гонений и притеснений . Достойное место среди них занимает и наш земляк игумен Исайя (Будюкин). Дмитрий БУДЮКИН, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры права ЛГТУ. ^Н овая книга Пизанская башня была не только в Пизе... Оказывается, похожая на нее наклоненная колокольня оказалась и в Лебедяни. Ее даже описал в своих заметках Евгений Замятин. А с е г о дн я зам е тк а о колокольне храма Р ож д е ства Б огородицы и ещ е примерно сто рассказов о л ебедянских достоприме чательностях, знаменито стях , улицах , домах , мага зинах , аптеках и многом другом можно прочитать в необычной книге «Л ебе дянь от А до Я» . Ее при дум ал , напи сал и и здал Валерий Акимов , скромно назвавшийся автором-со- ставителем. Для появления таких книг необходимы , навер ное, три вещи: любовь к го р оду , эрудиция и терпе ние. Акимову ни того, ни д р у г о г о , ни третьего не занимать. Причем любовь, конечно, на первом месте. Иначе стал ли бы человек перелистывать горы литературы, газетных подшивок , документов, встречаться со старожила ми, чтобы, допустим , коротко и точно описать историю го родских арок и ворот, выяснить, кто строил здесь первую ж елезную дорогу , какими были крестные ходы и сколько бочек, топоров, багров и дрож ек входили когда-то в комп лект пожарного обоза. Кстати, «от А до Я» в заголовок вынесено не случайно. Книга, действительно, нечто вроде краткой лебедянской эн циклопедии , начинающейся с «Аптеки» и завершающейся заметкой о ярмарках . Но автор-составитель на титул энцик лопедиста не претендует, предлагая иное жанровое опреде ление — мозаика. Особый аромат тому придают замечатель ные фотографии — старые и новые, не цветные, не глянцево рекламные, а благородно-коричневые, тонированные. «Лебедянь от А до Я» выпущена тиражом 1000 эк земп ляров ООО «ИГ «ИНФОЛ» и посвящена четырехсотлетию города, которое отмечается в этом году. (Соб. инф.) ^ П о страницам старых документов Улица Анастасии Тенихиной Можно по-разному относиться к событиям 1917 года и последующих десятилетий, но нельзя вычеркивать из памяти людей, которые тогда жили, верили, разрушали, строили, надеялись. Легко осуждать их взгляды, служение «не той» идее. Куда сложнее попытаться понять, как крестьянская девочка, что босиком осенью бегала в церковно-приходскую школу, потом стала активной революционеркой, закончила Институт красной профессуры в Москве. Что вовлекло ее в революционную борьбу? Почему, воспитанная в православии, она превратилась в убеждённую атеистку? Биография нашей землячки Анастасии Степановны Тенихиной наталкивает на множество подобных вопросов... Ее именем названа улица в Задонске. Но мало кто из ее земляков знает что-либо о ней, в свое время — первом секре таре Задонского уездного ко митета РКП (б). М ежду тем личностью она была яркой, активно строила «светлое бу дущ ее» . По прямому проводу говорила даже с вождем ми рового пролетариата В.И . Ле ниным. Итак, 19 марта 1898 года на свет появилась Настя Те- нйхина. Ее родина — село Ар хангельские Борки Липецко го района (тогда — Задонский уезд Воронежской губернии). «Отец мой, — писала она в ав тобиографии, — Степан Спи ридонович Тенихин вместе с младшим братом работал ма ляром в Юзовке и Макеевке (Донбасс) и только на летние полевые работы приезжал в деревню. Умер он, когда мне было 5 лет. Помню солнечный осенний день. Отца провожа ют в последний путь — на кладбище. Я очень огорчена, что отец не купит мне вален ки , ведь он обещал. Только когда я увидела яму, в кото рую собирались зарыть моего отца, я испугалась и закрича ла: не надо его зарывать. Кри чала я , и кричала моя мать, которую старались оттащить от готовой уж е могилы. Она была почти невменяемой: по терять мужа , который вопре ки желанию бабушки (матери отца) привел ее в дом почти голую, т.е. без приданого, по терять отца троих детей, ос таться в деревне с тремя де вочками, на которых не пола гался земельный надел, в доме свекрови, не любившей ее, — это было страшно...». Вскоре после этого мать устроилась прачкой в Воронеж «за 4 рубля в месяц, пятый рубль выдавался в конце года за выдержку». Надо заметить, что имен но детским годам Анастасия Тенихина уделила основное в н и м а н и е в св о ей а в т о биографии, написанной в 60-е годы и переданной в дар му зею. « . ..Я помню себя всегда за работой. Как только сходил снег, я бежала с другими ре бятами собирать съедобные коренья в оттаивающей земле, тут ж е наедалась ими, осталь ное несла домой сестрам, по том появлялась зелень: ща вель, барашки и другие съе добные травы. Крапиву и ле беду мы рвали на щи, капус ты никогда не хватало до вес ны. В семье имелась корова, которая так и называлась — Кормилица . Но Кормилицу тоже надо было кормить [ ...] . Были и заработки летом , я полола просо зажиточным кре стьянам и арендаторам. В са мую ж ару в открытом поле вручную выдергивали сорня ки. Работали от зари до зари [ . . .] . Платили ж е гроши: «Де вочка, что ей надо». Сколько дадут, столько и берешь [ .. .] . Ходили собирать арбузы ки лометра 4 от села ...» . А вот рассказ Тенихиной о том, как она пошла в школу: « . . .Л е том староста обходил дома и объявлял, что учитель ница записывает детей, жела ющих учиться в церковно-при ходской школе. Я побежала и попросила записать меня. Вне себя от радости прибежала я к бабушке и заявила: «Учи т ельница запи сал а м еня в школу!» Как ушатом холодной воды облила меня бабушка: «А в чем ж е ты пойдешь в шко лу? Где одежка и обувка?» Но мои горькие слезы заставили бабушку смягчиться и обсу дить вопрос об одежде и обу ви. И вот осенью босиком, а зимой в бабушкиных валенках и тёплой шали, завязанной на спине, шагала в школу, кото рая находилась в церковной сторожке на горе, за селом, километра за два от дома ...» . Когда из Воронежа в Арх. Борки приехала мать, к ней подошла учительница и по просила взять Настю в город, пусть учи тся дальш е . Так Анастасия Тенихина оказалась в первом классе воронежской гимназии, которую закончила в 1917 году с золотой меда лью. «Правда, медаль надо было купить на свои деньги, — вспоминала Тенихина, — потому что правительство эко номило деньги на войну. Ме даль я , конечно , не к уп и л а . ..» . А как она стала большевич кой? Оказывается, уж е в по следнем классе гимназии по сещала созданную интелли гентами организацию «Семья и школа», все члены которой были большевиками. В апре ле 1917 года и Тенихина всту пила в ряды РКП(б). Выбор был не случайным. Тяжелое детство, множество лишений заставили верить юную д е вушку в перемены, в «светлое будущее» — коммунизм. В декабре того ж е года Те нихина приняла активное уча стие в военных действиях про тив белогвардейской армии Каледина. И вот ее самые со кровенные ощущения тех со бытий: « ...Н а фронте я впер вые бли зко столкнулась со смертью . На руках у меня умирал солдат лет сорока, он пытался что-то сказать , но уж е не мог, только глаза о чём- то спросили. Я пыталась по нять его, и мой взгляд падает на обнаженную грудь, на ко торой висит крестик. Я беру этот крестик и подношу его к губам умирающего. Он успо каивается. А я счита1о пульс и удивляюсь, что он такой ча стый. Солдат был мертв, я ж е считала удары собственного пульса ...» . Вскоре Тенихину коман дировали в Воронеж для орга низации санитарного поезда, но в дороге она заболела, по пала в больницу. А выздоро вев, приехала в Задонск. Ей было всего двадцать лет ... Как раз закончился I уезд ный съезд Советов, председа телем уисполкома был избран ее односельчанин — Михаил Федорович Болдырев — тогда военный фельдшер, в даль нейшем нарком здравоохране ния СССР (1938 -1939 годы). Тенихина стала сотрудником уездного отдела народного об разования. А 10 августа 1918 года, когда создавался уком РКП(б), в него вошла в каче стве секретаря Тенихина. Ч ерез неделю вспыхнул мятеж. Тенихина обратилась к Ленину. В исполком на имя М.Ф. Болдырева пришла те леграмма в духе жесткого при каза: «Действуйте самым ре шительным образом против кулаков и сню хавш ей ся с ними левоэсеровской сволочи. Обратитесь с воззванием к бед ноте. Организуйте ее. Запро сите помощь от Ельца. Необ ходимо беспощадное подавле ние кулаков-кровопийцев. Те леграфируйте. Предсовнарко- ма Ленин» . Осенью 1918-го Тенихина встретилась в Москве с пред седателем ВЦИК РСФСР Я.М. Свердловым. Вот как она об этом вспоминает: «Осенью мы ездили за литературой в Моск ву к тов. Свердлову. Яков Ми хайлович Свердлов — первый председатель ВЦИК — встре тил нас, молодых тогда людей (зав. внешкольным отделом УОНО Т енихину А .С . , зав . клубом П лотникова Павла Акимовича, редактора газеты Ярослава Салата), шуткой: «Из Задонска? Семечки там грызете?» Но, видя смущение и растерянность на наших ли цах , успокоил: «Вижу, серь езны е товарищи . Надо п о мочь». И, расспросив нас о работе в Задонске и уезде, рас порядился, чтобы нам отгру зили вагон политической ли тературы, учебники, тетради, школьные пособия, оборудова ние для кино, шрифты и ма шины для типографии». Многое ещ е успела пови дать, пережить Анастасия Те нихина с тех пор. Училась в сибирской совпартшколе, ра ботала в журнале «Спутник коммуниста», газете «Рабочая Москва», а также помещала заметки в газете «Ленинское знамя». Закончила Институт красной проф ессуры , была старшим научным сотрудни- Анастасия Тенихина. 1919 год. ком Института Маркса-Эн гельса-Ленина при ЦК КПСС. Ее муж , известный советский математик В .И . Хотимский, о к а зал ся р еп р е сси р ов ан в 1937 году. Судьба Тенихиной изменилась, начались притес нения. Но она была сильная женщина . Прожила долгую жизнь, успела даже принять участие в выборах 1986 года (в возрасте 88 лет!). А еще в 1982 году сотруд ница Липецкого областного краеведческого музея Т. Цуп- ко привезла из Москвы в дар музею ценные документы и книгу «Первая борозда» со статьей Тенихиной «Перво проходцы». Хранятся в музее и «Автобиография А.С. Тени хиной» на 42 листах, фотогра фии, в том числе 1918 года. В 1982 году 84-летняя А.С. Тенихина была председателем Воронежской секции истори ко-литературного объедине ния при Институте марксиз- Ширь, ветер, заря ^Краеведческое эссе Лебедянская симфония Андрея Белого 125 лет назад на Арбате, в «профессорском» районе старой Москвы, родился будущий романтик-символист, мистик, автор замечательных стихов, прозы, дерзких теорий Андрей Белый. Без него немыслимо представить историю и поиски русской литературы, русского духа минувшего века. Но рафинированный мыслитель и сложнейший поэт, коренной москвич, он чувствовал непрерывавшуюся, душевную, сердечную связь с Россией провинциальной, называя родными местами наше Подстепье. Его творчество подпитывалось донными родниками этих мест, вдохновлялось тишиной капризной речки Красивая Меча, набиравшим здесь силу батюшкой-Доном. И в отрочестве, и в зрелые годы он, «полевой пророк», конфликтовал с бездуховностью городского людского скопища и уезжал сюда, чтобы говорить с жившими в этих краях людьми, врачевать душу ароматом сенокосных лугов, плеском вешних вод. Колорит Подстепья отозвал ся в названии первого же сбор ника стихов Андрея Белого «Зо лото в лазури»: золото — со зревшие нивы, лазурь — воз дух. Книга вышла в 1904 году. Из письма Андрея Белого Р.В. Иванову-Разумнику: «В Ле бедяни мне ужасно нравится; ведь — родные места: в 80-ти верстах Ефремов...» Мятежник, часто путаник, он, однако, чутко улавливал настро ения, боли, тревоги именно этой России. Из письма от 17 июля 1906 года: «События у нас за кипают с быстротой. Вся Рос сия в огне. Этот огонь залива ет все. И тревога души, и лич ные печали сливаются с горем народным в один красны й ужас... Я верю только в одно: в насильственный захват власти. Воронежская губерния в огне, даже у нас и то волнения. Кре стьяне правы, удивляюсь их тер пению...» Скалистые кручи над Доном, таинственный полумрак камен ных пещер, помнивших еще вре мена древнего Танаиса, будили воображение поэта. Ему виде лись в степи античные кентав ры, они вставали перед ним ки нем а то граф ичес ки зрим о : «Вскочивши один на другого, ко пытами стиснувши спину, куса ют друг друга, заржав. Согре тые жаром тепла золотого, дру гие глядят на картину, а третьи валяются, ноги задрав». Так входило в него, жило в нем Подстепье: и сострадани ем к крестьянам, и ожиданием потрясений, и строками стихов, навеянных мифологией, и поис ком новых путей в литературе, когда происходят изменения «в самом веществе искусства». Он осязаемо постигал через эти впечатления и историю Рос сии. Подобно своему другу Бло ку, Андрей Белый мучительно раздумывал о судьбе страны, усматривал в конкретных собы тиях оккультно-мистический от свет. В мемуарах он писал, как перечитывал «На поле Кулико вом» Блока: «попалося «Кулико во поле» мне, строчка за строч кою совпадая с интимнейшими переживаниями этих лет жизни; вся тема его; нависание мглы и угроза востока (татарства), и чувство необходимости воору жаться для боя с оккультным врагом были мною пережиты...» Он был человеком крайнос тей. Предвидя новые потрясе ния, поэт, с одной стороны, тя нулся к радикальным, револю ционным силам, с другой, осоз навал, какие опасности грозят России, слышал внутренним слухом предостережения пра щуров: «Те же возгласы ветер доносит ; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят людей. Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой — Мать Россия, о родина злая. Кто же так подшутил над тобой? А в письмах, заметках — не глобальные образы — метафо ры, но трезвые свидетельства, проникнутые, однако, той же тревогой: «... а наша Красивая Меча тут где-то близко впадает в Дон...». «Земля русская скуд ная, осыпается, размывается, выветривается: овраги гложут ее...» Кстати, университетское кандидатское сочинение Андрея Белого было посвящено про блема оврагов. Теперь есте ственно-природный аспект усту пил место эстетическому, поэти ческому, нравственно-духовно му. Чередование равнин и ов рагов напоминает поэту «мон гольское прошлое» страны... Еще одна скрепа, накрепко соединившая Андрея Белого с нашими краями: Астапово. Для него уход Льва Толстого из Яс ной Поляны и смерть гения на маленькой станции стали потря сением. Астапово в те трагичес кие дни превратилось в его гла зах в некий центр мира. О толстовском уходе писали сотни, тысячи литераторов. Иван Бунин оставил среди своих со чинений «Освобождение Тол стого». С бунинскими пережи ваниями и мыслями переклика ются наблюдения и раздумья Андрея Белого. В 1911 году он опубликовал философско-пси хологическое сочинение «Траге дия творчества. Достоевский и Толстой». «Жизнь, проповедь, творчество сочетались в одном жесте, в одном моменте», — писал он. Для Белого Ясная Поляна и Астапово — символы грядущей надежды России, ду ховного и нравственного очище ния: «Не Петербург, не Москва — Россия; Россия и не Ското- пригоньевск, не городок Пере- донова, Россия — не городок Окуров, не Лихов. Россия — это Астапово , окруженное п р о странствами; и эти простран ства — не лихие пространства; это ясные, как день Божий, лу чезарные поляны». Да, многое у А. Белого рож далось либо во дни пребыва ния в «родных местах», либо памятью о них. Он сам призна вался, что его дерзкие, ориги нальные «Симфонии» родом от сюда : « ...вспоминаю эпоху «Симфоний»: те же поля, то же небо; тот же родной мне воз дух. С 1908 года не бывал в этих местах...» Он писал это, когда уже раз разилась революция. Грозовые, вихревые события его не испу гали, не оттолкнули: «Именно в эти дни и часы совершается мировая мистерия». В этом он близок не Бунину, а Брюсову, Блоку, Маяковскому, Есенину. Он верит, надеется... И в жиз ни, и в поэзии Белого увлекают новизна, перспектива, дерзание. Он сразу отметил «громадный и душистый талант» Есенина, он бледнеет от переживаний, слу шая в чтении Маяковского по эму «Человек»... Нет, конечно, в «новой Рос сии» он вряд ли чувствовал себя своим до конца. Особенно во второй половине 20-х, в 30-е годы. А лечить душу опять же пытался любимыми простора ми. Из письма от 4 сентября 1922 года: «Мы с Клавдией Ни колаевной заканчиваем наш во истину «медовый» месяц в Ле бедяни — «медовый», потому что «медовая» жизнь, «медовый» воздух (есть и мед, но больше творогу, который уничтожаю в огромном количестве, и мог бы назвать наш месяц «творож ным»). Серьезно: кажется, ни когда не отдыхали с «малюткой» так, как здесь... Решительно не желаю покидать ставшую мне милой Лебедянь...» Думаю, в строки Белого сто ит повнимательнее вчитаться именно сейчас, когда началась работа по созданию Нацио нального парка «Бунинская Рос сия», обдумываются туристские маршруты, границы заповедни ка истории и культуры. Здесь Андрей Белый — верный наш союзник: «Лебедянь — живопис нейший изо всех мной видан ных городков; он расположен высоко, над обрывом; обрыв — над Доном; Дон — тихий; Лебе дянь утопает в садах; город пе реходит в утопающую в зелени деревню, выходящую в поле; а — там-то, а там-то!.. На десят ки верст — ширь, ветер; и — заря, заря. Но мой удел поле мизировать — на этот раз с Тур геневым; и тут он сфальшивил, объявив Лебедянь неинтерес ным городом: я видел — Пет ровок, Актарск, Орел, Карачев, Ефремов, С пасск , Арзамас , Клин и сколько еще городишек! Но только Лебедянь — очаро вательна...» Напомню читателям: о Бе лом и Лебедяни есть интерес нейшие материалы и в памят ной книге «Лебедянь», и в трех томной «Липецкой энциклопе дии». Искусствовед из Петербур га 3.Афанасьева издала воспо минания Е.Н. Кезельман, род ной сестры жены писателя, — «Жизнь в Лебедяни летом 1932 года» (эти мемуарные заметки включены в книгу К.Н. Бугаевой «Воспоминания о Белом», вы шедшей в США в 1981 году). К слову, в Лебедяни А. Бе лый не только отдыхал и дышал «медовым» воздухом. Здесь на чинает он работу над третьим томом мемуаров «Между двух революций», над статьей «Поэма о хлопке». Дух лебедянских дней, па мять о Подстепье живут, отзы ваются и в прекрасных, проро ческих словах Белого: «Верю в Россию. Она — будет. Мы — будем. Будут люди. Будут новые времена и новые пространства. Россия — большой луг, зеленый, зацветающий цветами». Василий ШАХОВ, доктор филологических наук, профессор кафедры культурыЛгтУ, руководитель научно просветительского Центра «Липецкая энциклопедия». То, что дорог России были ма-ленинизма при ЦК КПСС. Несмотря на то, что дочь ее Галина была замужем за пле мянником композитора Тихо на Хренникова, она ютилась в небольшой московской квар тире со скромной обстановкой, где было только самое необхо димое для работы. Охотно по могала землякам, отвечая на их каждое письмо и просьбу. Она принадлежала еще к тому поколению коммунистов, кото рые не цеплялись за привиле гии партийной номенклатуры, не думали о богатстве и сла ве, а старались выполнять свой долг перед народом и го сударством так, как они это понимали. Александр ТРУБИЦИН, студент исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета. ^Свидетельства Дороги, которые мы выбираем... > и в )ЫЛИ плохи, известно издавна. Сейчас трудно представить, как ездили по ним наши предки. ...Российские границы про двигались все дальше на юг. За воеван Азов у Турции, в Вороне же строится флот. Необходима почтовая связь. И вот Петр Пер вый организует почту. А дороги-то ужасные. Спо движник самодержца Лефорт пи сал царю 12 апреля 1696 года: «Благодаря Бога, доехал до Ель ца с великой трудностию. С Моск вы до Тулы не была мне такая трудная дорога, что с Тулы до Ельца, самая худая и беспокой ная, ни в санях, ни в коляске не дала мне лечь, все сидючи ехал и то с кочки на кочку». Сам царь часто путешество вал из Москвы в Воронеж. Путь был неблизким — более шести сот верст. Как и все русские, он любил быструю езду. Это рассто яние он порой преодолевал за трое суток. Всего на трассе находился 21 ям, или стан-почтовые станции. Самая наезженная дорога про ходила на Воронеж через Тулу, Ефремов и Елец. Именно ею не раз пользовались петровы спо движники, например генералы Ф.Я. Лефорт— в1696 году, Ф.А. Головин — в марте 1700 года. С петровской эпохи сохранил ся географический справочник — так называемая «Поверстная кни га». Из Москвы, если ехать че рез Тулу и Елец, надо было пре одолеть 460 верст, если через Ко ломну — 560. Последняя дорога проходила через бывший город- крепость Романов (ныне с. Ле нино Липецкого района). Но был и другой путь — в 520 верст. Он пролегал через нынешнюю Ле бедянь. По нему в марте 1696 года ездили два руководителя 2-го Азовского похода — боярин А.С. Шеин и П. Гордон. Голландец-художник де Брю- ин, путешествовавший по нашим местам, в своем дневнике отме чает, что «на каждой версте сто ит верстовой столб, на котором по-русски и по-немецки выстав лен 1701 год, время постановки этих столбов. Между всеми эти ми столбами, довольно высоки ми и окрашенными красной крас кой, понасажено по 19 и 20 мо лодых деревьев, по обеим сто ронам дороги... Верстовые стол бы указывают расстояние от Москвы до Воронежа и других окрест лежащих мест. Сказанные версты и деревья тем более по лезны, что без них зимою трудно было найти дорогу, покрытую сне гом, а при том в России и ночью ездят, так же, как и днем». Виктор ЕЛИСЕЕВ, членСоюзажурналистов пос. Добринка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz