Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

18 ноября 2005 г., № 222 (22600) ^Люди и время Два полковника Как россиянин Виктор Бычков и афганец Абдулкадыр Азими встретились через двадцать лет К Виктору Бычкову, начальнику отдела по делам ветеранов и военнослужащих областного управлении соцзащиты населения, я зашел по делам службы. Не успел хозяин кабинета ответить на мой первый вопрос, как междугородный телефонный звонок прервал нас. Виктор Владимирович взял трубку и вдруг начал, волнуясь, говорить с невидимым собеседником на иностранном языке. Заметив мой взгляд, весело пояснил: «Это мой фронтовой друг Кадыр. Он меня разыскал, скоро приедет в гости. Двадцать один год не виделись». — Виктор Владимирович, а на каком ж е языке вы с ним разговаривали? — спрашиваю я Бычкова. — На фарси. Когда я служил в Афганистане, пришлось быстренько освоить. Как видите, до сих пор не забыл. Д аж е во сне иногда на нем разговариваю. — А Кадыр звонил вам и з Афганистана? — Нет, он, оказывается, уж е несколько лет живет со сво­ ей семьей в Краснодаре, российский гражданин . . ..Ч ер е з несколько дней Бычков сообщил, что Кадыр по­ бывал в Липецке. И пригласил меня к себе в гости, чтобы рассказать о его судьбе. — Когда наши войска покинули Афганистан , приш ед­ шие к власти оппозиционеры сразу начали сводить счеты с теми, кого считали своими противниками. Начались аресты, кого-то расстреляли , но кто-то сумел скрыться за рубежом . Кадыра в 1992 году захватили в заложники и потребовали с его семьи большой выкуп. Над ним сильно издевались: не только били, но и каждую ночь сажали в ледяную ванну. Мол, это сделает его родственников посговорчивей. Если бы не вмешательство нашего общего знакомого генерала Дусту- ма, все могло бы закончиться худо . — Погодите, Виктор Владимирович! Вы были знакомы с генералом Дустумом , который после ухода советских войск сражался с талибами на севере Афганистана? — Да , мы с Кадыром хорошо знали его. Во-первых, тогда он генералом еще не был, а служил под нашим началом сер­ жантом . Потом, хотя у него не было образования, мы сум е­ ли добиться, чтобы ему присвоили звание лейтенанта, потом капитана. Впоследствии Дустум стал Героем Афганистана. Он был храбрым и удачливым разведчиком . Неоднократно приводил захваченных «языков». Бычков протянул мне черно-белую фотографию: — Вот это — Дустум , а это - майор Кадыр, его прежний начальник! — Значит, Дустум по старой памяти помог вашему дру ­ гу? — Помог. Правда, родственникам Кадыра все-таки при­ шлось отдать часть выкупа. Чтобы больше не подвергать опас­ ности себя и семью, Кадыр и вынужден был уехать в Р о с ­ сию. — И как ему у нас живется? Чем он занимается? — Он живет со своей семьей в просторном доме в центре Краснодара. Занимается торговлей. Старший сын закончил Кубанский госуниверситет, женился на русской девушке. Од­ ним словом, спокойная ж и знь . Ему, кстати, очень понравилась и наша область. Он в во­ сторге от нашего леса , ведь таких деревьев и травы на его родине просто нет. Я его понимаю. Когда я был в Афганиста­ не, мне часто снились именно наш лес, наши березы . Да и грибов, как у нас, Кадыр никогда не видел. Поначалу ста ­ рался собирать те, что поярче, покрасивее. Ну и набрал в основном мухоморы . Пришлось объяснить, что к чему. Он ходил по лесу , ходил , а потом вдруг говорит: «Знаешь, а хорошо , что у нас в Афганистане такого леса нет. А то бы нам было гораздо тяж елее с моджахедами воевать. Попро­ буй здесь найти человека». Видно, таких , как он да я , война никогда не отпустит. Мы такие разные люди, да вот, получа­ ется, что у нас не только звание воинское одинаковое, но и судьба. Я , конечно, не удержался и спросил Виктора Бычкова об афганской войне: как он по прошествии стольких лет оце­ нивает те события? — Лично я свое задание выполнил, — сказал он. — Ког­ да покидал Афганистан , мне даж е вручили афганский орден «Славы». Но осталось чувство, что мы как бы не закончили то, что начинали. Это ж не чей-то каприз был — вмешаться в афганские дела. Ведь вопрос касался военной безопасности на границе с ближайшим соседом нашей страны. Да и не только военной. Как непродуманно вошли в Афганистан, так и вышли из него. Вот контрабанда наркотиков оттуда про­ должается . Только теперь все передвинулось ближ е к гра­ нице с Россией , в Таджикистан . Наверное, можно было ос­ таться на севере Афганистана, отделенном от остальной час­ ти страны горными хребтами , и создать буферное государ­ ство. Местное население там в большинстве своем было на нашей стороне, мы им многое построили. А от нынешней афганской власти не все у них в восторге. К слову, Кадыр недавно съездил к себе на родину . Ну заш ел в чайхану , где мы с ним когда-то частенько зеленый чай пили . Его узнал старый чайханщик и говорит: «Уви­ дишь товарища Бычкова, привет ему от меня передай» . А несколько наших бывших подчиненных, которые сейчас в службе безопасности Афганистана, узнав , что приехал Ка­ дыр, сказали: «В следующий раз приезжай с Виктором Вла­ димировичем к нам в гости, мы его здесь в обиду не дадим» . Заканчивая рассказ, Виктор Бычков вздохнул: — Эх, сейчас бы собрать за одним столом всех , с кем мы тогда вместе жили и вместе воевали, да хорошо посидеть, поговорить, повспоминать... Ведь это неправда, будто мы были для всех афганцев незваными гостями. Кто-то и сегод­ ня считает русских , Россию другом Афганистана. Другом, который хотел помочь ... Валентин БАЮКАНСКИИ. ОТ РЕДАКЦИИ. Пока эти заметки готовились к печати, редакции «Липецкой газеты» стало известно, что наш кол­ лега и автор Валентин Баюканский назиачеи специальным корреспондентом по России «Русской газеты», единствен­ ного периодического издания в Болгарии, выходящей на русском языке. Этот еженедельник знакомит читателей с мировыми новостями, подробно рассказывает о нынешней ж и з н и россиян. Издается «Русская газета» около трех лет в Софии, распространяется по всей территории Болгарии. Имеет свое представительство в Бургасе и специальных кор­ респондентов в Германии и России. В электронной версии материалы газеты можно прочитать на Интернет-сайте Ы1р://гиззкауа§аге1а.сот ^Концертная жизнь С иронией и ностальгией «Ретро-фантазия» — очень точное название для новой программы ансамбля Липецкой филармонии «Мозаика», премьера которой состоялась в малом зале областного Дворца культуры. М ел одии прош лы х лет опытные баянисты, домрис­ ты , б ал ал а еч н и к и и гр али вдохновенно , изобретатель ­ но. Они фантазировали, ва­ рьировали давно знакомые темы, выражая свое, сегод­ няшнее к ним отношение. Собственно народная м у ­ зыка, правда, на сей раз была вынесена «за скобки» кон ­ ц ер та . Х о тя и зв е стн о : а н ­ самбль, руководимый заслу ­ ж ен ны м ар ти стом Р о с си и А лек сан дром Р олдугиным , исполняют ее блестяще , на «ура» и на «бис». Но «Моза­ ике» с некоторых пор инте­ реснее «испытывать на проч­ ность» русские народные ин ­ струменты самым р а знооб ­ разным репертуаром , пока ­ зывать, что таким составом м о ж н о и н т е р п р е т и р о в а т ь практически любой опус. Не зря ж е когда-то было сказа­ но: «Музыку создает народ; мы, композиторы , лишь за ­ писываем ее» . Зритель — тот ж е народ. И он во многом «пересозда­ ет» «старую» музыку на ос­ нове широкого и меняющ е­ гося жизненного контекста. «Мозаика» чутко улавлива­ ет это. Допустим , часть пе­ сен минувшего времени име­ ет явный надрывно-мелодра­ м атический , сентим енталь ­ ный оттенок. Такая меланхо­ лия нам ни к чему. Поэтому в инструментальной версии японской песенки со слова­ ми «У самого синего моря со мною ты рядом , со мною» акцент делается не на том, кто там, с кем и надолго ли, а, так сказать, на месте дей ­ ствия. Слегка имитируется прибрежный шум , мелодия неторопливо, легко, без аф­ фектации словно плывет по морю, овеваемому бризом. С другой стороны , ну никак нельзя обойтись без носталь­ гии — хотя бы по когда-то «важнейшему из искусств». И вот следует трогательный, «мечтательный» заглавный номер программы — сочине­ ние украинского композито­ ра Владимира П одгорного , навеянное советскими филь­ мами полувековой давности. Все ж е посл еднее слово «Мозаика» оставляет за иро­ нией — ра зум еется , добро ­ душной , не саркастической. После выхода на сцену вока­ листа Сергея Блинкова, кото­ рый постарался смирить свой основательный оперный тем­ перамент, ансамбль выступил с изобретательной шутливой композицией Юрия Кукузен- ко, вообразившего, как мог­ ла бы про звучать п ес енк а «Жил-был у бабушки серень­ кий козлик» на отдельно взя­ тых просторах бывшего СССР и Америки. Затем настал черед специ­ ально приглашенного гостя — заслуженного артиста РФ Вла­ димира Пирского. Почти два десятилетия он, ныне артист ансамбля «Русская душ а» , проработал в оркестре «Рос­ сия» Людмилы Зыкиной. Ру ­ ководил оркестром зам еча ­ тельный музыкант Виктор Гридин, который незадолго до кончины именно Пирскому, как самому верному, талант­ ливому ученику, передал свой баян . На этом инструменте гость и продемонстрировал завидное мастерство в вариа­ ц и я х на т ем у «М а т ан и » , «Е хал к а зак за Д у н а ем » , французского баяниста Алена Мюзикини и в коллаже-посвя­ щении учителю. Концерты «Мозаики» в ближайшее время пройдут в ряде районов области. Константин КЛЮТКИН. От сердца к сердцу О своем учителе, выдающемся музыканте Константине Игумнове рассказывает член жюри конкурса-фестиваля юных пианистов Мария Гамбарян В Липецке продолжается VI Международный конкурс-фестиваль юных пианистов им. К.Н. Игумнова. Напомним: мастерство молодых исполнителей оценивают ученики Константина Николаевича, продолжатели его школы. Заслуженная артистка Армении и России Мария Гамбарян —непременный член жюри с самого первого конкурса. Она училась у Игумнова, который считал, что Гамбарян обладает прекрасными данными пианистки. Прогноз маэстро оправдался. Сегодня Мария Гамбарян успешно сочетает концертную деятельность с преподаванием в Российской академии музыки имени Гнесиных, устраивает консультации для музыкантов России и СНГ, ведет мастер-классы в Праге, Мюнхене, Испании, Японии. Кстати, именно у Гамбарян в «гнесинке» занимается липчанка Елена Зенина, одна из лауреатов игумновского конкурса. Сама Мария Степановна всегда поражает публику высочайшим уровнем исполнения. Редкая, мощнейшая энергетика скрывается в этой хрупкой женщине. Сегодня мы публикуем беседу журналиста «ЛГ» с замечательной пианисткой, ее рассказ о Константине Николаевиче Игумнове и размышления о детских творческих конкурсах. — М ария С теп ан ов на , вспомните, пожалуйста, как вы попали в класс к Игумно­ ву. — Я училась в Москве в спе­ циальной музыкальной школе. Во время войны была эвакуиро­ вана в Ереван. Игумнов как раз тоже туда приехал. Он взял в класс своих московских студен­ тов, а заодно, в порядке исклю­ чения, меня. Я должна была за­ ниматься у него и параллельно сдавать экзамены в школе. — Какое первое произве­ дение вы готовили под «пат­ ронатом» Константина Нико­ лаевича? — Семнадцатую сонату Бет­ ховена. У нас возник замечатель­ ный контакт. Константину Нико­ лаевичу надо было, чтобы я ус­ лышала все голоса во второй ча­ сти. И вдруг оказалось, что я очень хорошо слушаю — так, как он просил. Много в этот год я учила произведений, очень мно­ го. А про третью часть 17-й со­ наты, аИедгейо, Игумнов всегда повторял: тут самое трудное — найти темп, потому что хочется «убежать», а вместе с тем — это всего лишь аНедгеНо, нужно ка­ кую-то середину найти. И тут же добавлял: только один раз я по­ пал в темп. — То есть Константин Ни­ колаевич не боялся критико­ вать самого себя при студен­ тах? — Он ведь был очень скром­ ным. Как-то на занятиях сыграл «Прелюдию» Скрябина. Потом говорит: зря я сыграл, не так надо играть. Вообще очень кри­ тически к себе относился. По душевным качествам он был со­ вершенно необыкновенный, уни­ кальный человек. И это чувство­ валось в музыке. Все его инто­ нации такие человечные, очень простые. — А что еще запомнилось вам в исполнении Игумнова? — Когда Константин Никола­ евич играл, я обязательно ходи­ ла на концерт. Но он не очень часто выступал. Зато каждому, кто сидел в зале, казалось, что музыка обращена именно к нему — От сердца к сердцу. Я уже го­ ворила: поразительные интона­ ции были в игре Игумнова, та­ кие человечные. Это самое ха­ рактерное. И, конечно, звучание неповторимо красивое. — Сегодня все знают: да, Игумнов создал свою форте­ пианную школу. А чему этот великий пианист и педагог научил лично вас, что вы от него переняли? — Мне было все важно. Мне было важно дышать одним с ним воздухом. Я приходила просто посидеть в классе, где он зани­ мался. Если у меня был концерт, я заглядывала на минуточку, что­ бы он мне что-нибудь сказал напутственное перед выступле­ нием. Константин Николаевич, конечно же, больше занимался звуком. Он любил естествен­ ность и этому учил. Есть музы­ канты, которые мыслят конструк­ тивно: слышишь, видишь — вот первая часть, вот экспозиция, вот разработка. А для Игумнова это не было свойственно. У него как-то очень мягко все перехо­ дило из одной фазы в другую. Течение музыки было плавное, и этим он добивался очень боль­ шой цельности. — А музыку Бетховена, с которой началось ваше с ним музы кальное зн а ком с тво , сам Игумнов часто играл? Ведь все-таки он более изве­ стен как исполнитель роман­ тической музыки, и прежде всего Чайковского. — Бетховена Константин Ни­ колаевич любил, считал, что на Бетховене можно лучше всего научить, поэтому у него все иг­ рали бетховенские произведе­ ния. Сам Игумнов еще в детстве изучил все сонаты Бетховена. — Детство Игумнова про­ шло в Лебедяни. Как, на ваш взгляд, повлиял тихий быт провинциального городка на формирование личности му­ зыканта? — Да, ранние впечатления Константина Николаевича тесно связаны с Лебедянью и особен­ но с Шовским, имением, где он наблюдал эту полудремотную жизнь, любовался растениями, слушал птиц, мечтал. Это все необычайно важно. Когда Игум­ нов исполнял Чайковского, в его игре была слышна истинно рус­ ская душа. Так Чайковского ник­ то не играл и не играет. Ты сер­ дцем видишь эту природу, эти поля русские... Он и стеснитель­ ный был потому, что привык в тишине патриархальной жить. А когда попал после этой вот ти­ шины в Москву, его оглушило ко­ личество концертов, количество знаменитостей. Его взял к себе на воспитание Зверев, у которо­ го и Скрябин, и Рахманинов учи­ лись. Чтобы приобщить Игумно­ ва к новой обстановке, Зверев приглашал его нд воскресные обеды. И на этих обедах Игум­ нов так страдал. Константин Ни­ колаевич потом говорил: «Я не знал, куда поставить ногу, где держать руки, для меня это му­ чительно было». Он стеснялся и не очень легко и быстро сходил­ ся с людьми. — А как Игумнов относил­ ся к музыкальным конкур ­ сам? Поощрял ли участие в них? — Вообще-то он не любил детской скороспелости, не лю­ бил конкурсов, хотя учеников все-таки на них посылал. Но тог­ да, когда я училась, были толь­ ко заграничные конкурсы, а рос­ сийских, если не ошибаюсь, еще и не существовало. А время было такое, что если ты не получил звания, то тебя не подпустят близко к концертной организа­ ции. Так что Игумнов не протес­ товал против того, чтобы его уче­ ники выступали на конкурсах. — А ваше отношение к детским конкурсам совпада­ ет с его? — Нельзя закрывать глаза на реальную жизнь. Чем привлека­ ют сейчас конкурсы молодежь, педагогов, детей, родителей? Нужно заслужить лауреатство. Тогда педагог получит новую ка­ тегорию и начинающего испол­ нителя заметят. Хотя для ребен­ ка, я считаю, это вредно. Он ведь может быть средне одарен, но на среднем уровне окажется вдруг первым. И будет думать, что он уже чего-то достиг, его же и для телевидения снимают. Но потом все встанет на свои ме­ ста, и для него это будет трав­ ма. На мой взгляд, лучше, если ребенок спокойно развивается. Начальное обучение должно приносить радость, чтобы на ма­ ленького музыканта не нажима­ ли, не заставляли одну програм­ му без конца учить. Мне не ка­ жется это полезным. Но есть еще коммерческая сторона. Конечно, если бы не было конкурса, мо­ жет быть, нельзя было бы сде­ лать — с коммерческой точки зрения — и фестиваль. Я реаль­ но смотрю на жизнь. Но, думаю, гораздо ценнее именно фести­ валь. Ведь дело-то в чем? Есть близко стоящие к И гумнову люди. Не только его ученики, но и ученики учеников, которые, действительно , продолжают игумновскую школу. У последо­ вателей Игумнова чувствуется особое благородство, рояль зву­ чит красиво. Это и есть та са­ мая школа. Так вот, на фестива­ ле необходим ряд концертов, диалог единомышленников в ис­ кусстве, живое творческое обще­ ние. Особенно полезно это пе­ дагогам. Им было бы понятнее, какая линия ведется, что опре­ деляет дух игумновской форте­ пианной школы... Беседовал Федор КУЧУМОВ. ЛИПЕЦКАЯ газета Помни, Россия! А нам на всех нужна одна Победа... Строчка из старой песни сегодня воспринимается иначе, чем задумал поэт. Она побуждает задуматься не только о фронтовом братстве людей, но и о фронтовом братстве народов, ныне разделенных границами, таможнями, амбициями политиков. Да, была когда-то одна страна. Да, уроженец Украины сражался под Сталинградом, коренной москвич освобождал от гитлеровцев Прибалтику, казах или грузин воевали на Украине, учитель из краснинского села будущей Липецкой области оборонял высоту вблизи маленького белорусского городка у самой Старой смоленской дороги. Они знали: у них общая Родина, общая судьба, им нужна одна общая Победа над врагом... Это было. Это не пропагандистская демагогия, а не подлежащие сомнению факты истории. И мне, военному человеку, очень важно и дорого, что находятся мудрые и честные исследователи, которые не жалеют усилий, чтобы весомо напомнить новому поколению о подвиге многонационального советского народа. В ряду таких авторов и два наших земляка —военный обозреватель «Липецкой газеты» капитан третьего ранга в отставке Владимир Осипов и полковник запаса Александр Кулик. Они в год 60-летия Великой Победы издали хорошую, серьезную книгу. Ее название говорит само за себя: «Одна судьба, одна Победа». В центре внимания истори- ков-публицистов — участие лип ­ чан в военных действиях , преж ­ де всего в Белоруссии , где осу ­ ществлялась знаменитая опера­ ция «Багратион». Не выпали из поля их зрения и послевоенные годы , когда парни из Центра России служили в составе Бе­ лорусского военного округа, о х ­ раняя рубежи СССР. Мне кажется , особенно цен­ но, что в книге звучат живые голоса разных людей — участ­ ников и свидетелей тех событий: политиков, генералов, офицеров, писателей и журналистов, а так­ ж е не облеченных высокими зва­ ниями и должностями собесед­ ников . Они размыш ляю т , что именно дало силы державе , на­ роду выстоять, восстановить без ­ жалостно порушенное оккупантами, обеспечить мир стране и безопасность ее границ после Великой Отечественной. Собственно, то, что они думают, как будто бы неодно­ кратно уж е и сказано , и услышано. Но то, что это выраже­ ние взглядов героев, которые сами все пережили , все испы­ тали, придает, их словам особую весомость и достоверность. Признаемся: когда речь идет о войне, нам прежде всего вспоминаются прославленные, легендарные имена и подви­ ги. Вот и среди наших земляков мы знаем , прежде всего, воинов, удостоенных высоких наград. Кстати, в этом очень большая заслуга фронтовика Константина Огрызкова, чья книга «В памяти и в сердце навсегда» о липчанах-Героях Советского Союза, кавалерах ордена Славы, крупных воена­ чальниках вышла практически одновременно с томом «Одна судьба, одна Победа» . Однако Владимир Осипов и Александр Кулик перемести­ ли акцент на тех , кто честно выполнил муж ской солдатский долг, но не был избалован вниманием телевидения и прессы. Хотя , право ж е , они достойны и уважения , и обстоятельного рассказа об их жи зни . Я многих и з них хорошо знаю . Это фронтовики Виктор Климов, Ким Антошевский , Геннадий Капустенок, Георгий Пеньков, Иван Скляднев, Иван Нере- тин. Это офицеры послевоенного поколения Александр Ко­ новалов, Владимир Масликов, Олег Кузнецов, генерал-май­ ор Александр Харчевский , генерал-полковник Леонид Кова­ лев .. . Они и многие другие вполне оправданно стали героя­ ми книги «Одна судьба, одна Победа». Несколько слов об авторах. Владимир Осипов и А л ек ­ сандр Кулик — профессиональные военные. Каждый отдал Вооруженным Силам более 25 лет. Так что они хорошо зна ­ ют, о чем пишут. Оба, кстати, не раз бывали в Белоруссии. Владимир Осипов как корреспондент газеты дважды Крас­ нознаменного Балтийского флота «Страж Балтики» . А лек ­ сандр Кулик просто служил в частях Белорусского военного округа. В книге настойчиво и последовательно отстаивается не­ обходимость, неизбежность дружбы и единства прежде всего братских народов России и Беларуси. Это единство было одной из основ Победы в Великой Отечественной войне. Оно ж е — прочный фундамент для создания обновленного Союза двух государств. П ока только д в ух .. . Есть у книги и другие авторы, помимо тех , кто указан на титульном листе . Это тоже наш земляк фронтовой коррес­ пондент Иван Нарциссов и фоторепортеры «Липецкой га зе­ ты». Их снимки , наряду с фотодокументами из семейных архивов ветеранов, делают новое издание еще интереснее, насыщеннее, достовернее. Леонид РОЩУПКИН, председатель Липецкого областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. ^Третья книга Свет и проза сельской жизни Больше сорока лет живет в селе Никольское Усманского района Антонина Безрядина. Почти все это время работала в местной школе, учила детей немецкому языку. Десятки учеников воспитала, да еще и двух дочерей вырастила. Школа, дом, хозяйство — казалось бы, обычная жизнь. Но Антонина Никитична румела разглядеть что-то примечательное в череде будней —своих и односельчан. И вот лет пятнадцать назад она села за стол и написала рассказ. А нынче Безрядина —автор двух опубликованных книг. «Мне уже к пятидесяти шло, когда тот рассказ родился. Дальше — больше. Это же волна. Подхватила, понесла — куда деться?» — так рассказывает она о своем писательстве. Писала, не думая о дальнейшей судьбе этой прозы, зная, что на чтение нынче люди тратят все меньше времени. Вопреки всем нынешним тяготам и проблемам, сочинения Анто­ нины Безрядиной светлы. Причем у многих ее героев — реальные прототипы. Да и сюжеты взяты из жизни. Значит, не так уж она безрадостна? Десятки лет проработать в школе — это уже почти подвиг. Из года в год преподавать «ненужный» в селе немецкий язык и не поте­ рять веру в собственное призвание, в спасительную силу культуры — это не каждому дано. «Конечно, — признается Антонина Никитич­ на, — хотелось в свое время в город перебраться. Но, в конце концов, осталась здесь». Почему? Много можно найти объяснений. А, пожалуй, самое главное — в словах Антонины Безрядиной об осо­ бенностях призвания сельского уклада: «Он весь на виду, никуда не спрячешься. В городе человек на работе может быть одним, дома — совсем другим. А в деревне никого не обманешь, под маской не спрячешься. Ты такой, какой есть. И именно такой, без педагогичес­ кой «косметики», ты или интересен детям, или нет. Педагогическое призвание здесь не просто служба, это образ жизни». Сейчас Антонина Безрядина на пенсии. Больше свободного вре­ мени появилось, но чем заняться — всегда найдется. Один огород в сорок соток чего стоит. А вот писательство... Еще несколько леТ назад в беседе с корреспондентом московского издания — газеты «Первое сентября» — Антонина Никитична заметила, что ее проза кончилась: «Писать больше не буду. Волна схлынула, вот и все». Но остались школьные тетради, которые хранят еще одно ее творение — повесть. Так что, может быть, увидит свет и третья книга сельской учительницы Антонины Безрядиной. Софья ВОБЛИКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz