Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
11 ноября 2005 г., № 218 (2259 ЛИПЕЦКАЯ газета ^ргСвое дело «Скорая помощь» для бизнеса Одно из наиболее трудоемких и сложных задач любого отечественного предпринимателя —это не конкурентная борьба и не попытки с минимальными затратами повысить качество производимых им продуктов и услуг, а, прежде всего, —борьба с административными барьерами. Немало еще нареканий на трудности размещения объектов мелкорозничной торговли, разрешительную систему в сфере строительства, ставки арендной платы... Руководство области понимает предпринимателей, помогает преодолеть трудности, находит возможности для поддержки. О том, как это происходит, рассказывает председатель комитета по развитию малого бизнеса администрации области Татьяна ГРИГОРКИНА. — Р есурсы для развития малого и среднего бизнеса у нас достаточно большие, посколь ку область по многим экономи ческим показателям занимает лидирующие места среди реги онов Центрального федерально го округа. И и х надо использо вать максимально. Власть го това работать рука об руку с предпринимателями . Но п ок а н ем ал о п р е п я т ствий , ограничивающ их воз можности для успешного раз вития малого бизнеса . Напри мер, тема административных барьеров со стороны органов власти, местного самоуправле ния и различных контролиру ющих организаций не теряет своей актуальности на протя жении нескольких лет. Такие барьеры могут возникать на любом этапе предпринимательской деятельности . Например, в процессе регистрации в качестве субъекта предпринима тельства, лицензирования или сертификации и так далее. В основе подобных трудностей — несовершенство законодатель ства, недобросовестная работа отдельных чиновников. Именно этому было посвящено состоявшееся недавно вне очередное заседание координационного совета по развитию малого бизнеса под председательством главы администрации области Олега Королева. Помимо постоянных членов совета на встречу с предпринимателями пришли первые руководи тели силовых структур, судебной системы, административ ных и контролирующих органов. Темой для рассмотрения стали ведомственные приказы министра внутренних дел РФ и Генерального прокурора РФ , подписанные минувшим л е том. Суть их в том, что существующие законы и акты, на правленные на защиту прав предпринимателей , на практике работают неэффективно. Несмотря на принципиальную позйцию руководителей ор ганов власти нашей области, руководства правоохранитель ных и контролирующих органов, бизнес по-прежнему оста ется беззащитен перед проверяющими. Причем не руководи тели, а работники, которые непосредственно осуществляют проведение проверок, иногда вольно трактуют действующее законодательство, что приводит к различного рода злоупот реблениям. Сами ж е предприниматели замыкаются в этих проблемах, предпочитают откупаться, “не связываться” и “не портить отнош ения” . Именно поэтому официальных заявле ний на действия контролеров практически нет, хотя немало жалоб на и х действия в комитет по развитию малого бизнеса обладминистрации поступает по телефону, в ходе выездных зональных совещаний, в процессе работы областных конфе ренций ... С целью борьбы с бюрократическими препонами в обла сти действует межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров. В ее составе — руководители контролирующих органов, представители общественных объ единений и объектов инфраструктуры поддержки малого би з неса. ■ Уж е есть и определенные наработки в этом направлении. Например, в рамках поручения комиссии была проведена экспертиза нормативных актов органов местного самоуправ ления , регулирующих сферу предпринимательской деятель ности. Правовые акты, принятые с наруш ениями действую щего законодательства, создающие дополнительные админи стративные барьеры для предпринимателей , выявлены во многих районах . В настоящее время нарушения устранены, но работа по проверке правовой базы муниципалитетов про должается ... Особая тема для разговора — получение разрешений на ведение предпринимательской деятельности. Многим бизнес менам известно, что этот процесс нередко затягивается на долгие месяцы. Попробуйте получить землю в аренду или в собственность, “пробить” место под магазин или павильон, а потом оформить права собственности на этот магазин . Вам придется пройти бесконечную череду кабинетов, причем сроки рассмотрения практически везде затягиваются! Но постепенно ситуация меняется к лучшему. Многое сде лано по оптимизации разрешительной системы в сфере стро ительства. Главным управлением строительства и архитек туры уж е разработаны соответствующие методические реко мендации для органов местного самоуправления. Примене ние их позволит сократить сроки получения необходимых заключений и упорядочить весь этот процесс. Четвертый год в области практикуется весьма эффектив ная форма разрешения конфликтных ситуаций за “круглым столом” . Эти заседания проводятся в соответствии с пож ела ниями предпринимателей . В минувшем году такие встречи состоялись в областном УВД , Центре санэпиднадзора , Д е партаменте потребительского рынка администрации облас ти , Торгово-промышленной палате . П осл еднее за с едани е “круглого стола” было посвящено вопросу лицензирования деятельности пожароопасных производственных объектов. В нем участвовали представители Госпожнадзора, которым было рекомендовано с особым вниманием проверять правильность отнесения к числу объектов, подлеж ащ их лицензированию , мелкие предприятия. Кроме того, на протяжении последних пяти лет в области проводятся выездные совещ ания по проблемам развития малого бизнеса в городах и райцентрах , где предпринимате ли непосредственно могут обратиться за советом, помощью к представителям власти. Прошедший год показал , что у лю дей , занимающихся малым бизнесом , почти не возникает воп росов по налогообложению и несовершенству законодатель ства. А значит, можно в какой-то мере судить о создании оптимальной налоговой среды. Вместе с тем нерешенных вопросов много. Изменить си туацию помогут два ведомственных приказа, о которых шла речь на координационном совете. Приказом министра внут ренних дел РФ утверждена инструкция о проведении сотруд никами милиции проверок и ревизий коммерческой деятель ности. Теперь порядок их проведения конкретизирован , при чем круг должностных лиц , имеющих право выдачи доку ментов на осуществление таких мероприятий, ограничен, обо значены права предпринимателей. Приказ Генерального прокурора РФ — более широкого действия. Он направлен на организацию прокурорского над зора, борьбу с коррупцией и злоупотреблениями при прове дении проверок и выдаче разрешительных документов. При каз также предусматривает ответственность должностных лиц за нарушения прав предпринимателей. Как отметил глава администрации области Олег Петро вич Королев, защита прав предпринимателей , борьба с 'р а з личного рода злоупотреблениями и впредь будет носить ц е ленаправленный, систематический характер. Наша область — с благоприятным инвестиционным климатом — должна быть привлекательной для инвесторов и с точки зрения безопасности бизнеса . Многое здесь будет зависеть и от са мих предпринимателей. Главное, чтобы они не замыкались в своих проблемах , а вместе с органами власти боролись с негативными явлениями. В свою очередь, главный прокурор области Игорь Пантю- шин подтвердил, что органы прокуратуры открыты и готовы к сотрудничеству с бизнес-сообществом . Предприниматели должны не только знать свои права, но и иметь реальную возможность их защитить. Беседовал Владимир ЗОЛОТАРЕВ. Больной вопрос «Каждый гражданин должен стать полноценным заказчиком коммунальных услуг» Именно в этом видит развязку проблем ЖКХ председатель департамента ТЭК и реформирования жилищно-коммунального хозяйства администрации области- Вячеслав Глебов. Сегодня он отвечает на вопросы «Липецкой газеты» — Вячеслав Михайлович, не так давно председатель правительства Михаил Фрадков подписал постановление, определяющее новые федеральные стандарты оплаты жи лого помещения и коммунальных услуг на 2006 год. Как и в уходящем году, стандарт уровня платежей за ЖКУ уста новлен в размере 100 процентов от экономически обосно ванных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Как будет склады ваться в связи с этим ситуация в Липецкой области? — Как известно, правительство предполагало осуществить переход к 100-процентной оплате населением ЖКУ ещё в 1998 году , но сроки реализации этих планов неоднократно отодвигались, и лишь в 2004 году такое решение было при нято: на 2005 год федеральный стандарт уровня платежей граждан был установлен в размере 100 процентов. — Тем не менее у нас законом области о бюджете уро вень платежей на текущий год установлен в размере 75 процентов? — Следует отметить, что постановления правительства о стандартах принимаются в целях определения размера м еж бюджетных трансфертов, выделяемых из федеральной ка з ны бюджетам субъектов РФ . В том числе и для оказания финансовой помощи по оплате жилы х помещений и комму нальных услуг. Другими словами, устанавливают для субъек тов Федерации определенную планку, которую нельзя и зм е нять в худш ую для населения сторону. Лучше — пож алуй ста! Н о . .. Тогда регион не может претендовать на трансфер» ты из федерального бюджета . Таков подход правительства. Наша область, как известно, является донором и поддер жки из федерального бюджета не получает. Приведу такой пример: из областного бюджета на выплату жилищно-ком мунальных субсидий жителям в 2004 году было выделено 150 миллионов рублей , а и з федерального, на условиях со- финансирования, пришло только 5 миллионов! Регионы , не имеющие развитой промышленности и пол ностью зависящие от федеральных трансфертов, были вы нуждены следовать правительственным стандартам. В нашей ж е области на протяжении всего переходного периода для социальной защиты населения устанавливались более «мяг кие» условия оплаты ЖКУ , что хорошо иллюстрирует сл е : дующая таблица: № п/п Показатели Ед. изм Период 1999 оо о04 2001 2002 соо о04 2004 2005 1. Уровень платежей населения от стоимости предоставляемых услуг 1.1. Федеральный стандарт % 60 70 80 90 90 90 100 1.2. Региональный стандарт % 40 50 50 50 75 75 75 — Но с будущего года область также переходит на федеральный стандарт. Каковы будут изменения? — Да, все расчёты на 2006 год производятся уж е исходя из стопроцентной оплаты ЖКУ. Требования федерального центра по соблюдению общероссийских норм с каждым годом ужесто чаются. Причем по своеобразной схеме: налоги (то есть дохо ды) уходят «наверх», а полномочия (то есть расходы) переда ются на уровень субъектов и муниципалитетов. Эти полномо чия финансируются за счёт трансфертов из федерального бюд жета. Но, как я уж е говорил, только при соблюдении опреде лённых условий, в данном случае — федеральных стандартов оплаты ЖКУ. — Надо полагать, установление стопроцентного уровня платежей — окончательное решение? — Окончательное решение примет областной Совет депута тов при утверждении бюджета области на 2006 год. — А как складывается ситуация в соседних областях? — Практически все они уж е работают по федеральным стан дартам. С 1 января будущего года на полную оплату переходит Самарская область. А вот в Москве в текущем году проводится эксперимент по добровольной стопроцентной оплате ЖКУ. — Похоже, что в январе нашим землякам будет страшно получать квитанции на оплату ЖКУ . — Тут следует пояснить: тарифы складываются из несколь ких факторов. Во-первых, они включают определенный пере чень работ, имеющих вполне реальную стоимость (так называ емый экономически обоснованный тариф). Во-вторых, важную роль играют уровень инфляции, величина перекрёстного суб сидирования и, конечно, платежи самих граждан. При переходе на федеральный стандарт цены для населе ния на оплату жилья и коммунальных услуг возрастут на 33 ,3 процента. По нашей предварительной оценке, рост тарифов за счёт инфляции составит по различным видам услуг от 11 до 20 процентов. Сейчас в Липецке начисление платы за ЖКУ в двух комнатной квартире со всеми удобствами (с учетом платы за лифт, мусоропровод, домофон, радио, антенну), в которой про живают три человека, в среднем по году составляет 1408 руб лей в месяц. Оплата по экономически обоснованным тарифам в этой ж е квартире в текущем году составила 1705 рублей. Раз ницу между суммами платежей жилищно-коммунальным пред приятиям дотируют бюджет и потребители—юридические лица за счёт перекрёстного субсидирования. В 2006 году при переходе на новый уровень оплаты сумма платежа по стандартной двухкомнатной квартире в месяц до стигнет 1989 рублей. Рост за счёт инфляции составит 284 руб ля, за счёт перехода на новый уровень оплаты — на 297 рублей в месяц, а всего — на 581 рубль. А вот какова структура денежных потоков: из 1408 рублей платежа организации, осуществляющие обслуживание и ремонт жилья, получают 293 ,72 рубля в месяц; организации, осуще ствляющие техническое обслуживание лифтов, — 84 ,38 руб ля, газовики — 80 ,28 рубля; ООО «ЛГЭК» (холодное водоснаб жение и водоотведение) — 149 ,39 рубля; МУЛ РВЦЛ — 26 ,56 рубля; радио, антенны, домофон — 46 рублей; услуги банков и почтамтов за приём платежей населения — 12 ,6 рубля и 715 ,13 рубля — энергетики. Установление тарифов на электрическую, тепловую энер гию и газ регулируется федеральными законами, и решение об их изменении принимает также федеральная структура. Необходимо заметить, что все тарифы для населения на оплату ЖКУ в области, которые пересматривались в течение 2004—20Ц5 годов, проходили независимую экспертизу затрат, и все экономически необоснованные расходы в них исключе ны. Немаловажно и то, что с 1 марта текущего года, после вступ ления в действие Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления получили право регулировать тарифы для на селения только на коммунальные услуги (за исключением та рифов на электроэнергию и газ). После 1 марта 2005 года му ниципалитеты устанавливают также размер платы за содержа ние и ремонт жилого помещения только для нанимателей ж и лья по договорам социального найма и для собственников ж и лых помещений, которые не приняли решение о выборе спосо ба управления многоквартирным домом. Таким образом, государство вывело тарифы на содержание и ремонт жилья из сферы государственного регулирования. Теперь величина этой платы должна утверждаться на общем собрании собственников жилья в многоквартирном доме по пред ложению управляющей организации. — Допустим, что для работающего человека 1705 рублей в месяц — сумма посильная, а вот для пенсионера? — Для защиты пенсионеров и низкооплачиваемых граж дан существует второй стандарт оплаты — максимально допу- И сколько же мы теперь будем платить за эти квадратные метры? стимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи. Допустимую долю расходов прави тельство не меняло уж е несколько лет: с 2001 года она состав ляет 22 процента. В нашей области максимально допустимая доля собственных расходов с 1999 года составляла 10 процен тов, с 2003 года начала действовать «плавающая» шкала. По ясню, в чем суть: при среднедушевом доходе семьи до величи ны прожиточного минимума — максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ установлена в размере 10 процентов, но не более половины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законода тельством для определения обязательных социальных выплат; от 1 до 1 ,5 величины прожиточного минимума — 15 процен тов; свыше 1 ,5 величины прожиточного минимума — 22 про цента. Наши условия предоставления жилищно-коммунальных субсидий были, таким образом, мягче федеральных, что видно из следующей таблицы: № п/п Показа тели Ед. изм Период 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2. Доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ 2.1. Федеральный стандарт % 19 20 22 22 22 22 22 2.2. Региональный стандарт % 10 10 10 10 Ю, 15, 22 Ю, 15, 22 Ю, 15, 22 Величина ж е социальной нормы площади в области состав ляет 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, в городской местности и 22 квадратных метра — в сельской местности; 42 квадратных метра общей площади на семью из двух человек в городской местности; 33 квадратных метра общей площади ж и лья на одиноко проживающих граждан в городской и сельской местности и 18 квадратных метров общей площади жилья на одного человека, проживающего в коммунальной квартире. Социальная норма площади жилья для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире, в коммунальной квартире, в общежитиях, и граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых помещениях, равна фактически занимае мой ими общей площади. Мы полагаем, что рост цен на ЖКУ существенно не скажет ся на бюджете обеспеченных семей. Что ж е касается других ка тегорий граждан, то те, кому полная оплата жилищно-комму нальных услуг будет не по карману, получат субсидию. То есть бюджет по-прежнему будет нести нагрузку по эксплуатации и ремонту жилья, только помощь эта будет идти не предприяти ям, которые оказывают услуги, а непосредственно гражданам. Она станет адресной. Сохранятся и все существующие льготы. — А какова в структуре населения области доля таких семей? — По России в среднем субсидии получают 8 процентов населения, в нашей области - - свыше 10, по отдельным райо нам — до 30 процентов. — Получение субсидии — дело хлопотное. Будет ли упро щена эта процедура? — В области субсидию получают тридцать восемь тысяч семей. Более половины документов, которые граждане долж ны представить в службу по назначению субсидий, находятся у них на руках и за ними никуда не надо идти. Это копии свиде тельства о рождении детей, копии свидетельства о браке (рас торжении), копии документов, подтверждающих право собствен ности (найма) на жилое помещение (договор о приватизации, или договор купли-продажи, или договор дарения, или дого вор социального найма), квитанции об оплате жилищно-ком мунальных услуг, копии документов, подтверждающих нали чие льгот по оплате жилищных коммунальных услуг (для льгот ных категорий граждан), трудовые книжки (для неработаю щих, пенсионеров). Помимо этого в перечень документов на получение субси дии входят заявление (заполняется в ЖЭУ по месту житель ства или в отделе субсидий); выписка из лицевого счета (выда ется в ЖЭУ по месту жительства); справка о составе семьи (выдается в ЖЭУ по месту жительства или в сельской админи страции); справки о доходах членов семьи для исчисления со вокупного дохода за шесть предыдущих календарных месяцев на момент обращения (справка о заработной плате, о размере стипендии, о размере алиментов). Сведения о размере пенсий для пенсионеров, социальных выплатах населению, размере пособия, по безработице запра шиваются службами субсидий самостоятельно, и граждане, претендующие на получение субсидий, справки из этих учреж дений (предприятий) не предоставляют. ^Средства для финансирования субсидий являются защищён ной расходной частью бюджета. В текущем году на эти цели предусмотрено 230 миллионов рублей, в бюджете следующего года планируется заложить 445 миллионов. — И последний вопрос, Вячеслав Михайлович: что дает 100-процентная оплата услуг ЖКУ населением? Кому это вы годно? — Необходимо, прежде всего, ликвидировать перекошен ную модель экономических отношений в жилищно-коммуналь ной отрасли. Что происходит сейчас? Дотации в ЖКХ по-пре жнему идут: предприятия отрасли получают бюджетное фи нансирование на разницу между затратами, которые они не сут, и тарифами для населения. В какой другой потребитель ской сфере это возможно? За продукты питания в магазинах, например, мы платим полную цену (не потому ли, кстати, пол ны прилавки?), а вот за услуги ЖКХ — нет. То есть население полноценным заказчиком коммунальных услуг до сих пор не является. Наше проживание в домах частично оплачивают предприя тия различных форм собственности — вот в чем дело! Ситуа ция явно ненормальная и уж ни в коей мере не рыночная. Ведь оптовым потребителям услуги должны были бы обходиться де шевле, что и наблюдается во всем мире. У нас ж е для предпри ятий тарифы на воду, тепло установлены повышенные. Но эти дополнительные расходы оборачиваются ростом себестоимости товаров, ими выпускаемых, за что, в конечном счете, все равно расплачивается население. С переходом на стопроцентную оплату услуг ЖКХ каждый будет платить объективную цену. Только семьи, где позволяет доход, платить будут сами, а малообеспеченные — с помощью бюджета. Интервью вел Владимир ПЕТРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz