Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

11 ноября 2005 г., № 218 (2259 ЛИПЕЦКАЯ газета ^ргСвое дело «Скорая помощь» для бизнеса Одно из наиболее трудоемких и сложных задач любого отечественного предпринимателя —это не конкурентная борьба и не попытки с минимальными затратами повысить качество производимых им продуктов и услуг, а, прежде всего, —борьба с административными барьерами. Немало еще нареканий на трудности размещения объектов мелкорозничной торговли, разрешительную систему в сфере строительства, ставки арендной платы... Руководство области понимает предпринимателей, помогает преодолеть трудности, находит возможности для поддержки. О том, как это происходит, рассказывает председатель комитета по развитию малого бизнеса администрации области Татьяна ГРИГОРКИНА. — Р есурсы для развития малого и среднего бизнеса у нас достаточно большие, посколь­ ку область по многим экономи­ ческим показателям занимает лидирующие места среди реги­ онов Центрального федерально­ го округа. И и х надо использо­ вать максимально. Власть го­ това работать рука об руку с предпринимателями . Но п ок а н ем ал о п р е п я т ­ ствий , ограничивающ их воз ­ можности для успешного раз­ вития малого бизнеса . Напри­ мер, тема административных барьеров со стороны органов власти, местного самоуправле­ ния и различных контролиру­ ющих организаций не теряет своей актуальности на протя­ жении нескольких лет. Такие барьеры могут возникать на любом этапе предпринимательской деятельности . Например, в процессе регистрации в качестве субъекта предпринима­ тельства, лицензирования или сертификации и так далее. В основе подобных трудностей — несовершенство законодатель­ ства, недобросовестная работа отдельных чиновников. Именно этому было посвящено состоявшееся недавно вне­ очередное заседание координационного совета по развитию малого бизнеса под председательством главы администрации области Олега Королева. Помимо постоянных членов совета на встречу с предпринимателями пришли первые руководи­ тели силовых структур, судебной системы, административ­ ных и контролирующих органов. Темой для рассмотрения стали ведомственные приказы министра внутренних дел РФ и Генерального прокурора РФ , подписанные минувшим л е ­ том. Суть их в том, что существующие законы и акты, на­ правленные на защиту прав предпринимателей , на практике работают неэффективно. Несмотря на принципиальную позйцию руководителей ор­ ганов власти нашей области, руководства правоохранитель­ ных и контролирующих органов, бизнес по-прежнему оста­ ется беззащитен перед проверяющими. Причем не руководи­ тели, а работники, которые непосредственно осуществляют проведение проверок, иногда вольно трактуют действующее законодательство, что приводит к различного рода злоупот ­ реблениям. Сами ж е предприниматели замыкаются в этих проблемах, предпочитают откупаться, “не связываться” и “не портить отнош ения” . Именно поэтому официальных заявле­ ний на действия контролеров практически нет, хотя немало жалоб на и х действия в комитет по развитию малого бизнеса обладминистрации поступает по телефону, в ходе выездных зональных совещаний, в процессе работы областных конфе­ ренций ... С целью борьбы с бюрократическими препонами в обла­ сти действует межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров. В ее составе — руководители контролирующих органов, представители общественных объ­ единений и объектов инфраструктуры поддержки малого би з­ неса. ■ Уж е есть и определенные наработки в этом направлении. Например, в рамках поручения комиссии была проведена экспертиза нормативных актов органов местного самоуправ­ ления , регулирующих сферу предпринимательской деятель­ ности. Правовые акты, принятые с наруш ениями действую ­ щего законодательства, создающие дополнительные админи­ стративные барьеры для предпринимателей , выявлены во многих районах . В настоящее время нарушения устранены, но работа по проверке правовой базы муниципалитетов про­ должается ... Особая тема для разговора — получение разрешений на ведение предпринимательской деятельности. Многим бизнес­ менам известно, что этот процесс нередко затягивается на долгие месяцы. Попробуйте получить землю в аренду или в собственность, “пробить” место под магазин или павильон, а потом оформить права собственности на этот магазин . Вам придется пройти бесконечную череду кабинетов, причем сроки рассмотрения практически везде затягиваются! Но постепенно ситуация меняется к лучшему. Многое сде­ лано по оптимизации разрешительной системы в сфере стро­ ительства. Главным управлением строительства и архитек ­ туры уж е разработаны соответствующие методические реко­ мендации для органов местного самоуправления. Примене­ ние их позволит сократить сроки получения необходимых заключений и упорядочить весь этот процесс. Четвертый год в области практикуется весьма эффектив­ ная форма разрешения конфликтных ситуаций за “круглым столом” . Эти заседания проводятся в соответствии с пож ела ­ ниями предпринимателей . В минувшем году такие встречи состоялись в областном УВД , Центре санэпиднадзора , Д е ­ партаменте потребительского рынка администрации облас­ ти , Торгово-промышленной палате . П осл еднее за с едани е “круглого стола” было посвящено вопросу лицензирования деятельности пожароопасных производственных объектов. В нем участвовали представители Госпожнадзора, которым было рекомендовано с особым вниманием проверять правильность отнесения к числу объектов, подлеж ащ их лицензированию , мелкие предприятия. Кроме того, на протяжении последних пяти лет в области проводятся выездные совещ ания по проблемам развития малого бизнеса в городах и райцентрах , где предпринимате­ ли непосредственно могут обратиться за советом, помощью к представителям власти. Прошедший год показал , что у лю­ дей , занимающихся малым бизнесом , почти не возникает воп­ росов по налогообложению и несовершенству законодатель­ ства. А значит, можно в какой-то мере судить о создании оптимальной налоговой среды. Вместе с тем нерешенных вопросов много. Изменить си ­ туацию помогут два ведомственных приказа, о которых шла речь на координационном совете. Приказом министра внут­ ренних дел РФ утверждена инструкция о проведении сотруд­ никами милиции проверок и ревизий коммерческой деятель­ ности. Теперь порядок их проведения конкретизирован , при­ чем круг должностных лиц , имеющих право выдачи доку ­ ментов на осуществление таких мероприятий, ограничен, обо­ значены права предпринимателей. Приказ Генерального прокурора РФ — более широкого действия. Он направлен на организацию прокурорского над­ зора, борьбу с коррупцией и злоупотреблениями при прове­ дении проверок и выдаче разрешительных документов. При­ каз также предусматривает ответственность должностных лиц за нарушения прав предпринимателей. Как отметил глава администрации области Олег Петро­ вич Королев, защита прав предпринимателей , борьба с 'р а з ­ личного рода злоупотреблениями и впредь будет носить ц е ­ ленаправленный, систематический характер. Наша область — с благоприятным инвестиционным климатом — должна быть привлекательной для инвесторов и с точки зрения безопасности бизнеса . Многое здесь будет зависеть и от са ­ мих предпринимателей. Главное, чтобы они не замыкались в своих проблемах , а вместе с органами власти боролись с негативными явлениями. В свою очередь, главный прокурор области Игорь Пантю- шин подтвердил, что органы прокуратуры открыты и готовы к сотрудничеству с бизнес-сообществом . Предприниматели должны не только знать свои права, но и иметь реальную возможность их защитить. Беседовал Владимир ЗОЛОТАРЕВ. Больной вопрос «Каждый гражданин должен стать полноценным заказчиком коммунальных услуг» Именно в этом видит развязку проблем ЖКХ председатель департамента ТЭК и реформирования жилищно-коммунального хозяйства администрации области- Вячеслав Глебов. Сегодня он отвечает на вопросы «Липецкой газеты» — Вячеслав Михайлович, не так давно председатель правительства Михаил Фрадков подписал постановление, определяющее новые федеральные стандарты оплаты жи­ лого помещения и коммунальных услуг на 2006 год. Как и в уходящем году, стандарт уровня платежей за ЖКУ уста­ новлен в размере 100 процентов от экономически обосно­ ванных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Как будет склады­ ваться в связи с этим ситуация в Липецкой области? — Как известно, правительство предполагало осуществить переход к 100-процентной оплате населением ЖКУ ещё в 1998 году , но сроки реализации этих планов неоднократно отодвигались, и лишь в 2004 году такое решение было при­ нято: на 2005 год федеральный стандарт уровня платежей граждан был установлен в размере 100 процентов. — Тем не менее у нас законом области о бюджете уро­ вень платежей на текущий год установлен в размере 75 процентов? — Следует отметить, что постановления правительства о стандартах принимаются в целях определения размера м еж ­ бюджетных трансфертов, выделяемых из федеральной ка з­ ны бюджетам субъектов РФ . В том числе и для оказания финансовой помощи по оплате жилы х помещений и комму­ нальных услуг. Другими словами, устанавливают для субъек­ тов Федерации определенную планку, которую нельзя и зм е ­ нять в худш ую для населения сторону. Лучше — пож алуй ­ ста! Н о . .. Тогда регион не может претендовать на трансфер» ты из федерального бюджета . Таков подход правительства. Наша область, как известно, является донором и поддер­ жки из федерального бюджета не получает. Приведу такой пример: из областного бюджета на выплату жилищно-ком ­ мунальных субсидий жителям в 2004 году было выделено 150 миллионов рублей , а и з федерального, на условиях со- финансирования, пришло только 5 миллионов! Регионы , не имеющие развитой промышленности и пол­ ностью зависящие от федеральных трансфертов, были вы­ нуждены следовать правительственным стандартам. В нашей ж е области на протяжении всего переходного периода для социальной защиты населения устанавливались более «мяг­ кие» условия оплаты ЖКУ , что хорошо иллюстрирует сл е : дующая таблица: № п/п Показатели Ед. изм Период 1999 оо о04 2001 2002 соо о04 2004 2005 1. Уровень платежей населения от стоимости предоставляемых услуг 1.1. Федеральный стандарт % 60 70 80 90 90 90 100 1.2. Региональный стандарт % 40 50 50 50 75 75 75 — Но с будущего года область также переходит на федеральный стандарт. Каковы будут изменения? — Да, все расчёты на 2006 год производятся уж е исходя из стопроцентной оплаты ЖКУ. Требования федерального центра по соблюдению общероссийских норм с каждым годом ужесто­ чаются. Причем по своеобразной схеме: налоги (то есть дохо­ ды) уходят «наверх», а полномочия (то есть расходы) переда­ ются на уровень субъектов и муниципалитетов. Эти полномо­ чия финансируются за счёт трансфертов из федерального бюд­ жета. Но, как я уж е говорил, только при соблюдении опреде­ лённых условий, в данном случае — федеральных стандартов оплаты ЖКУ. — Надо полагать, установление стопроцентного уровня платежей — окончательное решение? — Окончательное решение примет областной Совет депута­ тов при утверждении бюджета области на 2006 год. — А как складывается ситуация в соседних областях? — Практически все они уж е работают по федеральным стан­ дартам. С 1 января будущего года на полную оплату переходит Самарская область. А вот в Москве в текущем году проводится эксперимент по добровольной стопроцентной оплате ЖКУ. — Похоже, что в январе нашим землякам будет страшно получать квитанции на оплату ЖКУ . — Тут следует пояснить: тарифы складываются из несколь­ ких факторов. Во-первых, они включают определенный пере­ чень работ, имеющих вполне реальную стоимость (так называ­ емый экономически обоснованный тариф). Во-вторых, важную роль играют уровень инфляции, величина перекрёстного суб­ сидирования и, конечно, платежи самих граждан. При переходе на федеральный стандарт цены для населе­ ния на оплату жилья и коммунальных услуг возрастут на 33 ,3 процента. По нашей предварительной оценке, рост тарифов за счёт инфляции составит по различным видам услуг от 11 до 20 процентов. Сейчас в Липецке начисление платы за ЖКУ в двух­ комнатной квартире со всеми удобствами (с учетом платы за лифт, мусоропровод, домофон, радио, антенну), в которой про­ живают три человека, в среднем по году составляет 1408 руб­ лей в месяц. Оплата по экономически обоснованным тарифам в этой ж е квартире в текущем году составила 1705 рублей. Раз­ ницу между суммами платежей жилищно-коммунальным пред­ приятиям дотируют бюджет и потребители—юридические лица за счёт перекрёстного субсидирования. В 2006 году при переходе на новый уровень оплаты сумма платежа по стандартной двухкомнатной квартире в месяц до­ стигнет 1989 рублей. Рост за счёт инфляции составит 284 руб­ ля, за счёт перехода на новый уровень оплаты — на 297 рублей в месяц, а всего — на 581 рубль. А вот какова структура денежных потоков: из 1408 рублей платежа организации, осуществляющие обслуживание и ремонт жилья, получают 293 ,72 рубля в месяц; организации, осуще­ ствляющие техническое обслуживание лифтов, — 84 ,38 руб­ ля, газовики — 80 ,28 рубля; ООО «ЛГЭК» (холодное водоснаб­ жение и водоотведение) — 149 ,39 рубля; МУЛ РВЦЛ — 26 ,56 рубля; радио, антенны, домофон — 46 рублей; услуги банков и почтамтов за приём платежей населения — 12 ,6 рубля и 715 ,13 рубля — энергетики. Установление тарифов на электрическую, тепловую энер­ гию и газ регулируется федеральными законами, и решение об их изменении принимает также федеральная структура. Необходимо заметить, что все тарифы для населения на оплату ЖКУ в области, которые пересматривались в течение 2004—20Ц5 годов, проходили независимую экспертизу затрат, и все экономически необоснованные расходы в них исключе­ ны. Немаловажно и то, что с 1 марта текущего года, после вступ­ ления в действие Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления получили право регулировать тарифы для на­ селения только на коммунальные услуги (за исключением та­ рифов на электроэнергию и газ). После 1 марта 2005 года му­ ниципалитеты устанавливают также размер платы за содержа­ ние и ремонт жилого помещения только для нанимателей ж и ­ лья по договорам социального найма и для собственников ж и ­ лых помещений, которые не приняли решение о выборе спосо­ ба управления многоквартирным домом. Таким образом, государство вывело тарифы на содержание и ремонт жилья из сферы государственного регулирования. Теперь величина этой платы должна утверждаться на общем собрании собственников жилья в многоквартирном доме по пред­ ложению управляющей организации. — Допустим, что для работающего человека 1705 рублей в месяц — сумма посильная, а вот для пенсионера? — Для защиты пенсионеров и низкооплачиваемых граж­ дан существует второй стандарт оплаты — максимально допу- И сколько же мы теперь будем платить за эти квадратные метры? стимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи. Допустимую долю расходов прави­ тельство не меняло уж е несколько лет: с 2001 года она состав­ ляет 22 процента. В нашей области максимально допустимая доля собственных расходов с 1999 года составляла 10 процен­ тов, с 2003 года начала действовать «плавающая» шкала. По­ ясню, в чем суть: при среднедушевом доходе семьи до величи­ ны прожиточного минимума — максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ установлена в размере 10 процентов, но не более половины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законода­ тельством для определения обязательных социальных выплат; от 1 до 1 ,5 величины прожиточного минимума — 15 процен­ тов; свыше 1 ,5 величины прожиточного минимума — 22 про­ цента. Наши условия предоставления жилищно-коммунальных субсидий были, таким образом, мягче федеральных, что видно из следующей таблицы: № п/п Показа­ тели Ед. изм Период 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2. Доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ 2.1. Федеральный стандарт % 19 20 22 22 22 22 22 2.2. Региональный стандарт % 10 10 10 10 Ю, 15, 22 Ю, 15, 22 Ю, 15, 22 Величина ж е социальной нормы площади в области состав­ ляет 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, в городской местности и 22 квадратных метра — в сельской местности; 42 квадратных метра общей площади на семью из двух человек в городской местности; 33 квадратных метра общей площади ж и ­ лья на одиноко проживающих граждан в городской и сельской местности и 18 квадратных метров общей площади жилья на одного человека, проживающего в коммунальной квартире. Социальная норма площади жилья для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире, в коммунальной квартире, в общежитиях, и граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых помещениях, равна фактически занимае­ мой ими общей площади. Мы полагаем, что рост цен на ЖКУ существенно не скажет­ ся на бюджете обеспеченных семей. Что ж е касается других ка­ тегорий граждан, то те, кому полная оплата жилищно-комму­ нальных услуг будет не по карману, получат субсидию. То есть бюджет по-прежнему будет нести нагрузку по эксплуатации и ремонту жилья, только помощь эта будет идти не предприяти­ ям, которые оказывают услуги, а непосредственно гражданам. Она станет адресной. Сохранятся и все существующие льготы. — А какова в структуре населения области доля таких семей? — По России в среднем субсидии получают 8 процентов населения, в нашей области - - свыше 10, по отдельным райо­ нам — до 30 процентов. — Получение субсидии — дело хлопотное. Будет ли упро­ щена эта процедура? — В области субсидию получают тридцать восемь тысяч семей. Более половины документов, которые граждане долж ­ ны представить в службу по назначению субсидий, находятся у них на руках и за ними никуда не надо идти. Это копии свиде­ тельства о рождении детей, копии свидетельства о браке (рас­ торжении), копии документов, подтверждающих право собствен­ ности (найма) на жилое помещение (договор о приватизации, или договор купли-продажи, или договор дарения, или дого­ вор социального найма), квитанции об оплате жилищно-ком­ мунальных услуг, копии документов, подтверждающих нали­ чие льгот по оплате жилищных коммунальных услуг (для льгот­ ных категорий граждан), трудовые книжки (для неработаю­ щих, пенсионеров). Помимо этого в перечень документов на получение субси­ дии входят заявление (заполняется в ЖЭУ по месту житель­ ства или в отделе субсидий); выписка из лицевого счета (выда­ ется в ЖЭУ по месту жительства); справка о составе семьи (выдается в ЖЭУ по месту жительства или в сельской админи­ страции); справки о доходах членов семьи для исчисления со­ вокупного дохода за шесть предыдущих календарных месяцев на момент обращения (справка о заработной плате, о размере стипендии, о размере алиментов). Сведения о размере пенсий для пенсионеров, социальных выплатах населению, размере пособия, по безработице запра­ шиваются службами субсидий самостоятельно, и граждане, претендующие на получение субсидий, справки из этих учреж­ дений (предприятий) не предоставляют. ^Средства для финансирования субсидий являются защищён ­ ной расходной частью бюджета. В текущем году на эти цели предусмотрено 230 миллионов рублей, в бюджете следующего года планируется заложить 445 миллионов. — И последний вопрос, Вячеслав Михайлович: что дает 100-процентная оплата услуг ЖКУ населением? Кому это вы­ годно? — Необходимо, прежде всего, ликвидировать перекошен­ ную модель экономических отношений в жилищно-коммуналь­ ной отрасли. Что происходит сейчас? Дотации в ЖКХ по-пре­ жнему идут: предприятия отрасли получают бюджетное фи­ нансирование на разницу между затратами, которые они не­ сут, и тарифами для населения. В какой другой потребитель­ ской сфере это возможно? За продукты питания в магазинах, например, мы платим полную цену (не потому ли, кстати, пол­ ны прилавки?), а вот за услуги ЖКХ — нет. То есть население полноценным заказчиком коммунальных услуг до сих пор не является. Наше проживание в домах частично оплачивают предприя­ тия различных форм собственности — вот в чем дело! Ситуа­ ция явно ненормальная и уж ни в коей мере не рыночная. Ведь оптовым потребителям услуги должны были бы обходиться де­ шевле, что и наблюдается во всем мире. У нас ж е для предпри­ ятий тарифы на воду, тепло установлены повышенные. Но эти дополнительные расходы оборачиваются ростом себестоимости товаров, ими выпускаемых, за что, в конечном счете, все равно расплачивается население. С переходом на стопроцентную оплату услуг ЖКХ каждый будет платить объективную цену. Только семьи, где позволяет доход, платить будут сами, а малообеспеченные — с помощью бюджета. Интервью вел Владимир ПЕТРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz