Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
9 ноября 2005 г., № 216 (22594) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ П р о г р а м м а р а з в и т и я п р о м ы ш л е н н о с т и Л и п е ц к о й о б л а с т и н а 2 0 0 6 — 2 0 1 0 г о д ы газета П А С П О Р Т П р о г р а м м ы Наименование: Программа развития промышленности Липец кой области на 2006—2010 годы (далее — Про грамма) Основание для разработки: закон Липецкой области от 14.06.2001 г. № 144-03 "О промышленной политике в Ли пецкой области", распоряжения администра ции Липецкой области от 7.04.2005 г. № 221-р "О ходе реализации "Программы развития промышленности Липецкой области на 2002— 2005 годы" и от 7.06.2005 г. № 394-р "О раз работке "Программы развития промышлен ности Липецкой области на 2006—2010 годы" Государственный заказчик: администрация Липецкой области (далее — администрация области) Разработчик: управление промышленности администрации области Исполнители: — управление промышленности администра ции области; — управление экономики администрации обла сти; — управление инвестиций и международных связей администрации области; —департамент образования и науки админи страции области; — комитет по развитию малого бизнеса адми нистрации области; — управление труда и занятости админист рации области; — региональная энергетическая комиссия Ли пецкой области; — комитет экологии администрации области; —департамент потребительского рынка адми нистрации области Основная цель: создание благоприятных социально-экономи- . ческих и организационных условий для раз вития и эффективного использования про мышленного потенциала Липецкой области, обеспечивающего повышение конкурентных позиций товаропроизводителей области на внутреннем и внешнем рынках, а также повы шение на этой основе уровня жизни и заня тости населения Основные задачи: обновление и модернизация технологической базы промышленного производства и расши рение на её основе выпуска конкурентоспо собной продукции. Формирование системы, обеспечивающей производство и реализацию инновационной продукции. Развитие промышленной инфраструктуры Сроки реализации: 2006—2010 годы Объемы и источники финансирования: прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 2 290 500 тыс. рублей. Фактические объемы расходов на выполне ние мероприятий Программы ежегодно уточ няются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год Ожидаемые конечные результаты реализации: обеспечение устойчивого роста объемов про мышленного производства и выход на уро вень 5-7 процентов их ежегодного прироста (без учета предприятий металлургии) на вто ром этапе реализации настоящей Программы Контроль за исполнением: общее руководство реализацией Программы осуществляет управление промышленности администрации области, которое ежегодно информирует президиум Совета админист рации области и Липецкий областной Совет- депутатов о выполнении Программы с внесе нием предложений по ее совершенствованию Введение Программа развития промышленности Липецкой области на 2006—2010 годы (далее— Программа) является логическим разви тием работ по созданию инструментария для реализации Закона Липецкой области "О промышленной политике Липецкой облас ти", определившего правовые и экономические основы, цели, эле менты и принципы реализации промышленной политики в облас ти, основы взаимоотношений между ее субъектами. Программа развития промышленности Липецкой области на 2002—2005 годы положила начало широкомасштабному техничес кому перевооружению и реконструкции промышленных предпри ятий, позволила создать условия хозяйствующим субъектам для реализации стратегии экономического развития и улучшения уров ня жизни населения области. За 4 года значительно выросли объе мы производства и налоговые поступления в бюджеты всех уров ней. В современных рыночных условиях для органов государствен ной власти области важно иметь концепцию политики, определяю щую поведение субъектов управления на основе мониторинга и анализа тенденций развития. Программа исходит из того, что реализация промышленной по литики на современном этапе развития национальной экономики диктует необходимость учета таких макротенденций, как переход России в категорию постиндустриальных обществ, предполагае мое вступление России во Всемирную торговую организацию. , Основной целью промышленной политики области должно стать создание условий для организации и развития конкурентоспособ ных и эффективных производств. Формирование конкурентоспо собного производства предъявляет особые требования к процес сам модернизации производства, внедрения инноваций, стандар тизации и качеству продукции, квалификации специалистов и ме неджеров, профессионально-квалификационному составу рабочих кадров, качеству труда, условиям поддержания платежеспособно го спроса на промышленную продукцию, которые могут быть обес печены за счет повышения уровня оплаты труда, финансового оз доровления организаций, создания определенного имиджа отече ственному производству, содействия продвижению его продукции. Данные требования, предъявляемые на современном этапе к функционированию промышленности, являются основанием для формирования положений промышленной политики и выработки действий по реализации мер государственной поддержки промыш ленности. Программа, как базовый системный документ, определяет за дачи промышленной политики в области на 2006—2010 годы. 1. Анализ состояния промышленности Липецкой области Липецкая область (далее — область) — одна из наиболее инду стриально развитых областей России. По объему промышленного производства она занимает ведущее место среди областей Цент рального Федерального округа. Существенный вклад в создаваемый в области валовой регио нальный продукт вносят предприятия промышленности. По оценке комитета государственной статистики области, доля промышлен ности в составе регионального продукта в последние годы состав ляет свыше 60%. Промышленность обеспечивает занятость тре тьей части экономически активного населения области и три чет вертых налоговых поступлений в областной бюджет, представлена предприятиями практически всех отраслей. В структуре собствен ности областных промышленных предприятий преобладает него сударственный сектор. Анализ отраслевой макроструктуры промышленности показы вает, что более 70% объема выпуска промышленной продукции получено предприятиями черной металлургии, на долю машино строения приходится 9%, пищевой и перерабатывающей — 11% . Результаты промышленной деятельности в области за послед ние годы свидетельствуют о тенденции устойчивого роста произ водства. Существенное влияние на увеличение объемов промыш ленного производства оказали процессы технического перевоору жения, а также развитие производства белой техники. Промышленное производство в области сосредоточено на 2323 предприятиях, в том числе около 200 — крупных и средних, на Постановление внеочередной тридцать шестой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва № 985 -пс от 20 .10 .2005 г. О Программе развития промышленности Липецкой области на 2006-2010 годы области на 2006—2010 годы (прилагается). Рассмотрев представленный главой администрации области проект Программы развития промышленности Липецкой области на 2006—2010 годы, руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и учитывая решение комитета областного Совета депутатов по экономике, областной Совет де путатов постановляет: 1. Утвердить Программу развития промышленности Липецкой 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его приня- Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. долю которых приходится свыше 98% от общего объема произ водства. Значительная часть промышленной продукции реализуется на экспорт. В товарной структуре экспорта доминирует продукция предприятий черной металлургии, доля которой в объеме экспор та в 2004 году составила 96%. Территориально развитие промышленности характеризуется неравномерностью: более 95% промышленной продукции выпус кается в таких крупных промышленных центрах области, как г. Ли пецк, г. Елец, г. Лебедянь, г. Грязи. В структуре промышленного производства этих городов преобладает продукция черной метал лургии, машиностроения, пищевой и перерабатывающей промыш ленности. Дальнейший рост промышленного производства в области сдер живается изношенностью основных производственных фондов. Эта же причина не позволяет многим предприятиям производить кон курентоспособную продукцию по мировым стандартам качества, сохраняется дефицит квалифицированных кадров специалистов и рабочих. Администрацией области осуществлялись, меры государствен ной поддержки предприятий промышленности, проводящих техни ческое перевооружение в основном за счет субсидирования про центной ставки по кредитам. Активно развивались формы косвен ной поддержки, способствующие не только восстановлению пла тежеспособности, но и содействующие формированию собствен ных источников финансирования предприятий для обеспечения их развития. В целях обеспечения необратимого характера процессов раз вития промышленности области, основанных на учете российских и мировых тенденций промышленного производства, целесообразно повысить эффективность проводимой промышленной политики в области. 2. Цели, задачи и приоритеты развития промышленности Реализация мероприятий Программы развития промышленно сти Липецкой области на 2002— 2005 годы позволила стабилизи ровать послекризисную ситуацию и создать предпосылки для рас ширения масштабов производства и повышения его конкуренто способности. Современный этап развития, исходя из стратегии социально- экономического развития страны на среднесрочную и долгосроч ную перспективу и принятия ряда программно-нормативных доку ментов, устанавливающих долгосрочные ориентиры в развитии ре ального сектора экономики, требует внесения изменений в при оритеты и механизмы регулирования промышленной деятельности в области. Цель Программы — создание благоприятных социально-эконо мических и организационных условий для развития и эффе1<ггивно- го использования промышленного потенциала области, обеспечи вающего повышение конкурентных позиций отечественных това ропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, а также по вышение на этой основе уровня жизни и занятости населения. Программа представляет собой комплекс мероприятий, обес печивающих эффективное решение задач в области промышлен ного развития области и осуществляемых исполнительными орга нами государственной власти области совместно с органами ме стного самоуправления, субъектами промышленной деятельнос ти. Программа призвана стать одним из основных инструментов государственной промышленной политики области и обеспечить содействие субъектам промышленной деятельности в выпуске кон курентоспособной продукции, обновлении основных фондов и тех нологий, решении вопросов финансового оздоровления. Основные мероприятия Программы ориентированы на период 2006—2010 годы и направлены на создание экономических и орга низационных условий и предпосылок для развития субъектов про мышленной деятельности, улучшения инвестиционного климата, со здания благоприятных условий для развития предпринимательства, успешного вхождения России во Всемирную торговую организа цию (ВТО). Период 2006—2010 годов следует рассматривать как этап под готовки промышленности к ее интеграции в единое мировое фи нансово-экономическое пространство. На этом этапе должны быть заложены основы формирования нового облика промышленности, обеспечивающей эффективное воспроизводство конкурентоспособ ной продукции, в том числе инновационной, и стабильный эконо мический рост на перспективу. Приоритеты Программы: — формирование промышленной политики как важнейшей час ти стратегии социально-экономического развития области; — создание условий для ускоренного технического перевоору жения и модернизации промышленного производства, менеджмен та, инжиниринга, систем обеспечения качества и сертификации, формируемых на основе приоритетного развития машиностроения и использования современных отечественных средств производ ства; — всестороннее содействие созданию и развитию особой эко номической зоны промышленно-производственного типа в Грязин- ском районе. Реализация данного проекта обеспечит формирова ние уникального инфраструктурного комплекса с высокой концен трацией предприятий промышленно-производственного назначе ния на одной территории. Рациональная схема функционирования особой экономической зоны будет способствовать созданию вы сокоэффективных производств европейского уровня, внедрению ин новационных проектов, сохранению и дальнейшему развитию про мышленного потенциала области; —формирование механизма по активизации инновационной де ятельности в промышленности, обеспечение его запуска и получе ние первых результатов для последующего их использования в пе реориентации промышленности на инновационный путь развития, в том числе с применением субконтрактных схем взаимодействия с малыми предприятиями в интересах области; — дальнейшее развитие инфраструктуры промышленной дея тельности как одного из факторов обеспечения качественного ро ста промышленности; — создание условий для рационального использования при родных ресурсов, охраны окружающей среды и жизненно важных интересов человека от негативного воздействия промышленных предприятий; — стимулирование развития и использования производств по переработке и утилизации отходов; — создание условий для сохранения предприятиями промыш ленности лидирующих позиций на рынках регионов Российской Фе дерации, стран ближнего и дальнего зарубежья и решения теку щих социально-экономических задач области (пополнение бюдже та, сохранение рабочих мест, повышение платежеспособности на селения й т.п.); — создание условий для широкомасштабного привлечения не государственных инвестиций на основе использования современ ных финансовых механизмов, в том числе механизмов фондового рынка, лизинга, внебюджетных фондов развития и др.; — создание условий по недопущению социальной напряжен ности в промышленности, включая преднамеренное банкротство предприятий и безработицу. Достижение цели и решение поставленных задач будут осуще ствляться посредством предусмотренных Программой мероприя тий. 3. Основные направления промышленной политики Основные направления Программы сформированы на основа нии анализа тенденций, факторов и проблем, оказывающих воз действие на эффективность деятельности промышленных предпри ятий, сценарных условий и прогнозных тенденций развития отрас лей с учетом предстоящего вступления России в ВТО, "сильных" и "слабых" сторон промышленности области, возможных путей раз вития и повышения эффективности работы промышленных пред приятий. Основные направления ориентированы на решение комплекса внешних и внутренних проблем и факторов, влияющих на развитие промышленных предприятий, определяющих как условия хозяйство вания в сфере промышленности, так и деловую среду предприя тия, условия производства промышленной продукции. 3 .1 . Содействие привлечению инвестиций в экономику области Основные задачи: — создание благоприятного инвестиционного климата, повы шение инвестиционной привлекательности предприятий и содей ствие в поиске потенциальных инвесторов; — содействие созданию предприятий с иностранными инвес тициями; — совершенствование нормативной базы в целях улучшения условий хозяйствования предприятий, развивающих инвестицион ную деятельность в направлениях: • организации выпуска экспортоориентированной и импорто замещающей продукции; • внедрения энергосберегающих и малоотходных ресурсосбе регающих технологий; • внедрения инновационных наукоемких технологий; • внедрения технологий, снижающих влияние промышленных предприятий на загрязнение атмосферы, подземных и поверхнос тных вод, почв, недр, озонового слоя. 3 .2 . Содействие продвижению продукции промышленности на внутреннем и внешнем рынках Основные задачи: — формирование областного заказа за счет средств бюджета; — развитие межрегиональных и международных связей; — содействие развитию экспорта и промышленной коопера ции; — содействие развитию выставочной деятельности, рыночной инфраструктуры и товаропроводящей торговой сети предприятий; — стимулирование производства комплектующих изделий и раз витие кооперации на предприятиях малого и среднего бизнеса. 3 .3 . Содействие повышению конкурентоспособности промышленных предприятий и их продукции Основные задачи: — стимулирование инновационной деятельности и перехода на инновационную модель развития предприятий приоритетных пе рерабатывающих отраслей: машиностроения, легкой и пищевой промышленности; — формирование и реализация комплексных мер по повыше нию качества продукции предприятий; — реализация мер по внедрению на предприятиях энергосбе регающих и малоотходных ресурсосберегающих технологий; — пропаганда идей качества и содействие наиболее эффектив ному использованию предприятиями научно-технического и инно вационного потенциала, теоретических разработок и передового опыта в этой сфере. 3 .4 . Содействие в реализации кадровой политики Создание условий для развития рынка труда, восполнения де фицита в высококвалифицированных кадрах промышленности, на правленных на удовлетворение спроса предприятий: — формирование и реализация комплексных мер по подготов ке, переподготовке и закреплению кадров на предприятиях; — развитие эффективной профориентации в целях содействия подготовки и закреплению кадров в промышленности; — согласованность позиций работодателей, профессиональных учебных заведений и служб профориентации и адаптации. 3 .5 . Содействие развитию приоритетных направлений промышленной деятельности Основные задачи: — формирование и реализация программ или комплексных ме роприятий по развитию отраслей, обеспечивающих производство конкурентоспособной импортозамещающей продукции; — содействие развитию предприятий и производств машино строения, встроенных в кооперацию с хорошими перспективами сбыта конечной продукции на внутреннем и внешнем рынках; — формирование условий для развития и создания новых про изводств, новых малых промышленных предприятий, использую щих уникальные наукоемкие производства, технологии XXI века; — стимулирование развития производств, использующих мест ные сырьевые ресурсы, технологии по переработке отходов про изводства, очистке сточных вод и вредных выбросов в атмосферу. 3 .6 . Развитие взаимовыгодного социально-экономического партнерства Основная задача: — развитие взаимоотношений с промышленными предприяти ями, объединениями промышленников, общественности и проф союзами для успешной реализации промышленной политики; — организация диалога "Бизнес — власть — общество" на ос нове взаимовыгодного договорного сотрудничества через реали зацию действующих и разработку новых Соглашений о социально- экономическом сотрудничестве; — формирование социально-психологической "атмосферы об новления и подъема” , характеризующейся наличием в обществе и трудовых коллективах внутреннего согласия по поводу целей раз вития и способов их достижения, обеспечивающих поступатель ный рост экономики и промышленности через модель расширен ного воспроизводства на основе перехода к инновационно-инвес тиционному пути развития и повышения эффективности. 4. Основные критерии, объекты и приоритеты государственной поддержки При разработке областной промышленной политики органы го сударственной власти области исходят из того, что в современных условиях развития рыночных отношений значительная часть про блем может быть решена организациями самостоятельно (через механизм рыночного саморегулирования), но часть проблем долж на быть разрешена путем государственного регулирования рыноч ных экономических процессов. Государственное регулирование экономики — вмешательство (воздействие) органов государственной власти в функционирова ние рыночной экономики с целью воздействия на перспективное развитие общественного производства в необходимом обществу направлении или решения социальных проблем. Важнейшим сред ством такого воздействия государства являются меры государствен ной поддержки. Деятельность органов государственной власти области осно вывается на сочетании двух основополагающих форм государствен ного регулирования: — формирование общих условий для эффективного развития промышленности; — адресная поддержка объектов промышленности в целях со действия развитию конкурентоспособных, высокоэффективных, на укоемких производств. Формирование общих условий для эффективного развития про мышленности области направлено на повышение инвестиционной привлекательности области как стратегической цели социально- экономического развития области и создание благоприятной эко номической Среды функционирования организаций промышленно го комплекса. В условиях ограниченности финансово-бюджетных ресурсов данная форма государственного регулирования — фор мирование общих условий для развития промышленности — явля ется приоритетной и рассматривается в качестве основополагаю щей в деятельности органов государственной власти области. Адресная государственная поддержка в первую очередь направ ляется на содействие развитию конкурентоспособных, высокоэф фективных, наукоемких производств, приоритетных направлений промышленной деятельности. Ограниченность возможностей адресной государственной под держки объектов промышленности определяет необходимость вы деления четких приоритетов и критериев государственной поддер жки, требующих соотнесения с обозначенной целью промышлен ной политики. Для обеспечения развития высокоэффективного производства области необходима поддержка отдельных производств и техно логии, определяющих возможности технологических прорывов и значимых для российской и мировой экономик. В качестве приоритетных объектов государственной поддерж ки в Программе принимаются: — создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Гря- зинского района; — высокотехнологичные предприятия промышленности, способ ные сохранять лидирующие позиции в действующих сегментах и завоевывать новые сегменты рынка, обеспечивающие стабильный рост налоговых поступлений в бюджет; — социально значимые предприятия промышленности, выпус кающие конкурентоспособную продукцию и обеспечивающие за нятость населения, включая инвалидов; — предприятия промышленности, включая организации малого бизнеса, обеспечивающие разработку и производство инноваци онной продукции; — предприятия промышленности, обеспечивающие реальное снижение негативного воздействия на окружающую среду без сни жения объемов производства, использующие в качестве сырья ме стные природные ресурсы, а также организации, обеспечивающие рецикпинг отходов промышленного производства и продукции, по терявшей свои потребительские свойства в результате жизнедея тельности города и его населения. Приоритеты предоставления бюджетной поддержки: — повышение эффективности промышленного производства за счет развития инфраструктуры промышленности, увеличение объе мов производства и поставок продукции конечного потребления и производственно-технического назначения с улучшенными потре бительскими свойствами, в том числе инновационной, а также про дукции, получаемой из вторичных ресурсов; — повышение уровня экологической и техногенной безопасно сти производства на основе применения современных технологий и оборудования, соответствующих экологическим требованиям и обеспечивающих выполнение положений Киотского протокола, на правленного на сокращение выбросов парниковых газов, перехода организаций промышленности на международные экологические стандарты; — создание организационной и технико-технологической базы для внедрения инноваций; — создание новых рабочих мест и модернизация действующих, рост уровня оплаты труда в промышленности и занятости населе ния области; — пополнение бюджета. 5. Этапы реализации Программы Программа рассчитана на период 2006—2010 годы. Ее реали зацию предполагается осуществить в два этапа. Первый этап: 2006—2008 годы. На первом этапе должны быть созданы условия для стабилиза ции работы предприятий промышленности области и дальнейшего роста производства на предприятиях различных форм собствен ности. Предполагается осуществить систему мер по созданию и раз витию в области особой экономической зоны промышленно-про изводственного типа на территории Грязинского района, привле чению инвесторов для работы в качестве резидентов по созданию производств высокой степени переработки. Будет обеспечено даль нейшее развитие и использование научно-технического и иннова ционного потенциала области, подготовка кадров для предприя тий промышленности, в том числе с учетом деятельности пред приятий в условиях ВТО. В области ожидается создание инфраструктурного обеспече ния инновационной деятельности, налаживание кооперированных связей предприятий с регионами России. На промышленных предприятиях области будут разработаны программы и конкретные мероприятия по внедрению технического перевооружения и инноваций, прогрессивных форм и методов орга низации производства. Будет осуществляться ежеквартальный мониторинг деятельно сти промышленных предприятий, получивших государственную под держку. Будет создан механизм стимулирования для развития приори тетных направлений деятельности. Второй этап: 2009—2010 годы. На втором этапе будет осуществлен переход к устойчивому ро сту объемов промышленного производства на уровне 5—7 % в год. Должны быть завершены работы по реформированию промышлен ных предприятий, реализованы меры государственной поддержки приоритетных отраслей и производств. В области будет постоянно проводиться активная промышленная политика, ориентированная на прогрессивное изменение структурных пропорций, развитие эк спортных возможностей предприятий, расширение состава финиш ных производств. Намечается проведение работ по формированию правового поля деятельности в сфере промышленного производства и разработка стратегии развития промышленности области на длительную пер спективу. 6. Организационная схема реализации Программы Общее руководство и организация работ по реализации Про граммы и промышленной политики осуществляется заместителем главы администрации области, курирующим вопросы промышлен ности. В качестве исполнительных органов администрации области по реализации промышленной политики выступают управление про мышленности администрации области и соответствующие струк турные подразделения, на которые возлагаются обязанности по текущей координации и проведению оперативной работы по осу ществлению всех разработок, предусмотренных Программой. Реализация основных положений Программы обеспечивается путем реализации программных мероприятий, создания норматив ных правовых и методических документов, определяющих конкрет ные направления и пути развития промышленности. Реализация промышленной политики в городах и районах об ласти осуществляется с привлечением органов местного самоуп равления. 7. Ресурсное обеспечение Программы В качестве финансовых и других инвестиционных ресурсов, при влекаемых для реализации мер по развитию промышленности, предполагаются: — средства областного бюджета в рамках программ; — внутренние инвестиции предприятий и собственников; — средства внебюджетных фондов; — внешние привлеченные инвестиции, кредиты. В том числе из средств областного бюджета: 2006 г. — 478 598 тыс. рублей; 2007 г. — 530 105 тыс. рублей; 2008 г. — 504 267 тыс. рублей; 2009 г. — 376 929 тыс. рублей; 2010 г. — 400 601 тыс. рублей. 8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Анализ развития промышленности и мер, принятых органами государственной власти области по её поддержке, показывает, что в настоящее время усилилась актуальность перехода к более ак тивной промышленной политике. В изменившихся условиях необ ходимо использование новых средств и форм государственной под держки развития промышленности. Назначение настоящей Программы — конкретизировать цель промышленной политики области на предстоящий период и, исхо дя из этого, обозначить основные направления повышения эффек тивности промышленности области, определить методы и сред ства государственной поддержки. Программа представляет комплекс мероприятий, ориентиро ванных на эффективное решение приоритетных для развития про мышленности области задач посредством консолидации ресурсов и их целенаправленного использования для достижения конечных результатов Программы. Систематическое проведение оценок социально-экономического развития области и промышленных организаций позволит коррек тировать инструменты и меры государственного воздействия и на этой основе осуществить переход к инновационной стратегии и адекватной государственной политике качественного экономичес кого роста. Учитывая поставленную цель, связанную с созданием условий для повышения эффективности и конкурентоспособности промыш ленного производства, в качестве результатов ее осуществления следует ожидать количественный и качественный рост производ ства промышленной продукции. Значение Программы заключается прежде всего в том, что это одна из важнейших составляющих механизма реализации Страте гии социально-экономического развития области, основной целью которой является рост качества жизни населения области. (Окончание на 4 -й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz