Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
8 ноября 2005 года ИЗ ЖИЗНИ ПАМЯТНИКОВ «РОДИНА-МАТЬ» ИСПЫТЫВАЕТ НА СЕБЕ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЧТИ СОРОКАЛЕТНЕЙ ЖЕНЩИНЫ На днях у самой высокой статуи в мире, «Ро дины-матери», был день рождения. Ей стукнуло 38 лет. Двое мужчин подготовили даме пода рок. Губернатор Волгоградской области Максю- та предложил, а президент Путин согласился, что знаменитый мемориальный комплекс дол жен перейти на содержание федерального бюджета. Очень вовремя. Ведь когда женщине под со рок, ей пора думать о лифтинге, макияже, а то и о пластической хирургии. С вопросов о маки яже, точнее, о трещинах на скульптуре, и на чался наш разговор с заместителем директора мемориального комплекса Валентиной Клюши- ной. - Да кому все это интересно - трещины эти?! Тут на самое простое не хватает. Веники, лопа ты, метелки покупать не на что. Кое-как котель ную запустили. Слесарь получает тысячу руб лей, а дворник - 800... Да, покой им только снится. Волгоградские коммунальщики прислали телефонограмму с уг розой отключения воды, если не будут погаше ны долги. А газовики грозят даже отключить Вечный огонь. Кстати, такое уже случалось. Вот и представитель зеленхоза сообщил, что город не дает денег на работы, а потому обслужива ние зеленой зоны Кургана может быть прекра щено, полезет чертополох... Сама Валентина Николаевна Клюшина, за служенный строитель России, которая отдала Мамаеву Кургану 28 лет жизни, в марте реши ла уйти на пенсию: - Никогда об этом не говорила. А сейчас точную дату могу назвать. Точно уйду! Себя нужно уважать... Помимо своей главной функции - увековече ния памяти о Сталинградской битве, - мемори ал, грандиозное творение Вучетича, стал сим волом могущества СССР. «Родина-мать» по всем статьям превзошла американскую статую Свободы. Общая высота скульптуры - 86 мет ров. А меч в ее руках весит 14 тонн и насчиты вает 33 метра в длину. Общий вес монумента - более 8 тысяч тонн. Специалисты сравнивают эту конструкцию только с всемирно известной скульптурой - Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро. Это чудо не только художественной, но и ин женерной мысли. Более 100 тросов удержива ют железобетонные блоки в 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Руко водитель инженерной группы Николай Никитин впоследствии стал создателем другого советского чуда - Останкинской телебашни. - Когда недавно специалисты брали пробы бетона, из которого сделан памятник, то моло ток просто отскакивал. Вот какой уникальный бетон здесь использован! - свидетельствует зам. председателя комитета по культуре админист рации Волгоградской области Анатолий Маль- ченко. - Все сделано на таком высоком уров не, что удивляются и современные эксперты. С 1967 по 1991 год мемориальный комплекс посещали 3,5-4 миллиона человек в год. Сей час, с падением уровня внутреннего туризма, показатели, конечно, не те. Но полтора милли она гостей в год «Родина-мать» принимает и сейчас. В нынешнем же, юбилейном, поклонить ся памятнику и героям Сталинградской битвы приходили уже около 2 миллионов человек. Туристы теперь бывают прог тне и не очень. В последнее время устраивак ,'<сь корпора тивные вечеринки строители, ь ; .женники, тан кисты. Здесь поминают погибших в «горячих точ ках» и фотографируют новобрачных. Традици онно посещают «Родину-мать» и ведущие поли тики. Накануне президентских выборов сюда заезжали Ельцин, Путин, Зюганов. В гости-то ходят, но так получалось, что са мая высокая женщина мира оставалась со сво ими болячками и проблемами один на один. Разве что Анатолий Чубайс устроил на мемори але достойное освещение - и то благодаря группе «Чайф». Побывав на гастролях в городе- герое, артисты поразились, что «Родина-мать» живет в полутьме. Пожаловались Чубайсу, кото рый давно благоволит «Чайфу». После этого на кургане стало светлее. Да еще «ЛУКОЙЛ» в преддверии 60-летия Победы помог установить близ памятника Храм Всех Святых. Вообще-то почему-то именно в преддверии выборов и памятных дат этой сильной женщине оказываются знаки внимания. Накануне 60-ле- тия Победы были наконец-то выделены на про ведение ремонтных работ около 70 миллионов рублей по двум федеральным целевым програм мам. Когда Леонид Брежнев в 1967 году торжест венно открыл мемориальный комплекс на М а маевом кургане, мало кто задумывался, какого внимания, денег и терпения потребует этот грандиозный проект. Например, покрытие скульптуры защитным слоем. Выбросы химиче ских веществ стоящими по соседству промыш ленными гигантами укорачивают век творения Вучетича. Смешиваясь с дождем или снегом, вы бросы превращались в серную кислоту. Защиту от кислотных дождей искали много лет, пере пробовали множество составов - от российских до немецких. Нашли, но технология оказалась из дешевых. А после развала страны встал вопрос, кто должен платить за содержание монумента. Спо рили лет 10. Только недавно областная Дума потребовала для «Родины-матери» статус госу дарственного памятника. А до того знаменитые скульптуры на Кургане значились... парковыми. Как какая-нибудь девушка с веслом в тамбов ском парке культуры. И губернаторы, и мэры Волгограда давно просят федеральных чиновни ков забрать мемориал на свой баланс. Но и се годня «Родина-мать» не является памятником фе дерального значения. При таком статусе ника кого финансирования из Центра не полагается. «Родине-матери» требуются подтяжки и даже пластические операции. Ежегодно на поддержание в «Родине-матери» жизни нужно не так уж и много - порядка 5 мил лионов рублей. Но, как видим, эта сумма оказа лась неподъемным грузом. А вот заработать на близости к скульптуре стараются многие. Недав но прокуратура и Росприроднадзор заговорили о незаконной застройке территории мемориаль ного комплекса. Сейчас на западном склоне кургана, например, монтируют огромный экран для видеорекламы. С разных сторон подступают новые жилые комплексы. Два года назад работ никам мемориального памятника-ансамбля при шлось приложить немало усилий, чтобы отстоять землю, отведенную под эспланаду - часть вто рой очереди Мамаева кургана. А весной этого года поднялся шум из-за намерения группы ком паний воздвигнуть на одном из склонов Мамае ва кургана большой торгово-развлекательный комплекс с ресторанами, боулингами и киноте атрами. Для авторов этой идеи скульптура Вуче тича - всего лишь вид из окна. Но для нас-то, россиян, это символ великого подвига. Или это уже не модно? Елена СЕРЕНКО. Волгоградская область. ХОРОШАЯ НОВОСТЬ У ЭТОЙ КНИГИ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ Вам, наверное, при ходилось слышать, что газета живет один день. Это так и... не так. Если бы все, о чем люди пи шут в газету, назавтра теряло смысл, таяло, как эскимо на солнце, газеты давно бы умер ли. Новости - это, ко нечно, важно, это наша профессия. А погово рить? Напомнить, что жизнь есть не только борьба и что добро не обязательно должно быть с кулаками? Для того и существует очень редкий вид жур налиста (как розовая чайка, если помните повесть Олега Куваева «Тройной полярный сю жет»), Например, Дима Шеваров. Много лет он ведет в «ДВ» рубрику «Доб рые лица». У этих пуб ликаций - своя и нема лая аудитория, о чем можно судить по вашим письмам, откликам. Не раз чи татели рассказывали о том, что вырезают очерки Шеварова и сшивают их в самодельные книжки. И вот радостное собы тие: материалы с газетной по лосы перекочевали под облож ку настоящей, солидной книги. Называется она «Освещен ные солнцем. Добрые лица XX века». Книга вышла в рамках издательской программы пра вительства Москвы и предна значена прежде всего народу подрастающему, только при меривающемуся к взрослой жизни. Впрочем, возраст здесь ни при чем. Герои шеваров- ских очерков, люди из разных эпох, сословий и профессий, объединены по очень важному признаку: от них исходит свет. Свет мудрости, романтики, до броты, веры. Между прочим, во все времена публике этого не хватало, она в этом остро нуждалась, хотя не всегда в этом признавалась. Писатели Хемингуэй, Экзю пери и Виктор Астафьев, фило софы Алексей Лосев и Дмит рий Лихачев, поэты Геннадий Шпаликов и Саша Башлачев, космонавт Гагарин и артист Баталов, сказочники Андерсен и Виктор Драгунский, звезды эстрады Шарль Азнавур и Ан на Герман... К счастью, таких людей достаточно, чтобы книга Дмитрия Шеварова обязатель но имела бы продолжение. Бо лее того, никогда бы не конча лась. А пока читайте «Добрые ли ца» в газете! Валерий СИМОНОВ. утатем 22 - 25 ноября 2005 г. 4-*Р осошсзйя выставкасг Т Р У Б О П Р О В О Д Н Ы Е 1 1 „ _ _ С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В О . Э К С П Л У А Т А Ц И Я , Р Е М О Н Т М о с кв а , В В Ц , п ав и л ь о н № 2 0 проводится вод патронатом Комитета Государственной Думы РФ во энергетике, тронспорту и связи ( 0 9 5 ) 1 8 1 - 9 6 - 4 8 , 1 8 1 4 1 - 6 0 , 1 8 1 - 9 7 - 8 8 ” ___________ у т у у Л г и Ь о в У 5 1 е ш .ш __________ СЕМЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК НА СУНДУК Н К Щ ТАЙНУ ПОГИБШЕГО В ЧЕРНОМ МОРЕ 7 НОЯБРЯ 1941 ГОДА ТЕПЛОХОДА «АРМЕНИЯ» БУДУТ РАЗГАДЫВАТЬ АМЕРИКАНЦЫ НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ \ П одводные роботы -ма нипуляторы ам ери кан ца Роберта Балларда вскро ют самую большую братскую могилу Великой Отечествен ной войны. 20 лет назад Бал ларду удалось обнаружить в глубинах Атлантики легендар ный «Титаник». Теперь ам ери канский ученый решил занять ся советским теплоходом «Ар мения». 7 ноября 1941 года на траверзе Медведь-горы нем цы потопили русский сани тар ный транспорт . Разом по гиб ли больше семи тысяч чело век. Подробности страшной трагедии до сих пор почти не известны. Нынешним летом экспедиция Д епа р там е н та морс ко го наследия Украины три недели искала останки «Армении». На 300-метровой глубине работал батискаф «Лангуст». Украинские иссле дователи заявляли, что добь ются признания затонувшего судна Международным м о р ским мемориалом (первым та ким мемориалом стал «Тита ник»), Начало черноморской экс педиции было ш ироко ра зре к ламировано в прессе, однако потом всю информацию как обрезало . Доносилось одно: «Отыскать теплоход не уда лось». И вот теперь официаль ный Киев дал «добро» амери канскому ученому. Его поиск развернется следующей вес ной, как только у крымского побережья установится х ор о шая погода. Решение принято на самом высоком правитель ственном уровне. Роберт Баллард руководит знаменитым Институтом о ке а нографии и океанологии. Н а учная структура , тесно свя занная с ВМ Ф СШ А . Д а , они распола гаю т новейшими ап паратами , способными дейст вовать на глубине до шести километров. О д н а ко Черное море - не Атлантический о ке ан , между Ялтой и Гурзуфом нет таких глубин. Казалось, найти в прибрежной зоне ме таллическую громадину круп нотоннажно го судна не со ставляет особой проблемы. Тем более вероятная точка гибели сан и тар но го тра нс порта известна. В советские времена тема «Армении» счи талась политическим табу . Почему же украинская экспе диция-2005 была, по сути, за морожена , объявлена безре зультатной, а теперь делом займутся спецы СШ А ? Тайна времен войны обрастае т но выми вопросами. Д вухтрубный красавец - теплоход «Армения». В 31>-е годы один из шести пер воклассных п а с саж ир с ки х лайнеров , что ходили между портами Крыма и Кавказа . Эти рейсы были ка к мечта, как открытка из курор тно го киоска. Магнолии , песни Уте сова в ресторане верхней па лубы, теплый морской ветер треплет занавеси шикарных спальных кают. А в трюмах - тюки таба ка и сухумские ман дарины. Советская власть на граждала таким путешестви ем партийную номенклатуру, сталинских соколов и крупных хозяйственных ра бо тн и ко в . Два первых корабля для Чер но го моря строили на гер манских верфях, остальные по типовому проекту - на Бал тийском заводе Ленинграда . Уже к августу 1941 -го все шесть теплоходов -«крымча- ков» стали военными транс портами. Корабелы Одессы под непрерывной бомбежкой сделали из «Армении» плаву чий госпиталь. На бор тах и палубах одесситы намалева ли большие красные кресты - в самом начале войны еще были какие -то иллюзии на счет гуманизма «сознательно го германского пролетариа та». Когда немцы прямо по таким крес там отбомбили первые сани тарны е т р а н с порты «Чехов» и «Котовский», гражданские моряки получили зенитные установки. Правда, стрелять по самолетам тол ком не научились. До 20 тысяч раненых успе ла вывезти «Армения» - сна чала из обороняющ ей ся Одессы, потом из Крыма. В Туапсе теплоход загружался пехотой и боеприпасами и возвращ ался о б р а т н о , в крымское пекло. Как правило, его походы прикрывал эсми нец. О сад а Севастополя толь ко начиналась. К город у еще подтягивались основные си лы М анш тейна , но уже было ясно - вражеское кольцо на суше сомкнулось. Путь м о рем остался единственным для снабжения севастополь с кой о б о р о ны . Ле тчи ки «люфтваффе» объявили большую охоту на советские тра нсп ор ты . Если н е защ и щенное судно появлялось на комм уни кациях в светлое время суток, это о значало верную гибель. В ыгрузив в Севастополе маршевые роты, «Арме ния» приняла на б о р т ране ных из четырех госпиталей и весь командный медперсо нал флота. Кроме флотских, грузилось гражданское на чальство с семьями и множе ство ор ганизаций - вплоть до артистов драматического те атра. Покидали гавань в ве черних сумерках, чтобы за ночь провести экстренную за грузку в соседней Ялте и ус петь скрыться в темноте от крытого моря. Ялта была обя зательной - кроме раненых бойцов Приморской армии, спасения в ялтинском порту ожидал практически весь пар тийно -хозяйственный актив Крыма. Беженцы из Симферо поля уже знали, что евреев и коммунистов немцы расстре ливают поголовно. Счет ноябрьско го рейса шел на минуты. О д н а ко как только «Армения» покинула севастопольский рейд, посту пил приказ изменить курс. Транспорт ждали на закрытой военной базе Балаклава. Это между Севастополем и Ялтой. Балаклавский причал был оцеплен НКВД. Чекисты зане сли в трюм множество ящи ков. Никаких пояснений капи тану не давали: «Секретно!» Что было в ящиках - архивы, золото, античные ценности, ра зрабо тки нового оружия из экспериментальных полигонов Ч ерноморско го флота? Неиз вестно. О тряд НКВД остался на теплоходе вместе с гру зом. Так была потеряна спаси тельная ночь. Д о Ялты д о б р а лись под утро , когда начало светать. Беженцы давили друг друга на трапах , врывались на теплоход буквально по го ловам . Советские военные историки писали, что «Арме ния» вышла в море , имея 5500 раненых и эвакуирован ных. Очевидцы-ялтинцы утвер ждают: на бор ту было в пол тор а , а то и в два ра за боль ше. О т нижних отсеков до ка питанского мостика люди сто яли плотной массой. Носилки с тяжелоранеными поднимали вертикально, чтобы о свобо дить место. егодня цифра в семь тысяч человек призна на как факт. Для сравнения: по всем правилам такой ко рабль должен был перево зить максимум пятьсот пасса жиров. В дикой палубной тол чее зенитные расчеты не мог ли работать. К тому же вме сто привычных эскадренных миноносцев сопровождения , имевших достаточно мощное зенитное вооружение , в пос леднем походе «Армению» прикрывал маленький сторо жевик. Обычный катер с дву мя пулеметами на турелях. Еще в воздух поднялась пара советских бипланов И -153 . Наши «ястребки» делали, что могли но они устарели задол го до начала этой войны. ...Ялта, праздничное у тро 7 ноября 1941 года. Ясно и солнечно. Высоко над портом висит немецкий самолет-раз ведчик «рама». И -153 достать «раму» не могут. Капитан са нитарного транспорта Влади С : мир Плаушевский понимает, что на выходе в море фа шисты начнут бом бить. Но если ос таться у причала, «Армению» р а с стреляют танки . Разведка бригады м о р с кой пехоты донесла, что не мецкие мотоцикли сты уже ворва лись на о краину город а . Капитан приказал отдать швартовы. Теплоход был атакован авиаци ей в районе Гурзу фа, прямо напро тив Медведь-горы. С ялтинских пред горий море как на ладони, и свидете лями тра гедии стали сотни мест ных жителей. Сна чала на плавучий госпиталь карусе лью, один за дру гим, заходили пи кирующ ие б ом б а р д и р о в щ и к и . «Армения» из пос ледних сил лави ровала между фонтанами взрывов. О тчаян ные крики людей доносились до берега. Э ки паж торпед оносца «Хенкель-111» не слышал кри ков. Хотя наверняка видел эмблему «Красно го Креста» по бор ту измотанного рус ско го корабля. Видел пере бинтованных раненых и жен щин с детьми, что метались по горящей палубе. Опытные пилоты «Хенкеля» за гнали торпеду прямо в носовую часть теплохода. О н так и ушел под воду - ра зорван ным форш тевнем вперед. Кормовые винты четыре мину ты молотили воздух. Из семи тысяч спаслись только восемь человек. Их подобрал сторо жевой катер. Вот они, участники главных морских трагедий Второй мировой: «Вильгельм Густлофф» и потопивший его подводник Маринеско. Внизу - теплоход «Армения» на стапелях, перед спуском на воду. В се кончилось в одинна дцать часов утра. Крым чане запомнили точное вре мя. За полторы тысячи кило метров отсюда, на Красной площади, уже прошел истори ческий парад , и Сталин с ка зал свою речь. Войска ушли, чтобы защитить последние подступы к М оскве . С о о б щать стране о крупнейшей военной потере на Черном море в такой день было не мыслимо. Только какая разница сол дату - погибший черномор ский теплоход, сожженная де ревенька под М ож айском или 12-летний м альчиш ка -под польщик, повешенный на одесской Пересыпи? И пом нил ли урожденный одессит, капи тан -подвод ник Ал е к сандр М арине с ко о судьбе «Армении», когда победной зимой 45 -го ночным торпед ным залпом топил «Вильгельм Густлофф»? В темноте через перископ он наблюдал лишь контур гигантского корабля. Хотя очень возможно, семь тысяч утонувших в том лайне ре балтийских немцев - воен ные и гражданские беженцы из Курляндии - все-таки были его осознанной местью. Д ве морские катастрофы с одинаковым числом жертв. Семь тысяч человек - почти мистическое совпаде ние. В современной Германии часто вспоминаю т гибель «Вильгельма Густлоффа». О т крыто называют М аринеско варваром , военным преступ ником. А в Советском Союзе ветеранам Ялтинского порта лишь 9 Мая разрешали выхо дить на место гибели нашего теплохода -госпиталя , чтобы возложить венки на волну. В реальную дату, 7 ноября, вспоминать о трагедии «но рекомендовалось». Так про исходит до сих пор - словно украинская власть переняла прежний коммунистический запрет. Теперь американцы опре делят, появится ли у крымских бер е го в М еждународный морской мемориал. И если захотят, расскажут нам, что находилось в секретных ящи ках НКВД. Эти ящики до сих пор спрятаны в трюме «Арме нии». Сергей ЗЛАТОВ. ЯЛТА. Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ № 77 -7161 . Адрес редакции: 127137, Москва, а/я №34. Телефон для справок: (095) 257-37-92. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. Е-шаН: уТогпНс@сМогпНс.ги «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел ./факс (095) 257 -37 -83 . Генеральный директор Главный редактор Ф.Сизый. В.Симонов. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, гЛипецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.950.630 экз. Цена - бесплатно. Распространяется в качестве приложения к газетам: «Труд», «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород) «Боя 1 (Екатеринбург) «Панорама» (Зеленогорск), «Калининградская правда» (Калининград), «Кубань сегодня» (Краснодар), «Курская правда» (Курск), «Красноярский рабочий» ' курьер» (Минск), «Коммерсант Белоруссии» (Минск), «Продовольственный рынок» (Минск), «Правда Севера» (Новый Уренгой), «Нижегородские ног «Конкретная газета» (Озерск), «Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Росм_»в-пч-^ Ставропольская правда» (Ставрополь), «Информ-курьер» (Слуцк), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» «Северный край» (Ярославль). , «Северная Осетия» (Владикавказ), «Волгоградская правда» |Белгород), «Брянский сюбочий» (Брянск), < „ ____________ ..,__ __ ___ й» (Красноярск), «Кузбасс» (Кемерово), «Липецкая газета» (Липецк), «Новая Адыгея» (Майкоп), «Гастроном» (Волгоград), «На смену!» эном» (Минск), «Минский Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz