Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
1 ноября 2005 года ДОБРЫЕ ЛИЦА Йй&; ПОРА ВЕРНУТЬСЯ К ТОМУ. ЧТО СДЕЛАЛ ВАЛЕРИЙ ПРИЕМЫХОВ В КИНО И ЛИТЕРАТУРЕ Взрослым так просто, все знают они наперед. Ну а подросток, пока он еще подрастет. Только вотя не возьмусь за плеть. Буду коня жалеть. Воти решил он чистой дорогою белой подковой звенеть... Виктор Черницкий, песня из фильма «пацаны». В этом году, в декабре, Ва лерию Приемыхову исполни лось бы всего шестьдесят два. А ушел он, когда ему было пятьдесят шесть. Его знали как Лузгу из «Холодного лета пять десят третьего», как главного героя фильма «Пацаны» Дина ры Асановой, кто-то видел его и в других фильмах. Но по большому счету мы плохо себе представляли, какая личность стоит за этими ролями. Нашей стране на очеред ном переломе ее истории был послан человек, которого по остроте мысли, по силе состра дания, по многогранности та ланта можно сравнить только с Василием Макаровичем Шук шиным. Приемыхов тоже был и актером, и сценаристом, и ре жиссером, и писателем. Как и Шукшин, Валерий Приемыхов был тем сейсмографом, кото рый улавливал потрясения за долго до взрыва. Но если в начале 70-х стра на любила Шукшина, ловила каждое его слово, миллионы людей смотрели его фильмы и читали его книги, то Приемыхо ва мы не сумели ни услышать, ни толком разглядеть. Когда в 1983 году режиссер Динара Асанова сняла по сце нарию Приемыхова фильм «Па цаны», он всех поразил своей жесткой документальностью и звенящей тревогой. Но мало кто догадался в то внешне бла годушное время, что это фильм не только о трудных подрост ках. Он о мужестве человека, взявшего всю ответственность на себя в условиях, когда никто ни за что не хочет отвечать. Еще это был фильм о развра щающей силе толпы, о том, как неплохие ребята в один момент могут превратиться в сборище подонков. В начале 80-х было страш но и непонятно, отчего с таким невероятным отчаянием бьет ночью в рельсу Приемыхов, иг равший в фильме руководителя лагеря для трудных подростков. Он не одних мальчишек своих созывал, в слепоте бунта раз громивших столовую и растоп тавших хлеб, он вече народное созывал, он убаюканное призы вами и рапортами общество пытался разбудить, встряхнуть. В его глазах кричала боль: «Лю ди, вы проспите свою жизнь! Вы потеряете своих детей, если ос танетесь равнодушными!..» Еще машут флажками на де монстрациях и покупают кар точки «Спортлото», принимают в пионеры и строят БАМ, а жизнь валится под откос. Пос левоенные дети Валерий Прие мыхов и Динара Асанова серд цем почувствовали: вот-вот, че рез какие-то несколько лет, лю ди, мирно дремавшие в очере дях и на профсоюзных собра ниях, в слепоте политических страстей разнесут по бревныш ку свою страну, растопчут то, что собиралось веками, а те, кто уцелеет в этом празднике непослушания, вновь завалятся перед телевизорами. Но всегда на Руси будут ри сковые люди, устремляющиеся наперерез эпохе. В повести «Двое с лицами малолетних преступников» Приемыхов пи сал: «Бывают разные эпохи: в одну борются против крепост ного права, в другую - за сво боду слова, иногда воюют за выход или вход куда-нибудь, ча сто умирают по независимости. Город Судимое вступил в эпоху, когда люди стали добиваться, чтобы разбогатеть. Тот, кто не хочет богатства, идет против общества...» Против помешанного на деньгах общества пошли в этой повести двое мальчишек - Винт и Кухня (прозвища у них такие). «...В школу номер шесть при ехали ученые - тоже со своим бизнесом: узнать, кто кем хочет стать. Класс отвечал грамотно. Девчонки - манекенщицами, пе вицами, одна - фотомоделью. Ребята - барменами, банкира ми и каратистами... Встал Винт и испортил всю картину: - Хочу космонавтом...» Книга повестей писателя Приемыхова, вышедшая в 1997 году в издательстве «Самовар» с послесловием Юрия Никули на, разошлась мгновенно, но взрослые ее не заметили. В середине 90-х фильм ре жиссера Приемыхова «Мигран ты» своей социальной остротой так напугал киношных и телеви зионных начальников, что его до сих пор не показали ни в ки нотеатрах, ни по телевидению. Вопрос «Кто, если не мы?» (так назывался последний СЮЖЕТЫ ВОШЕЛ В ОБРАЗ Житель поселка Липки Тульской области Селезнев нынешним летом подрабаты вал в массовке на съемках фильма «Молодая гвардия». Изображал фашиста в не мецкой каске, с автоматом на животе... И вот недавно Селезнева арестовали по обвинению в самом настоя щем убийстве: он расстрелял возле местного ресторана трех человек. Убийца, к кото рому успела прилипнуть клич ка «рыжий немец», сейчас вживается в роль арестанта. Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. ПРОСЛАВЛЮ. НЕДОРОГО Милиция сбилась с ног, разыскивая мошенников, «на гревших» ряд предприятий и организаций в Поволжье. Аферисты рассылали письма с просьбой перечислить на указанный счет сумму с пятью нулями - якобы для создания всероссийской энциклопедии «Почетные Строители Рос сии». Что характерно, отка зов почти не было. Виктория ОРЛОВА. НИЖНИЙ НОВГОРОД. СЛОНА ПРИМЕТИЛИ 30-летнюю слониху-гаст- ролершу Ванни из Финлян дии украинские таможенники задержали на границе под надуманным предлогом. И держали, пока из директора Николаевского зоопарка не вытрясли 20 тысяч гривен сбора за провоз «особо га баритного груза». Оксана ЛЕДНЕВА. НИКОЛАЕВ. ГИПОТЕЗЫ В А Р Я ГА В С Е -Т А КИ З В А Л И «Несомненно, был!» - так отвечает на вопрос, был ли действительно приглашен на княжение в Великий Новгород варяг, научный руководитель археологической экспедиции, работающей в Новгородском объединенном музее-заповед нике, академик Валентин ЯНИН. - На протяжении длительно го периода господствовала теория, согласно которой все разговоры о привлечении ва ряжского князя являлись анти патриотическими и оскорби тельными для русского народа, - говорит Валентин Лаврентье вич. - Но последние раскопки на Новгородском (Рюриковом) Городище под руководством члена-корреспондента РАН Евгения Носова подтвердили истинность летописи о призва нии варягов, хотя она и описы вала события IX века спустя 200 лет. Археологи установили, что знаменитая княжеская резиден ция возникла здесь в середине IX века. И к этому времени на чинается формирование куль турного слоя, обильно начинен ного скандинавскими предмета ми. Возьмем, к примеру, подве ску с именем скандинавского бога Тора. С такой подвеской человек не расставался до пос леднего дыхания. Как христианин с нательным крестом. Найдено множество других подтверждений пребыва ния скандинавов на Городище. На Городище удалось от крыть культурные слои IX века, которых в Новгороде пока не оказалось. Городище, по мне нию ученых, предшествовало Новгороду. Здесь был центр княжеской власти, здесь фор мировались княжеские дружи ны. Подтверждается гипотеза: именно Городище, а не Старая Ладо га или какой-то другой город, яви лось первоначаль ной основой рос сийской государст венности. Затем был Новый город, сегодняшний Вели кий Новгород... Кстати, исполни лось 30 лет с нача ла систематических раскопок на Горо дище. Они принес ли потрясающие для ученого мира результаты. Горо дище за это время стало одним из крупнейших и из вестнейших евро пейских памятни ков эпохи викингов. Здесь документаль но установлены следы пребывания варягов, обнару жено множество свинцовых княже ских печатей, поз воливших создать в новгородском музее крупней шую в стране коллекцию сфрагистики. В минувшем сезо не найдена берестяная грамо та. Археологам удалось найти древнейшие дубовые укрепле ния (специалисты установили, что дерево было спилено в 889 году). В культурном слое XII века был найден странный череп. На помощь пришли специали сты из Англии. Им удалось ус тановить, что это останки... обезьянки макака. Родина этих обезьян - Алжир и Марокко. Выходит, русские князья в те далекие времена, как и коро левские особы Англии и Фран- к о: ц» а 1**^; & Князь Рюрик в Великом Новгороде. ции, держали при дворе для забавы экзотических животных. В последние годы раскопки на Городище стали междуна родными. В исследованиях уча ствуют ученые Англии, Фран ции, Швеции, других стран. В перспективе Новгородский го сударственный объединенный музей-заповедник планирует превратить это место в архео логический музей под откры тым небом, который, несом ненно, станет одним из самых посещаемых отечественными и зарубежными туристами. Виктор ТРОЯНОВСКИЙ. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ К У Д А УЕХАЛ ЦИ РК? «А счастье - оно мимолетно...» ГЛАВА РОСГОСЦИРКА МСТИСЛАВ ЗАПАШНЫЙ - ОБ ОТЦАХ, ДЕТЯХ И ПЛЕМЯННИКАХ фильм Приемыхова, снятый в 1998 году) повис в воздухе. Тот, у кого над ухом гремят по гремушками, не слышит коло кола. Страна так погружена в «вы живание», что сама цель этого захватывающего процесса уже мало кого интересует. И бога тые, и бедные не любят, чтобы их «грузили» размышлениями о смысле жизни. С глаз долой, из сердца вон. У одних в моде ду шевный комфорт, социальная стабильность и психотерапия, у других - водка, игровые автома ты и сериалы. Но есть еще странные люди, которые ходят за нами неот ступно как совесть и мучат дет скими вопросами: во имя чего живете? во что верите? кого любите?.. Валерий Приемыхов послед ние годы готовился к съемкам своего главного фильма - о свя том равноапостольном великом князе Владимире, начавшем княжить мальчишкой, а в 25 лет ставшим крестителем Руси. Ос тался сценарий, остались рабо чие тетради Валерия Михайло вича. Верю: кто-то из нынешних мальчишек подрастет и снимет такой фильм. Наперерез эпохе. Чистой дорогою... Я подозвал коня. Конь мой узнал меня. Взял, да помчал чистой дорогою, светлой подковой звеня. Будет лететь мой конь птицей по над рекой. Будет играть гривой разметанной, он у меня такой... Дмитрий ШЕВАРОВ. «В ОСНОВЕ ЖИЗНИ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧТО-ТО ПРОЧНОЕ...» Давайте вслушаемся в голос Валерия ПРИЕМЫХОВА. Его монолог по-мальчишески сбивчив, но он - о самом главном ...Мама рано научила меня читать, и я полюбил книги вечной любовью. Предста вляете, мороз сорок градусов, а я, маль чишка, иду в библиотеку километра три- четыре. И потом, под одеялом, с фонари ком читаю своих любимых Майн Рида, Жюля Верна, Диккенса... Вот почему для меня и многих из моего поколения телеви зор не стал родным и почему наше поко ление такое литературное. В жизни, в любви - во всем. Не знаю, хорошо это или плохо. Но, думается, не так уж плохо, ко гда ты не просто живешь, а стремишься к идеалу, не отделяя литературу от жизни. Не люблю, когда теперь некоторые корчат из себя диссидентов чуть ли не с пеленок - мол, я принципиально не всту пал в пионеры. Лично я такого не видел. Наоборот, все ждали этого момента, ко гда в торжественной обстановке тебе по вязывают красный галстук, ну как медаль, что ли, дают. Это же степень взросления! А вот потом начиналась лажа. Галстук на до было каждый день гладить, не капать на него чернила, нельзя им нос иной раз утереть... Я жил на Дальнем Востоке... Двор... В общем, страшновато было жить. Меня чуть не зарезали лет в 14. Счастье, не счастья, подлость, эгоизм - этого хватает всегда. И в детстве тоже. У Раушенбаха (Б.В.Раушенбах - академик, соратник С.П. Королева, автор работ о перспективе в иконописи. - Ред.) есть такая идея: он го ворит, что в истории Церкви - во време на ли гонений, или во времена процвета ния - количество истинно верующих все гда одинаково. Все остальные прихожане в церкви - это дань обрядовости, тради ции, привычке... Так же, наверное, и мера отрицательного в людях - и в детстве, и в юности, и в старости она одинакова. Де ти - и это единственное, что я точно по нял, - они не любят вранья... Они выдумы вают, фантазируют. Но изворачиваться и врать для какой-то своей выгоды - это они позволяют себе только в отношениях с миром взрослых. В ответ на наше беско нечное вранье. ...Мы как бы все время думаем: ради чего?., для чего?.. Даже какой-нибудь за пойный пьяница. Мы все время в поисках смысла жизни. А ведь в детстве никаких таких поисков не бывает. Там изначальная уверенность, что в жизни есть смысл - не пременно есть. Вот встретился бы мальчишка из дня се годняшнего с мальчишкой-неандертальцем - я уверен, что через два часа они вместе играли бы замечательно. А если бы я встретился с неандертальцем, то очень быстро он бы мне башку расшиб... ну, или я ему - уж и не знаю что... В детстве мож но было быть честным. Потому что у детей - любовь до гроба, верность до конца, дружба навеки. В этой категоричности, может быть, и есть истина. А потом все это из жизни куда-то исчезает. В основе жизни должно быть что-то прочное, иначе ведь сама жизнь становит ся какой-то ненастоящей, будто под воп росом все, чем живешь. Наверное, можно во главу угла поставить и «права челове ка» - большое понятие, важное... Но зна ете, для меня «права человека» - это что- то абстрактное... чужое. Как, например, для китайцев вся европейская музыка: она им кажется непрерывным маршем. А нам их музыка кажется какой-то мутотенью... Можно ведь понятнее и проще сказать: если государство выполняет свои обяза тельства по отношению к детям, то это - цивилизованное государство. У Чехова есть моя любимая фраза: в жизни все просто - сахар сладкий, сапоги черные, а потолок белый. Я нигде не был так свободен, как в ар мии. Никогда в жизни больше не был так свободен. С меня сняли ответственность. Я думал только, как украсть, как пожрать и где поспать... И никаких мыслей про то, что делать завтра, что надо, а что не на до, что день прошел зря... С завистью думаю о людях, которые работают нормально... Моэм в романе «Подводя итоги» говорит, что, мол, пишу, например, 400 строк в день. Толстой пи сал 2 тысячи строк. Я Каверина наблюдал - ему хоть трава не расти, хоть какой Вер ховный Совет, гости приехали или не гос ти... Он ровно в десять утра садится за стол... А я собирался работать и включал последние известия. Все время себя ругал и все время включал. Ну зачем мне слу шать эту бодягу? Или брать эту газету? До смешного. Поехал в деревню. Читать там совершенно нечего, грибы, то-се, и при несли однажды селедку, завернутую в га зету, и вдруг этот клочок я нашел во дво- е и сижу чего-то там читаю... Кириенко... ‘ы же стукнутые люди... Ненавижу этих матерей, которые по студиям ходят и предлагают своих детей. Они никак не могут понять, какая травма для мальчика или для девочки, что ее на роль не взяли, а кого-то взяли. ...Пока писал сценарий о князе Влади мире, крестившем Русь, убедился, какая у нас удивительно красивая и неизведанная история. Лет через пятьдесят над нами по томки будут просто смеяться - ведь мы не замечаем золотые россыпи под ногами! Какие там «Три мушкетера»! Есть фанта стические вещи: например, Святослав ус пешно воевал с десятитысячной армией против ста тысяч неприятеля. Первыми русскими историками были немцы, и это порядком навредило самой истории. И во обще, так сложилось, что вся история ны нешнего мира - евроцентристская. Нам надо иметь собственный взгляд на свое прошлое... Вот меня иногда спрашивают: в какой возраст вы бы сейчас хотели вернуться? Я никогда бы не захотел быть восемнадца тилетним, никогда в жизни... Выбор: куда идти? учиться - не учиться? что делать?.. Это жутко. И это так и осталось в моей профессии: все время приходится выби рать... Мы ведь живем истерией ожидания жизни. И сейчас вот думаешь, ну наконец- то, елки-палки, начнут дома строить... Нет, говорят, в 2005 году у нас что-то произой дет... И все время это ожидание... Будто ты проживаешь пока не настоящую жизнь, а ведь поезд уже ушел... жизнь уже прожи та. И начало этого ожидания там, в детст ве. ...Меня часто спрашивают: ты счастлив был или нет? А счастье - это миг, неулови мый, как дуновение ветра. Я - маленький, лежу в кровати, мама у настольной лам пы, она что-то шьет. Пахнет дровами, те плом, мамой... Это счастье. Как это все мимолетно. (Из интервью, опубликованных в разные годы в дальневосточных газетах). В российском цирке сегод ня неспокойно: скандалы, об винения, борьба. В открытую схлестнулись два руководите ля - глава Росгосцирка Мсти слав Запашный и директор Старого цирка на Цветном бульваре Максим Никулин. Каждый имеет свой взгляд на то, каким путем идти цирку в условиях российского капита лизма. Максим Юрьевич счи тает, что каждый цирк дол жен стать самостоятельным и независимым от государства и его дотаций. Запашный убеж ден, что такую роскошь мо жет себе позволить разве только Никулин, которому по наследству достался самый знаменитый цирк страны. Корреспондент «ДВ» встрети лась с Мстиславом Запашным, чтобы прояснить, о чем же сыр-бор? - Мстислав Михайлович, да вайте начистоту: два наших замечательных лицедея, Олег Попов и Вячеслав Полунин, давно живут и работают за рубежом. А сколько россий ских гимнастов, акробатов, ил люзионистов выступает на за морских подмостках? Ведь та кого повального бегства не наблюдалось ни в кино, ни в театре? - Тут кстати будет вспом нить, что именно советский цирк в 1956 году первым вы ехал на зарубежные гастроли, а затем уже покорять мир от правился Большой театр... Да, с распадом СССР многие ар тисты цирка ринулись на За пад. До сей поры только в Америке процентов 80 арти- стов цирка - выходцы из СНГ, а в знаменитом канадском цирке «Дю Солей» - свыше 60 процентов труппы - наши. Ме неджеры «Дю Солей» ежегод но приезжают в спортивную школу Воронежа и без проб лем набирают команду очень приличных ребят, выводят их на арену. И наша молодежь с радостью соглашается: на За паде им платят, как правило, за одно выступление 50 долла ров, а у нас та же сумма до недавнего момента составляла среднемесячную зарплату ар тиста. Когда я приглашал Олега Попова, давно живущего в Германии, отметить свое 70- летие в России, Олег мне с грустью ответил: «Нет, Слава,-, я ведь вижу, как к цирку у вас относятся. Вот когда нам, ар тистам, установят в России та кую же пенсию, как у генера лов, я подумаю. Я ведь тоже генерал циркового искусства, правда?» - Тогда, может, Максим Ни кулин и прав, предлагая выка рабкиваться из нищеты каждо му цирку в одиночку - соглас но рыночным законам? - Все самое страшное уже позади, поверьте. Сейчас за новый номер артисты получа ют от 30 до 90 тысяч рублей. Средняя зарплата подросла, тянется к 10 тысячам рублей. Не Бог весть, но все же... Го норары персональных арти стов (их около сотни) прибли жаются к мировым. Скажем, за выступление дрессировщица слонов Таисия Корнилова по лучает 900 рублей. Не скрою, основной источ ник дохода у циркачей - это зарубежные гастроли. Но се годня они осуществляются уже по иным правилам. Мы офици ально отпускаем артистов Росгосцирка на заработки за рубеж без прерывания их тру дового стажа, более того, им выплачивается зарплата. Мы обеспечиваем им юридиче скую защиту от самодурства работодателей, помогаем при составлении договора с ино странным импресарио. Наш артист перечисляет Росгосцир- ку всего лишь 10 процентов от своих заработков, и это не драконовский побор. отца Вальтера им еще ох как далеко. Вальтер, как и я, деся тилетиями работал над новы ми проектами, не думая о деньгах. Тогда как Аскольд и Эдгар только о них и думают... - Мстислав Михайлович, а может, вы слишком многого хотите отмолодого поколения, к которому, кстати, принадле жит и ваш главный оппонент - Максим Никулин? Ведь они вы росли в другую эпоху... - Наверное, в чем-то вы и правы. Но дело не только в эпохе. Излишнюю напори стость не стоит оправдывать только духом времени. Вот мои именитые племянники по дали в Росгосцирк заявку на приобретение для них белых тигров, которые в 10 раз до роже нашего уссурийского красавца. Исключительно по экономическим соображениям этого звания еще тянуться и тя нуться. - Мстислав Михайлович, но ведь и ваш старший брат Вальтер скептически воспри нял ваше назначение на пост главы Росгосцирка? - Меня никто не назначал, получил я пост гендиректора в результате честной победы на конкурсе. А Вальтер, негатив- ■ но отозвавшись о моем дирек- ' торстве, через некоторое вре мя прислал мне телеграмму: «Хочу, чтобы мои высказыва ния в твой адрес были оши бочными». Но Вальтер вообще анархист по натуре, его нелю бовь к начальникам и чинам - это в крови. - Тогда как среди ваших друзей всегда были люди влия тельные вроде Галины Брежне вой, или как сейчас - Иосиф Кобзон... яж Мстислав Запашный считает, что руководить цирком опаснее, чем входить в клетку с тиграми. Когда той же Корниловой предложили работать в Амери ке и во Франции, где обещали платить за выступление по 50 долларов, она отказалась - не выгодно. Эта плата была без учета медицинской страховки, да и жить надо было в вагончи ках. В свое время отказался от пятилетнего контракта с из вестным американским импре сарио и мой сын Мстислав. Хо тя за одно представление ат тракциона «Тигры на зеркаль ных шарах» сыну предлагали тысячу долларов. Славик ре шил остаться, объяснив это так: «Мало того, что они там пять лет из меня будут все соки вы жимать, так с чем я вернусь до мой? Со старым номером! И кому я тогда буду нужен?» - Мстислав опасается кон куренции со своими двоюрод ными братьями - дрессировщи ками Аскольдом и Эдгаром За пашными? - Аскольд и Эдгар заняли свою нишу среди дрессиров щиков, но до уровня своего я отказал Эдгару и Аскольду - и сразу столько криков, что я зажимаю молодые таланты. Максим Никулин говорит на каждом шагу, что он директор единственного частного цирка в России. Но разве это он со здавал этот цирк и приумно жал его славу? Цирк с тради циями, с культурой, с прекрас ным зданием в самом центре Москвы достался ему от отца. - Когда у Татьяны Николаев ны Никулиной я брала интер вью, она сказала, что у ее сы на совсем другой метод руко водства, чем был у его отца. Если дверь в кабинет Юрия Владимировича всегда была открытой, то Максим Юрьевич придерживается суховатого, чисто делового стиля. - Юрий Владимирович по могал всем на свете - с деньга ми, квартирами, гастролями, делая это абсолютно бескоры стно. А у Максима зимой сне га не выпросишь. Юрий Влади мирович был честью и сове стью нашего цирка, сыну до - Что бы ни говорили о Га лине Брежневой, душа у нее была добрая. Она спасла мо его младшего брата Игоря от высшей меры наказания, кото рая ему грозила за то, что он убил свою жену, застав ее в объятиях другого мужчины. А с Иосифом Давыдовичем я поз накомился очень давно, когда он еще был студентом Гнесин ки и подрабатывал в цирке на Цветном бульваре, участвуя в М музыкальном оформлении. Ио сиф - мужик надежный, на не го можно положиться. Кстати, своих внучек Коб зон частенько водит в цирк. А мне как-то говорит: «Цирк - это единственное место в Мо скве, где до сих пор продают сосательные петушки, как это было в нашем голодном детст ве». Иосиф - уникальный чело век, перед которым и тигры покорно встанут, и слоны ля гут. Беседовала Нина БЕЛОГОРОВА. ДЕЛОВОЙ Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическоеагентство «Деловойвторник» Издание зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ № 77 -7161 . Распространяется в качестве приложения к газетам: Адрес редакции: 127137, Москва, а/я №34. Ф.Сизый. Телефон для справок: (095) 257-37-92. В.Симонов. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. Е-таН: у|огтк@с№огтк.п 1 «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел ./факс (095) 257 -37 -83 . Генеральный директор Главный редактор Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.950.630 экз. Цена - бесплатно. «Труд», «Европо-Экспресс» (Германия), (Екатеринбург), «Панорама» (Зеленогорск), курьер» (Минск), «Коммерсант Белоруссии» , «Конкретная газета» (Озерск), «Вестник-Наша :к» (Архангельск),^«Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Северная Осетия» (Владикавказ), «Волгоградская правда» (Волгоград), «Н< правда» (Курск), «Красноярский рабочий» (Красноярск), «Кузбасс» (Кемерово), «Липецкая газета» (Липецк), «Новая Адыгея» (Майкоп), «Гастроном» (Минск), «Минский «Калининградская правда» (Калининград), «Кубань сегодня» (Краснодар), «Курская , , , (Минск), «Продовольственный рынок» (Минск), «Правда Севера» (Новый Уренгой), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Северная вахта» ■ Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону|, «Красный Север» (Салехард), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Се! , ,___ , ___ г _„_ Ставропольская правда» (Ставрополь), «Информ-курьер» (Слуцк), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Вторник» (Якута «Северный край» (Ярославль). ^ е а смену!» ' ная ва (Ноябрьск), «Поколение» (Орел), верный рабочий» (Северодвинск),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz