Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
1 ноября 2005 г., № 212 (22590) астроли чргПамять ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^Конференция Виртуозы с младых ногтей Камерный оркестр «Гнесинские виртуозы» впервые приехал в Липецк, чтобы открыть четвертый сезон детско-юношеской филармонии (подразделения филармонии «взрослой», государственной). И все же гобоиста Эмиля Мирославского и кларнетиста Михаила Меринго слушатели встречали как хороших знакомых: ребята концертировали у нас нынешней весной. За дирижерским пультом стоял один из их наставников, директор школы-колледжа имени Ь Гнесиных, организатор и руководитель коллектива заслуженный артист России Михаил ХОХЛОВ. В антракте с ним встретился обозреватель «ЛГ». — Вы возглавляете оркестр пятнадцать лет. Что побудило вас взвалить на себя эту ношу? —Желание увеличить количество программ оркестра, исполнять их не только в стенах школы, но и в больших филармонических за лах, гастролировать. Не секрет, что лишь один или два наших вы пускника из тридцати становятся солистами. Так пусть привыкают к -регулярным совместным репетициям, ансамблевому музицирова нию, чтобы потом легче вписаться в профессиональный коллектив. — Наверное, им непросто совмещать учебу с концертами? — Ничего, удается. Конечно, если приходится выезжать на гаст роли не в дни каникул или на целый месяц, потом надо потрудиться, чтобы наверстать упущенное в учебе. Но ведь играть в оркестре для них престижно и интересно. — Ваш оркестр востребован на самом солидном и отече ственном, и международном уровне... —Да, мы этого достигли общими, слаженными усилиями. С нами выступали Наум Штаркман, «Солисты Москвы» Юрия Башмета, Вик тор Третьяков, Татьяна Гринденко. Оркестр неоднократно гастроли ровал по Испании, Германии, Японии. Нас привлекают к участию и в новаторских проектах. Второй сезон мы вместе с немецкой и швей царской труппами показываем представления в стиле так называе мой эвритмии. Эвритмия — движение, рожденное музыкой, не та нец, не балет, а свободная пластическая фантазия на ее темы. —Вы закончили Московскую консерваторию по классу фор тепиано, выступали, записывались — и в итоге предпочли пе дагогическую и дирижерскую стезю. Почему? — Потому что педагогика — это мое. Учить детей мне интерес нее, чем выстраивать сольную карьеру. Я выхожу с ребятами на сцену — и испытываю огромное удовольствие. И звание заслужен ного я получил за оркестр. В него вложено много моих сил, и они, к счастью, пока отнюдь не на исходе. После концерта «Гнесинских виртуозов» за кулисы про шел преподаватель нашего областного училища искусств Ва дим Зайченко, который на базе Липецкой филармонии соз дает сейчас оркестр, аналогичный гнесинскому. Разговор между педагогами-дирижерами велся, разумеется, о ближай шем будущем местного коллектива, о том, как дать ему путе вку в жизнь. Константин КЛЮТКИН. ^Мелочь, а неприятно И посмотреть, и пожевать не получается... Двадцать с лишним лет назад посетитель советского кинотеатра и думать не мог о том, чтобы постигать прелести важнейшего из искусств, подкрепляясь при этом поп-корном и кока-колой. И дело не в том, что данные продукты не были распространены в СССР. Просто, извините, набивать желудок в театральном или кинозале считалось неприличным. Времена изменились, и теперь в стенах липецкого киноконцер тного зала «Октябрь», например, уже давно витает сладкий дух куку рузных хлопьев. Особенно рады этому молодые зрители, и, кажет ся, чем меньше их возраст, тем больше удовольствия получают они от совмещения зрительных и вкусовых ощущений. Стоит ли удив ляться, что дети, пришедшие в «Октябрь» на лазерное шоу с участи ем ростовых кукол и прочих чудес, соблазнились ароматом и аппе титным видом поп-корна, упросив родителей купить им угощение. Но, как оказалось чуть позже, с напитками и едой в большой зал не пускают. Непонимание, возникшее между сотрудниками «Октября» и не которыми посетителями, испортило праздничный вечер и детям, и взрослым. На следующий день в нашей редакции раздался звонок: как же так, почему в фойе продают поп-корн, а в зал с ним нельзя? Где справедливость, где логика? За ответами на эти вопросы мы обратились к руководству ККЗ «Октябрь». — Действительно, теперь мы не пускаем зрителей в большой зал с поп-корном и напитками, — сказал корреспонденту «ЛГ» заме ститель директора ККЗ «Октябрь» Андрей Шарапов. — Распоряже ние директора по этому поводу было принято недавно, в середине октября. На дверях зала мы повесили соответствующее объявле ние. А причина такого решения проста: хочется сохранить зал в чи стоте. Продажу хлопьев осуществляет ООО «Киномир», вся прибыль от торговли идет ему, а нам остается только мусор убирать. — Проблема действительно существует, — подтвердил предсе датель департамента культуры администрации города Липецка Вик тор Долгих. — Дело в том, что малый зал, который арендует ООО «Киномир», оборудован специальными креслами с подставками под стаканы. И потому поп-корн не доставляет там столько хлопот, сколь ко работникам ККЗ «Октябрь», которым принадлежит большой зал. До реконструкции большого зала у нас пока не доходят руки, да и чтобы сделать все на высоком уровне, нужно около 12 миллионов рублей, а их надо еще найти. Но, по-моему, проблему можно отчас ти решить, повесив объявления не только на дверях зала, но и там, где продается поп-корн. Так зрители будут предупреждены заранее и смогут решить, что для них важнее: просмотр или еда. Нам же хотелось бы заметить: очень жаль, что в борьбе за чис тоту зала со стороны ККЗ «Октябрь» и за комфорт зрителей со сто роны ООО «Киномир» крайними оказались дети. Наверное, этим организациям следует все-таки договориться друг с другом о том, чтобы ничьи интересы не страдали, и вспомнить, что человек прихо дит к ним прежде всего за радостью, а не за скандалами.’ Софья ЛЕОНИДОВА. ^С вязь поколений » .. .В о т ка кая м ол од о сть была Прошли годы, десятилетия, исчезла из календарей памятная дата —День комсомола. Но в «Центре социального обслуживания и реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов» Ельца ее до сих пор отмечают. Сотрудники Центра подарили своим подопечным, чья молодость прошла под комсомольскими знаменами, настоящий праздник с воспоминаниями о прожитых днях и песнями далекой юности в исполнении хора ветеранов под управлением художественного руководителя Николая Красикова. В гости к вчерашним комсомольцам пришли и ребята из органи зации «Молодежная позиция», студенты ЕГУ имени И. А. Бунина Светлана Кылымыстая и Наталья Телегина, Елецкого техникума же лезнодорожного транспорта — Иван Капелинскас и Роман Дешин. При администрации города в отделе по делам молодежи это объединение молодых энергичных ельчан появилось сравнительно недавно, однако успело заявить о себе добрыми делами. Так, весь октябрь для участников объединения прошел под знаком акции «Ме сячник помощи пожилым людям». Милада ФЕДЮКИНА. Закладной камень... преткновения? Уже в семнадцатый раз собираются активисты общества политрепрессированных «Мемориал» в сквере у площади Революции областного центра. По их настоянию здесь появился закладной камень на месте, где должен быть возведен памятник жертвам политических репрессий. Место это можно уже считать намоленным, ведь в ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Р Ж'. 3: 8*ШАвиЙ к Щ К й р / У { П0ЛИТИ1ЧЮ |®§Х; I ■ / / /- ^ !Н 1№ Т у ;1% 1 | День памяти политрепрессированных ежегодно совершается у камня поминальная панихида. С нее и в минувшее вос кресенье начался небольшой митинг. Отец Сергий перед службой напомнил, что име на всех невинно убиенных назвать невозможно, но Гос подь знает всех и будет к ним милосерден. Главная же цель таких встреч в памят ные для всей страны дни — покаяние перед погибшими и стремление к тому, чтобы подобное никогда не повто рилось. Вслед за панихидой перед собравшимися выступил председатель общества «Ме мориал» Борис Петелин. По страдавший от репрессий, он с горестью отметил, что та ких, как он, с каждым го дом становится все меньше, но вопрос об установке па мятника до сих пор не ре шился. А молодое поколе ние скоро и не вспомнит, по какой причине сгинули с белого света миллионы не винно расстрелянны х и умерших в многочисленных лагерях страны. Некоторые наши зем ляки , которым пришлось пройти через жер нова репрессий, до сих пор опасаются называть свои имена даже для пополнения сведений музейного фонда. По мнению Бориса Нико лаевича, этот день уже дав но следует переименовать в день совести и покаяния, тем самым обозначив его истин ный смысл. Заместитель председателя областной комиссии по реа билитации Елена Науменко рассказала о том, что уже сделано для восстановления прав реабилитированных. За годы действия Закона РФ «О реабилитации жертв полити ческих репрессий» (с октяб ря 1991 года) работниками прокуратуры области изуче но более 22 тысяч архивных уголовных дел в отношении лиц, осужденных по полити ческим мотивам. По заклю чениям Генеральной и обла стной прокуратуры реабили тированы 18,5 тысячи граж дан. Рассмотрено более 6,5 тысячи обращений по вопро сам исполнения законода тельства о реабилитации. УВД области с 1995 по 2005 год выдано около шести ты сяч справок по реабилита ции. Елена Науменко обра тила внимание на то, что с 1 января 2006 года изменяет ся статья 7 Закона «О реаби литации», согласно которой теперь факт применений реп рессий будет устанавливать ся на основе архивных дан ных. Понимая всю важность открытия памятника, прямо на митинге у закладного камня помочь активистам «Мемориала» вы звался председатель департамента по работе с населением и свя зям с общественностью гор администрации Владимир Кадакин. Алина СТАРЦЕВА. Как сохранить светлое пятно на карте... Уже не первый раз главный эпидемиолог области Людмила Кириллова на совещаниях разного уровня, посвященных борьбе с распространением ВИЧ-инфекции, показывает карту России. Светлых пятен на ней —регионов с низким уровнем заболеваемости —совсем немного. Среди них Липецкая область. Но и у нас идет процесс накопления ВИЧ-инфицированных людей. У проблемы глубокие социально- экономические корни. Сами медики решить ее не в силах, но противостоять процессу можно. Как? Ответ на этот вопрос пытались найти участники очередной научно-практической конференции по профилактике ВИЧ-инфекции — главные и старшие медицинские сестры лечебных учреждений области. На решение проблемы в общероссийском масштабе в следую щем году будет выделено более трех миллиардов рублей. В Липец кой же области не первый год действует местная специальная про грамма профилактики ВИЧ-инфекции. Серьезный опыт в этом на правлении накоплен Центром АнтиСПИД, коллективами областной детской больницы, Грязинской ЦРБ, фармацевтами. Определилось и место церкви в профилактике и борьбе с распространением ВИЧ/ СПИДа. Об этом тоже говорилось на конференции. В поиске новых подходов к делу организаторы здравоохранения не случайно обращают внимание на роль среднего медперсонала. Мерой их ответственности определяется многое. Необходимо стро жайшее, как никогда, соблюдение всех норм санитарно-эпидемио логического режима, касается ли это обработки инструментария, соблюдения всех требований при манипуляциях с кровью в лабора ториях, на донорских пунктах или при оформлении документации. Халатность, невнимание мопгг привести к тяжелым последствиям. На конференции шло обсуждение и других, узкоспециальных, вопросов профилактики ВИЧ-инфекции. А главной была мысль о необходимости осознания остроты ситуации, неравнодушного к ней отношения. В самом деле, от медицинских сестер в очень большой степени зависит, останется ли и впредь светлым пятном на карте России Липецкая область, устоит ли под натиском страшной инфек ции. Татьяна СПАССКАЯ. ^Традиции Стипендия с энергетическим зарядом Традиционная встреча со студентами первых руководителей ОАО «Липецкэнерго», ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» и ОАО «Липецкая генерирующая компания» прошла в Липецком государственном техническом университете. Энергетики рассказали о реформах, происходящих в отрасли, об основных направлениях деятельности и перспективах развития своих предприятий. Были также названы имена стипендиатов ОАО «Липецк энерго», которые определяются совместной конкурсной комиссией ЛГГУ и ОАО «Липецкэнерго» каждый семестр. Теперь 12 лучших сту дентов трех энергетических специальностей сверх основной стипен дии будут получать 1200 рублей ежемесячно. — Наша главная задача — привлечь молодых к работе в отрас ли, — сказал на встрече исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Липецкэнерго» Александр Конаныхин. — Нам нуж ны грамотные специалисты, имеющие хорошие перспективы разви тия. И не нужно бояться идти на рабочие должности: только так, на практике изучив все с самых основ, можно стать энергетиком с боль шой буквы. Руководители энергокомпаний напомнили, что преимущество при приеме имеют стипендиаты ОАО «Липецкэнерго», и пообещали, что заработная плата молодого специалиста составит не меньше семи тысяч рублей. — Было бы неплохо работать в «Липецкэнерго», и, думаю, шан сы у меня есть, — считает Геннадий Мартынов, студент четвертого курса ЛГТУ. Сертификат стипендиата ОАО «Липецкэнерго» он полу чает уже во второй раз. А вот успехи его однокурсницы Маргариты Поповой отмечены впервые. — Получить эту стипендию для меня было не очень трудно, пото му что мне нравится учиться, — рассказывает Маргарита. — Я счи таю, такие встречи очень полезны. Когда из первых рук узнаешь информацию о возможностях трудоустройства, о величине зарпла ты, возникает больше доверия к фирме и заинтересованности в со трудничестве с ней. (Соб. инф,). Спаси и сохрани Даже больших художников дети редко интересовали как дети. И тогда на холстах возникали либо слащавые ангелочки с бессмысленным взглядом и умильными перетяжками на ручках-ножках слоновьей толщины, либо маленькие взрослые, послушно подчинившиеся диктату недетского, антидетского окружения, будь то мир холодного придворного церемониала у Веласкеса и Ван Дейка, будь то скудость и сумрачность крестьянской изоы, городской окраины у наших передвижников. Зинаида Серебрякова много и вдох новенно писала детей. Но ее любящий взгляд лишен умильности, а юные пер сонажи не преступают пределы детс ких или подростковых состояний, пе реживаний, отношений. И улыбка, и мягкая ирония, и пристальная, ува жительная серьезность, с какой ху дожница изображала Шуру или Тату, свидетельствуют: она не считала ребен ка существом несамодостаточным, за висимым, не равным себе. Непосред ственность малыша, загадочность де вочки-подростка с ее неосознанной женственностью, прелесть нечаянного жеста мальчугана, сидящего за столом, — все это полно для нее непреходя щей значимости, глубины, если угод но, достойно монументального вопло щения на холсте. На выставке, только что открывшей ся в липецком Доме Мастера, мы ви дим лишь одну большую хрестоматий ную работу Серебряковой — «Дочери у пианино». Но и в легких, поражающих уверенностью и свободой, графических листах, акварелях, беглых набросках живут все та же мудрая сила и поэзия, что завоевали художнице мировое при знание и место в Пантеоне классиков ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. двадцатого века. Даже не верится, что часть ее творческого наследия на целый месяц оказалась здесь, в Липецке, что можно хоть каждый день смотреть эти произведения. Кроме них в экспозиции представ лены рисунки внука Серебряковой, за служенного художника России Ивана Николаева. Кстати, выставка так и на зывается: «Детский портрет в творче стве Зинаиды Серебряковой и Ивана Николаева». Его графика совсем иная. Задевают и, пожалуй, причиняют боль неожиданно-настороженные, требова тельно-вопрошающие глаза детей. По- моему, ни на одном рисунке нет ребен ка улыбающегося, беззаботного, заня того собой. Разве что «Матвей, сидящий с палочкой в руках» — эдакий юный языческий божок, словно рожденный солнечным лучом, плеском реки, шеле стом листвы. Кстати, ни реки, ни ли ствы Иван Николаев не рисовал, томи тельная отрешенность долгого летнего дня передана исключительно в самой фигуре мальчика, в точном, одновре менно и мягком, и энергичном штри хе. Тем острее чувствуешь, как контрас тируют с этим листом другие работы ху дожника. Откуда в них эта тревожность, эта напряженность? О чем вопрошают тебя взгляды детей? Не о том ли, о чем три тысячи младших школьников во прошали Бога: «Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже?» Или еще проще, конкретнее: «Спаси наши души от инвалидности». У Серебряковой эти вопросы, веро ятно, прозвучать еще не могли. Как ни тягостно было то, что случилось на ее веку, но такие недоверие и горечь еще не успели настичь мастера, наследовав шего дух Серебряного века.- И. НЕВЕРОВ. Плетенье рук - лозы сплетенье Сто с лишним лет назад младенцы засыпали сладким сном в колыбельках, сплетенных заботливыми руками отца или деда, девушки ходили по грибы-по ягоды с плетеными коробами, а зерно рачительные хозяева хранили в огромных севалках, сделанных из лозы и соломы. Увидеть все эти предметы быта наших предков можно на областной выставке лозоплетения, открывшейся в областном краеведческом музее. «Традиции предков — в новый век» — девиз выставки наглядно воплощен в экспонатах. Старинные работы масте ров XIX — начала XX веков соседствуют с оригинальными изделиями наших современников. Среди них — творения рук Виктора Животворова из села Кривец Добровского района, Галины Толкачевой из Липецка, Тамары Жмелевой, сотруд ницы центра реабилитации инвалидов «Сосновый бор», и дру гих. Всего же экспозиция насчитывает около 200 работ 48 авторов из 14 районов области. — В Липецкой области насчитывается около пяти тысяч самодеятельных умельцев декоративно-прикладного искус ства, из них около двухсот — мастера лозоплетения, — ска зала на открытии выставки Мария Сускина, директор обла стного Дома народного творчества. — Благодаря им народ ные традиции живут и по сей день. Но хотелось бы, чтобы интерес к преданьям старины глубокой проявляли и моло дые. У Галины Толкачевой, пятнадцать лет занимающейся ло- зоплетением, трое детей. Старший — в десятом классе, млад шая — в четвертом. По мере возможности они уже помогают маме в ее увлекательном, но не очень-то легком деле. — Лозоплетение считается мужским ремеслом, — говорит Галина Викторовна. — Лоза, действительно, достаточно тяже лый для обработки материал, но из нее можно делать необычай но изящные вещи. И, кстати, женская работа именно такой вот тонкостью и отличается от мужской. Так это или нет, посетители выставки могут определить сами. Экспозиция будет работать до 28 ноября. В этот же день в центре декоративно-прикладного и на родного творчества открылась еще одна выйтавка — «Тради ции и время». На ней представлены материалы последней летней экспедиции по селам Липецкого района, а также пред меты из музейных фондов Центра. Посетив ее, липчане оз накомятся с тем, как одевались в деревнях лет сто назад, из чего пили-ели, как создавали удивительные по красоте вы шивки, полные тайного, не всегда понятного даже самим мастерицам смысла. И еще узнают, что такое шушпан, ло- хонная кукла и чем люстр отличается от люстры. Софья ВОБЛИКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz