Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
п р о е к ты к о н к у р с образование Не страшны карьеры и овраги Дважды вторые Курсанты белорусской Военной академии армейскую службу знают Александр Грачев МИНСК — НОВОСИБИРСК МЕЖДУНАРОДНЫЙ конкурс , уже третий по счету , команд ву зов внутренних войск МВД Рос сии и стран СНГ под названием «Служа закону — служу народу» прошел в Новосибирске. Беларусь на нем представля ла команда факультета внутрен них во й с к Военной академии во главе с ее капитаном сержантом Максимом Авдейчуком. В острой борьбе белорусы заняли в об щем зачете второе место, ус ту пив хозяевам — команде Ново сибирско го военно го института внутренних войск МВД России. Состязания включали в себя преодоление шести этапов, наи более сложным из которы х был полевой . Глядя, к а к уверенно действовали белорусс кие кур санты в роли дозорно го отделе ния, поис ковой группы , о ка зы вали помощ ь «раненому» , бра ли полосу препятствий , х^юри вручило «академикам» из Бела руси грам о ту за полевой этап и на градило ком анду ф о тоаппа ратом. Открытый урок истории Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга помог своим белорусским ^ землякам создать музей Ольга Кисляк МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ О ТОМ чтобы создать в стенах Ш кло вс ко го ПТУ -139 музей , пе д а го ги задумывались давно. Учащиеся — будущие тра ктори сты, водители, электрики , швеи и повара, посещающие истори ко -краеведческий кр уж о к , — вместе собрали не один десяток экспонатов. В их числе и найденные у ба буш ек да дедуш ек на чердаках старинные самовары , прялки , утю ги и раритеты времен Вели кой Отечественной войны: фрон товые письма и фотографии, ка с ки и шинели . Помещение для музея в ПТУ было, но ему требо вался ремонт, да и экспонатов было все же маловато. — Несколько лет назад, на ве чере встречи с вы пускни ками , посвященном 25 -летию учили ща, Сергей Харлантьев, вырос ший в деревне Малое Заречье Ш кло вс ко го района и о кончив ший наше ПТУ в 1987 году, пода рил училищ у музы кальный центр, — рассказывает замести тель директора училища по учеб но -производственной работе Александр Радьков. — А узнав о мечте нынешних учащихся и пе дагогов , вызвался помочь. Увлекающийся историей депу тат не только выделил деньги на ремонт помещения, но и лично привез из Санкт-Петербурга в Шклов два ящика ценных экспона тов времен Великой Отечествен ной войны. Еще часть военных ре ликвий в музей передали Шклов ский военно-патриотический клуб «Поиск» и местные краеведы. В ис торико -краеведческом музее два зала: «Этнография» и «Великая О течественная вой на». Здесь можно увидеть ору жие времен Второй мировой , солдатское обмундирование и письма с фронта , немецкую пи шущ ую маш и н ку и старинные монеты . А учащийся Евгений Гришкин вылепил из пластилина диорам у обороны Ш клова в на чале Великой О течественной войны. Проекты орбитального масштаба В Минске открылся Второй Космический конгресс Мнение народов — жить вместе Восхождение к истокам Кадетское движение зарождается и в Беларуси Татьяна Хорошилова В МОСКВЕ в Российском фонде культуры прошла презентация двухтомника «Кадетские корпуса Российской империи» (автор Владлен Бурковский). С целью подготовки офицерских кадров в начале XVIII века в России были созданы первые военные дворян ские школы. Кстати, Нахимов, Су воров, Кутузов были кадетами. Зарождается кадетское дви жение и в Беларуси. Точнее, воз рождается. Гродненский кадет ский корпус возник в местечке Ш клов Могилевской губернии на базе Ш кловско го благородного училища. Его создание связано с именем Семена Гавриловича З о рича. Он открыл заведение для детей бедных дворян из Могилев ской, Смоленской и Черниговской областей. Серб по национально сти, Зорец был зачислен в один из сформированных гусарских пол ков. В 1776 году, он стал адъютан том Григория Потемкина. В 1799 году, после кончины Зорича, Шкловское благородное училище получило наименование «Шклов ский кадетский корпус» и было по ручено в ведение белорусского губернатора. Летом 1800 года ка детский корпус был переведен во дворец польских королей в Грод- но. Несколько выпускников этого кадетского корпуса заняли вид ные государственные посты. Так, А. З акревский стал генерал -гу бернатором Финляндии, потом московским военным генерал-гу бернатором. В 1807 году Гродненский кор пус был перемещен в Смоленск, а в 1838-м— в Москву и переимено ван в 1-ю М осковскую военную гимназию . Воспитанников кадет с ких корпусов отличает духовно нравственная подготовка: в чести — служение Отечеству, жертвен ность, профессионализм, чувство товарищества. Девизом 1-го Мос ковского кадетского корпуса были слова: «Бойся Бога, чти царя, ува жай власть, люби братию». И се годня в зале Российского фонда культуры собрались нынешние учащиеся кадетских заведений, ветераны воинской службы. Им выпала честь продолжать старин ные отечественные традиции. Глаза и уши ВМФ Девять тысяч километров на «этажерках» Окончание. Начало на стр. I Что касается поправки, пред ложенной российским Центриз биркомом и одобренной, ка к мы уже отмечали, членами совмест ной комиссии, то Л. Ермошина прокомментировала это так: «Ос новная позиция россиян базиро валась на том, что у наших стран сложились свои избирательные системы с определенными разли чиями. Ломать их не стоит, по скольку это может создать ряд сложностей на территории каждо го государства при организации избирательной кампании». Стороны, ка к видим, неплохо потрудились по доработке проек та Конституционного Акта. Вместе с тем осталось несколько неболь ших спорных вопросов, которые необходимо согласовать. Возмож но, комиссия соберется еще раз. К а к считает руководитель группы российских экспертов по подго товке Конституционного Акта Але ксей Автономов, «проект, который будет отдан президентам, должен быть не просто приемлемым, а хо рошим ка к для белорусской, та к и для российской стороны». Если заняться математически ми расчетами, то ситуация склады вается так. Если ВГС одобрит про ект Конституционного Акта в нояб ре, то он поступит в Парламентское Собрание Союза Беларуси и Рос сии. Для рассмотрения, доработки и принятия документа потребуется два-три месяца. Где-то в конце зи мы, после одобрения проекта со юзными парламентариями, он бу дет направлен главам наших госу дарств. Те внесут проект в нацио нальные парламенты для ратифи кации — а на дворе уже март. Сле дующий этап — объявление рефе рендумов, на подготовку которых, по мнению специалистов, уйдет минимум три месяца. Значит, уже в июне, если ничего не затягивать, в России и Беларуси можно будет провести референдумы. Впрочем, в качестве этого сро ка назывались и весна, и осень 2006 года. До последнего времени Кон ституционный А кт давался Союз ному государству нелегко. Тут и разногласия российских и бело русских экспертов, и инерция в их работе, и вынужденные замены участников совместной комиссии, после чего нередко старые нара ботки отставляли в сторону и на чинали искать новые пути. Да плюс к тому же наши извечные ожидания «указаний сверху». Сегодня политическая воля проявлена, руководители наших стран призвали к активизации процесса, никто палки в колеса не ставит. Значит «союзный долго строй» позади, а наши народы мо гут реально обрести Конституци онный А кт Союзного государства в будущем году. Справка«СОЮЗа» Белорусскийавтомобильныйзаводстоитводномрядус ведущимимировы миконцернамипопроизводствукарьернойтехники. За 9 месяцев2005 года потребителямотправленоболеетысячи самосвалов. Этона18 процентов больше, чемгодомраньше. 727 из нихпоставленывРоссийскуюФедера цию— на предприятияКузбасскогоугольногобассейна, металлургических идобывающихкомбинатовУральского региона, горнодобытчикамЯкутии, ДальнегоВостокаиКольского полуострова. скои информации уже создан по итогам реализации первой союз ной программы «Космос БР». — Беларусь активно движется вперед и хорошо понимает назна чение космических систем, ин формации и технологий для улуч шения жизни людей, — сказал в своем выступлении директор НИИ космических систем Вале рий Мельников. — Когда в 1999 году была утверждена первая со вместная программа, еще возни кали вопросы: зачем это нужно? Теперь, когда она успешно реали зована, создан центр приема и обработки информации, мы при ступили к выполнению второй программы — «Космос СГ» и уже имеем в портфеле разработки третьей — до 2011 года. Вопрос только в том, ка к это лучше сде лать. Сегодня Беларусь и Россия ра ботают над проблемой создания группы спутников для космиче ского зондирования поверхности Окончание . Начало на стр. I Узел связи российского ВМФ под Вилейкой знаменит еще и тем, что здесь, в бетонном укры тии находится аппаратура эта лонного времени «Сандал». К а к нам пояснили, за 100 тысяч лет (!) эти атомные часы мо гут о т стать или уйти вперед лиш ь на секунду. «Зачем такая суперточ ность?» — интересуемся. О ка зывается, в морской навигации и на флоте это первое дело. Без эталонного времени невозможна точная «привязка» подводной лодки по месту нахождения в Ми ровом океане, ка к и расчет трае ктории полета спутника или дру го го косм и чес ко го объекта , за которым корабли ВМФ мо гут ве сти наблюдение. За секунду, ска жем , баллистическая ракета преодолевает не один кил о метр... Когда О. Богданов сказал , что с 1968 года радиостанция «Ан тей» является отличной частью ВМФ , я переспросил : не ослы шался ли? Да нет, действитель но уже 37 лет вилейские моряки ходят в правофланговых , а не давно они еще и победили в кон курсе среди частей центрально го подчинения по обеспечению безопасны х условий военной службы. Все эти дост :*„;ения, ко нечно же, заслуга людей и в пер вую очередь опы тнейш е го ко мандира капитана 1-го ранга Владимира Кузнецова , ко торо му нынешней осенью исполни лось 60 лет. Из отзы вов подчи ненных — сам он находился в от пуске — мы поняли , что Влади мир Валентинович уни кальная личность . Без малого 37 лет от служил в родной части, из них 16 — командиром , пройдя путь от матроса до капитана 1-го ранга. Белорусская В илейка для него , русского человека, стала второй родиной. Здесь у Владимира Ва лентиновича столько друзей , сколько нет, наверное, нигде. На белорусской земле выросли их с Валентиной Я ковлевной дети: оба сына, к а к и отец, стали офи церами. Впрочем, военными династи ями здесь ни ко го не удивиш ь . Не та к д авно уволился в запа с главный инженер радиостанции капитан 2 -го ран га В и ктор К и р санов, но фамилия сохранилась в списках части благодаря сыну, лейтенанту . На смену военному пенсионеру Петру Синькевичу в строй стал сын С ер гей , ныне уже капитан 2 -го ранга , началь н и к ради отехн иче с ко го отдела станции. Здесь, в лесу, военные моря ки ж иву т обособленно, но не ас кетично . В их городке есть все, что полагается : штаб, учебный корпус , казарма , музей , спорт зал, библиотека , матросская и офицерская бани, столовая, ма газин белорусского «Военсерви- са», свои склады и котельная. В сопровождении хозяев, ка питанов 2 -го ранга Олега Богда нова и Сергея Николаенко, идем в казарм у . Она пуста, но койки аккура тно заправлены , пол бле стит, ка к надраенная палуба ко рабля. Кажется, еще вчера здесь жили люди. — Уже давно не живут , — го ворят нам. — Последний матрос ■ Заместитель командира части по воспитательной работе, ка питан 2-го ранга Сергей Нико лаенко. уволен в запас весной 1994 года. С тех пор остались одни офице ры, мичманы и военнослужащие по контракту . Но в казарме , ка к видите, есть свет, вода, тепло, она всегда готова принять новых постояльцев. Сразу видно, что на «Антее» служат не временщики , а влюб ленные в свое флотское дело люди. И хотя находятся они за сотни километров от морей и родной страны, это не столь важ но. Главное, что военные моряки чувствуют себя в сухопутной Бе ларуси ка к дома и знают , что их службу ценят. В середине 1990-х из Москвы в Вилейку приезжали несколько комиссий . Их представители очень удивлялись, что все тут со хранилось в целости и сохранно сти, че го нельзя было ска за ть о других российских военных объ ектах, оказавшихся после распа да С ове тско го Сою за за грани цей. Когда мы поинтересовались , с кол ь ко бел орусс ки х граждан сегодня обеспечивают военизи рованн ую охрану и ж и знед ея тельность радиостанции «Ан тей», то хозяева затруднились с точным ответом , что , впрочем , неудивительно. Нередко в семь ях многих военных моряков муж р усс кий , а ж ена и дети по па с порту — белорусы . Об этих «на циональны х особенностях» се м ейно го бы та даже не за д умы вались, по ка российские парла ментарии не внесли поправ ки в за конода тельс тво , и з -за че го у людей в погонах, по дол гу сл уж бы находящихся з а границей , неожиданно во зн и кли пробле мы с получением государствен но го жилья на родине . О тныне оно положено только гражданам России . А вот если члены семьи оф ицера имею т д р у гое гр а ж данство , например , у капитана О лега Бо гданова ж ена и дети получили бел орусс кие паспор та, то им в праве на квадратные метры о т каж у т . Такой вот ю ри д иче с кий ка зус получается. Так что в реальном уравнивании прав граж д ан С ою за семьи ви- лейских моряков кровно заинте ресованы. ...На территории станции встречаем симпатичную женщ и ну в форме мичмана. Знакомим ся: Павличенко Галина Василь евна, одна из тридцати сл ужа щих здесь представительниц прекрасно го пола, жена россий ско го офицера. Скоро они, види мо, переедут в Нижний Новго род, где им должны выделить квартиру . Но многие , к а к нам рассказали , оставив службу, на всегда оседают в Вилейке. И не потому, что некуда ехать. Так уж человек устроен — от добра доб ра не ищет. Перед тем к а к проститься, нам пока зали еще одну досто примечательность «Антея» — большой яблоневый сад, поса женный по инициативе команди ра в честь 55-летия Победы над ф ашизмом . В прошлом году он дал первые яблоки. А сколько их еще будет... Окончание . Начало на стр. I Особенно это касается 320- тонника, сошедшего с конвейера в сентябре нынешнего года. Дви гатели, электрическая начинка, шины и гидравлика машины — все западное. Ни в Беларуси, ни в России ничего подобного нет. Хотя ситуация эта странная. Для успешного развития произ водства карьерного транспорта в России построены два завода — Уральский турбомоторный и Ба лаковский в Саратовской облас ти. Но примерно с 1998 года жо- динский БелАЗ не закупает здесь двигатели по той простой причи не, что их нет. — Если тенденция сохранится, — комментирует ситуацию гене ральный директор ПО «БелАЗ» Павел Мариев, — мы потеряем былых поставщиков. Плохо, безу словно, но не смертельно. Вот только наши покупатели в России все больше и больше будут зави сеть от оборудования западных стран. Между тем в России 90 процентов железной руды, 70 про центов цветных металлов и 60 процентов угля добывается от крытым способом, то есть с помо щью карьерных самосвалов. В 2002 году БелАЗ завершил крупномасштабную реконструк цию и имеет технические возмож ности обновлять ассортимент про дукции каждые 3 года. Предприя тие идет в ногу с тенденциями рынка. К примеру, 320-тонников в мире всего около сотни. И один из них белорусский. После обкатки его аккуратно разберут и повезут на работу в угольные разрезы Куз басса в Кемеровскую область. Сырья с каждым годом становится меньше, добывать его все труд нее. Карьеры углубляются, и тре буются машины все большей мощности и грузоподъемности. Если 10 лет назад самым ходовым был 30-тонник, то в нынешнем го ду, например, в фаворе самосвал на 55 тонн. Но традиционные рос сийские поставщики комплекта ции для карьерных самосвалов, увы, затормозили шаг. Хотя все шансы вернуть утра ченные позиции и восстановить кооперацию есть. В России для этого имеются и производствен ные и технологические возможно сти. Нужны деньги. Около 3 милли ардов российских рублей готов вы делить на решение проблемы со юзный бюджет. Кстати, из них Бе лАЗу всего 400 тысяч российских рублей. Еще 4 миллиарда рублей должны будут инвестировать сами предприятия. Итого: стоимость со юзной научно-технической про граммы «Карьерный транспорт» — около 7 миллиардов российских рублей. Разработана она еще 2 го да назад и, ка к надеются участни ки (в этом масштабном проекте за действованы около 15 российских предприятий), в2006 году будет ут верждена. В ее основе в первую очередь — возрождение россий ского дизелестроения. — Есть техническое обоснова ние, — продолжает П. Мариев, — что подобные двигатели будут востребованы не только на БелА Зе, но и в геологоразведке, модер низации тепловозов, годятся они и для морских судов. То есть рынок сбыта достаточно широк. В модер низации нуждается и электриче ское силовое оборудование. Кро ме того, с увеличением грузоподъ емности необходимы новые высо копрочные стали. В Москве сохра нился специализированный науч но-исследовательский институт. Ему и крупным российским метал лургическим заводам вполне по силам такой проект. Мы очень на деемся, что дальнейшая модерни зация карьерных самосвалов бу дет проходить с учетом развиваю щихся технических параметров комплектации из России. Дело осталось за тем, чтобы утвердить программу и выделить деньги. И через 3 года двигатель «БелАЗа» снова станет россий ским. МИНСК — МОСКВА УЧЕНЫЕ из России, Украины, Бе ларуси и Азербайджана в течение трех дней будут обсуждать пер спективы космического сотрудни чества и заслушают более 80 док ладов. Примечательно, что кон гресс проходит в то время, когда Беларусь активно готовится стать полноправным членом клуба кос мических держав. К таковым в мире относят государства, имею щие собственные спутники Зем ли или системы считывания и об работки их информации. По сло вам генерального директора Объединенного института проб лем информатики Национальной академии наук Беларуси Сергея Абламейко, первый отечествен ный спутник «БелКА» появится на орбите не позднее марта 2006 года. А центр обработки космиче- Междутем Первыйбелорусскийкосмический спутник «БелКА»будетзапущенвмарте 2008 году, заявилвовторникнаВторомКосмическомконгрессев Минске директорНИИкосмическихсистемимениХруничеваВалерийМельников. Планируется, что«БелКА»возьметстартс космодромаБайконурприпомо щиракеты-носителя «Днепр». Кстати, на сегодняшнийдень«Днепр»уже вывелнаорбиту22 космическихаппарата из девятистран. Запуск создава емого совместнымиусилиямикосмического аппарата позволитБеларуси обрестистатус космическойдержавы. Аналоговбелорусскомуискусствен номуспутнику, как отмечаютспециалисты, вмире нет. Соб. инф. Восемьдесят лет назад советские летчики впервые совершили перелет Москва— Пекин — Токио Во время перелета Москва — Пекин. У Р-2 М. Громов и А. Екатов со своими механиками Ф. Маликовым и Е. Раздевичем. Июнь 1925 г. Аэлита Сюльжина планеты и системы космической навигации. Снимки из космоса с точностью до 2,5 метра позволят оперативно выявлять очаги лес ных пожаров и аварий нефтепро водов, в десятки раз ускорить и упростить процессы геологораз ведки, геодезические работы. А без единой комплексной косми ческой системы навигации , поз воляющей отслеживать передви жение грузов в любой точке пла неты, Беларусь не сможет остать ся полноправным участником ме ждународного транспортного ко ридора с Востока на Запад. Эти ■ В создании первого белорусско го космического спутника при нимала участие и российская РКК «Энергия» им. С. Королева и ее бывший генеральный кон структор Юрий Семенов. проекты планируется завершить в ходе реализации третьей союз ной космической программы, ко торую представят для обсужде ния правительствам России и Бе ларуси уже в следующем году. Более подробно о работе кон гресса мы расскажем в следую щем номере «СОЮЗа». Александр Дмитриев ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ФОНДА КУЛЬТУРЫ В 1925 ГОДУ советские авиа то ры соверш или настоящ ий под ви г: на первы х самолетах , по строенных на московском за во де им. Авиахима, бывшем «Дук- се» , выполнили беспримерны й перелет на ги га н тс ко е даже по нынешним временам расстоя ние: из Москвы в Пекин, а потом в Т окио . Первые со ве тс ки е с а молеты Р-1 и Р-2 мало чем отли чались от французских «Ньюпо- ров» и «Фарманов» — э таж е рок , к а к их назы вали сами л е т чики . Их конструкция была про стой , деш евой и прочной . Э ки паж — два челове ка . М а кси мальная с корость — 185 ки л о метров в час, вооружение — два пулемета. Стартовав утром 10 июня 1925 года, воздушная экспедиция 13 июля совершила посадку в Пеки не. З а 54 полетных часа было преодолено расстояние от Крем левской до Китайской стены — шесть с лишним тысяч километ ров. На Р-1 полетели М. Громов и М. Волковойнов, на Р-2 — за во дской л е тчи к Аркадий Екатов . Перелет из Пекина в Токио — 2800 километров — занял еще три дня. Осилить первый участок в те времена мало ком у удава лось, а на второй у японцев и французов уходило 8, в лучшем случае 6 дней. Зарубежная пресса откры то сомневалась в успехе советской воздушной экспедиции . П ричи ны две. Первая — примитивная, несшая в себе гены неприятия всего «красного». Вторая — объ ективная практика дальних пере летов за рубежом . Накануне со ветской экспедиции дальний кругосветный перелет организо вали американцы на своих зн а менитых машинах «Дуглас» с моторами «Либерти» в 400 ло шадиных сил. В состав экспеди ции входило 4 самолета. А м е р и ^ ^ж канские заводы к перелету с п е ^ ^ ^ цмально выпустили 70 моторов, на всех участках маршрута име лось большое число самолетов и запчастей . И на каждой тысяче километров меняли то крылья, то пропеллер, то шасси. И все рав но даже после замены 15 (!) мо торов конечной цели достигли лишь два самолета. В знаменитом для того време ни перелете Париж — Токио французский летчик Пелетье-Ду- ази долетел до Шанхая, разбил машину и уже на другой , выдан ной ему китайским правительст вом, вылетел в Токио. 25 марта 1924 года англичане организова ли кругосветный перелет на само лете «Виккерс-Викинг» с мотором «Роллс-Ройс». После преодоле ния 8500 километров, дважды по меняв моторы и весь самолет, летчик у Петропавловска-Камчат- ского потерпел очередную ава рию и на этом свое выступление закончил. Иная картина предстала в со ветском перелете. Из записей в бортовых ж урналах видно, что моторы отечественного произ водства работали хорошо. Боль ше того, запаса прочности и у ма шин, и у людей хватило еще на один перелет — до Токио. От Пе кина наши летчики на «сухопут ных» самолетах только над во дой пролетели 2400 километров, вновь продемонстрировав высо кое мастерство пилотажа и за мечательные возможности мо лодой советской авиации . За этот перелет летчики были на граждены орденами Красного Знамени. к н и ж н а я п о л к а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz